Концепция национальной политики рф. Приоритетные направления национальной политики в российской федерации

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно-разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики.

В СССР имелась концепция национальной политики, согласно которой стратегическим направлением развития наций признавалось действие двух взаимосвязанных тенденций – расцвет и сближение наций, а в перспективе достижение их полного единства.

В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации :

  • равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество,
  • взаимное уважение интересов и ценностей всех народов,
  • непримиримость к этнонационализму,
  • политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов и др.

Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как:

  • интернационализм,
  • защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств,
  • воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению,
  • равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка,
  • свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Это предполагает:

  • укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами,
  • развитие традиционных межнациональных контактов и связей,
  • эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов.

В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере:

· упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

· перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России;

· создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

· совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;

· объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.

В социально-экономической сфере:

· реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов;

· рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей;

· осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России;

· содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.

В духовной сфере:

· распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

· сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия;

· обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения;

· укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур;

· учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие;

· бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Один из важнейших разделов концепции является Национально-культурное самоопределение.

Одной из таких форм самоопределения должна стать национально - культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики.

Посредством различных форм национально-культурного самоопределения граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:

1. Создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;

2. Формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;

3. Получать поддержку со стороны органов государственной власти;

4. Обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы;

5. Учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;

6. Принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;

7. Приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;

8. Участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;

9. Устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;

10. Участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций.

Работа по реализации Концепции охватывает следующие направления деятельности органов власти:

  • законотворческая работа;
  • обеспечение гарантий защиты прав и свобод конкретного человека и национально-этнических общностей независимо от национальной и религиозной принадлежности;
  • неотложные меры по стабилизации кризисных явлений в этнических и конфессиональных сферах;
  • проблемы нарастающего демографического кризиса в его этническом и этнополитическом измерении;
  • решение назревших проблем по удовлетворению национальных потребностей людей в области образования, культуры и языка;
  • научно-аналитическое, культурно-информационное и организационно-кадровое решение национальной политики на всех ее уровнях.

На основе государственной национальной политики во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются комплексные целевые программы национального развития и межнационального сотрудничества народов, живущих на территории того или иного региона. В программах должны быть учтены социально-психологические изменения, происходящие в национальном самосознании, реальное состояние национального самочувствия разных народов.

Таким образом, национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию национальных отношений, содержащая в своей основе теорию, принципы, главные направления, систему мер и механизмов по реализ ации. Разработка научно обоснованной национальной политики – сложный процесс, требующий внимательного, взвешенного подхода.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"

4. Стратегия разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учетом преемственности основных положений Концепции закон "Об общественных объединениях", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Федеральный закон "О национально-культурной автономии", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.


Концепция
государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию
(утв. Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. N 259)

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, а также на приоритеты и формы оказания иностранным государствам технической, финансовой, гуманитарной и иной помощи, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие государств - получателей помощи, урегулирование кризисных ситуаций, возникающих вследствие стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, внутренних и (или) международных конфликтов.

2. Правовую основу государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о взаимодействии с международными организациями и иностранными государствами. Государственная политика Российской Федерации в сфере содействия международному развитию осуществляется с учетом основных документов Организации Объединенных Наций, в том числе положений Устава Организации Объединенных Наций, Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития, Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию ("Йоханнесбургский план выполнения решений"), Итогового документа Всемирного саммита 2005 года, Итогового документа Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию "Будущее, которого мы хотим", а также с учетом положений Парижской Декларации по повышению эффективности внешней помощи, Аккрской программы действий, Пусанского плана партнерства в целях эффективного сотрудничества в области развития, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и Санкт-Петербургской стратегии развития 2013 года.

3. Исходя из своей исторической ответственности за формирование современной системы международных отношений и ее дальнейшее совершенствование, Российская Федерация рассматривает содействие международному развитию как один из эффективных механизмов решения глобальных и региональных проблем, противодействия новым вызовам и угрозам. Системная реализация настоящей Концепции будет способствовать продвижению национальных интересов России в этой области путем достижения максимальной отдачи от оказываемой помощи. Накопленный опыт в сфере международного сотрудничества и собственный донорский потенциал позволяют России, развивая апробированные форматы участия в международном сотрудничестве и многосторонних проектах, усиливать акцент на адресные двусторонние программы оказания помощи и аргументированно определять государства - получатели помощи, руководствуясь положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции внешней политики Российской Федерации.

4. Россия поддерживает стремление международного сообщества к устойчивому социально-экономическому развитию всех государств, являющемуся фундаментом современной системы международной стабильности и коллективной безопасности, и ставит содействие такому развитию целью государственной политики Российской Федерации в этой сфере.

5. Россия проводит активную и целенаправленную политику в сфере содействия международному развитию, что отвечает национальным интересам страны и способствует стабилизации социально-экономической и политической ситуации в государствах-партнерах, формированию отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействует устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов прежде всего в прилегающих к Российской Федерации регионах, а также укреплению прочных позиций в мировом сообществе и в конечном счете созданию благоприятных внешних условий для развития Российской Федерации.

II. Задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию

6. Задачами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию на глобальном уровне являются:

а) ликвидация бедности и содействие устойчивому социально-экономическому развитию государств-партнеров, включая постконфликтные государства;

б) влияние на общемировые процессы в целях формирования стабильного и справедливого миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права и партнерских отношениях между государствами;

в) преодоление последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

г) поддержка международных усилий и инициатив по повышению прозрачности, качества и эффективности оказания содействия международному развитию, активное участие в выработке общих подходов к реализации согласованных решений в этой сфере;

д) укрепление позитивного восприятия Российской Федерации и ее культурно-гуманитарного влияния в мире.

7. Задачами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию на региональном уровне являются:

а) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся потенциальных очагов напряженности и конфликтов, источников незаконного оборота наркотиков, международного терроризма и организованной преступности прежде всего в прилегающих к Российской Федерации регионах и предотвращению их возникновения;

б) содействие интеграционным процессам на пространстве Содружества Независимых Государств;

в) способствование эффективному государственному управлению, основанному на принципах верховенства закона и уважения прав человека в государствах - получателях помощи, поощрение самостоятельного решения возникающих проблем правительствами таких государств при соблюдении ими международно-правового принципа ответственности государств перед своими гражданами и международным сообществом за проводимую внутреннюю и внешнюю политику;

г) содействие развитию торгово-экономического сотрудничества.

8. Принципами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию являются:

а) приверженность России приоритетам устойчивого развития государств - получателей помощи, концентрация усилий для достижения конкретных результатов в борьбе с бедностью и неравенством, взаимодействие с государствами-партнерами в сфере содействия международному развитию в целях повышения доверия, взаимного уважения, обеспечения прозрачности и подотчетности;

б) направленность на укрепление равноправия и демократизацию системы международных отношений, ускорение социально-экономического развития государств - получателей помощи;

в) оказание адресной помощи и стремление к диалогу с государствами - получателями помощи с учетом политических, экономических, социальных, экологических и других особенностей каждого из таких государств;

г) взаимодействие с третьими странами и координация совместных действий в сфере содействия международному развитию, в особенности при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

III. Региональные приоритеты Российской Федерации и формы оказания помощи в сфере содействия международному развитию

9. Помощь в сфере содействия международному развитию может оказываться:

а) государствам - участникам Содружества Независимых Государств, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия и другим государствам, проводящим курс на добрососедство и союзничество с Россией, а также отдельным государствам, являющимся наряду с Российской Федерацией участниками международных объединений и организаций на евразийском пространстве;

б) государствам, имеющим исторически сложившиеся дружественные связи с Россией;

в) государствам, участвующим в реализации совместных с Россией экономических и социальных проектов, представляющих взаимный интерес;

г) развивающимся государствам, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Российской Федерации.

10. Приоритетными направлениями в сфере содействия международному развитию на региональном и глобальном уровнях, соответствующими национальным интересам России, являются:

а) повышение качества работы систем государственного управления, включая управление государственными финансами государств - получателей помощи;

б) улучшение условий для осуществления торгово-инвестиционной деятельности в государствах - получателях помощи, в том числе путем упрощения процедуры трансграничного перемещения товаров и услуг;

в) формирование в государствах - получателях помощи промышленного и инновационного потенциала;

г) стимулирование экономической активности в государствах - получателях помощи и создание предпосылок для участия в ней беднейших слоев населения;

д) создание и совершенствование национальных систем противодействия организованной преступности и международному терроризму, пресечение финансирования деятельности преступных групп и организаций;

е) поддержка усилий по постконфликтному миростроительству, содействие поступательному социально-экономическому развитию государств, переживших вооруженные конфликты, и недопущение их возобновления, в том числе путем расширения участия России в международных операциях по поддержанию мира, а также в Комиссии по миростроительству;

ж) способствование региональной экономической интеграции, развитию государственных институтов, созданию транспортной инфраструктуры, рациональному использованию природных ресурсов, реализации социально-экономических проектов на территориях государств - получателей помощи с вовлечением в производственную деятельность беднейших слоев населения этих государств;

з) обеспечение доступа населения государств - получателей помощи к важнейшим источникам жизнедеятельности, прежде всего к воде и электроэнергии;

и) создание условий для обеспечения технологического суверенитета государств - получателей помощи в области информационных, коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися государствами;

к) содействие обеспечению продовольственной безопасности и сельскохозяйственному развитию государств - получателей помощи;

л) укрепление национальных систем здравоохранения и социальной защиты, ориентированных в том числе на борьбу с распространением инфекционных заболеваний;

м) повышение качества образования, в первую очередь начального и профессионального, для населения государств - получателей помощи, а также обеспечение его доступности;

н) принятие мер, направленных на охрану окружающей среды и решение трансграничных экологических проблем;

о) развитие институтов демократического общества, включая защиту прав человека.

11. Содействие международному развитию осуществляется на двусторонней и многосторонней основе в следующих формах:

а) на двусторонней основе:

выделение целевых финансовых грантов либо осуществление безвозмездных поставок товаров или безвозмездного оказания услуг государствам - получателям помощи;

предоставление на льготных условиях кредитов для финансирования поставок промышленной и сельскохозяйственной продукции в государства - получатели помощи или реализация на их территориях инвестиционных проектов на условиях срочности (кредит используется в сроки более длительные по сравнению с коммерческими кредитами), платности (по льготным процентным ставкам) и возвратности (выделенные средства не являются безвозмездной помощью);

оказание технического содействия путем передачи государствам - получателям помощи знаний и опыта в целях развития институционального и кадрового потенциала в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, борьбы со стихийными бедствиями, противодействия терроризму и в других областях;

облегчение долгового бремени, в том числе путем использования схемы "долг в обмен на программы развития", при условии принятия дебитором обязательств по направлению высвобождающихся ресурсов на социально-экономическое развитие государства - получателя помощи;

предоставление развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на российский рынок;

содействие активному вовлечению государств-партнеров в международную торговлю;

направление целевых взносов на реализацию международных программ с использованием возможностей международных организаций и оказание иной помощи, имея в виду, что Российская Федерация оставляет за собой право принятия решения в отношении выбора государства - получателя помощи, характера помощи, направления российских специалистов для оказания технического содействия (помощь на трехсторонней основе), а также в отношении закупки несырьевых товаров и услуг;

б) на многосторонней основе:

уплата взносов в международные организации системы Организации Объединенных Наций, в другие международные организации и международные финансовые институты, международные и глобальные фонды;

участие в инициативах, реализуемых во исполнение договоренностей, достигнутых в рамках "Группы восьми", "Группы двадцати", Содружества Независимых Государств, БРИКС и других организаций и объединений.

IV. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию

12. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности осуществляются в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации.

13. Механизм реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию включает в себя:

а) государственные программы Российской Федерации, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие в пределах своей компетенции участие России в содействии международному развитию;

б) Комиссию Российской Федерации по вопросам содействия международному развитию, которая будет создана в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти в области содействия международному развитию и подготовки предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений государственной политики Российской Федерации в этой области. Положение об указанной Комиссии и ее состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

14. Информационное сопровождение государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию осуществляется всеми заинтересованными российскими участниками содействия международному развитию как в государствах - получателях помощи, так и в государствах, оказывающих содействие международному развитию.

15. Рассмотрение вопроса об оказании Россией содействия международному развитию и принятие решения по этому вопросу осуществляются при наличии следующих оснований:

а) обращение иностранного государства с просьбой об оказании содействия его развитию;

б) инициатива в оказании помощи заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с государствами - получателями помощи;

в) обращение международной организации с предложением оказать финансовое или техническое содействие в реализации той или иной инициативы;

г) инициатива в оказании помощи российского бизнес-сообщества и общественных организаций;

д) наличие в государствах - получателях помощи национальных программ по борьбе с бедностью и стратегий обеспечения устойчивого социально-экономического развития, совершенствования общественных институтов в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки малоимущих;

е) заинтересованность государства - получателя помощи в поступательном развитии двусторонних отношений.

16. Решение о предоставлении помощи иностранному государству или прекращении оказания помощи принимается Правительством Российской Федерации.

17. Российская Федерация поддерживает реализацию программ содействия международному развитию в приоритетных направлениях, государствах и регионах субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, структурами российского бизнес-сообщества и неправительственными организациями за счет их собственных средств.

V. Роль научных кругов, общественности и бизнес-сообщества в оказании содействия международному развитию

18. К осуществлению мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию могут привлекаться представители научных кругов, общественности и бизнес-сообщества. По их запросам федеральные органы исполнительной власти предоставляют информацию о возможностях развития партнерства с государствами - получателями помощи, оказывают содействие инвесторам и экспортерам в установлении и поддержании связей с этими государствами, создают условия для привлечения частного сектора экономики к реализации проектов, осуществляемых в развивающихся государствах в сфере содействия международному развитию.

19. Общественные объединения, негосударственные и некоммерческие организации, зарегистрированные в Российской Федерации, могут развивать сотрудничество с иностранными общественными и благотворительными организациями, оказывая содействие развитию культурных и гуманитарных связей. Вопрос о выделении бюджетных ассигнований из федерального бюджета указанным объединениям и организациям, зарегистрированным в Российской Федерации, в целях использования их возможностей для доведения российской помощи до государств - получателей этой помощи рассматривается в установленном порядке.

VI. Организация учета средств, выделяемых Российской Федерацией на оказание содействия международному развитию, и оценка эффективности их использования

20. Информация об объемах и о формах оказания помощи в сфере содействия международному развитию подлежит своевременному учету федеральными органами исполнительной власти, которые организуют анализ проектов и учет средств, выделяемых Российской Федерацией на содействие международному развитию.

21. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на содействие международному развитию осуществляется исходя из критериев, важнейшими из которых являются:

а) достижение запланированного результата оказания помощи;

б) соотношение фактических затрат на оказание помощи и полученного результата;

в) достижение результата, сопоставимого с результатами аналогичных проектов, реализованных в сфере содействия международному развитию, или превосходящего их;

г) сохранение положительного эффекта, полученного в результате оказания помощи;

д) обоснованность оказанной помощи в рамках общей политики в сфере содействия международному развитию;

е) вклад в развитие двустороннего взаимодействия государств - получателей помощи с Российской Федерацией в области политики и в других областях;

ж) содействие позитивному восприятию Российской Федерации как государства-донора в государстве - получателе помощи, а также в других государствах-донорах;

з) ожидавшиеся и незапланированные результаты при оказании помощи в рамках содействия международному развитию.

22. Оценка эффективности реализации проектов Российской Федерации, направленных на содействие международному развитию, осуществляется совместно с органами власти государства - получателя помощи и (или) руководителями международных организаций.

    • Паспорт государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Паспорт подпрограммы 1 "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации"
    • Паспорт подпрограммы 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
    • Паспорт подпрограммы 3 "Русский язык и языки народов России"
    • Паспорт подпрограммы 4 "Коренные малочисленные народы Российской Федерации"
    • Паспорт подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации"
    • Паспорт подпрограммы 7 "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве"
    • Паспорт подпрограммы 8 "Обеспечение реализации государственной программы "Реализация государственной национальной политики"
    • I. Приоритеты, цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе общие требования к реализации государственной национальной политики Российской Федерации субъектами Российской Федерации
    • II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
    • III. Направления развития приоритетных территорий в сфере государственной национальной политики
      • 1. Дальневосточный федеральный округ и Арктическая зона Российской Федерации
      • 3. Республика Крым, г. Севастополь и Калининградская область
    • Приложение N 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", подпрограмм программы и их значениях
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
      • Подпрограмма 8. Обеспечение реализации государственной программы
    • Приложение N 1(1). Сведения о показателях (индикаторах) государственной Программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", подпрограмм Программы и их значениях в разрезе субъектов Российской Федерации
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Показатель 1 ", проживающих в субъекте Российской Федерации"
        • Показатель 3 ""
        • Показатель 2.1 ""
        • Показатель 2.2 ""
        • Показатель 4.2
    • Приложение N 2. Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
      • Подпрограмма 1. Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации
      • Подпрограмма 2. Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России
      • Подпрограмма 4. Коренные малочисленные народы Российской Федерации
      • Подпрограмма 5. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации
      • Подпрограмма 7. Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве
      • Подпрограмма 8. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 3. Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" за счет средств федерального бюджета
    • Приложение N 5. План реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
    • Приложение N 6. Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий по укреплению единства Российской нации и этнокультурному развитию народов России в рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
      • Приложение. Методика отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по укреплению единства Российской нации и этнокультурному развитию народов России в рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики". - Утратило силу
    • Приложение N 7. Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 8. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на проведение Северо-Кавказского молодежного форума "Машук" в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 9. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на приоритетных территориях. - Утратило силу
    • Приложение N 10. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Северо-Кавказского федерального округа
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(1). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Крым
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(2). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории г. Севастополя
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(3). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Калининградской области
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(4). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Дальневосточного федерального округа
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
        • Прирост численности занятого населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по отношению к соответствующему показателю 2016 года
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
      • Подпрограмма 4 "Коренные малочисленные народы Российской Федерации"
        • "Уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
    • Приложение N 10(5). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Арктической зоны Российской Федерации
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
        • Прирост численности занятого населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по отношению к соответствующему показателю 2016 года
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
      • Подпрограмма 4 "Коренные малочисленные народы Российской Федерации"
        • "Уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
    • Приложение N 11. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Северо-Кавказского федерального округа
    • Приложение N 11(1). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Крым
    • Приложение N 11(2). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории г. Севастополя
    • Приложение N 11(3). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Калининградской области
    • Приложение N 11(4). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Дальневосточного федерального округа
    • Приложение N 11(5). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Арктической зоны Российской Федерации
    • Приложение N 12. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Северо-Кавказского федерального округа
    • Приложение N 13. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Крым
    • Приложение N 14. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории г. Севастополя
    • Приложение N 15. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Калининградской области
    • Приложение N 16. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Дальневосточного федерального округа
    • Приложение N 17. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Арктической зоны Российской Федерации

Открыть полный текст документа

  • 3. Закономерности функционирования и развития регионального социума, специфических особенностей территориальной организации жизни в регионах России
  • 4. Факторы регионообразующие
  • 5.Принципы формирования политико-правового статуса регионов в федеративных государствах
  • 6. Политико-правовой статус регионов Российской Федерации
  • 7. Классификация регионов России по различным показателям
  • 1)Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.
  • 2)Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).
  • 3)Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного федерального округа.
  • 1.Древность Средневековье Новое и новейшее время
  • 2. Причинами войны можно считать следующие:
  • 3. В ходе кв. Выделяют следующие основные этапы:
  • 4. Итоги Кавказской Войны
  • 2. Этапы развития казачества.
  • 5. Реестровое казачество.
  • 13. Этнолингвистическая характеристика наров Юга России
  • III. Алтайская языковая семья:
  • 3. Содержательные элементы традиционной культуры Юга России.
  • 2. Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур.
  • 6.Выдающиеся деятели культуры народов юр.
  • 17. Особенности экстремизма на Сев. Кавказе и стратегии его предупреждения
  • 18. Этносоциальная стратификация в России
  • 19 Этнополитические конфликты
  • 20. Этнотатизм и этнократии на Юге России.
  • 21. Государственная национальная политика в Российской Федерации.
  • 22. Национальная экономика России: федерально-региональная организация.
  • 1. Понятие национальной экономики, её характеристика.
  • 2. Принципы организации национальной экономики как федерально-региональной общности.
  • 23. Хозяйственный комплекс регионов Юга России в системе национального хозяйства страны.
  • 3. Пофакторное определение места (ранга) Юга России и его регионов в национальном хозяйстве (по населению, территории, инвестициям, продуктивности отраслей, развитию инфраструктуры)
  • 4.Пути возрастания роли Юга России в народном хозяйстве страны.
  • 24. Экономический потенциал регионального развития Юга России
  • 25. Финансовый потенциал регионального развития Юга России.
  • 3. Первичные доходы-прибыль и их территориальное распределение
  • 4. Региональные рынки капиталов.
  • 5. Финансовые ресурсы и бюджеты регионов Юга России.
  • 6. Бюджетный федерализм и проблемы его совершенствования.
  • Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
  • 4.Субъекты юфо занимают следующие позиции по уровню инв.Потенциала и инв.Риска:
  • 27. Межрегиональная социально-экономическая, культурная и политическая интеграция.
  • 1.Понятие интеграции как процесса, ее виды.
  • 2. Внутренние и внешние факторы интеграции.
  • 3.Место Юга России в экономическом, социо-культурном и политическом пространстве России.
  • 4.Состояние и прогноз интеграционных процессов на Юге России.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 2. Основные геоэкономические характеристики Юга России:
  • 3. Вэд юфо и её количественная характеристика.
  • 4. Проблемы геоэкономической ситуации.
  • 5. Влияние политических решений на экономику.
  • 29. Современное геополитическое положение Юга России
  • 30. Региональная и национальная безопасность
  • Основные элементы концепции национальной безопасности России
  • 4. Объекты национальной безопасности
  • 5.Угрозы и вызовы региональной безопасности
  • 6. Направления национальной безопасности
  • 7. Программа развития оон.
  • 8. Гуам.
  • 9. Оспг. Организация Сотрудничества Прикаспийских Государств – Прикаспийская пятерка (Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан).
  • 10. Прм.
  • 11. Место России в системе международных отношений.
  • 3.Система и структура управления регионом в России
  • 4.Модели регионального управления
  • 33. Региональная политика в Российской Федерации
  • 7. Направления региональной политики в России
  • Понятие региональной идеологии
  • Функции идеологии
  • Региональная идеология и роль в федеративном государстве
  • В региональной идеологии выделяются следующие уровни:
  • Принципы идеологической самоорганизации
  • 6. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России включают:
  • 2. Специфика идеологической структуры общества
  • 3. Разновидности идеологической доктрины
  • 3. Формы и виды идеологий на Юге России.
  • 3) Равнозначная
  • 4.Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России
  • 5. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом
  • 36. Федеративные отношения в рф.
  • 37. Государственная служба в Российской Федерации: принципы функционирования и перспективы развития
  • 2. Виды государственной службы
  • 3.Система государственной службы рф (понятия «государственная гражданская служба», «государственная военная служба», «государственная правоохранительная служба»)
  • 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы рф
  • 3. Как в фз № 58 « о системе государственной службы рф
  • 4. Нормативно-правовые основы формирования и функционирования государственной службы в субъектах рф и на Юге России
  • 5. Реестр должностей государственной службы и государственных служащих рф
  • Реестр должностей федеральной гос сл образуют:
  • 6.Особенности кадровой политики на Юге России
  • Российская модель мсу:
  • К основным принципам местного самоуправления относятся следующие:
  • Роль муниципального образования в решении вопросов местного значения
  • 4. Собственная ответственность муниципального образования и ответственность органов власти, должностных лиц перед населением и государством
  • Правовые основы
  • Фз № 131
  • Современная реформа местного самоуправления, проблемы ее реализации
  • Особенности функционирования местного самоуправления в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
  • 39.Разграничение полномочий органов государственной власти в региональной системе управления
  • 1. Определение понятия «муниципальная служба»
  • Муниципальная служба представлена:
  • 2. Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы
  • 3. Функции муниципальной службы.
  • 4. Принципы муниципальной службы в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • 5. Основы статуса муниципального служащего
  • 6. Права и обязанности муниципального служащего
  • 7. Функциональные (должностные) права и права связанные с прохождением муниципальной службы
  • 21. Государственная национальная политика в Российской Федерации.

    1.«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025г.».

    2.Субъекты национальной политики.

    3.Сотрудничество органов власти с национально-культурными общественными организациями.

    4.Укрепление общероссийской идентичности и формирование российской нации на Юге России.

    5.Экономическая поддержка этнокультурных групп населения.

    6.Создание условий для сохранения художественных ценностей и культур.

    7.Проблема эффективности национальной политики.

    1. Государственная национальная политика – это система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

    19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". До настоящего времени в России действовал силу Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 15 июня 1996 г. № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"

    Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства. Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учётом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года. Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учётом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений. Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами. Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федераци и (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей). 2. Субъектами национальной политики выступают государство и социально-этнические общества. Государство осуществляет национальную политику через органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общества участвуют в формировании и реализации национальной политики через представительные органы Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные объединения, действующие на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. На федеральном уровне вопросами реализации национальной политики занимается Министерство регионального развития (Департамент межнациональных отношений), Министерство культуры, на региональном уровне различные исполнительные органы (например в Дагестане Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан).

    3. Одной из форм самоопределения является национально-культурная автономия.

    Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

    В России создано более 530 национально-культурных авто­номий: 16 федеральных, около 170 региональных, более 350 местных НКА (2006г.).

    Национально-культурные движения - это доброволь­ные, самоуправляемые объеди­нения, созданные на основе культурных интересов различных этнических групп с целью возрождения или сохранения ценностей и культурных норм.

    Концепцией государственной национальной политики Рос­сийской Федерации создана была юридическая основа для того, чтобы «формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствую­щие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны». Концепция призывает именно «через национально-культур­ные ассоциации и объединения» обращаться в органы законода­тельной (представительной) и исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации с це­лью решения неотложных проблем жизнеобеспечения этнических меньшинств.

    На Юге России в кавказских республиках в настоящее время зарегистрировано 89 национально-культурных движений.

    Национально-куль­турные движения ориентированы на возрождение, развитие и сохранение самобытности культуры различных этнических групп, а также их обычаев, традиций, языка. Принципом деятельности национально-культурных движений выступает принцип ра­венства - провозглашение равноправия, в результате подчинения государственной власти, уважение фундаментальных прав человека (личных, религиозных, культурных). На Юге России целями национально-культурных движений является создание условий для культурно-самобытного развития. По форме организации на­ционально-культурные движения на Юге России децентрализованы и не принимают формы жесткой иерархической организации. Их принципом структурирования является самоорганизация, которая основывается на этнической принадлежности и развитии культурной самобытности.

    4. Среди потенциальных рисков особое значение имеет проблема системы идентичности на Северном Кавказе. В последние годы была очевидна тенденция к их гармонизации, когда российская, региональная и этническая идентичность стали взаимодополняющими в ЮФО. С созданием СКФО, напротив, объективно возникает вызов российской идентичности в северокавказском макрорегионе – единственном в России округе, где русские не составляют абсолютного большинства населения. Имеются основания полагать, что дальнейшая территориальная (окружная) идентичность будет формироваться как северокавказская и колебаться между российской и общекавказской.

    Если такая динамика укрепления кавказской идентичности сохранится в длительной перспективе, то это неизбежно и противоречиво скажется на соотношении российской и региональной идентичностей. Тем не менее, Правительство РФ в качестве главного конфликтогенного фактора в регионе по-прежнему рассматривает социально-экономический, а потому в сентябре 2010 г. утвердило первую «Стратегию социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года». Безусловно, стратегия, предложенная А.Г. Хлоплниным, амбициозна, открывает возможности для массированных инвестиций в развитие СКФО, но она размывает проблему российской идентичности на Северном Кавказе, которая не сводится только к финансово-экономическим аспектам, а имеет определяющее ценностно-культурное измерение, человекоразмерность. Одновременно, как представляется, нельзя игнорировать религиозные аспекты происходящего на Кавказе, где в течение последних лет произошел процесс «растекания джихада» и сложилось устойчивое сетевое сообщество боевиков-исламистов. Пытаться разрешить эту проблему, в основе которой лежит постоянно развивающаяся идеологическая доктрина радикального исламизма, а также проблему деформации региональной идентичности исключительно материальными мерами, увеличением числа рабочих мест представляется не совсем верным. Попытка объяснения роста исламистских настроений исключительно экономическими вопросами заводит в тупик, поскольку косвенную связь между этими явлениями невозможно уничтожить исключительно увеличением числа рабочих мест. Отсутствие альтернативной идеологии или хотя бы попыток ее формулирования и формирования государством осложняет ситуацию в северокавказском регионе. Без решения этого вопроса невозможно преодолеть и кризис идентичностей. В этой связи практически сразу же после публикации Стратегии стали появляться предложения о необходимости ее переосмысления и улучшения. В этой связи «Стратегия» развития СКФО должна быть «заточена» на поиск ключевых механизмов и технологий регионального менеджмента, снижающих воспроизводство конфликтогенных факторов, порождающих проявления сепаратизма и терроризма. Региональная конфликтогенность – следствие динамичного развития социума, неравномерности и разновекторности протекания на территории региона процессов модернизации (или их противоположных форм – натурализации, деиндустриализации, консервации и т.п.). Поэтому для Северного Кавказа, в отличие от других регионов России, предпочтительной может стать «Стратегия», разработанная не по типовому шаблону, а та «Стратегия», которая будет ориентирована по «всему фронту» на снижение действия долгосрочных, устойчивых, «укорененных» конфликтогенных факторов, имеющая непременную антитеррористическую направленность. Тем не менее, негативные сценарии развития ситуации на Северном Кавказе не являются фатальными, а проблемы СКФО неразрешимыми. Для их решения необходимо желание, политическая воля, полномочия, ресурсы, современное управление процессами. Безусловно, федеральным и региональным властям придется снизить степень давления на общество таких негативных атрибутов российской современности, как клановость, казнокрадство и коррупция. И, конечно, нельзя утратить те позитивные результаты, которые были достигнуты в предыдущие годы по формированию и укреплению общероссийской идентичности в регионах страны, в том числе на российском Юге и Северном Кавказе. 5. Статья 19 (ФЗ «О Национально-культурных Автономиях»). Финансовая поддержка национально-культурных автономий органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации вправе предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации финансовые средства для оказания поддержки национально-культурным автономиям.

    На сегодняшний день существуют различные ФЦП, которые подразумевают поддержку этнокультурных групп населения. Например ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев»,"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера".

    6. В России быстро растет число фольклорных ансамблей, все больше детей увлекается игрой на национальных музыкальных инструментах, народными тан­цами и песнями. В настоящее время в стране насчитывается более 300 тысяч са­модеятельных народных коллективов, в которых принимают участие более 4-х миллионов человек, из них более половины - молодежь. В фольклорных фести­валях принимают участие сотни коллективов. В данной связи - одно из приоритетных направлений деятельности Мин-культуры России - государственная поддержка традиционного народного искус­ства, поддержка носителей народных традиций. С этой целью учреждается пре­мия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

    Гарантии возможности сохранения художественных ценностей регулируются Статьей 13. «Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры.» в ФЗ «О культурно-национальных автономиях».

    7. Одной из причин, неэффективности национальной политики, является отсутствие государственного органа, ответственного за ее реализацию. В течение ряда лет этими вопросами занимались разные ведомства, сейчас вопросы национальной политики в ведении Министерства регионального развития. Вместе с тем, многие эксперты считают это недостаточным. «В многонациональной России обязательно должно быть Министерство национальностей». Особое внимание необходимо уделить системной воспитательной и просветительской работе с подрастающим поколением. Еще одним немаловажным фактом является то, что на сегодняшний день фактически отсутствует финансовая основа национальной политики . В федеральном бюджете нет отдельной статьи, посвященной этой сфере. Министерство финансов игнорирует требования предусмотреть подобные расходы. Из-за отсутствия финансирования нет возможности проводить системный мониторинг этнополитической ситуации в регионах. Не подкрепленные деньгами, неэффективно работают уже принятые законы, например закон о национальных культурных автономиях. Кроме того, необходимо обратиться к средствам массовой информации с призывом не допускать распространения в СМИ высказываний и материалов, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти.



    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...