Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за. Тема: «Предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ Предложения с предлогом там же
Тема: «Предложения с предлогом НА».
Цель: знакомство с предлогом НА, с его значением и ролью в предложениях и словосочетаниях;
Задачи:
I. Образовательные.
1.Закрепление знания о правописании предлогов.
2.Дифференциация предлогов и приставок.
3. Тренировка в назывании действий предметов.
4.Закрепление знания норм орфографии, развитие пространственных представлений.
II. Коррекционные.
1. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
2. Развивать коммуникативные функции у детей.
III. Воспитательные.
1. Формировать положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях на основе игрового момента.
2. Воспитывать желание учиться и развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать культуру учебного процесса.
Оборудование: карточки.
Ход занятия.
Орг. момент
1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Составление предложений из слов.
Логопед: Составьте предложения из слов (работа на карточках).
- Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.
Ломать, буря, дерево. Нашел, червяк, грач.
Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.
2. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными:
длинными - экскаватор, электромонтер
короткими - сок, на, мак, в...
Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, НА... - это предлоги, слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.)
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II . Основная часть
1. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги.
2. Припоминание правила о правописании предлогов.
Предлоги - это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос - если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.
Например: в лесу - в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В - это предлог.
3. Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.
Логопед: Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.
Положите книгу на стол.
Положите карандаш на книгу.
Положите ручку под тетрадь.
Положите ручку стол.
Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно?
Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол...
4. Закрепление знания о правописании предлогов.
Логопед: Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.
Логопед демонстрирует пособие «Предлоги».
5. Развитие пространственного восприятия.
Логопед: Давайте рассмотрим домик, где живут предлоги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (Дети объясняют значение каждого предлога.)
В - положение предмета внутри чего-либо.
НА - предмет находится на поверхности чего-либо.
ПОД - предмет находится внизу, под чем-либо.
НАД - положение предмета над чем-либо.
С (СО) - совместность пребывания с кем-то или с чем-то.
ОТ - удаление от какого-либо предмета или объекта.
К - приближение к какому-либо предмету или объекту...
6. Нахождение предлогов в словосочетаниях
Логопед: Рассмотрите картинку и скажите, кто где находится по отношению к дому? Запишите соответствующие предлоги.
Картинка: шмель над домом, лошадь перед домом, корова за домом.
7. Физминутка.
За лесом усатое море лежит. Дети показывают у себя усы.
Волна за волною по морю бежит. «Бег» волны изображают кистями обеих рук.
Пройдет по волнам великан-пароход Встать на носочки и показать себя огромным, как великан.
И каждую каплю с собой унесет. Собрать воображаемые капельки в ладошку.
8. Игра «Найди маленькое слово».
Логопед: Подумайте и скажите, куда могла спрятаться кошка?
Логопед раздает карточки с изображением стола и стула. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.
Об разец ответа: перед столом, за столом, за стулом, перед стулом, под столом, под стулом, на столе, на стуле, выглядывает из под стола, из-под стула...
9. Запись словосочетаний на доске и объяснить предлог.
10. Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Прочитайте текст загадки, вставив нужные предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа по карточкам). Дом... улице идет, ... подругами и сестрами
Работу нас везет. Приходит... гости... нам.
Не... курьих ножках, Рассказы, вести новые
А... резиновых сапожках. Приносит... утрам.
(Автобус) (Газета)
III . Итог занятия .
Тема “prepositions of time” является одной из первых, которые вносят смуту в понимание инглиша, и поэтому в данной статье мы сделаем упор на предложения с предлогами в английском языке . Я бы разделила prepositions of time на две группы: 1) предлоги, значение и употребление которых полностью совпадает с русским языком и 2) те предлоги, которые совершенно не похожи на своих собратьев в нашем родном языке. К первой группе можем отнести такие предлоги, как after, before, between, since, in, while, during, from . Что касается второй категории, то здесь оказались at, for, by, till / until, on, in (в обозначении промежутков времени). не будут для вас проблемой, если вы поймете значение каждого предлога времени и его употребление.
Скайп занятия по английскому языку и предлоги времени
Как учат предлогам времени скайп занятия по английскому языку ? Конечно же, здесь никак не обойтись без таблиц, презентаций и предложений с предлогами в английском языке.
(1-я группа)
предлог |
значение |
пример |
перевод |
after |
Через, после |
What are you going to do after this class? |
Что ты собираешься делать после этого урока? |
before |
Перед; до того, как; Прежде |
I knew her before I saw her. |
Я знал ее перед тем, как увидел. |
between |
Между |
They always argue between 6 and 8. |
Они всегда ссорятся между 6 и 8 часами. |
in |
В (месяц, год, Сезон) |
Anna met Jim in 1999. |
Анна встретила Джима в 1999. |
from |
С, от |
She studied English from 9 till 11. |
Она учила английский с 9 до 11. |
since |
С; с тех пор, как |
I haven’t seen him since Monday. |
Я не видела его с Понедельника. |
during |
Во время, в течение |
I never rested during my Summer holidays. |
Я никогда не отдыхала во время своих летних Каникул. |
while |
Пока; в то время, Как |
The children are playing while Their mother is cooking. |
Дети играют, пока их мать Готовит. |
(2-я группа)
предлог |
значение |
пример |
перевод |
at |
В (точное время) |
I’m seeing Jim at 5 tonight. |
Я встречаюсь с Джимом Сегодня в пять. |
by |
К, до; не позднее, Чем |
I’ll have done it by next Monday. |
Я сделаю это к следующему Понедельнику. |
in |
Через |
I have to leave in 20 minutes. |
Мне нужно уйти через 20 Минут. |
for |
В течение |
They have been talking for three hours! |
Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.
Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).
Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.
Виды предлогов.
По морфологическим признакам предлоги
можно поделить на три вида:
- Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
- Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
- Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.
По происхождению предлоги бывают:
- Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
- Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.
Производные предлоги.
Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:
- Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
- Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
- Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.
Предлоги и согласование падежей.
Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:
Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.
Разряды предлогов по лексическому признаку.
Предлог может выражать:
- Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
- Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
- Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
- Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
- Отношение причины: зарыдать от горя ;
- Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
- Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;
И другие разряды.
Как делать морфологический разбор предлога?
План разбора предлога
:
1)Часть речи, назначение данной части речи;
2)Вид предлога: простой, составной или сложный;
3)Тип предлога: производный или непроизводный;
4)К какому слову относится;
5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);
6)Разряд предлога по лексическому признаку.
Пример морфологического разбора предлога.
На крыльце стояли двое: он и с ним.
На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.
С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.
Тип занятия: фронтальное.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих 3
уровень ОНР.
Первый-второй год обучения, первый период
обучения.
Открытое занятие проведено для педагогов ДОУ
18.11.2014 г.
Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.
Задачи:
- Образовательные
:
- уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
- познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
- учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
- учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»;
- упражнять детей в дифференциации предлогов «К» и «ОТ» и составлении предложений по сюжетным и предметным картинкам;
- упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами, учить анализировать предложения с предлогами.
- Коррекционно-развивающие
:
- развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
- развивать зрительное восприятие, воображение детей;
- активизировать мыслительную деятельность детей.
- Воспитательные
:
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.
Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.
Общая продолжительность занятия: 30 минут.
Ресурсы: картинка: гномики у домиков,схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки по количеству детей, игрушка «Колобок», мяч, разноцветные геометрические фигуры со сложным узором и смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводный этап
1. Организационный момент (в кругу)
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.
(Дети делают вдох и выдох три раза).
– А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям.
2. Игровая мотивация
Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них. Хотите?
Звучит музыка из песни «Маленькая страна».
– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные
слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране
окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой
волшебной стране – стране Предлогов.
Прогуляемся по ней.
Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе и возвращаются в круг.
Логопед: Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)
Самомассаж фаланг пальцев).
Вот волшебная страна, И чудес она полна. За горами, к озерцу, через море, по мосту, на проселочной дороге. От полянки, под кустом, прямо в речке, над цветком, возле леса у берлоги. Здесь живут слова предлоги. |
Энергичное сжимание и разжимание
кулачков.
На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца. На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой. То же – левой рукой. Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие
пальцы – сверху. |
II. Основной этап
Логопед: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).
1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами
Логопед:
Рассмотрите двух гномиков.
Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете,
почему? (ответы детей)
Послушайте сказку про
них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был
предлог «К»
. Он был очень дружелюбный и
не любил оставаться один. Поэтому предлог «К»
часто ходил в гости: К
своим друзьям, К
знакомым. Если он не ходил в гости, то всё
равно двигался: К
дереву, К
речке,
К
дому… (Показ схемы предлога).
Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.
Это схема предлога «К».
А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый.(Показ схемы предлога).
Это схема предлога «ОТ».
Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.
2. Тренировочные упражнения
Упражнение 1. «Представлялки»
Логопед:
Закройте глаза и представьте,
к чему можно подойти в волшебной стране? (К
замку, к речке, к другу и т.д.)
(Предлог «К»)
(Когда кто-то
к кому-то или к чему-то движется, приближается).
Упражнение 2
Логопед:
Посмотрите на картинку и
скажите, кто от кого убегает.(Мышка убегает от
кошки, кошка убегает от собаки, собака убегает от
волка, волк убегает от тигра, тигр убегает от
слона, слон убегает от мышки).
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «ОТ»).
(Когда
предмет отодвигается от чего-то, удаляется).
– Ребята, послушайте, можно ли так говорить: Мама
подошлаот
дерева.
– Почему так говорить неправильно? (Предложение
непонятное людям).
– Как нужно сказать правильно? (Мама подошла к
дереву.)
Петя отбежалк дома.(Петя отбежал от дома.)
Заяц ускакал лисы. (Заяц ускакал от лисы.)
– Почему нужно правильно употреблять предлоги в
предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в
речи? (Предлоги меняют смысл предложения)
3. Появление сказочного персонажа
Логопед: Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то идет. Вспомните, кто в своей сказке от всех ушел, а от одного не ушел?
Если дети затруднятся ответить, загадать загадку: «Круглый бок, румяный бок…
– К нам пришел…» (Появляется игрушка
колобка, колобок поет песенку)
– Какой предлог вы слышали в песенке колобка? (Предлог
«ОТ»).
– Скажите, от кого ушел колобок? (Колобок ушел
от бабушки. Колобок ушел от дедушки… и т.д.)
4. Физминутка
Логопед: Поиграем с Колобком. Колобок вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.
- Утка подплыла к берегу.
- Бабушка поставила кресло к дивану.
- Зоя отвязала козу от дерева.
- Сорока отлетела от забора.
- Таня подошла к магазину.
5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух
Логопед: В Волшебной стране каждый становится чуть– чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.
Упражнение «Превращалки» (с мячом)
Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.
- Шмель подлетел к цветку.
- Машина отъехала от магазина.
- Синица отлетела от кормушки.
- Мяч подкатился к стене.
- Теплоход причалил к пристани.
- Автобус подъехал к остановке.
- Черепаха подползла к камню.
- Воробей отскочил от лужи.
- Лиса подбежала к курятнику.
6. Составление предложений с предлогами «К», «ОТ» по сюжетным картинкам.
Логопед: Ребята, а вы любите дарить подарки? Посмотрите, колобок принес нам картинки. Подарите их нашим предлогам.
Игра «Подарки» (закрепление дифференциации предлогов «К» и «ОТ»)
Логопед: Рассмотрите картинки (по количеству детей) внимательно и подарите предлогу «К» только те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «К». А предлогу «ОТ» подарите те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «ОТ».
Дети составляют предложения по картинкам и расставляют картинки под схемами предлогов.
– Подарки предлогам будем дарить по очереди, по одному.
Объяснить, почему подарили ту или иную картинку предлогу. За правильный ответ дети получают геометрическую фигуру.
Логопед: Какие вы молодцы, сколько подарков подарили. Но колобок почему-то загрустил. Он никак не может составить предложение по двум предметным картинкам. Поможем ему? У вас в руках геометрическая фигура. Найдите такую же фигуру на столе и займите свое место.
7. Самостоятельная работа детей.
Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – разноцветные геометрические фигуры, предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов-действий.
Логопед:
Сейчас каждый из вас будет
самостоятельно составлять 2 предложения с
предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным
картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения? (Предложения
состоят из слов).
– Какие слова мы знаем? (Слова-предметы,
слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему
предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите
схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?
На доске – две предметные картинки: теленок, волк.
Логопед: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Теленок убежал от волка).
Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:
– Сколько слов в предложении? Назовите первое
слово. Назовите второе слово. Назовите третье
слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2
предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите
схемы ваших предложений на столах. (Составление
предложений по схеме и предметным картинкам).
Машина отъехала от дома. Машина подъехала к гаражу. И т.д.
Выполнение задания проверяется у всех детей, проводится разбор каждого предложения.
Индивидуальная работа: Влад, Богдан, Костя, Настя, Катя – предметные картинки – существительные множественного числа.
Логопед: Ребята, все вы молодцы! Колобок благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.
Детям раздаются смайлики.
– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.
III. Заключительный этап
Логопед: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
– С какими предлогами мы сегодня
познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?
Литература:
1.Яцель О.С.
Учимся правильно
употреблять предлоги в речи. – М. Издательство
«ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.
Основная сложность в использовании предлогов русского языка заключается в большом количестве исключений. Однако, в первую очередь стоит разобраться в основном принципе - какой из предлогов использовать с тем или иным словом.
Если мы говорим о материальных предметах, таких как стол, шкаф, холодильник, коробка, комод, то предлог "На" означает расположение на поверхности предмета (сверху), а "В" - внутри предмета.
Например:
Положить одежду в комод.
Положить одежду на комод.
Положить учебник на стол.
Положить учебник в стол.
Даже с объектами, не имеющими четких границ, такими как трава, чаще всего можно использовать и предлог "В", и предлог "На".
Например:
Мы устроили пикник на траве.
В траве спрятался кролик.
Итак, если один предмет явно расположен на поверхности другого, мы используем предлог "На".
Внимание! По логике языка, эта поверхность представляется чем-то открытым, не ограниченным сверху. Это стоит запомнить, поскольку такой взгляд на вещи помогает понять логику и культуру языка, что в дальнейшем развивает языковое чутье.
Например:
на улице
на мосту
на берегу
на остановке
на площади
на балконе
на стадионе
на рынке
на стуле
на диване
на столе
на тарелке
на горе
на острове
А также предлог "На" используется, когда мы говорим о сторонах света:
На юге, на севере, на западе, на востоке.
В данном правиле существует ряд исключений. Вот некоторые из них:
Мы используем "В", когда говорим о водоемах (подразумеваем нахождение в воде):
В реке плавает рыба.
Мы купаемся в озере.
Также "В" используется со словом кресло, если речь идет о человеке, сидящем в нем. И со словом рука.
Люблю сидеть в удобном кресле.
Малышей учат держать ложку в руке.
Предлог "В" используем, когда говорим о предмете, находящимся в пределах другого предмета. То есть, второй представляется чем-то закрытым, как коробка. Или имеющим четкие границы.
Например:
в квартире
в доме
в стране
в парке
в саду
Исключения:
на Родине
на вокзале
на складе
на фабрике
на заводе
на этаже
Если мы говорим не о материальных предметах, а событиях, то чаще всего используем предлог "На".
Например:
на уроке
на опере
на выставке
Мы можем сказать и "в опере", но тогда слово "опера" переходит из категории события в категорию здания с его стенами и крышей. То есть, это будет означать "в здании оперы"
Исключения:
в путешествии
в поездке
в дороге
в отпуске
в командировке
в кино
Мы не можем упомянуть в рамках этой статьи абсолютно все исключения, связанные с употреблением предлогов, поэтому вам могут встретиться и другие, которые просто нужно запомнить.