Картотека игр для работы с гиперактивными детьми (в рамках программы "Здоровый малыш"). Игры и упражнения для гиперактивных детей

На сегодняшний день много кто слышал про синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ), более того - многие родители сталкиваются с этим напрямую. С одной стороны, активность есть нормальным показателем для детского возраста, поэтому иногда и не вызывает подозрений. С другой стороны, всего хорошего должно быть в меру: гиперактивное поведение не только доставляет родителям хлопоты, но и сигнализирует о проблеме в отношениях ребенка и мира. Рассмотрим этот вопрос шире.

По последним данным, из 100 детей у 6-8 будет СДВГ. Чаще всего с проблемами этого синдрома сталкиваются уже в младшем дошкольном возрасте. У мальчиков он проявляется почти в два раза чаще, чем у девочек, но никто не знает почему.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

Не все дети с СДВГ гиперактивны, но для многих, у кого диагностировали этот синдром, сидеть спокойно практически представляется невозможным. Постоянная физическая активность может доставлять неприятность окружающим и быть настоящим кошмаром для учителей, ведь гиперактивные дети часто проявляют плохое поведение в классе. Но для детей с гиперактивностью, физическая активность не единственный аспект - их мозговая деятельность зачастую так же страдает. Мысли идут огромным потоком, в самых разных направлениях. Чтобы помочь ребенку научиться управлять собой и уменьшить гиперактивность, следует применять некоторые стратегии, помогать снижать физические уровни активности и успокаивать мысли.

Ребенок, у которого есть родственники с СДВГ, более подвержен развитию этого синдрома. Достоверно не известны причины появления СДВГ, хотя ученые и врачи считают, что это, связано с различной мозговой активностью, способностью и быстротой обработки информации.

Никто не заражается СДВГ нарочно, это не чья-то вина. И СДВГ не является инфекционным заболеванием, его нельзя подхватить от кого-то, как грипп.

В то время как гиперактивность может вызвать неадекватное поведение в некоторых ситуациях, следует помнить, что можно рассматривать ее и как позитивный признак. Многие взрослые с СДВГ ценят свою бесконечную энергию и считают, что они в состоянии достичь гораздо больше других. Нужно помочь детям научиться использовать чрезмерную энергию и направить е в нужное русло.

Дети с СДВГ невнимательны, гиперактивны и импульсивны. Они:

  • находятся в постоянном движении;
  • извиваются и ерзают;
  • кажется, что никого не слышат;
  • часто чрезмерно говорят;
  • перерывают других;
  • очень легко отвлекаются;
  • не могут закончить начатое.

Как выявляется синдром гиперактивности

Хотя у ребенка могут быть некоторые симптомы, которые похожи на СДВГ, это может быть что-то еще. Вот почему окончательный диагноз должен устанавливать именно врач.

Врачи ставят диагноз СДВГ после того, как себя проявили шесть или более конкретных симптомов невнимательности или гиперактивности на регулярной основе. Диагностирование - это процесс, который осуществляется в несколько шагов и включает в себя сбор большого количества информации из нескольких источников. Родители, ребенок, школьное окружение, другие лица должны быть вовлечены в оценку поведения испытуемого. Врач рассматривает поведение малыша с сопоставимыми показателями других детей того же возраста.

Первичная медицинская диагностика может определить, имеет ли место СДВГ, с использованием стандартных принципов, разработанных академией педиатрии, в которых оговаривается, что данный синдром может быть выявлен у детей в возрасте от 4 до 18 лет.

Тем не менее, весьма трудно диагностировать СДВГ у детишек младше 5 лет. Это потому, что у многих дошкольников проявляются некоторые симптомы СДВГ в различных ситуациях. Кроме того, дети очень быстро меняются в дошкольном возрасте.

В некоторых случаях поведение, которое выглядит как СДВГ может быть спровоцировано некоторыми факторами:

  • резкие изменения в жизни (развод родителей, смерть кого-либо, переезд);
  • медицинские расстройства, влияющие на функцию мозга;
  • тревога;
  • депрессия;

Врачи разделяют СДВГ на три типа:

  • Сочетающийся тип (невнимательный, гиперактивный, импульсивный). У детей с этим типом присутствуют все три симптома. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
  • Гиперактивный и импульсивный тип. Дети показывают как гиперактивное, так и импульсивное поведение, но по большей части, испытывают меньше трудностей с концентрацией внимания.
  • Невнимательный тип. Раньше его называли синдром дефицита внимания (СДВ). Такие дети не слишком активны. Они не нарушают установленных норм поведения или другой деятельности, часто их симптомы могут остаться и вовсе не замеченными.

Читайте также

Как увлечь гиперактивного ребенка

Помогая ребенку с СДВГ, следует помнить, что это тяжелая работа, и к некоторым просьбам придется подходить творчески, с хорошим запасом нервов. Просто необходимо немного развлечься, натренировать растянутость концентрации внимания. Исследования показывают, что, играя каждый день, можно тренировать мозг и тело малыша. Именно в игровой форме гораздо лучше достигаются определенные цели, и это куда лучше, чем скучные задания, видеоигры или наказания.

Вот пять игровых примеров для тренировки концентрации внимания:

«Замораживание времени»

Возникла проблема научить своего егозу сидеть на месте? Играем! Нужно попросить ребенка сделать какой-нибудь набор движений, пока не прозвучит сигнал «Стоп». Тогда он должен замереть и постараться удержаться в «замороженной» позиции. Для начала 10 секунд будет вполне достаточно. Если малышу удастся остаться неподвижным все это время, он получит возможность превратить в статую кого-нибудь другого. В такую игру можно играть практически где угодно, ограничений нет.

Вариант для сказки с супергероем. Нужно представить, что ребенок пойман в магическую ловушку, его заморозили и теперь нужно немного подождать, пока кто-то волшебный не придет и не расколдует его.

Настольные игры

Следует дать ребенку возможность посидеть над головоломкой вместе с мамой или папой, раскрасить раскраску, нарисовать картинку пальчиковыми красками. Поплескаться вдоволь в воде, даже подойдет плавающая в раковине лодочка, наливания воды через воронку или сито. Эти мероприятия помогут малышу усидеть на месте и сосредоточиться.

Если не получается увлечь непоседу подобными играми – можно завлечь конкуренцией. Устроить гонку, чтобы выяснить, кто первый сможет поставить пять пазлов головоломки вместе, или кто может использовать все цвета для создания картинки. Количество времени занятия можно постепенно увеличивать. Обязательно нужно хвалить ребенка за достижения!

Включаем музыку

Дети СДВГ часто нуждаются в напоминании о текущей задаче, так как отвлекаются на посторонние вещи. Исследования показали, что музыка помогает мозгу организовать время и пространство, помогает в обучении и запоминании. Другими словами, для ребенка сложнее отвлечься от музыки, поэтому ум и тело лучше концентрируется на поставленной задаче. Хорошо разучить вместе с малышом песенки, в которых есть стихи с четкой последовательностью действий, тогда, напевая песенку, будет намного веселей и интересней, к примеру, убирать в комнате.

Так может быть интерпретирована любая задача. Для максимальной эффективности можно взять любимую мелодию ребенка. Даже если это будет проза под музыку – не страшно, лишь бы это заинтересовало кроху. Поощряйте его на написание новых текстов для собственных песен, чтобы захватить и другие необходимые к выполнению задачи. Детям нравятся такие игры, они охотно соглашаются делать простые вещи под музыку.

Сделать ребенка частью истории

Во время придумывания рассказа нужно задавать малышу наводящие вопросы, вовлекая его в создание истории. Это поможет тренировать мышление и сосредоточить внимание на персонаже рассказа. «Что собачка делает? А что она будет делать дальше в той или той ситуации? Что сделал бы сам ребенок, если бы оказался в этой истории?» Так же хорошо делиться и собственными мыслями и размышлениями, чтобы показать малышу, что рассказ действительно захватывающий и интересный.

Если это происходит не перед сном, то очень хорошо поощрять и физическое выражение и отображение рассказываемой истории. К примеру, ребенок может показать, как собачка ползает на четвереньках, как герой спасает сказочную принцессу или любое другое действие. Физическое обыгрывание персонажа помогает ему вовлечься в процесс больше, чем просто слушая и оставаясь постоянно на месте.

«Скажи это вслух»

Нужно поощрять ребенка к использованию само-трениговой технике разговора самим с собой, как действующего лица пьесы. Пускай пробует описывать вслух свои действия. Которые собирается сделать: «Я строю башню. Один... два... три блока. Ой-ой! Этот упал. Я попробую еще раз.»

Необходимо взять на себя инициативу и самостоятельно проговаривать свои запланированные задачи в качестве наглядного примера. «Я варю спагетти. Мне нужна большая кастрюля и много воды. Так, включаем газ. А что дальше? Соус!» Само-тренинг позволит ребенку закрепиться мысленно на задаче и последовательно, шаг за шагом выполнить.

Тренировка творческого потенциала

Хорошо, когда родители будут поддаваться своим детишкам в играх, маленькие победы укрепляют веру в себя и собственные силы. Так же не стоит забывать о похвале и поощрениях. Это никак не разбалует ребенка, а лишний раз обратит внимание на то, как хорошо наслаждаться завершенным делом.

Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности могут вести упорядоченную и спокойную жизнь, но им просто необходима помощь взрослых на самых ранних этапах взросления.

Игры с гиперактивными детьми.

«Клубочек»

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся».

«Бездомный заяц».

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами – 1-2 метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина.

Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Что нового».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

«Золотая рыбка».

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

«Разговор с руками».

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Разговор с телом».

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

«Игры с песком и водой».

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.

Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.

Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Археология»

Цель: Развитие мышечного контроля.

«Шариковые бои».

Цель: Развитие координации движений.

Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 метр от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

«Послушай тишину».

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

«Сделай так».

Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д.

На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.

Игру можно повторить несколько раз.

«Маленькая птичка».

Цель: Развивать мышечный контроль.

Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

«Говори!».

Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?» …. «Говори!»; «Какой сегодня день недели?» ….. «Говори!» и т.д.

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

«Броуновское движение».

Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.

Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Колпак мой треугольный»

Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Веселая игра с колокольчиком».

Цель: Игра развивает слуховое восприятие, столь необходимое учащимся на уроках.

«Морские волны».

Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Содержание: Если взрослый дает команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Когда раздается команда «волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются сидящие за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.

По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.

Закончить игру надо командой «Штиль».


Игры для гиперактивных детей

«Слушай хлопки» . Дети передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста», если два раза – позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Давайте поздороваемся». По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«Будь внимателен». Дети свободно маршируют под музыку. В ходе игры ведущий дает команды, дети реализуют движение в соответствии с командой: «зайчики» прыжки с имитацией движений зайца; «лошадки» – удары ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом; «раки»дети пятятся, как раки; «птицы» – дети имитируют полет птицы; «аист» стоять на одной ноге; «лягушка»присесть и скакать вприсядку; «собачки»согнуть руки (собака служит) и лаять; «курочки»дети ходят, «ищут зерна», произносят «ко-ко-ко!»; «коровки»дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!».

«Запрещенное движение» . Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.

«Четыре стихии» . По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Пожалуйста». Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например «Король сказал», «Командир приказал».

«"Да" и "Нет" не говори» . Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)

«Говори!» Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

«Кричалки, шепталки, молчалки». Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следуует «молчалкой».

«Клубочек». Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

«Разговор с руками». Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэты ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.

Игры с песком просто необходимы для гиперактивных детей, они успокаивают ребенка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Археология». Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

«Послушай тишину». По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

«Колпак мой треугольный». Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если колпак не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (2 хлопка ладошкой по голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Найди отличие». Ребенок рисует картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Час тишины и час "можно". Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.

«Волшебный ковер». (Целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день в специально отведенное время.) Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нем вместе с ребенком и читают ему книжку, которую ребенок выбирает сам. Упражнение занимает от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Ребенок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы», но это занятие лучше не ограничивать во времени – его продолжительность должна определяться составлением картинки. Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием и всегда должны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока задача не будет решена.

Гвалт

Цель: развитие концентрации внимания, развитие слухового внимания.

Условия игры. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа

выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому

участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают по-

вторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Примечание. Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух

доставшееся ему слово.

Тишина

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры . Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, кото-

рые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех)».

Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом

классе, на улице.

Золушка

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвуют 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричне-

вой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот,

кто первый справился с задачей.

Фасоль или горох?

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно

по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

Не пропусти мяч

Цель: развитие внимания

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий

стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не

выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не за-

считывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его

место встает тот, кто пропустил мяч.

Сиамские близнецы

Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению

доверия между детьми.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите

друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы срос-

шиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению,

что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

Примечания. Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо

резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и т. д.

Мишки и шишки

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших

игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые

тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т. п.

Передай мяч

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передают

мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова

передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий

звена.

Варианты передачи мяча:

Над головой;

справа или слева (можно, чередуя лево-право);

Внизу между ног.

Примечание. Все это может проделываться под энергичную музыку.

Аисты – лягушки

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.

Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять

на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки»

(присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка

играющие u1074 возобновляют ходьбу.

Примечание . Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз

так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

Поиграем с предметами

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.

Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.

1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть

и предложить ребенку перечислить все предметы.

2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они ле-

жали.

3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку

уловить, какие два предмета переложены.

4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу

вверх, а затем сверху вниз.

6. Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.

Примечание . Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и

с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии

запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.

Что такое гиперактивность?

«Активный» - деятельный, действенный.
«Гипер» -указывает на превышение нормы.
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенку невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка.
Говоря проще, такой малыш не может сидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны. Часто такое состояние сопровождается дефицитом внимания. Этот синдром начинает явно проявляться в возрасте 2 лет, набирая обороты к школьным годам.
Причины гиперактивности
выделяют три группы причин:
Биологические:
К первой относится предположение, что к гиперактивности приводит нарушение в работе головного мозга, связанное с его органическим поражением в период внутриутробного развития, родов, первых месяцев жизни. Во время перинатального развития на формирование головного мозга малыша могут повлиять: ярко выраженные токсикозы (особенно поздние), инфекционные и хронические воспалительные заболевания беременной, ушибы живота, курение и употребление спиртных напитков, угроза выкидыша, стрессы. Причиной гиперактивности могут стать стремительные либо очень мучительные роды, ушибы и сотрясение головы в младенческом возрасте.
Генетические:
Генетические факторы предполагают «наследование» синдрома от старшего поколения. Проводится множество исследований, но найти отдельный ген, отвечающий за гиперактивность, пока не удалось.
Психосоциальные:
В основе этой группы причин заложены факторы, связанные с нарушением психо-эмоционального состояния, и некоторыми особенностями социальной сферы.

Как понять,какой ребенок - активный или гиперактивный ребенок?
Диагноз гиперактивности точно может поставить только врач, основываясь на результатах диагностики и симптоматике. Но, если знать разницу между заболеванием и нормой, то можно достаточно точно определить состояние ребенка.

Особенности активных детей:
Могут быть активными, даже чрезмерно, это нормальное состояние деток, познающих мир, радующихся каждому дню. Отличительной особенностью такого поведения является непостоянство, это значит, что ребенок может дать волю эмоциям, например, один-два раза в день. Такой выплеск наиболее вероятен вечером. Это защитная функция организма, позволяющая избавиться от накопившейся энергии. После такой разрядки ребенок успокаивается.
Чрезмерная подвижность малыша наблюдается только в одном месте, например, дома. В садике он ведет себя вполне спокойно или наоборот.
Не конфликтный, то есть он может постоять за себя, дать сдачу, но сам не провоцирует такие ситуации.
Почти всегда веселый, жизнерадостный, полный энергии, энтузиазма.
Нарушение сна не наблюдается.

Особенности гиперактивных детей:
Дети излишне подвижные практически постоянно, период спокойного состояния присутствует, но продолжительность его слишком мала от 2 до 10 минут. В течение выбранного промежутка времени можно наблюдать определенную цикличность в поведении: активность – спокойствие – активность и т.д. Всегда время активности в разы превышает время спокойствия.
Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Окружающая обстановка не влияет на его поведение. Будь он дома с родителями, в гостях, детском саду, общественном месте – он активен всегда.
Говорит очень быстро, часто «съедая» окончания слов. Переходит от одной темы к другой, забыв закончить предыдущую мысль. Задает множество вопросов, не дает времени подумать и сформулировать ответ. Создается впечатление, что вопросы задает просто так, без цели получить на них ответ.
Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный. Ночью часто просыпается, ворочается, плачет.
Не способен сосредоточиться, его отвлекает любой посторонний шум. Из-за своей активности при выполнении школьных заданий совершает много ошибок.
Не может контролировать свое поведение, эмоции. Импульсивен. Может выступать в роли инициатора ссор, драк.

Как вести себя с активным ребенком:
Чрезмерная активность абсолютно здорового ребенка доставляет много хлопот его родителям. Тут нужен усиленный контроль, внимание и терпение взрослых. Чтобы сгладить острые углы в отношении с активным ребенком нужно предлагать ему свои, более осмысленные варианты активных игр. Например, не бездумное бросание мячика, а настольный теннис; не просто беганье взад-вперед, а зарядка, танцы под музыку, физические упражнения. Активных детей следует заинтересовать и спокойными занятиями: чтением книг, рисованием. В этом поможет сам ребенок, нужно просто всегда давать ему выбор. Пусть сам выберет жанр книги: стихи, сказки.
Пусть сам решит, чем будет рисовать: фломастерами, карандашами, красками.

Как вести себя с гиперактивным ребенком:
Гиперактивный ребенок должен быть окружен вниманием, любовью. Как и обычных детей его возраста таких ребятишек стоит водить на кружки, спортивные секции, развивающие занятия. При правильном взаимодействии можно получить неплохие результаты, научить ребенка усидчивости, самоконтролю, самоорганизации, улучшить память, внимание. Для достижения этих целей проводят психокоррекционные занятия в интересной игровой форме. Принципы общения с гиперактивными детьми такие же, как и с обычными детками, только помноженные, минимум, на два.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ:
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами можно добиться от ребенка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение.
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
Помните, что проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребенок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно.
Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Правила работы с гиперактивными детьми:
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия- нет преимущества!

Игры с гиперактивными детьми.

«Давайте поздороваемся» . По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«"Да" и "Нет" не говори». Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)

«Кричалки, шепталки, молчалки» . Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следуует «молчалкой».

«Клубочек»
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся».

«Игры с песком и водой».
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.
Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.
Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Час тишины и час "можно".
Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.

Юлия Тимчина
Игры для гиперактивных детей

«Слушай хлопки» .

Дети передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» , если два раза – позу «лягушки» . На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Давайте поздороваемся» .

По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом : 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры .

«Будь внимателен» .

Дети свободно маршируют под музыку. В ходе игры ведущий дает команды, дети реализуют движение в соответствии с командой : «зайчики» – прыжки с имитацией движений зайца; «лошадки» – удары ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом; «раки» – дети пятятся, как раки; «птицы» – дети имитируют полет птицы; «аист» – стоять на одной ноге; «лягушка» – присесть и скакать вприсядку; «собачки» – согнуть руки (собака служит) и лаять; «курочки» – дети ходят, «ищут зерна» , произносят «ко-ко-ко!» ; «коровки» – дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!» .

«Запрещенное движение» .

Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.

«Четыре стихии» .

По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками : «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Пожалуйста» .

Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста» . Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например «Король сказал» , «Командир приказал» .

«"Да" и "Нет" не говори» .

Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей , задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов : «да» , «нет» , «черный» , «белый» . Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты» . В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)

«Говори!»

Сказать детям следующее : «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду : «Говори!» Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей .

«Кричалки, шепталки, молчалки» .

Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони : красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» , можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следуует «молчалкой» .

«Клубочек» .

Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся» .

«Разговор с руками» .

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру : обвести на листе бумаги силуэты ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите : «Кто вы, как вас зовут?» , «Что вы любите делать?» , «Что не любите?» , «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела : мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.

Игры с песком просто необходимы для гиперактивных детей , они успокаивают ребенка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Археология» .

Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

«Послушай тишину» .

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

«Колпак мой треугольный» .

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы : «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если колпак не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (2 хлопка ладошкой по голове) . В следующий раз уже заменяются 2 слова : слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя) . В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Найди отличие» .

Ребенок рисует картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Час тишины и час "можно"

Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно» , когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.

«Волшебный ковер» .

(Целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день в специально отведенное время.) Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нем вместе с ребенком и читают ему книжку, которую ребенок выбирает сам. Упражнение занимает от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Ребенок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы» , но это занятие лучше не ограничивать во времени – его продолжительность должна определяться составлением картинки. Выступая в роли «волшебного» , коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться» . Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения» , «комнатой» , «необитаемым островом» , «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием и всегда должны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока задача не будет решена

Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку :

Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании.

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Необходимо изменение микроклимата в семье :

Уделяйте ребенку достаточно внимания.

Проводите досуг всей семьей.

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Необходима организация режима дня и места для занятий :

Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.

Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь.

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий.

Избегайте по возможности больших скоплений людей.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...