Корабли российской империи в конце 19 века. Российский флот в первой половине XIX века

В первой половине XIX в. основой прогресса в науке, технике, экономике стало использование нового вида энергии – энергии пара. Дальнейшее развитие флота было обусловлено достижениями в области металлургии и металлопроката. Особенно – изобретением броневых плит для применения в железном судостроении

В начале XIX в. в России началось строительство паровых судов. Первое в России подобное судно «Елизавета» сконструировал и построил в 1815 г. Карл Берд, владелец чугуно-меднолитейного завода в Петербурге. Имея всего 4 л. с. мощности, машина давала стимботу (так раньше называли пароход) скорость около 9 верст в час.

Первое в России паровое судно “Елизавета”

В 1823 г. на Волге было построено около десятка пароходов, в том числе и с двумя машинами общей мощностью до 40 л. с. А в 1843 г. в Петербурге образовали пароходное общество «По Волге», которое имело несколько пароходов с машинами в 250-400 л. с. мощностью («Волга», «Геркулес», «Самсон», «Кама», «Ока» и др.), десятки большегрузных барж. Это общество просуществовало до 1918 г.

Дизель-теплоходы

В 1903 г. Сормовский завод в Нижнем Новгороде построил для Волжского пароходства первый дизельный теплоход – самоходную наливную баржу «Вандал» водоизмещением 1150 т., - с тремя дизелями по 120 л. с., и дизель-электрической передачей на гребные винты. «Вандал» стал первым в мире дизельным теплоходом и дизель-электроходом одновременно.

Первый теплоход в мире – нефтеналивная баржа «Вандал».

К 1913 г. в разных странах мира было более 80 дизель-теплоходов, из них 70 – в России. Что же касается пароходов, то к 1913 г. усилиями всех шести пароходств страны и правительства, их число было увеличено до 1016 (общим водоизмещением 487 тыс. т.), а парусников стало 2577 (257 тыс. брт). Флот России занимал 8-е место в мире после флотов Англии, Германии, США, Норвегии, Франции, Японии, Италии. При этом собственные пароходы, составляя 65 % коммерческого флота России, могли обеспечить всего только 8 % морских грузоперевозок.

Создание Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ)

В январе 1856 г. в Морское министерство России обратились флигель-адьютант Н.А. Аркас и известный предприниматель-судовладелец Н.А. Новосельский. Они предложили создать на Чёрном море коммерческую судоходную акционерную компанию с большим числом современных пароходов для грузовых и пассажирских перевозок, при этом уточнили, что в случае войны эти пароходы смогут использоваться для военно- транспортных нужд страны.

3 августа 1856 г. император Александр II утвердил Устав РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли). Так родилась ставшая затем самой крупной русская судоходная компания.

К 1860 г. в Обществе насчитывалось более 40 пароходов, причем 30 из них имели огромную перспективу: все они находились в эксплуатации не более 3 лет.

Пароход РОПиТ «Великая княжна Ольга Николаевна» стоит у пристани в Саратове.
Примерно 1910 г. (Фото из архива Алексея Платонова)

С 1863 г. Общество, пополняя состав флота, начало строить новые винтовые почтово-пассажирские пароходы и колесные товаро-пассажирские суда смешанного плавания. Кроме «Лазарева», «Корнилова», «Нахимова», «Чихачёва», «Великого князя Михаила», «Великой княгини Ольги» и «Генерала Коцебу» к 1870 г. в строй вошли еще 11 паровых шхун для грузоперевозок по Азовскому морю.

С постройкой Суэцкого канала (1869 г.) открылись новые перспективы, и суда РОПиТа стали ходить в Индию, Китай, на Дальний Восток (Владивосток).

Создание «Добровольного флота»

В период 1873–1883 гг. резко возросло внимание общественности к нуждам флота. В связи с этим в Москве возникло Общество для содействия русскому торговому судостроению (на патриотические пожертвования). Появилась идея создания общества «Добровольный флот», вызванная результатами русско-турецкой войны 1878 г.

По всей стране прошел сбор средств для организации, которая имела бы быстроходные и вместительные суда, позволяющие быстро их переоборудовать и вооружить, сделав вспомогательными крейсерами на случай войны. Было собрано около 4 млн руб., и в 1878 г. общество было создано.

Сначала «Доброфлот» закупил у немцев товаро-пассажирские пароходы, тотчас ставшие на учет в военном флоте как вспомогательные крейсера: «Москва», «Петербург», «Россия». Впредь была установлена традиция: все новые суда называть по имени центров губерний – «Нижний Новгород», «Рязань» и т. д.

С 1879 г. устав общества «Добровольный флот» предусматривал возможность использовать его суда в военных целях в случае войны.

Работа «Доброфлота» началась с перевозок из Варны и Бургаса русских войск, участвовавших в русско-турецкой войне 1878 г. Затем начались регулярные рейсы на Дальний Восток. Вскоре руководство пришло к выводу, что надо не закупать, а только строить суда для общества – это выгоднее. Правда, строить не только на своих заводах, но и за рубежом. Первый пароход - «Ярославль» по чертежам английского крейсера «Айрис» заказали в 1880 г. во Франции.

До 1896 г. из Англии в Россию пришла серия из 6 судов в 4500-5600 т водоизмещением. В результате перед русско-японской войной «Доброфлот» выдвинулся уже на 2-е место после РОПиТ. Грузооборот его достиг 196000 т в год.

Почтовые открытки начала 1910 гг., посвященные товаропассажирским
пароходам «Доброфлота»: «Симбирск» и «Рязань».

Вступив на престол в 1801 году, император Александр I осуществил ряд преобразований в системе государственного управления, создав взамен коллегий министерства. "Следуя великому духу преобразователя России - Петра Великого, оставившего нам следы своих мудрых намерений, по коим старались шествовать достойные его преемники, Мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, поставив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность и чего Мы ожидали от их верности, деятельности и усердия по благу общему"1. Министерство морских сил было учреждено в 1802 году. Коллегия адмиралтейства оставалась в прежнем виде, но подчинялась уже министру. Им стал образованный и способный адмирал Н.С.Мордвинов2, весьма уважаемый моряками.
Однако через три месяца Мордвинова заменили контр-адмиралом П.В.Чичаговым3. "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник" - эти слова из знаменитой басни И.А.Крылова были адресованы именно Чичагову4. А вот мнение о нем другого современника - знаменитого мореплавателя и адмирала Головнина5. "Подражая слепо британцам и вводя нелепые новизны, мечтал, что кладет основной камень величию русского флота. Испортив все, что оставалось во флоте, и наскучив верховной власти наглостью и расточением казны, удалился, поселив презрение к флоту оной и чувство глубокого огорчения в моряках"6.
Тем не менее военный флот в начале XIX века продолжал еще оставаться важным инструментом внешней политики Российской империи. В 1806-1807 годах была предпринята успешная Средиземноморская экспедиция под командованием вице-адмирала Сенявина7, разрушившая замысел Наполеона овладеть Балканским полуостровом.
В 1811 году Чичагова на посту морского министра сменил маркиз де Треверсе8. Он обладал веселым нравом, изысканными манерами и сумел снискать расположение влиятельных особ, в том числе всесильного графа Аракчеева. Впрочем, порядка от этого на флоте не прибавлялось. Слыша постоянные жалобы на безотрадное положение дел в министерстве морских сил, которое в 1815 году было переименовано в морское министерство, Александр I учредил особый комитет, во главе которого был поставлен граф А.Р.Воронцов9 - англоман, относившийся к русским морякам с недоверием. Он писал в докладной записке Александру I: "По многим причинам, физическим и локальным, России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да и в том ни надобности, ни пользы не предвидится. Довольно, если морские силы наши будут устроены на двух только предметах: сбережение берегов и гаваней наших на Черном море, имея там силы соразмерные турецким, и достаточный флот на Балтийском море, чтобы на оном господствовать. Посылка наших эскадр в Средиземное море и другие экспедиции стоили государству много, делали несколько блеску, а пользы никакой"10. Александр I неудовольствия не выразил. Он неоднократно демонстрировал свою неблагосклонность к флоту. В его царствование одерживались крупные морские победы, брались острова-крепости, присоединялись к империи новые владения, делались географические открытия; карты Тихого и Ледовитого океанов запестрели русскими именами и названиями, но Александр I - единственный, может быть, из русских властителей - оставался ко всему этому равнодушным. При нем одно время серьезно обсуждался вопрос о передаче всего флота России англичанам, а вице-адмирал Сенявин, несмотря на огромные заслуги, подвергся жестокой опале и в течение тринадцати лет влачил убогое существование.
В 1817 году начали продавать корабли за границу и в 1818-м последние годные фрегаты ушли в Испанию. В портах царил хаос и чинились вопиющие злоупотребления. Дальних плаваний почти не предусматривалось - плавали больше по Финскому заливу, метко прозванному моряками "маркизовой лужей". Офицеры и команды впадали в нужду. Старших офицеров селили иногда по десять человек в одном помещении. Даже неженатые адмиралы жили в "коммуналках".
Такую печальную картину представлял собой флот к моменту вступления на престол императора Николая I. Начало его царствования ознаменовалось созданием в 1826 году комитета для образования флота. Название как нельзя более отражало положение дел - ведь флота, по сути, уже не было!
Комитет возглавил А.В.Моллер11. Император Николай I в отличие от своего старшего брата хорошо понимал значение флота для страны, ценил флотоводцев. Вице-адмирал Сенявин вновь был призван на службу с производством в чин адмирала и с пожалованием звания генерал-адъютанта. Наряду с ним в состав Комитета вошли капитан-командоры И.Ф.Крузенштерн12 и Ф.Ф.Беллинсгаузен13 и капитан первого ранга М.П.Лазарев14. Комитет, работая под непосредственным наблюдением Николая I и при его постоянной поддержке, положил начало возрождению русского флота.
Уже в 1827 году эскадра Балтийского флота под флагом адмирала Д.Н.Сенявина посетила Англию, где произвела отличное впечатление. В том же году часть эскадры под командованием контр-адмирала Л.П.Гейдена15 вошла в Средиземное море и совместно с британской и французской эскадрами выступила против турецкого флота. Решающее сражение произошло 20 октября 1827 года в Наваринской бухте. Турецкий флот состоял из 82 судов, тогда как у союзников их было всего двадцать восемь. Кроме того, турецкий флот занимал гораздо более выгодную позицию: он выстроился подковой, концы которой упирались в укрепления, защищавшие вход в бухту.
Первым в бухту ворвался, несмотря на сильный огонь береговых батарей, русский линейный корабль "Азов" под флагом контр-адмирала Гейдена. Сражение началось. Союзные эскадры действовали слаженно и решительно, меткой артиллерийской стрельбой выводя из строя один турецкий корабль за другим. Турецкий флот был почти полностью истреблен: из 82 судов уцелело лишь 27.
Наваринское сражение положило начало освобождению Греции от турецкого ига, что, наряду с овладением проливами Босфор и Дарданеллы, являлось одной из основных целей внешней политики Николая I на Востоке. Подписанный с Англией 6 апреля 1826 года Петербургский протокол позволял надеяться, что Англия если и не примет сторону России против Порты, хотя бы не выступит против. Были веские основания надеяться также на нейтралитет Франции и Пруссии: в этих странах значительная часть общества в 1828 - 1829 годах определенно желала разгрома Турции, считая Махмуда II кровавым деспотом, виновником неслыханных зверств, чинимых над греками. Особенно потрясло Европу публичное повешение патриарха Константинопольского.
Война началась 7 мая 1828 года. Черноморским флотом тогда командовал вице-адмирал А.С.Грейг16. В кратчайшие сроки им была приведена в боевую готовность эскадра из 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 17 вспомогательных судов, которая лишила турецкий флот оперативного простора, заперев его в проливах.
14 сентября 1829 года в Адрианополе был подписан мирный договор. Турция потеряла черноморский берег от устья Кубани до мыса св.Николая. К России отходили острова в дельте Дуная. Она получила право прохода судов через Босфор и Дарданеллы. Южный рукав устья становился русской границей. Наконец, Адрианопольский мир принес свободу Греции, объявленной независимой (оставалось лишь обязательство ежегодного платежа султану в размере 1,5 миллиона пиастров). Греки теперь могли избрать себе государя из любой царствующей в Европе династии, кроме английской, французской и русской.
Между тем на смену адмиралам-ветеранам шло молодое поколение. В 1833 году принимает командование Черноморским флотом контр-адмирал М.П.Лазарев. Он сразу же приступает к реорганизации флота и портов. Попутно с этим осуществляется подготовка и воспитание личного состава, чему немало способствовала война на Кавказе, во время которой корабли Черноморского флота блокировали Кавказское побережье, осуществляя десантирование и ведя обстрел береговых укреплений. Лазарев подготовил Черноморский флот к боевым действиям Крымской войны 1854 - 1856 годов и воспитал достойных преемников: П.С.Нахимова17, В.А.Корнилова18, В.И.Истомина19.
В 1832 году вассал Турции паша Египта Мехмед-Али восстал против султана Махмуда II и пошел на него войной. 21 декабря 1832 года в битве при Конии сын Мехмеда-Али, Ибрагим, совершенно разгромил турок. Махмуд II оказался в отчаянном положении: у него не было ни денег, ни времени, чтобы собрать новую армию. Он обратился к великим державам - России, Англии и Франции. Впрочем, император Николай I еще до битвы при Конии предлагал султану помощь. Тогда Махмуд II отказался, теперь же вынужден был согласиться. В 1833 году контр-адмирал Лазарев повел русскую эскадру в Константинополь. Ее прибытие и высаженный на Босфоре четырнадцатитысячный десант положили конец войне. Россия же, по заключенному тогда Уинкар-Искелессийскому трактату, получила в лице Турции союзника на случай боевых действий против третьей страны как на суше, так и на море. Турция обязывалась при этом не пропускать военных судов противника через Дарданеллы. Босфор же при всех условиях оставался открытым для русского флота...
В 1850 году молодой морской офицер Г.И.Невельской21 поднял русский флаг на правом берегу реки Амур и основал военный пост, назвав его Николаевском. Так был присоединен к России Амурский край. Император Николай I сказал о Невельском: "Россия никогда не забудет его услуг". Это с полным правом можно отнести ко всему русскому флоту первой половины XIX века.

    1Полное собрание законов Российской империи. Т.27. № 204006.
    2Мордвинов Николай Семенович (1754 - 1848) - граф (с 1834), адмирал. После трехмесячного пребывания на посту министра стал членом комитета для улучшения флота. В 1823 - 1840 гг. - председатель Вольного экономического общества.
    3Чичагов Павел Васильевич (1765 - 1849) - адмирал, морской министр (1807 - 1811). С 1811 г. - главнокомандующий Молдавией, Валахией и Черноморским флотом. В 1814 г. уехал за границу.
    4В 1812 г. П.В.Чичагов командовал армией, которая должна была задержать отступившего Наполеона при реке Березине. Чичагов, однако, опоздал, благодаря чему часть французского авангарда во главе с Наполеоном успела переправиться. Неудача Чичагова вызвала негодование в обществе, и И.А.Крылов написал известную басню.
    5Головнин Василий Михайлович (1776 - 1831) - адмирал, генерал-интендант флота (1823 - 1831). В 1806 - 1807 гг. - командир шлюпа "Диана", исследовавшего северную часть Тихого океана. Именем Головина названы залив в Беринговом море и пролив на Курильских островах.
    6"Военная быль". № 101, декабрь 1969 г. С.14. Изд. общекадетского объединения. Париж.
    7Сенявин Дмитрий Николаевич (1763 - 1831) - адмирал, выдающийся флотоводец, соратник адмирала Ф.Ф.Ушакова.
    8Траверсе Жан-Франсуа (Иван Иванович, 1754 - 1830) - адмирал, морской министр (1811 - 1828). Выходец из Франции. Эмигрировал в Россию после французской революции 1789 г.
    9Воронцов Александр Романович (1741 - 1805) - граф, государственный канцлер (1802 - 1804).
    10"Военная быль"... С.14.
    11Моллер Антон Васильевич (1764 - 1848) - адмирал, впоследствии морской министр.
    12Крузенштерн Иван Федорович (1788 - 1851) - адмирал. В 1803 - 1806 гг. возглавил первую русскую кругосветную экспедицию на кораблях "Надежда" и "Нева". В 1827 - 1843 гг. - директор Морского кадетского корпуса.
    13Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779 - 1852). Участвовал в первом кругосветном плавании под командой Крузенштерна. В 1819 - 1821 гг. - начальник экспедиции в составе шлюпов "Восток" и "Мирный", открывшей Антарктиду.
    14Лазарев Михаил Петрович (1788 - 1851) - адмирал. В 1819 - 1821 гг. участвовал в экспедиции Беллинсгаузена - капитан шлюпа "Мирный". В 1822 - 1825 гг. совершил кругосветное плавание. Командовал Черноморским флотом (1832 - 1845).
    15Гейден Логин Петрович (1772 - 1850) - адмирал. Был принят на русскую службу капитан-лейтенантом в 1795 г.
    16Грейг Алексей Самуилович (1775 - 1845) - адмирал. Командовал Черноморским флотом (1816 - 1832).
    17Нахимов Павел Степанович (1802 - 1805) - адмирал. В 1822 - 1825 гг. под командой М.П.Лазарева совершил кругосветное плавание. С 1834 г. служил на Черноморском флоте. Во время Севастопольской обороны защищал южную часть города. Смертельно ранен на Малаховом кургане.
    18Корнилов Владимир Алексеевич (1806 - 1854) - вице-адмирал, герой обороны Севастополя. Убит 5 октября 1854 г. при артиллерийском обстреле города англо-французскими войсками.
    19Истомин Владимир Иванович (1809 - 1855) - адмирал. Убит 7 марта 1855 г. во время обороны Севастополя на Камчатском редуте.
    20История дипломатии. М.: ОГИЗ, 1941. Т.1. С. 403-406.
    21Невельский Геннадий Иванович (1813 - 1876) - адмирал, исследователь Дальнего Востока.

К началу XIX в. во флотах европейских морских держав сохранилось несколько основных типов военных кораблей. Линейные корабли водоизмещением 1000-2000 тонн несли от 70 до 130 орудий, которые в основном размещались на закрытых батарейных палубах (деках). В зависимости от числа палуб различали двух- и трехдечные корабли.

Команда таких крупных судов могла достигать 1000 человек. В русском флоте линейные корабли подразделялись еще на четыре ранга: 1-й ранг - 120 пушек, 2-й - 110, 3-й - 84,4-й - 74. В 5-м и 6-м рангах находились фрегаты, имевшие одну закрытую батарейную палубу и от 25 до 50 пушек.

Экипаж фрегата ограничивался 500 матросами. Американские фрегаты, из которых наиболее известен корабль «Конститьюшн», до сего времени сохранившийся в Бостоне, были крупнее и мощнее европейских.

Самые поздние из них были парусниками только наполовину - рядом с полным парусным вооружением соседствовало настоящее чудо техники XIX в. - паровая машина.

Линейный корабль «Св. Павел». 1794г.

Более мелкие трехмачтовые корветы имели одну открытую батарейную палубу с 20-30 орудиями. Обычно корветы снабжались парусным вооружением фрегата, а при малом водоизмещении их бизань-мачты несли только косые паруса. Разновидностью корветов при меньшем количестве артиллерийских орудий были шлюпы.

Фрегат «Конститьюшн» 1796г.

Их водоизмещение составляло 300-900 тонн. Двухмачтовые бриги водоизмещением 200-400 т и длиной 30- 36м, у которых все орудия (до 22) размещались на верхней палубе, использовались для посыльной и сторожевой службы. Несмотря на небольшие размеры, маневренный бриг, несший прямое парусное вооружение, мог выдержать бой с гораздо более крупными судами.

3-дечный 110-пушечный корабль первой четверти XIX в.

Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями. 1829г

Пример тому - история русского сторожевого брига «Меркурий». Находясь в разведке недалеко от входа в Босфор, 14 мая 1829 г.он вступил в бой с преследовавшими его двумя линейными турецкими кораблями, которые несли 184 пушки. Умело маневрируя под парусами и используя весла, бриг все время разворачивался к неприятелю так, чтобы турки не могли стрелять в него из многочисленных бортовых орудий.

Сам «Меркурий» мог вести прицельный огонь и нанес кораблям противника значительные повреждения рангоута и такелажа. Два гиганта вынуждены были лечь в дрейф, отказавшись от преследования маленького «Меркурия». Знаменитый бриг построили в 1820 г. на Севастопольской верфи.

Судно имело длину 29,4м, ширину с обшивкой 9,4м и небольшую осадку - всего 2,9м. Для боя на близком расстоянии на палубе стояли 18 карронад. Еще две пушки мелкого калибра при необходимости могли переноситься с кормы в носовую часть судна, выполняя роль «погонных» орудий.

Шлюп «Восток»

Погонные орудия - орудия на парусных кораблях, установленные для стрельбы прямо по носу.

Хотя шлюпы были сравнительно небольшими судами, в дальних плаваниях предпочитали использовать именно их. «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это так, что неоспоримо отверг возможность существования материка», - писал знаменитый Джеймс Кук. Но открытие Антарктиды все-таки состоялось - и во многом благодаря русским шлюпам «Восток» и «Мирный».

Шлюп «Восток» был спущен на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге (1818г.). Судно имело длину 40м, ширину - около 10м, водоизмещение - 900 т. «Восток» вооружили 28 пушками, набрав 117 человек команды. 3 июля 1819 г. шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной экспедиции, и шлюп «Мирный», которым командовал М.П. Лазарев, тогда еще лейтенант, вышли из Кронштадта и 16 января следующего года впервые достигли берегов Антарктиды.

После ремонта в австралийском Сиднее шлюпы исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем вновь взяли курс на Антарктиду. Выносливые шлюпы не подвели своих капитанов, позволив им достичь самой южной точки - 69°53" южной широты и 9219" западной долготы. 24 июля 1821 г., закончив труднейшее плавание, корабли вернулись в Кронштадт. За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Экспедиция увенчалась не только открытием нового материка - на карту были нанесены 29 неизвестных островов и выполнены сложные океанографические работы.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды

При значительных размерах и цельной линии бортов, суда первой половины XIX в. постепенно приобретают заостренную форму носа и снабжаются низкой кормовой надстройкой. Ют стали соединять с баком сплошной палубой. Усовершенствования в парусной оснастке повлекли за собой изменение носовой оконечности судна: теперь княвдигед был наклонен под меньшим углом к горизонту.

Английский 110-пушечный линейный корабль «Принц». XIX в.

Не стоит на месте и сама технология судостроения. Многие деревянные элементы конструкции судна заменяются металлическими. С 1815 года место якорных канатов занимают якорные цепи. Несколько позже вводят железные цепи для фалов нижних реев, шкотов и марселей; стоячий такелаж начинают изготавливать из проволочных тросов, а деревянные шлюп-балки заменяют железными.

Карронада

Шлюп-балки - балки у бортов судна, служащие для спуска шлюпок на воду и их подъема.

Сделала шаг вперед и судовая артиллерия - им стало появление малых крупнокалиберных карронад. Создательница карронады - шотландская судостроительная компания «Каррон» - постаралась, чтобы новое орудие при достаточно большом калибре (24-68 фунтов) оставалось короткоствольным, легким, не требовало мощного порохового заряда и было удобно в обслуживании.

Благодаря такому букету ценных качеств карронады быстро получили всеобщее признание, хотя имели меньшую дальность действия, чем прежние орудия. Ствол карронады отливали из чугуна. Сначала новые пушки ставили только на торговые суда. Однако очень скоро популярность карронад возрастает настолько, что они становятся основой вооружения любого военного корабля. Орудийными мастерами было сделано все, чтобы обеспечить точность наводки.

Наклон карронады по высоте регулировался с помощью винтового механизма. Внизу ствола находилось вертикальное кольцо, соединенное с опорой горизонтальным штырем. Сама опора перемещалась по мощной платформе на деревянных салазках. И даже платформа могла двигаться: она вращалась на штыре, соединявшем ее с набором судна.

Зб-фунтовая пушка образца 1804 г. для закрытых палуб (слева) и 8-фунтовая карронада образца 1805г. (справа)

Вместе с общей конструкцией пушек совершенствуется и система запала. В начале XIX в. появляется капсюльная трубка - близкий аналог пороховой гильзы. Горючая смесь в капсюльной трубке воспламенялась от трения или удара. В последнем случае использовали курок со специальным ударником - изобретение американца Хиддена.

Улучшением своей конструкции парусные суда тех времен во многом обязаны русской школе судостроения. Русские корабелы модернизировали рангоут и такелаж, ввели поворотные шпангоуты и новый покрой парусов, а вместо стакселей на грот-мачту поставили триселя. Интересным новшеством стали специальные корабельные гвозди системы И.А. Курочкина.

Старые гвозди имели в сечении форму параллелограмма и сходили на конус от шляпки к вершине. Такая их конструкция приводила к раскалыванию досок корпуса, скрытой течи и слабому крепежу деревянных деталей. Курочкин предложил делать гвозди квадратными и плоскими, причем более короткими. Самые длинные из них не превышали 10-35 см, а короткие - костыльковые - имели длину всего 2,5-7,5 см.

Впрочем, замечательный корабельный мастер прославился не только своей «гвоздевой» системой. Именно ему принадлежат многие новинки в области крупнотоннажного судостроения: дополнительные пушечные порты на шканцах и в кают-компании верхнего дека, косяки, предотвращающие попадание влаги за обшивку нижних портов, специальная вентиляция для удаления порохового дыма во время стрельбы и т.д. За корабль «Сильный», сошедший со стапелей в мае 1804 г. (это был первый линейный корабль Курочкина), император Александр I пожаловал мастеру великолепный бриллиантовый перстень.

Круглая корма на военном парусном корабле

Старн-тимберсы - деревянные кницы, соединяющие ахтерштевень с кильсоном.

Но наиболее впечатляющей технической новинкой, прочно обосновавшейся на русских судах, была круглая корма. О ее неоспоримых достоинствах адмирал Лазарев писал так: «Главная выгода круглой кормы - она гораздо крепче обыкновенной, ибо старнтимберсы идут, подобно шпангоутам, от самого киля и соделают оную столь же крепкую, как и самый борт. Кроме того, нет ни одной точки, с которой орудия бы не действовали, и, следовательно, никогда корма не остается без защиты, как бы корабль ни повернулся...»

Русский флот начинает вооружаться по «новой манере». Чертеж 74-пушечного линейного корабля «Святослав» был использован для строительства на архангельских верфях сразу 15 боевых единиц. Правда, иногда не обходилось без казусов. В 1812 г. отряд из восьми кораблей, построенных тем же Курочкиным, попадает в сильный шторм. Результаты были неутешительные. От жесткой боковой качки на флагманском судне «Норд Адлер» сломалась грот-стеньга. Потянув за собой обломки рангоута грот-мачты и парусное вооружение, она упала на правую сторону судна. Под ее тяжестью начали скатываться к правому борту грузы, хранившиеся в трюме. Корабль накренился и дал сильную течь. Впрочем, все закончилось благополучно: воду удалось откачать помпами.

Грозная инспекция не усмотрела в случившемся вины судостроителя: причиной аварии стал сыроватый корабельный лес, который пришлось использовать, чтобы ускорить постройку судна. Русские корабелы крепко усвоили урок. Теперь они старались «поспешать не спеша»: первый год вели заготовку и просушку леса, а затем два года строили сам корабль, как того и требовала технология.

Встреча Наполеоном III королевы Виктории на борту линейного корабля «Бретань»

Для дизайна кораблей первой четверти XIX в. - периода классицизма - были характерны очень четкие и простые линии. На смену вычурности декора пришла торжественность и монументальность. Немногие резные украшения теперь не скрывали деталей конструкции судна. Так, если корма была плоской, то это часто подчеркивал закрытый балкон, замыкавший пространство внутренних помещений. Балкон обычно имел металлическую решетку с несложным рисунком: перекрещивавшиеся круги, овалы или ромбы.

Для окон применяли мелкое «голландское» остекление. Благодаря этому даже в сильную качку не приходилось беспокоиться о сохранности стекол. На корме и боковых галереях появились элементы античного орнамента: венки, ликторские связки, копья, знамена. Орнаментом выделяли несомые и несущие части судна.

Это делало «прозрачной» конструкцию корпуса, подчеркивало его выверенные пропорции и объемы. Украшению кормы уже не уделяли много внимания - основной акцент ставился на носовой фигуре. Обычно это была скульптура античного божества, давшего название кораблю. Поллукс, Церера, Диана, Юнона, Арсис, Меркурий - не просто герои греческой мифологии, а имена прославившихся в сражениях русских военных судов.

В окраске кораблей XIX в. доминирует строгий черный цвет. Нарядность корпусу придавали белые полосы над пушечными портами. Корабли первых двух рангов имели три такие полосы, а 3-го и 4-го рангов - всего две. Если же судно не имело крытых батарей, то единственная широкая белая полоса проходила под русленями. Резьба обычно золотилась или покрывалась охрой, близкой к цвету золота. Торговые суда, дабы уберечь их от пиратов, предпочитали маскировать под военные. Для этого по бортам рисовали ложные орудийные порты (лосьпорты). Их до сих пор можно увидеть на парусниках, доживших до наших дней.

Варианты кормы английских кораблей

Руслени - площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные напротив мачт науровне верхней палубы. Служат для разноса вант.

Пушечные порты - герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.

Гакаборт - верхняя часть кормы от верхних окон до планширя.

Одним из красивейших 74-пушечных линейных кораблей, построенных в Архангельске под руководством И.А. Курочкина и В. А. Ершова, был «Азов» с водоизмещением 3000 т. Его стройный корпус длиной 54,5м и шириной 14,7м был украшен тонким резным орнаментом. Центр гакаборта занимал двуглавый орел - особенность русской стилистики. Носовая фигура высотой около 3,5м изображала воина в золоченых доспехах и шлеме. Вооружение корабля составляли четыре тяжелых 40-фунтовых и семьдесят 24- и 36-фунтовых орудия. 36-фунтовые пушки размещались на нижней палубе - гондеке, а более легкие 24-фунтовые орудия, в том числе карронады, были установлены на верхней палубе, шканцах и баке.

В октябре 1827г., во время очередной русско-турецкой войны, союзная эскадра Франции, Англии и России отправляется из Кронштадта к вражеским берегам. Корабли эскадры вошли в Наваринскую бухту, где стоял турецко-египетский флот. Русские корабли взяли на себя основную тяжесть боя, окончившегося уничтожением турецкой флотилии. Флагман русской эскадры «Азов» под командованием М.П. Лазарева сумел в одиночку потопить пять вражеских кораблей. Экипажу «Азова» (около 600 матросов) удалось зажечь и взорвать два турецких фрегата, один корвет, 80-пушечный линейный корабль и флагманский фрегат тунисского адмирала Тахир-Паши. За этот подвиг «Азову» впервые в русской морской истории было присвоено высшее боевое отличие - кормовой Георгиевский флаг.

74-пушечный линейный корабль «Азов»

И все-таки, несмотря на изрядное искусство мастеров-судостроителей, русский флот постепенно приходил в упадок. Вероятно, в этом была виновата политика Александра I, отпускавшего слишком малые суммы из бюджета на строительство новых судов и ремонт обветшавших. Как бы то ни было, по состоянию на 1825 год в составе Балтийского флота числилось всего 15 линейных кораблей и 12 фрегатов, да и те нуждались в значительном ремонте. Более или менее боеготовыми были лишь пять кораблей и 10 фрегатов. Прошло каких-то сто лет, а от величия легендарного петровского флота не осталось практически ничего.

Суда, построенные в XVII в., обычно снабжались тремя мачтами, дополненными марселями. Также на двух из них устанавливались брамсели, а бизань-мачту украшал дополнительный элемент, именуемый латинская бизань. Непосредственно под бушпритом находился блинд - прямой парус. Входят в обиход и дополнительные паруса: ундер-лисели и лисели.

Ост-индские суда

В XVII в. по заказу крупных торговых компаний был разработан проект нового судна, основной функцией которого являлась перевозка разнообразных грузов с Востока. Самой известной в этой области торговой фирмой являлась Ост-Индская компания, поэтому такие корабли часто еще называли ост-индскими. Их грузоподъемность равнялась приблизительно 600 т. На корабле возвышались три главные мачты, а на конце бушприта устанавливалась дополнительная небольшая мачта - блинда-стеньга, несущая прямой парус.


Ост-индское торговое судно

Чтобы более целесообразно использовать внутреннюю часть судна, ее делили палубами, количество которых зависело от его размеров. К составным частям мачты относили нижнюю мачту, стеньгу, а также брам-стеньгу. С боковых сторон мачты и стеньги удерживались вантами, которые надежно прикреплялись к корпусу и набивались специальными талями. В вертикальном направлении устойчивость мачт обеспечивали штаги. На бушприте и мачтах закрепляли прямые паруса, в нижней части бизань-мачты развевался латинский парус, а в верхней - прямой.

Военные корабли XVII столетия

В XVII в. военные флотилии преимущественно состоят из линейных кораблей. Этот термин возник после изобретения новой стратегии морского сражения. Во время битвы корабли старались выстроиться таким образом, чтобы во время артиллерийского залпа развернуться к противнику боком, а во время ответного залпа - кормой.


Испанский трехпалубный линейный корабль "Сантисима Тринидад"

Спустя небольшой отрезок времени в Англии начинается строительство меньших, чем линейные суда, фрегатов, однако в то же время с усовершенствованием техники кораблестроения они были способны нести около 60 орудий. Еще более «миниатюрными» были корветы, на которых устанавливалось всего лишь 20-30 орудий, двухмачтовые бригантины, вооруженные 10-20 орудиями, маленькие одномачтовые тендеры, также способные дать отпор врагу и снабженные кливером, гафельным и прямым парусами.

Тенденции кораблестроения в XVIII в.

В конце XVIII ст. просторы Средиземного моря бороздил корабль абсолютно нового типа, называемый бомбарда, который был снабжен двумя мачтами: задней и передней. Первая представляла собой бизань-мачту, несущую косые паруса, а последняя - грот-мачту, снабженную прямыми парусами. В этом же веке появились специфические суда, большей частью предназначенные для каперства: двухмачтовые шебеки с латинскими парусами, выделявшиеся своим острым корпусом, и фелюки - корабли с двумя мачтами, снабженные веслами и латинскими парусами.

Во второй половине XVIII в. значительно увеличивается прочность корабельного корпуса по причине увеличения количества шпангоутов. Почти каждый второй из них отличается удвоенной толщиной, при этом корма судна по-прежнему остается транцевой.


USS Constitution («Конститьюшн»)

В начале XIX ст. практически все флотилии, принадлежавшие европейским державам, комплектовались однотипными судами. США вышло на мировую морскую арену со своими мощными судами, наиболее известным из которых был «Конститьюшн», до сих пор стоящий в порту Бостона. В этот период на кораблях начинают впервые появляться . Их первые образцы занимали много места, отличались низким КПД, потребляли много угля. При этом суда несли и полный комплект парусного снаряжения на случай, если вдруг кончатся запасы угля.

29.04.2015 24 174 0 Jadaha

Наука и техника

Считается, что как класс военных судов линейные корабли появились только в XVII веке, когда сформировалась новая тактика морских сражений.

Эскадры выстраивались друг против друга и начинали артиллерийскую дуэль, финал которой определял и исход битвы.

Однако если подразумевать под линейными крупные боевые суда с мощным вооружением, то история таких кораблей уходит вглубь тысячелетий.


В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нем помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.

Самым распространенным типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами весел. Однако в 256 году до н. э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами весел). Римляне еще неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» - устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.

По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжелых метательных устройств.

Длина - 45 метров

Ширина - 6 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - около 250 человек

Вооружение - абордажный «ворон»


Распространено мнение, что защищенные броней суда появились во второй половине XIX века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея...

Речь идет о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).

Первые упоминания об этих кораблях относятся еще к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.

Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота - секибунэ - имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищенными броней кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.

В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными веслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Длина - 30-36 метров

Ширина - 9-12 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - 130 человек

Количество орудий - 24-40


Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.

Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на веслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.

Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.

Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.

Венецианские верфи были государственным предприятием, окруженным 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.

Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Длина - 40 метров

Ширина - 5 метров

Двигатель - парус, весла

Скорость - б узлов

Грузоподъемность - 140 тонн

Экипаж - 150 гребцов


Самый крупный парусный линейный корабль XVIII века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).

Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи - из мексиканской сосны.

В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырехдечный корабль.

14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.

Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».

Длина - 63 метра

Водоизмещение - 1900 тонн

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 144


Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.

Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учетом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли еще два аналогичных корабля - «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.

Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.

В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.

На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.

В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Длина - 64,4 метра

Ширина - 12,1 метра

Скорость - до 12 узлов (22 км/ч)

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 130


Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 гг.), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Петр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.

Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.

К началу XX века кораблестроение ушло далеко вперед, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.

В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.

В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Длина - 103,5 метра

Ширина - 19,2 метра

Скорость - 14,36 узла

Мощность - 8296 л. с.

Экипаж - 440 человек

Вооружение - четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек


Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, -именно на них был реализован принцип «аll-big-gun» («только большие пушки»).

Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841 -1920 гг.). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже.

Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.

К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».

Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.

В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Длина - 160,74 метра

Ширина - 25,01 метра

Скорость - 21,6 узла

Мощность - 23 000 л. с. (расчетная) - 26350 (на полном ходу)

Экипаж - 692 человека (1905 г.), 810 человек (1916 г.)

Вооружение - десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек


Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).

Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина - 14 февраля 1939 года - в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.

Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.

Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».

На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалетов.

Длина - 251 метр

Ширина - 36 метров

Высота - 15 метров (от киля до верхней палубы)



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...