Невидимые нити в весеннем лесу. Пример невидимых нитей в весеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Невидимые нити в лесу весной схема

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

Классифицировать объекты природы по существенным признакам;

Различать объекты неживой и живой природы;

Устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

неживой и живой природы, сезонных явлений;

приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Основные понятия

1.неживой и живой природой 2) растениями и животными

3) различными животными 4) природой и человеком

Изучение нового материала

Во-первых, давайте разберёмся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.

Относительно невидимых нитей в весеннем лесу можно сказать следующее. Трава может являться домом для для животных, едой, укрытием, а также материалом для жилища. Животные же в свою очередь опыляют растения, уничтожают вредоносных для растений насекомых и распрастраняют семена растений.

Осмысление и понимание полученных знаний

1. Определи связи по рисункам.

а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком

Вспомним

  1. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу? А в зимнем?
  2. О каких связях в природе мы уже узнали, изучая тему «Весна и лето»?
  3. Как мы обозначали невидимые нити на схемах?

С кем дружит ива

Отправимся на поиски невидимых нитей в весенний лес.

Вот на опушке цветущая ива. Её жёлтые серёжки заметны издалека. Подойдём поближе и услышим негромкий гул. Присмотревшись, обнаружим, что это жужжат пчёлы и шмели. В цветках ивы они находят богатое угощение - нектар и пыльцу.

Здесь же увидим и бабочек, которых тоже привлёк сладкий нектар. Для всех этих насекомых ива - кормилица. Но они не остаются в долгу: опыляют растение. Что это значит? Насекомые невольно переносят с цветка на цветок цветочную пыльцу, прилипшую к их мохнатому тельцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!

Не только ива, но и другие цветущие растения весеннего леса дружат с насекомыми. Крылатые гости кормятся на цветках и в то же время опыляют растения.

  • Рассмотри рисунок. Найди пчёлу, шмеля, бабочку. Соотнеси рисунок со схемой. Объясни, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны.

Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы

Не бывает леса без деревьев, без насекомых, без птиц. И все они между собой связаны, все друг от друга зависят. Великое множество насекомых кормится на деревьях - грызут древесину, кору, листву. А насекомыми кормятся птицы. Сами их едят и своим птенцам в гнёзда приносят. Помнишь, сколько раз в день прилетают к гнезду скворцы или синицы? Так и другие птицы. Нелегко прокормить потомство! А для деревьев это хорошо. Ведь если бы не птицы, некоторые насекомые так размножились бы, что от листьев и веточек ничего бы не осталось!

Даже кукушка, хотя и не строит гнезда и не кормит птенцов, деревья защищает. Кукушки поедают опасных для леса мохнатых гусениц, которых другие птицы есть не могут.

  • Рассмотрите рисунок. Какая птица сидит на ветвях дерева? Соотнесите рисунок со схемами. Сравните схемы между собой. Объясните связи между деревьями, насекомыми и птицами.

Подумаем!

  1. Что произошло бы в весеннем лесу, если бы вдруг исчезли все деревья? все насекомые? все птицы?
  2. Какие изученные на уроке связи относятся к связям между растениями и животными? различными животными?
  3. Приведи свой пример невидимых нитей в весеннем лесу.

Проверим себя

  1. Какие насекомые кормятся на цветущей иве? Как они помогают иве?
  2. Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы?

Сделаем вывод

Цветущие растения весеннего леса связаны с насекомыми: насекомые кормятся на цветках и в то же время опыляют растения. Лесные деревья тесно связаны с насекомыми и птицами.

личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете — Земля всегда было:

(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко, чтобы на планете был мир)

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.

2. Актуализация знаний

— Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!
— Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (Приложение 1 )

Обсуждение проблемной ситуации .

А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав?

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

Назовите важнейшие признаки этих животных

(тело покрыто шерстью)

Насекомые

Любит мух и комаров

Да имеет громкий зов

Вся зеленая скажу

Дом на речке и в пруду (лягушка)

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться Птицы (тело покрыто оперением)

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

С хвостом, а не конь Рыба

С перьями, а не птица

Какой группы у нас не хватает? (Пресмыкающиеся)

Кто относится к пресмыкающимся?

Сообщение детей, которые выступают в роли ученых исследователей

а) о бобре г) синицы

в) стрекозе

Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя, чтобы не навредить нашим новым жильцам.

3.Самоопределение к деятельности

(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

Работа по теме урока

Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Работа над темой урока

а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

б) Закрепление изученного

Работа в парах.

(на с.65 по рисункам дети прослеживают взаимосвязь в природе)

Какие связи вы увидели?

Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения)

(пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц, которые погубят деревья.

А можем, мы люди нарушить эти связи?

Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

Почему нити называют невидимыми?

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

в)Физкультминутка (о лягушке)

Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

г)Работа в группах. Моделирование

Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания, используя картинки и стрелки

Результаты работы обсуждаются всем классом

д)Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

е) Проверка самостоятельной работы.

Просмотр мультильма «Сова» Бианки

Вопрос после просмотра .

Какую взаимосвязь в природе вы проследили в этой сказке?

Д.З. Составить (при помощи рисунков и стрелок) схему взаимосвязи в живой и неживой природе в сказке «Сова»

4 Рефлексия. Вывод на с.67,


– Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)
– Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)
– Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

б). Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»,

Ответы на вопросы

(После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним окажется

Урок подходит к концу. Спасибо за плодотворную и активную работу на у

Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились,

Что мне и друг другу вы так пригодились .

Суворова Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Заинская средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Заинск, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок окружающего мира во 2 классе, УМК "Перспектива", тема: "Невидимые нити в весеннем лесу "
Дата публикации: 30.05.2017
Раздел: начальное образование

Невидимые нити в весеннем лесу.

Цель: познакомить со связями в весеннем лесу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу, аргу-

ментированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись песни

«Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), фотографии животных и растений (ива, шмель, оса, бабочка, яблоня, вишня, ме-

дуница, полынь, береза, кукушка, гусеница), распечатки текста «Ивовый пир» (Н. Сладков).

Примечание : заранее подготовленный ученик пересказывает текст «Незваные гости» (Н.Сладков).

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания

Подчеркните правильный ответ.

Какие птицы селятся в домиках, сделанных для них человеком?

Стрижи, ласточки, скворцы, дятлы.

У каких животных весной изменяется окраска шерсти?

Зайцы, медведи, белки, бобры.

Какое животное просыпается весной после зимней спячки?

Заяц, лиса, барсук, лось.

Какие птицы прилетают к нам последними?

Ласточки, утки, скворцы, грачи.

5) Какие птицы улетают от нас весной на север, в таежные леса?

Грачи, соловьи, овсянки, свиристели.

Фронтальный опрос

Почему весной птицы возвращаются на родину?

В каком порядке они прилетают? Почему?

Как меняется жизнь животных весной?

Сделайте свое сообщение о птице. Какими источниками информации вы пользовались?

Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни И. Николаева «Расскажите, птицы».)

Догадались ли вы, о ком мы будем говорить на уроке? Сегодня мы будем говорить о невидимых нитях в весеннем лесу.

Работа по теме урока

1. Работа с загадками

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на е. 90 учебника.)

Отгадайте загадки.

Как это скучно - сто лет без движенья

В воду глядеть на свое отраженье.

Свесила гибкие ветки с обрыва

Нежная, тихая, грустная... (ива).

Его фигура подвела гораздо толще, чем пчела.

Полоски; словно у осы, на брюшке капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель

Большой, мохнатый, толстый... (шмель),

Встреча с ней - одна беда, нос, как острая игла.

В щель забьется, вроде спит. Только тронешь - зажужжит. (Оса.)

Живу червячком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю, не ем, не гляжу.

Неподвижно лежу, но снова весной оживаю,

Свой дом покидаю, над лугом порхаю. (Бабочка.)

(Учитель вывешивает фотографии на доску.)

Как вы думаете, есть ли связь между этими живыми существами?

(Учитель раздает ученикам распечатки текста.)

Ивовый пир

Зацвела ива - гости со всех сторон. Кусты и деревья еще голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каж-

дый ивовый барашек - пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец. Щелкнешь - золотой

дымок запарит. Понюхаешь - мед. Спешат гости на пир. Шмель прилетел - неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворо-

чался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них

животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут. Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Кро -

шечные вертолетики. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали. Шершень на слюдяных крыльях по-

лосатый, злой и голодный, как тигр. Все гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец. (Н. Сладков)

Как ива привлекает, зовет к себе насекомых? (Ива цветет первой, пока все деревья еще голые. Привлекает насекомых яр-

ким цветом, запахом.)

Расскажите, кто прилетел на ивовый пир.

Значит, для всех этих насекомых ива - это.,. (кормилица).

А что дают насекомые иве? Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цве -

точную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!

2. Работа по учебнику

Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая ива весной. (Ярко- желтая, вкусно пахнущая.)

Почему растение выбрало себе такой наряд? (Чтобы привлечь насекомых.)

Какие насекомые питаются нектаром и пыльцой ивы?

Что дают насекомые иве? (Опыление.)

Рассмотрите схему на с. 91. Объясните, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны. (Польза для растения и

животных обоюдная.)

Важно помнить, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром,

опыляют растения.

Вспомните, какие еще растения Имеют яркие цветы и сильный запах. (Медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак

душистый, яблоня, вишня.)

Эти растения опыляют насекомые. Яркие цветы и сильный запах привлекают насекомых. Те растения, которые этого не

имеют (лебеда, полынь, береза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром. (Учитель показывает фотографии расте-

ний, сравнивает.)

Рассмотрите схему на с. 92 учебника.

Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели, пчелы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, од-

новременно опыляют их. А гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для расте-

Что будет, если гусениц станет слишком много?

Кто может помочь деревьям?

Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами?

Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц?

(Учитель показывает фотографию кукушки.)

Какая это птица? Вредная она или полезная?

Мы знаем, что кукушка отличается от других птиц. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнезда и

что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев.

Оказывается, люди не правы, считая, что кукушка - плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается

ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнезда к

другим птицам, чтобы они кормили кукушонка мошками и съедобными гусеницами.

Важно помнить, что птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса. Давайте послушаем рассказ о том, как жи -

вотные помогают друг другу в весеннем лесу.

3. Сообщения учащихся

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение «Незваные гости». См. материал для учителя к уроку. Затем учащиеся отве -

Приведите свой пример невидимых нитей в весеннем лесу.

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал - не споткнулся, не упал?

Вот мы в лес пришли, белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок - положу их в кузовок.

Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 50)

В каком направлении вы будете проводить стрелки? (В обе стороны.)

Объясните, почему стрелки направлены в обе стороны.

Задание 2 (с. 51)

Прочитайте, выполните задание.

Задание 3 (с. 51)

Прочитайте, выполните задание.

Расскажите, какой пример вы привели.

Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

Какое задание оказалось сложным?

Подведение итогов урока

Какие невидимые нити есть в весеннем лесу?

Как растения помогают животным?

Как животные помогают растениям?

Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет сделать его?

(Один из учеников читает вывод на с. 93 учебника.)

Выполнить задание 4 (с. 51) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Незваные гости

Пробил дятел в кленовой коре дырочку - напился сладкого сока.

За дятлом долгохвостая синица прилетела - тоже носик помочила. За долгохвостой - лазоревка: три капельки выпила.

Улетели птицы - насекомые собрались. Мухи прилетели. Две бабочки-крапивницы. Траурница-красавица.

Все сладкий сок сосут - улетать не собираются.

Муравьишка приполз - усами шевелит.

Комарик прилетел - долгими ногами в патоке увяз.

Может, и еще кто-нибудь притащился бы, да тут опять дятел - порх! Гости незваные - кто куда.

Муравей замешкался - дятлу на язык прилип.

Запил дятел кислого гостя сладким соком.

А улетел дятел - гости опять тут как тут. За долгохвостой синицей - лазоревка. За лазоревкой - мухи и бабочки. За бабочками - ко -

марик. За комаром - муравей.

Гости не гордые. Хоть и незваные, а хочется им сладенького. Кому сладенького не захочется?!

Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.

Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.

В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.

I. Организационный момент.

(запись на доске)

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II. Сообщение темы и целей урока.

У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:

У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)

А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Какая тема урока получилась?

Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1

У.А в какое время года, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.

У. Итак, сформулируйте тему урока.

Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)

У.А чем мы будем заниматься на уроке?

(На доске)

Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.

Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.

III. Актуализация знаний.

У.1. Назовите природные явления осени.

Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.

У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?

Д. Животных, растений., бактерий, грибов, микроорганизмов.

Вывешиваются картинки с царствами.

У. А что относится к неживой природе?

Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.

У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?

Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.

Вывешивается схема - опора.

VI. Физкультминутка.

V. Работа над новой темой.

У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?

У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)

Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

Зимой и летом одним цветом.(ель)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.

1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника
10-15-16 - черника
3-5-12 - бересклет

У. А что вы можете сказать про грибы? (заслушиваются рассказы детей, подготовленные дома).

У. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибницы срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду, а растения «делятся» с грибами питательными веществами. Грибы помогают гниению растений.

У. А теперь назовем животных, которые встретятся в лесу.

У. На доске на плакате написаны животные.

Прочитайте и найдите лишнее животное.

У. На какие группы разделим животных? Назовите признаки этих групп.

Д. Птицы - есть оперение, насекомые -6 пар лап, звери - тело покрыто шерстью.

Д. Среди животных, которые находятся по всему классу, найдите птиц и расположите их в нашем лесу.

У. А теперь находим насекомых, зверей.

У. А какой группы животных не хватает?

У. Почему?

Д. Они живут в воде и тело покрыто чешуёй.

У. Наконец - то, мы в нашем осеннем лесу. А похож ли наш лес на летний?Назовите отличия.

Д. Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей.

У. С чем это связано?

Д. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.

У. Какую связь мы установили?

Д. Между живой природой и неживой.

У.А как будут вести себя ежи, медведи, насекомые?

(рефераты детей)

У. Какую связь установили?

(рефераты детей)

У.Давайте найдем все невидимые нити в лесу.

Дети подходят к доске, рисуют нити и называют тип связи.

У.А чем являются растения для животных?

Д. Домом, убежищем, пищей.

У. А как помогают растения животным?

Д. Расселяют их семена, съедая плоды или перенося на шерсти.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Все в природе связано.

VI. Закрепление.

У.Сейчас будем работать в группах (группы дифференцированные).

Перед вами находятся предметы живой и неживой природы. Вы должны:

  1. установить нити и указать тип связей;
  2. назвать причины, по которым может произойти разрыв этих связей.

Каждая группа рассказывает о своей работе.

У. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Что мы этим можем показать.(ответы детей)

Да, круг - это символ сплоченности, дружбы. Это солнце, которое нам дает тепло и свет. Это животный мир, среди которого мы живем, и мы все связаны. Это наша планета Земля и её проблемы - это наши проблемы.

У. Какой вывод сделаем?

Д. Между всеми объектами живой и неживой природы есть связь. И если её нарушить, то произойдет разрыв нитей и в другом месте.

У. А больше или меньше невидимых нитей в осеннем лесу? Почему?

У. Что мы с вами рассматривали?

У. Что запомнили?

VIII. Рефлексия.

У. Зачем нам нужен этот урок?

У. Перед вами Дерево ТВОРЧЕСТВА. А рядом есть плоды, листья разных цветов, цветы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то прикрепите плод, если довольно неплохо- цветок, если так себе, то- зелёный лист, а если пропащий урок, то желтый лист.

У. Мы видим, что на нашем дереве висят одни плоды. Значит, урок прошёл для нас не зря.

IX.Домашнее задание.

Найти и нарисовать те связи осеннего леса, которые не были указаны на уроке.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...