Международное сотрудничество в борьбе с международной преступностью. Понятие и основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью Сотрудничества в борьбе с преступностью

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства.

В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь.

Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами.

То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.

Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и, прежде всего, с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях.

1. Двустороннее сотрудничество.

Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона.

Так, например, в 1971 г. 14 государств-членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. 20 апреля 1959 года в Страсбурге страны-члены Совета Европы подписали Европейскую Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам .

В рамках СНГ в 2002 г. в Кишиневе страны Содружества подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам .

  • 3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:
    • - Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г. ;
    • - Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г. ;
    • - Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. ;
    • - Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. ;
    • - Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. ;
    • - Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. ;
    • - Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. ;
    • - Конвенция о наркотических веществах 1961 г. ;
    • - Конвенция о психотропных веществах 1971 г. ;
    • - Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. ;
    • - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г ;
    • - Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г ;
    • - Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г. и т.д.

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

  • - согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;
  • - координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
  • - установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;
  • - обеспечение неотвратимости наказания;
  • - оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью ведется в нескольких направлениях:

Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения.

Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей. Существует два возможных канала осуществления - через дипломатические учреждения и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (правоохранительные органы).

Необходимо отметить расширение этого направления сотрудничества: если раньше государства обращались к конкретной стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время этот розыск ведется во всемирном масштабе, причем объявляется розыск не только сбежавшего преступника, но и похищенного имущества. С целью облегчения розыска иногда осуществляется обмен информацией.

Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления или совершения его в нескольких странах или совершения его части в другом государстве и т. д. Свидетели и вещественные доказательства могут находиться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях необходимо произвести следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего отдельного поручения. Это может быть поручение допросить свидетеля, потерпевшего, произвести осмотр места происшествия и т. п. .

Соглашение определяет, какого рода поручения можно давать соответствующим органам другого государства. Орган, который должен выполнить это поручение руководствуется своими национальными процессуальными нормами, при этом должны быть даны ответы на все поставленные в поручении вопросы.

Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем.

Этот вид помощи выражается в направлении в отдельные страны экспертов призванных оказать конкретную помощь (определить основные направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы и др.).

Изучение проблем преступности и борьбы с ней. С этой целью созываются международные конгрессы. Конференции, создаются международные организации, научно-исследовательские институты.

Обмен информацией. Государства часто договариваются предоставлять друг другу информацию необходимую для успешного проведения следствия и поимки преступника, а также другую информацию уголовного характера. В частности обмен информацией о приговорах, вынесенных в отношении граждан другой страны. Как правило, обмен такого рода информацией происходит раз в год.

МЕЖДУНАРОДНОЕ

сотрудничество

В. К. ИВАЩУК,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

V. K. IVASHCHUK,

Associate Professor at the Department of Field Operations, Detection and Search,

Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - среда формирования международно-правовых стандартов

International Cooperation against Crime as Standard Setter in International Law

В статье рассматривается роль международного сотрудничества в борьбе с преступностью в формировании и реализации международно-правовых стандартов.

Международно-правовые стандарты, международные стандарты борьбы с преступностью, международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

The author analyzes the nature and substance of international cooperation against crime. Also looked into is the role of this cooperation in setting and implementing norms and standards of international law.

International legal standards, international standards of combating crime, international cooperation against crime.

Понятие «международные стандарты» широко используется в юридической, научной литературе, оно содержится в названиях некоторых международных правовых актов и их текстах. По своим признакам международно-правовые стандарты являются правилами в виде определенной модели поведения. Однако чаще всего они ассоциируются со стандартами в области прав человека. Обращает на себя внимание и то, что значительная часть таких международных стандартов направлена на защиту лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство (ст. 3, 5, 7-11 Всеобщей

декларации прав человека 1948 г.). Это позволяет рассматривать международные стандарты прав человека в контексте борьбы с преступностью. Более того, борьба с преступностью является реакцией государства на нарушение определенных прав человека (право на жизнь, право частной собственности, личной неприкосновенности и т. д.). В связи с этим представляется логичным, что одним из основных концептуальных положений борьбы с преступностью и национальной уголовной политики должно быть восстановление нарушенных прав человека.

Вместе с тем из смысла международных стандартов прав человека следует, что они направлены на защиту прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, что связано с ограничением их прав «в целях защиты интересов всего общества или государства» . Таким образом, в рамках реализации национальной уголовной политики государство решает двуединую задачу: восстановление прав, нарушенных в результате противоправных действий, и обеспечение прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Представляется очевидным, что международные стандарты прав человека должны быть основополагающими, концептуальными в национальной уголовной политике.

Однако, несмотря на концептуальную значимость международных стандартов прав человека, в национальной уголовной политике создаются и другие международно-правовые стандарты: отраслевые, реализуемые в различных отраслях права (уголовном, уголовно-процессуальном, оперативно-разыскном); административные, определяющие правила поведения и требования к компетенции должностных лиц, реализующих национальную уголовную политику; стандарты для международного обмена информацией; стандарты для оценки состояния преступности и иные международно-правовые стандарты, действующие в сфере борьбы с преступностью. При этом обращает на себя внимание то, что международные стандарты прав человека определяют общие, принципиальные положения в национальной уголовной политике, тогда как другие международные стандарты создают условия для сотрудничества между государствами в сфере борьбы с преступностью. Они сближают национальные понятия и представления о преступлениях и преступности сотрудничающих в борьбе с преступностью государств, унифицируют определенные нормы их права, что создает условия для взаимодействия между компетентными органами. Соответственно, международно-правовые стандарты можно классифицировать по отраслевому, административному и иным признакам .

В связи с тем, что сотрудничество в борьбе с преступностью, его уровень и качество определяются уровнем отношений между государствами, такие механизмы унификации национального права ярко выражены в отношениях между государствами - участниками СНГ. Как отмечает О. Н. Громова, одним из способов преодоления сложностей в сотрудничестве государств по борьбе с преступностью может быть заключение договоров или соглашений об основных принципах правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности , т. е. формирование стандартов в области права, применяемого в целях борьбы

с преступностью. В рамках сотрудничества государств - участников СНГ сложилась практика принятия модельных законов, которые содержат нормы-стандарты, принципы-стандарты. Их реализация на национальном уровне позволяет унифицировать правовую основу борьбы с преступностью, что, как было отмечено выше, создает условия для сотрудничеств государств - участников Содружества в данной сфере.

История становления и развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью уходит в далекое прошлое, и одна из основных проблем, которая решалась в рамках данного направления сотрудничества государств, - это достижение общего понимания процессов и явлений в преступности и выработка согласованных мер в борьбе с ее отдельными видами. Особенно это выражалось в периоды активизации такого сотрудничества, что, безусловно, являлось реакцией на развитие и распространение определенного вида преступности вне пределов одного государства. На начальных стадиях это выражалось в виде деклараций, осуждавших преступную деятельность объединений представителей разных государств. Например, в 1815 г. Венский конгресс принял декларацию об осуждении работорговли. Важным достижением Международной конвенции по опиуму 1912 г. было введение запрета на курение опиума и ограничение использования опиатов и кокаина в медицинских и иных легитимных целях. Но в рамках этих международных актов не решался основной вопрос - криминализация деяний, образующих состав преступления. Лишь в 1926 г. в Конвенции относительно рабства были указаны действия, образующие преступление, а в 70-х гг. XX в. криминализированы действия, образующие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следует отметить, что потребность в выработке и принятии международных стандартов в области борьбы с преступностью существовала на всех этапах развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Так, в 1914 г. на Первом Международном конгрессе криминальной полиции решался вопрос о необходимости разработки международных стандартов для идентификации лиц на расстоянии. В последнее десятилетие в рамках ООН инициирован вопрос о международной стандартизации оценки состояния преступности.

Таким образом, международные стандарты борьбы с преступностью разрабатываются в условиях сотрудничества государств в рассматриваемой сфере, являются продуктом указанного направления международных отношений. Более того, они действуют не только при осу-

ществлении международного сотрудничества по борьбе с преступностью, но и в национальном праве взаимодействующих государств, обеспечивая такое взаимодействие. Как результат, через реализацию на национальном уровне международные стандарты борьбы с преступностью оказывают влияние на формирование национальных правовых норм и на национальную уголовную политику в целом. Из этого следует, что международно-правовые стандарты борьбы с преступностью являются регуляторами между национальным и международным правом, т. е. многосложным правовым явлением, регулирующим соотношение национального и международного права.

Анализируя международные стандарты прав человека в контексте борьбы с преступностью и национальной уголовной политики как концептуальные положения в данной сфере правоотношений, следует обратить внимание на то, что вопросы прав человека рассматривались философами с древних времен, вопросы сотрудничества в борьбе с преступностью стали изучаться государствами гораздо позже. Вместе с тем международное закрепление стандартов в борьбе с преступностью произошло раньше, чем закрепление в области прав человека. Вероятнее всего, это связано с некоторыми различиями в природе этих стандартов.

Первое юридическое закрепление прав человека связывают с французской и английской революциями конца XVIII в. Но, как было отмечено выше, международно-правовой статус стандарты в области прав человека получили лишь во второй половине XX в. Это было связано не с сотрудничеством по борьбе с преступностью, а с назревшей необходимостью защиты прав человека на международном уровне, в том числе в целях их обеспечения международно-правовыми мерами. Толчком к этому явилась катастрофа Второй мировой войны, опасность развязывания следующей войны.

Однако международные стандарты борьбы с преступностью и стандарты в области прав человека объединяет то, что они реализуются и обеспечиваются на национальном уровне, но действуют как международно-правовые обязательства. Такое соотношение международных стандартов борьбы с преступностью и в области прав человека объединяет их реализация в национальной уголовной политике.

При этом следует исходить из того, что сотрудничество с иностранными государствами является лишь частью государственной системы борьбы с преступностью и выполняет обеспечивающую функцию при раскрытии и расследовании преступлений на национальном уровне.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - это особая сфера отноше-

ний, включающая применение как международного, так и национального права. Это требует надлежащего уровня сближения позиций и взглядов, правовой оценки определенных деяний как преступлений, а также согласия на взаимные действия по борьбе с преступностью в целом и с отдельными преступлениями в частности. Международное сотрудничество в данном случае выполняет обеспечивающую функцию при правоприменении в целях борьбы с преступностью на национальном уровне.

Необходимость сближения государствами позиций, взглядов, правовых оценок противоправных деяний в виде принятия определенных декларативных, правовых, принципиальных установок в сфере борьбы с преступностью, т. е. формирование международно-правовых стандартов борьбы с преступностью, вызвана исключительно прерогативой государств привлекать лиц к уголовной ответственности на национальном уровне. Некоторое исключение составляют преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Такое соотношение норм международного и национального права, применяемых в целях борьбы с преступностью, обусловлено современным мироустройством, основанном на интеграционных процессах, которые неизбежно сопровождаются увеличением доли иностранной составляющей в национальной преступности.

Участвуя в международных отношениях сотрудничества, Российская Федерация, признавая и реализуя международно-правовые стандарты, обеспечивает унификацию норм своего национального права. Это создает условия для взаимодействия между компетентными органами государств, сотрудничающих в борьбе с преступностью.

В современных международных условиях такие отношения сотрудничества имеют важное значение. Это связано с интернационализацией преступности и расширением ее масштабов. Соответственно, развитие сотрудничества государств в данной сфере является их объективной реакцией на такие процессы, так как на национальном уровне и силами лишь одного государства борьба с интернациональной преступностью малоэффективна. Кроме того, часто возникает необходимость получения иностранной правовой помощи или осуществления совместных действий в целях раскрытия и расследования некоторых преступлений, не затрагивающих интересы иностранного государства.

Рассматривая международное сотрудничество в борьбе с преступностью как среду формирования международно-правовых стандартов в данной сфере, следует обратить внимание на неоднозначность подходов к пониманию международного сотрудничества как правового явления.

Международное сотрудничество по борьбе с преступностью как особую сферу международных отношений на рубеже Х1Х-ХХ вв. выделил Ф. Ф. Мартенс, определяя ее как международное уголовное право. Раскрывая сущность категории «международное уголовное право», он рассматривал ее как «совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения» , что является сущностью современного международного сотрудничества по борьбе с преступностью.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью как обособленную отрасль международного права, имеющую собственный предмет правового регулирования, рассматривают ученые Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов , В. П. Панов , В. Ф. Цепелев , А. П. Юрков , которые выделяют международное сотрудничество в борьбе с преступностью как отдельную сферу отношений, в качестве самостоятельной отрасли международного права.

Иной точки зрения придерживаются И. И. Лукашук и А. В. Наумов, рассматривающие международные отношения по борьбе с преступностью как международное уголовное право, относя к нему не только международные акты и нормы уголовно-правового, но и нормы уголовно-процессуального характера . При этом авторы ссылаются на гл. 17 учебника под редакцией Г. В. Игнатенко, О. И. Тиуно-ва . В гл. 16 «Правовая помощь и иные формы правого сотрудничества» этого учебника авторы, наряду с вопросами взаимодействия государств при оказании правовой помощи в гражданско-правовых, брачно-семейных, трудовых отношениях, рассматривают правовую помощь по уголовным делам, что относится к сфере международного уголовно-процессуального сотрудничества. Таким образом, И. И. Лукашук и А. В. Наумов тождественным понятием объединяют международное уголовное и уголовно-процессуальное право. При этом международное уголовное право определяется авторами как «отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в борьбе с преступностью». Международное уголовное право выполняет такую же функцию, как и национальное уголовное право, - функцию криминализации деяний, т. е. определения деяний как преступлений .

Объективным основанием выделения международного сотрудничества по борьбе с преступностью в самостоятельную отрасль права является наличие обособленного предмета правового регулирования. Образование отрасли права не является произвольным процессом,

она формируется объективно, в результате возникновения отдельной, обособленной группы отношений, регулирование которых осуществляется с помощью правовых норм, имеющих свои особенности формирования, а также свои особенности регулятивного режима . Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений .

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - это система правового регулирования взаимодействия государств и их компетентных органов, основанная на взаимодействии не только международного и национального права, но и их отраслей, регулирующих отношения в сфере борьбы с преступностью.

Для обособления международного сотрудничества в борьбе с преступностью в самостоятельную отрасль права значимым является и его соотношение с другими отраслями права. Прежде всего, это международное частное право, прошедшее периоды признания и забвения и близкое по своей природе рассматриваемому виду международного сотрудничества. В отношениях международного сотрудничества по борьбе с преступностью, как и в отношениях, регулируемых международным частным правом, объективно присутствует необходимость применения права иностранных государств, что обусловлено наличием иностранного элемента. Но международное сотрудничество в борьбе с преступностью и международное частное право имеют как сходства, так и различия.

О близости их природы свидетельствует примененная возможность объединения института правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам в рамках ряда международных договоров, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.). Маловероятно объединить неродственные отрасли права в одном разделе правового акта.

Международное частное и международное публичное право разграничивают по сферам регулируемых ими отношений. В международном частном праве - это сфера гражданских, семейных и трудовых отношений. В международном сотрудничестве по борьбе с преступностью - это уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-разыскное право. Но и в международном частном праве, и в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью применяется международное право, выполняющее обеспечивающую, связующую роль между соответствующими нормами национального права взаимодействующих государств, обеспечиваю-

щую их применение взаимными обязательствами равных субъектов международных правоотношений.

Однако в международном частном праве регулируемые общественные отношения являются частными, но регулируемыми в том числе международным правом, тогда как в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью эти отношения являются исключительно публичными. В данном случае понятие «международные отношения» является синонимом понятия «межгосударственные отношения». В международном частном праве понятие «международные» означает отношения частноправового характера, имеющие иностранный элемент, что позволяет субъектам этих отношений - физическим и юридическим лицам - определить, какие нормы международного права или право какого государства будут применены в их отношениях. Участники частных международно-правовых отношений не обладают властными полномочиями, они отделены от государственной власти и в этом значении являются участниками част-

ноправовых отношений и имеют возможность выбора применяемого права .

Таким образом, признавая международно-правовые стандарты борьбы с преступностью, продуктом сотрудничества государств в данной сфере, следует обратить внимание, что правовая основа международного сотрудничества в борьбе с преступностью представляет собой обособленную взаимосвязанную совокупность норм международного и национального права, особых правовых институтов (правовая помощь, экстрадиция, международная передача уголовного преследования, совместные международные расследования, международная контролируемая поставка и т. д.), регулирующих качественно своеобразную область правоотношений. Из этого следует, что правовой основе международного сотрудничества в борьбе с преступностью присущи признаки самостоятельной отрасли права. При этом в формировании данной отрасли права ключевая роль принадлежит международно-правовым стандартам как особой категории международного права.

Список литературы:

1. Гончаров И. В. Международные стандарты в области прав человека и их реализация в деятельности российской полиции // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4 (36).

2. Громова О. Н. Основные направления конвенционного сотрудничества государств - участников СНГ в сфере правоохранительной деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4 (28).

3. Ермолаева В. Г., Сиваков О. В. Международное частное право: курс лекций. М., 2000.

4. Звеков В. П. Международное частное право: курс лекций. М., 1999.

5. Иващук В. К. К вопросу о классификации международных уголовно-правовых стандартов // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3 (27).

6. Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право: учебник. М., 1999.

7. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов / под ред. Л. Н. Шестакова. М., 1996. Т. 2.

8. Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

9. Панов В. П. Международное уголовное право: учеб. пособ. М., 1997.

10. Цепелев В. Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно-правовые, криминалистические и организационно-правовые аспекты: монография. М., 2001.

11. Юрков А П. Международное уголовно-процессуальное право и правовая система Российской Федерации: теоретические проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2001.

Международное уголовное право - совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, оказанию правовой помощи по уголовным делам и наказанию за преступления, предусмотренные международными договорами.

Уголовная ответственность в международном праве. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

По своей юридической природе преступления международного характера являются общеуголовными, но они отягощены "иностранным элементом". Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международного характера охватывают такую категорию общеуголовных преступлений, которые:

Концепция уголовной ответственности за нарушения прав человека. выдвинутая сразу после второй мировой войны, была закреплена в Нюрнбергских принципах, специальных международных договорах и кодификационной деятельности Комиссии международного права. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. относит к категории международных преступлений геноцид, который, согласно ст. 1 Конвенции является преступлением, нарушающим нормы международного права.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества рассматривает в качестве международных преступлений военные преступления, преступления против человечества «изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступления геноцида» (ст.1).

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него также квалифицирует апартеид как преступление, «нарушающее принципы международного права». Конвенция относит к преступлениям политику и практику расовой сегрегации и дискриминации, которые сходны с апартеидом (ст. 1 и 2).

Основные группы международных уголовных преступлений:

1. Преступления против стабильности международных отношений Международный терроризм, захват заложников, преступления на воздушном транспорте, хищения ядерных материалов, наемничество, пропаганда войны
2. Преступления наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств Фальшивомонетничество, легализация незаконных доходов, незаконный оборот наркотиков, контрабанда, нелегальная эмиграция, нарушение правового режима исключительной экономической зоны и континентального шельфа, хищение культурных ценостей
3. Преступные посягательства на личные права человека Рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми, эксплуатация проституции третьими лицами, распространение порнографии, пытки, систематические и массовые нарушения прав человека
4. Преступления совершаемые в открытом море Пиратство, разрыв и повреждение кабеля или трубопровода, несанкционированное вещание из открытого моря, столкновение судов, неоказание помощи на море, загрязнение моря и т.д.
5. Военные преступления международного характера Применение отдельными лицами запрещенных средств и методов ведения военных действий, насилие над населением, злоупотребление знаками Красного Креста, мародерство, дурное обращение с военнопленными


В самом общем виде международное сотрудничество в борьбе с преступностью это объединение усилий государств и других участников международных отношений в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности, включая предупреждение, пресечение и расследование преступлений а также исправление правонарушителей.

Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствует о том, что в современном международном праве сформировалась самостоятельная отрасль «право международного сотрудничества в борьбе с преступностью».

Источниками этой отрасли являются многосторонние конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.); договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций. Обязательства государств по этим договорам заключаются прежде всего в определении международных уголовно-правовых деяний, установлении правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действий организаций. Более подробная классификация у Ю.М.Колосова.

Можно выделить два вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: договорно-правовой или конвенционный (путем заключения специальных соглашений) и институционный (в рамках международных организаций, органов, особенно всеобщего и регионального характера).

В рамках международного сообщества борьба с преступностью ведется не только с помощью применения национальных уголовных других законов, но с помощью целого комплекса межгосударственных соглашений, составляющих в своей совокупности международное уголовное законодательство.

Для государства в качестве правовой основы борьбы с международной преступностью могут служить прецеденты и некоторые обычные нормы.

Широкое признание получила обычная норма, согласно которой индивидуальной ответственности за международные преступления подлежат лица, независимо от того, участвуют ли государства, гражданами которых они являются, в соответствующих конвенциях по борьбе с данными преступлениями. В таких случаях юридическим основанием ответственности служит то, что преступность и наказуемость таких деяний признана международным сообществом, а обязанность борьбы с ними является императивной нормой международного права.

Анализ международной практики позволяет выделить следующие основные направления сотрудничества государств в сфере охраны правопорядка :

1. оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу (экстрадицию);"

2. заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;

3. разработка международных норм и стандартов (обязательного и рекомендательного характера), обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка.;

4. признание и исполнение решений иностранных органов по административным и уголовным делам;

5. регламентация вопросов национальной и международной юрисдикции;

6. совместное изучение проблем охраны правопорядка, обмен опытом их решения;

7. оказание материально-технической помощи (подготовка кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных средств, техники;

8. обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, о нормативно-правовом регулировании).

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Эльязов О.А.

Эльязов Орхан Арзу - магистрант, юридический факультет, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются правовые и организационные основы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, а также делается вывод о том, что Российской Федерации в рамках борьбы с международной преступностью необходимо продолжать совершенствование национального законодательства в области борьбы с преступностью, учитывая при этом нормотворческую работу Управления ООН по наркотикам и преступности. Ключевые слова: борьба, государства, международная преступность, сотрудничество.

Под международным сотрудничеством в борьбе с преступностью, понимается объединение усилий государств и других участников международных отношений с целью повышения эффективности предупреждения преступлений, борьбы с ними и исправления правонарушителей. Необходимость расширения и углубления международного сотрудничества в борьбе с преступностью обусловлена и качественными и количественными изменениями самой преступности, ростом «иностранных вложений» в общую массу преступлений отдельных государств.

Организационно международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью возглавляет ООН. Из содержания статьи 1 Устава ООН1 следует, что среди прочих задач эта организация призвана обеспечить международное сотрудничество государств. Проведение в жизнь этой задачи согласно главе 10 Устава ООН возложено на Экономический и Социальный Совет ООН. В числе субъектов работы по сотрудничеству в борьбе с преступностью выделяются также неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН, а также Интерпол.

В настоящее время ООН и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают большие усилия для организации и воплощения эффективного международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней. Они владеют колоссальными банками данных, нормативными материалами, данными криминологических и уголовно-правовых, уголовно-политических исследований, которые могут быть использованы каждой страной в целях более эффективной борьбы с национальной и транснациональной преступностью.

Однако, деятельность этих организаций весьма строго регламентирована многочисленными нормативными актами, регламентирующими международную борьбу с преступностью2.

Так как утверждение и ратификация данных нормативных актов, в большинстве случаев, является суверенным делом конкретного государства, можно предположить,

1 Устав Организации Объединенных Наций Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.

2 См. напр.: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (в ред. от 01.01.1986) // Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1994. С. 17-30.

что все эти организации, все-таки весьма ограничены в своих возможностях и средствах, и не всегда могут действовать эффективно. Кроме того, данные организации могут быть зависимы от конкретных государств - в силу участия государств в их финансировании, или в силу фактора их расположения на территории конкретного государства.

К настоящему времени, международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, обеспечения защиты прав и свобод человека происходит на трех уровнях1:

1) Сотрудничество на двустороннем уровне. Это позволяет более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой проблеме. На данном уровне наибольшее распространение получило оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц, для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются.

2) Сотрудничество государств на региональном уровне. Это обусловлено интересами и характером отношений этих стран (например, среди стран - членов Совета Европы, АТЭС, СНГ и др.).

3) Сотрудничество государств в рамках многосторонних соглашений (договоров). Основным содержанием многосторонних соглашений (договоров) о совместной борьбе с отдельными преступлениями является признание сторонами этих деяний на своей территории преступными и обеспечение неотвратимости их наказания.

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Данные принципы, указаны нормативно, в двух больших группах документах:

1) Международные пакты, соглашения и конвенции, формирующие общие принципы и векторы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью. Особое место в и среде, принадлежит документам, принятым ООН.

2) Договоры, формирующие политику и практику государств в их совместной борьбе с преступностью.

В большинстве многосторонних конвенций по борьбе с преступностью устанавливается, что зафиксированные в них правонарушения подпадают под юрисдикцию того государства, на чьей территории они совершены, или если они совершены на борту судна или летательного аппарата, зарегистрированного в этом государстве, или если предполагаемый правонарушитель является гражданином этого государства. Также во многих конвенциях предусматривается юрисдикция государства, на территории которого оказался предполагаемый правонарушитель.

При этом в настоящее время нельзя утверждать то, что практика борьбы с международной преступностью сложилась окончательно - напротив, она развивается под воздействием целого ряда экономических, социальных и политических тенденций.

Проблема совершенствования международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась ее корыстная направленность, значительно возросло количество преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных группировок.

Можно предположить, что наибольший потенциал в деле противодействию современной преступности, имеют крупные международные организации, в первую очередь ООН. Это обусловлено как нормативными и юридическими, так и социальными факторами.

1 Бородин С.В. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.: Юридическая литература, 2003. С. 201.

Можно утверждать, что фактически с момента создания, в ООН образовалась система органов по борьбе с преступностью. В целом, основные органы ООН по борьбе с преступностью - конгрессы ООН, КППУП, ЮНОДК, КТК, которые, в своей совокупности, оперативно разрешают поставленные перед ними задачи1.

Важнейшую роль, в координации международной борьбы с преступностью, выполняет Управление ООН по наркотикам и преступности. Сферы деятельности этой организации, таковы:

1) организованная преступность и незаконная торговля;

2) коррупция;

3) предотвращение преступлений и реформа уголовной юстиции;

4) предотвращение злоупотребления наркотиками и здоровье;

5) предотвращение терроризма.

Кроме того, УНП ООН анализирует возникающие тенденции в области преступности и правосудия, разрабатывает базы данных, выпускает глобальные обзоры, собирает и распространяет информацию, а также проводит оценки потребностей конкретных стран и мер раннего предупреждения, например, об эскалации терроризма, а также выполняет важнейшую роль в контексте правотворчества ООН2.

В настоящее время, разработанные ООН документы по предупреждению преступности и уголовному правосудию основываются на Уставе Организации Объединённых Наций как фундаментальном источнике международного права и являются важнейшим результатом приоритетного направления уставной деятельности ООН по содействию условиям социального прогресса и развития, по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Большинство материалов одобрены резолюциями главных органов ООН и носят рекомендательный характер. Вместе с тем отдельные формулировки материалов конгрессов ООП включаются в международные договоры или становятся частью свода норм международного обычного права, то есть способствуют его унификации3.

Российское право, в отмеченном процессе унификации, не является исключением. Факты подписания и ратификации Россией конвенций ООН, направленных на борьбу с терроризмом, транснациональной организованной преступности, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией, и последующая трансформация национального законодательства РФ свидетельствуют о безусловном влиянии актов конгрессов ООН на законодательство России в сфере уголовного правосудия4.

Кроме того, акты конгрессов ООН нашли свое отражение в уголовном, уголовно -процессуальном, уголовно-исполнительном законодательстве РФ, а также в практической криминологии.

Вместе с тем можно отметить, что состояние правового регулирования в сфере уголовного правосудия не может считаться совершенным. Необходимо продолжить унификацию национального законодательства в области борьбы с преступностью, прежде всего в соответствии с универсальными стандартами ООН. В связи с этим необходимо учесть опыт деятельности ООН по предупреждению преступности, а также актуальные тенденции международного сотрудничества государства в области борьбы с преступностью, свидетельствуют о том, что важнейшим условием успешной борьбы с преступлениями международного характера является осуществление

1 Бастрыкин А.М. Формы и направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Вестник МГУ, 2007. Сер. 6. Право. № 3. С. 52-53.

2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Международное уголовное право 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013. С. 120.

3 Квашис В. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир, 2011. № 10. С. 21.

4 Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. С. 202.

правовой помощи по уголовным делам, в том числе выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция).

Экстрадиция становится эффективным средством борьбы с преступностью только в том случае, когда она регламентирована внутригосударственным законодательством. В связи с этим, мы рекомендуем разработать и принять федеральный закон «О выдаче (экстрадиции) лица для уголовного преследования или исполнения приговора, или лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в стране, гражданином которой он является». В данном законе необходимо предусмотреть универсальные принципы, процедуры и основания экстрадиции.

Завершая настоящую статью, отметим, что современное сотрудничество государств в борьбе с преступностью - важнейшая составляющая международных отношений, без которой невозможно существование современного миропорядка.

Список литературы

1. Устав Организации Объединенных Наций Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.

2. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (в ред. от 01.01.1986) // Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1994. С. 17-30.

3. Бастрыкин А.М. Формы и направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Вестник МГУ, 2007. Сер. 6. Право. № 3. С. 52-56.

4. Бородин С.В. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.: Юридическая литература, 2003. 308 с.

5. Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 278 с.

6. Квашис В. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир, 2011. № 10. С. 20-27.

7. Наумов А.В., Кибальник А.Г. Международное уголовное право 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013. 320 с.

ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ Ковалев А.А.

Ковалев Андрей Анатольевич - студент, Юридический институт, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: статья посвящена исследованию объекта преступлений против порядка управления. В исследовании обосновывается необходимость выделения в уголовном законе такой категории как «интересы органов управления». Ключевые слова: порядок управления, объект управления, интересы органов управления, преступления против государственной власти, уголовно-правовая политика, характер и степень общественной опасности, представитель власти.

В теории уголовного права преступления против порядка управления относятся к наименее исследованной группе общественно опасных деяний. В какой-то степени не столь активный интерес ученых к этой группе преступлений можно объяснить ролью

Основными субъектами права международного сотрудничества в сфере противодействия преступности являются государства. Именно государства формулируют принципы и нормы, составляющие правила сотрудничества в указанной сфере, и несут ответственность за обеспечение их соблюдения.

Так, например, в ст. 1 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. говорится, что государства обязуются принимать меры предупреждения геноцида. Согласно п. 1. ст. 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. государства обязуются принимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под их юрисдикцией. Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. государства обязуются сотрудничать в деле предупреждения, расследования и уголовного преследования за коррупцию и приостановления операций (замораживания), ареста, конфискации и возвращения доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с этой Конвенцией. В соответствии со ст. 4 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 11 декабря 1973 г. государства-участники берут на себя обязанности сотрудничать в деле предотвращения преступлений, предусмотренных данной Конвенцией.

Оказание правовой помощи заключается, в частности, в проведении таких мероприятий, как розыск предполагаемых преступников, предоставление необходимых материалов, установление местонахождения лиц и предметов, получение показаний, исполнение запросов о проведении обысков и др. (Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам); осуществлении экстрадиции лиц, обвиняемых в совершении преступлений или осужденных для исполнения наказания (Европейская конвенция о выдаче); обмене информацией, опытом, реализации международных стандартов в области уголовного правосудия (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и др.).

Ключевыми являются международные договоры, признающие определенные деяния в качестве преступных и особо опасных и устанавливающие ответственность за их совершение, а также закрепляющие совместные действия государств с целями их предотвращения и пресечения.

Как правило, соглашения такого рода определяют (в отношении преступлений международного характера):

  • - международную и национальную опасность подобных деяний, которые посягают на международный и национальный правопорядок;
  • - объективную сторону преступных деяний независимо от того, где они совершены, против кого направлены и какое гражданство имеет преступник (таким образом достигается согласование государствами квалификации преступных деяний);
  • - субъектов подобных преступлений;
  • - непосредственные обязательства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пресечению преступлений;
  • - в общей форме обязанность государств применять наказание. А определение уголовных санкций, осуждение отдельных преступников за конкретные преступления осуществляются уголовным законодательством государств - участников этих соглашений (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников) .

Признание государствами особой опасности для всего международного сообщества определенных уголовных деяний, именуемых международными преступлениями, и необходимости совместных мер для их предупреждения и пресечения - важное направление сотрудничества государств в противодействии преступности, поскольку международные преступления посягают на жизненно важные интересы государств и наций, подрывают основы их существования, грубо попирают важнейшие принципы международного права, представляют угрозу миру и безопасности (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.).

Таким образом, основным вкладом государств как основных субъектов международного права в дело противодействия преступности является создание международно-правовых основ для противодействия международным преступлениям и преступлениям международного характера.

  • См.: Бабой А. А., Колташов А. И. Право международных организаций и сотрудничество государств в борьбе с преступностью: учеб.-метод. пособие. М., 2008. С. 130.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...