Название новейшего российского танка т 14. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.


Вокруг российского танка Т-14 «Армата» разгорелись нешуточные страсти. Ряд зарубежных и отечественных СМИ сообщили о том, что власти РФ якобы отказались от новейшей боевой машины, в разработку которой были вложены сотни миллионов долларов.

Поводом для однозначных выводов послужило заявление куратора отечественной оборонки, вице-премьера РФ Юрия Борисова. Чиновник рассказал о том, что «Армата» получилась достаточно дорогой для армии, и по этой причине имеет смысл сделать ставку на модернизации нынешнего танкового парка.

«Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооружённые силы? У нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит», - сказал Борисов.

По его мнению, в ближайшие годы армия может обойтись без массового поступления машин нового поколения, которые «достаточно дорогостоящие по отношению к существующим».

«Нам и так удаётся, имея бюджет в десять раз меньше стран НАТО, за счёт таких эффективных решений, когда смотрим модернизационный потенциал старых образцов, решать поставленные задачи», - подчеркнул Борисов.

Правда и лукавство Борисова

В настоящее время армия России вооружена примерна 1,8 тыс. танками, большая часть из них - это модернизированные версии Т-72. Борисов не лукавил, когда говорил, что отечественный танк не уступает по соотношению цены и качества американскому «Абрамсу», немецкому «Леопарду» и французском «Леклерку».

Т-72Б3 обладает худшими, по сравнению с зарубежными машинами, показателями огневой мощи, защищённости и автоматизации. В то же время российский танк значительно превосходит западных конкурентов в подвижности и надёжности.

На стороне Т-72 и экономика. Стоимость новенького Т-72Б3 составляет порядка 2 миллионов долларов, а модернизация каждого танка обходится в пределах всего лишь 200 тысяч долларов.

При этом цена за один «Абрамс», «Леклерк» и «Леопард» превышает 5–6 миллионов долларов. В неприхотливых условиях локальных конфликтов Т-72Б3 окажется, несомненно, сильнее. Помимо этого, покупка и обслуживание российского танка не требует больших расходов. Кстати, «Армата» не стоит совсем уж заоблачных денег. В СМИ можно встретить цифру в 250 миллионов рублей и 4 миллиона долларов за единицу.

Борисов не исказил реальность, когда подчёркивал достоинства Т-72, но его можно смело упрекнуть в смене представлений о развитии танковых войск. В 2013 году в интервью для «Эху Москвы», будучи в должности замминистра обороны, он заявил следующее: «Наша армия больше не может жить с техникой, которая осталась от СССР. Мы должны сделать большой скачок и создать новую боевую машину до 2015 года. И мы сделаем это».

Очевидно, что речь шла об «Армате». Тем не менее, прежнюю безапелляционность Борисова относительно советского наследия оправдывает фактор острого экономического кризиса, который поразил нашу страну в 2014 году. Минобороны и правительство были вынуждены корректировать закупочные планы и проводить секвестр военных расходов.

В 2017 году предшественник Борисова Дмитрий Рогозин сообщил, что Госпрограмма вооружения на 2018-2027 годы предполагает «серийные поставки» Т-14. Скорее всего, ещё в прошлом году военно-политическое руководство РФ решило оснастить «Арматой» несколько подразделений, что, как мы разобрались, совершенно некритично для российской армии.

Т-14 опередил своё время

С 2017 года в процессе модернизации находятся газотурбинные Т-80 и дизельные Т-90 (опытно-конструкторские работы «Прорыв-3»). Старт обновления парка, по сути, советских машин эксперты восприняли как результат буксовки процесса принятия на вооружение Т-14.

И всё же из заявления Борисова неразумно делать вывод о том, что Россия отказывается от Т-14. В пример можно привести ситуацию с Т-90 «Владимир», который считался самой совершенной боевой машиной в мире по состоянию на начало 1990-х годов. За четверть века российская армия получила только 350 этих танков (около 20% танкового парка).

На первый взгляд, проект Т-90 кажется провальным, так как по-настоящему масштабных поступлений новейших танков в войска не произошло. Однако на протяжении 25 лет ВС РФ не испытывали какую-то острейшую необходимость в этих машинах. Какой же был тогда смысл вкладывать деньги в создание Т-90?

Во-первых, на «Владимире» Россия смогла неплохо заработать. В 2000-е годы Т-90 стал самым продаваемым танком на международном рынке. Во-вторых, на основе некоторых технологических новшеств, воплощённых в Т-90, была создана «Армата». Не исключено, что в общих чертах Т-14 может повторить судьбу «Владимира».

Стоит добавить, что проект «Арматы» разрабатывался для ведения «сетецентрической войны», которую отличает высокая степень автоматизации процессов управления боем. Т-14 должен быть включён в единый информационный контур, который позволит получать информацию из множества источников. Именно в этом ключевое преимущество танка перед предшественниками.

Однако в российской армии пока не хватает беспилотников, да и формирование единого информационного контура находится на начальном этапе. «Армата» просто опередила своё время. И этот факт не может быть основанием для утверждений, что машина России не нужна. С большой вероятностью в рамках ГПВ, войска РФ получат несколько десятков Т-14, а при улучшении экономичного положения Минобороны увеличит объём закупок.

Как представляется, главная беда новейшего отечественного танка заключается в том, что его слишком рано расхвалили федеральные СМИ с подачи военных и политиков. На таком информационном фоне любая, даже не очень серьёзная проблема с Т-14, опрометчиво воспринимается как катастрофа.

    В Подмосковье начал работу международный военно-технический форум «Армия-2019». Общая площадь экспозиции составляет около 165 тыс. кв. м. Впервые на форуме можно увидеть самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С42 «Лотос», разработанное для ВДВ и морской пехоты. Также на выставке покажут перспективную боевую машину пехоты Т-15 с боевым модулем «Кинжал», робототехнический комплекс «Уран-9», зенитные ракетные системы «Тор-М2ДТ» и С-350 «Витязь».

    На международном военно-техническом форуме «Армия-2019» будет представлен опытный образец тяжёлой боевой машины пехоты Т-15. Об этом сообщил российский министр обороны Сергей Шойгу. Новейшая БМП унифицирована с танком третьего поколения Т-14 и выполнена на основе гусеничной платформы «Армата». Эксперты называют отечественную машину самой защищённой и мощной в своём классе. Основное оружие Т-15 - 57-мм боевой модуль «Кинжал», способный поражать на дальних расстояниях как наземные, так воздушные цели.

  • В 10:00 на Красной площади в Москве начался парад в честь 74-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. В нём приняли участие около 13 тыс. военнослужащих и более 130 единиц колёсной и гусеничной техники, в том числе легендарный советский танк Т-34, а также современные образцы вооружений - танк Т-14 «Армата», БМПТ «Терминатор», подвижной грунтовый ракетный комплекс «Ярс» и другие. RT вёл прямую трансляцию подготовки к параду.

    Минобороны России опубликовало программу проведения парада Победы 9 мая в Москве. Известно, что по Красной площади проедут танки Т-14 «Армата», перспективные бронемашины пехоты «Курганец-25» и «Бумеранг», тактические и стратегические ракетные комплексы. Традиционно возглавит колонну Т-34-85. Если позволят погодные условия, пролёт совершит авиация - несколько групп вертолётов, транспортники, истребители и бомбардировщики. Запланирована и имитация дозаправки в воздухе. Также на портале мэра Москвы указан перечень улиц, которые будут закрыты во время репетиций 29 апреля, 4 и 7 мая.

    На выставке IDEX 2019 в Абу-Даби конструкторы российского концерна «Техмаш» продемонстрировали новые «умные» взрыватели для снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО). Детонаторы способны подорвать боеприпас в заданной точке траектории. Аналогичная технология будет применяться и в новом российском гранатомёте АГС-40 «Балкан». Сообщается, что инженеры уже работают над снарядами следующего поколения - полностью «интеллектуальными» устройствами, которые смогут без помощи оператора рассчитать оптимальную дальность полёта и взорваться в нужной точке. «Умными» боеприпасами планируется вооружить российский танк Т-14 «Армата». Эксперты отмечают, что эта технология может приблизить обычные вооружения к уровню точности тактического ядерного оружия.

    За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная звезда» со ссылкой на Минобороны. Доля новой и модернизированной техники в стратегической ядерной триаде увеличилась с 37% до 81%, в Воздушно-космических силах - с 30% до 73,9%, в Военно-морском флоте - с 52% до 61,9%, в Сухопутных войсках - с 15% до 45,8%. Количество крылатых ракет в армии возросло в 30 раз за счёт поставок комплексов «Искандер-М» и «Калибр». Столь впечатляющие показатели были достигнуты благодаря улучшению взаимодействия Минобороны с оборонно-промышленным комплексом. Как полагают эксперты, положительную роль сыграло увеличение в ВС доли профессиональных кадров и гражданских специалистов.

    Индия рассматривает возможность закупки 1770 перспективных боевых машин (FRCV) для замены устаревающей военной техники, в частности танков Т-72, при этом основным претендентом для Нью-Дели является российский танк Т-14 «Армата».

    Российские инженеры разработали сравнительно недорогую технологию управления боеприпасами с дистанционным подрывом. Об этом сообщил генеральный директор московского НПО «Прибор» Юрий Набоков. Снаряды взрываются в определённой точке полёта, не соприкасаясь с препятствием или целью. Это позволяет более эффективно поражать живую силу, бронетехнику, танки, беспилотники и малоразмерные цели. Боеприпасы такого типа будут испытаны в 2019 году и войдут в арсенал новейших боевых машин российской армии. Какие преимущества даст Вооружённым силам РФ эта технология - в материале RT.

Танк Т-14 «Армата» последние новости 2017 года


Т-14 (Индекс ГБТУ - Объект 148) - новейший российский основной боевой танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Широкой публике Т-14 был представлен на параде Победы в 2015 году вместе с другими изделиями на базе Арматы.

Танк Т-14 Армата — видео

В рамках государственной программы вооружений размещён государственный заказ на изготовление 2300 танков Т-14 до 2020-2025 года. В 2015 году изготовлена опытно-промышленная партия из 20 танков В 2016 году началось серийное производство танков, которое не планируется сокращать даже в условиях кризиса. Одновременно начата процедура военной приемки и устранения недостатков.

Т-14 является первым в мире танком в рамках концепции «сетецентрической войны», где Т-14, за счёт применённого в танке кругового АФАР радара средней дальности, и инфракрасных HD-камер наблюдения с круговым охватом на 360°, используется как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и эскорта из танков Т-90 своего тактического звена.


Т-14 является первым в мире «стелс-танком» не только с кардинальным снижением видимости в инфракрасном, радио- и магнитном диапазоне, но и с применением инновационных технологий «искажения сигнатуры», то есть искажения своего визуального образа в указанных диапазонах затрудняющего поиск танка ГСН ПТУР класса Javelin, Spike или JAGM среди выброшенных инфракрасных ловушек и облаков диполей. Оборудован новым поколением комплекса активной защиты «Афганит», способным перехватывать даже противотанковые снаряды и, безопасно для окружающей танк пехоты и техники, ослеплять противотанковые управляемые ракеты путём использования дымометаллических завес или выжигания электроники их головок самонаведения за счёт использования электромагнитного оружия.

Т-14 оборудован динамическим бронированием четвертого поколения «Малахит», способного отражать с вероятностью более 95 % выстрелы из ручных противотанковых гранатометов, а также разрушать современные подкалиберные противотанковые снаряды, даже пущенные в борт танка.
Многослойное металлокерамическое лобовое бронирование танка невозможно пробить существующими снарядами и противотанковыми ракетами. Первый в мире танк с бронированной капсулой для экипажа, гарантирующей его выживание даже при детонации боекомплекта.

История создания Т-14 связана с продолжением наработок СССР по танкам с необитаемой башней, а также конкуренцией РФ и США за создание танка для концепции «сетецентрической войны», где конкурентом проекта Армата являлась программа Future Combat Systems. Авторитетное американское издание National Interest, оценивая конкуренцию программ Армата и Future Combat Systems, отмечает, что американский ВПК потерпел серьёзное поражение для национального престижа США, не сумев закончить разработку замены танку Абрамс.


В отличие от традиционных танков, Т-14 является «сетецетрическим танком», то есть предназначен не для одиночного боя, а для работы с группой различных боевых машин в одном тактическом звене, выполняя функции разведки, целеуказания и дистанционного управления через единую систему управления тактического звена от концерна «Созвездие», что позволяет всем машинам платформы «Армата» получать оперативную обстановку в режиме реального времени и автоматически рассчитывать баллистические данные для систем управления огнём в сценарии поражения целей не одной Арматой, а атаки цели всей группой разом, которая включает в себя, кроме Т-14, ещё несколько тяжёлых БМП Т-15, САУ 2С35 «Коалиция-СВ» и ударный вертолет.

На Т-14 находится защищенная от РЭБ антенна ГЛОНАСС-навигации и система радиосвязи, что подробнее описано в статье по ЕСУ ТЗ.

Поскольку радар Т-14 заявлен Ка-диапазона, то это означает, что у него теоретическая точность до 5 угловых минут (0,08°). На практике для сходных РЛС как «Кредо-1Е» удаётся достигнуть точности порядка 10 метров по дальности и 0,1° по азимуту. Панорамный инфракрасный прицел Т-14 с независимым вращением может уточнить азимут обнаруженной цели с еще большей точностью, как это делалось на аналогичной машине XM1209 в программе Future Combat Systems. Однако, даже не принимая во внимание уточнение координат целей оптическими методами, радар позволяет эффективно корректировать огонь САУ, следующих за Т-14, и в целом вести довольно эффективно собственный огонь осколочно-фугасными снарядами. Действительно, РЛС при точности в 0,1° на 6 км может выдавать координаты с точностью около 10 метров. На 10 км ошибка составит около 17 метров, что достаточно для обстрела пехоты и легко бронированной техники из САУ со 152 мм снарядами. Отметим, что даже небольшие доплеровские радары хорошо также видят разрывы снарядов по разлетающимся осколкам, поэтому могут использоваться для корректировки артиллерийского огня, сообщая поправке к стрельбе. Немаловажный факт, что даже уточнив азимут по панорамному прицелу, командир танка может не использовать лазерный дальномер и цель не сможет предпринять мер по самообороне как дымовая завеса.


Некоторые эксперты указывают, что импульсно-доплеровский радар Т-14 умеет вычислять траектории снарядов подобно РЛС артиллерийской разведки, то есть способен по траекториям пролетающих мимо Т-14 снарядов вычислять автоматически координаты позиций вражеских танков и артиллерии и выполнять автоматический их обстрел. Действительно, в аналогичном радаре как ELM-2133 из Трофи поддерживается вычисление координат выстрела ПТРК, РПГ или снаряда с передачей данных на СУО для открытия ответного огня. Однако по примеру аналогичной системы в Меркава можно ожидать, что точность определение координат таким методом места пуска ракет может оказаться недостаточна для нанесения только по ним ответного артиллерийского удара, потребуется доразведка цели оптическими средствами.


Поскольку Т-14 использует импульсно-доплеровскую РЛС, способную вычислять вектор скорости цели, то РЛС может выдать очень точные угловые координаты вертолета или самолета воздухе для указания сектора для пуска ракет для легких ЗРК класса Сосна, Стрела-10М4 или ЗРК ОCА, не имеющих собственных обзорных круговых радаров, но оборудованных аппаратурой для внешнего целеуказания и управления по радиосвязи. Для более мощных ЗРК класса Панцирь-С1 такой сценарий внешнего целеуказания также представляет крайнюю ценность, так как позволяет избежать демаскировки ЗРК за счет работы собственного радара с риском быть уничтоженным противорадарной ракетой.

Эксперты сообщают, что Т-14 будет способен указывать цели и своему эскорту из многочисленных старых танков Т-90МС модернизированных с установкой помехозащищенной связи и GPS/GLONASS-навигаторов. Очевидно, что точность радара Т-14 избыточна для такого сценария, так как Т-90МС будут выполнять окончательное точное наведение по своим инфракрасным прицелам. Однако существенно важнее сама реализация такого сценария, так как позволяет Т-14, будучи самой ценной управляющей машиной, уклоняться от контактно боя, а вступив в контактный бой, не уничтожить собственные танки.


Концепция «сетецентрической войны» приводит к массовому внедрению робототехники, так, «Уралвагонзавод» сообщил, что Т-14 будет дистанционно управляемым, а также к 2017-2018 годам будут выпущены прототипы Т-14 без экипажа и управляемые роботом с искусственным интеллектом. Как первый этап по созданию «беспилотного» Т-14 должен быть сделано сокращение экипажа до 2-х человек в серийной версии танка, освободившееся место планируется использовать для дополнительного боекомплекта. Китайское информационное агентство Sina, комментируя это, отмечает, что Т-14 так может стать «боевым дроидом», автоматически уничтожающим обнаруженные цели без участия человека, где оператор выдает лишь общие тактические задания. Отметим, что подобные режимы автоматического уничтожения всех целей, не ответивших на запрос «свой-чужой», уже много лет работают в системах ПВО, поэтому новизна технологии - только в применении для танков.


Комплекс активной защиты Афганит

Расположение камер и радаров КАЗ Афганит на башне танка Т-14


Комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит» обладает дальними радарами предупреждения об угрозах, поэтому используется также для разведки целей. Сценарии защиты Афганита также включают в себя интеграцию системы управления огнем для агрессивного огневого ответа в случае нападения на защищаемую бронетехнику. В том числе Афганит управляет автоматическим поворотом башни в сторону подлетающего боеприпаса для разворачивания в его сторону более мощной брони и средств защиты, а главное нанесение удара - по расчету ПТРК.

Обзорный радио-оптический радар Афганита состоит из четырёх АФАР панелей импульсно-доплеровского радара и интегрированных с ним круговых HD-камер дальнего и ближнего инфракрасного диапазона. За счет интеграции со средствами инфракрасного наблюдения Афганит имеет повышенную устойчивость к РЭБ и также может находиться только в пассивном режиме со включенными камерами, но с выключенным радаром для маскировки. Комплекс безопасен для окружающей пехоты, так как ориентирован на вывод из строя ракет больше средствами дымометаллических завес, электромагнитным импульсом от стационарного генератора на SOS-диоде и ЭМИ-гранатами. Для усиления эффективности действия завес по маскировке Т-14 оборудован стелс-средствами, такими как теплоизоляция корпуса и снижение видимости в радиодипазоне.

Афганит обладает возможностью управления роботизированной пулеметной установкой для уничтожения подлетающих боеприпасов. Афганит может разрушать даже атакующие бронетехнику снаряды за счет дополнительных 2х высокоскоростных доплеровских радаров ближнего действия, изготовленных по ПФАР-технологии и работающих по подсветке от постоянного источника.


Комплекс динамического бронирования Малахит

На Т-14 установлена новая версия динамического бронирования, которая может быть реализована в том числе на электронном управлении. На текущий момент разработчики раскрыли только данные, что ВДЗ «Малахит» способна разламывать внутри себя снаряды и отражать тяжелые ПТУР. Заявляется безопасность ВДЗ для танка и пехоты путём сокращения количество взрывчатого вещества, используемого ВДЗ для уничтожения боеприпасов.


Радиолокационный комплекс

АФАР радар N036B-1-01 созданный на технологии LTCC примененной и для радаров Т-14


Радар Т-14 используется для разведки целей всех видов от вражеской бронетехники до индентификации полета ПТУР. Сам радар является частью системы активной защиты Афганит, хотя может использоваться в атакующих сценариях.

Согласно техзаданию Минпромторга на закупку Т-14, в танке впервые в мире будет использован радар на активной фазированной антенной решётке, сделанный по той же технологии, что и у истребителя пятого поколения Т-50 - на низкотемпературной керамике для Ка-диапазона 26,5-40 ГГц (LTCC-технология). Особенность технологии АФАР на LTCC - в умеренной стоимости радара и надежности. АФАР-радар состоит из 4-х LTCC-панелей на башне танка и обеспечивает наблюдение за целями на 360 градусов без вращения радара. В целом радар напоминает по конструкции четыре панели радара ELM-2133 из комплекса активной защиты Трофи для танка Меркава. Панели радара закрыты также пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами. Для быстрого извлечения и замены защитных экранов или поврежденного модуля радара целиком предусмотрены пластиковые петли.

АФАР радары Т-14 видны на башне танка


Обзорный радар Т-14 может одновременно отслеживать 40 наземных динамических и 25 воздушных аэродинамических целей на дистанции до 100 км. Ранее производители радаров для КАЗ до выхода Афганита даже боролись с дальностью обнаружения целей, снижая как можно больше мощность и дальность радара. В КАЗ «Арена» был встроен режим снижения мощности импульсов по мере подлета боеприпаса. Но все такие меры в целом оказывались малоэффективными против сверхчувствительных антенн систем радиотехнической разведки и в особенности самолётов ДРЛО, которые автоматически вычисляли позиции танков на большой дистанции сразу же после включения ими радаров КАЗ даже со слабым сигналом. В концепции Т-14 решили не бороться с этим, а сделать недостаток достоинством, то есть усилить мощность РЛС, сделав ее еще более заметной, но превратив ее в средство разведки целей в сценарии «сетецентрической войны», для выдачи целей на уничтожение в первую очередь другим боевым машинам.

Дополнительно к четырём панелям обзорного радара на Т-14 еще имеется два радара сверхбыстрой реакции для короткой дистанции. Данные радары нужны для срабатывания разрушающих элементов КАЗ против снарядов (БОПС), а также в целях маскировки, когда основной обзорный радар Т-14 выключен, подробнее данная технология описана в разделе о комплексе активной защиты. Обзорный радар из 4х панелей управляет постановкой мультиспекральных завес, а также выполняет функции разведки целей.


Инфракрасный комплекс обнаружения целей

Башня танка Т-14 с хорошо видимыми инфракрасными приборами


На башне с пулемётной установкой имеется панорамный прицел с независимым вращением от оси пулемета на 180° с высокочувствительной и высокоточной инфракрасной системой с криогенным охлаждением производства Казанского оптико-механическом завода. С инфракрасной камерой спарена камера в видимом спектре света и лазерный дальномер. Вместе с пулеметной установкой панорамный прицел способен вращаться на 360°. Режим независимого вращения прицела и пулемета был впервые публично продемонстрирован 2 апреля 2016 года на испытаниях Т-14. В целом совместном движении механики независимого от пулемета панорамного прицела классическое и такие же решения можно увидеть на демонстрациях от компании Raytheon.

Традиционно панорамные прицелы используются командирами танков для обнаружения координат целей. В случае «сетецентрического танка» как Т-14 панорамный прицел аналогично XM1209 интегрирован с радаром танка и роботизированная механика быстро вращает панорамный прицел для обследования по очереди целей, обнаруженных радаром танка, или инфракрасными камерами кругового обзора, описанными ниже. Таким образом уточняются координаты целей, компенсируется низкая разрешающая способность радара и возможная утрата контакта с целью радара из-за применения РЭБ.


Командир танка получает на компьютерном мониторе карту тактической обстановки, на которую наложены координаты целей, и отдает команды наводчику, какие цели более подробно обследовать или обстрелять. Выявленные координаты наземных и воздушных целей также транслируются с Т-14 на командную машину ЕСУ ТЗ, которая выберет средство поражения.

Инфракрасный прицел танка предназначен для точного наведения орудия на цель и используется в составе системы управления огнем описанной ниже, а также для обследования цели, полученной от командира танка оператором-наводчиком. Причем наводчик, используя сенсорный экран, может нажатием пальца по изображению уточнить координаты цели, что является необходимым для целеуказания по тщательно замаскированным целям, когда компьютеру требуется ассистирование человека.

Поскольку прибор автоматически закрывается бронешторками, то в автоматической системе непрерывного поиска целей не участвует. Единственные неэлектронные оптические перископы на Т-14 доступны водителю и командиру танка для обзора в целях вождения. Для вождения в ночных условиях водитель использует прибор ночного видения, а также светодиодные фары танка позволяют переключиться в режим инфракрасной подсветки дороги, чтобы не демаскировать танк ночью. Поскольку прибор автоматически закрывается бронекрышкой, то в автоматической системе непрерывного поиска целей не участвует.


Комплекс кругового обнаружения целей в инфракрасном и ультрафиолетовом спектрах

Инфракрасная обзорная камера Т-14 с объективом из кристаллического германия. Слева трубочка гидроочистки


В Т-14, помимо оптических приборов, входящих в СУО, оборудован шестью камерами HD-разрешения на башне танка, что позволяет экипажу наблюдать за обстановкой вокруг танка на 360 градусов, не покидая его. Камеры оборудованы автономным питанием и системой гидроочистки оптики от пыли и грязи.

HD-камеры кругового обзора подключены к системе активной защиты «Афганит», позволяя ей:

  • Работать при выключенном радаре
  • Избегать ошибок срабатывания
  • Работать в условиях РЭБ
  • Определять облучение танка лазером

Видеокамеры на микроболометрах позволяют также находить цели в ИК-диапазоне сквозь туман и дым, что важно с учетом того, что Т-14 сильно ориентирован на ослепление противников дымовыми завесами. Например, Т-14 при окружении вражеской пехотой может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным ИК-приборов.


Вооружение Т-14 Армата


Система управления огнём

Система управления огнём получает данные для обстрела целей от радио-оптических средств обнаружения их координат, описанных выше. Для наведения вооружения танка баллистический вычислитель использует также данные следующих датчиков, закрепленных на крыше танка.

  • Собственное положение танка от GLONASS-приемника и инерциальной системы навигации
  • Гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве
  • Датчик направления и скорости ветра
  • Датчик температуры и влажности воздуха
  • Датчиком изгиба ствола от нагрева


Орудие Т-14 Армата

Первые экземпляры танка были оснащены 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82-1М (в необитаемой башне, с полностью дистанционным цифровым управлением), разработки Завода № 9, имеющей возможность вести огонь в движении. В наличии датчик изгиба ствола от нагрева для учёта в баллистических вычислениях (закреплён в небольшом контейнере над стволом). Дальность поражения целей до 7000 метров и скорострельность 10-12 выстрелов в минуту. Орудие 2A82 обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучшее орудие НАТО на танке Леопард-2. Особенностью автомата заряжания 2A82 является возможность стрелять длинными боеприпасами до 1 метра длиной, что критично для подкалиберных бронебойных снарядов повышенного могущества, таких как «Вакуум-1» сходного с M829A3 для Абрамса. С учетом того, что наиболее вероятно Т-14 будет практически применяться в локальных войнах против старых танков стран третьего мира, то, скорее всего, 2А82-1М останется основным орудием за счет преимущества в два раза большем боекомплекте перед другим вариантам орудия калибра 152-мм, которое, вероятно, будут иметь меньшее число экземпляров Т-14.

На часть серийных экземпляров Т-14 также будет установлено 152-мм орудие 2А83. В феврале 2016 года началась процедура военной приёмки Т-14, включая версию танка со 152 мм орудием. Орудие 2А83 имеет бронебойность подкалиберного снаряда более 1000 мм, что заведомо превышает бронирование современных танков, и поэтому эксперты оценивают орудие как избыточное относительно и так мощнейшего, среди танковых орудий мира, 2A82-1M. Для сравнения, Абрамс последней модификации М1А2 имеет эквивалент бронирования от БОПС ~900 мм (не путать с эквивалентом 1350 мм от моноблочных ПТУР). Аналитики Минобороны США в своем отчёте отмечают, что для 152 мм орудия разрабатывается Росатомом новый бронебойный подкалиберный снаряд из обеднённого урана, что позволяет разрушать самую крепкую бронесталь. Заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» Вячеслав Халитов отметил также, что для 152 мм снарядов часто не требуется бронебойности в классическом понимании слова, так как кинетической энергии снаряда хватает, чтобы оторвать башню вражеского танка целиком даже без пробития ее брони. Скорость полёта снаряда 1980 м/с за счёт применения ряда новых разработок.

Танк может легко быть переоснащён орудием калибра 152 мм, однако 152-мм орудие имеет недостаток меньшего боекомплекта по сравнению со 125-мм, однако возможно использование забашенной ниши для перевозки дополнительного боекомплекта.

Т-14 Армата с 152-мм орудием


Первоначальные известные штатные снаряды семейства «Грифель» для орудия 2А83 как любые бронебойные оперённые подкалиберные снаряды являлись неуправляемыми. Однако поскольку 152-мм орудие 2A83 было разработано на базе орудия 2А65, модификация которого используется в тяжёлой САУ 2С19 «Мста-С», то часть экспертов предположила возможность использования управляемых снарядов от Мста-С типа «Краснополя». Лев Романов отметил, что если и будут созданы управляемые снаряды для Т-14, то они будут, в отличие от «Краснополя», радиоуправляемые с учётом наличия РЛС на Т-14. В целом идею, что Т-14 будут со 152-мм орудием и управляемыми снарядами доступны сценарии боевого применения, скорее напоминающие САУ, поддерживает и Виктор Мураховский, указывающий на эффективность борьбы с пехотой за счет осколочно-фугасных снарядов с дистанционным подрывом над ее позицией, и называет Т-14 в таком сценарии «танком огневой поддержки». Конструкторы «Уралвагонзавода» также отмечают, что Т-14 со 152 мм пушкой превращается в некоторый гибрид танка и самоходной артиллерийской установки, поэтому называют этот вариант Т-14 не танком, а «боевой артиллерийской машиной» (БАМ).


Предположения экспертов о наличии управляемых снарядов для Т-14 также подтвердились заявлением специализированного конструкторского бюро НТИИМ, которое сообщило о запуске комплекса испытаний «Траектория» новых управляемых 152-мм снарядов для Т-14 и САУ «Коалиция-СВ», но разработчики отказываются сообщить их точные ТТХ, отмечая только, что данные боеприпасы будут иметь средства обхода перспективных средств ПВО, способных сбивать снаряды, а также будут способны на обход средств противодействия помехам РЭБ, что указывает на то, что данный боеприпас рассчитан не на танковые дуэли, а на поражение высокозащищённых объектов вроде зенитно-ракетных комплексов или командных пунктов, которые оказались в досягаемости Т-14 при танковых прорывах. Судя по раскрытию данных на сайте производителя, управляемые снаряды Т-14 будут корректируемыми активно-реактивными, так как «Траектория», предназначенная для наблюдения за реактивными двигателями активно-реактивных снарядов. Активно-реактивные снаряды отличаются большой дальностью, судя по тому, что тестовые стрельбы Т-14 управляемыми снарядами ведутся на полигоне, переоборудованном для них для дистанций 30-50 км, то, вероятно, это и является радиусом действия данного высокоточного боеприпаса.


Ракетное вооружение Т-14 «Армата»

Как и свои предшественники, Т-14 будет иметь возможность запуска ракет через ствол пушки с помощью следующей версии ракетного комплекса «Рефлекс-М». Наличие способности стрельбы Т-14 управляемыми ракетами подтверждает отчёт экспертов из журнала Минобороны США OE Watch.

Виктор Мураховский также отмечает, что калибр 152 мм совпадает с ПТУР «Корнет» и позволяет использовать его ракеты, которые обладают вдвое большей дальностью (10 км против 5 км) и бронебойностью (1400 мм против 850 мм), чем ракеты калибра 125 мм у «Рефлекс-М». Также в номенклатуру «Корнет» входит ракета ПВО 9М133ФМ-3, существенно превосходящая возможности ПВО-ракеты Инвар-М для Рефлекс-М, которая хотя и может поразить зависающий вертолет, но радиус действия 9М133ФМ-3 в два раза выше (10 км) и, главное, эта ракета специально спроектирована для поражения воздушных целей на высоте до 9 км и самолётов со скоростями до 900 км/ч. Многие отечественные эксперты ратуют за 152 мм калибр именно из-за возможности запускать зенитные ракеты и выполнять функции ПВО.

Отметим, что критической необходимости реализовывать в Т-14 пуск 152 мм ракет нет, так как танк Т-14 предназначен для работы в тактической группе с тяжёлой БМП Т-15, которая уже вооружена ПТРК «Корнет» и более эффективна в обстреле воздушных целей из своей зенитной пушки.

Пулемётное вооружение

Пулемётное вооружение составляют зенитная установка с пулемётом «Корд», управляемая дистанционно командиром или наводчиком, и спаренный с орудием ПКТМ. Зенитный пулемёт «Корд» смонтирован в собственной роботизированной башне, интегрирован с АФАР-радаром танка, тепловизорами и способен поражать на дистанции до 1500 метров даже высокоскоростные цели, поэтому, кроме функции ПВО, интегрирован в комплекс активной защиты танка.


Бронирование башни

Предположительно бронирование башни Т-14 состоит из основного бронирования и противоосколочного кожуха, приборы на башне находятся между слоями бронирования. Кожух защищает приборы танка и от осколочных, фугасных и пулевых повреждений, а также используется для снижения радиозаметности против самых совершенных ПТУР с радиолокационным наведением в различных диапазонах частот. Кроме этого, кожух башни, выполняя функцию «Клетки Фарадея», является одним из средств обеспечения заявленной устойчивости приборов к электромагнитному импульсу. Кожух является разборным с помощью защелок, что позволяет получать быстрый доступ к приборам под ним в целях ремонта и обслуживания. Часть оборудования на башне как обзорные радары КАЗ может быть быстро заменена в походных условиях без разборки кожуха башни через вытяжные пластиковые тросики.

На Т-14, вероятно, применено хранение части боекомплекта в кормовой части башни подобно Леопард-2 и Меркава, что позволяет при детонации боекомплекта выбросить взрывную волну с помощью вышебных панелей без серьезных разрушений танка, а также дополнительно прикрывать отделение МТО от ПТУР, атакующих в крышу танка. Вполне возможно, что в кормовой части башни хранится запас длинных БОПС повышенного могущества «Вакуум-1», которые из-за метровой длины могут не помещаться в напольную карусель с прочими снарядами. Источники подтверждают, что в кормовой части башни Т-14 находится запасной боекомплект для пулемета. При этом заявляется, что имеется специальный робот перезарядки пулемета данным боекомплектом без необходимости экипажу покидать танк.

Некоторое представление об основном бронировании башни Т-14 по кожухом может дать анализ первых экспериментов с необитаемыми башнями как «Объект 477» Точное устройство башни под кожухом в деталях засекречено, однако эксперты предлагают различные варианты визуализации конструкции, исходя из своих предположений.

Бронирование корпуса

Т-14 использует общие элементы пассивного бронирования для платформы Армата:

Система смешивания выхлопа с холодным воздухом и имитации выхлопных отверстий для дезориентации ПТУР с ИК ГСН как Javelin


Двигатель и активная подвеска

Т-14 использует общие для платформы Армата двигатель и активную подвеску со следующими характеристиками

  • Двигатель с автоматической коробкой передач и переменной мощности от 1200 до 1800 л.с. обеспечивает движение до 90 км/ч и дальность хода до 500 км
  • Активная подвеска обеспечивает кардинальное уменьшение раскачивания танка на ходу, что повышает точность стрельбы на ходу и скорость движения по
  • пересеченной местности
  • БИУС танка контролирует двигатель, трансмиссию и приборы активной подвески автоматически принимая решения по обслуживанию танка и отдавая голосовые команды экипажу


Сравнение Т-14 «Армата» с другими танками

При сравнении Т-14 с танками НАТО следует отметить, что общее аналитическое агентство FMSO при Министерстве обороны США в своем отчёте отмечает, что Т-14 является танком следующего поколения относительно существующих. Как отмечает в этом отчете аналитик FMSO Чарльз Бартлез, Т-14 обладает целым рядом преимуществ перед существующими танками НАТО: радаром дальнего действия, активной подвеской, увеличивающей скорость и точность стрельбы танка, лобовой броней, непробиваемой современными ракетами и снарядами, а также активной системой защиты, способной перехватывать даже снаряды.

На текущий момент со штатной системой комплекса активной защиты, оборудованной АФАР-радаром с функцией автоматического вычисления позиции выстрела по танку ракетой или снарядом, поставляются только два танка в мире: Т-14 и израильский танк Меркава. Хотя лобовая броня Меркавы более слабая, чем у Т-14, но расположенный спереди танка двигатель гарантирует защиту экипажа, правда, ценой утраты подвижности танка. Активная защита как Меркавы, так и других перспективных танков НАТО не в состоянии отражать снаряды.

Мнение офицеров Генштаба Великобритании, что основной боевой танк Challenger 2 не может пробить защиту Т-14 своим орудием и потому нуждается в замене.

Газета Die Welt опубликовала информацию из заключения Министерства обороны ФРГ о необходимости срочной замены Leopard 2 в связи с появлением Арматы Т-14, что привело к созданию франко-немецкого объединенного танкового концерна. Пресса сообщает, что основной мотив опасений немецких военных совпадает с британскими, а именно неспособность Leopard 2 пробить защиту Т-14.

Китайские танкостроители заявляют, что их VT-4 превосходит Армату Т-14, но как аргумент выдвигают предположение, что их реализация трансмиссии лучше. При этом правительство КНР проявило интерес к закупкам Т-14.

По информации польских СМИ, Т-14 по своей боевой мощи превосходит все существующие в мире танки.

Необходимо заметить, что сравнение Т-14 с другими танками выходит за рамки просто таблиц с ТТХ. Журнал «National Interest» в сравнении Т-14 и Абрамс, отмечает, что Т-14 имеет множество защитных технологий, которых нет не только в Абрамсе, но и ни в одном танке мира. Однако эксперт верит, что после выполнения модернизаций Абрамс сможет поражать Т-14. Ключевым критерием эксперт считает даже не защитные или атакующие средства Т-14 и Абрамса, а способность танка увидеть своего соперника раньше, то есть способности радаров и стелс-технологий, так как тот, кто смог увидеть соперника первым, по мнению эксперта, и выиграет бой.

Второй ключевой критерий, по мнению эксперта National Interest, - это способность ВПК РФ произвести достаточное количество Т-14 в условиях экономического кризиса. Экспертов National Interest поддерживает известный экономист Рик Смит, который отмечает, что Пентагон потерпел неудачу с программой Future Combat Systems, пытаясь создать танковую платформу, подобную Армате, и потратив $16,1 миллиардов долларов на исследования. Военные США поняли, что им требуется ещё 300 миллиардов долларов, и не могут себе это позволить. Однако экономически программа Арматы выглядит, по мнению Смита, не так дорогостояще.


Сам по себе выпуск Т-14 требует расширять критерии сравнения ТТХ танков за счёт новых технологий в танке нового поколения:

  • Требуется учитывать не просто скорость танка по шоссе, а скорость танка по пересеченной местности, которая за счёт активной подвески у Т-14 достигает 90 км/ч, что является рекордом, а также не должна серьезно страдать точность стрельбы от движения по пересеченной местности.
  • Наличие АФАР радара для обнаружения угроз и целей становится обязательным атрибутом современного танка.
  • Современный танк должен иметь различные стелс-технологии в инфракрасном, радио- и магнитных диапазонах.
  • Современный танк должен обладать не просто стелс-технологией как снижение заметности, а технологиями «динамического изменения сигнатур» в инфракрасном, радио- и магнитных диапазонах для блокирования систем распознания танка среди помех и ловушек с помощью библиотеки сигнатур.
  • Современный танк должен иметь средства автоматической постановки не просто дымовых завес, которые прозрачны в ИК- и радиодиапазоне, а автоматической постановки мультиспектральных завес непрозрачных в инфракрасном и миллиметровом диапазоне.
  • Требуется не просто наличие комплекса активной защиты, а способность активной защиты отражать не только ракетные атаки, но и сбивать подкалиберные бронебойные снаряды.
  • Требуется не просто наличие зенитного пулемета, а высокоточной роботизированной зенитной установки, способной сбивать в том числе ракеты и даже снаряды по данным АФАР-радара.
  • Современный танк должен быть оборудован электромагнитным оружием как минимум против ракет.
  • Лобовое бронирование танка должно превышать 1000 мм эквивалента.
  • Динамическое бронирование танка должно быть фактически неуязвимо для ручных гранатометов и с высокой вероятностью отражать атаки тяжелыми противотанковыми ракетами с тандемными боевыми частями.
  • Башня современного танка должна требовать не просто пробития брони, а серьезных разрушений для выведения башни из строя. Боеприпасы, рассчитанные на поражение заряжающего и стрелка мелкими осколками в башне, должны быть неэффективны против современного танка.

Cравнение габаритов Т-14 и Т-90

Закупки Т-14 «Армата» для ВС России

Завод-производитель заявил, что по состоянию на 2015 год стоимость танка составляет 250 млн рублей. Из-за падения курса рубля и использование комплектующих российского происхождения Т-14, несмотря на более мощное оснащение, чем у западных танков, стоит в 1,5-2 раза дешевле. По заявлению директора Уралвагонзавода Олега Сиенко, предприятие получило заказ на изготовление 2300 экземпляров Т-14 до 2020 года, но в случае сокращения военного бюджета РФ план может быть расширен до 2025 года. По мнению эксперта Виктора Мураховского, финансирование проекта Т-14 будет приоритетным для МО РФ даже в ущерб другим проектам, так как очевидно, что возможные локальные войны, в которых может принять участие Россия, будут носить характер сухопутных сражений у её границ.

Данную точку зрения поддерживают аналитики FMSO Минобороны США, которые указывают на многократное упоминание в аналитическом отчете о Государственной программе вооружений РФ об эффективности закупок вооружений, выпущенного для общественного совета при Министерстве обороны РФ и научно-экспертного совета при Комитете Государственной думы РФ по обороне, анализов уроков из вооружённого конфликта на востоке Украины с выводами о необходимости массовых закупок танков Т-14. Предполагается, что «развёртывание массовых закупок бригадных комплектов танков „Армата“ должно стать одним из главных направлений Государственной Программы Вооружений РФ… Платформа „Армата“ как обеспечивающая качественное превосходство над любым современным танком должна рассматриваться как абсолютно приоритетная программа для поставки в производство и закупки». При этом, при недостатке бюджета Минобороны РФ, предлагается агрессивно наращивать закупки сухопутных вооружений, одновременно сокращая закупки ВМФ, включая новых АПЛ «Ясень-М», авианосцев, каких-либо аналогов БДК Mistral и других.

В апреле 2016 года СМИ сообщили о заказе ограниченной партии в размере 100 танков для проведения войсковых испытаний. Партия из 100 испытуемых танков позволит обнаружить возможные недоработки, а также дать инженерам задания по улучшению некоторых характеристик. Уже сейчас военные выдвигают требования об усилении двигателя до 1500 л/с и увеличении калибра орудия до 152 мм. В дальнейшем возможно создание на базе этого танка танка-робота, действующего без размещения в нём экипажа.


Экспорт

Экспорт танков на базе Арматы возможен после удовлетворения нужд гособоронзаказа. Уралвагонзавод заявил, что для получения разрешения на экспорт Т-14 с него в будущем будет снят гриф секретности.

Интерес к танку проявили Индия, Китай, Египет и страны Юго-Восточной Азии.

Возможна закупка Индией 1000 танков Т-14. Министерство обороны Таиланда рассматривает закупку Т-14 в связи с расторжением договора на закупку украинского танка «Оплот», но наиболее вероятно будет закуплен Т-90С, так как военные Таиланда ищут предложения в нижней ценовой категории танков.

National Interest, опросив экспертов, получил положительное заключение об экспортных перспективах Т-14 по следующей аргументацией:

  • Модульность Арматы позволяет быстро создавать разные экспортные конфигурации Т-14 под специфические нужды разных заказчиков, гибко варьировать цену в различных комплектациях и предоставлять заказчикам богатые перспективы модернизации
  • Акцент на защищённость экипажа будет безусловно привлекать военных как заказчиков
  • Собственные китайские и индийские танки на самом деле являются лишь модернизацией танков 1980-х годов и новые варианты модернизаций вызывают нарекания у военных по части надёжности и боеспособности.


Тактико-технические характеристики Т-14 Армата

Экипаж, чел.: 3
Разработчик: УКБТМ
Производитель: Уралвагонзавод
Годы разработки: 2009-2014
Годы производства: 2014 - настоящее время
Компоновочная схема: лафетная с необитаемой башней

Вес Т-14 Армата

Броня Т-14 Армата

— Тип брони: Комбинированная многослойная
— Активная защита: «Афганит»
— Динамическая защита: «Малахит»

Вооружение

— Калибр и марка пушки: 125-мм 2А82 или 152-мм 2А83 по требованию
— Тип пушки: Гладкоствольная пушка
— Боекомплект пушки: 45 снарядов
— Пулемёты: 1 × 12,7-мм Корд. 1 × 7,62-мм ПКТМ

Двигатель Т-14 Армата

— Мощность двигателя, л. с.: Меняется в зависимости от форсировки 1350/1500/1800

Скорость Т-14 Армата

— Скорость по шоссе, км/ч: 80-90
— Запас хода по шоссе, км: 500
Удельная мощность, л. с./т: 31
— Тип подвески: Активная

Внутри Т-14 Армата



В этой статье разобраны особенности нового российского танка Т-14 Армата , однако не стоит забывать, что его характеристики в данное время не разглашаются, а сама конструкция может дорабатываться ещё несколько лет.

Поэтому текст не претендует на истину, а является лишь рассуждениями, опирающимися на информацию в открытых источниках.

Бронированная капсула для экипажа

Давайте начнём с капсулы, которая, вместе с необитаемой башней, является наиболее интересной особенностью Арматы. Она должна защищать экипаж гораздо лучше, чем простой корпус привычных нам ОБТ .

Но давайте разберёмся так ли это. От обычных поражающих средств вроде снарядов или осколков способна защитить привычная броня, стоит лишь сделать её толще или прочнее за счёт новых материалов. К тому же, если считать, что экипаж сидит плечом к плечу, то капсула занимает практически всю ширину корпуса, не оставляя места бортовому бронированию, которое является весьма слабым и способно защищать лишь совместно с активной бронёй далеко не от всех поражающих средств.

От взрыва боекомплекта, ставшего грустной ассоциацией с советскими ОБТ, капсула никак не спасёт, поэтому остаётся лишь возгорание боекомплекта в следствии его повреждения.

Да, довольно часто происходит не мгновенная детонация, а возгорание, оставляющее время экипажу для того, чтобы спастись. Но на танках вроде Т-64 или Т-72 боекомплект отделён лишь поликом, который практически не защищает от высокой температуры и огня, и тут капсула становится отличным решением, спасающим жизни экипажу.

Возможно, стоило сам боекомплект вместе с автоматом заряжания поместить в бронированную капсулу, надёжно отделяющую их от экипажа?

Люки в Армате

Если вы интересуетесь Арматой, наверняка уже читали о недостаточной толщине люков, из-за которой современные противотанковые средства с лёгкостью поразят новую машину. Уверен, что конструкторы не могли просто забить на такой недостаток, поэтому поговорим чуть о другом.

В привычных нам танках люки на башне откидывались вперёд, защищая собой людей при эвакуации от стрелкового оружия. К тому же у механика-водителя имелся свой, а в днище корпуса находился специальный люк для эвакуации. Разумеется, это не давало никакой гарантии выживания экипажу подбитого танка, но шансы спастись от пуль были.

Т-14 Армата имеет всего 2 люка спереди, а их крышки никак не защищают покидающих танк людей. Представьте ситуацию, в которой экипаж пытается выйти из танка, который обстреливается и становится великолепной целью для противника. Возможно Армата получит люк для эвакуации, но наличие броне капсулы делает такой вариант маловероятным. Хотелось бы ошибаться.

Бронекапсула и электроника

Насыщенность Арматы электроникой преподносится как преимущество, но это ведь и ахиллесова пята нового танка. Что с ним будет при выходе из строя электрических систем? Слепая и глухая жестянка, в которой сидят люди, и это отнюдь не преувеличение.

Все старые ОБТ позволяют устранять небольшие неисправности вроде осечки или не досылания снаряда даже во время боя, стрелять из пушки или хотя бы пулемёта вручную.

Армата имеет полностью отделённую от экипажа необитаемую башню, исключающую такую возможность.

Обзор из танка также обеспечивается камерами, допустим, что их разрешения и разрешения экранов хватает для нормального зрения, не уступающего оптическому. Но такая конструкция требует постоянного обеспечения электроэнергией даже стоящего в засаде ОБТ, что может демаскировать его.

Ну и стоит вернуться к теме эвакуации экипажа. Он будет вынужден не только выбираться через люки впереди танка, не только не будет иметь возможности отбиться от вражеской пехоты хотя бы пулемётом, но ещё и будет практически слеп в своей капсуле, не видя, что происходит снаружи.

Электроника Арматы, обеспечивающая отличный обзор безусловно нужна, и именно её не хватало нашим прежним танкам, но было бы лучше иметь ещё и привычные приборы наблюдения.

Вроде с капсулой Т-14 Армата разобрались. Сейчас создаётся противоречивое впечатление, что капсула сохраняет жизнь экипажу лишь в определённых условиях, да и то для того, чтобы потом лишить его возможностей самозащиты и эвакуации.

Башня

Башня Арматы вышла противоречивой, ну или макет башни. Её обвес, да именно обвес, а не картон или ещё что-то, как пишут в глупых сплетнях, типичен для большинства современных танков, имеющих основную броню отнюдь не снаружи.

Вот форма этого обвеса вызывает вопросы, поскольку местами она очень похожа на конусовидные пулеуловители, которые приведут к попаданию пуль вместе с осколками в оптику, антенны и прочие важные элементы Т-14 Арматы.

Не заметен спаренный с пушкой пулемёт, а имеющегося 7,62 мм будет недостаточен в местности с различными постройками, где различные бетонные плиты и стены могут послужить прикрытием от него, в то время как 12,7 мм или даже автоматическая 20-30 мм пушка позволили бы поражать цели за укрытиями.

Бортовые экраны

Хочется отметить и неудачное крепление бортовых экранов у Арматы. Непосвящённому человек это может показаться мелочью, однако экраны - тяжёлое наследие Т-72, из-за которого было потеряно большое количество танков.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...