Международные организации названия и назначения. Международные организации: список и основные характеристики

Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:

— наличием учредительного документа;

— постоянным или регулярным характером деятельности;

— использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;

Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.

Организация Объединенных Наций - международная организация государств, созданная в 1945г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет ООН, Совет по Опеке ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, англ: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - созданное в 1946г. специализированное учреждение ООН, содействующее осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - наименование Европейского союза до 1994г. Европейское сообщество основано по Римскому Договору 1957г. как общий рынок шести европейских государств.

Европейский Союз - экономическая ассоциация 15-ти . В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, англ: Organisation of the Petroleum Exporting Countries) - картель (объединение предпринимателей), образованная в 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую . ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти.

Всемирная торговая организация (ВТО) - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

Ассоциация Государств Юго-Восточной () - созданная в 1967г. региональная организация, в состав которой вошли , и . Цели АСЕАН - ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран, установление мира в регионе.

Организация Североатлантического Договора (НАТО, англ: North Atlantic Treaty Organization) - военный политический союз, созданный по инициативе на основе Североатлантического договора, подписанного в апреле 1949 года в США,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Устав Организации Объединенных Наций - международной организации, созданной для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Цели и принципы ее деятельности, правоспособность, привилегии и иммунитеты.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2014

    Исследование истории создания Организации Объединенных Наций. Характеристика её роли в поддержании мира и международной безопасности, развитии сотрудничества между государствами. Обеспечение интересов справедливости, прав человека и международного права.

    реферат , добавлен 22.06.2014

    История развития международных организаций до создания ООН, межправительственные и неправительственные международные организации. Организации Объединенных Наций как ведущая международная организация по обеспечению мира и международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2007

    Разрешение международных споров по Уставу ООН. Назначение Международного Суда Организации Объединенных Наций в разрешении международных споров. Другие международные акты, регулирующие мирное разрешение международных споров.

    доклад , добавлен 10.01.2007

    История создания, состав и функции Организации Объединенных Наций (ООН). Роль ООН в мирном урегулировании международных споров и конфликтов, а также в борьбе с терроризмом. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях.

    Совет Европы (Council of Europe - CE) образован в 1949 г. экономически развитыми странами.

    В 2008 г. в Совет входило 47 государств, в том числе бывшие социалистические страны и Россия (принята в 1996 г.).

    Цели Совета Европы - защита прав человека, расширение демократии, сближение позиций европейских стран по вопросам охраны окружающей среды, образования, здравоохранения.

    Страны - члены (47 ): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Грузия, Великобритания, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Черногория, Чехия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония.

    Статус наблюдателей (5 ): Ватикан, Канада, Мексика, США и Япония.

    Высший орган - Комитет министров, который занимается политическими аспектами сотрудничества, бюджетом, принимает политические рекомендации.

    В рамках Совета Европы работает Европейский центр молодежи, Европейский суд и др. организации и фонды.

    Руководящие органы находятся в Страсбурге (Франция).

    Европейский Союз - ЕС (European Union - EU) - наиболее значимая политико-экономическая организация европейских стран. Предшественниками ЕС были Европейское объединение угля и стали, образованное в 1950 г. для защиты этих передовых отраслей от конкуренции с американской промышленностью, затем Европейское экономическое сообщество и Европейский Союз.

    В 1957 г. страны ЕОУС (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома).

    В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций - ЕОУС, Евроатома, ЕЭС - была создана новая интеграционная группировка - Европейское Сообщество. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.

    Цели ЕС - координация действий стран-членов в сферах экономики (Создание общего рынка, экономического и валютного союза, единой валюты), обороны, права, внешней и внутренней политики (включая координацию иммиграции, совместное противостояние терроризму, улучшение условий жизни граждан стран-членов), создание пространства без внутренних границ.

    В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия.

    Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза - экономического, валютного и финансового - и введение единого общеевропейского гражданства.

    С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский Союз.

    В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны - Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.

    С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС - евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица ныне используется для взаиморасчетов между 13 странами - членами ЕС: Бельгией, ФРГ, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией, Ирландией, Грецией, Испанией, Португалией, Австрией, Финляндией. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.

    2004 г. ознаменовался самым большим за историю европейской интеграции расширением союза. В союз вошли Кипр и Мальта; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также бывшие республики, входившие в СССР - Эстония, Латвия, Литва.

    В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.

    Европейский валютный союз действует в рамках ЕС, к 2008 г. включал 13 стран: Австрия, Бельгия, Греция (присоединилась в 2001 г.), Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия, Финляндия, ФРГ. В конце 2007 г. в зону евро вошла Словения.

    Единая валюта - евро - стала использоваться при безналичных расчетах, а с 1 января 2002 г. - в наличных расчетах.

    Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ (European Free Trade Association - EFTA) создана в 1960 г. как противовес Европейскому экономическому сообществу. Последовательно страны - члены ЕАСТ вступили в ЕС; к 2008 г. в ЕАСТ осталось 4 члена - Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

    Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария).

    Совет балтийских государств (Council of the Baltic Sea States - CBSS) создан в 1992 г. для обеспечения сотрудничества между странами бассейна Балтийского моря в области экономики, развития демократических институтов, гуманитарной помощи, охраны окружающей среды, транспорта и связи.

    Страны-члены (12 ): Дания, Европейский Союз, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония.

    Наблюдатели (7 ): Великобритания, Италия, Нидерланды, Словакия, США, Франция, Украина.

    Штаб-квартира находится в Стокгольме (Швеция).

    Северный Совет (Nordic Council - NC) создан в 1952 г. (действует с 1953 г.) для развития регионального социально-экономического сотрудничества и совместных действий в области охраны окружающей среды.

    Страны-члены (5 ): Дания (включая Фарерские острова и Гренландию), Финляндия (включая Аландские острова), Исландия, Норвегия, Швеция.

    Статус наблюдателей имеют три местных органа самоуправления саамов Финляндии, Норвегии и Швеции.

    Штаб-квартира находится в Копенгагене (Дания).

    Организация Центрально-Европейской инициативы (Central European Initiative - CEI) под этим названием действует в 1992 г. (стала преемником образовавшейся в 1989 г. организации «Четырехсторонняя инициатива» (Quadrilateral Initiative), с 1991 г. - «Шестисторонняя инициатива» (Hexagonal Initiative).

    Цели - экономическое и политическое сотрудничество в регионе между Адриатикой и Балтикой.

    Страны-члены (18): Албания, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия.

    Штаб-квартира - в Лондоне (Великобритания).

    Западноевропейский союз (Western European Union - WEU) создан в 1954 г. (действует с 1955 г.) для обеспечения коллективной обороны и унификации политической организации стран-членов.

    Страны-члены (10 ): Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ.

    Ассоциированные члены (6 ): Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия.

    Ассоциированные партнеры (7 ): Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония.

    Наблюдатели (5 ): Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция.

    Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия).


    Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю , объем которой определяется волей государств-членов.

    Замечание

    • противоречит основам международного права , поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;
    • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
    • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
    • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
    • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.

    Признаки международной организации:

    Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

    Создание в соответствии с международным правом

    1) Создание в соответствии с международным правом

    Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

    Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

    Учреждение на основе международного договора

    2) Учреждение на основе международного договора

    Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

    Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

    Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

    Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

    3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

    Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

    Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

    Наличие соответствующей организационной структуры

    4) Наличие соответствующей организационной структуры

    Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

    Межправительственные организации имеют:

    • штаб-квартиры;
    • членов в лице суверенных государств;
    • необходимую систему главных и вспомогательных органов.

    Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

    Наличие прав и обязанностей организации

    5) Наличие прав и обязанностей организации

    Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

    Самостоятельные международные права и обязанности организации

    6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

    Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

    Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

    Классификация международных организаций

    В числе международных организаций принято выделять:

    1. по характеру членства:
      • межправительственные;
      • неправительственные;
    2. по кругу участников:
      • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
      • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
      • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
    3. по компетенции:
      • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
      • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
    4. по характеру полномочий:
      • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
      • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
    5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
      • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
      • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
    6. по структуре:
      • с упрощенной структурой;
      • с развитой структурой;
    7. по способу создания:
      • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
      • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

    Юридическая основа международных организаций

    Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

    В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

    Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

    Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

    Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

    Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

    В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

    Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

    1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
    2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

    Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

    Указанный принцип означает:

    • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
    • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
    • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
    • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
    • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
    • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

    Правосубъектность международных организаций

    Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

    Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью , отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

    Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

    1. правоспособность , т. е. способность иметь права и обязанности;
    2. дееспособность , т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
    3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
    4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

    Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

    Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

    1) Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

    Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

    2) Наличие обособленных прав и обязанностей.


    Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации:

    1. способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;
    2. поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

    3) Право на свободное выполнение своих функций.

    Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

    Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

    4) Право на заключение договоров.

    Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

    В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

    5) Участие в создании норм международного права.

    Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм , а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

    Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

    В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

    • быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;
    • выступать как автор проекта текста подобного договора;
    • созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;
    • сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;
    • после заключения договора выполнять функции депозитария;
    • пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

    Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

    6) Право обладать привилегиями и иммунитетами.

    Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска , конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

    Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

    7) Право на обеспечение выполнения норм международного права.

    Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

    При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

    • путем представления докладов государствами-членами;
    • наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

    Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:

    1) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями:

    • приостановление членства в организации;
    • исключение из организации;
    • отказ в членстве;
    • исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

    2) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

    Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООНв целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН)

    В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые коррективные меры, вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
    Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

    8) Международно-правовая ответственность.

    Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Например, они должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

    Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся, их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.

    Ольга Нагорнюк

    Зачем нужны международные организации?

    Современный мир находится на этапе постиндустриального развития. Его отличительными чертами являются глобализация экономики, информатизация всех сфер жизни и создание межгосударственных объединений — международных организаций. Зачем страны объединяются в такие союзы и какую роль они играют в жизни общества? Об этом мы порассуждаем в нашей статье.

    Цель существования международных организаций

    Человечество пришло к осознанию того, что проблемы, будь то политический или экономический кризис, эпидемия СПИДа или свиного гриппа, всемирное потепление или дефицит энергоресурсов, следует решать сообща. Так родилась идея создания межгосударственных объединений, которые получили название «международные организации».

    Первые попытки создать межгосударственные союзы относятся к античности. Первая торговая международная организация Ганзейский торговый союз появилась во времена средневековья, а попытка создать межнациональное политическое объединение, которое помогало бы мирному урегулированию острых конфликтов, пришлась на начало XX века, когда в 1919 году была основана Лига наций.

    Отличительные черты международных организаций:

    1. Статус международных получают лишь объединения, в которых состоят 3 и более государств. Меньшее количество членов дает право называться союзом.

    2. Все международные организации обязаны уважать государственный суверенитет и не имеют права вмешиваться во внутренние дела стран-членов организации. Другими словами, они не должны диктовать правительствам стран, с кем и чем торговать, какую конституцию принимать и с какими государствами сотрудничать.

    3. Международные организации создаются по подобию предприятий: у них есть свой устав и органы управления.

    4. Международные организации имеют определенную специализацию. Например, ОБСЕ занимается решением политических конфликтов, в ведении Всемирной организации здравоохранения находятся вопросы медицины, Международный валютный фонд занимается выдачей кредитов и финансовой помощи.

    Международные организации подразделяются на две группы:

    • межправительственные, созданные путем объединения нескольких государств. Примером таких объединений могут служить ООН, НАТО, МАГАТЭ, ОПЕК;
    • неправительственные, называемые еще общественными, в образовании которых государство не принимает участие. К ним относятся Greenpeace, Международный комитет Красного Креста, Международная автомобильная федерация.

    Цель международных организаций — найти оптимальные пути решения проблем, возникающих в сфере их деятельности. Совместными усилиями нескольких государств с этой задачей справиться легче, чем каждой стране в отдельности.

    Самые известные международные организации

    Сегодня в мире насчитывается порядка 50 крупных межгосударственных объединений, каждое из которых распространяет свое влияние на определенную сферу деятельности общества.

    ООН

    Наиболее известным и авторитетным международным альянсом является Организация Объединенных Наций. Она была создана в 1945 году с целью предупреждения возникновения Третьей мировой войны , защиты прав и свобод человека, проведения миротворческих миссий и предоставления гуманитарной помощи.

    Сегодня членами ООН являются 192 страны, в том числе Россия, Украина и США.

    НАТО

    Организация Североатлантического договора, называемая еще Североатлантическим Альянсом, — это международная военная организация, основанная в 1949 году по инициативе США с целью «защитить Европу от советского влияния». Тогда членство в НАТО получили 12 стран, сегодня их число выросло до 28. Помимо Соединенных Штатов, в НАТО входят Великобритания, Франция, Норвегия, Италия, Германия, Греция, Турция и др.

    Интерпол

    Международная организация уголовной полиции, объявившая своей целью борьбу с преступностью, была создана в 1923 г., и сегодня насчитывает в своем составе 190 государств, занимая по численности стран-членов второе место в мире после ООН. Штаб-квартира Интерпола расположена во Франции, в Лионе. Это объединение уникально, поскольку не имеет больше аналогов.

    ВТО

    Всемирная торговая организация была учреждена в 1995 году в качестве единого межгосударственного органа, контролирующего разработку и внедрение новых торговых отношений, в том числе снижения таможенных пошлин и упрощения правил внешней торговли. Сейчас в ее рядах насчитывается 161 государство, среди них — почти все страны постсоветского пространства.

    МВФ

    Международный валютный фонд, по сути, является не отдельной организацией, а одним из подразделений ООН, отвечающим за предоставление нуждающимся странам кредитов на развитие экономики. Средства выделяются исключительно на условиях выполнения страной-получателем кредита всех рекомендаций, выработанных специалистами фонда.

    Практика показывает: заключения финансистов МВФ не всегда отражают реалии жизни, примером тому служит кризис в Греции и сложная экономическая ситуация в Украине.

    ЮНЕСКО

    Еще одно подразделение Организации Объединенных Наций, занимающееся вопросами науки, образования и культуры. Задача этого объединения — расширение сотрудничества между странами в сфере культуры и искусства, а также обеспечение свобод и прав человека. Представители ЮНЕСКО борются с безграмотностью, стимулируют развитие науки, решают вопросы равенства полов.

    ОБСЕ

    Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе считается крупнейшей в мире международной организацией, отвечающей за безопасность.

    Ее представители присутствуют в зонах военных конфликтов в качестве наблюдателей, контролирующих соблюдение сторонами условий подписанных соглашений и договоренностей. Инициатива по созданию этого союза, который сегодня объединяет 57 стран, принадлежала СССР.

    ОПЕК

    Организация стран-экспортеров нефти говорит сама за себя: в ее состав вошли 12 государств, торгующих «жидким золотом» и контролирующих 2/3 всего мирового запаса нефти. Сегодня ОПЕК диктует цены на нефть всему миру, и не мудрено, ведь на долю стран-членов организации приходится почти половина экспорта этого энергоресурса.

    ВОЗ

    Основанная в 1948 году в Швейцарии Всемирная организация здравоохранения входит в состав ООН. Среди ее самых весомых достижений называют полное уничтожение вируса оспы. ВОЗ разрабатывает и внедряет единые стандарты медицинского обслуживания, предоставляет помощь в разработке и реализации государственных программ здравоохранения, выступает с инициативами, пропагандирующими здоровый образ жизни.

    Международные организации — признак глобализации мира . Формально они не вмешиваются во внутреннюю жизнь государств, однако на самом деле имеют эффективные рычаги давления на страны, входящие в состав этих объединений.


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Показать еще



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...