Конспект урока "общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих". Класс Млекопитающие или Звери
Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма.
К окружающей среде принадлежит:
- природная - появившаяся на Земле независимо от человеческой деятельности;
- техногенная - созданная людьми;
- внешняя - это все, что находится вокруг организма, а также оказывает влияние на его функционирование.
Как живые организмы изменяют среду обитания? Они способствуют изменению газового состава воздуха (в результате фотосинтеза) и принимают участие в формировании рельефа, почвы, климата. Благодаря влиянию живых существ:
- увеличилось содержание кислорода;
- уменьшилось количество углекислого газа;
- изменился состав воды Мирового океана;
- появились горные породы органического содержания.
Таким образом, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания являются сильным обстоятельством, провоцирующим различные преобразования. Различают четыре отличные друг от друга среды проживания.
Наземно-воздушная среда обитания
Включает в себя воздушную и наземную части и отлично подходит для размножения и развития живых существ. Это довольно сложная и многообразная среда, для которой характерна высокая степень организации всего живого. Подверженность почвы эрозии, загрязнениям приводит к уменьшению численности живых существ. В наземном мире обитания у организмов достаточно сильно развит внешний и внутренний скелет. Это произошло потому, что плотность атмосферы намного меньше плотности воды. Одним из значимых условий для существования считаются качество и структура воздушных масс. Они находятся в непрерывном движении, поэтому температура воздуха способна достаточно быстро изменяться. Живые существа, которые обитают в этой среде, должны адаптироваться к ее условиям, поэтому у них развилась приспособленность к резким колебаниям температур.
Воздушно-наземная среда обитания более многообразна, нежели водная. Здесь не так сильно выражены перепады давления, однако довольно часто возникает нехватка влаги. По этой причине у наземных живых созданий имеются механизмы, помогающие им со снабжением организма водой, в основном в засушливых районах. У растений образуется сильная корневая система и специальный водонепроницаемый слой на поверхности стеблей и листьев. Животные обладают исключительным строением внешних покровов. Их образ жизни помогает поддерживать водный баланс. Примером может быть миграция к водопоям. Большую роль играет и состав воздуха для наземных живых существ, обеспечивающий химическую структуру жизни. Сырьевым источником для фотосинтеза является углекислый газ. Для соединения нуклеиновых кислот и белков требуется азот.
Приспособленность к среде обитания
Приспособление организмов к среде обитания зависит от места их жительства. У летающих видов сформировалась определенная форма тела, а именно:
- легкие конечности;
- облегченная конструкция;
- обтекаемость;
- наличие крыльев для полета.
У лазающих животных:
- длинные хватательные конечности, а также хвост;
- тонкое длинное тело;
- сильные мышцы, позволяющие подтягивать туловище, а также перекидывать его с ветки на ветку;
- острые когти;
- мощные хватательные пальцы.
У бегающих живых созданий отмечаются следующие особенности:
- сильные конечности, имеющие малую массу;
- уменьшенное количество защитных роговых копыт на пальцах;
- сильные задние и короткие передние конечности.
У некоторых видов организмов специальные приспособления позволяют им сочетать признаки полета и лазанья. Например, забравшись на дерево, они способны на длинные прыжки-полеты. Другие виды живых организмов могут быстро бегать, а также летать.
Водная среда обитания
Первоначально жизнедеятельность существ была связана с водой. Особенности ее заключаются в солености, течении, пище, кислороде, давлении, свете и содействуют систематизированию организмов. Загрязнение водоемов очень плохо отражается на живых созданиях. Например, из-за уменьшения уровня воды в Аральском море пропала большая часть представителей флоры и фауны, в особенности рыбы. В водных просторах обитает огромное многообразие живых организмов. Из воды они добывают все необходимое, что требуется для осуществления жизнедеятельности, а именно питание, воду и газы. По этой причине все многообразие водных живых существ должно адаптироваться к основным особенностям существования, которые формируются химическими и физическими свойствами воды. Солевой состав среды также имеет большое значение для водных обитателей.
Огромное число представителей флоры и фауны, которые проводят жизнь во взвешенном состоянии, регулярно находятся в толще водного пространства. Умение парить обеспечивается физическими особенностями воды, то есть силой выталкивания, а также особыми механизмами самих существ. К примеру, множественные придатки, которые существенно увеличивают поверхность туловища живого организма по сравнению с его массой, усиливают трение о воду. Следующий пример жителей водной среды обитания - это медузы. Их умение держаться в толстом слое воды обуславливается необычной формой туловища, которое похоже на парашют. К тому же плотность воды очень сходна с плотностью тела медузы.
Живые организмы, среда обитания которых - вода, разными способами подстроились к передвижению. Например, рыбы и дельфины обладают обтекаемой формой тела и плавниками. Они способны быстро передвигаться благодаря необычной структуре наружных покровов, а также присутствию особой слизи, которая снижает трение о воду. У отдельных видов жуков, обитающих в водной среде, выпущенный отработанный воздух из дыхательных путей задерживается между надкрыльями и телом, благодаря этому они способны стремительно подниматься на поверхность, где происходит выпуск воздуха в атмосферу. Большая часть простейших перемещается с помощью ресничек, которые вибрируют, например, инфузория или эвглена.
Приспособления для жизни водных организмов
Различные среды обитания животных позволяют им адаптироваться и комфортно существовать. Тело организмов способно уменьшить трение о воду благодаря особенностям покрова:
- твердая, гладкая поверхность;
- наличие мягкого слоя, присутствующего на внешней поверхности твердого корпуса;
- слизь.
Конечности представлены:
- ластами;
- перепонками для плавания;
- плавниками.
Форма туловища обтекаемая и имеет самые разные вариации:
- сплюснутая в спинно-брюшном отделе;
- круглая в поперечном разрезе;
- сплюснутая с боков;
- торпедообразная;
- каплевидная.
В водной среде обитания живым организмам необходимо дышать, поэтому получили развитие:
- жабры;
- воздухозаборники;
- дыхательные трубки;
- пузыри, которые заменяет легкое.
Особенности обитания в водоемах
Вода способна накапливать и сохранять тепло, поэтому этим объясняется отсутствие сильных колебаний температуры, которые довольно часто встречаются на суше. Самым значимым свойством воды является возможность растворять в себе другие вещества, которые в дальнейшем используются как для дыхания, так и для питания организмами, живущими в водной стихии. Для того чтобы дышать, необходимо наличие кислорода, поэтому концентрация его в воде имеет огромное значение. Температура воды в полярных морях близка к замерзанию, но ее стабильность позволила сформироваться определенным приспособлениям, которые обеспечивают жизнедеятельность даже в таких суровых условиях.
В этой среде проживает огромное многообразие живых организмов. Здесь обитают рыбы, земноводные, крупные млекопитающие, насекомые, моллюски, черви. Чем выше температура воды, тем меньшее количество разведенного кислорода в ней находится, который в пресной воде растворяется лучше, чем в морской. Поэтому в водах тропического пояса обитает мало организмов, в то время как в полярных водоемах присутствует огромное разнообразие планктона, который используют в пищу представители фауны, в том числе крупные китообразные и рыбы.
Дыхание реализовывается всей поверхностью тела или особыми органами - жабрами. Для благополучного дыхания требуется регулярное обновление воды, которое достигается разными колебаниями, в первую очередь движением самого живого организма или его приспособлениями, такими как реснички или щупальца. Большое значение для жизни имеет и солевой состав воды. Например, моллюскам, а также ракообразным требуется кальций для построения панциря или раковины.
Почвенная среда
Располагается в верхнем плодородном слое земной коры. Это довольно сложный и очень важный компонент биосферы, который тесно связан с остальными ее частями. Часть организмов находится в почве всю свою жизнь, другие - половину. Для растений земля играет важнейшую роль. Какие живые организмы освоили почвенную среду обитания? В ней существуют бактерии, животные, а также грибы. Жизнь в этой среде в большей степени определяется климатическими факторами, например, температурой.
Приспособления для почвенной среды обитания
Для комфортного существования организмы имеют особенные части тела:
- небольшого размера копательные конечности;
- длинное и тонкое туловище;
- копательные зубы;
- обтекаемое туловище без выступающих частей.
В почве может существовать недостаток воздуха, а также она плотная и тяжелая, что в свою очередь привело к следующим анатомическим и физиологическим адаптациям :
- сильные мышцы и кости;
- устойчивость к недостатку кислорода.
Покровы тела подземных организмов должны позволять без проблем двигаться как вперед, так и назад в плотной почве, поэтому развились следующие признаки:
- короткая шерсть, устойчивая к истиранию и способная заглаживаться вперед и назад;
- отсутствие волосяного покрова;
- специальные выделения, которые позволяют телу скользить.
Развились специфические органы чувств:
- ушные раковины небольшие или вовсе отсутствуют;
- глаз нет или они существенно уменьшены;
- высокое развитие получила тактильная чувствительность.
Сложно представить растительный покров без земли. Отличительной чертой почвенной среды обитания живых организмов считается то, что существа связаны с ее субстратом. Одним из значимых отличий этой среды считается регулярное образование органических веществ, как правило, за счет отмирающих корней растений и опадающей листвы, а это служит источником энергии для растущих в ней организмов. Нагрузка на земельные ресурсы и загрязнение окружающей среды негативно влияют на проживающие здесь организмы. Часть видов находится на грани вымирания.
Организменная среда
Практическое воздействие человека на среду обитания влияет на численность популяций животных и растений, тем самым увеличивается или уменьшается количество видов, а в некоторых случаях происходит их гибель. Факторы среды:
- биотические - связаны с воздействием организмов друг на друга;
- антропогенные - связаны с влиянием человека на среду окружения;
- абиотические - относятся к неживой природе.
Промышленность - это крупнейшая отрасль, которая в экономике современного общества играет важнейшую роль. Она оказывает влияние на среду на всех этапах промышленного цикла, начиная с добычи сырья и заканчивая утилизацией продукции по причине дальнейшей непригодности. Основные виды отрицательного влияния ведущих отраслей на окружающую среду обитания живых организмов:
- Энергетика является основой развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Использование практически каждого ископаемого (уголь, нефть, природный газ, древесина, ядерное топливо) негативно влияет и загрязняет природные комплексы.
- Металлургия. Одной из самых опасных сторон ее воздействия на среду обитания считается техногенное рассеивание металлов. Наиболее вредными загрязнителями считаются: кадмий, медь, свинец, ртуть. Металлы попадают в среду практически на всех стадиях производства.
- Химическая промышленность - одна из динамично развивающихся отраслей во многих странах. Нефтехимические производства выбрасывают в атмосферу углеводороды и сероводороды. При производстве щелочей вырабатывается хлористый водород. Такие вещества, как оксиды азота и углерода, аммиак и другие, выбрасываются также в больших объемах.
В заключение
Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма. В пустыне сухой и жаркий климат ограничивает существование большей части живых организмов, как и в полярных областях из-за холодов могут выжить только самые выносливые представители. К тому же, они не просто приспосабливаются к той или иной среде, но еще и эволюционируют.
Растения, выделяя кислород, поддерживают его баланс в атмосфере. Живые организмы влияют на свойства и структуру земли. Высокие растения затеняют почву, тем самым способствуя созданию особого микроклимата и перераспределению влаги. Таким образом, с одной стороны, среда меняет организмы, помогая их усовершенствованию путем природного отбора, а с другой, виды живых организмов изменяют окружающую среду.
Тема : « Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания» (слайд 1).
Цели урока:
Образовательные - изучить общие черты животных класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания;
Развивающие - вспомнить и закрепить знания учащихся о экологических особенностях различных групп млекопитающих; повторить последовательность работы по алгоритму кубиков;
Воспитывающие - продолжить умение работать в группе, развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира .
Дидактическое и материальное оснащение урока : И.Н.Пономарева «Биология. Животные» учебник для 7 класса, изд-во «Вентана –граф», 2009, чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.
Ход урока :
Организационный момент .
Актуализация опорных знаний, мотивационных состояний:
Повторение работы с алгоритмом кубиков (слайд 2 )
Разминка – вопросы на кубиках (сторона №1, слайд 2) вопросы распределяются между учащимися, а затем они отвечают. В помощь или подтверждение их ответов используется фото-ряд (слайды 4-5).
-Какой бык при полете поднимается выше всех (як)?
-Какой зверь был официальным талисманом игр московской олимпиады 1980 года (медведь)?
-Этот зверек дал название короткой мужской прическе (ежик)?
-В честь какой кошки в ВОВ назвали немецкий танк т-5 (пантера)?
-Какие животные обитают на шахматной доске (слон, конь)?
-Изображение какого зверя видят спортсмены-стрелки при стрельбе по бегущей мишени (кабан)?
-Какая американская кошка представляет собой товарный знак спортивной одежды и обуви (пума)?
-Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю (газель)?
-Какой зверь является лучшим лесорубом (бобер)?
-С каким зверьком, имеющим ценный мех, связано в русском языке обозначение четырех десятков (соболь)?
-Какого зверька таежники называют «медвежья совесть» или «грозовой барометр» (бурундук)?
-Какой зверь рождается с усами (кошка)?
-Какое млекопитающее дало название древней русской монете (куница, монета « куна»)?
-Какое млекопитающее можно встретить в океанах, если вода окрашена в розовый и фиолетовый оттенки (кит)?
-Что такое «териология»? какое происхождение имеет это слово? (Возникает проблемный вопрос, который позволяет перейти к новой теме.)
Формирование новых понятий, способов действий:
«териология» - раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных (слайд 6).
происхождение млекопитающих (слайд 7 – видеофрагмент)
общая характеристика млекопитающих (сторона кубиков №2, слайд 8. Учащиеся проговаривают и обсуждают все пункты.)
_известно около 5000 современных видов зверей;
_ распространены по всему земному шару;
_высшие позвоночные животные;
_теплокровные (постоянная температура тела);
_тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
_рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
_размеры от 4 см до 33 метров;
_масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
_обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
_имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
_все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
_высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
_в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей.
Учащимися озвучиваются известные российские териологи (сторона кубиков №2, кубик №16, слайд 9).
внешнее строение млекопитающих (сторона кубиков №3) :
1 группа изучает отделы тела, конечности млекопитающих (работа с фигуркой кошки, слайд 10); 2 группа изучает строение головы (работа с чучелом зайца, слайды 11-12); 3 группа изучает строение шерсти, кожи и ее видоизменений (слайды 13-16). Каждая группа анализирует изученный материал и представляет коллективу.
подумаем вместе! (для закрепления материала отвечаем вместе на вопросы кубиков №15-16 стороны №3):
-почему звери спят свернувшись в клубок? (для меньшей теплоотдачи);
-почему отстрел зверей разрешен зимой? (более ценный мех, нет линьки);
-что такое запах псины? (сгорание от тепла тела сальных выделений на шерсти млекопитающего);
-сколько развивается молочных желез у зверей? (по количеству детенышей) (впечатления детей из книги С. Михалкова «от 2 до 5»: «Маленькая девочка моется в бане с мамой, внимательно ее разглядывая. Помолчав некоторое время, она спрашивает у матери: «Мамочка, разве у тебя только 2 груди?». «Да»- отвечает, улыбаясь, мама. Подумав, девочка произносит: «Странно, а я думала как у нашей кошки дамки, восемь штук в 2 ряда»);
-почему толстые животные нервные и раздражительные? (это вопрос отводится учащимся для домашней проработки).
проверим на практике – отчет учащихся выполнявших исследовательские проекты по изучению млекопитающих животных (сторона кубиков №4).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки. Изучение многообразия копытных животных в Казани, слайд 18).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят, слайды 19 - 25, мини-презентация).
4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа «О подражании приматов человеку и освоению жестов «конфета» и «пить»», слайд 26.)
Применение новых понятий, способов действий:
- какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (приспособленность)
- учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей (слайды 27-28):
1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.
В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.
закрепим знания (рефлексия) (сторона №6, слайд 29)
-млекопитающие - высшие теплокровные позвоночные животные.
-внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания.
-кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров.
-забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей.
-жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года.
-зародыш развивается вне материнского организма.
-передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе.
-водные млекопитающие произошли от сухопутных предков.
-роговые образования кожи способны видоизменяться.
-молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей.
-на громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом.
-конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем.
-шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
-хвост выполняет функцию руля или опоры.
-звери заселили все среды жизни на планете
Проверка и оценка ответов учащихся (слайд 30):13-15 правильных ответов - оценка «5», 9-12 правильных ответов - оценка «4», 6-8 правильных ответов - оценка «3», ниже 6 – стоит еще раз потрудиться дома.
животное-загадка : определите признаки, по которым можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?
Домашнее задание: Проработать последний вопрос кубика №16, стороны №3
Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).
Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.
Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.
Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.
В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.
Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.
Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.
Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.
Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.
Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.
1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.
2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.
1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.
2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.
3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.
Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.
4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?
Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.
5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?
Уши, глаза, усы.
6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.
Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.
Задание 2. Заполните таблицу.
Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.
Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.
Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения .
1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.
2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.
3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.
4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.
5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.
6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.
7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.
8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.
9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.
10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.
Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.
Задание 5. Заполните таблицу.