Когнитивная наука @ когнитивист. Российское трансгуманистическое движение

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio - знание, познание) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя такие дисциплины, как эпистемология, когнитивная психология, исследования в области искусственного интеллекта, психолингвистика, нейропсихология, а в последнее десятилетие также нейрокибернетику и вычислительную нейробиологию.

Основания К. н. были заложены в исследовании математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936), которому удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тьюринг описал некую гипотетическую идеальную вычислительную машину («машина Тьюринга»), у которой может быть только фиксированное конечное число возможных «состояний» и которая позволяет определить, какая функция вычислима. Т е м самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил (1948), что информация может быть представлена как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено в битах или с помощью двоичной системы счисления (бит - двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1). В результате был открыт математический формализм, позволивший оценивать информацию независимо от ее содержания и носителя. Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению когнитивных функций мозга. Уже в 1948 У Мак-Каллох и В. Питтс выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации, в принципе, может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление К. н. внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, которые позволили объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием механических систем и соответствующими формами поведения людей.

Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека с точки зрения модели переработки когнитивной информации и формирования когнитивной психологии. С конца 60-х г. 20 в. анализ природы человеческого познания с помощью моделей переработки информации становится, скорее, правилом, чем исключением. Решающее влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в К. н. оказала компьютерная революция, способствовавшая формированию здесь двух основных направлений. Одно из них ориентируется на создание новых когнитивных моделей (напр., разработанная еще в 1958 Ньюэллом и др. программа Логичный Теоретик), которые, в принципе, могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Другое направление оказалось связанным с разработкой экспертных систем - т.е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач.

В К. н. разработаны два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем. Первый, более ранний, классический подход - символицизм (symbolicism) - исходит из предположения, что человеческое мышление функционально эквивалентно мышлению компьютерного интеллекта, состоящего из центрального процессора, который в состоянии последовательно (т.е. один элемент за другим) обрабатывать единицы символьной информации. Сторонники второго подхода - коннекционизма (connectionism) - полагают, что идея центрального цифрового процессора, в принципе, неприменима к человеческой когнитивной системе в силу ее несовместимости с соответствующими данными нейробиологии. С их точки зрения, работа когнитивных систем живых существ может быть симулирована с помощью искусственных нейронных сетей, состоящих из «формальных» нейронов, параллельно перерабатывающих информацию. В отличие от обычных цифровых компьютеров, современные нейрокомпьютеры в состоянии обрабатывать самую разнообразную (а не только символьную) информацию, которая сохраняется как паттерн установленного между узлами соединения. Они, в частности, могут эффективно распознавать образы, обучаться, решать сложные проблемы (если, напр., входящая информация сопровождается шумом или если решение невозможно найти с помощью простого алгоритма) и т.д. Однако в решении многих сугубо аналитических задач, требующих четких высокоуровневых правил обработки информации (напр., обучения языку), они пока уступают цифровым компьютерам.

Широко привлекая различные модели переработки информации, К. н. стремится дать объяснения лишь тем когнитивным процессам, которые эмпирически (экспериментально) фиксируются психологией - напр., распознавание образов, внимание, запоминание, решение проблем, рассуждение, планирование и т.д.

И. П. Меркулов

Лит.: СолсоР. Когнитивная психология. М., 1995; ThagardP Mind: Introduction to Cognitive Science. Cambridge, 1996.

  • - психологическое состояние или ситуация, при коей индивид, имея нужные знания, навыки и умения для решения поставленной задачи, в силу ряда причин когнитивного характера оказывается неспособным ее решить...
  • - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Когнитивная карта - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы...

    Психологический словарь

  • - Когнитивная психология - направление в психологии, возникшее в начале 60 - х гг. Характеризуется рассмотрением психики - как системы когнитивных операций - ...

    Психологический словарь

  • - По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века. Ее также называют когнитивной грамматикой...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - информация, которая распознается, извлекается, интерпретируется и перерабатывается когнитивной системой живых существ...

    Философская энциклопедия

  • - Главным предметом исторической науки в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков и на которое направлена, главным образом, деятельность разных...
  • - Характерной особенностью русского юридического развития в течение очень долгого времени является отсутствие не только у массы населения, но и у высших классов потребности привести в известность существующее в...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - До издания судебных уставов 1864 г. литература гражданского процесса в Р. была весьма незначительна, несмотря на то, что в университетах уже с давних пор преподавалось гражданское судопроизводство, существовали и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Преподавание науки международного права введено в русских университетах уставом 1835 г. под именем общенародного права, которое уставом 1863 г. переименовано в международное право...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Научная разработка уголовно-процессуального законодательства началась в России сравнительно недавно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Сельское хозяйство как предмет научного преподавания возникло в России, как и в Германии, на почве университетской науки, только столетием позже...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Технологическая наука есть вообще наука недавнего времени. Учила такой науке или таким знаниям - в начале особенно - сама жизнь и школа примера, привезенного из чужой страны...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Финансовая наука, до сих пор во многих странах еще не выделенная на степень самостоятельной отрасли знания и трактуемая как часть науки о народном хозяйстве или политической экономии, разделяла в России судьбу этой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Первый русский перевод книги Ад. Смита "О богатстве народов" был сделан Политковским в 1802-06 г. Идеи Смита пользовались значительной популярностью как в образованном обществе, так и в правительственных сферах...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - направление в лингвистике, изучающее и описывающее язык с точки зрения познавательных механизмов, лежащих в основе мыслительной деятельности человека...

    Толковый переводоведческий словарь

"когнитивная наука" в книгах

11.4. Когнитивная психология

автора

11.4. Когнитивная психология

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

11.4. Когнитивная психология Другое направление с полным правом получило название «третьей силы», а затем стало ведущим направлением психологии. Это когнитивная психология. Ее становление и развитие обусловили революционные открытия в нейрофизиологии, развитие

Когнитивная модель

Из книги Интуитивный трейдинг автора Луданов Николай Николаевич

Когнитивная модель Чувствование – это тоже способ мышления, который сложно передать другим или запрограммировать. Трейдер в процессе торговли получает массу различной информации, которая используется им для создания соответствующего паттерна (модели) рынка.Модель

Когнитивная простота/когнитивная сложность

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Когнитивная простота/когнитивная сложность В исследованиях этого когнитивного стиля, пожалуй, наиболее отчетливо представлена основная идея стилевого подхода: каждый человек по-своему воспринимает, понимает, интерпретирует и прогнозирует действительность на основе

Когнитивная текучесть и эго

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Когнитивная текучесть и эго До возникновения явления когнитивной текучести наши предки, по-видимому, осознавали самих себя едва-едва. Самосознание, скорее всего, сводилось к наиболее развитому в те времена типу мышления и не подразумевало четкого противопоставления

Зона 5: когнитивная наука и автопоэтические организмы

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Зона 5: когнитивная наука и автопоэтические организмы Мы потратили более половины данной книги на рассуждения о внутренних реалиях, включая их научные исследования. Может показаться, что мы затронули большую часть когнитивной науки, разве не так? На самом деле мы её

Когнитивная археология

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Когнитивная археология Около одного поколения назад небольшая группа археологов бросила вызов своим коллегам и предложила выйти за рамки артефактов и остатков пищи. Они задали вопрос: почему мы должны интерпретироваты прошлое исключительно с точки зрения

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Когнитивная психология занимается изучением умственных процессов, особенно того, как люди запоминают, обрабатывают и извлекают из памяти информацию. Эти умственные процессы называются когнитивными (познавательными). Представьте себе следующую

7. Когнитивная графика

Из книги Десять «горячих точек» в исследованиях по искусственному интеллекту автора Поспелов Дмитрий Александрович

7. Когнитивная графика Исторически сложилось так, что системы технического зрения и машинной графики всегда находились где-то на окраине области ИИ. Как и модели распознавания образов, методы, используемые для решения возникающих здесь задач, по своей сути были мало чем

Когнитивная терапия

Из книги Личностные расстройства автора Короленко Цезарь Петрович

Когнитивная терапия Согласно концепции А. Бека (A. Beck) , когнитивный компонент в виде нарушенного мышления оказывает глубокое влияние на эмоциональные и поведенческие составные различных психических нарушений, прежде всего депрессивного синдрома. Позитивное

9.5 Когнитивная психология

Из книги История психологии автора Смит Роджер

9.5 Когнитивная психология Около 1970 г. было обычным утверждать, что в психологии происходит революция, в результате которой когнитивная психология вытесняет бихевиоризм. Новая психология исследовала решение проблем, научение и память как виды переработки информации, в

Когнитивная психотерапия

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Когнитивная психотерапия Метод когнитивной психотерапии был предложен американским психологом Аароном Беком в 1960?х годах; это еще одно распространенное направление в когнитивно-поведенческой терапии.Когнитивная психотерапия основывается на идее, что все проблемы

Когнитивная терапия

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Когнитивная терапия Основная концепция Когнитивная терапия создана Аароном Беком в 1960-х гг. В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ,

68 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

68 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Когнитивная психология (КП) (от лат. cognition – «знание, познание») – раздел психологии, обращенный против бихевиоризма. КП выступала за включение роли психических процессов в анализ поведенческих реакций. Одним из основателей КП выступил А. Ньюэлл.

Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство Нижеследующий отрывок заимствован из книги Варелы, Томпсона и Роша "The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience" («Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт») (1991).Мы начали… с размышления о фундаментальной

Теримин "когнитивный" является знамением двух новых, бурно развивающихся направлений в психологии и науке об интеллекте, известных как когнитиная психологияи и когнитивная наука.Когнитивная психология (психология познавательных процессов) уподобляет мозг компьютеру, исследует переработку информации человеком и рассматривает познание как "совокупность процессов переработки информации".Когнитивная наука (наука об интеллекте) - это более широкое понятие, представлющее собой сплав когнитивной психологии, психофизики, исследований в сфере искусственного интеллекта, нейробиологиии, лингвистики, математической логики, неврологии и философии.Одна из целей этих дисциплин заключается в том, чтобы выявить скрытые резервы человеческого мозга, повысить продуктивность интеллектуального труда.

В последние два десятилетия в нейробиологических и психологических исследованиях были получены новые и чрезвычайно важные сведения о работе мозга. Они открывают путь к революционным преобразованиям интеллектуального труда, создавая предпросылки для кардинального повышения его знаниепорождающей творческой продуктивности. Фактически мы находимся на пороге стратегической реформы интеллктуального труда, обещающей включение в созидательную работу новых мощных резервов человеческого мозга и интеллекта.

В качестве важнейших областей исследования в когнитивной науке выступали зрение, мышление и рассуждение, память, внимание, обучение и языковая деятельность.

Ранние теории когнитивной функции пытались объяснить очевидную композиционность человеческого мышления (мысли образованы из более простых единиц, соединенных определенным способом), а также его продуктивность (процесс составления мыслей из более простых единиц может неограниченно повторяться и производить бесконечное число новых мыслей), допуская существование дискретных ментальных представлений, которые могут быть соединены или разъединены по правилам, зависящим от синтаксических, или структурных, свойств представлений.

Эта гипотеза «языка мышления» позже была оспорена подходом, который называют коннекционизмом, процессом параллельного распределения или моделированием нейронных сетей . Согласно этому подходу когнитивные процессы (такие как распознавание образов) состоят в корректировке сил активации единиц, объединенных в сеть и действующих подобно нейронам.

Сегодня значительная часть философов занимается проблемами, напрямую связанными с когнитологией, участвуя в столь необходимой конструктивной работе над её основаниями. Так, важные задачи философии сознания - понять и оценить фундамент психологии и когнитологии, и теперь она - основной претендент на объяснение феномена человеческой мысли.

В данном разделе размещаются материалы по когнитивной науке, а также философии сознания.

Сознание существует для того, чтобы сделать себя ненужным?

В рассуждениях о природе свободного сознательного выбора это нельзя игнорировать. Джон Барг (John Bargh), в своей работе — Помимо воли: К вопросу о неосознанном контроле над социальным поведением (на англ.) — на основе анализа фактов нескольких различных областей научного знания делает вывод о том, что сознание — вещь, дарящая нам ощущение произвольного управления (deliberate control) — существует именно для того, чтобы делать возможным автоматическое, "безвольное" ("unwilled"), поведение.

Барг рассуждает о тех случаях, когда поведением человека "управляют" внешние раздражители, а не осознаваемые им собственные намерения, волевой акт. При этом человек не знает об истинных причинах своего поведения. Это возможно — утверждает Барг — не вопреки сознательному контролю, а вследствие него.

В самом деле, вероятно, назначение сознания (для чего оно эволюционировало) - сборка сложных неосознаваемых умений. Вместе с общей пластичностью развития мозга человек получил возможность создания сложнейших программ автоматического управления [собственным поведением], хорошо соответствующих индивидуальной окружающей среде, потребностям и целям человека. Как доказал Уильям Джеймс (William James, 1890), сознание исчезает из тех процессов, где оно больше не требуется, переключаясь на другие, в которых оно всё еще... А ведь поразительно: выходит что одна из главных целей сознательной обработки [информации] может состоять в том, чтобы нивелировать потребность в себе, автоматизируя умения настолько, насколько это возможно. Это могло бы показаться нелепым, если бы современное понимание отношения между бессознательными и сознательными мыслительными процессами исключало бы развитие сознания в направлении создания всё более сложных неосознаваемых процессов.
  1. Bypassing the Will: Towards Demystifying the Nonconscious Control of Social Behavior by John Bargh (2004), in The New Unconscious; ed. R. Hassin, J. Uleman, & J. Bargh. Oxford University Press..

Перевод: Житeлeв Р. A.

, когнитивную психологию , нейрофизиологию , когнитивную лингвистику , невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта .

В когнитивной науке используются два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем: символицизм (классический подход) и коннекционизм (более поздний подход). Символицизм основывается на предположении, что человеческое мышление подобно мышлению компьютера с центральным процессором, последовательно обрабатывающего единицы символьной информации. Коннекционизм основывается на предположении, что человеческое мышление не может быть уподоблено центральному цифровому процессору из-за несовместимости с данными нейробиологии, а может имитироваться при помощи искусственных нейронных сетей, которые состоят из «формальных» нейронов, выполняющих параллельную обработку данных .

Классическая когнитивная наука игнорировала проблему связи сознания с мозгом, а также проблему связи психологии с нейробиологией. Это послужило причиной критики в её адрес. В 80-е годы XX столетия психологи и нейробиологи стали взаимодействовать теснее, что привело к возникновению новой науки – когнитивной нейробиологии , использующей методы визуализации мозга, которые позволяют эмпирически связать ментальные феномены с физиологией мозга. Если классическая когнитивная наука не принимала во внимание сознание, то в современной когнитивной нейробиологии сознание является предметом изучения .

Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили и получить прямые данные о работе мозга. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.

Прогресс в когнитивистике, как полагают учёные, позволит «разгадать загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозгу человека , ответственные за высшую нервную деятельность . Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта , который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.

В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга .

Возникновение [ | ]

Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму , в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор). На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивизма. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и генерирует информацию, которая доступна для наблюдения. Помимо символов, как результатов контакта разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). Таким образом, произошло разделение на «снаружи» (предметы, объекты, …) и «внутри» (представления). На вопрос существует ли мир, когнитивная наука отвечает: «Неизвестно, но существуют наши представления об этом мире». С другой стороны, когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции .

Воплощённая когнитивная наука [ | ]

В начале XXI столетия в когнитивной науке развилось новое направление - воплощённая когнитивная наука (англ. embodied cognitive science ). Её представители считают ошибочным подход традиционной когнитивной науки и философии сознания , который почти полностью игнорирует роль тела в деятельности сознания. В последнее десятилетие наблюдается рост эмпирических исследований в области воплощённого познания . Сторонники воплощённой когнитивной науки отвергают идею о том, что сознание порождается мозгом или тождественно мозгу .

Составляющие когнитивистики [ | ]

К когнитивным наукам также относят экспериментальную психологию познания, нейронауку ,

Когнитивная наука

Все, что делают люди, они делают исходя из свох знаний. Знания определяются тем, как человек мыслит и воспринимает реальность. Отсюда: законы мышления и восприятия определяют все, что делают люди.

В этой простой идее заключена вся важность когнитивной науки - науки, изучающей законы мышления и восприятия. Это не психология, хотя тесно смыкается с ней временами: психология пытается изучать строение души, сознания, его законы, действующие в нем силы, понять человека полностью , а когнитивная наука изучает только "механику" мышления и воспрития: как из восприятий рождается мысль, и как из одной мысли рождается другая. Поиск ответов на эти "простые" вопросы стал истинной точкой старта органической логики.

Следует предупредить читателя: сегодня термин "когнитивная наука" понимается гораздо уже. Так именуют изучение работы сознания человека как компьютера, принимающего, хранящего и обрабатывающего информацию. Мозг - это большой компьютер: вот главная предпосылка современной когнитивной психологии. Но мы не можем всерьез относиться к этой идее: человек лишь тогда похож на компьютер, когда он имеет дело с информацией, но информация - это далеко не все, с чем имеет дело сознание человека. Еще есть чувства и эмоции, убеждения и верования, концепции и парадигмы, мифы и установки - в общем все, что придает смысл информации, без чего она просто - бесмыссленный набор букв или цифр. Именно смысл играет главную роль в нашем восприятии и мышлении, и когнитивная наука не может обойтись без изучения "законов смысла" , не может ограничиваться только изучением "законов информации".

Скажем еще иначе. Люди действуют, исходя из знаний, но

Знания = информация + смысл

И тогда на первое место выходит вопрос: как информация, которую мы получаем из внешнего мира, приобретает для нас определенный смысл? Или, как из набора отдельный возбуждений в рецепторах нашего глаза рождается цельное восприятие яблока, лежащего на подоконнике? Или, как из разрозненного набора фактов и сведений о какой-то вещи у нас рождается ее глубокое понимание?

Современная когнитивная наука, увлекшись компьютерами и томографами, забыла, что еще в начале 20-го века был дан ответ по существу на этот вопрос. Это сделал основатель школы гештальт-психологии Макс Вертгеймер.

Гештальт-теория

Если мозг человека - это компьютер, то для того, чтобы информация превратилась в знание, человек должен сначала "загрузить" сырую информацию из внешнего мира через органы восприятия, а затем обработать ее какой-то внутренней программой и получить на выходе какой-то вывод, знание. Так думают многие когнитивные психологи сегодня, и так думали психологи до начала 20-го века, хотя они компьютеров в глаза не видели.

Но Вертгеймер на очень простых экспериментах покзал: все происходит прямо противоположным образом. Сначала человек воспринимает вещь как целое, и лишь потом с учетом этого целого придает смысл той или иной детали этой вещи. То есть, восприятие не собирает цельный смысл воспринимаемой вещи из мозаики отдельных ее деталей, а наоборот, сразу схватывает ее цельный смысл и уж затем обращается к ее деталям. Не снизу вверх, а сверху вниз. Глядя на человека, мы не собираем в голове его лицо из отдельных деталей - ушей, глаз, носа, рта, мы видим лицо целиком сразу. Мы мгновенно можем узнать знакомое лицо, для этого нам не нужно времени для анализа, обработки и сопоставления информации. И этим мы отличаемся от компьютеров, которым нужно отдельно и последовательно анализировать все характеристики лица, чтобы сделать какой-то вывод.

Вертгеймер называл эти целостности, которыми мы воспринимаем мир (и мыслим) гештальтами . Гештальты - это смыслы, которыми мы упорядочиваем свой опыт, это организующие силы нашего восприятия и мышления, без которых оно бы рассыпалось на отдельные осколки, не имеющие смысла . Это можно видеть у людей, получивших травму мозга: они называют каждую букву слова, но не могут его прочитать. Когда им показывают фотографию человека, они не могут сказать, знают ли его - безрезультатно пытаясь вычислить это из отдельных деталей изображения.

Вертгеймер первый начал исследовать законы гештальта, "законы смыслов" (он называл их "законами организации перцептуальных форм"). А мы лишь двинулись по его стопам и смогли обогатить гештальт-теорию идеями, которых не знали до середины 20-го века, идеями науки сложных систем. Органическая логика - то, что получилось в результате.

Дополнительно точно

Когнитивная психология - на сегодняшний день одна из наиболее бурно развивающихся областей психологического знания. Она является составной частью когнитивной науки и занимается изучением процессов мышления, внимания, памяти, восприятия и др. Основной вопрос когнитивной психологии - как мы познаем мир, как получаем информацию, перерабатываем и используем ее в своем поведении и деятельности.

    С чего началась когнитивная наука?

Один из родоначальников когнитивной науки Джордж А. Миллер (автор известной статьи о магическом числе 7± 2) точно определяет день рождения новой области знания: это 11 сентября 1956 года. В это время в Массачусетском технологическом институте (MIT) проходил симпозиум, на котором собрались такие ученые как А. Ньюэлл и Г. Саймон , представившие доклад, посвященный разрабатываемой ими программе "Логик-теоретик", которая моделировала доказательство математических теорем. Кроме того, на симпозиуме выступили Ноам Хомский - основатель трансформационной порождающей грамматики, Миллер со своей гипотезой об ограниченном объеме рабочей памяти, а также были представлены доклады о проверке теории нейронных ансамблей с помощью новейших на тот момент суперкомпьютеров, о синтаксисе, скорости опознания изображений, теории обнаружения сигналов.

Дж. А. Миллер так говорит об итогах исторического симпозиума:

Я покидал симпозиум с убеждением, скорее интуитивным, нежели рациональным, что экспериментальная психология, теоретическая лингвистика и компьютерное моделирование познавательных процессов - части более широкого целого и что в будущем мы увидим их поступательное развитие и координацию .

Некоторые историки науки оценивают результаты этого объединения как смену научной парадигмы и говорят, что произошла когнитивная революция .

С самого начала экспериментальная психология и, в частности, изучение познавательных процессов - мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д. - стала одной из шести составляющих новой области знания. Помимо нее ключевыми в структуре когнитивной науки стали философия познания, структурная лингвистика (прежде всего, связанная с именем Хомского), когнитивная антропология (наука о культуре как специфически человеческом способе познания), нейрофизиология, изучающая процессы в мозге, связанные с познанием, а также работы по математическому моделированию познавательных процессов и созданию искусственного интеллекта. Сегодня к ним все чаще прибавляют еще одну область - образование.

    Для чего они объединились?

Когнитивная наука - показательный пример, говорящий о том, что науки могут не только дробиться в связи с увеличением объема научного знания и его дифференциацией, но и объединяться для достижения новых целей. Ключевое слово для когнитивной науки - междисциплинарность знания. Не случайно рисунок структуры этой области включает связи между ее отдельными составными частями. Это именно тот случай, когда целое не равно сумме своих частей (один из принципов гештальтпсихологии, которая значительно повлияла на когнитивную науку). Объединив знания, средства, методы и теоретические подходы своих наук, ученые-когнитивисты направляют свои усилия на решение фундаментальных вопросов о человеке, его познании и понимании себя самого и окружающего мира.

    Дальнейшее развитие

Сегодня понятие "когнитивная наука" отнюдь не ограничивается изучением познания в классическом смысле. Появляются новые направления, например, среди психологических наук это: когнитивная психология эмоций, изучающая взаимосвязи познания и эмоций; социальная когнитивная наука, в которой рассматриваются все аспекты познания индивида, входящего в сообщество. Существуют когнитивная психофизиология и когнитивная нейронаука. На стыке науки и практики появилось направление нейроэкономики и нейромаркетинга - изучение реакции потребителей на те или иные особенности продукта, которое проводится с использованием методов регистрации активности мозга, движений глаз и поведения. Можно утверждать, что сегодня когнитивизм стал не просто одним из новых модных направлений, но самостоятельной областью теоретического знания и практики, давшим начало новым оригинальным идеям и подходам.

    Когнитивное сообщество

Сообщество ученых-когнитивистов с каждым днем расширяется. Наиболее крупное объединение - Cognitive Science Society , выпускающее журналы Cognitive Science и TopiCS in Cognitive Science . Оно проводит ежегодную международную конференцию (в 2012 году она пройдет в Японии), а также курирует Европейскую конференцию по когнитивным наукам, проходящую раз в два года (в 2011 году она проходила в Болгарии).

В России когнитивная наука представлена Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований (МАКИ), проводящей также раз в два года Международную конференцию по когнитивной науке (следующая



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...