Конфессиональная политика определение по истории. Религия в современном мире и в современном обществе

Публикуемый ниже текст представляет собой первую и основную часть "Концепции государственной религиозной политики Российской Федерации", разработанной на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в ноябре-декабре 2003 года. Редакционная группа: О.Ю. Васильева, заведующая кафедрой религиоведения РАГС, А.В. Журавский и А.И. Кырлежев, сотрудники кафедры. (Полный текст, помимо публикуемой основной части, включает историческую и справочную части.)
Документ предоставлен порталу "Религия и СМИ" кафедрой религиоведения РАГС.

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Концепция государственной религиозной политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, задачи, принципы и основные направления эффективной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.
Концепция основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997), других нормативных правовых актах России, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000).
Необходимость выработки концептуальных оснований религиозной политики Российского государства обусловлена ростом значения религиозного фактора в современных политических процессах, в жизни общества и граждан, а также тем, что ряд российских конфессий сформулировали в своих социальных доктринах религиозное понимание государственно-конфессиональных отношений.
Концепция учитывает федеративный характер Российского государства, культурное и религиозное многообразие России.

Определение и основные категории религиозной политики

Религиозная политика есть система действий светского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений и реализации свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.
"Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (Конституция РФ, ст. 14).
Светскость государства означает, что государство:

  • не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию;
  • обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания, так как не ассоциирует себя ни с какой религией.

Государственно-конфессиональные отношения – это часть религиозной политики государства, представляющая собой совокупность взаимодействий государственных органов, с одной стороны, и религиозных объединений (включающих зарегистрированные в законном порядке религиозные организации и не зарегистрированные религиозные группы), с другой.
Государственно-конфессиональные отношения регулируются Конституцией РФ, Законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997) и другими международными и российскими законодательными актами в части, касающейся правового, имущественного и иных статусов религиозных объединений.
Помимо государственно-конфессиональных отношений религиозная политика включает в себя акции и реакции государства на различные проявления религиозности , как индивидуальной, так и общественной.
Религиозность есть качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений.
Общественное проявление религиозности – это присутствие в общественном пространстве, непосредственное и опосредованное влияние на общественное и массовое сознание религиозных представлений, символов, нравственных норм, социокультурных традиций, обрядовых предписаний, а также религиозных доктрин, касающихся социально-политического, культурного, национального развития общества и государства.
Проявления религиозности в общественном сознании не противоречат принципу, согласно которому религия отделена от государства, но не отделена от гражданского общества. Государство со своей стороны способствует формированию условий для самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества, религиозные и нерелигиозные члены российского общества.
Осуществление эффективной религиозной политики светского государства предполагает различение светского и религиозного.
Светское (секулярное) – это понятие, с помощью которого явления общественной, политической и культурной жизни характеризуются как нерелигиозные, то есть такие, в которых религиозный фактор не является определяющим.
Религиозное в широком смысле – это понятие, которое охватывает как собственно религиозные явления (исповедание религиозной веры, совершение религиозных ритуалов, распространение религиозных учений и представлений, религиозное воспитание и т.д.), так и явления, для которых религиозный фактор является определяющим (религиозная культура, религиозная философия, религиозное искусство, религиозное право, религиозная мораль, религиозный быт, религиозные символы) или вспомогательным (связь религиозного и этнического, религии и культуры).
Секуляризм есть система представлений (или идеология), согласно которым проявления религиозности должны быть ограничены рамками частной жизни граждан и деятельности религиозных объединений.
Клерикализм есть идеология (и практика) вмешательства религиозных деятелей и конфессиональных институтов в осуществление государственной политики, борьба за присвоение ими властных полномочий, принадлежащих представителям государственной власти.
В своей религиозной политике государство осуществляет согласование , а не противопоставление светского и религиозного, не допускает использования в качестве официальной идеологии секуляризма или клерикализма.

Цель и задачи религиозной политики государства

Целью религиозной политики государства является создание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни в стране и укрепления стабильности российского общества.
Религиозная политика направлена на обеспечение фундаментальных, международно-признанных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также на сохранение и развитие исторически сформировавшихся религиозных традиций народов России.
Религиозная политика государства осуществляется в национальных интересах Российской Федерации, ради блага ее граждан и общества в целом и с целью противодействия угрозам национальной безопасности России. Национальные интересы России, в данном случае, заключаются в соблюдении прав человека , сохранении и развитии религиозных традиций народов России и в укреплении Российского государства.
Религиозная политика Российской Федерации строится с учетом того, что развитие новой российской государственности происходит в контексте мировых, глобальных процессов и вызовов современности.

Задачи религиозной политики
В правовой сфере:

  • обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;
  • приведение в соответствие федерального и регионального законодательств с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;
  • регистрация религиозных объединений и контроль за их уставной деятельностью.

В культурной сфере:

  • учет федеральными и региональными органами государственной власти, осуществляющими религиозную политику, этнокультурного и религиозного многообразия России;
  • защита духовно-нравственного и культурного наследия народов России, исторических религиозных традиций;
  • осуществление мер, направленных на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России.

В социально-политической сфере:

  • осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости;
  • создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ;
  • осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
  • реализация эффективных мер по "противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии" (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства;
  • предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.

Методологические основания религиозной политики

Религиозная политика государства вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического .
Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности в социальной, политической сфере и религиозную составляющую культурных традиций народов России.
Через правовой подход государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. В данном случае религия определяется посредством закрепления в законе:

  • права граждан иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  • свойств религиозной организации и религиозной группы: наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Культурологический подход позволяет государству выявить религиозную составляющую в культурных традициях народов России, определить религию как культурную традицию (доминирующую в общероссийском или региональном масштабе) или как культурную инновацию.
Культурологический подход выявляет религиозное в его сопряженности с этнокультурным, позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, культурного. В рамках этого подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности. При таком подходе становится понятным феномен культурной сопричастности к религии.
В своей религиозной политике государство учитывает, что помимо культурных традиций, имеющих длительную историю, на территории Российской Федерации существуют и развиваются формы религиозности, являющиеся новыми (инновационными) для народов России религиозными субкультурами (таковы, например, новые религиозные движения иностранного и российского происхождения, неопротестантские деноминации и неоориенталистские религиозные течения).
Субкультура – это система норм и ценностей, которая отличает культуру определенной группы от доминирующих культур. Под религиозной субкультурой понимается общность (община, система общин), членов которой объединяют мировоззренческие установки, нравственные представления, поведенческие ориентиры, способы внутри- и внеобщинных отношений, языковые особенности, формируемые под определяющим воздействием религиозного учения и практики.
В своей религиозной политике государство учитывает, что религиозные субкультуры могут быть как традиционными для России (например, старообрядчество), сопряженными с этнокультурным фактором (например, языческие традиции народов России), так и новыми. В свою очередь, новые религиозные субкультуры могут быть российского или иностранного происхождения.
Признавая вклад доминирующих религиозных культур, государство уважает религиозные субкультуры как традиции меньшинства, чьи права должны быть защищены в соответствии с ценностями демократического и правового государства.
В своей культурной и образовательной политике государство учитывает вклад религиозных традиций народов России в общенациональную культуру. В рамках культурологического подхода государство осуществляет меры по сохранению и использованию, совместно с религиозными объединениями, исторических и культурных памятников религиозного происхождения.
Социологический подход позволяет государству учитывать проявления религиозности в общественной жизни, в том числе в политической сфере. В рамках этого подхода государство также реагирует на проявления религиозности в сфере общественно-религиозных отношений, то есть в сфере отношений между общественными организациями и религиозными объединениями.
В сфере общественно-религиозных отношений, в частности, осуществляется обсуждение религиозных представлений по социально-политическим вопросам, выработанных в социальных доктринах религиозных организаций.
Проявления религиозности, опознаваемые через социологический подход, имеют место:

  • в информационной сфере (как в светских СМИ, публикующих материалы о религии, так и в конфессиональных СМИ);
  • в светских (государственных, муниципальных и негосударственных) образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);
  • в идеологии и деятельности политических и общественных организаций;
  • в общественных мероприятиях религиозного, общественно-религиозного и религиозно-политического характера, инициированных гражданами или общественными объединениями (фестивали, демонстрации, конференции, митинги, публичные дискуссии и пр.).

Данный подход позволяет государству содействовать:

  • реализации социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
  • позитивной деятельности религиозных сообществ и отдельных верующих по совместному с обществом противодействию деструктивным, антисоциальным (в том числе экстремистского характера) проявлениям религиозности;
  • предотвращению распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности;
  • социализации религиозности.

Социализация религии как комплексная задача религиозной политики государства

Государство признает в качестве угроз национальной безопасности, общественной стабильности и правам человека следующие тенденции и процессы деструктивного характера:

  • межрелигиозные конфликты и разжигание межрелигиозной розни;
  • нарушение прав граждан РФ со стороны некоторых религиозных организаций и групп;
  • использование религиозного фактора в политических целях движениями изоляционистского, сепаратистского и экстремистского характера;
  • негативное влияние отдельных иностранных религиозных организаций и миссионеров, культурно-религиозную экспансию, осуществляемую с территорий иностранных государств, и проявления религиозного экстремизма внутри страны (согласно Концепции национальной безопасности РФ).

Государство сознает, что эффективная борьба с этими негативными и деструктивными явлениями возможна только в условиях консолидации общества, при широком и конструктивном участии в этом процессе религиозных объединений и верующих граждан.
Для обеспечения общественной стабильности и позитивного неконфликтного развития религиозной жизни в стране государство в рамках своей религиозной политики создает условия для социализации религиозности и религиозных сообществ.
В рамках осуществления религиозной политики социализация религии . понимается как система действий государства, направленных на создание условий для вовлечения религиозных сообществ и верующих граждан в построение гражданского общества, для преодоления религиозного изоляционизма, экстремизма, клерикализма и других негативных тенденций, для утверждения толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде.
Одним из способов социализации религии является установление социального партнерства государства и конфессий, а также религиозных, межрелигиозных и общественных организаций. Целью такого социального партнерства является укрепление общественной стабильности посредством реализации духовно-нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России, религиозных объединений и граждан.

Факторы и условия эффективной религиозной политики государства

Эффективность религиозной политики Российского государства обеспечивается ориентированностью на соблюдение демократических принципов, прав и свобод граждан, а также на защиту национальных интересов и укрепление общественной стабильности.
Необходимыми условиями эффективной религиозной политики являются:

  • разработка категориального аппарата, а также методики для анализа и оценки современных религиозных процессов в России;
  • системный подход к выработке инструментов и механизмов религиозной политики государства;
  • согласование и координация решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях;
  • единый центр выработки религиозной политики и ее конкретных инструментов;
  • информационно-аналитическое и экспертное обеспечение религиозной политики государства;
  • эффективная кадровая политика, в том числе в области повышения квалификации государственных служащих, занятых в реализации религиозной политики;
  • обеспечение государством возможности прямого диалога религиозных объединений и государственной власти;
  • межрелигиозное взаимодействие (на федеральном и региональном уровне), направленное на социально значимую деятельность и укрепление согласия и стабильности в обществе.

Как субъект политики, религия конкурирует со светской властью или сотрудничает с нею в своем воздействии на субъект политики – граждан страны. В обществе она выполняет ряд социально и политически значимых функций: мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную, компенсаторную и интегративную. Роль религии в обществе во многом зависит от того, каким функциям она отдает приоритет. А выбор ею приоритетных функций определяется внутренней и внешней политикой государства, в том числе и политикой в сфере религии. Так, в годы войны обычно патриотически настроенная религия уделяет особое внимание интегративной функции, призывая верующих неверующих для борьбы с врагом. В этой ситуации актуализируется и регулятивная функция, так как много внимания уделяется формированию ценностей патриотизма и норм поведения, соответствующих военному времени. В мирные годы больше внимания церковь уделяет функциям мировоззренческой, коммуникативной, компенсаторной, если государство не препятствует ее деятельности. Таким образом, религиозной интерпретацией нерелигиозных проблем церковь и вера в решающей степени сами определяют свое место в обществе, свои возможности во взаимоотношениях с властью и политикой. С а к р а л и з а ц и я означает санкционированное государством вовлечение в сферу религиозного регулирования разных форм общественного и индивидуального сознания, социальных отношений, деятельности учреждений и людей. Этот процесс иллюстрирует рост влияния религии, расширение ее функций в обществе. С е к у л я р и з а ц и я, наоборот, означает процесс освобождения различных сфер общественной жизни от влияния религии. Он выражается в изменении ее места обществе, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятия образования из ведения церкви, развитии светского искусства, морали и т.д. Конфессиональная политика -комплекс стратегий, шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества;политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами. Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой - осуществляя контроль за их деятельностью.(26 конфессий).

Бел. законодательство определяет осн. приоритеты гос-ва во взаимоотношениях с религиозными оранизациями. Эти приоритеты, базируются на двух осн. принципах: равенства религий и вероисповеданий перед законом и признание определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и гос. традиций бел.народа; духовной, культурной, исторической роли Католической церкви на территории РБ; неотделимости от общей истории народа РБ Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. В целом складывающаяся модель участия религиозных организаций в полит. процессе современной РБ находится в русле демократической традиции, а также реальных процессов, развивающихся сегодня в других странах. Эта модель исключает принудительные методы внедрения своего мировоззрения и отличается терпимостью к другим мировоззренческим системам.

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

(religion and politics) Точного и общепринятого определения религии нет. Не может помочь и происхождение данного слова, поскольку оно является производным от латинского глагола religiare (связывать), что предполагает максимальный простор для религиозных верований и заставляет согласиться с часто высказываемым в XX в. утверждением о том, что многие убеждения и идеи, не вписывающиеся в рамки признанных религий, включая разные формы марксизма и национализма, обладают основными свойствами религии. Поэтому действительно трудно дать определение религии, скажем, для преподавания детям сравнительного анализа религий или формулирования законов, направленных против оскорбления религиозных чувств людей. Являются ли магия, колдовство и язычество религией или переплетением религий? И является ли религией теософия? Вместе с тем, если очертить границы религиозных верований довольно трудно, то определить "законную" территорию религии особого труда не составляет. Религия связана с поклонением трансцендентальным или сверхъестественным существам, пребывающим за пределами сферы обыденного, временного и смертного – или над ней. В исторически наиболее важной и нравственно самой строгой форме религиозных верований – монотеизме (примерами которого служат иудаизм, христианство и ислам) центром религиозного культа является единый Бог – всемогущий, вездесущий и всеведающий создатель Вселенной. В связи с этим религия, как правило, имеет огромное нравственное значение. Нормы поведения людей определяются бытием, природой и Божьей волей. Едва ли можно быть действительно религиозным (в любом смысле) человеком без того, чтобы религия не определяла какие-то политические взгляды. Действительно, наиболее естественным отношением между религией и политикой является такое, при котором на самые важные политические вопросы даются ответы религиозного характера: например, основываясь на религиозном откровении (см., например : средневековая теория политики), можно судить о законности или незаконности того или иного режима, о пределах конкретной власти, о справедливости или несправедливости законодательства. Системы правления, оправдываемые религией, можно подразделить на теократии, базирующиеся на непосредственном господстве божественного откровения и трактующих его священнослужителей, и не-теократии, в которых тем не менее определенная форма светского правления санкционирована Божественной волей (доктрина Божественного права (Divine Right) на власть является типичной формой религиозной, хотя и нетеократической, легитимизации). Однако начиная с XVII в. в Западной Европе и Америке господствующей становится светская идеология, стремившаяся – и небезуспешно – отделить религию от политики с тем, чтобы существование государства не нуждалось в теологическом оправдании. Секуляризации явилась результатом расхождений между наукой и религией и раскола между отдельными направлениями христианства. Было необходимо изъять из компетенции религии решение вопроса о том, что является истинным, а что – нет, и обосновать законную власть государства, не прибегая к теологическим положениям. Таким образом, христианский мир признал, что политические разногласия должны разрешаться на светской основе (на исламский мир это не распространялось). Как ни парадоксально, этот процесс быстрее всего развивался в Англии, где сохранялась (и продолжает сохраняться) традиционная церковь. В светском обществе принят принцип разделения религии и политики на две не зависимые друг от друга сферы, но религия продолжает разными способами оказывать влияние на политику. Хотя можно считать, что религиозные доктрины дают слишком произвольный или неопределенный ответ на многие политические вопросы, тем не менее есть проблемы, по которым церковь должна высказываться четко и решительно. Позиция Римской католической церкви по вопросу об абортах – один из наиболее ярких примеров такого рода. Та или иная форма религиозной веры может быть тесно связана с национальной принадлежностью, как, например, католицизм у поляков и ирландцев и православие у армян и грузин. Там, где есть свобода создания партий, нередко существуют партии, основанные большей частью на христианской общественной морали, как, например, многочисленные христианско-демократические партии (Christian Democratic party) в современной Европе, или на базе какой-то одной христианской церкви. Примером могут служить Католическая народная партия в Нидерландах и Республиканское народное движение во Франции, приверженные исключительно римскому католицизму, хотя ныне обе эти партии слились с другими, и в целом в конце XX в. наблюдается тенденция к спаду в партиях, основанных на какой-то одной христианской церкви. В то же время там, где отсутствует официальная связь между религиозной организацией и политической партией, можно наблюдать принадлежность индивида одновременно к обеим организациям и их взаимное влияние. В Англии англиканскую церковь часто называли "партией тори за молитвой", хотя к ней принадлежали и многие не-тори. В 1990-е гг. ее правильнее было бы назвать "либеральными демократами за молитвой".


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА" в других словарях:

    Религия и политика - (religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источником легитимности и полит, мобилизации… … Народы и культуры

    - (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

    Обелиск с религиозными текстами Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о … Википедия

    - (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

    Содержание 1 Религия и наука 1.1 Точки зрения 1.2 Отношения в обществе … Википедия

    Айя София, освещённая в ночное время В Турции религия законодательно отделена от государства и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны … Википедия

    - (от лат. religio благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (Культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких)… … Большая советская энциклопедия

    Религия в Румынии. Наиболее распространённое религиозное направление в Румынии православие, по данным общенациональной переписи 2002 года к православию отнесли себя 86,7 % общего населения страны. Подавляющее большинство православных… … Википедия

    Религия в ЮАР. Согласно результатам переписи населения в 2001 году в ЮАР было следующее количество верующих по деноминациям: Содержание 1 Христианство 2 Другие религии … Википедия

    Религия в Черногории. Преобладающим вероисповеданием в Черногории является православное христианство. Существуют значительные религиозные общины мусульман и католиков. Численность представителей прочих религий не превышает 0,1 % населения… … Википедия

Книги

  • Религия и политика , Самыгин С., Воденко К., Нечипуренко В.. Учебное пособие раскрывает основные вопросы взаимодействия религии и политики, основываясь на идеях классиков философской и социально-политической мысли. Особоевнимание уделяется моделям…

Религиозные идеи в целом, без привязки к конфессиям, играют заметную роль в повседневной жизни бразильцев, зачастую определяя их политическое и электоральное поведение.

Бразилия – религиозная страна, в которой долгое время, до 1891 года, католицизм был государственной религией, и даже после провозглашения секулярного сосуществования церкви и государства католическая церковь продолжала оказывать существенное влияние на политическую жизнь. В настоящий момент в Бразилии порядка 8–14% населения не определили себя как религиозных людей, а оставшиеся более 80% относят себя к той или иной конфессии.

Согласно результатам недавнего опроса Datafolha , среди верующих порядка 19% учитывают мнение лидера своей церкви в ходе голосования на выборах разных уровней. Этот показатель выше среди протестантов – 26%, и особенно среди пятидесятников – 31%. Конечно, полученные данные совершенно не означают, что верующие голосуют «по указке» приходов, однако они дают представление о логике религиозного влияния в Бразилии. Этот же опрос, кстати, продемонстрировал, что религиозный кандидат в президенты – неважно, католик или протестант – имеет значительно больше шансов на успех, чем убежденный атеист (за последнего никогда бы не проголосовало 52% опрошенных).

Религия проникает в бразильскую политику также через партии, определяющие свою идеологическую базу как христианскую или, в более широком смысле, гуманистическую. Для России это явление не характерно, а вот в Бразилии насчитывается как минимум пять партийных образований, которые включили христианские ценности в основу своих идейных платформ: Христианская рабочая партия, Социал-христианская партия, Социал-демократическая христианская партия, Гуманистическая партия солидарности и Республиканская партия Бразилии. Надо заметить, что список приверженцев религиозных идей, разумеется, не ограничивается этими партиями, политики и чиновники могут принадлежать к любой партии, но иметь вполне определенные религиозные убеждения, транслируемые на публике.

В последние годы в политическом пространстве все заметнее становится тенденция, уже очевидная в пространстве религиозном: католики медленно, но верно уступают место другим религиям, в особенности, протестантам, среди которых уверенно лидируют пятидесятники. Евангелисты умело перехватывают консервативную, а иногда и ультраконсервативную повестку, и, что важнее, довольно успешно кооперируются для работы по этой повестке. Несколько лет назад они даже создали «Евангелистский парламентский фронт» , действующий в обеих палатах Конгресса и объединяющий представителей различных партий по принципу религиозной принадлежности. По разным подсчетам, он объединяет до 198 депутатов нижней палаты Конгресса, причем некоторые даже не являются прихожанами протестантских церквей. Интересно, кстати, что среди депутатов есть и пастыри. Большинство депутатов «Евангелистского парламентского фронта» принадлежат к таким церквям, как «Ассамблеи Бога», «Христианские конгрегации Бразилии», «Всемирная Церковь «Царство Божие»», а также к баптистской церкви. В топе обсуждаемых тем – аборты, эвтаназия, однополые браки, гендерные проблемы, институт семьи.

Другая сторона религиозной составляющей политической жизни Бразилии – это дискриминация. Хотя в целом Бразилия считается страной толерантной, в том числе в расово-религиозном смысле, показатели терпимости в отношении миноритарных религий все же далеки от идеальных. По данным Госдепартамента США , каждый год выпускающего обзор уровня религиозной свободы в странах мира, Бразилия в целом соблюдает права граждан на выбор вероисповедания и прикладывает усилия к минимизации случаев дискриминации. Однако наблюдается устойчивая линия на негативное и зачастую агрессивное отношение к исповедующим афро-бразильские религии, в частности, кандобмле и умбанда.

Подавляющее большинство зарегистрированных случаев дискриминации по религиозному признаку касались именно афро-бразильских религий, порядка 70%. Вокруг этих культов немало слухов и предубеждений, а священников и прихожан нередко ассоциируют с колдунами, шаманами и черной магией. Известны случаи нападений на верующих, поджогов церквей, актов вандализма. Не всегда, но относительно часто агрессия сопровождается и расовой нетерпимостью.

Проблематика конфессиональной дискриминации имеет прямое отношение к политике, и это хорошо понимают на государственном уровне в Бразилии. За последние годы был предложен целый ряд инициатив, направленных на искоренение религиозной и расовой нетерпимости, включая создание горячей линии, организаций по защите прав жертв религиозного притеснения, структур для продвижения идей мультикультурализма и уважения ко всем религиям и др. Среди предпринимаемых мер надо особо отметить создание платформ для межконфессионального диалога при участии самых разных религиозных групп и представителей государственных институтов.

Как ни странно, но в XXI веке можно констатировать, что религиозная повестка возвращается в Бразилию. Экспансия новых тяжеловесов религиозно-политического пространства – протестантов и в особенности пятидесятников – станет определяющим трендом в религиозной сфере Бразилии в ближайшие годы. Обладающие ресурсами и влиянием протестанты, вероятнее всего, серьезно потеснят традиционного игрока – католическую церковь. Неизвестной переменной пока остается реакция католического сообщества: станет ли оно сопротивляться смещению с пьедестала или попробует использовать конкурентов в своих интересах?

Религиозная политика русского правительства

Принципом религиозной политики русского правительства в отношении неправославных вероисповеданий была веротерпимость. Единственное исключение составлял иудаизм. Лишь в конце XVIII в. евреи появились в пределах Российской империи (до этого им запрещался въезд в страну). Правительство ограничило территорию их проживания и перемещения особой чертой оседлости. Иудаизм стал предметом пристального изучения российской интеллигенции. На тему иудаизма писали такие видные публицисты, как В.В.Розанов, Д.С.Мережковский, С.Н.Булгаков и др.

Следует заметить, что происходившие в конце XIX – начале XX в. еврейские погромы не имели религиозной окраски. Причины были, скорее, социальными: погромы направлялись в первую очередь против евреев-ростовщиков и торговцев, монополизировавших торговлю в некоторых западных городах и взвинтивших цены. Правительство нередко принимало меры против погромщиков, но одних репрессий было недостаточно. Проблема антисемитизма на государственном и бытовом уровне оставалась актуальной.

Стояние на реке Угре. Миниатюра летописного свода. XVI в.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви в первой половине XVIII в. проходила в основном в Поволжье. Государственное финансирование миссионерских мероприятий в связи с провозглашением принципа веротерпимости велось крайне нерегулярно. Однако результатом проповедей православных миссионеров было почти полное обращение в православие чувашей, мордвы, марийцев.

Для устройства быта вновь крещеных была устроена «новокрещенская контора», подчинявшаяся Синоду. Татары крестились значительно меньше. Они имели уже более высокоразвитую культуру и религию, чем другие народы Поволжья. Кроме того, стремясь отторгнуть татар от ислама, власти зачастую применяли грубые насильственные меры. Насильственное насаждение христианства вызывало восстания татар и башкир и послужило причиной их активного участия в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.

Одновременно велась проповедь христианства среди калмыков. Крещеные калмыки переходили к оседлому образу жизни и переселялись в Россию, в основном в район Киева. Калмыцкие ханы первоначально выражали недовольство уходом их подданных. Тогда в 1720 г. российское правительство заключило с ханом Аюком договор, по которому за каждого крещеного калмыка Аюк получал 30 рублей серебром.

В 1724 г. внук Аюка Тайшим сам принял крещение и приказал креститься кочевавшим с ним 5 тыс. калмыкам. Ему было разрешено продолжать кочевать, а Петр I даже подарил ему походную церковь. К 1730 г. число крещеных калмыков достигло 20 тыс. Впоследствии миссия среди них стала менее успешной, так как устройство их быта было передано государственным органам, чиновники которых нередко допускали злоупотребления.

Результатом стало бегство калмыков за Урал и возвращение их к традиционной религии. В Западной Сибири проповедь среди хантов и манси вел митрополит Тобольский Филофей. Он крестил свыше 10 тыс. человек, построил 37 храмов. Его сподвижник архимандрит Феофан дошел с проповедью христианства до Камчатки, где основал Успенский монастырь.

В 1728 г. там начала работу миссия во главе с архимандритом Иоасафом. Миссионеры крестили около 10 тыс. камчадалов и построили три школы, где учили детей чтению, письму, рисованию, работе с различными инструментами. Миссия среди сибирских татар так же, как и в Поволжье, была менее успешной. Митрополит Тобольский Сильвестр, сменивший Филофея, действовал насильственными методами. В результате жалоб татар светским властям он был переведен в Суздаль. В Восточной Сибири для успешного распространения христианства в 1706 г. была создана Иркутская епархия. Ее первым епископом стал Иннокентий. Он проповедовал среди эвенков, якутов и бурят. Менее успешной в то время оказалась миссия среди чукчей.

За пределами России христианство распространялось на Алеутских островах. Первых алеутов крестил открывший эти острова казак Андрей Толстых (1743 г.).

Распространению христианства способствовала Американская торговая компания во главе с Г.И.Шелиховым. По его просьбе и на его средства в 1793 г. из Петербурга прибыла миссия во главе с иеромонахом Иоасафом (Болотовым).

Миссионеры привлекли алеутов милосердием. Монах Герман – один из членов миссии – основал на острове Еловый приют для детей-сирот. Благодаря усилиям миссии было крещено свыше 7 тыс. алеутов. В 1799 г. была создана Американская епархия, епископом которой стал руководитель миссии Иоасаф. Однако, возвращаясь на острова после рукоположения, он потерпел кораблекрушение и погиб, а преемник ему так и не был назначен.

Со второй половины XVIII в. предпринимались попытки миссионерской деятельности на Кавказе. Во главе миссии стояли грузин архимандрит Платон и русский протоиерей Лебедев. За 20 лет (1771-1791 гг.) миссии удалось крестить свыше 8 тыс. осетин. Благодаря этому было положено препятствие распространению ислама, активно осуществлявшемуся турецкими миссионерами на Северном Кавказе во внешнеполитических интересах Турции.

Русский иконостас синодального периода

Крещеный ставропольский калмык на государственной службе

С начала XIX в. начался новый этап миссионерской работы. Он был связан с появлением в 1789 г. при Казанской семинарии отделения по изучению языков народов Поволжья и Сибири. Такие же отделения появлялись в учебных заведениях всех сибирских епархий.

К началу XIX в. было подготовлено достаточно кадров, владеющих языками, издана церковная литература и появились особые училища для инородцев. Изменились методы проповеди. Вместе с проповедниками к язычникам теперь шли учителя и медики, миссионеры изучали верования разных народов и серьезно готовились к дискуссии с ними, ища точки соприкосновения. Нередко проповедь и богослужение велись на национальных языках, что привлекало язычников к христианству.

Благословение воинов. Скульптурная композиция

За рубежом в XIX в. христианство распространилось в Японии. Основателем японской миссии был иеромонах Николай (Касаткин), духовник русского консульства. Он перевел на японский язык Евангелие и богослужебную литературу, крестил трех знатных японцев, в том числе синтоистского жреца. Они распространили христианство по стране.

В 1869 г. миссия получила поддержку российского правительства. Были открыты школы в Токио и Хакодате. В 1880 г. Николай был рукоположен в епископа Японского и рукоположил первых православных японцев в священников. Он управлял Японской епархией до 1912 г. и оставил по себе добрую память.

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Религиозная политика Хубилая и его последователей: буддизм Хубилай, как об этом говорит Марко Поло, был примером самого толерантного отношения к религиозным конфессиям, хотя в 1279 г. на какой-то момент он ввел указания Чингиз-хана о порядке умерщвления животного для

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Религиозная политика Хубилая и его преемников: несторианство Предпочтительное отношение Хубилая к буддизму вовсе не помешало ему оказать признаки симпатии несторианству. При больших христианских торжествах по примеру предшественников, он милостиво позволял

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

III РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА И ЗАПАД Одновременно император восстановил мир и в церкви. Религиозная политика Ираклия имела серьезные последствия. Монофелизм вызвал в Африке и в Италии сильное недовольство, выразившееся в восстаниях против императорской власти экзархов

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь автора Шкаровский Михаил Витальевич

5 Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины Свои особенности имело положение Православной Церкви в юго-западной части Украины, оккупированной румынскими войсками и получившей название Транснистрия (Заднестровье). Согласно германско-румынскому соглашению в

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Религиозная политика Диоклециана Для своего реформированного государства Диоклециан хотел создать не только материальную, но и идеологическую опору. Однако его прони­цательности не хватило на то, чтобы увидеть эту опору. Идеологической базой новой монархии могла быть

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Глава 6. Религиозная политика св. Юстиниана. Пятый Вселенский Собор Духовное состояние Византийской империи, открывшееся взору нового монарха, являло не самое приятное зрелище. Религиозный сепаратизм раздробил на части некогда единое церковное и политическое тело. Всё

Из книги Время, вперед! Культурная политика в СССР автора Коллектив авторов

III. Национальная и религиозная политика

автора Жуков Дмитрий Анатольевич

Глава четвертая. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТОВ В этой главе мы рассмотрим комплекс вопросов, связанных с религиозной политикой Национал-социалистической рабочей партии Германии, как до ее прихода к власти, так и после 30 января 1933 года. Нас будет

Из книги «Оккультный Рейх». Главный миф XX века автора Жуков Дмитрий Анатольевич

Религиозная политика нацистов до прихода к власти В послевоенном хаосе и гнетущей политической обстановке Веймарской республики большинство немцев видело проявление враждебных тенденций, победа над которыми носила для униженной нации огромное значение.

Из книги «Оккультный Рейх». Главный миф XX века автора Жуков Дмитрий Анатольевич

Религиозная политика по отношению к православию Интерес представляет религиозная политика нацистских властей по отношению к Русской православной церкви, как на территории Рейха, так и в областях, подвергшихся оккупации в годы Второй мировой войны.Первые контакты

Из книги «Оккультный Рейх». Главный миф XX века автора Жуков Дмитрий Анатольевич

Религиозная политика по отношению к исламу Как известно, одной из целей войны с Советским Союзом являлось разрушение многонационального государства. Как отмечает отечественный историк Олег Романько, «особая ставка делалась на народы Поволжья, республик Кавказа,

Из книги Полное собрание сочинений. Том 21. Декабрь 1911 - июль 1912 автора Ленин Владимир Ильич

О нападении русского правительства на Персию Российская социал-демократическая рабочая партия протестует против разбойничьей политики царской шайки, решившей задушить свободу персидского народа и не останавливающейся в этом перед самыми варварскими и гнусными

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Национальная и религиозная политика Национальную политику можно и нужно целиком отдать в муниципалитеты – чтобы каждый населенный пункт сам решал, считает он себя «национальным» или нет. Несомненно, эта идея не понравится элитам существующих

автора Болотов Василий Васильевич

1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей. В чем же выразились фактически эти отношения между церковью и государством в первое царствование христианского императора? Признавало ли государство за церковью право на существование ее, как

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

3. Религиозная политика императоров после Юлиана. За Юлианом престол перешел к Иовиану (363-364). Его недолгое правление отмечено было строгим применением начала веротерпимости. Объявив себя за православие, Иовиан возвратил сосланных при Юлиане епископов, но предоставил и



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...