Категории земель особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемая природная территория

Особо охраняемые природные территории

Исторический очерк. На территории России с давних времён было принято охранять наиболее ценные и достопримечательные природные участки в качестве «святых мест», «священных рощ», «шаманских урочищ» и т. п. Древние охотничьи племена прекращали охоту на определённых территориях. Свод древнерусского права Русская правда, действовавший в Киевской Руси при Ярославе Владимировиче Мудром (нач. 11 в.), ограничивал промысел диких зверей и птиц. В 11 в. к западу от Киева возникли охотничьи заказники «Зверинец» и «Соколий Рог». В 13 в. В Беловежской Пуще ограничивалась добыча зубров. В 14–15 вв. в некоторых местах устанавливался заповедный режим, предусматривавший полный или частичный запрет на охоту, ловлю рыбы, вырубку леса и т. д. Своеобразными «охраняемыми территориями» в 16–17 вв. стали т. н. засечные черты на южных и юго-восточных границах Древнерусского государства. При царе Алексее Михайловиче (17 в.) возникло понятие «государевы заповедные леса», в которых строго запрещались не только охота и рубка леса, но и пребывание людей (например, т. н. Кунцевская Местность к западу от Москвы). Пётр I издал ок. 200 указов и распоряжений, касающихся охраны, воспроизводства и хозяйственного использования лесов, в т. ч. «корабельных» на Дону (1695) и водоохранных (1701), о принципах выделения заповедных лесов (1707). По его указу в 1706 был заложен Аптекарский огород, который в 1805 перешёл в ведение Московского университета и стал называться Ботаническим садом (ныне филиал Ботанического сада МГУ). В Сибири традиционно строго оберегались кедровые рощи, соболиные угодья, ритуальные мысы и скалы по берегам крупных рек и на озере Байкал. Кроме того, заповедными считались владения некоторых монастырей (Саровского, Печенгского и др.). В 1882 на Камчатке был создан Кроноцкий соболиный заказник (с 1934 государственный заповедник).

При выделении охраняемых природных территорий в России изначально преследовалась цель полного их заповедания в научных целях. У истоков отечественного заповедного дела стояли российские естествоиспытатели – В. В. Докучаев , В. Н. Сукачёв и др., в работах которых было определено место заповедников в системе природопользования, сформулированы основные задачи их деятельности и определены режимы охраны. Отмечались особое значение заповедников как эталонов природы и необходимость полного запрета хозяйственной деятельности на их территориях. По мере формирования сети заповедников перед ними ставились задачи сохранения многообразия растительного и животного мира, изучения процессов развития биологических систем, организации постоянных наблюдений за природой.

Развитие сети особо охраняемых территорий. Инициатива создания первых заповедных участков с научными целями принадлежала В. В. Докучаеву, заложившему в кон. 19 в. опытные степные станции на юге Европейской части России. В 1883–98 на территории имения Аскания-Нова в Херсонской губернии помещиком Ф. Э. Фальц-Фейном был выделен степной заповедный участок. Позднее возникло ещё несколько частных заповедников: Лес на Ворскле (см. в статье Белогорье ), степной заповедник у Валуек и др. В 1908 зоолог Г. А. Кожевников обосновал необходимость создания заповедников как эталонов природы. Эту идею поддержали ботаник И. П. Бородин и лесовод Г. Ф. Морозов , предложившие выделять такие заповедники в различных типах ландшафтов. В 1912 была организована Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе. По её инициативе разработан первый проект закона о заповедниках (С. В. Завадский, 1916) и план их географического размещения (В. П. Семёнов-Тян-Шанский , 1917). Первые заповедники на территории дореволюционной России созданы в 1910–12 на базе орнитологических станций в Прибалтике (Вайка в Эстонии, Морицсала в Латвии и др.). В 1912 было объявлено о заповедании частных владений в Лагодехском ущелье, расположенном в восточной части Главного Кавказского хребта. Тогда же Академией наук и Природоохранительной комиссией были подготовлены проекты ряда др. заповедников на Кавказе, в дельте Волги и под Пензой, однако воплотить эти замыслы не удалось из-за противодействия частных землевладельцев, поддержанных правительством. Для сохранения значительно сократившихся ресурсов соболя в Сибири были организованы Китойский (1914) и Саянский (1915) соболиные заповедники. В 1916 на северо-восточном побережье озера Байкал создан Баргузинский заповедник – старейший из ныне действующих российских, а в Приморье – заповеданы леса урочища Кедровая Падь . В 1917 на месте царских охотничьих угодий появился Крымский заповедник.

Первыми заповедниками советского периода стали Астраханский заповедник и Пензенский заповедник, учреждённые в 1919; тогда же была объявлена заповедником и Аскания-Нова . В 1920 на Урале организован Ильменский заповедник . В то время руководство заповедниками было возложено на Народный комиссариат по просвещению – ведомство, не связанное с эксплуатацией природных ресурсов, в котором имелись специальные подразделения по охране природы. В 1924 на Северном Кавказе был создан Кавказский заповедник , в 1925 – заповедники Столбы (под Красноярском), Галичья Гора (Липецкая область), Лес на Ворскле (с 1999 заповедник Белогорье в Белгородской области) и др. Именно тогда сформировалось представление о государственном заповеднике как природоохранном и научно-исследовательском учреждении (в отличие от зарубежных национальных парков, предназначенных прежде всего для общения человека с природой).

В 1933 был учреждён Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, преобразованный в 1939 в Главное управление по заповедникам при Совнаркоме РСФСР. В 1935–40 на территории РФ создано более 10 государственных заповедников, в т. ч. Сихотэ-Алинский , Окский , Хопёрский , Центральночернозёмный и др. Заповедники внесли огромный вклад в развитие экологических исследований; в них велась активная научно-организационная работа, регулярно публиковались научные труды. Широкомасштабные преобразования, происходившие в то время в стране, заставили сотрудников заповедников наряду с научной работой заниматься решением практических задач: акклиматизацией растений и животных, закладкой ферм, питомников и плантаций различного профиля и др.

В годы Великой Отечественной войны многие заповедники оказались на оккупированной территории и понесли тяжёлый урон, однако ни один из них не был закрыт. В первые послевоенные годы возникли 5 новых заповедников в Подмосковье (до наших дней из них сохранился только Приокско-Террасный заповедник ), на северном берегу Рыбинского водохранилища (Дарвинский заповедник ), в Свердловской области (Висимский заповедник и Денежкин Камень ), в Забайкалье (Читинский), а также на Сахалине (Средне- и Южно-Сахалинский).

С серьёзными трудностями столкнулось заповедное дело в 1950–60-х гг., когда был принят ряд необоснованных решений о реформировании системы заповедников. В результате реорганизации в 1951 число заповедников сократилось более чем вдвое, а их общая площадь уменьшилась со 120 тыс. до 10 тыс. км 2 . В 1951 было упразднено большинство крупных заповедников Сибири и Дальнего Востока (в их числе: Алтайский, Кондо-Сосьвинский, Кроноцкий, Саянский, Читинский). Сохранившиеся заповедники, территории которых были сокращены до минимума, получили более низкий статус научно-опытных станций, ориентированных на решение конкретных задач сельского, лесного и охотничьего хозяйства. Ликвидация всех главных управлений по заповедникам при Советах министров союзных республик привела к существенным нарушениям системы управления заповедниками и обеспечения их научной деятельности.

Во 2-й пол. 1950-х гг., после создания Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при см РСФСР, началось восстановление разрушенной заповедной системы. Были воссозданы Алтайский, Башкирский, Кроноцкий заповедники, расширены территории Баргузинского, Сихотэ-Алинского, Печоро-Илычского и некоторых др. заповедников. В 1960 принят «Закон об охране природы в РСФСР», в котором имелись специальные статьи о заповедниках и др. охраняемых природных территориях. Несмотря на это, уже в 1961 несколько заповедников было ликвидировано (причём некоторые из них повторно), а ряд других преобразован в филиалы. Некоторая стабилизация наступила в сер. 1960-х гг., когда были приняты меры для восстановления заповедных территорий, обеспечения их организационной и правовой деятельности.

Развитие системы заповедников ускорилось в 1970–80-х гг., что связано с осознанием государством и обществом актуальности и значимости глобальных экологических проблем. В Москве и Новосибирске в системе Главохоты РСФСР были созданы специальные подразделения для научного проектирования новых заповедников, которые размещались преимущественно на Крайнем Севере (Таймырский заповедник , Усть-Ленский заповедник , Остров Врангеля ), в районах Дальнего Востока (Буреинский заповедник , Джугджурский заповедник ), Сибири (Саяно-Шушенский заповедник , Малая Сосьва , Сохондинский заповедник , Даурский заповедник ), а также в Европейской части РСФСР (Нижнесвирский заповедник , Брянский Лес ). Первые национальные парки на территории России учреждены в 1983: Сочинский национальный парк и Лосиный Остров (Москва). Важными этапами в истории российского заповедного дела стали организация Государственных комитетов СССР и РСФСР по охране природы (1988), а также постановление ВС СССР «О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны» (1989), которое предусматривало существенное расширение заповедной сети. Последним в 20 в. был учреждён заповедник Эрзи в Ингушской Республике (2000). Нач. 21 в. ознаменовалось созданием 3 заповедников: Кологривский лес (2006), Утриш (2010), Шайтан-Тау (2014).

Одним из важнейших этапов в развитии системы охраняемых природных объектов стал Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995, с изменениями и дополнениями на 26.7.2019), который выделяет следующие основные категории охраняемых природных территорий: гос. природные заповедники (в т. ч. биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления устанавливают др. категории охраняемых природных территорий (зелёные зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.). Различают особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения. Нормативно-правовой статус и границы особо охраняемых территорий Крыма определены в 2018.

В России 2017 был Годом особо охраняемых природных территорий.

Заповедники. Основу системы охраняемых природных объектов России образуют государственные природные заповедники . Все российские заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, основная задача которых – изучение естественного хода природных процессов. Здесь ведутся стационарные мониторинговые исследования по программе «Летопись природы» (постоянный сбор данных, которые дают возможность выявить взаимосвязи между составляющими природных комплексов). Заповедники проводят работу по учёту, восстановлению и увеличению численности редких и наиболее ценных представителей растительного и животного мира, обеспечивают сохранение природного биоразнообразия и естественного генофонда флоры и фауны. Усилиями заповедников (в первую очередь Воронежского заповедника ) широко расселены по всей территории страны речные бобры, ранее практически истреблённые, а теперь ставшие обычными обитателями многих водоёмов. Все заповедники являются землепользователями; их имущество и природные ресурсы представляют собой федеральную собственность, полностью изымаемую из хозяйственного оборота. Заповедники – некоммерческие организации, финансируемые в основном за счёт средств федерального бюджета.

В нач. 21 в. в России насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 335 тыс. км 2 , к нач. 2017 их число увеличилось до 104 (без учёта заповедников Крыма), общей площадью 339,52 тыс. км2; 45 из них расположены в Европейской части страны, остальные – в Азиатской (в т. ч. в Зауралье, Сибири, Арктике, на Дальнем Востоке). Кроме того, в Республике Крым имеется ряд природных заповедников: Ялтинский горно-лесной, Карадагский, Казантипский, Опукский, «Лебяжьи острова» (орнитологический участок бывшего Крымского природного заповедника), федеральный статус которых установлен в 2018. К концу 2018 число заповедников возросло до 110 (общая площадь 345 тыс. км 2).

Крупнейшие по площади заповедники – Большой Арктический, Командорский, Остров Врангеля, Путоранский, Таймырский, Усть-Ленский, Кроноцкий, Центральносибирский; другие – находятся в зоне тундры и тайги, на островах Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов , осуществляющих глобальный экологический мониторинг, имеют статус биосферных (32 на нач. 2017); крупнейшими из них являются Кроноцкий, Печоро-Илычский и Саяно-Шушенский. К их территориям в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в т. ч. с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Большинство заповедников находится в подчинении Минприроды России, однако некоторые относятся к ведению РАН и др. министерств: Дальневосточный морской (Институт биологии моря ДВО РАН), Уссурийский (Биолого-почвенный институт ДВО РАН), Ильменский (УрО РАН), Галичья Гора (Воронежский государственный университет Минобрнауки России).

Национальные парки. Не только в природоохранных, но и рекреационных и культурных целях используются национальные парки .

В нач. 21 в. в России имелось 35 национальных парков, занимающих площадь 69 тыс. км 2 , к кон. 2018 их число увеличилось до 56 общей площадью более 234 тыс. км 2 . Большинство из них расположено в Европейской части страны, к бассейну Волги приурочены национальные парки Башкирия , Нижняя Кама и Самарская Лука ; на севере размещаются парки Кенозёрский национальный парк (Архангельская область), Водлозёрский национальный парк (Карелия, Архангельская область) и Югыд Ва национальный парк (Республика Коми). В Зауралье созданы национальные парки Припышминские Боры и Зюраткуль ; в Сибири – Шушенский Бор , Тункинский национальный парк и Алханай ; два национальных парка находятся на побережье Байкала. Перспективно развитие сети национальных парков на Дальнем Востоке и в Арктике (в частности, на Новой Земле). Статус национального парка получили: Калевальский , Бузулукский бор, Удэгейская легенда (все в 2007), Зов тигра , Анюйский (оба в 2008) Русская Арктика (2009), Сайлюгемский (2010), Земля леопарда (2012), Берингия , Онежское Поморье , Шантарские острова (все в 2013), Чикой (2014), Бикин (2015), Кисловодский (2016), Сенгилеевские горы (2017), Крымский (2018).

Водлозёрский национальный парк (1991) получил статус международного биосферного резервата, работающего в рамках международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАB).

Природные парки, в отличие от национальных (при существенном сходстве их статуса, задач и целей), находятся в ведении субъектов РФ, постановлениями которых они создаются. В 2017 на территории России число природных парков достигло 151 (76 из них находятся в Белгородской области, где, как правило, имеют очень небольшую площадь). Семь из них находятся в черте г. Москва (в т. ч. Битцевский Лес, Измайлово, Останкино); 5 природных парков расположены в Камчатской области (Быстринский, Южно-Камчатский, Налычево, Ключевский, Голубые Озёра); по 4 – в Якутии (в т. ч. Ленские Столбы, Усть-Вилюйский) и в Волгоградской области (в т. ч. Волго-Ахтубинская пойма, Эльтонский) и т. д.

Заказники. Для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов, а также поддержания экологического баланса создают государственные природные заказники, среди которых (в зависимости от профиля и назначения) различают: комплексные (ландшафтные), биологические (фаунистические, лесные, болотные и т. д.), гидрологические и др. Традиционно наиболее известны заказники для воспроизводства особо ценных охотничьих животных. Природные заказники чаще всего находятся на землях различных землепользователей, которые обязаны соблюдать установленный режим охраны. В России насчитывается ок. 3 тыс. природных заказников, из них (на нач. 2017) 59 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 70,5 тыс. км 2 . В 2018 окончательно установлен статус государственных природных заказников Киркинитский, Малое Филлофорное поле в Республике Крым. Особое значение имеют природные заказники Земля Франца-Иосифа и Североземельский в Северном Ледовитом океане (оберегающие уникальную фауну Арктики), Елизаровский, Васпухольский и Верхнекондинский заказники в Ханты-Мансийском автономном округе (где взята под охрану уникальная популяция западносибирских аборигенных речных бобров, а также места пролёта и гнездования водоплавающих птиц), Малые Курилы в Сахалинской области и др.

Памятники природы. К этой категории часто относят уникальные лесные массивы, естественные болота, пещеры, родники, водопады, а также некоторые участки рукотворных ландшафтов – искусственные леса, сады, парки и др. Памятники природы могут иметь федеральное и региональное значение; в некоторых случаях эти участки изымаются у землепользователей и собственников. Обычно их охрана возлагается на владельцев земельных участков, где они расположены. В России выделено ок. 7,74 тыс. памятников природы, примерами которых могут служить: Аргуновский сосновый бор (Архангельская область), роща Эйхвельда и ледниковые валуны (Мурманская область), Дудергофские высоты (Ленинградская область), Лохин Oстров (Московская область), парк усадьбы «Покровское-Стрешнево» (Москва), Лысая гора (Воронеж), тиссовые и кедровые рощи (Дальний Восток), «дуб Пугачёва» (Республика Марий Эл) и др. Гидрологическими памятниками природы объявлены некоторые озёра, в т. ч. Озеро Могильное (Мурманская область), озеро Светлояр (Нижегородская область) и др. Федеральным памятником природы стали остров Малый Жемчужный в северной части Каспийского моря и озеро Киёво (Киово) и его котловина (2016; расположено на территории г. Лобня Московской области; на озере располагается самая крупная колония озёрных чаек в Европе, которая насчитывает более 15 тыс. гнездовий). На нач. 2017 площадь памятников природы федерального значения в России составляла 235 км 2 .

Шесть памятников природы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, создающими специальные коллекции растений для сохранения и обогащения растительного мира, а также осуществляющими научную, учебную и просветительскую деятельность. Они организуются решениями соответствующих органов исполнительной власти (федеральной или региональной) и являются землепользователями; территории таких учреждений предназначаются только для выполнения их прямых задач. На территории России имеются десятки ботанических садов, среди них наиболее известны: Главный Ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН (Москва), ботанический сад Ботанического института РАН (Санкт-Петербург), Полярно-альпийский сад-институт (Мурманская область), Уральский и Уфимский ботанические сады-институты, Центральный Сибирский ботанический сад, Никитский ботанический сад, а также 24 дендрологических парка [Сочинский дендрарий, Бирюлёвский дендропарк (Москва), дендрарий Горно-таёжной станции (Приморский край) и др.].

Территории традиционного природопользования – принципиально новая для России категория особо охраняемых природных объектов, возникшая после принятия в 2001 Закона РФ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Подобные «родовые угодья» закреплялись за коренными жителями в отдельных районах Сибири и Дальнего Востока ещё в 1990-х гг. Закон открыл широкие перспективы развития традиционных для этих регионов отраслей хозяйства (охота, рыболовство, оленеводство), придавая лесным, земельным и водным угодьям статус, близкий к охраняемым природным территориям.

Иные формы охраны природных территорий. Кроме перечисленных основных, законодательно установленных, категорий территориальной охраны, существует множество иных форм особо охраняемых природных территорий. В «Сводном списке охраняемых природных территорий Российской Федерации» (2006) содержится более 250 наименований охраняемых природных объектов. К ним относятся весьма разнообразные водно-болотные угодья, ключевые орнитологические территории (имеющие наиболее важное значение для сохранения какого-либо вида птиц на местах гнездования, путях перелётов или зимовок), различные леса специального и защитного назначения, лесные полосы, зоны отдыха и покоя и т. д. Существует также целый ряд охраняемых территорий, в пределах которых объекты культурного наследия России сочетаются с окружающими их природными ландшафтами. К их числу можно отнести музеи-заповедники (например, Соловецкий и Валаамский архипелаги), мемориальные усадьбы (Михайловское, Щелыково, Поленово), природно-исторические комплексы (Бородинское поле, Куликово поле и др.). Всего в этом списке представлены сведения о 13,2 тыс. особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.

Наиболее ценные природные территории России включены ЮНЕСКО в международный список объектов Всемирного наследия (по состоянию на кон. 2018 включены 30 российские особо охраняемые территории, в т. ч. 12 государственных природных заповедников и 5 государственных природных национальных парков, 6 памятников природы); среди них – девственные леса Республики Коми (Печоро-Илычский заповедник, национальный парк Югыд Ва); озеро Байкал (акватория и прибрежная зона, включая прилегающие к озеру Баргузинский, Байкало-Ленский и Байкальский заповедники, а также Прибайкальский и Забайкальский национальные парки); вулканы Камчатки (Кроноцкий заповедник, прилегающие природные парки и федеральный заказник Южно-Камчатский); Золотые горы Алтая (в т. ч. Алтайский и Катунский заповедники, природный парк Белуха, плато Укок); остров Врангеля в границах одноименного заповедника; плато Путорана; Ленские столбы [Республика Саха (Якутия)].

В 1989 создан первый международный заповедник (трансграничный резерват) «Дружба» на базе Костомукшского заповедника и пяти особо охраняемых природных территорий Финляндии. На кон. 2016 на территории России располагаются ещё 4 международных трансграничных резервата: российско-монголо-китайский заповедник «Даурия» [Даурский заповедник, заповедники «Монгол Дагуур» (МНР) и «Далай-нор» (КНР)], российско-китайский заповедник «Озеро Ханка» [Ханкайский заповедник, заповедник «Санкай-Ху» (КНР)], трансграничный резерват «Алтай» (Катунский заповедник, Катон-Карагайский национальный парк Казахстана), трёхсторонний трансграничный парк «Пасвик-Инари» (заповедник Пасвик, район дикой природы «Вятсари» Финляндии и 3 особо охраняемые природные территории Норвегии – национальный парк Эрве-Пасвик, заповедник Пасвик и заказник «Эрве-Пасвик»).

В ряде административных выделов Европейской и Азиатской частей России, благодаря наличию многочисленных охраняемых природных территорий разного уровня (от федеральных и региональных до местных), возникли предпосылки для создания особых территориальных систем, именуемых «экологической сетью» или «экологическим каркасом», призванных выполнять как природоохранные, так и определённые народно-хозяйственные функции (научные, просветительские, туристические и др.). Многие субъекты РФ (в их числе Ленинградская, Пермская и Иркутская области, Алтайский край) уже создали или разрабатывают специальные кадастры охраняемых природных территорий. Согласно т. н. Севильской стратегии, принятой на 2-м международном конгрессе по биосферным резерватам (1995), всемирная сеть таких учреждений и объектов рассматривается не только как важное средство сохранения биологического разнообразия, но и в качестве модели гармоничного благоустройства территорий в различных ландшафтных зонах планеты, а также экспериментальной базы для обеспечения устойчивого развития в глобальном плане.

Экологическая доктрина РФ (2002) рассматривает создание и развитие системы охраняемых природных территорий разного уровня и режима как одно из главных направлений государственной политики России в области экологии и как важнейшее условие обеспечения устойчивого природопользования. См. карту.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников - к 350.

С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

национальные парки;

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование (владение) последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

осуществление экологического мониторинга;

выполнение научно-исследовательских задач;

ведение эколого-просветительской работы;

осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.

Всего в Российской Федерации к началу 2003г. официально функционировали 100 государственных природных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерации площадью 33 732 189 га, в том числе площадь морской акватории - 6 376 084 га.

Заповедники расположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5 из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10 автономных округов.

Вне системы МПР России находятся 5 заповедников, общая официально закрепленная площадь которых составляет 257 259 га, в том числе площадь морской акватории - около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:

4 заповедника (Ильменский, Уссурийский, Дальневосточный морской, "Кедровая падь"), находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурных подразделений;

заповедник "Галичья гора", находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управлении Воронежского госуниверситета;

Особый статус и назначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный в Тверской области государственный комплекс "Завидово" Минобороны России (до начала 90-х годов - государственный заповедник "Завидовский"), год образования - 1929, общая фактическая площадь - 1254 км2.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 27 российских заповедников имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 9 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 12 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции (Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение), 4 - Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский - имеют дипломы Совета Европы.

Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. (были организованы национальные парки "Сочинский" и "Лосиный остров") и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.

Всего в Российской Федерации к началу 1999 г. функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га, а к началу 2003 г. - 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории Российской Федерации).

Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков (34) находилось в непосредственном подчинении б. Федеральной службы лесного хозяйства России и один - в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить различные функциональные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников (заповедные зоны занимают в российских национальных парках до 64% их территории). Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

Основную часть территории парков (от 50 до 100% площади) занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории (в основном сельскохозяйственные угодья, в ряде случаев рыбохозяйственные водоемы, земли поселков, городов) входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами.

Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин - таежные и широколиственно-хвойные леса (темнохвойные среднетаежные леса, темнохвойные южно-таежные леса, широколиственно-темнохвойные, сосновые северо-таежные, сосновые средне- и южно-таежные, широколиственно-сосновые и сосновые сухотравные леса), широколиственные леса; степи; гор - темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса; а также болот.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;

рекреационная, предназначенная для отдыха;

охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Природные парки

Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) - сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические - сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) - сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические - сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Из 67 заказников федерального значения на конец 2000 г. 56 находилось в ведении и управлении Министерства сельского хозяйства России, 11 - Министерства природных ресурсов России.

Памятники природы

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

участки живописных местностей;

эталонные участки нетронутой природы;

участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и отроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);

геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, б. Госкомэкологии России, б. Рослесхоза.

Кроме того, в Российской Федерации в 2002 г. насчитывалось 27 памятников природы федерального значения общей площадью 14,351тыс. га (без учета геологических и некоторых иных памятников).

В 2003 г. новые памятники природы федерального значения не создавались (официально не оформлялись).

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

В России на начало 2000 г. насчитывалось 80 ботанических садов и дендрологических парков.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. ются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Русская Цивилизация

В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос .

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Создание охранных зон

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима .

Резервирование земель

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о с возможным у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
  3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
  9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

В условиях, когда загрязнение окружающей среды стало препятствием для нормальной жизни людей, началось массовое движение общественности в защиту окружающей среды, большинство экономически развитых и некоторые развивающиеся страны стали проводить государственную экологическую политику, политику природопользования. Были приняты природоохранные законы, разработаны системы штрафов, увеличены расходы на охрану природы, составлены долгосрочные программы, созданы специальные службы охраны среды или другие аналогичные государственные органы.

Особое место в государственной экологической политике занимает создание особо охраняемых природных территорий и акваторий.

Природные особо охраняемые территории и акватории — это природные комплексы и объекты, исключенные полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно-просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности.

К особо охраняемым природным территориям относятся; государственные природные заповедники, в том числе биосферные; государственные природные заказники; национальные парки; природные парки; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Охране подлежат и памятники природы, а также редкие, исчезающие виды животных и растений, занесенные в .

Все территории и объекты, находящиеся под особой охраной у государства, подразделяются на три типа:

  • административные (военные и оборонные объекты, режимные зоны органов внутренних дел, пригородные зоны);
  • историко-культурные (памятники истории, культуры, архитектуры, садово-паркового искусства, историко- культурные заповедники и т. п.);
  • природные.

Кроме того, в нашей стране к особо охраняемым природным территориям относятся 35 национальных парков, а также более 12 000 природных парков, заказников, памятников природы и других территорий, находящихся под защитой на федеральном или региональном уровнях.

Заповедники

Природные заповедники — это особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), которые полностью и навсегда исключены из любого хозяйственного использования. Заповедники — высшая категория природоохранных территорий, они служат эталонами естественной природной среды.

Первым заповедником стал Баргузинский заповедник на Байкале, созданный в 1917 г., спустя два месяца после принятия 12 ноября (30 октября по старому стилю) 1916 г. первого в России закона о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках».

Главная отличительная особенность природного заповедника заключается в наличии признака «заповедности», означающего в соответствии с толковым словарем русского языка неприкосновенное, запретное, заветное. В наши дни в соответствии со ст. 26 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и в связи с повышенной социальной значимостью охраняемых территорий и природно-климатических особенностей для них устанавливают более строгие нормативы предельно допустимых вредных воз
действий на природную среду. На территории заповедников запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая принципам заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде: строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, разведка и добыча полезных ископаемых, рубка леса, сбор растений, выпас скота, охота, рыбная ловля, применение ядохимикатов и пестицидов (даже вблизи охраняемых территорий), пролет самолетов ниже 2000 м, все формы туризма и отдыха населения и т. п.

Вокруг территории заповедника создаются охранные зоны, в пределах которых запрещена деятельность, вредно влияющая на заповедный режим.

Природный комплекс может быть либо типичным ландшафтом соответствующего региона, либо, наоборот, редким для той или иной местности. Значение заповедника заключается еще и в том, что он является природоохранным научно-исследовательским учреждением, имеющим целью сохранить и изучить естественный ход природных процессов и явлений в типичных и в уникальных системах.

31 российский заповедник имеет статус биосферного, т. е. входит в международную сеть биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Основное их отличие от остальных заповедников — наличие на территориях, прилегающих к ним, биосферных полигонов, где ведется ограниченное природопользование (преимущественно традиционное для региона, а также туризм и иные виды рекреационной деятельности).

Концепция биосферного резервата была разработана в 1974 г. рабочей группой программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Через два года началось формирование их Всемирной Сети, поддерживающей сегодня обмен информацией, опытом и специалистами между 440 резерватами планеты. Они созданы в 97 странах и сохраняют участки мало нарушенных экосистем большинства биогеографических мест Земли на площади не менее 300 млн гектаров.

Первые биосферные резерваты в СССР появились в 1977 г. Их создавали на базе существующих заповедников — Приокско-Террасного, Кавказского, Аскания-Нова (Украина), Репетекского (Туркменистан) и ряда других.

Биосферные резерваты рассматривают как саморегулирующиеся природные системы. Поэтому они должны быть достаточно крупными и экологически обособленными от соседних экосистем и антропогенного влияния. Как правило, они включают уникальные в глобальном аспекте экосистемы и ландшафты (например, с наличием редких и исчезающих на земном шаре видов животных и растений), представляющие особую научно-природоведческую ценность.

Схема биосферных резерватов такова: в центре — заповедное ядро (абсолютно заповедная территория), вокруг которой выделяется буферная зона, функция которой заключается в снижении отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природный комплекс заповедника, а за ней идет буферный полигон — зона обычного, но строго рационального, хозяйственного использования территории в интересах научно-прикладных исследований по профилю заповедника. Главной задачей биосферных резерватов является обеспечение многолетних сравнительных исследований экосистем, участие в глобальном мониторинге окружающей природной среды. К биосферным резерватам относятся и 5 национальных парков России.

Заказники

Природные заказники — это природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов. По терминологии нормативных актов 20-х годов XX в. — это «неполные заповедники».

Заказники организуют, когда для достижения цели достаточно провести ограничение или запрещение использования лишь некоторых ресурсов. Примером служат резерваты-заказники лекарственных растений — природоохранные территории с режимом, предупреждающим истощение запасов некоторых видов лекарственных растений. Сбор лекарственных растений в заказниках разрешается лишь под строгим контролем, в пределах, не нарушающих их воспроизводство.

Среди заказников наиболее значительными по количеству и занимаемой площади являются охотничьи заказники. Их задача — долгосрочная резервация и охрана мест обитания некоторых ценных животных. Режим заказников предусматривает не только запрет охоты, но и ограничения на некоторые виды хозяйственной деятельности, которые могут нанести вред охраняемым видам животных.

Национальные и природные парки

Национальные и природные парки — это изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. Национальный природный парк — достаточно большая территория, где охрана природы сочетается с рекреацией. Он состоит из одной или нескольких экологических систем либо природных ландшафтов высокой эстетической ценности, мало или вообще не измененных деятельностью человека, где охраняют растения, животных и ландшафты. Согласно законодательству Российской Федерации национальные природные парки образуют с целью охраны природы (например, традиционных мест проживания малочисленных народов Севера) в сочетании с экологическим воспитанием населения, организацией его отдыха, развитием туризма.

Всю территорию национального (природного) парка разбивают на несколько зон, каждая из которых имеет свой правовой режим. Чаще всего действуют четыре зоны: заповедная, заказная, рекреационная и хозяйственная. Центральное заповедное ядро национального (природного) парка функционирует как природный заповедник. Оно служит природной лабораторией парка для осуществления задач экологического мониторинга. Зону заказного режима организуют по принципам природного заказника. Рекреационные зоны предназначены для туризма, отдыха посетителей, размещения объектов сервиса, информационного обслуживания и т. п. Хозяйственная зона обычно является внешней по отношению к перечисленным. По принятой международной классификации национальный парк, в отличие от природного, характеризуется преобладанием экологических задач над рекреационными.

В США в 1872 г. был создан первый ныне всемирно известный Йеллоустонский национальный парк (штаты Вайоминг, Монтана, Айдахо). Всего в мире в наши дни действует более двух тысяч национальных парков, среди них такие, как Высокие Татры (Чехия), Казиранга (Индия), уже упоминавшийся Йеллоустонский, Гранд-Каньон (США), Цаво (Африка) и многие другие. Для зарубежных стран эта форма охраны природы является традиционной.

В СССР первоначально функции национальных парков были возложены на заповедники. Первые были созданы в 1983 г. — «Сочинский» на побережье Черного моря и «Лосиный остров» на территории Москвы и Московской области.

Памятники природы

Термин «памятник природы» впервые был применен в 1819 г. немецким естествоиспытателем А. Гумбольдтом (1769-1859). Памятниками природы объявляют отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. К числу памятников природы относят эталонные участки нетронутой природы, геологические обнажения, уникальные формы рельефа, отдельные объекты живой и неживой природы — водопады, гейзеры, пещеры, палеонтологические объекты, отдельные деревья-долгожители и т. д.

В нашей стране и в мире выявлено несколько тысяч памятников природы, в основном конкретные объекты. В их числе Хостинская тисосамшитовая роща (Краснодарский край), скальные обнажения на берегу Дона с реликтовой растительностью (Липецкая область), отдельные валуны и многие другие.

Из деревьев-памятников особенно известны дуб в Ясной Поляне, чинара «Семь братьев» под Ашхабадом, сросшиеся стволы которой могут обхватить 10 человек, а также гигантские секвойи в знаменитой Йоссемитской долине (США), возраст которых превышает 3 тыс. лет, а высота — 90 м. В Калифорнии находится и самое старое дерево в мире — секвойя, возраст которой оценивается примерно в 4650 лет.

Иные особо охраняемые природные территории

Музеи-заповедники. К ним относятся историко-мемориальные, литературные музеи, музеи-усадьбы, музеи под открытым небом и т. д. Музе и-заповедники представляют собой большую историко-культурную ценность. Среди известных всему миру музеев-заповедников — Ясная Поляна, Поленово, Кижи, Владимиро-Суздальский, Абрамцево, Кусково, и, конечно же, Московский Кремль и музеи Петербурга. Строго говоря, они относятся к группе историко-культурных особо охраняемых территорий, однако в большинстве из них природная составляющая играет важную роль.

Дендрологические парки и ботанические са ды: в их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяют на территориях (акваториях), пригодных для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения и обладающих природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом, пляжами и т. п.).

Эколого-курортный регион — относительно новая форма особо охраняемых территорий, появившаяся в 1994 г. в связи с образованием особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных вод.

Месторождения минеральных вод и лечебных грязей, природа курортов крайне чувствительны к загрязнениям. На территории Кавказских Минеральных Вод действуют более 40 промышленных предприятий. Их выбросы представляют собой серьезную проблему для региона.

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...