Летний день у реки тянется долго. Река, деревья, травы

Мы жили неподалеку от реки, и каждую весну полая вода подходила к самому нашему дому, а иногда заходила и на двор. Ледоход можно было видеть прямо из окон, но кто же сидит дома, когда на реке такой праздник? Весь берег чернел народом. С шипением и треском проносился мимо лед сплошным грязно-белым потоком, и если смотришь на него не отрываясь, то начинает казаться, что тронулся с места берег и вместе с людьми стремительно несется мимо остановившейся реки.

Кончалось половодье, и река отступала, оставляя на кромке разлива большие льдины, которые потом долго и медленно таяли, крошились, разваливались кучей голубого стекляруса и, наконец, исчезали, оставляя лужи.

Весь берег, грязный, взъерошенный после разлива, был затянут толстым слоем ила, на голых кустах ивняка висели космы старой соломы и всякого сору, принесенного половодьем.

Пригревало солнце, и берег начинал менять свою кожу: ил покрывался трещинами, лопался на куски, усыхал, и под ним открывался чистый белый песочек. Из песка вылезали молодые листья лопуха, сверху – зеленые, блестящие, с исподу – серые, бумазейные. Это не мать-и-мачеха, известная в Подмосковье; лопухи моего детства я видел здесь только под Каширой, на приокских песках, и с каким душевным трепетом вдыхал я их горький, единственный в мире запах.

Берег оживал. Голые прутья ивняка опушались зеленью. У самой воды торопилась раскинуть во все стороны свои красные нити и поскорее закрыть песок ковром из вырезных листочков и желтых цветков гусиная травка.

Вдоль реки росли большие старые, дуплистые ветлы. Они зацветали, покрываясь крохотными желтыми пушистыми барашками. Сладкий аромат стоял тогда над ветлами, пчелы круглый день гудели на их ветках. Эти желтые барашки были первым лакомством, которое приносила нам весна: они были сладкими на вкус, и их можно было сосать. Потом цвет опадал в виде маленьких коричневых червячков, и ветлы одевались листом. Одни становились зелеными, другие – серебристо-сизыми.

Нет ничего красивее старых ветел. И теперь радуется глаз и трепещет сердце, когда где-нибудь у реки я вижу их величавые круглящиеся купы, но все они, кажется, уступают великолепию ветел моего детства.

Берег буйно зарастал густыми джунглями высокой безымянной травы с хрупким стеблем, капустного цвета листьями и редечным запахом; прелестными кустиками «божьего дерева» с кружевными, как у укропа, листьями и полынным духом; ползучим вьюнком с бледно-розовыми колокольчиками, пахнущими ванилью. Лужи у реки населялись всякой живностью: головастиками, улитками, водяными жуками.



Вдоль огородных плетней, на которых стадами высыпали красные козявки с двумя черными точками-глазами на спине, вырастали сочно-зеленый просвирник, глухая крапива, белена, которой мы боялись касаться, трава с неприличным названием и сладкими черными ягодами, лебеда и репейник. На улице перед домом разрасталась густым ковром – благо, что мимо никто не ездил, – трава-мурава.

5класс, 1 четверть

Утром мы с ребятами из соседней деревни отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С зелёных лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Трудолюбивые насекомые спешили собрать медовый урожай.

На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём синем ведёрке плескалась рыба.

Но вот огромная туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса.

Тревожно зашевелились листья кустарников. Слабо потянуло сыростью. Становилось всё темнее, замолкли певчие птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но промокли до нитки. (101 слово.)

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

осветило, маленькую, улова / зарябили, медовый, запах.

2.Разбор предложения по членам, определение частей речи

На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова./

Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья.

5класс, 2 четверть

В грозу.

Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль подн и малась по дороге и наполняла горячий воздух. Облака собрались в большую лиловую тучу. Прогремел летний дальний гром.

И вот уже облака стали закрывать солнце. Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся почти до земли. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула ослепительная молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул проливной ливень. (96 слов.)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слов солнце/ стоял.

2. Морфемный разбор слов

задрожала, дальний, речки /осиновая, налетел, удар

3. Полный синтаксический разбор предложений

Густая пыль подн и малась по дороге и наполняла горячий воздух./

Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло.

5класс, итоговый контроль

Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде появились интересные часы. Каждый час на циферблате открываются чёрные створки, а за ними возникают герои народных сказок.

Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты познакомишься с куклами разных стран. В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами. В водоёме плещутся рыбки.

«Как здесь красиво!» - говорят ребята.

Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, жёлтыми, зелёными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места.

Раздаётся звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери, и спектакль начинается. (100 слов.)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слов чёрные/ жёлтыми.

2. Морфемный разбор слов

разноцветными, собираются / появились, водоёме

3. Морфологический разбор слова

центре (из 1-го предложения)/ водоёме (из последнего предложения второго абзаца)

4. Составление схем предложений

последнего из 1-го абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца / последнего из последнего абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца.

6 класс, 1 четверть

Глухарята.

Август - самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники близкой осени. Воздух пропитался душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. Вот бежит глухарка и беспомощно машет крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей. (93 слова.) (По Ф. Тарханееву.)

Грамматическое задание.

1.Фонетический разбор слов день/ дичь

2.Морфемный разбор слов

хитростями, соснового, подбегают/ листочки, маленькие, любуешься

Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам./

Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох.

6 класс, 2 четверть

Не трогайте гнёзда птиц.

Пернатые - большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы. корзинщики, лепщики, гончары.

Ласточка-береговушка - чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы её от непогоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночку.

А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идёшь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпарх и вает птичка. Вылетит и различными хитростями уводит в сторону от гнезда.

Не надо мешать ей, трогать гнёзда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов.

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов землекопы, уводит / защищал, хитростями

вылетит, корзинщики / птичка, непогоды

корзиночку (из последнего предложения 2-го абзаца) / непогоды (из 3-го предложения 2-го абзаца)

4. Составление схем

1-го предложения из 2-го абзаца,

1-го предложения из 3-го абзаца,

последнего предложения из 3-го абзаца.

6 класс, итоговый контроль

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях неясные шорохи и звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далёкие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи - полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда. Никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов.) (По Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов прислушиваться, безветренная / пробудились, неотложные

2.Словообразовательный разбор слов

речонки, никому/ снежные, никого

3.Морфологический разбор слова

песчаный (из 1-го предложения 1-го абзаца) / письменным (из 1-го предложения 2-го абзаца)

4. Составление схем 1-го и последнего предложений последнего абзаца.

7 класс, 1 четверть

Наступившая осень чувствуется во всём. Солнце уже не палит и не сверкает, но светит очень ласково и приветливо. Опустевшие поля открывают необъятный горизонт. Воздух прозрачен и свеж. Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. Слышны крики улетающих птиц. Это последний привет летних гостей.

Пышный и богатый лесной наряд ещё пестрит всеми цветами. Серебрятся трепещущие осины, шелестят золотые берёзы, зеленеют изумрудные ели. Ветер скоро сорвёт этот пёстрый наряд, и обнажённые деревья будут стоять под ледяным дыханием зимы.

Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо. Редко выглянет солнышко, но на синеющем осеннем небе оно кажется ярче.

Грамматическое задание.

2.Полный синтаксический разбор предложения

Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. /

Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо.

7 класс, 2 четверть

Первый раз в театре.

Когда мне было шесть лет, мы с отцом гуляли однажды по Ленинграду. И вдруг, проходя со мной по площади Островского, отец спросил: «Хочешь на минуту зайти в театр?»

Я ещё никогда в жизни не бывал в театре, и мой ответ угадать нетрудно.

Мы вошли в ложу, когда действие уже давно началось. Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна. Глаза привыкли к полумраку, и я восхитился, увидев заполненный зрителями зал, слабо освещённую сцену. На ней возвышался грандиозных размеров мост, перекинутый под косым углом из одного конца сцены в другой. Он был залит лунным светом, а у насыпи около него переговаривались какие-то люди.

Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром. (116 слов.) (По Ю. Алянскому.)

Грамматическое задание.

1.В тексте диктанта необходимо обозначить у всех причастий суффиксы.

2.Морфологический разбор слова проходя (из 1-го предложения) / увидев (из 3-го предложения 3-го абзаца).

3.Полный синтаксический разбор предложения

Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна./

Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром.

7 класс, итоговый контроль

Судьба второго хлеба.

Сегодня трудно поверить, что каких-то двести - триста лет назад ни в одной стране Европы никто не хотел выращивать картофель.

Родина картофеля - Америка, где он издавна служил пищей индейцев. Когда его привезли в Европу, никто не умел с ним обращаться. Его разводили в садах рядом с цветами. Пытались есть его плоды, но они были горькие и вызывали отравление.

Тогда министр финансов Франции пошёл на хитрость. В разных районах страны распаханные поля солдаты стали засевать каким-то растением. Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили. Крестьяне, видя караульных, рассудили по-своему: «Ценное растение, если его охраняют». Дожидались мужики темноты и бегом на поле, выкапывали ценные клубни и сажали себе на огородах. Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы. (122 слова.)

Грамматическое задание.

1. Морфологический разбор слова выращенный (из последнего предложения) /видя (из 4-го предложения последнего абзаца).

Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили.

Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы.

8 класс, 1 четверть

Таинственный ящик.

У Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.

Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик.

В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть русской земли.

Грамматическое задание.

Морфологический разбор слова взятой/ заколоченный.

2. Полный синтаксический разбор предложения

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике./

В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу.

8 класс, 2 четверть

Всё хорошо в природе, но вода - красота всей природы. Почти то же можно сказать и о лесе. Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом.

Леса - хранители вод. Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров. Прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге.

Красным лесом называются все породы деревьев: сосна, ель, пихта и прочие. Дуб, вяз, липа, берёза, ольха и другие называются чёрным лесом. К нему принадлежат и такие ягодные деревья, как черёмуха и рябина. Все породы кустов: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал и обыкновенный тальник - надо причислить к чернолесью.

Хороша развесистая белоствольная берёза. Хорош и клён со своими лапами-листьями. Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб. (125 слов.)

Грамматическое задание.

1.Полный синтаксический разбор предложения

Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров./

Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб.

2. Отметьте в тексте односоставные безличные предложения.

8 класс, итоговый контроль

О словарях.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, а в четвёртом - мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык. Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (По К. Паустовскому.)

Грамматическое задание.

Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.

Отметьте в тексте диктанта неполные предложения.

9 класс, 1 четверть

В начале осени.

В раскрытое окно беззвучно влетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.

Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад.

В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме. Я прошёл лугом к реке, разделся и бросился в воду - в последний раз! Тело обожгло ледяным холодом, перехватило дыхание. Выбравшись на берег, я втиснулся спиной в чуть тёплый песок и остался так лежать неподвижно в удобном, согревающем песчаном слепке с моего тела.

Надо мною студёной синью раскинулось небо. Ни птицы на нём, ни облачка. Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт. И долго потом надо напрягать глаза, чтобы снова увидеть её. (По Е.Носову.)

Грамматическое задание.

Сделать синтаксический разбор предложения

Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад./

Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт.

2. Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.

9 класс, 2 четверть

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, что расположен в Дании, происходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов - Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок.

Грамматическое задание.

Сделать синтаксический разбор

1-го предложения /последнего из 3-го абзаца.

2. В тексте диктанта отметьте все причастия.

9 класс, итоговый контроль

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит вначале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

Грамматическое задание.

Сделать полный синтаксический разбор

1-го предложения 2-го абзаца /2-го предложения 2-го абзаца.

10 класс, входной контроль

У моря.

Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился плеск волн, взбегавших на пологий берег песчаной косы. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали, где знойная мгла скрывала землю. Багры, вёсла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно-ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - всё готовилось к ночному покою. Одинокий, точно заблудившийся в тёмной дали моря, огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал, как бы изнемогая. Вокруг было только безмерное, торжественное море, посеребрённое луной, и синее, усеянное звёздами небо.

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

взбегавших, безграничную, ласково/ беспорядочно, безмерное, посеребрённое

2.Сделать полный синтаксический разбор предложения

Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок./

И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - всё готовилось к ночному покою.

10 класс, 1-ое полугодие

Липа.

Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. Широкую липовую аллею посадили когда-то крестьяне нашего села. Мы любили играть под высокими липами, наблюдать, как в молодом саду пробуждается весною жизнь. В зеленых вершинах лип пели птицы, свистели скворцы и дрозды.

Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. Белая чистая древесина липы дорого ценилась. Из легкой податливой древесины липы искусные мастера точили красивую деревянную посуду, вырезали ложки. Из липовых чистых досок в деревнях делали столешницы для обеденных столов. Кору сдирали с поваленных деревьев, мочили в воде, делали из нее мочало и рогожи. Теперь взрослых, больших лип в наших лесах не увидишь. Лишь в далеком Зауралье видел я в глухих лесах свободно росшие высокие липы.

Липа, несомненно, одно из самых красивых, веселых и нежных деревьев. Издавна славится липовый сладкий мед. Хороша и нежна листва липы. Осенью липа раньше других деревьев сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у корней оголенных деревьев сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.

Молодые липы и теперь сажают в парках и больших городах. Липы легко приживаются и быстро растут. Их свежая зеленая листва украшает городские шумные улицы, радует глаз городского усталого человека.(214 слов.)

И. С. - Микитов

Грамматическое задание.

1.Морфологический разбор слов

пожелтевшую/ шуршащей

2.Морфемный разбор слов

окружавшие, сбрасывает, деревянную / поваленных, пробуждается, высокие

10 класс, итоговый контроль

В поисках истины.

Он набрал в шприц кровь больного тифом и ввёл себе в вену…

Это было в Одессе в тысяча восемьсот восемьдесят первом году. Через три дня аудитории и кабинеты университета облетела тревожная весть: профессор Мечников при смерти.

Хотя столбик термометра упрямо лез вверх, он записывал свои наблюдения сам до тех пор, пока не начался бред. Металась по подушке большая голова с ранней сединой на висках и в бороде. Тихо плакала у постели его жена. Что это? Самоубийство? Приступ безумия? Подлинную причину знал он один. Когда прошёл кризис, лицо Ильи Ильича озарила радостная улыбка. Он узнал истину!

То же сделал Мечников, изучая холеру. Ему посчастливилось: он не заболел. Но примеру учителя последовали его помощники. Один из них заболел очень тяжёлой формой холеры. Несмотря на то что состояние больного было безнадёжным, Мечникову удалось вырвать его из рук смерти. Двадцать лет спустя в статье «Мученики науки» он писал о том, что во все времена учёные рисковали своим здоровьем в поисках истины. Он написал о многих, чьими подвигами восторгался, чьему примеру следовал. Хотя он проводил опыты и на самом себе, но в статье об этом нет ни единого слова.

Илья Ильич Мечников был удостоен многих наград, но остался равнодушным к почестям. Единственной наградой он считал открытие истины, которая может принести пользу человечеству.

Отдавая друзьям перед смертью последние наставления, он потребовал, чтобы его вскрыли. И после смерти он хотел служить науке. (230 слов.)

(По М. Яровинскому)

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов

изучая, сделал/времена, проводил.

2. Словообразовательный разбор слов

сделал, помощники/ написал, тревожная.

1-го предложения последнего абзаца/последнее предложение 4-го абзаца

11 класс, входной контроль

Если хочешь понять душу леса, пройди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Я иду берегом ручья ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

Вижу я, как на мягком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но часть их сбивается у нового препятствия в далеко видный снежный ком. Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается.

Водная дрожь от солнца бросается тенью на стволы ёлок, на травы. С плёса вода бесшумно устремляется дальше. А где завал, вода как бы ропщет, и дальше слышен этот переплеск. Но это не жалоба, не отчаяние: вода этих чувств не знает.

Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно склоняются и отвечают вместе и трепету теней. И холоду ручья.

Пусть завал на пути, пусть! Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан.

И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли, мы попадём в океан».

Так было хорошо, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там, внизу, под кручей, перекликались могучие струи. Привязал меня ручей к себе, и я не могу отойти в сторону , скучно становится.

Вот уже одиннадцатый год, как я рано, неодетой весной, когда цветёт волчье лыко, анемоны и примулы, прохожу этой вырубкой. И глаз мой обласкан, и аромат смолы тополей и берёзовой почки - всё сошлось воедино.

(По М.М.Пришвину.)

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов

распускает, обласкан, безжизненно / перекликались, бесшумно, текущая.

3. Полный синтаксический разбор

1-го предложения /1-го предложения из 3-го абзаца.

11 класс, 1-ое полугодие

Мещёрский край.

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме бесконечных лесов, бескрайних лугов и необыкновенно свежего воздуха. Но всё-таки этот удивительный край обладает великой притягательной силой. Он такой же скромный, как и бессмертные картины Левитана. Но именно в этом и заключена прелесть и всё незаметное на первый взгляд очарование русской природы.

Что же может увидеть здесь впервые попавший сюда человек? Цветущие или скошенные луга, разросшиеся сосновые леса, неповторимые запахи, которые русскому человеку дороже всех изысканных модных духов.

Мне приходилось бывать в этих местах по нескольку раз в год. В октябре, когда трава покрывается на рассвете инеем, хорошо ночевать в стогах, как будто в тёплых закрытых помещениях. Ведь сено в стогах держит тепло в продолжение всей холодной зимы.

В сосновом бору Мещёрского края так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен почти за километр, особенно в безветренные дни. В ветреные дни леса шумят беспрестанным океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие обугленные от старости избы лесников, жёлтые пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами незабвенные прекрасные звёзды.

В этом крае вы можете услышать тревожные крики перепелов и ястребов, бесконечный стук дятлов, душераздирающий вой волков, шорохи дождей, вечернюю игру гармоники, а по ночам - разноголосое пение петухов и стук колотушки деревенского сторожа. (221 слово.) (По К.Г.Паустовскому.)

11 класс, итоговый контроль

В лесу.

Мы подвигаемся медленно, шаг за шагом, вброд поперёк неглубокой лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я ничем не выдаю страха. Наконец, мы выходим на песчаный берег неподалёку от лесной полянки.

Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела, и смутно вижу спину своего спутника и какие-то неясные очертания. На седом фоне ближайшие сосны неясно вырисовываются своими прямыми голыми стволами, и в их неподвижности среди ничем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Внезапно мой слух поражается странными звуками, и я невольно вздрагиваю. Это какие-то высокие, необыкновенно звучные стоны, издаваемые десятками голосов. Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади. Всё стихло, и всё вновь погрузилось в прежнюю невозмутимую тишину. Вдруг мой спутник насторожился. Очевидно, его изощрённый слух уловил какие-то звуки, но я, как ни прислушивался, ничего не мог различить. Мы сделали ещё около одиннадцати перебежек, когда я, наконец, расслышал играющего глухаря.

(157 слов.) (По Куприну.)

Грамматическое задание

Сделать синтаксический разбор предложения.

Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади.

Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела, и смутно вижу спину своего спутника и какие-то неясные очертания.

2. Отметьте в тексте в односоставном безличном предложении в составе сложного грамматическую основу.

Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас из-под ног, тотчас исчезает в беловатой мгле неподвиж­ного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. Дерево не шелохнётся. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Лес постепенно пре­вращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнётся, и кло­чок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. Золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как велико­лепен и ясен впоследствии становится день, когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, из­виваются и исчезают в голубой сияющей вышине.

(По И. Тургеневу (132 слова)

Задание

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Подчеркните производные предлоги.

КОНТРОЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Контрольный (итоговый) диктант по русскому языку - одна из основных форм контроля знаний обучаемых при изучении предмета "Русский язык" в общеобразовательной школе. Текст контрольного диктанта должен содержать в себе необходимое количество элементов, охватывающих все основные темы пройденные в течение года. Распределение данных элементов по темам должно быть, по возможности, равномерным.

Контрольный (итоговый) диктант по русскому языку проводится в конце годового периода обучения и позволяет учителю выявить степень усвоения учащимися изученного в данном периоде курса / 9 класс /.

В прекрасный летний день, когда солнечные лучи давно уже поглотили ночную свежесть, подъезжали мы с отцом к так называемому "Потаенному колку", состоящему по большей части из молодых и уже довольно толстых, как сосна прямых лип, колку, давно заповеданному и сберегаемому с особенной строгостью. Лишь только поднялись мы к лесу из оврага, стал долетать до моего слуха глухой необыкновенный шум: то какой-то отрывистый и мерный шорох, то какое-то звонкое металлическое шарканье. За порослью молодого и частого осинника ничего не было видно, когда же мы обогнули его, чудное зрелище поразило мои глаза. Человек сорок крестьян косили, выстроясь в одну линию, как по нитке; ярко блестя на солнце, взлетали косы, и стройными рядами ложилась срезанная густая трава. Пройдя длинный ряд, вдруг косцы остановились и принялись чем-то точить свои косы, весело перебрасываясь между собою шутливыми речами, как можно было догадаться по громкому смеху, хотя слов расслышать было невозможно. Когда мы подъехали близко, громкое "благодарствуйте, батюшка Алексей Степанович!" огласило поляну, отозвалось в овраге, и снова крестьяне продолжали широко, ловко, легко и свободно размахивать косами. Какой легкий воздух, какой чудесный запах разносился от близкого леса и скошенной еще рано утром травы, изобиловавшей множеством душистых цветов, которые от знойного солнца уже начали вянуть и издавать особенно приятный ароматический запах!

(По С. Аксакову)

Задания к тексту:

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Выпишите из текста деепричастия.

Русский язык / 9 класс / Контрольные диктанты


Преподавателю : Данный контрольный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися курса русского языка за 9 класс.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...