Какой падеж всегда употребляется без глагола. Винительный падеж
1. Т.п. требуют следующие вспомогательные глаголы
в составных именных сказуемых. Т.п. от кесим таркибига кирувчи қуйидаги кўмакчи феъллар билан ишлатилади:
Б ы ть (нсв): Он был инженером . Он будет инженером .
Стать (св): Он стал инженером . Он станет инженером .
Являться (нсв): Право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека, закреплённым Конституцией.
Казаться (нсв): Пароход издали казался точкой .
Оказаться (св): Точка, которую мы не заметили на горизонте, оказалась пароходом.
Считаться (нсв): Преступлением считается предусмотренное законом общественно опасное деяние.
Называться (нсв): Около 621 года до нашей эры в Древней Греции была проведена запись обычного права, которая и стала позднее называться законами Дракона.
Призна(ва)ть(ся): Законы царя Хаммурапи признаются важнейшим памятником древневавилонского права.
2. Т.п. требуют следующие глаголы несовершенного вида:
а) руководить семинаром, строительством, работой, практикой;
управлять , править государством, машиной;
заведовать магазином, библиотекой, отделом, кафедрой;
командовать ротой, батальоном, парадом;
распоряжаться средствами, людьми.
б) располагать временем, возможностями;
обладать способностями, знаниями, опытом;
владеть языком, оружием, техникой, землёй;
овладевать знаниями, языком, техникой;
в) интересоваться музыкой, литературой, правом, техникой;
увлекаться работой, искусством;
любоваться видом, картиной, природой;
восхищаться}
восторгаться} красотой, книгой, смелостью;
наслаждаться покоем, музыкой;
гордиться успехом, результатами.
г) заниматься спортом, русским языком, историей;
пользоваться советом, опытом, словарём, компьютером;
дорожить доверием, дружбой, человеком, временем;
жертвовать жизнью, удобствами;
рисковать жизнью.
д) работать, выбирать - выбрать, назначать – назначить - в сочетании с этими глаголами существительное обозначает должность или профессию:
Он работает на заводе инженером. Матлюба работает адвокатом .
Его назначили директором .
Ахмеда выбрали старостой .
Тренировочные упражнения
Упражнение 1.
Поставьте вопросы к существительным в Т.п.
1. Михаил Васильевич Ломоносов был гениальным мыслителем и учёным. Он был химиком и поэтом, физиком и филологом, астрономом и художником, геологом и философом.
2. Хаммурапи был самым знаменитым из всех вавилонских царей. Чрезвычайно важным событием при нём было создание и введение в действие нового свода законов.
3. Свод законов Хаммурапи является важным памятником в истории Двуречья.
4. Каждый юрист должен быть хорошим психологом.
5. Хочу стать квалифицированным специалистом.
6. Мухсин хочет стать прокурором, а я хочу стать адвокатом.
7. Мать работает учительницей, сестра - судьёй.
Упражнение 2.
Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания. Следите за порядком слов.
1. Мой, отец, быть, предприниматель.
2. Он, стать, хороший специалист после окончания института.
3. Эта девушка, оказаться, Герой Узбекистана.
4. Он, остаться, наш хороший товарищ.
5. Эта отрасль права, являться, наиболее интересный.
7. Алишер Навои, быть, не только гениальный мыслитель, учёный, поэт, философ, но и, выдающийся государственный деятель.
Упражнение 3.
Вместо точек поставьте подходящие по смыслу глаголы (глаголы выберите из списка внизу).
1. Ахмед … ещё со школьных лет моим лучшим другом.
2. Он всегда … мне очень хорошим, душевным и искренним человеком.
3. Райхон … лучшей студенткой на нашем курсе.
4. Вчера утром было тепло, но к вечеру день … холодным.
5. Это известие … для меня полной неожиданностью.
6. Наступила весна. Погода с каждым днём … всё более тёплой.
7. Моя старшая сестра … учительницей.
(Глаголы для вставки: остаться, казаться, считаться, сделаться, оказаться, становиться, быть).
Упражнение 4.
Измените данные ниже предложения так, чтобы в качестве сказуемого можно было употребить глаголы называться, считаться, являться.
1. Хищение - родовое понятие.
2. Предмет хищения – любое имущество, обладающее материальной ценностью.
3. Разбой – нападение с целью похищения чужого имущества.
4. Грабёж – хищение, совершённое открытым способом.
5. Мошенничество - завладение чужим имуществом или правом на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.
6. Экология – наука о взаимоотношениях человека с природой.
7. Убийство – противоправное умышленное лишение жизни другого человека.
8. Наступление биологической смерти – конечный момент жизни человека.
9. Убийство из хулиганских побуждений - преступление против личности.
10. Штраф – денежное взыскание в доход государства.
11. Арест – содержание лица в условиях строгой изоляции.
Упражнение 5.
Вместо точек поставьте подходящие по смыслу глаголы.
1. Семинаром по философии … преподаватель Усманов.
2. Хорошо … автомобилем довольно трудно.
3. Мой товарищ в прошлом году … геологической экспедицией, а в прошлом году он … туристическим походом.
4. Директор … заводом.
5. Офицер … батальоном (ротой, полком).
6. Профессор Т.Махмудов уже десять лет … заведует кафедрой конституционного права.
7. Хозяйством … А.Алимова.
8. Правительство … государством.
9. Каждый взрослый и самостоятельный человек должен уметь … своим временем.
Глаголы: управлять, командовать, заведовать, руководить, распоряжаться.
Упражнение 6.
Вместо точек поставьте глаголы.
1. За свою честность, доброту, смелость, хорошее отношение к товарищам Мухаммед … заслуженным авторитетом и любовью в группе.
2. Икром … доверием и совершил нечестный поступок.
4. Мать в семье … большой любовью и уважением.
5. Как и все занятые люди, он … временем.
6. Я часто … этим путём, так как он короче и красивее, чем шоссе.
7. Брат … историей, сестра … музыкой.
Глаголы: воспользоваться, пользоваться, злоупотреблять, интересоваться, увлекаться, дорожить.
Упражнение 7.
Раскройте скобки, ставя слова в нужной форме.
1. Аскар пренебрегает (наши советы).
2. Весь вечер мы наслаждались (музыка) Чайковского и Моцарта.
3. После окончания института он работает юрисконсультом в университете.
4. На собрании курса мы выбрали старостой Махмуда.
5. Директор назначил (свой заместитель) Л.Турсунова.
6. Он притворился (больной), чтобы не ходить на занятия.
7. Жасур хвалился (свои успехи).
8. Барно интересуется (живопись), занимается (музыка).
Упражнение 8.
Замените данные предложения близкими по смыслу так, чтобы выделенные слова стояли в Т.п. Используйте глаголы, требующие Т.п.
1. Нам очень дорого время.
2. Докладчик рассмотрел только эти вопросы.
3. Работник милиции принёс в жертву свою жизнь, чтобы спасти товарища.
4. Андрей не обращал внимания на наши советы.
5. Мальчишка делал вид, будто он больной.
6. Все громко говорили о том, что им нравится выступление артиста.
7. Мы с удовольствием смотрели на на картину заходящего солнца.
8. Сергей много говорит о своих способностях.
9. При подготовке я использую словарь.
10. Я получаю удовольствие от тишины и покоя в лесу.
11. Все громко говорили о том, что им нравится новая картина художника.
Глаголы для вставки: пользоваться, восхищаться, притворяться, жертвовать, дорожить, ограничиться, пренебрегать, любоваться, наслаждаться, хвалиться,
Упражнение 9.
Ответьте на вопросы, используя существительные, данные в скобках.
1. Чем злоупотребило должностное лицо? (власть)
2. Чем нельзя заменить штраф? (исправительные работы)
3. Кем задержан преступник? (посторонние лица)
4. Кем обжаловано постановление? (заинтересованные лица)
5. Как наказывается должностной подлог? (штраф, исправительные работы, лишение свободы)
6. Каким может быть подлог? (материальный, интеллектуальный)
7. Чем завладели преступники? (огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества)
8. Чем является огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства? (предмет преступления)
9. Чем характеризуется хулиганство? (умышленное пренебрежение правилами поведения в обществе)
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
С ПРЕДЛОГАМИ (ОЛД КЎМАКЧИЛИ Т.п.)
С Т.п. употребляются следующие предлоги. Т.п. билан қуйидаги олд кўмакчилар ишлатилади:
с, над, под, перед, за, между.
1. Предлог С
Существительные с предлогом С употребляется для обозначения:
а) лица, совместно с которым производится действие. (= билан) С олд кўмакчили от ҳаракатни ҳамкорликда, биргаликда бажараётган шахсни билдиради :
Брат пришёл домой (с кем?) с товарищем .
Я разговариваю (с кем?) с преподавателем .
б) признака предмета . (= -ли) Предмет белгисини билдиради:
Мы жили в (какой?) комнате с большими окнами .
Я запомнил этого человека (какого?) с бородой .
в) образа действия . (= билан ) Ҳаракат тарзини билдиради:
Студенты слушали лекцию (как?) с интересом .
Он руководит работой (как?) со знанием дела.
г) в сочетании с глаголами и образованными от них существительными. Феъллар ва улардан тузилган отлар билан бирикиб келади:
(= билан) поздравлять - поздравлять с Новым годом, с праздником,
поздравление с Новым годом, с праздником ;
связывать - связать - связь с законом,
соединять - соединить - соединение теории с практикой ,
сопрягать – сопряжённость с чем-либо (с побоями, с причинением вреда ).
(= -га биноан) в словосочетании: в соответствии с законом, в соответствии с частью 3 статьи 169 УК РУз, в соответствии со статьёй 167 УК РУз, в соответствии с пунктом «а» части 2 ст.169 УК РУз, в соответствии с правилами;
(= қарши) бороться - борьба с врагами ,
сражаться - сражение с противником ,
драться - драка с мальчишками ,
соревноваться – соревнование с товарищами .
2. Предлог ЗА
употребляется для обозначения:
а) места (= - да, ор қасида ) За
Летом мы жили за городом.
Мы сидели за столом.
б) в сочетании с глаголами движения цели движения ( = учун ) Ҳаракат феъллари билан биргаликда ҳаракат мақсадини билдиради:
Мать ушла в магазин за хлебом .
Я пойду в библиотеку за книгами.
в) времени (= -да, пайтида):
За обедом за ужином, за завтраком, за чаем, за работой.
За обедом отец читал газету.
г) причины в официально-деловой речи в сочетаниях (= сабабли )
Расмий иш услубида айрим сўз бирикмаларида сабабни билдиради:
За отсутствием свободного времени я не смог выполнить поручение.
За отсутствием состава преступления дело было закрыто.
За неимением материалов строительство задерживается.
За неимением улик подозреваемый был отпущен.
д) после глаголов . Қуйидаги феъллардан кейин ишлатилади :
следовать за проводником,
следить за ребёнком, за подозреваемым,
наблюдать за событиями,
гнаться за зайцем
3. Предлог НАД
А) места. (= устида, устидан) Над олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланилади:
Лампа висит над столом .
Самолёт пролетел над полем, озером, домами .
б) в сочетаниях:
С глаголом и существительным: работать – работа над докладом
(= устида);
С глаголами: смеяться над глупостью (= устидан)
думать над вопросом (= устида, тўғрисида)
4. Предлог ПОД
употребляется для обозначения
а) места (= остида, остонасида). Под олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:
Тетрадь лежит под книгой .
Летом мы жили под Москвой.
б) в сочетаниях (= остида, = деганда тушунилади):
работать под руководством ,
быть, находиться под наблюдением, под контролем, под надзором, под угрозой, под судом,
пониматься, подразумеваться под чем-то.
Под преступлением понимается(подразумевается) общественно опасное деяние.
5. Предлог ПЕРЕД
употребляется для обозначения
а) места (= олдида, рўпарасида). П ере д олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:
Цветы растут (где?) перед домом.
Перед институтом (где?) расположен сквер.
б) времени (= олдидан )
Ты должен вернуться домой (когда?) перед обедом
Я зайду к тебе (когда?) перед занятиями.
в) в сочетаниях (= олдида, олдидаги):
ответственность перед народом , обязанность перед государством , долг перед родиной.
6. Предлог МЕЖДУ
употребляется для обозначения
а) места (= орасидан, ор а ли ғида ). Между олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:
Дорога шла между рекой и горами .
б) времени (= орасида, оралиғида ):
Мы пойдём в буфет (когда?) между последней лекцией и семинаром.
Он вернётся между пятью и шестью часами.
в) в сочетаниях (= ўртасида, ўртасидаги, орасида, орасидаги):
отношения между государствами, мир, дружба между народами, договор, союз между странами;
(= ўртасидаги ) разница
сходство между предметами, сёстрами, братьями.
Тренировочные упражнения
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление существительных с предлогами.
1. Деревня за рекой ещё спала … Дымок не поднимался над крышами.
2. Широкая радуга стояла над лесом: там, где-то за озером, шёл небольшой дождь.
3. Перед берёзовой рощей расстилался ровный, широкий луг.
4. Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром.
5. За дверью залаяла собака, послышались тяжёлые мужские шаги.
6. Я поселился поздней осенью в деревне под Ургутом.
7. Был тёплый май. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.
8. За деревней начинается поле, за полем – лес.
9. Брат поехал на вокзал за билетами.
10. После лекции студент разговаривал с преподавателем.
11. Он человек с твёрдыми убеждениями.
12. Дети с нетерпением ждали отца.
13. Я поздравила подругу с Днём рождения.
14. Шёл день за днём, а они не возвращались.
15. За обедом мы рассказали друг другу все новости.
Упражнение 2.
Ответьте на вопросы. Слова из скобок поставьте в нужном падеже.
1. Над кем все весело смеялись? (неудачный артист)
2. Над кем подшутил Аскар? (младший брат )
3. Над чем смеются ребята? (слова мальчишки)
4. Где был небольшой сад? (дом)
5. Где мы остановились? (новая афиша, рекламный щит )
6. Когда мы хорошо повторим весь материал? (экзамены)
7. Как он написал изложение? (ошибки)
8. За чем наблюдает дежурный? (порядок в аудитории)
9. За кем установили наблюдение пограничники? (незнакомый человек )
10. Как работают студенты? (руководство куратора )
11. Где была большая открытая территория? (берег реки и лес)
Упражнение 3.
Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогом с или без предлога. Спишите предложения.
1. Мы отнеслись к этому рассказу (недоверие ).
2. Студенты слушали лекцию (внимание).
3. Студент написал упражнение (ошибки ).
4. Зрители смотрели фильм (большой интерес).
5. Этот студент пишет (красивый почерк ).
6. Ребёнок спит (крепкий сон).
7. Дети смеялись (звонкий смех).
8. Подруга (радость) согласилась помочь мне.
9. Он вошёл в комнату (быстрые шаги ).
10. Она говорит по-русски хорошо, но (акцент).
11. Расскажите текст (свои слова).
12. Молодой судья работает хорошо (знание дела ).
13. Я (удовольствие) пойду на концерт.
14. Статья написана (понятный, простой язык).
Упражнение 4.
Спишите предложения. Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогом.
1. Пароход шёл (мост).
2. Окно было высоко (земля).
3. На столе стояла ваза (цветы ).
4. Мы отдохнули (ель).
5. Небо потемнело (гроза).
6. Мы выполним свой долг (Родина).
7. Дети (нетерпение ) ждали праздника.
Упражнение 5.
Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогами перед, над.
1. (Выход ) мы ещё раз тщательно проверили всё.
2. Низко (вода), около берега, на ветке сидела птица.
3. Ребята остановились (закрытая дверь ).
4. Андрей долго стоял (прекрасная картина ) Репина.
5. Гнездо орла было устроено (самая пропасть ).
6. (Стол) висел портрет отца, а (кровать) - портрет младшего брата.
7. (Дача) были посажены розы и георгины.
Упражнение 6.
А) Обратите внимание на различие в значений выделенных конструкций.
1. Девушка ответила нам улыбкой – значит: её улыбка была ответом.
Девушка ответила нам с улыбкой – значит: она что-то сказала, улыбаясь.
2. Старик проводил гостя словами благодарности – значит: старик не пошёл специально провожать гостя, а просто сказал на прощание слова благодарности. Старик проводил гостя со словами благодарности – значит: старик пошёл проводить гостя и попутно сказал несколько слов благодарности.
б) Объясните разницу выделенных конструкций.
1. Он добился всего своим трудом . Мы с трудом её поняли.
2. Этот парень до всего дошёл своим умом . К этому вопросу надо подойти
с умом.
3. Ребёнок встретил нас плачем. Ребёнок встретил нас с плачем.
4. На наши слова фермер ответил недоверием . На наши слова фермер ответил с недоверием .
5. Свои ошибки он объяснил волнением . Свои ошибки он объяснил
с волнением.
Упражнение 7.
А) Опишите аудиторию, в которой вы занимаетесь, пользуясь предлогами: за, с, над, под, перед, между .
Б) Составьте аналогичный рассказ о своей комнате.
Упражнение 8.
Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогами. Спишите предложения.
1. (Допрос) дознаватель или следователь должны выяснить у допрашиваемого его Ф.и.о., время и место рождения и другие данные.
2. Они должны сравнить эти данные (другие сведения ).
3. В соответствии (закон ) личный обыск производится (участие понятых) одного пола (обыскиваемый).
4. Все изымаемые предметы и документы должны быть перечислены в протоколе (точное указание ) количества, меры, веса.
5. Разбой – это нападение (цель ) похищения чужого имущества, соединённое (причинение ) телесных повреждений средней тяжести.
6. (Грабёж ) понимается хищение, совершённое открытым способом.
7. Рассматриваемое нами преступление включает признаки: использование лицом (путь действия ) своих должностных полномочий; наличие причинной связи (деяние и наступившие преступные последствия ).
8. (Хранение ) следует понимать любые действия, связанные (нахождение)
Наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного, в частности при себе, в помещении, в тайнике или других местах.
9. Хулиганство может выражаться и в действиях, сопряжённых (издевательство) (малолетний, инвалид, престарелые и беспомощные лица).
10. В соответствии (п. «а» ч.2 ст. 169 УК РУз, ст.ст. 321, 322, 324, 331 УАК РУз) было принято постановление о возбуждении уголовного дела.
11. (Приказ ) подразумевается любое служебное распоряжение начальника, обращенное к подчинённым.
12. (Отсутствие состава преступления ) уголовное дело было прекращено.
13. (Неимение улик ) подозреваемый был освобождён.
14. Международный терроризм часто служит орудием политики, направленной на подрыв мира (народы, государства ).
Упражнение 9.
Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Подготовьте пересказ.
Миллион друзей
В краю, где я вырос, есть много обычаев, которыми гордится наш народ. К сожалению, я редко бываю в своей деревне, и многие обычаи постепенно забываются. Но когда я приезжаю в родные места, невольно вспоминаю их.
Однажды я приехал на родину с другом.. Он был здесь впервые. По дороге я рассказывал ему о наших обычаях, что принято у нас, я что не принято. Однако я не мог рассказать ему обо всём.
Когда мы сошли с поезда, я начал здороваться со всеми, кого мы встречали: с дежурным по станции, с носильщиком, с маленькой девочкой.
Мы, что, приехали? - спросил меня приятель.
Да нет. Нам ещё нужно пересесть на электричку, и через часа два мы будем дома.
Откуда же у тебя здесь миллион друзей и знакомых?
И мне пришлось объяснить ещё один наш обычай – здороваться со всеми, даже с неизвестными людьми. Это хороший обычай: идёшь по родной земле, встречаешь людей, и они здороваются с тобой, как будто сама родина говорит тебе «Здравствуй!»
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ
Употребляется только с предлогами. П.п. фақат олд кўмакчи билан қўлланилади:
о, в, на, при, по
1. Предлог О
употребляется для обозначения речи или мысли . Нутқ ёки фикрни билдириш учун ишлатилади (= ҳақида, тўғрисида) :
Студенты рассказывали о посе щ ении музея.
Мы читали рассказы о лётчиках .
СПИСОК
О
Несовершенный Совершенный
А) говорить сказать о недостатках; разговор о недостатках
рассказывать рассказать о поездке; рассказ о поездке
разговаривать - о погоде; разговор о погоде
беседовать побеседовать о задачах; беседа о задачах
сообщать сообщить о приезде; сообщение о поездке
просить попросить о помощи; просьба о помощи
спрашивать спросить о результатах; вопрос о результатах
предупреждать предупредить об опасности; предупреждение об опасности
б) думать подумать о будущем
мечтать помечтать о встрече; мечта о встрече
вспоминать вспомнить о детстве; воспоминание о детстве
помнить о поручении
знать о собрании
в) заботиться о детях; забота о детях
беспокоиться о товарище; беспокойство о товарище.
2. Предлог В
употребляется для обозначения
а) места (= ичида, доирасида):
Книги лежат в шкафу .
Дети играют в саду.
Я учусь в институте , живу в Ташкенте.
б) времени (= -да, -ида):
Я приехала в Ташкент в августе .
Я приехал в 2005 году .
Фуркат жил в Х!Х веке .
Человек учится в детстве, в юности , отдаёт свои знания в зрелом возрасте.
Брат приехал не в начале , а в середине сентября .
Он вернулся в одиннадцатом часу.
в) в сочетании с существительными, которые обозначают:
1) душевное состояние: в печали, в горе, в тоске, в гневе, в возмущении, в волнении, в беспокойстве, в состоянии аффекта, в восторге, в восхищении, в удивлении:
Все были в восторге от картины.
Он в волнении ходил по комнате.
2) одежду:
Девушка была в белом платье .
Он пришёл сегодня в новом костюме и в шляпе.
СПИСОК
глаголов и соответствующих им существительных, требующих после себя П.п. с предлогом В
Несовершенный Совершенный
нуждаться - в помощи; нужда в помощи
сомневаться - в правильности; сомнение в правильности
помогать помочь кому-либо в работе; помощь в работе
обвинять обвинить кого-либо в нечестности; обвинение
в нечестности
подозревать - кого-либо в преступлении; подозрение
в преступлении
упрекать упрекнуть кого-либо в равнодушии; упрёк в равнодушии
ошибаться ошибиться в оценке; ошибка в оценке
отказывать отказать кому-либо в помощи; отказ в помощи
убеждать убедить кого-либо в необходимости
3. Предлог НА
употребляется для обозначения
а) места (=-да, устида):
Дом стоит на берегу реки.
Студенты были на выставке .
Деканат находится на втором этаже.
б) средств передвижения ( = -да, билан - ҳаракатланиш воситаси):
ехать на поезде, на трамвае, на маршрутке, на лошади; лететь на самолёте.
в) времени (- да, пайтида):
На этой неделе мы пойдём в музей(но: в этом году, в этом месяце ).
Охотники вышли из дома на рассвете .
Они вернулись домой на закате .
г) после следующих глаголов:
говорить, писать на русском языке;
играть на каком-нибудь инструменте – на скрипке, на рояле (но: играть в шахматы, в волейбол)
жениться на ком-либо (но: выходить замуж за кого-либо)
настаивать на своём мнении.
4. Предлог ПРИ
употребляется для обозначения
а) времени (даврида, -да):
При Петре 1 Россия стала сильным государством.
б) места (=ёнида, қошида):
При доме есть небольшой огород.
При институте имеется аспирантура.
в) условия в следующих сочетаниях (= -да, лигида, бўлса):
при условии, при наличии, при отсутствии, при желании, при старании, при помощи, при содействии, при поддержке.
При желании ты мог бы выполнить это поручение.
При всеобщей поддержке это предложение удастся осуществить.
г) = в присутствии (= олдида, борлигида, кўз олдида)
Это произошло при свидетелях .
д) в следующих сочетаниях:
при свете луны, при лампе, при луне, при вечернем освещении.
Так как комната была тёмная, днём приходилось читать при лампе.
5. Предлог ПО
употребляется для обозначения
а) времени в значении «после» (= -дан кейин):
По приезде в Москву я сразу же отправилась в родной институт.
По возвращении в Ташкент она стала преподавать в университете.
В и НА для обозначения места
Работаю в учреждении на заводе
в магазине на фабрике
в больнице на почте
в библиотеке на телеграфе
на станции
на вокзале
на предприятии
на строительстве
на производстве
учусь в институте на первом курсе
в школе на юридическом факультете
в одиннадцатом классе на курсах повышения квалификации
в техникуме
в университете
в академии
был в театре на спектакле
в кино на репетиции
в консерватории на концерте
в цирке на вечернем (утреннем, дневном) сеансе
на уроке
на лекции
на занятиях
на семинаре
на собрании
на заседании
на конференции
на симпозиуме
на сессии
на практике
живу в городе на улице Камарнисо
в переулке на проспекте Навои
в Сибири на Урале
в Узбекистане на Кавказе
в Центральной Азии на юге
в долине на севере
на западе
на востоке
был в саду на стадионе
в парке на рынке
в лесу на базаре
в тылу на фронте
в местности на территории
в стране на родине
в тюрьме на свободе
в неволе на воле
в ссылке
Тренировочные упражнения
Упражнение 1.
Спишите предложения. Вместо точек напишите предлоги. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже.
1. …(тишина ) было слышно, как кто-то просил … (помощь ).
2. Товарищ рассказал мне …(поездка) … (Кавказ ).
3. Наше государство заботится …(дети и молодёжь ).
4. Брат написал мне … (народный праздник ) .. (наш город ).
5. …(собрание ) однокурсник заявил … (свое решение ) ехать … Север.
6. Я часто вспоминал … (наша дружеская встреча ).
7. Вчера мне рассказали … (игра ) моего товарища… (шахматы ).
Упражнение 2.
Вместо точек впишите необходимый глагол. Глаголы: думать, говорить, слушать, вспоминать, рассказывать, услышать. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.
1. Во время перерыва он … с (товарищ) о (новая программа).
2. На последнем собрании мы … о (помощь неуспевающим студентам ).
3. Я … (рассказ ) о (жизнь ) в (европейские страны ).
4. Я … о (ваш приезд ) и пришла навестить вас.
5. Мой брат часто … о (студенческая жизнь ) и я … о (весёлые вечера и туристические походы).
6. Студенты много … о (летние каникулы ).
7. Мне … о (творчество поэтов ХП века) .
Упражнение 3.
Ответьте на вопросы, используя выражения, данные в скобках
1. Что собой представляет заявление о повинной? (сообщение о преступлении, совершенном самим заявителем)
2. О чём дал показания подозреваемый? (совершённое им преступление )
3. О чём должен рассказать допрашиваемый? (известные ему обстоятельства дела)
4. О чём делается отметка в протоколе допроса? (разъяснение прав и обязанностей допрашиваемого)
5. Какое постановление принял следователь? (производство обыска, возбуждение уголовного дела, назначение дактилоскопической экспертизы )
6. О чём составляется протокол? (предъявление для опознания, произведённое на предварительном следствии)
7. Какие сведения должны быть внесены в протокол? (опознающий, условия, ход и результаты предъявления для опознания, лица, предъявленные для опознания и т.д.)
Упражнение 4.
Спишите предложения. Вместо точек впишите предлоги . Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже.
1. … (детство ) я очень любил собирать марки.
2. … (юность) я мечтал быть географом, путешественником.
3. … (молодость) я несколько раз был … (Россия) и … (граница ).
4. Ещё … (ранняя молодость) он привык осмысливать свою жизнь.
5. Он потерял мать … (раннее детство).
6. Мой дедушка умер … (глубокая старость).
7. … (прошлая неделя) я начал заниматься английским языком.
Упражнение 5.
1. Когда родился Амир Темур?
2. Когда были приняты государственные символы Республики Узбекистан?
3. Когда начинаются занятия в школах и вузах нашей страны?
4. Когда вы приехали в Ташкент?
5. Когда вы родились?
6. Когда вы начали учиться в институте?
7. Когда вы будете сдавать экзамен по русскому языку?
Упражнение 6.
Проведите конкурс на лучший вопрос по истории Узбекистана, начинающийся со слова когда? (где?)
Упражнение 7.
а) Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление выделенных конструкций.
1. Я был в восхищении от новой работы этого художника.
2. Я в восторге от Хивы - города-музея.
3. Этот человек никогда не оставит тебя. Он и в радости и в горе будет с тобой.
б) Замените выделенную часть предложения близкой по смыслу конструкцией.
1. Я восторгаюсь этой картиной .
2. Настоящие друзья всегда будут вместе с тобой: и когда у тебя горе, и когда у тебя радость.
3. Все восхищались новым произведением молодого композитора.
Упражнение 8.
Ответьте на вопросы, используя конструкции с П.п.
1. В чём подозревается этот человек? (хулиганство, преступление, кража )
2. В чём обвиняется этот молодой парень в шляпе? (убийство)
3. В чём состоит задержание? (кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления)
4 При наличии каких оснований лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано? (застигнуто при совершении преступления; на нём или на его одежде, при нём или в его жилище обнаружены явные следы преступления; имеются данные, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления)
5. На каком языке может давать показания допрашиваемый? (тот язык, которым владеет)
6. Где ставится подпись? (конец протокола )
7. В каком состоянии находился Абдуллаев А. при совершении преступления, в котором он впоследствии признался? (состояние опьянения)
8. Что имел задерживаемый при себе? (оружие, предметы, хранение которых запрещено)
9. Когда (при каких обстоятельствах) производится личный обыск? (задержание подозреваемого работником милиции; составление протокола задержания; при применении к обвиняемому меры пресечения - заключения под стражу, при наличии достаточных оснований)
10. В каких случаях приостанавливается предварительное следствие? (заболевание обвиняемого)
11. Когда были обнаружены следы пальцев рук? (осмотр места преступления)
Упражнение 9.
Из данных слов составьте предложения
1. В, начало, допрос, на, очная ставка, дознаватель, следователь, спрашивать, каждый, из, допрашиваемые, поочерёдно.
2. При, чтение, встретиться, незнакомые, слова.
3. Создание, и, руководство, преступное сообщество, выражаться, в, любые, действия, по, формирование, преступная структура.
4. Дача взятки, состоять, в, незаконное вручение, передача, предоставление, материальный, ценность, или, имущественный, выгода, должностной, лицо.
5. Вымогательство, возможно, в, три, форма.
6. При, открытый, отказ, от, исполнение, приказ, виновный, действовать, только, с, прямой, умысел.
7. При, групповой, неповиновение, виновный, выступать, в, качество, соисполнитель.
8. По, окончание, допрос, протокол, предъявляться, для, прочтение, допрашиваемый.
9. По, прочтение, протокол, допрашиваемый, свой, подпись, подтверждать, правильность, запись, показания.
10. Я, учиться, на, первый курс, в, юридический, институт, жить, в, общежитие.
Упражнение 10.
Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Подготовьте пересказ.
Солнце и Луна
Однажды Солнце и Луна поспорили: Солнце говорит – листья на деревьях зелёные, а Луна говорит – они серебристые. Луна говорит – люди на земле обычно спят. А Солнце говорит – люди почти всегда в движении.
Но тогда почему же на земле такая тишина? – спрашивает Луна.
Кто тебе это сказал? – удивляется Солнце. – На земле очень шумно.
Так они спорили очень долго.
Вдруг прилетел ветер. Услышал он этот разговор и засмеялся.
О чём вы спорите! Я и при Солнце и при Луне летаю. Днём, когда светит Солнце, всё бывает так, как говорит Солнце. На земле шумно, все люди в движении и листья на деревьях зелёные. А ночью, когда светит Луна, всё бывает по-другому: люди спят, кругом тишина, и листья при свете Луны серебристые. А когда туча закрывает Луну, листья на деревьях бывают даже чёрные. Но ни ты, Солнце, ни ты, Луна, не знаете об этом. Услышала это Луна и решила посмотреть, как выглядит земля при Солнце.
Вот почему, когда Солнце садится, на небе появляется любопытная Луна.
Список использованной литературы
1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учит. Для преподавателя русского языка как иностранного. М., 2002.
2. Баш Е.Г., Венедиктова Н.К. и др. Беспредложное и предложное управление. / Сборник упражнений для иностранцев. - М.: МГУ,1959.
3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. / Лингафонный курс для иностранцев. - М., 1969.
4. Галеева М.М., Иевлева З.Н. и др. Сборник текстов для чтения для студентов- иностранцев. - М., 1966.
5. Назин Г.Л. Лингафонное пособие по русскому языку. - Т., 1978.
6. Нечаева А.И., Гуральская И.М. и др. Учебное пособие по русскому языку. – Т., 1992.
7. Пропедевтический курс современного русского языка. / Под общей ред. В.В.Решетова. – Т., 1981.
8. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Русский язык. Практическая грамматика с упражнениями. Для говорящих на английском языке. -М., 2003.
9. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев. – М., 1968.
10. Решетов В.В., Решетова Л.В. Рус тили грамматикаси. – Т., 1979.
11. Русская граммтика. / Под ред. Н.Ю.Шведовой В.В.Лопатина. – М.,1990.
12.Соболева Н.И., Соседова Н.И. Лингафонный курс русского языка. Лексико-грамматические упражнения и диалоги. – М.,1968.
13. Янко-Триницкая. Русская морфология. - М. , 1989.
14. Яцюк Т.А., Назин Г.Л., Аракелова Н.М. Юридическая терминология и тексты права. Учебное пособие. Ч. 1. – Т., 1993.
Предисловие 3
Элементарные сведения по фонетике. Фонетикадан маълумотлар.
Ударение. Урғу 4
Гласные фонемы. Унли товушлар 5
Фонема 6
Фонема О 8
Фонема И 11
Фонема Ы 14
Фонема Э 17
Фонема У 21
Употребление Е, Ё, Ю, Я. Е, ё, ю, я ҳарфларининг қўлланиши 21
Система согласных фонем. Ундош фонемалар тизими 24
Звонкие и глухие согласные. Жарангли ва жарангсиз ундошлар 24
Твёрдые и мягкие согласные. Қаттиқ ва юмшоқ ундошлар 29
Особенности произношений некоторых сочетаний согласных.
Айрим ундош бирикмаларини талаффуз қилиш хусусиятлари 35
Словообразование. Состав слова. Сўзларнинг тузилиши. Сўз таркиби. 40
Морфология. Части речи. Морфология. Сўз туркумлари. 45
Род имен существительных. Отларда род 45
Список № 1 Наиболее употребительные существительные
женского рода, имеющие в конце слова - знь, - сть, - сь, - вь
бь, - пь. - знь, - сть, - сь, - вь, - бь, - пь билан
тугайдиган, энг кўп қўлланиладиган женский роддаги отлар 48
Список № 2 Наиболее употребительные существительные мужского
и женского рода с Ь в конце слова (Ь га тугаган, кўп қўлланадиган
женский ва мужской роддаги отлар) 48
Число имен существительных. Отларда сон. 58
Особые случаи образования форм множественного числа имён существительных.. Отларда кўплик шаклини ташкил этишнинг алоҳида ҳоллари 59
I Склонение. 1 турланиш 69
П Склонение. П турланиш 71
Ш Склонение. Ш турланиш 73
Склонение существителньх во множественном числе. Отларнинг кўпликда турланиши 75
Особенности образования формы Родительного падежа множественного
числа. Родительный падеж кўплик шаклининг тузилиш хусусиятлари 77
Особенности значения и употребления падежей. Келишикларнинг
маъноси ва қўлланиш хусусиятлари 81
Именительный падеж. Бош келишик 81
Родительный падеж. 1. Без предлога (Олд кўмакчисиз Р.п.) 81
Глаголы, требующие после себя Р.п. без предлога.
Ўзидан кейин олд кўмакчисиз Р.п. шаклини талаб қилувчи феъллар 88
Родительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Р. п.) 93
Дательный падеж без предлога (Олд кўмакчисиз Д. п.) 101
Дательный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Д. п.) 110
Винительный падеж без предлога. (Олд кўмакчисиз В. п.) 122
Переходные глаголы, требующие после себя В.п. без предлога.
Ўзидан кейин олд кўмакчисиз В.п. шаклини талаб қилувчи ўтимли
Феъллар 122
Винительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили В. п.) 129
Творительный падеж без предлога. (Олд кўмакчисиз Т. п.) 141
Глаголы, требующие после себя Т.п. без предлога.
Ўзидан кейин олд кўмакчисиз Т.п. шаклини талаб қилувчи феъллар 147
Творительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Т. п.) 153
Предложный падеж 162
Список глаголов и соответствующих им существительных, требующих
после себя П.п. с предлогом В 162
Некоторые случаи употребления предлогов В и НА для обозначения
места 165
Список использованной литературы 172
К. А. Солиева
Практическая грамматика русского языка
Часть 1
Редактор: Неклесса Г.
Техник редактор: Боймаматов А.
Компьютерная верстка:
Подписано в печать: . Усл. печ. л: Тираж: . Заказ:№
Отпечатано в типографии ТГЮИ
Ташкент Государственный юридический институт, 2003 г.
г. Ташкент, Сайилгох 35.
Какой падеж нужен при отрицании?
Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью . Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа.
Когда нужен родительный падеж?
При сочетании с глаголом не иметь : не имеет права , значения , смысла , намерения , понятия , влияния ; не имеет дома , денег , машины , брата , друга , сведений .
При наличии слов никакой , ничей, ни один : не взял на себя никакой ответственности, не потерял ни одного грамма, не прочитал ни одной статьи.
При глаголах восприятия, мысли : не понял вопроса, не знал урока, не чувствовал боли, не заметил ошибки, не видел дорожного знака .
Если существительное имеет отвлеченное значение: не теряет времени, не испытывает желания, не скрывает радости .
Если в качестве зависимого слова используется местоимение: не допущу этого; не делайте того.
Если перед глаголом или непосредственно перед именем есть усилительные частицы и , даже : Отправлялись за покупками втроем , но Любе и слова сказать не удавалось , старики сами все выбирали (Кетл.); Руки дрожат и не держат даже плошки с лекарством - не удержать им и книги (Сарт.); На тротуарах тесно , но никто вас не толкнет , никто ни с кем не ссорится , не услышишь даже громкого слова (газ.)
При наличии повторяющегося союза ни... ни: не читает ни книг, ни газет.
не играет роли , не производит впечатления , не обращает внимания, не уделяет внимания, не приносит ущерба , не придает значения, не вызывает сомнения, не принимает участия и т. д. А также: не говоря (не сказав ) худого слова ; не сводить глаз с кого -чего -л .; не находить себе места ; плетью обуха не перешибешь .
Когда нужен винительный падеж?
Если отрицание не стоит не при глаголе, а при другом слове: не очень люблю стихи, не всегда читает книги, не вполне усвоил предмет (ср.: люблю стихи, но не очень; читает книги, но не всегда; усвоил предмет, но не вполне).
Если при глаголе кроме данного существительного должно быть еще одно зависимое существительное или прилагательное: он не считает книгу интересной ; не прочитал статью за вечер; не обеспечили регион электроэнергией; Разве вы не считаете эту практику полезной ?
Если существительное относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом : он не хочет начинать писать мемуары (ср. он не хочет писать мемуаров и мемуары ).
При наличии в предложении местоимений, указывающих на определенность объекта: Эту песню не задушишь , не убьешь; он не решил эту задачу (ср.: он не решал задач ); Ростов , не желая навязывать свое знакомство , не пошел в дом (Л. Толст.).
При наличии после существительного придаточного предложения со словом который : Он не прочитал книгу, которую я ему дал .
При одушевленном существительном или при имени собственном: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.); Но Суровцев уже понимал , что уйти , не повидав Веру , не в силах (Чак.).
Если отрицание входит в состав частицы едва не , чуть не , чуть -чуть не : Едва не уронил стакан ; Чуть не пропустил трамвай ; Чуть было не потерял билет .
В собственно отрицательных предложениях типа Некому показать работу ; негде опубликовать статью.
В некоторых устойчивых сочетаниях: Не морочь мне голову ; Не скаль зубы .
В остальных случаях существительные в описываемых конструкциях обычно можно использовать в форме и родительного падежа, и винительного падежа.
Какой падеж в этих конструкциях использовался раньше – родительный или винительный?
Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся родительный падеж. «Русская грамматика» пишет: «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным».
Строгая обязательность родительного падежа при глаголе с отрицанием подвергалась сомнениям уже в XIX веке. Возражая критику, А. С. Пушкин писал: «Стих "Два века ссорить не хочу" критику показался неправильным. Что гласит грамматика? Что действительный глагол, управляемый отрицательною частицею, требует уже не винительного, а родительного падежа. Например: я не пишу стихов . Но в моем стихе глагол ссорить управляем не частицею не , а глаголом хочу . Ergo правило сюда нейдет. Возьмем, например, следующее предложение: Я не могу вам позволить начать писать... стихи , а уж конечно не стихов . Неужто электрическая сила отрицательной частицы должна пройти сквозь всю эту цепь глаголов и отозваться в существительном? Не думаю» (из статьи «Опровержение на критики», 1830).
Использованная литература:
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.
Винительный падеж отвечает на вопросы "кого? что?" и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке - выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!
Что обозначает падеж?
Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.
Например:
- Винительный времени обозначит время уже совершенного действия - «встречаться каждый вторник».
- Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия - «стоить сто рублей».
- Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства - «бежать три километра».
- Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, - «бросить мяч».
- Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия - «сшить футболку».
Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.
Значения падежа
Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.
- Объектное значение может проявиться рядом с переходным глаголом (купить кошку ), рядом с предикативом (жаль, видно, надо, больно, жаль собаку ) и в односоставных предложениях, выражающих требуемый объект (награду храбрым ).
- Субъектное значение может выражаться лишь в предложении (не в словосочетании). Такое значение может иметь винительный падеж, находящийся в начале предложения, которое говорит нам о состоянии лица (ребят воодушевила награда ). Субъектное значение выражает падеж в предложениях подобных «Ребенка знобит». Также это значение выражают предложения, не имеющие четкого субъекта действия (человека убило ).
Окончания падежа
Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.
Итак, каковыми же должны быть окончания у данных форм слов?
- Существительные в единственном числе: коня, край, маму, свинью, поле, мышь, путь, знамя.
- Винительный падеж множественного (число играет большую роль в постановке верного окончания) числа: коней, края, мам, свиней, поля, мышей, пути, знамена.
- Прилагательные и причастия в единственном числе имеют такие окончания: овальный и овального, овальную, овальное; мягкий и мягкого, мягкую, мягкое; заячий и заячьего, заячью, заячье.
Предлоги винительного падежа
Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным - по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы ). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна ).
В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость ). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села - озеро; в Новый Год творятся чудеса ). В паре с предлогами "за" и "под" слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят ).
Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день ).
Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый
Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение "целое-часть", признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.
За данной формой слова закреплены вопросы «нет кого?», «нет чего?». Винительный падеж ответит на вопросы «вижу кого?», «вижу чего?». Определить форму слова лишь по его значению либо окончанию очень тяжело. Все значения родительного и винительного падежа запомнить слишком сложно, они имеют много нюансов. А окончания существительных в этих формах могут даже совпадать!
Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.
Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй
- Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо ). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа.
- Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана - вижу лисицу : окончание у - родительный); (нет кабана - нет лисицы : окончание ы - винительный).
- Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей - люблю (что) письма - винительный; люблю доброту людей - люблю доброту писем - родительный).
Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.
1). Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:
Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:
Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.
Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:
Дети редко прислушиваются (к чему?)
к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?)
им (Д.п.).
Люди были измучены, но верили (во что?)
в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?)
на неё (Д.п. с предлогом на).
2). Разное управление у глаголов и существительных:
интересоваться искусством (Т.п.) - интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) - любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) - ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) - уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) - доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) - сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)
3). Разное управление у слов со сходным значением:
беспокоиться о чём-либо (П.п.) - тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) - заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за
)
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за
) – оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) - обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на
)
сообщать кому-либо (Д.п.) - информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в
) - осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за
)
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о
) - рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на
)
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)
) - уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) - характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для
)
4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:
Замечать реакцию (В.п.) – не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. - От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.
5) Употребление названий произведений литературы и искусства.
В «Войне и мире»
В кинофильме «Война и мир»
актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
После слов - родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм
и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.
В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете "Щелкунчик" либо: В «Щелкунчике
ЗАПОМНИ
Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.
Родительного падежа требуют глаголы:
Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?)
Глаголы с отрицанием : не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)
Дательного падежа требуют глаголы:
кому? чему?
Давать, верить, доверять, угрождать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)
Винительного падежа требуют все переходные глаголы:
кого? что?
Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?)
Творительного падежа требуют глаголы:
кем? чем?
Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)
Для многих глаголов характерно двойное управление:
Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо
Варианты норм
Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п
), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.
)
Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п
.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)
ВНИМАНИЕ
Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу .
Но с местоимениями : скучать (по ком?) по нас, по вас .
→ Существительные: основные значения падежей
Основные значения падежей
Основные значения падежей имен существительных в русском языке; основные предлоги падежей.
Падеж – форма изменения слова при . В русском языке шесть падежей:
- Именительный (И.). . . . кто?что?
- Родительный (Р.). . . .. . кого?чего?
- Дательный (Д.). . . . . . . . .кому?чему?
- Винительный (В.). . . .. . кого?что?
- Творительный (Т.) . .. . . . кем?чем?
- Предложный (П.) .. . . . . о ком?о чём?
Родительный падеж, зависимый от существительных, обозначает:
- принадлежность: комната
сестры
, книга товарища
, стихотворение Пушкина
;
- определительные отношения: запах цветов
, свет луны
, центр го
рода
, лист книги
, рука
человека
;
- действующее лицо (после отглагольных существительных): выступление артиста
(ср. артист выступает), приезд делега
тов
;
- объект действия (после отглагольных существительных): решение задачи
, чтение книги
(ср. решать задачу, читать книгу);
- вещество, мера которого определяется: стакан воды
, литр молока
, килограмм сахару
.
Родительный падеж употребляется после количественных
числительных (два ученика, 5 тетрадей, 50
лет
), после слов, обозначающих неопределённое количество (много машин, мало сил, несколько метров, сколько
человек
и т. п.), и после прилагательных в сравнительной степени (выше дерева, белее снега
).
Родительный падеж, зависимый от глаголов, обозначает прямой
объект при переходном глаголе с отрицанием: не
сказа
л правды
, не получи
л письма
(ср. сказал правду, получил письмо
-
винительный падеж) - или предмет, на который действие направлено частично: налить воды
, выпить молока
(т. е. немного; ср. выпить молоко
, т. е.
всё); употребляется после глаголов «бояться» (собаки
), «добиваться» (цели
),
«избегать» (простуды
), «лишаться» (надежды
) и т. п., а также в безличных
предложениях после глаголов «не было», «не будет» и после слова «нет»: не было (нет) бумаги, не будет времени.
Родительный падеж употребляется для обозначения даты, когда
указывается точное число: он вернулся
десятого мая, она родилась пе
рвого
сентября тысяча девятьсот сорокового года
(ср. предложный падеж).
Дательный падеж
,
зависимый от глаголов и некоторых, преимущественно отглагольных,
существительных, обозначает косвенный объект действия: верить людям
, помогать товарищу
, писать брату
(ср. писать письмо
- прямой объект). При предикативных наречиях и глаголах в
безличном предложении дательный падеж указывает на логический субъект действия:
мне
грустно, ему
не спалось
(т. е. он не мог спать).
Винительный падеж
(без предлога) употребляется для обозначения прямого дополнения (прямого объекта)
после переходных глаголов: вижу де
рево
, пишу письмо
, встречаю товарища
(ср. родительный падеж).
- орудие действия: ударить (уда р) палкой , писать карандашом ;
- способ действия, сравнение, время, место: говорить гро мким голосом , петь соловьём (как соловей), прие хать ранней весной , идти лесом ;
- логический субъект в страдательном или безличном обороте: дом строится рабочими (ср. рабочие стро ят дом ), берёзу повалило ве тром (ср. ве тер повалил берёзу );
- часть составного сказуемого при глаголах «быть», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «являться» и т. п.: он был студентом , он стал инженером , мальчик становится взрослым ;
- употребляется после глаголов «владеть» (до мом ), «руководить» (группой ), «управлять» (производством ), «заниматься» (чте нием ) и др.
Предлоги русских падежей:
Родительный, дательный, винительный, творительный падежи могут
употребляться с предлогами; наиболее употребительные предлоги
:- с родительным падежом - «без», «для», «до», «из», «из-за», «от», «с», «у»,
- с дательным падежом - «к», «по»,
- с винительным падежом - «в», «за», «на», «под», «про», «через»,
- с творительным падежом - «за», «над», «под», «перед», «с».
Предложный падеж выступает после глаголов и некоторых существительных, употребляется только с предлогами и обозначает:
- предмет речи, мысли и т. п. (с предлогом «о», «об», «обо»): говорить (разгово р) о литературе, думать о дела х, узнать об отъезде ;
- место, время (с предлогами «в»,«на», «при»): учиться (учёба) в институте, быть на севере, жить при школе (ср. сад при шко ле ), в прошлом году, на этой неделе .
Предложный падеж употребляется для указания даты
, когда
обозначается лишь год, но не указывается
месяц и число (ср. родительный падеж): Пушкин родился в
тысяча семьсот девяносто девятом году
.
Если указывается месяц и год, но не указывается число, для
обозначения месяца употребляется предложный падеж, а название года ставится в родительном падеже:
...в мае тысяча девятьсот семидесятого
.
- Перейти к разделу: Существительные: ← Падежи →