Кто такие патроны в древнем риме. Значение слова патрон
PATRÓ NUS (ПАТРО́ Н). Акт манумиссии (освобождения раба) создавал новые отношения между освободившим хозяином (manumissor) и освобожденным рабом, аналогичные отношениям отца и сына. Манумиссор становился патроном (patronus) освобожденного лица, а освобожденное лицо становилось вольноотпущенником (libertus) манумиссора. Слово « патрон» (от pater, отец) указывает на природу этих отношений. Если манумиссором была женщина, то она становилась патроной (patrona), и использование этого слова вместо « матроны» (matrona), видимо, объясняется характером прав патрона. Если рассматривать отношения патрона и вольноотпущенника в контексте раннего Рима, то их следует считать частью древней клиентелы, но по меньшей мере со времен Двенадцати таблиц, содержавших общие законодательные положения относительно прав патрона, отношения вольноотпущенника с патроном можно считать одинаковыми как для патрицианского, так и для плебейского манумиссора.
Вольноотпущенник принимал родовое имя манумиссора. Тирон, вольноотпущенник Цицерона, звался Марк Туллий Тирон.
Вольноотпущенник должен был оказывать своему патрону уважение и воздавать ему благодарность, и в древние времена патрон мог в упрощенном порядке наказать его за пренебрежение этими обязанностями. Это обязательство распространялось на детей вольноотпущенника, а долг следовало выполнять и в отношении детей патрона. В более позднее время патрон имел право выслать неблагодарного вольноотпущенника на определенное расстояние от Рима, согласно закону, принятому, вероятно, в правление Августа (Tacit. Ann . XIII. 26; Dion Cass. LV. 13). В правление Нерона предлагалось принять постановление сената, дающее патрону право обращать своего вольноотпущенника в рабство, если тот ведет себя недолжным образом по отношению к патрону. Данная мера не была принята, но последующие императоры предоставили патрону это право. Закон Элия- Сентия давал патрону право по суду преследовать вольноотпущенника за неблагодарность (ut ingratum accusare , Dig. 40. tit. 9. s. 30). Неблагодарный (ingratus) назывался также Libertus Impius (нечестивый вольноотпущенник), то есть, лишенный Pietas (благочестия).
Если вольноотпущенник привлекал патрона к суду (in jus vocavit ), то и сам подлежал специальному судебному иску (Gaius, IV. 46); по общему правилу, он не мог выдвинуть против патрона уголовное обвинение. Вольноотпущенник обязан был в случае необходимости поддерживать своего патрона и его детей и брать на себя управление его имуществом и опеку над его детьми; в случае отказа его признавали неблагодарным (ingratus, Dig. 37. tit. 14. s. 19).
Если раб являлся собственностью нескольких хозяев, был освобожден ими всеми и стал римским гражданином, то все они являлись его патронами.
Манумиссор мог обеспечить себе дальнейшие права в отношении вольноотпущенника путем стипуляции (stipulatio) или взятия с него клятвы. Предметами таких соглашений были подарки (dona et munera ) и услуги (operae ) вольноотпущенника патрону. Клятва имела силу только в том случае, если человек являлся вольноотпущенником в момент ее принесения. Если он принес клятву, будучи рабом, то должен был повторить, став вольноотпущенником; по-видимому, это и означают слова Цицерона о его вольноотпущеннике Хризогоне (ad Att . VII. 2; ср. Dig. 38. tit. 1. s. 7). Эти услуги были двух родов: услуги, относящиеся к обязанностям (Officiales), состояли в почтительности и привязанности; услуги, относящиеся к ремеслу (Fabriles), объясняются самим названием. Officiales заканчивались со смертью патрона, если соглашением не было установлено иное, но fabriles, имеющие денежный характер или денежную стоимость, подобно любой собственности, переходили к наследникам патрона. Когда патрон требовал от своего вольноотпущенника услуг, то это называлось « назначать или предписывать работы» (« ei operas indicere or imponere» ; Gaius, IV. 162; Dig. 38. tit. 2. s. 29).
Патрон не мог потребовать позорных (turpes ) или опасных для жизни услуг, таких, как проституция или бои в амфитеатре; но если вольноотпущенник владел каким-то ремеслом или профессией (artificium ), даже если освоил их после своего освобождения, то его патрон имел право на услуги в этой области.
Закон Юлия и Папия- Поппея освободил вольноотпущенников (за исключением тех, кто играл на сцене (ars ludicra) или нанимался сражаться с дикими зверями) от всех обязательств, таких, как подарки и услуги, если они имели двух детей, состоящих в отцовской власти, или одного ребенка пяти лет (Dig. 38. tit. 1. De Operis Libertorum , s. 37).
Если в завещании свобода предоставлялась непосредственно, то манумиссором считался завещатель, а его права патрона, следовательно, принадлежали его детям; если свобода предоставлялась опосредованно, то есть, путем фидеикомисса, то патроном считался человек, совершивший акт манумиссии. В тех случаях, когда раб получал свободу в соответствии с силанианским постановлением сената, претор мог назначить ему патрона, а если это не было сделано, то патроном считался тот, кто был последним хозяином данного раба (Dig. 38. tit. 16. s. 3).
Права патрона были несколько ограничены в том случае, если акт манумиссии был не вполне добровольным действием манумиссора. Например, человек, освободивший раба в соответствии с фидеикомиссом (Manumissor per fideicommissum), имел все права патрона, за исключением права привлекать вольноотпущенника к суду за неблагодарность, получать от него материальную помощь и оговаривать подарки и услуги (munera и operae); однако его права на собственность вольноотпущенника были такими же, как у любого другого манумиссора (Frag. Vat. § 225; Dig. 38. tit. 2. s. 29). Если раб давал деньги другому человеку, чтобы тот мог купить и освободить его, то манумиссор не имел прав патрона; он терял даже имя патрона, если отказывался выполнить тот акт, за который получил деньги, а раб принуждал его к выполнению соглашения, что мог сделать в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 1. s. 4, 5). Если хозяин освобождал раба за определенную сумму денег, то сохранял все права патрона, но не мог оговаривать услуги. Человек, при покупке раба согласившийся освободить его, имел все права патрона, кроме права привлекать его к суду с.879 за неблагодарность, в случае, если раб вынуждал его предоставить себе свободу в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 9. s. 30).
При необходимости патрон обязан был оказывать поддержку своему вольноотпущеннику; в противном случае он терял права патрона, так же, как и в случае, если выдвигал против него уголовное обвинение. Закон Элия- Сентия в числе прочих статей содержал несколько условий, связанных с правами и обязанностями патрона.
Умаление прав (capitis diminutio) патрона или вольноотпущенника разрывало связь между ними (см. Tacit. Hist . II. 92, где « jura libertorum» означает « jura patronorum» (права патронов) или « jura in libertos» (права в отношении вольноотпущенников)). Связь разрывалась, если вольноотпущенник получал звание свободного гражданина (Ingenuitas) благодаря постановлению императора о возобновлении рода (Natalium Restitutio), - но не тогда, когда он просто получал право золотого кольца (jus aureorum annulorum) .
Самое важное из прав патрона касалось имущества вольноотпущенников, умерших без завещания или составивших завещание.
Этот вопрос, применительно к периоду до Юстиниана, можно разделить на две следующих рубрики: 1) обычные предписания закона; 2) чрезвычайные. Первые включали предписания старого гражданского права и эдикт о вступлении в наследство (Bonorum Possessio), а вторые - вступление в наследство вопреки завещанию вольноотпущенника (Bonorum Possessio contra tabulas liberti) и вопреки « своим наследникам» , не являющимся родными (contra suos non naturales), вступление в наследство вопреки завещанию вольноотпущенницы (Bonorum Possessio contra tabulas libertae) и право на соответствующую долю (virilis pars), предоставленное законом Папия- Поппея.
По закону XII таблиц, если вольноотпущенник умирал без завещания и без « своих наследников» , то его наследником являлся патрон. На это смотрели как на право агнации. Законная опека патронов (Legitima patronorum tutela) прямо не упоминалась в XII таблицах, но была законным следствием правила о наследовании (Ulp. Frag . XI. 3). Если без завещания умирала вольноотпущенница, которая не могла иметь « своего наследника» , то наследником становился патрон. Орфитианское постановление сената, принятое после того, как были написаны « Институции» (III. 51), в предпоследний год правления М. Аврелия, внесло некоторые изменения в этот порядок. Фрагмент Ульпиана (Frag . XXIX. 2), написанный, когда это постановление имело силу, гласит, что если вольноотпущенница умирает без завещания, то патрон наследует ее имущество, так как мать не может иметь « своих наследников» , однако сам Ульпиан (lib. 12, ad Sabinum ; Dig. 38. tit. 17. s. 1) говорит, что согласно орфитианскому постановлению сената, дети могли наследовать матери независимо от того, была ли она свободнорожденной (Ingenua) или вольноотпущенницей (Libertina). Это кажущееся противоречие устраняется предположением, что данное постановление сената давало детям равные права с патроном в таких случаях.
Эти права принадлежали как патрону, так и патроне, а также детям патрона (Ulp. Frag . XXVII). Сыновья патрона имели те же права, что и сам патрон, но дочери - только те права, которые были предоставлены сыновьям законами XII таблиц; у дочерей не было права наследовать вольноотпущеннику вопреки его завещанию или, при отсутствии завещания, вопреки « своим наследникам» вольноотпущенника, не являющимся родными (Bonorum Possessio contra tabulas testamenti liberti aut ab intestato contra suos heredes non naturales), пока эти права не были предоставлены им законом Папия- Поппея (Ulp. Frag . XXIX. 4, 5). Трудность, вызванная фрагментом законодательства Юстиниана о правах патрона, рассмотрена Унтерхольцнером (Zeitschrift , V. p. 37). Представляется, что законы XII таблиц не давали детям патроны таких же прав, как детям патрона, но закон Папия- Поппея, вероятно, произвел некоторые изменения в этом вопросе (Zeitschrift , V. p. 43, &c.).
Эти права патрона могли существовать только в том случае, если вольноотпущенник был освобожден римским гражданином и стал римским гражданином в результате манумиссии. Соответственно, если человек получал гражданство, ему отдельно должно было предоставляться право патрона (ius patronatus), чтобы он обладал правами патрона в отношении своих вольноотпущенников, которые одновременно должны были стать римскими гражданами (Plin. Ep . X. 6). Как уже отмечалось, умаление гражданских прав (capitis diminutio) патрона или вольноотпущенника аннулировало права патрона на наследство (Gaius, III. 51).
Если у одного вольноотпущенника было несколько патронов или патрон, то они делили наследство поровну, хотя в то время, когда этот вольноотпущенник был рабом, их доли во владении им могли быть не равны. Эти права патрона напоминают совместное владение в английском праве, ибо тот или те патроны, которые пережили других, имели все права патрона, а дети умершего патрона исключались. Если все патроны умерли, оставив нескольких детей, то наследство вольноотпущенника разделялось поровну между всеми детьми (in capita ), в соответствии с законом о наследовании в случае агнации (Gaius, III. 16, 59, &c.).
Постановление сената, принятое в правление Клавдия, позволило патрону передавать свои права на наследство вольноотпущенника любому из детей, находящихся в его власти, и исключать остальных детей (Dig. 38. tit. 4).
Эдикт расширил права патронов на наследство (Bonorum Possessio). Согласно гражданскому праву, права патронов были основаны на предполагаемой агнации; согласно эдикту, они были основаны на предполагаемой когнации. Эдикт призывал к наследованию после вольноотпущенников: 1) их детей; 2) их законных наследников (heredes legitimi); 3) их когнатов, которые, конечно, должны быть потомками; 4) семью (familia) патрона; 5) патрона и патрону, их детей и родителей, что было предусмотрено на тот случай, если патрон или патрона подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio) и поэтому не могли быть призваны в четвертой очереди; 6) мужа или жену вольноотпущенницы или вольноотпущенника; 7) когнатов манумиссора.
Первоначально вольноотпущенник, составляя завещание, мог обойти (praeterire ) патрона. Но согласно эдикту, если вольноотпущенник не оставил патрону не менее половины своего имущества, то патрон или его сын мог вопреки завещанию унаследовать (bonorum possessio contra tabulas) половину имущества. Если вольноотпущенник умирал без завещания, не оставив « своих наследников» , кроме приемного ребенка, жены под рукой (in manu) или невестки под рукой сына, то патрон имел право на половину наследства вопреки этим « своим наследникам» . Но если вольноотпущенник имел родных детей (naturales ), подвластных ему в момент смерти, или эманципированных, или отданных в усыновление, и если эти дети были назначены наследниками в его завещании или обойдены в завещании (praeteriti) и притязали на наследование вопреки завещанию (Bonorum possessio contra tabulas), то патрон не мог претендовать на имущество вольноотпущенника. Патрон не исключался из наследования, если дети вольноотпущенника были лишены наследства (Gaius, III. 40; Dion Cass. LI. 15 и примечание Реймара).
По закону Папия- Поппея, если вольноотпущенник владел имуществом в сто тысяч сестерциев и имел меньше трех детей, то патрон получал с.880 равную долю (virilis pars ) с детьми, независимо от того, оставил ли вольноотпущенник завещание; и свободнорожденная патрона, имеющая трех детей, пользовалась такой же привилегией. До закона Папия патроны имели только те права, которые были предоставлены им XII таблицами, но этот закон поставил свободнорожденную патрону, имеющую двух детей, и патрону-вольноотпущенницу, имеющую трех детей, в то же положение по отношению к приемному сыну, жене под рукой или невестке под рукой сына, какое по эдикту занимал патрон. В такое же положение этот закон поставил и дочерей патрона, имеющих трех детей. Также этот закон предоставил свободнорожденной патроне (но не вольноотпущеннице), имеющей трех детей, те же права, что и патрону.
Согласно прежнему закону, вольноотпущенница находилась под законной опекой своего патрона и поэтому не могла распоряжаться своим имуществом без его согласия (patrono auctore ). Закон Папия освободил от этой опеки вольноотпущенницу, имеющую четверых детей, так что она могла составить завещание без согласия патрона, но закон требовал, чтобы патрон получил равную долю с ее оставшимися в живых детьми.
Если вольноотпущенница умирала, не оставив завещания, то закон Папия давал патроне, имеющей детей (liberis honoratae ), столько же прав, сколько она имела и раньше; таким образом, если ни патрона, ни вольноотпущенница не подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio), то патрона, даже не имеющая детей, наследовала, а дети вольноотпущенницы исключались из наследования. Если вольноотпущенница оставляла завещание, то закон Папия давал патроне, имеющей требуемое законом число детей, те же права, какими по эдикту обладал патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti). Этот же закон давал дочери патроны, имеющей одного ребенка, те же права, какие имел патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti; Gaius, III. 53; текст, который Унтерхольцнер на очень недостаточных основаниях предлагает исправить, Zeitschrift , V. p. 45).
Положения закона о наследовании патроном имущества вольноотпущеников-латинов отличались от вышеописанных в различных аспектах. Это имущество рассматривалось как пекулий и имело особенности этого вида собственности. Оно переходило к « чужим наследникам» манумиссора, но не к его детям, лишенным наследства; и в этом состояло его отличие от имущества вольноотпущенника - римского гражданина. Если имелось несколько патронов, то имущество переходило к ним в долях, пропорциональных их долям во владении бывшим рабом, и это соответствовало принципу, согласно которому доля умершего патрона должна была перейти к его наследнику. Ларгианское постановление сената, принятое в правление Клавдия, установило, что имущество латинов должно сначала переходить к тем, кто их освободил, затем к их потомкам (liberi), прямо не лишенным наследства, в соответствии с близостью родства, а затем, согласно прежнему закону, к наследникам манумиссора. Единственный результат этого постановления заключался в том, что оно поставило потомков (liberi), прямо не лишенных наследства, выше « чужих наследников» (extranei heredes). В соответствии с этим, эманципированный и обойденный в завещании сын патрона, который не мог притязать на наследование (Bonorum possessio) отцовского имущества вопреки его завещанию (contra tabulas testamenti), мог притязать на имущество латина прежде « чужих наследников» (extranei heredes).
Относительно дедитициев по закону Элия- Сентия существовало два правила. Имущество тех, кто в результате манумиссии стал бы римским гражданином, если бы не препятствия к этому, переходило к их патронам так, как будто они были римскими гражданами, однако они не имели права на завещание (testamenti factio). Имущество тех, кто в результате манумиссии стал бы латином, если бы не препятствия к этому, переходило к их патронам так, как будто они были латинами; в связи с этим Гай замечает, что в данном вопросе законодатель не очень ясно выразил свои намерения. Он уже делал подобное замечание относительно одного положения закона Папия (III. 47).
О других значениях слова « патрон» см. и ORATOR .
Вопрос о патронате имеет важное значение для правильного понимания многих аспектов римского общественного строя. Этот несовершенный набросок может быть дополнен ссылкой на следующие источники: Gaius, III. 39- 76; Ulp. Frag . tit. XXVII, XXIX; Dig. 37. tit. 14, 15; 38. tit. 1, 2, 3, &c.; указатель к Paulus, Sent . Recept .; о законодательстве Юстиниана Inst. 3. tit. 8, &c.; Unterholzner, Ueber das patronatische Erbrecht , Zeitschrift , V., и статья , со ссылками в Rein, Das Röm . Privatrecht , p. 285, и у Walter, Geschichte des Röm . Rechts , pp. 507- 516 и 684- 689.
в римском праве лицо, оказывавшее покровительство и защиту неполноправным членам римского гражданского и политического общества, а именно клиентам (см.) и вольноотпущенникам (см.). Для первых патронами были патриции, с которыми клиенты вступили в зависимые отношения, и их наследники. Для вторых патроном считалось лицо, совершившее акт манумиссии (см), преемниками же его - нисходящие агнатические родственники, независимо от того, являлись ли они наследниками первого П. Лишенные наследства агнаты не имели права на некоторые повинности вольноотпущенного, именно на его услуги и на наследственную обязательную долю. При capitis deminitio minima (см.) П. терял свои права над вольноотпущенным, причем в древнее время вольноотпущенный становился совершенно свободным; по позднейшему праву П. становились и в этом случае нисходящие агнаты. При capitis deminutio maxima П. мог указать в качестве преемника своих прав одного или нескольких из нисходящих агнатов. За неисполнение своих обязанностей по отношению к вольноотпущенному (например, если он отказывал ему в случае нужды в алиментах) или за злоупотребление своими правами (например, если патрон отдавал в наймы услуги вольноотпущенного, которыми мог пользоваться только лично сам; брал с него присягу в том, что он не женится; выговаривал себе денежные выдачи; вчинял уголовный иск) П. совершенно лишался своих прав над клиентом.
"Патрон, термин римского права" в книгах
§ 4. Особенности римского права.
Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.§ 4. Особенности римского права. Во II веке до Р.Х. Рим покорил Грецию, адаптировал греческую культуру и привнес свое – любовь к регламенту. Порядок прежде всего. Обязанность индивида – служить государству, а высшая добродетель – повиноваться его законам. Государство альфа
Возвращение римского права
Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.Возвращение римского права Большой скачок вперед в XII веке сопровождался возрождением римского права.Еще в 1040 году Ансельм Люкка возродил академический интерес к коду Юстиниана, так что к концу следующего века римское право формировало основу курса права в университете
Система римского права
автораСистема римского права С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщественный характер священных законов - в центре правовой системы
§ 21. Кодификация римского права
Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич§ 21. Кодификация римского права Начало систематизации права Многообразие источников, на которых основывалось римское право в период империи, создавало немалые трудности для правоприменения. Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенное прежде
Рецепция римского права
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестенРецепция римского права РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА - заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV–XVI вв. Р.р.п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других - значительно повлияло на
Рецепция римского права
Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ2. Роль римского права в истории права и правовых учениях
автора Исайчева Елена Андреевна2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему
3. Периодизация римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна3. Периодизация римского права Периодизация римского права - выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.1. VIII–III в. до н. э. - период
4. Рецепция римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна4. Рецепция римского права Рецепция римского права - один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.Рецепция (от receptio - «принятие») - восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того
5. Система римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна5. Система римского права Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.Древнейшее право fas носило религиозный характер - jus sacrum. Познание и толкование его
13. Кодификация римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права - к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия
30. Развитие римского права
Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна30. Развитие римского права Начало светской римской юриспруденции по традиции связано с именами Гнея Флавия, который похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул, и Тиберия Корункания, жившего во второй половине III в. до н. э. Классиками римской
1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права
автора Автор неизвестен1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции
2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции
Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские
5. Кодификация римского права
Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право
Патрон – это слово мужского рода, единственного числа. Это слово употребляют 9057 раз на 300 миллионов слов. И не удивительно, ведь у этого слова так много значений. Одних только значений, обозначающих пули, части лампочек, ткацкие заготовки и приспособления в сверлильных станках целая куча. Так это еще не учитываются слова, которые обозначают начальников и различных покровителей. Но давайте обо всем по порядку. Как мы уже говорили, слово «патрон» имеет множество значений:
1. Соединение заряда и пули, которые заключены в гильзу. Это патрон, который применяется для того, чтобы стрелять из огнестрельного оружия. Патроны бывают боевыми и холостыми. Их заряд может состоять из бездымного пороха, патрон может быть газовым и винтовочным. В общем виды патронов – это целая наука!
2. Патрон может использоваться в токарных сверлильных станках. В них патроном является приспособление, которое укрепляет обрабатываемый предмет вращающейся части станка.
3. Часть лампочки, которая ввинчивается для присоединения ее к сети так же называется патроном.
4. Есть термин «патрон» и в швейном деле. Здесь этим словом называют образец для выкройки.
5. В смежном с шитьем деле, а именно в ткацком деле, патроном называют трафарет рисунка на ткани.
6. Кроме того, патроном называют бумажную трубочку, в которую насыпают табак для того, чтобы сделать папиросу.
Перечисленное выше – это обозначения определенных предметов, которые называются патроном. Некоторые из перечисленных значений пересекаются. Например, термин «патрон» в швейном деле и термин «патрон» в ткацком деле обозначают практически одно и то же, т.е. образец, заготовку. А патроны обозначающие пулю, часть лампочки, приспособление в сверлильных станках и трубочку для папиросы тоже имеют в своем значении что-то общее. Таким образом, мы перечислили очень много значений слова «патрон», но….. это не все значения данного слова!
Среди всего множества значений слова «патрон» можно выделить и те, которые обозначают человека. Так, в Древнем Риме патроном называли полноправного гражданина, который был покровителем и защитником своих вольноотпущеников и клиентов. В Древней Греции и Риме первичной формой адвокатуры была родственная адвокатура. Позже она развилась в патронат. Клиент избирал себе патронов из числа кровных римских граждан, т.е. патрициев. После этого он причислялся к его роду и ни он ни его патрон не могли судиться друг с другом. За это патрон оказывал всяческое покровительство своему клиенту.
Кроме того, патроном в Риме называли знатного гражданина, т.е. того, кто происходит из патрициев (принадлежащий к исконным римским родам). Часто патроном называли главу какого-то предприятия. Это обозначения часто использовалось в буржуазном обществе и имело ироничное значение. Патроном часто считался защитник, покровитель. Именно от этого значения и произошло однокоренное слово «патронаж», обозначающее помощь и содействие, а также форму помощи совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права. В католичестве это значение несколько модифицировалось и стало обозначать покровителя того человека, который носит имя этого святого или же покровителя, который защищает определенный город или общину.
Нас, конечно же, больше интересуют значения, которые обозначают человека. Мне кажется, что все эти значения объединяет то, что они называют какого-то вышестоящего человека, который руководит и защищает своих подопечных. Это значение прослеживается в слове «патрон» обозначающем начальника, в слове «патрон», обозначающем покровителя-защитника, и в слове «патрон», обозначающем святого.
В Древнем Риме патронат - это форма покровительства, приводившая неполноправных или бедных граждан к зависимости от граждан богатых и влиятельных.
Патрон - знатный гражданин (первоначально из патрициев), покровитель зависимых от него вольноотпущенников и клиентов и их защитник на суде.
С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим.
Правовой статус рабов определялся тем, что раб - не субъект права, он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со скотом или как привесок к земле.
Свобода в Древнем Риме приобреталась двумя путями: человек мог быть свободным от рождения, либо стать свободным в результате отпущения из рабства.
Вольноотпущенник (libertinus), по общему правилу, приобретал правовой статус лица, даровавшего ему свободу, и в зависимости от того, кем был его прежний собственник--перегрином, латином или римским гражданином, сам получал статус, соответствующий правовому положению перегрина, либо латана или римского гражданина.
В случае освобождения из рабства вне установленной для этого специальной процедуры, вольноотпущенник вообще не становился свободным с точки зрения jus civile. Однако его свобода обеспечивалась претором, и он, таким образом, оказывался в своеобразном состоянии фактической свободы (in libertate morari).
Объем их правоспособности был ограничен. Они не только не имели jus connubii, но и их jus commercii было значительно урезано, так как не охватывало способности к составлению завещания, в связи с чем все их имущество переходило после смерти к бывшему господину. Не случайно к latini Juniani относились слова: «vivunt ut li-beri, moriuntur ut servi» (живут как свободные, умирают как рабы). Категория latini Juniani продолжала существовать и после того, как latini veteres и latini coloniarii получили права римского гражданства, и была ликвидирована лишь Юстинианом, объявившим римскими гражданами всех вольноотпущенников, если только они были освобождены при пяти свидетелях.
Вольноотпущенники перегринов, в отличие от самих перегринов, никогда не могли стать гражданами Рима.
Кроме того, не порывались полностью отношения вольноотпущенника с его бывшим господином. Последний выступал теперь как патрон (patronus) вольноотпущенника, который был обязан почитать патрона и, в частности, не имел права обращаться к нему с обесчещивающими исками (actiones famosae), удовлетворение которых влекло ограничение правоспособности ответчика. Предъявлять к патрону иные иски вольноотпущенник мог не иначе, как с разрешения магистрата. Вольноотпущенник, не соблюдающий obseqium--почтения к патрону, рисковал потерять свободу и вновь стать рабом (revocatio in servitutem propter ingratitudinem--возвращение в рабство вследствие неблагодарности).
Вольноотпущенник, далее, обязывался оказывать патрону всякого рода услуги (орегае), если патрон в них нуждался, а патрон, испытывавший материальные затруднения, имел право на получение от вольноотпущенника содержания (ali-menta). Имущество вольноотпущенника, не оставившего завещания и не имевшего детей, переходило к патрону в порядке наследования.
Основание «особых отношений» между вольноотпущенником и патроном римские юристы усматривали в том, что патрон давал вольноотпущеннику свободу, подобно тому, как отец дает жизнь своему сыну. Вот почему патрон имел над вольноотпущенником некое подобие той власти, которой paterfami-lias обладал в отношении детей. В действительности, однако, «отцовская» власть патрона над вольноотпущенником позволяла бывшему рабовладельцу продолжать, хотя и в видоизмененной форме, эксплуатацию ранее подвластных ему людей уже после того, как они вышли из рабского состояния.
В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).
Даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному.
В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника. Например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным. Запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его патроном).
Так, патрон имел право:
- а) на почтительность либертина в отношении патрона. Это имело, например, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;
- б) на выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Обязанность либертина выполнять услуги для патрона приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступать с некоторыми ограничительными мерами;
- в) на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.
ПАТРОН (в машиностроении) - приспособление к станку для закрепления обрабатываемых деталей или инструмента. Различают механические (2-, 3-, 4-кулачковые, цанговые) - пневматические, гидравлические и электромагнитные патроны. ПАТРОН (франц. Большой энциклопедический словарь