Кто такой олаф. Другие носители, известные по имени Улоф

()
1 Чемпион мира среди любителей ()
1 Велогонка Мира ( , )

Олимпийские награды
Велоспорт-шоссе (мужчины)
Золото Сеул 1988 Групповая гонка
Серебро Москва 1980 Командная гонка
  • Чемпион Олимпийских игр 1988 года в групповой гонке на 196,8 километра
  • Чемпион мира среди любителей 1981 года в командной гонке
  • Победитель Кубка мира UCI 1992 года в индивидуальном и командном зачёте
  • Двукратный победитель Велогонки Мира ; рекордсмен Велогонки Мира по количеству выигранных этапов (38)
  • Победитель спринтерского зачёта Тур де Франс 1990 года
  • Серебряный призёр Олимпийских игр 1980 года в командной гонке на 101 километр в составе сборной ГДР
  • Бронзовый призёр чемпионата мира 1993 года среди профессионалов в индивидуальной гонке
  • Трёхкратный чемпион ГДР в шоссейной гонке (1986, 1989 - среди любителей, 1990 - среди профессионалов); двукратный чемпион ГДР в трековой гонке по очкам

Любительская карьера

Профессиональная карьера

Людвиг также занимал пост вице-президента федерации велосипедного спорта Германии и в этом качестве сыграл важную роль в организации Тура Германии.

Напишите отзыв о статье "Людвиг, Олаф"

Примечания

Ссылки

  • Людвиг Олаф - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)
  • на портале Cyclingarchives.com (англ.)

Отрывок, характеризующий Людвиг, Олаф

– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.
– Кто тут ходит за больными? – спросил он фельдшера. В это время из соседней комнаты вышел фурштадский солдат, больничный служитель, и отбивая шаг вытянулся перед Ростовым.
– Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство.
– Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака.
– Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места.
– Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине.
– Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру.
– Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки…
– Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие.
– Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.

Олаф (Olaf) — добродушный снеговик. Герой мультфильма Диснея «Холодное сердце».

История:

Маленькие принцессы — , которая могла управлять льдом и снегом, и ее младшая сестра Анна из королевства Эренделл, очень любили играть с друг другом. Любимым занятием для них было изготовление снеговика, которого они называли Олаф.

Как-то раз Эльза ранила своей магией и все пошло кувырком. С тех пор они больше не играли друг с другом и не лепили любимого снеговика. Эльза закрылась в своей комнате на долгие годы боясь причинить кому-либо вред своим даром.

Через несколько лет, когда Эльза стала королевой и о ее даре узнало королевство, она в порыве гнева наслала на Эренделл зиму. Королева убежала прочь от людей, которые назвали ее чудовищем. Тем не менее она была рада тому, что теперь свободна и совершенно одна. Тогда Эльза и создала Олафа из своих детских воспоминаний. Магия королевы была сильна, поэтому снеговик обрел разум. Мозгов у него не было, но он был просто одержим летом и знал толк в любви.

Олаф был небольшим снеговиком в три кома, с палками — руками, и двумя кульками, на которых он ходил.

Вскоре, преследуя сестру на него наткнулась Анна, со своими друзьями и его оленем Свеном. Она не сразу вспомнила снеговика, которого так часто они с сестрой строили. Но вспомнив Олафа, Анна одарила его носом морковкой. Она попросила снеговика проводить ее к сестре, что бы та вернула лето, на что Олаф ответил, что обожает лето и даже спел песню.

Олаф отвел Анну к замку Снежной королевы. Он был вне себя от радости вновь увидеть Эльзу. Его присутствие напомнило о любви и светлых моментах, который были в жизни королевы. Несмотря на это, Эльза чуть не убила Анну, которая настаивала на том, что бы вернуться с ней в Эренделл, ранив ее в сердце. Королева натравила своего снежного монстра Зефира и тот выставил компанию за дверь. Разозлив монстра, друзьям пришлось убегать и даже спрыгнуть с обрыва.

Кристофф заметил, что волосы Анны светлеют и отвел к троллям, которые воспитывали его с самого детства. Старейшина предупредил, что спасти сердце девушки может только проявление истиной любви. Когда Анна упала в обморок, друзья бросились в Эренделл, где спасти принцессу мог, как предполагалось, первый поцелуй ее жениха принца Ганса.

Олаф и его друзья

Олаф отделился от группы, а когда пришел в замок, обнаружил умирающую Анну, которую предал Ганс. Олаф разжег огонь, что бы хоть как-то согреть принцессу. Он остался рядом несмотря на то, что от тепла начал таять.

Именно снеговик был тем, кто намекнул принцессе на то, что ее любит Кристофф. Вместе с Олафом, принцесса убежала из замерзающего замка искать своего вероятного спасителя.

Мощный порыв ветра унес снеговика и как только он вернулся к Анне, обнаружил ее замерзшей, пожертвовавшей своей жизнью ради Эльзы, которую хотел убить Ганс. Это и было проявление любви, которое растопило сердце Анны, а Эльзу научило управлять своими силами.

В королевстве вновь наступило лето. Герой, что бы не растаять, получил от Эльзы свою собственную тучку и был счастлив увидеть лето.

Другие варианты имени: Олав, Улов, Улоф, Олао, Оле, Уле, Аулиф, Аули.

Имя Олаф на разных языках

Рассмотрим написание и звучание имени на китайском, японском и других языках: Китайский (как написать иероглифами): 奧拉夫 (Ào lāfū). Японский: オラフ (Orafu). Арабский: أولاف. Хинди: ओलाफ (Ōlāpha). Украинский: Олаф. Идиш: אָלאַף (ʼálʼap). Английский: Olaf (Olaf).

Происхождение имени

10. Тип. Скрытны, нерешительны, с нелегким характером. Холерики, постоянно пребывающие в состоянии кипения - только проходит один цикл, как подходит другой. Ценят только приятные стороны жизни.

11. Психика. Такие люди нуждаются в общении, хотя и сами живут богатой внутренней жизнью. Не поддаются влиянию окружающих, часто просто упрямы.

12. Воля. Преобладает над другими чертами характера, но проявляется слишком избирательно. Случается, что эти люди манкируют своими обязанностями, чтобы полностью отдаться каким-то второстепенным увлечениям.

13. Воображение. Служит им только для того, чтобы во всех красках рассказать о своих действительных или мнимых похождениях.

14. Скорость реакции. Высокая. Олаф любит противоречить, их любимое слово - «нет». На неудачи реагируют спокойно, не злятся, своей вины в том не видят, считая, что в их неудачах повинны другие.

15. Поле деятельности. Могут быть торговцами, горными инженерами, земледельцами, военными врачами, ветеринарами. Им нравится находиться в гуще жизни, профессию выбирают без особых проблем, так как с юных лет знают, чего хотят.

16. Интуиция. Граничит с предвидением, хотя эти люди больше руководствуются рассудком, чем шестым чувством.

17. Интеллект. Сильный, но несколько поверхностный. Склонны к обобщениям, решают проблему в целом, не вдаваясь в подробности. Любят выступать с речами и докладами.

18. Восприимчивость. Слишком часто употребляют слово «мое»: «моя жена», «моя машина», «мой дом»… Несколько деспотичны, считают, что все вокруг принадлежит им. Семья имеет для них огромное значение.

19. Нравственность. Ведут себя осмотрительно. Но все же эти мужчины не очень надежны… Они оппортунисты, которые приспосабливаются к обстоятельствам.

20. Здоровье. На удивление отличное. Однако им не следует забывать о печени и поэтому нельзя злоупотреблять алкоголем. Возможна аллергия к антибиотикам.

21. Сексуальность. У них неограниченные потребности, они всегда готовы вступить в любовную связь, чтобы потушить свой жар. В сексуальной жизни - всегда очень бурной и рано начинающейся - идут к цели напролом, что зачастую заканчивается неприятностями.

22. Активность. Существует огромная разница между тем, что Олаф хочет сделать и о чем рассказывает всем подряд, и тем, что делает на самом деле.

23. Общительность. Они веселые собеседники, любят вкусно поесть в кругу друзей.

24. Заключение. Эти мужчины делают все для собственного комфорта, ищут легкой и приятной жизни, к тому же слишком самоуверенны, а в общем - они очень симпатичные и милые люди.

Именины и покровители: в святцах не значится

День ангела: в святцах не значится

Совместимость имени Олаф

Несовместимость имени Олаф

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТА


«Когда Олаф конунг решил вернуться домой,
он сообщил об этом Ярицлейву конунгу и его
жене Ингигерд. Они стали его отговаривать и
говорили, что у них в стране он может получить
владения, подобающие ему. Они просили его
не ехать навстречу врагам с таким небольшим
войском. Тогда Олаф конунг рассказал им о
своем сне и сказал, что, как он думает, то было
знаменье божье. Увидев, что конунг твердо решил
ехать, они предложили ему воспользоваться их
помощью и взять в дорогу все, что ему нужно...»

(Сага об Олаве Святом)

Леном он пятнадцать,
Олаф, полных правил
Зим, да принял, рьяный,
Смерть в стране норвежской.
Вождь какой превыше
Конунга - он кончил
Рано жизнь - в сей горний
Край допреж рождался?

(Сигват скальд)



ПОСЛЕДНИЙ СВЯТОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ
Строительство крепости в глуши земли Саво в конце XVв. поддерживала светская власть в лице регента Швеции Стена Стуре (старшего) и церковь в лице епископа Конрада Битца. Она получила название Олафсборг (Олавинлинна) в честь одного из наиболее почитаемых тогда святых – короля-мученика Олафа, покровителя и крестителя Норвегии (Олаф II Харальдссон, 995 - 29.VII.1030).

Обычно его называют католическим святым . Это не совсем верно. Прославление Олафа произошло 3 августа 1031г, то есть до Великой схизмы 1054г. Случилось это так: через год после смерти конунга его останки решили перенести. Когда открыли захоронение, оказалось, что тело осталось нетленным. Он был возведен местным епископом в святые и стал последним общим святым для Западной и Восточной церквей.

Канонизация его Римским папой Александром III состоялась в 1164г., после чего он стал почитаться вечным небесным покровителем Норвегии – perpetuus rex Norvegiae.
В православии он почитается, как Св.благоверный Олаф Норвежский.

Согласно канону, на иконах «подобает изображать Св.Олафа рыжим, дабы видно был, что сей благоверный король происходит из варягов» .Он изображается в короне, в правой руке держит боевой топор или секиру, которой было поражено его колено. В левой руке – королевские регалии (скипетр или яблоко-держава), либо ампуллу - сосуд, наполненный ладаном. Ногами он попирает дракона с человеческим лицом, который символизирует язычество.

Иногда вместо топора в руке святого изображается копье, реже - меч, которыми ему были нанесены раны, а вместо дракона - змея или демон в ином обличье.

Расшифровать иконографию Св.Олафа порою непросто. Самое необычное, когда попираемый им дракон имеет лицо самого Олафа. Возможно, это символизирует языческое прошлое святого, либо демона в его обличье, который совершил поступки, порочащие конунга, и которого святой победил ценою пролитой своей крови.


Судьба Св.Олафа, как и крепости, названной его именем, тесно связана с русской историей. Он был другом князя Ярослава Мудрого. Очень теплые чувства и взаимная привязанность связывали его с супругой князя – Ингигерд (Ириной). В Северной Руси имя Св.Олафа было очень почитаемо, но память о нем постепенно ослабела. В Новгороде уже в конце XI в. стояла церковь Св.Олафа, построенная для готландских купцов. Храмы в его честь воздвигались в Старой Ладоге и даже в Константинополе.
О жизни Св.Олафа и его пребывании на русской земле хочется рассказать подробнее.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ КОНУНГА ОЛАФА
«Олаф сын Харальда из Гренланда рос у своей матери Асты в доме своего отчима Сигурда Свиньи. У Асты служил тогда Храни Путешественник. Он воспитывал Олафа сына Харальда. Олаф рано возмужал. Он был хорош собой, среднего роста. С детства он был умен и красноречив» . Так начинается Сага об Олаве Святом , входящая в «Круг земной» - свод car о норвежских конунгах с древнейших времен до 1177г.

Олаф Харальдссон – праправнук основателя династии норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого. Он родился в 995 г., в тот год, когда его отец, Харальд Гренландец, конунг в Вестфольде, был сожжен шведской королевой Сигрид Гордой. Мать Олафавскоре после гибели Харальда вышла замуж за его троюродного брата, Сигурда Свинью, конунга в Хрингарики.

«Олаф сын Харальда был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олаф владел очень многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьём, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олафом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению».

Уже в 12 лет Олаф отправляется в поход с викингами. Он пробыл в походах 8 лет, побывал на службе у короля Англии Этельреда II Неразумного и герцога Нормандии Ричарда I IДоброго, проявив себя как смелый воин и талантливый предводитель. Крещение Олаф принял, скорее всего, в 1013г. в Руане.
После этого он вернулся в Англию, где нес оборону страны и обходил ее побережье на боевых кораблях. Вскоре Этельред умер, и датский король Кнут, по прозванию Могучий, женился на его вдове Эмме.

Ссора с новым королем заставила Олафа покинуть его двор. Он намеревался предпринять поход в Святую Землю. «И когда Олаф конунг стоял в Карлсаре (Кадикс) и ждал попутного ветра, чтобы плыть в Нёрвасунд (Гибралтарский пролив), а оттуда в Йор-салахейм (Иерусалим), ему приснился замечательный сон, будто подошел к нему статный и видный, но внушающий ужас муж и заговорил с ним. Он просил Олафа отказаться от своего намерения плыть в дальние страны: «Возвратись в свою отчину, потому что навеки будешь конунгом Норвегии» .
Сей муж был предшественник Олафа, король Олаф I Трюггвасон (963-1000). Наш герой понял этот сон так, что он будет править страной и своими соотечественниками долгие времена.

Вернувшись на родину ок.1015г., Олаф Харальдссон приступил к воплощению своей заветной идеи – объединению разрозненных частей страны в единое целое – Норвегию. В короткий срок большая часть страны признала его власть.

В 1024г. на тинге в Мостере, после 9-ти лет миссионерских трудов конунга Олафа христианство объявляется единственной дозволенной религией. Норвегия становится христианской страной. Во имя этой цели он действовал жестко, отнимая власть и лишая имущества непокорных бондов. Но никогда не мстил за себя лично. Так, например, отняв власть у пяти местных властителей, замышлявших убить его, он долго держал при себе одного из них, оказывая подобающий почет, и только после того, как тот трижды покушался убить Олафа, его отправили под охрану в другое место, где он жил на полном обеспечении.

Были искоренены воровство, коррупция и разбой: «Раньше в Норвегии было заведено, что сыновья лендрманнов и бондов отправлялись добывать себе добро на боевых кораблях и грабили как в других странах, так и внутри страны. Олаф установил мир в своей стране и запретил грабежи. Те, кто нарушал этот порядок, подвергались наказанию. Конунг приказывал убивать виновных или калечить их, и здесь уже не помогали ни просьбы, ни выкупы».

Как не знать, что сотням
Викингов великий
Вождь велел затылки
Сечь мечом точеным.
Счастлив в битвах, Олав
Вождь умножил славу.
Магнусов для многих
Был грозен воспитатель.

К тому же Олафу неизменно сопутствовала удача. Однажды он поспорил с королем Швеции (тоже Олафом, именуемым Шётконунг) по поводу пограничного района. Согласились решить спор жребием, бросив кости. «Конунг шведов выбросил две, шестерки и сказал, что Олафу конунгу уже незачем бросать. Тот ответил, встряхивая кости в руках:
- На костях есть еще две шестерки, и моему Господу Богу ничего не стоит сделать так, чтобы я их выбросил.
Он метнул кости и выбросил две шестерки. Тогда метнул кости конунг шведов и снова выбросил две шестерки. Тут снова бросил кости Олаф конунг Норвегии, и на одной из костяшек было шесть, а другая раскололась, и на ней оказалось семь, и он выиграл».
Конунги тогда расстались с миром.

ОЛАФ И ИНГИГЕРД
Удача в этом мире, увы, вещь непостоянная. Олаф Харальдссон посватался к Ингигерд дочери Олафа Шведского Шётконунга.
Она отвечала взаимностью и очень хотела этого брака. С точки зрения шведской знати, брак этот был весьма желателен для установления пограничного мира. Олафа Шведского принудили дать клятву в том, что он выдаст Ингигерд за Олафа Норвежского.

Но конунг шведов в душе ненавидел Св.Олафа и однажды сказал дочери:
«- Знаешь, Ингигерд, как бы ты ни любила этого толстяка, тебе не бывать его женой, а ему твоим мужем. Я выдам тебя замуж за такого правителя, который достоин моей дружбы. Но я никогда не стану другом человека, который захватывал мои владения и причинял мне много ущерба грабежами и убийствами».

Следующей весной прибыли из Хольмгарда (Новгорода) послы Ярицлейва конунга (князя Ярослава, позднее прозванного Мудрым), чтобы сватать дочь конунга шведов. Олаф Шведский пошёл на клятвопреступление и выдал дочь за русского князя. Её условием было получить, как вено, все владения ярла Алдейгьюборга (Старой Ладоги) и сам Алдейгьюборг.
Ингигерд, получившая в православии имя Ирина - это будущая Вел.княгиня киевская, а позже (наиболее вероятно) –Св.княгиня Анна Новгородская. По ее шведскому имени названа земля Ингерманландия, где теперь стоит Петербург.

Этот брак был счастливым: «Конунг Ярицлейв правил в Гардарики и княгиня Ингигерд, дочь конунга Олафа Свенского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Конунг так сильно любил ее, что он почти ничего не мог сделать помимо ее воли».


Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е - начало 1050-х гг. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651 г. Копия XVIII в.

Потеряв Ингигерд, Св.Олаф женился на ее сводной сестре Астрид.

В ХОЛЬМГАРДЕ-НОВГОРОДЕ
«Олаф одинаково наказывал и могущественных и не могущественных, но люди считали такие наказания слишком жестокими, и многие, теряя родичей, становились врагами конунга, даже если те были виноваты и приговор конунга был справедлив. Народ в стране потому выступил против Олафа конунга, что не хотел подчиняться его справедливым приговорам, а он был скорее готов потерять звание конунга, чем поступиться справедливостью. Незаслуженны упреки в том, что он был скуп к своим людям. Он был очень щедр к своим друзьям. Народ потому пошел против него, что его считали слишком жестоким и беспощадным в наказаниях, а Кнут конунг раздавал деньги направо и налево. Знатных людей он обольщал также тем, что каждому обещал высокое звание и власть».

Главным противником Св.Олафа был Кнут Могучий, король Дании и Англии. Он воспользовался тем, что многие в Норвегии тяготились необходимостью выполнять христианские законы. Посылая большие суммы золота и серебра некоторым из них, Кнут Могучий добился согласия принять его, как своего короля.
После нескольких неудачных сражений Олаф принимает решение покинуть страну, где его присутствие уже не было желанным. Он отправляется сначала в Швецию, а оттуда в Хольмгард (Новгород), где жила сестра его жены – Ингигерд, ставшая женой князя Ярослава Мудрого. Астрид, жена Конунга, и Ульвхильд, дочь конунга, остались в Швеции, а Магнуса, своего сына, конунг взял с собой на восток.

Св.Олаф был очень тепло принят в Новгороде Ярославом Мудрым и княгиней Ириной и провел на Руси почти целый год.

В Новгороде он предавался глубоким раздумьям и размышлениям о том, как ему быть дальше. «Ярицлейв конунг и его жена Ингигерд предлагали Олафу конунгу остаться у них и стать правителем страны, которая зовется Вульгария» (по-видимому, предлагали земли на торговом пути в Волжскую Булгарию). Но когда он рассказал об этом своим людям, те стали отговаривать его и убеждали вернуться в Норвегию. У Олафа была также мысль сложить с себя звание конунга и поехать в Иерусалим, став монахом. Но чаще всего он думал о том, как вернуть свои владения в Норвегии. Он вспоминал, что в первые 10 лет его правления все шло легко и удачно, а потом, что бы он ни делал, все давалось с трудом, и все благие начинания были безуспешны. И сомневался, стоит ли испытывать судьбу и отправляться с малым войском навстречу своим врагам, когда весь народ примкнул к ним и выступает против него. Он часто обращал свои мысли к Богу, прося знамения, как ему лучше всего поступить. Эти мысли не давали ему покоя, и он не знал, что ему делать, ибо видел, что ему не миновать беды, как бы он ни поступил.

«Однажды ночью Олаф лежал в своей постели и долго не мог уснуть, думая о том, на что же ему решиться. На душе у него было очень неспокойно. Наконец он заснул. Он увидел сон, но такой ясный, что ему казалось, будто он не спит, а видит все наяву. Он увидел у своей постели высокого благообразного мужа в богатых одеждах. Конунг подумал, что это Олаф сын Трюггви (Олаф IТрюггвасон). Этот муж сказал ему: «Ты мучаешься и не знаешь, как поступить? Меня удивляет, что ты никак не можешь принять решение, а также, что ты собирался сложить с себя звание конунга,которое дано тебе от Бога или хотел остаться здесь и получить владения от иноземных конунгов, которых ты совсем не знаешь. Лучше возвращайся в свои владения, которые достались по наследству. Ты долго правил там с Божьей помощью и не позволял своим подданным запугивать себя. Слава конунга в том, чтобы побеждать своих недругов, и славная для него смерть - пасть вместе со своими людьми в битве. Или ты сомневаешься, что будешь сражаться за правое дело? Ты не должен обманывать себя. Поэтому ты можешь смело возвращаться в свою страну, и Бог даст тебе знамение, что она - твое владение»

После этого сна его оставили все сомнения, и он твердо решил ехать обратно в Норвегию…

К пребыванию в Новгороде относятся и первые чудеса, совершенные Св.Олафом. У сына одной знатной вдовы в горле вскочил большой нарыв, и мальчик не мог ничего есть. Считали, что дни его сочтены. Тогда мать его пошла к княгине Ирине, так как была с ней знакома.
«Пойди к Олафу конунгу, - говорит она, - он здесь лучший лекарь, и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу».
Вдова сделала так, как ей сказала княгиня. Олаф подошел к мальчику, провел руками по его шее и долго ее ощупывал, пока мальчик не открыл рот. Тогда конунг взял кусочек хлеба, размочил его и положил крестом себе на ладонь. Потом он положил этот кусочек хлеба мальчику в рот, и тот его проглотил, У мальчика сразу прошла боль, и через несколько дней он был совсем здоров.

Св.Анна Новгородская. Современная икона

В начале 1030г. Св.Олаф отправился в Норвегию по замерзшим русским рекам.Княгиня Ирина уговорила его оставить сына Магнуса на воспитание при дворе Ярослава Мудрого.

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА
Когда на море сошел лёд, Олаф отплыл в Готланд с 240 дружинниками. Шведский конунг Эмунд дал ему еще 480 чел. В Норвегии к нему присоединились сторонники, и у него стало 3600 чел. против 14400 армии короля Кнута - самой большой, когда-либо собранной в Норвегии. Тогда конунг Олаф решил сократить свою армию еще более, исключив из нее всех некрещеных, и у него осталось всего лишь 1300 чел.
Почему он так поступал? Наверное, не хотел, чтобы из-за него гибли люди, коим не открыто Царство Небесное. Но те, кто соглашались креститься, получали от него наставление в вере. Вот почему он не пренебрегал брать и разбойников, что приводило к их исправлению. Духовенство короля Кнута не преминуло воспользоваться слухами о том, что Св.Олаф принимает разбойников в свое войско, и тут же организовало лицемерную пиар-кампанию против него среди жителей Норвегии.

Последняя битва Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030г. в местечке Стиклестад, недалеко от Тронхейма.
Ночью он долго бодрствовал и молился за себя и своих людей. Только к рассвету задремал и видел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.

Сага говорит, что в день битвы «погода была хорошая и светило солнце. Но когда началось сражение, то и небо, и солнце побагровели, а потом вдруг стало темно, как ночью». По данным современной астрономии, полное затмение солнца имело место 30 июля 1030г.
Войско бондов сражалось с кличем: «Вперед, вперед, войско бондов!», а люди св. Олафа - с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга!»
Войско Олафа занимало лучшую позицию, но благодаря значительному превосходству в силе противник отбил первоначальную атаку и успешно перешел в наступление. Около полудня Св.Олаф, сражаясь с численно превосходящим противником, был несколько раз ранен, но продолжал биться.
Он погиб так:


Худ. Петер Николай Арбо (1831 – 1892). Св.Олаф в битве при Стиклестаде.

«Торстейн Корабельный Мастер нанес Олафу удар секирой. Удар пришелся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас сразил Торстейна. Получив эту рану, конунг оперся о камень, выпустил меч и обратился к Богу с мольбой о помощи. Тогда Торир Собака нанес ему удар копьем, удар пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот. Тут Кальв нанес конунгу удар мечом, удар пришелся с левой стороны шеи. От этих трех ран конунг умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним».

Тело конунга было тайно погребено. Сигват скальд сказал так:

Был раскол средь рати,
Коль не всяк чтил Бога.
Двадцать он изведал
Битвищ, витязь смелый.
Князь крещеных, мощный
Духом, ставил справа.
Прими ж к себе мужа
Праведного, Боже.

После победы над Олафом ставленники Кнута стали угнетать норвежцев, и многие пожалели, что лишились своего конунга и своей независимости. «Те, кто не сражался против Олафа конунга, говорили: «Вот вы… стали друзьями Кнютлингов и получили от них награду за то, что сражались против Олафа конунга и убили его. Вам обещали мир и лучшие законы, а получили вы кабалу и рабство, к тому же над вами издеваются и унижают вас».

Ответить на это было нечего. В ту зиму многие стали говорить, что Олаф конунг был святым, и рассказывали о многочисленных свидетельствах его святости. Многие стали взывать к нему в своих молитвах, прося помочь в их нуждах. Такие молитвы помогали многим, одни получали исцеление от недуга, другие удачу в путешествии или что-нибудь еще, в чем они нуждались.

Прошел ровно год, и тело погибшего конунга чудесным образом было найдено нетленным.Из песчаного холма, где был сначала похоронен Олаф конунг, забил родник. Водой из этого источника многие излечились от своих недугов.
Тело Св.Олафа было положено в алтаре величественного собора в Тронхейме, ставшего местом многочисленного паломничества до наших дней.


Кафедральный собор Нидарос в Тронхейме (1070г.)


Св.Олаф на западном фасад собора


Алтарная картина собора с житием Св.Олафа

Сын Св.Олафа – Магнус, оставшийся в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого, в 1035г. был провозглашен конунгом Норвегии, получив имя Магнус I Благородный, или Добрый. Власть датчан была сломлена. В 1042г. он стал и конунгом Дании.
О нем шла молва, как о непобедимом воине, которому помогает сам Св.Олаф.

СКУЛЬПТУРА СВ. ОЛАФА В КРЕПОСТИ ОЛАВИНЛИННА

Большая, в два человеческих роста скульптура Св.Олафа была выполнена Вилле Вальгреном в 1912г. Говорят, что раз в год Олаф оживает и обходит свои владения. Если вы его встретите, бояться не надо, святой никому не причинит зла.

P.S. Еще одна скандинавская сага - Прядь об Эймунде Хрингссоне - завершается фразой «они любили друг друга тайной любовью». Из чего некоторые исследователи делают вывод о близких отношениях Олафа конунга и Ингигерд в Новгороде. Подтверждений исторической достоверности этого факта, кажется, не обнаружено.

P.P.S. Ингигерд-Ирина является небесной покровительницей Ингерманландии. Совсем рядом с этой землей находятся, по крайней мере, три крепости или церкви, посвященные Св.Олафу – Олавинлинна, Выборгский замок с башней Олафа и Олевисте в Таллинне. Как будто напоминание, что некогда мы были одним этносом, хотя и многоязычным.
.
The Pilgrims’ Way .
Авторские фото февраля 2012г. В заголовке поста – Худ. Pius Welonski, St.Olaf, 1893.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...