Николай коперник достижения в науке. Философские идеи Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона об устройстве мироздания

Огромный рост естественнонаучного знания в эпоху Возрождения получил свое выражение в ряде откры­тий первостепенной важности. Осо­бенно большие успехи сделала математика. Строитель­ство больших зданий, прогресс в кораблестроении, радикальные изменения в военном деле, значительные изменения в системе и способах хозяйствования - все это требовало применения науки к производству. Раз­витие математики в Италии и в других странах Запад­ной Европы в XV-XVII вв. вызывалось именно этими потребностями. Так, в XV в. получили всеобщее рас­пространение арабские цифры, были воскрешены из забвения произведения античных математиков - Евк­лида, Архимеда и др. В конце XV и в XVI в. появля­ются произведения, в которых были превзойдены дости­жения античной математики. Ученые, занимающиеся математикой, стремились поставить ее на службу раз­вивающейся производственной практике; подобные устремления были почти неизвестны античности и тем более средневековью.

Исключительное значение в это время имело воз­никновение экспериментального естествознания. Как указывает Энгельс, именно в эту «грандиозную эпоху» были превзойдены достижения древних греков и средневековых арабов и возникло «современное естествозна­ние,- единственное, о котором может идти речь как о науке...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 608.)

Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на раз­витие материалистических тенденций в философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие от­крытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, раз­витие которой было обусловлено прежде всего потреб­ностями мореплавания и необходимостью исправления календаря. А поскольку богословско-схоластическое ми­ровоззрение было неразрывно связано с геоцентрической картиной мира, новые открытия в астрономии разрушали это мировоззрение. Важнейшим из этих от­крытий была гелиоцентрическая система великого поль­ского ученого Николая Коперника (1473-1543), зало­жившая основы научной астрономии.

Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, обоснованной Коперником в книге «Об обращени­ях небесных сфер» (1543), следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как счита­ли Аристотель, Птолемей, а за ними все схоластики и церковники, но вращается вокруг своей оси; 2) Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Все­ленной. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Движением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение Солнца относитель­но звезд, а также петлеобразное движение планет при наблюдении их с Земли.

Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника

Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Энгельса, польский ученый бросил «вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теоло­гии...» (Там же С.347)г. Теория Коперника оказала значительное воздействие на развитие философских идей и способство­вала углублению материалистического мировоззрения. Отношение католической церкви к теории Коперника первоначально было двойственным. С одной стороны, будучи заинтересованы в реформе календаря, церковники, как и многие ученые, обратили внимание на то, что кни­га Коперника дает возможность более точно вычислять движение планет, чем система Аристотеля - Птолемея. С другой стороны, многие церковники сразу поняли враждебность гелиоцентрической теории Коперника всей системе христианских взглядов на мир. Поэтому церковь рьяно защищала систему Аристотеля - Птолемея, по­скольку система эта составляла один из ее главных ми­ровоззренческих устоев.

Опровергая непосредственно чувственные представле­ния людей о неподвижности Земли и движении Солнца, открытие Коперника укрепляло и усиливало убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Этот гносеологический оптимизм, развивавшийся в дальней­шем в науке и философии, постепенно привел к выявле­нию материалистических революционных идей, вытекав­ших из теории Коперника. Но для того чтобы это про­изошло, наука и философия должны были преодолеть два фундаментальных заблуждения Коперника, свиде­тельствовавших о силе традиционных религиозных пред­ставлений, которые базировались на концепции Аристо­теля- Птолемея: 1. Хотя астрономические наблюдения убедили Коперника в том, что небо «неподвижных звезд» необъятно по сравнению с Землей, а расстояние до него неизмеримо велико по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, все же в принципе Коперник раз­делял господствующее убеждение в конечности мироздания. 2. Хотя Земля, согласно учению Коперника, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце. Коперник сохранил и аристотелевские идеально круговые орби­ты обращения планет вокруг Солнца, в связи с чем вы­нужден был сохранить часть эпициклов (малых кру­гов), которые будто бы совершают планеты в своем иде­ально круговом движении вокруг Солнца.

Опровержение этих ошибочных утверждений Коперника и тем самым дальнейшее развитие и выявление ре­волюционизирующей сущности его системы выпало на долю великого итальянского мыслителя Джордано Бруно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственно автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет

Елабужский институт Казанского федерального университета

Реферат

Тема: " Философские взгляды Коперника "

Выполнила: Шайгарданова И.И.

Проверил: Громов Е.В.

Елабуга, 2015

Введение

"Величайшим прогрессивным переворотом" стала эпоха Возрождения. Эта эпоха ознаменована великими открытиями, развитием искусства и науки. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, старается познать весь мир и самого себя в нем. В эпоху Возрождения не остается без внимания природа. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в работах Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. В моей работе рассматриваются философские воззрения эпохи Возрождения - Николая Коперника. Он был одним из выдающихся деятелей философии в эпоху возрождения, который первым распахнул двери в необъятные просторы Вселенной и установил место человека в ней. Актуальность данной работы заключается в анализе взаимоотношений философа и общества, проникновения новых идей, что является проблемой и в настоящее время.

Целью данного реферата явился анализ философских идей Николая Коперника, выявление их особенностей.

Задачи данной работы:

* изучить философские воззрения Н. Коперника как представителя натурфилософии эпохи Возрождения.

* дать характеристику его космологическим взглядам, выявить их новаторство.

Жизнь Николая Коперника

Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна.

Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. Однако в 1500 году он покидает обучение, едет в Рим, на родину, в Падую. Получить степень доктора канонического права в биографии Николая Коперника удалось лишь в 1503 году. В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно он врач, секретарь и доверенное лицо дяди Лукаша.

Астрономические наблюдения, начатые Коперником в Италии, были продолжены, правда, в ограниченных размерах, в Лидзбарке. Но с особой интенсивностью он развернул их в Фромборке, несмотря на неудобства из-за большой широты этого места, что затрудняло наблюдения планет, и из-за частых туманов с Вислянского залива, значительной облачности и пасмурного неба над этой северной местностью.

До изобретения телескопа было еще далеко, не существовало еще и наилучших для дотелескопической астрономии инструментов. С помощью приборов того времени точность астрономических наблюдений была доведена до одной-двух минут. Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.

В 1512 году умер дядя епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией.

Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира. В эти годы (примерно 1503--1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории ("Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям"), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом - "О вращении небесных сфер" - продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.

Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.

Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519--1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов.

В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. Опасаясь, что препятствия окажутся непреодолимыми, Коперник распространил среди друзей краткий конспект своего труда под названием "Малый комментарий" (Commentariolus). В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела. Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта.

Философские воззрения Николая Коперника как представителя н атурфилософии эпохи Возрождения

Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с самого начала своего возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения могучие импульсы астрономии, способствовавшие развитию науки и практики, исходили из области мореплавания, приобретшего всемирные масштабы и требовавшего все более точной ориентировки. Все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной мировоззренческой, аристотелевской основой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем. Комплекс астрономических знаний свое наиболее общее выражение получал в господствовавшей с античных времен геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Идея геоцентризма, исходившая от Аристотеля, была органическим выражением его телеологической философской системы, требовавшей конечного космоса, за пределами которого находился божественный перводвигатель. Аристотелевская космология, будучи необходимой составной частью его физики, включала в себя представления о принципиальном различии подлунного, земного вещества, слагавшегося из четырех традиционных стихий - воды, земли, воздуха и огня, подверженных непрерывным изменениям, и неизменного небесного вещества - эфира; об идеально круговых и равномерных движениях Солнца и планет около Земли по особым эфирным сферам; о так называемых интеллигенциях - особо тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии действительного понимания физических причин их перемещения в пространстве.

Через всю яркую жизнь Николая Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира. Призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея. На двадцатые годы приходится значительная часть астрономических результатов Н. Коперника. Удалось провести многие наблюдения. Так, около 1523 года, наблюдая за планетами в момент противостояния, т.е. когда планета находится в противоположном Солнцу пункте небесной сферы, Николай Коперник совершил важное открытие он опроверг мнение, будто положение планетных орбит в пространстве остается неподвижным. Линия апсид - прямая, соединяющая точки орбиты, в которых планета наиболее близка к Солнцу и наиболее удалена от него, меняет свое положение по сравнению с наблюдавшимся за 1300 лет до того и зафиксированном в "Альмагесте" Птолемея. Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.

Создавая свою гелиоцентрическую систему, Коперник опирался на математический и кинематический аппарат теории Птолемея, на полученные последним конкретные геометрические и числовые закономерности. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:

Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца. Так, в модели Птолемея все планеты подчинялись общему (хотя и непонятному в рамках геоцентризма) закону: радиус-вектор любой планеты в эпицикле всегда совпадал с радиус-вектором Земля - Солнце, а движение по эпициклу для верхних планет (Марс, Юпитер, Сатурн) и по деференту для нижних (Меркурий, Венера) происходило с единым для всех планет годичным периодом. В модели Коперника данный закон получил простое и логичное объяснение. Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы сохранялись (хотя их стало меньше, чем у Птолемея). Механизм, обеспечивавший движение планет, также оставлен прежним - вращение сфер, к которым планеты прикреплены. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.

Бессмертное сочинение Николая Коперника " О вращениях небесных сфер "

... Я часто размышлял, нельзя ли найти какое-нибудь более рациона льное сочетание кругов, которым можно было бы объяснить все видимые неравномерности, причем так, чтобы каждое движение само по себе было равномерным, как этого требует принцип совершенного движения. коперник философский гелиоцентрический

Николай Коперник " Малый комментарий "

К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в его труде "Об обращениях небесных сфер" (лат. De revolutionibus orbium coelestium) была в основном закончена. Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика. В предисловии к книге Коперник пишет: "К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее".

В первой книге (части) говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома: Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а "мнение древних" убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.

Коперник придавал Земле три вращения: первое - вращение Земли вокруг своей оси с угловой скоростью щ; второе (со скоростью щ?) - вокруг оси мира, которая перпендикулярна плоскости земной орбиты и проходит через её центр; третье (с противоположно направленной скоростью щ??) - вокруг оси, параллельной оси мира и проходящей через центр Земли. Два последних вращения образуют (при точном совпадении щ? и щ?? по величине) пару вращений, эквивалентную поступательному движению Земли вокруг Солнца по круговой орбите.

Мемориальная доска на типографии Иоганна Петреуса в Нюрнберге, где было опубликовано первое издание книги Коперника "De revolutionibus orbium coelestium"

Во второй части труда Коперника даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.

В третьей говорится о годовом движении Земли и о так называемой прецессии равноденствий, которая укорачивает тропический год (от равноденствия до равноденствия) по сравнению с сидерическим (возвращение к тому же положению относительно неподвижных звёзд) и приводит к перемещению линии пересечения экватора с эклиптикой, что изменяет эклиптическую долготу звезды на один градус в столетие. Эту прецессию теория Птолемея в принципе не могла объяснить. Коперник же дал данному явлению изящное кинематическое объяснение (показав себя весьма искушённым механиком): он предположил, что угловая скорость щ?? не в точности равна щ?, а немного от неё отличается; разность этих угловых скоростей и проявляется в прецессии равноденствий.

В четвёртой части говорилось о Луне, в пятой - о планетах вообще, а в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержались звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений. Надо специально отметить, что система Коперника (в отличие от системы Птолемея) давала возможность определить отношения радиусов планетных орбит. Этот факт, а также и то, что в описании движения планет выбрасывался первый и самый важный эпицикл, делало систему Коперника более простой и удобной, чем птолемеевская.

Остановимся на одном из замечаний Михайлова, сделанном в докладе на том же юбилее, где выступал и Фок. Михайлов пишет: "Поскольку петли в движениях планет оказались отражением кругового движения Земли по ее орбите, величина этих петель указывала на расстояние планет: чем дальше планета, тем меньше описываемая ею петля. На основании этого Коперник с помощью безупречного геометрического рассуждения смог впервые определить расстояния планет от Солнца, выраженные в единицах его расстояния от Земли <...> Коперник дал правильный и точный план Солнечной системы, составленный в едином масштабе (курсив мой; единицей служил orbis magnus - радиус земной орбиты. - С. Т.), и делом следующих поколений было выразить все расстояния в земных единицах (стадиях, километрах или иных)".

Заключение

В философии Возрождения главной целью становится объективное познание мира. Развитие естествознания добилось значительных успехов в XVI в. Познание и разум выходят "из изгнания", куда заточены средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Мир, вселенная - бесконечны. В натурфилософии центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Бесконечность мира познаётся разумом. В эпоху Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению. Итак, Коперник создал гелиоцентрическую систему мира. Его основные идеи состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело революционный переворот. Оно опровергло картину мира существовавшую более тысячи лет, которая была основана на геоцентрической системе Аристотеля и Птолемея. Но потребовалось не менее столетия, прежде чем гелиоцентрическая система Коперника получила широкое признание. Полную систему Коперника усвоил только Кеплер. Коперник в первой книге своего произведения "О вращениях небесных сфер" дал только первоначальный набросок картины Солнечной системы, в котором каждая планетная сфера изображена в виде окружности в центре которой было Солнце. Эта картина была неверной. Она была создана еще Аристархом Самосоким. Однако эту картину исправил Иоганн Кеплер, он заменил окружности эллипсами, а вместо движения по окружности с постоянной скоростью ввел движение с постоянной секториальной скоростью. Эти два закона Кеплера дали основу, на которой построена современная небесная механика.

Список использованной литературы

1. Антипова О.Л. "Развитие естествознания в эпоху Возрождения" [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=134522 (дата обращения: 02 .01.2015).

2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. II, т. 21. - 785с.

3. Коперник, Николай (биография) [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник,_Николай (дата обращения: 03 .01.2015).

4. Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика.-- 2009.-- № 6.

5. Михайлов А.А. Николай Коперник, его жизнь и творчество // Николай Коперник. С. 18, 20.

6. Н.Коперник. О вращениях небесных сфер, 1964, с. 553.

7. Николай Коперник - биография. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: http://to-name.ru/biography/nikolaj-kopernik.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

8. Развитие естественных наук. Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL:http://lib.kstu.kz:8300/tb/books/Filosofiya/t5gl2.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

9. Энгельгардт М.А. Николай Коперник. Глава 4.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности философии Возрождения, исследуемые темы и проблемы. Исследование уникальности отдельного человека и его места в мире. Выдающиеся представители науки данного периода, роль и место среди них Николая Коперника, главные достижения и труды.

    презентация , добавлен 07.06.2015

    Особенности философии эпохи Возрождения. Геоцентрическая концепция мира и гелиоцентрическая система Н. Коперника. Натурфилософия и идеи космологии Дж. Бруно. Научные открытия Г. Галилея - основоположника экспериментального метода исследования природы.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Античное философское наследие. Натурфилософские концепции и их роль в философии эпохи Возрождения. Антисхоластическая направленность передовой философии. Учение Кузанского о безграничности космоса. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов. Воззрения Николая Коперника. Аналитический и синтетический метод изучении природы Галилео Галилея. Краткая характеристика идей пифагореизма.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Первые представления об устройстве мира, направления и основные этапы их эволюции. Концепция Птолемея. Объяснение неравномерности движения Апполонием. Особенности и содержание исследований Николая Коперника и оценка их значения в мировой научной мысли.

    презентация , добавлен 03.10.2014

    Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения. Исторические предпосылки возникновения. Учения основных представителей: Николай Кузанский, Миколо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Томас Мор. Реформация Мартина Лютера.

    реферат , добавлен 15.02.2009

    Изучение философских воззрений Платона и Аристотеля. Характеристика философских взглядов мыслителей эпохи Возрождения. Анализ учения И. Канта праве и государстве. Проблема бытия в истории философии, философский взгляд на глобальные проблемы человечества.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Николай Коперник: биография и его открытия. В 16 в. большинству астрономов стало окончательно ясно, что система приводит к таким большим ошибкам в расчетах, что сама по себе вызывает сомнения.

Кое-кто пытался «усовершенствовать» ее, добавляя «эпициклы», но положение от этого не становилось лучше, а представления о том, как в действительности выглядит движение планет, и , окончательно запутались.

Польский астроном Николай Коперник (1473- 1543 гг.) стал тем человеком, который впервые за полтора предложил принципиально другую — намного более простую и ясную систему мира.

Это было колоссальным прорывом в , и вскоре гелиоцентрическая модель стала общепризнанной.

Имя человека, «перевернувшего» , описанную Клавдием Птолемеем, сегодня известно всему миру. С его модели и оптических началась современная астрономия.

Польский ученый первым отказался от ошибочного взгляда, согласно которому является центром мироздания. Он объяснил движение небесных тел вращением Земли вокруг ее оси и обращением планет вокруг Солнца.

Краткая биография Николая Коперника

Николай Коперник родился в польском Торунь в семье купца, переселившегося на польские земли из Германии.

Он рано осиротел — отец его погиб во время эпидемии чумы, и заботу о племяннике взял на себя Лукас Ватценроде — каноник, а впоследствии епископ, человек образованный и влиятельный.

В 1491 г. Коперник отправился в Краков и стал студентом факультета свободных искусств Краковского университета — одного из старейших в .

Здесь он изучал медицину, и богословие, однако не получил диплома. Семья решила, что юноше предстоит духовная карьера.

Однако это не слишком вдохновило Коперника, и он отправился в Болонью, чтобы в прославленном Болонском университете заняться церковным правом,- а на самом деле потому, что лишь там он мог всерьез заняться астрономией, которая интересовала его больше других наук.

Там он постиг основные навыки астрономических наблюдений под руководством известного астронома Доменико Новара.

Затем Коперник отправился в Падуанский университет в Италии для изучения медицины, а в Ферраре ему была присуждена степень доктора богословия.

На родину он вернулся лишь в 1503 г., получив самое всестороннее образование, и занял должность каноника во Фромборке — рыбачьем городке в устье Вислы.

Здесь он наконец-то смог полностью погрузиться в астрономические наблюдения и поиски подтверждений своей отчаянно смелой гипотезы. Здесь ему предстояло провести остаток и создать свой главный труд, который ему не довелось увидеть напечатанным.

«Об обращении небесных сфер»

Еще в юности Николая Коперника поразила сложность и запутанность системы мира, созданной Клавдием Птолемеем.

Проводя астрономические наблюдения, ученый пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть центром неподвижной Вселенной, и тогда удается с легкостью объяснить кажущуюся запутанность движения планет по их орбитам.

Кроме того, он высказал предположение о существовании силы всемирного тяготения, предвосхитив . Однако к своим выводам Коперник отнесся с осторожностью — они противоречили точке зрения, принятой церковью.

Он начал распространять в ученых кругах «конспект» своей гипотезы, как бы прощупывая, какой будет реакция на его «безумную» идею. А тем временем продолжал наблюдения, составлял астрономические таблицы и проводил расчеты, которые подтверждали его правоту.

Работа над рукописью «Об обращении небесных сфер» продолжалась почти 40 лет — Коперник вносил в нее дополнения и уточнения до тех пор, пока ему не удалось убедительно доказать, что Земля является одной из планет, обращающихся по своим орбитам вокруг Солнца.

В эти Николай Коперник немало сделал не только как астроном, но и как врач, инженер и экономист. По его проекту в Польше была введена новая , во Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую весь город.

Коперник лично занимался борьбой с эпидемией чумы в 1519 г., а во время польско-тевтонской (1520-1522 гг.) организовал оборону епископства от тевтонских рыцарей.

Первый экземпляр главного труда ученого был отпечатан в Нюрнберге за несколько недель до его смерти.

Некоторое время книга «Об обращении небесных сфер» свободно распространялась среди ученых. Но в 17 в. учение Коперника было объявлено ересью, книга запрещена, а последователи «коперниканства» подверглись преследованиям.

Что говорил Коперник о силе тяжести?

Сохранились документальные подтверждения размышлений Коперника на тем, что такое сила тяжести. Эти догадки появились задолго до теорий, разработанных впоследствии другими европейскими учеными.

В одном из писем к Николай Коперник писал, опережая открытия Исаака Ньютона:

«Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой».

Николай Коперник - великий ученый, живший с 1473 по 1543 год в Польше. В спектр интересов Коперника и предметов для изучения попадали самые разные вещи, касающиеся астрономии, физики, математики, экономики и механики. Его открытия и работы способствовали развитию многих сфер человеческой жизни и не одному научному перевороту.

Главными достижениями Коперника, известными каждому школьнику, были работы по естествознанию, в которых привычная теория о центральном положении Земли в солнечной системе опровергалась и описывалось то, как на самом деле взаимодействуют друг с другом небесные тела. К сожалению, труд под названием «Об обращениях небесных тел» был запрещен какое-то время из-за религиозных убеждений тех годов, однако, он не был забыт и оставался одним из самых гениальных творений в области физики и естествознания.

Детство и юность

Родился Коперник в городе под названием Торуни. Произошло это знаменательное событие 19 февраля 1473 года. Хотя родиной ученого является Польша, его предки были германского происхождения. Будущий гений стал четвертым ребенком. Однако Коперники далеко не бедствовали, а глава семейства был уважаемым купцом, поэтому каждый из отпрысков получил достойное образование.

Первые десять лет своей жизни мальчик рос в полном спокойствии, обласканный родителями и имеющий все, что ему было необходимо. Однако жизнь начала испытывать будущего ученого уже с ранних лет. Его родной город настигла ужасная эпидемия чумы, которая процветала в те времена. Под удар попал Коперник-старший, а после и вся семья мальчика. Оставшийся без присмотра, он мог потерять все, но дядя по материнской линии внезапно решил принять участие в жизни племянника. Лукаш Ваченроди принял на себя заботу об образовании и воспитании Николая.

Юношей, в октябре 1491 года, Коперник приехал в Краков с целью внести свое имя в список абитуриентов на факультет искусств. Вместе со своим братом, которого звали Анджей, он успешно окончил университет, а затем отправился в путешествие по Италии.

Николай Коперник и гелиоцентризм.

Зарождение тяги к наукам

Судьба завела Коперника в Болонью, которая была знаменита своими учебными заведениями. Заинтересовавшись юриспруденцией, пользующейся тогда особенной популярностью, он решает записаться на факультет с изучением гражданского, церковного и канонического права. Однако несмотря на успехи в учебе, Николай все больше и больше начал тяготеть к естественным и точным наукам, а в особенности к астрономии.

Первый серьезный шаг в данной сфере молодой Коперник совершил в 1497 году, когда провел свое первое наблюдение в паре с опытным и довольно известным астрономом Доминико Марией Новаро. В результате было выяснено, что Луна находится приблизительно на равном удалении от земли как в квадратуре, так и во время полнолуния и новолуния. Однако это утверждение полностью противоречило теории, выдвинутой ранее Клавдием Птолемеем. Именно это несоответствие подталкивало Коперника к новым экспериментам и работам.

Несмотря на свои многочисленные таланты, Коперник часто испытывал нехватку в денежных средствах. В начале 1498 года его утвердили на должность каноника Фромборкского капитула, а немного позже и брат Николая получил такое же место. Однако и это не помогало справиться с отсутствием денег. Дело в том, что проживали братья в Болонье, славившейся в то время своей дороговизной и привлекавшей богачей со всего мира.

Оставшись без средств к существованию, Коперники были в угнетенном состоянии, но, к счастью, судьба послала им такого человека, как Бернард Скультети. Он принял участие в их жизнях и помог упорядочить доходы. Еще ни один раз польский каноник встретится братьям и не раз им поможет.

Решив немного попутешествовать, Николай покидает Болонью и направляется на свою родину - в Польшу. Пробыв там не так долго, чуть меньше года, он едет в Италию и начинает изучать медицину. Поступив на обучение в Падуанский университет, он стремительно поглощает огромные объемы знаний и спустя несколько лет получает долгожданную степень доктора.

Обогатив свой багаж знаний и приобретя множество различных навыков, он вновь отправляется на свою родину образованным человеком, готовым для проведения новых экспериментов и способный к новым открытиям. Поэтому с особенным интересом и воодушевлением Коперник приступает к продолжению астрономических наблюдений, которые начал еще в Италии. В польском городе Лидзбарке он был стеснен некоторыми обстоятельствами, а в Фромборке и вовсе имел в своем распоряжении не очень удобные условия для проведения работ.

Однако ничто не останавливало молодого ученого: ни широта местности, мешавшая комфортному наблюдению за планетами, ни туманы, ни пасмурная погода. Хороших телескопов в то время еще не изобрели , а инструментов, позволявших отследить время всех явлений с абсолютной точностью, у Коперника не было.

Но, несмотря на все вышеперечисленные трудности , ученый все же выпустил свою книгу под названием «Малый комментарий», в которой подытожил результаты своих экспериментов и наблюдений, а также раскрыл первые гипотезы своей главной теории. Убеждения были вполне понятными и впечатляющими, но книга не пестрела математическими доказательствами, которые Коперник приберег для более объемного сочинения.

О жизни этого талантливого человека расскажет это видео.

Жизнь в военное время

Полностью углубиться в доказательство своих многочисленных гипотез Коперник не смог, так как началась война с крестоносцами. Ученый тогда вновь получил довольно значимую государственную должность , однако в отличие от многих других высокопоставленных лиц, он предпочел не отсиживаться в местах, отдаленных от боевых сражений, а принять в них непосредственное участие. Проявив недюжинную смелость, мужество и военную смекалку, он стал главнокомандующим обороны Ольштына и отстоял город от неприятеля.

Заслуги Коперника во время войны не остались незамеченным и, и он был награжден за мужество и отвагу правительством Польши. Коперника назначили комиссаром. Немного позже Николай переходит на пост генерального администратора. Так как это была наиболее высокая должность, на которой приходилось быть Копернику, его материальное положение значительно поправилось, что открывало для ученого новые возможности в проведении экспериментов и научных работ.

Несмотря на войну, именно в двадцатые годы Коперник вел наиболее активную исследовательскую деятельность. В этот период ученый совершил следующие открытия и эксперименты:

  1. Провел наблюдение за планетами во время, называемое противостоянием . Суть его в том, что планеты находятся на противоположной точке от Солнца. Данное исследование подтолкнуло Коперника на мысль о возможности того, что рассматриваемые небесные тела находятся в неизменном положении и не совершают каких-либо перемещений относительно своей орбиты.
  2. Завершил создание своей теории и полностью оформленной изложил ее в книге , что поставило под вопрос правдивость утверждений Клавдия Птолемея, который утверждал, будто наша планета не сходит со своей орбиты и находится в центре Вселенной, а остальные небесные тела крутятся вокруг нее.
  3. Подтвердил вышеизложенную гипотезу путем сложных математических подсчетов .

Работы Коперника перевернули весь научный мир , ведь мнение о том, что Солнце и остальные планеты передвигаются по отношению к Земле, бытовало больше чем полторы тысячи лет. Тем не менее в работах Коперника присутствуют некоторые неточности. Например, он считал, будто все звезды являются неподвижными и располагаются на огромной сфере, которая, в свою очередь, находится на очень удаленном расстоянии от Земли. Подобные неточности были следствием отсутствия достойного оборудования и хороших телескопов, которые изобрели немногим позже.

Другие увлечения

Как уже было неоднократно сказано, Коперник являлся человеком разносторонним и развитым во многих сферах деятельности. И во время своих исследований он продолжал совершенствовать врачебные навыки и умения, благодаря чему приобрел славу великолепного доктора . В список его пациентов входили следующие лица:

  • епископы Вармии;
  • чиновники и приближенные к королевскому двору Пруссии;
  • Тидеман Гизе - известный геолог, а также князь-епископ;
  • Александр Скультети - каноник капитула.

Нужно отметить, что Коперник никогда не отказывал в помощи простым людям, стремился сделать как можно больше для каждого больного. Благодаря ему выжили люди, глядя на недуг которых, многие профессионалы того времени просто разводили руками. Современники Николая всегда замечали, что он руководствовался не традиционными предписаниями врачей для тех или иных ситуаций, а скорее подходил к вопросу со свойственной ему оригинальностью.

В возрасте 60 лет Копернику было поручено выполнять обязанности председателя строительной кассы. Невзирая на возраст, он не останавливал свою научную деятельность и продолжал исследования. За год до своей смерти Николай издает книгу , посвященную изучению сторон и углов треугольника.

Прожив долгую, полную удивительных открытий жизнь, Николай Коперник скончался 24 мая 1543 года. Однако память о нем и его свершениях живет среди нас до сих пор, а работы высоко ценятся современными учеными и исследователями.

Видео

О жизни этого выдающегося человека вы узнаете из этого видео.

Один из величайших ученых в истории астрономии – Николай Коперник родился в 1473 году в польском городе Торунь, на Висле. Отец Коперника - купец, выходец из города Кракова, в то время столицы Польши, - умер, когда его сыну было 10 лет. Мальчика взял к себе его дядя по матери Лука Ватцельроде, в дальнейшем епископ Вармии (Вармия - небольшая церковная область на севере Польши близ Балтийского моря). Молодой Коперник воспитывался у дяди, а затем в Краковском университете - в то время одном из крупнейших в Европе - изучал богословие, юридические науки и медицину. Преподавались здесь также и естественные науки и математика. Здесь же молодой Коперник познакомился с астрономией, которая, конечно, изучалась по Птоломею.

Птоломей - ученый, живший во втором веке нашей эры, - в своем сочинении изложил представления древних о мироздании. Древние астрономы наблюдали небо в течение многих столетий. Они знали созвездия и заметили, что среди неподвижных звезд имеются блуждающие светила - планеты. При Копернике было известно пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Кроме того, к числу их относили также Луну и Солнце.

Для земного наблюдателя представляется, что планеты движутся по очень сложным путям: то приближаются к Солнцу, то удаляются от него и при этом описывают петли. Это странное движение не вязалось с религиозным представлением о том, что небесные тела, вследствие своей совершенной природы, созданной Богом, обязательно должны двигаться по безукоризненным кругам. Птолемей воспользовался математическим правилом, позволяющим любое сложное периодическое движение представить как сумму более простых движений, и объяснил блуждания планет как результат их обращения по кругам вокруг неких точек, которые, в свою очередь, обращаются по другим кругам вокруг Земли - неподвижной, находящейся в центре Вселенной.

Последователи Птолемея, уточняя движение планет, прибавляли все новые и новые круги. Система стала необычайно громоздкой и неудобной. Но эту систему поддерживала церковь всем своим авторитетом, и она просуществовала около 1500 лет.

Окончив Краковский университет, Коперник в 1496 году поехал совершенствоваться в Италию и провел там, в Болонье и Падуе, около 8 лет, занимаясь математикой, медициной и другими науками. Это было замечательное время в истории человечества, которое мы называем эпохой Возрождения или эпохой географических открытий. Только что открыл Америку, португалец Васко де Гама нашел морской путь в : При жизни Коперника совершил первое кругосветное путешествие и доказал, что Земля - шар. Современниками Коперника были великий и разносторонний ученый и художник Леонардо да Винчи, художник и скульптор Микеланджело, живописцы Рафаэль и Тициан, поэт Ариосто, сатирик Раблэ.

Коперник был ярким представителем своей эпохи. Он сам был чрезвычайно разносторонним человеком. В его библиотеке были книги по поэзии, философии, истории, географии, филологии, медицине, естественным наукам: математике, физике, астрономии, механике, которая, кстати сказать, включала тогда все инженерные науки. Возвратившись из Италии, Коперник энергично применял на практике свои разносторонние знания. Он получил должность лейб-медика при своем дяде епископе Вармийском, кроме того, управлял имениями и землями Вармийской епархии, а после смерти дяди был назначен каноником (по существу - правителем) в небольшой городок Фрауенбург (Фромборк). Городок этот находился на самом берегу озера Фриш-Хаф, отделенного от Балтийского моря узкой песчаной косой. Как раз при жизни Коперника в осеннюю бурю 1510 года эта коса была прорвана и озеро превратилось в залив.

В бытность свою каноником Коперник продолжал заниматься медициной, живописью, ведал делами правосудия, во время войны между польским королем Сигизмундом и магистром Альбрехтом оборонял Фромборк от рыцарских отрядов, а потом принимал участие в мирных переговорах. Коперник строил инженерные сооружения, в том числе водопровод (во Фромборке) с башней, где вода поднималась на 25 метров. В этой башне была памятная доска с латинскими стихами, которые в переводе звучат так:

Здесь покоренные воды течь принуждены на гору,
Чтобы обильным ключом утолить жителей жажду.
В чем отказала людям природа, преодолело искусство Коперника.
Это творение в ряду других - свидетель его славной жизни.

Но больше всего Коперник интересовался астрономией. Известно, что к нему обращались с вопросом, как точнее определить движение Солнца и Луны. Эти определения нужны были священникам для того, чтобы назначать праздник Пасхи. Коперник отказался дать совет, так как не имел достаточно точных сведений о периодах движения этих светил. Желание получить такие сведения побудило его заняться системой Птолемея, и тогда, еще в бытность его лейб-медиком, у него мелькнула мысль о том, что, возможно, Птолемей неправ, и Земля не покоится в центре Вселенной, а движется вокруг Солнца. Развитию этой мысли Коперник посвятил последние 20 лет своей жизни.

В посвящении своей книги папе Павлу III он пишет, что убедился в несогласии математиков, которые работают по Птолемею, но не получают точности, и обратился к древним философам, где и нашел упоминание о возможном движении Земли «вокруг огня» и вращении ее, подобно колесу. Действительно, у некоторых древнегреческих ученых можно найти высказывания о вращении Земли. Один из них - Аристарх Самосский за это учение был обвинен в богохульстве. Птолемей знал об этих учениях и старался их опровергнуть.

Не следует думать, что Коперник только повторил учения Аристарха, Гераклита, Филолая и других философов древности, высказавших мысль о вращении Земли. Древнегреческие философы только высказали предположение, не подкрепляя его никакими доказательствами и не делая из него никаких выводов. Птолемей в своих возражениях против теории вращения Земли говорил, что Земля велика, и если бы она вращалась, то должна была бы разлететься на куски. Кроме того, облака, птицы и все, что находится в воздухе, отставало бы от Земли. Даже камни должны были бы падать не отвесно, а несколько отклоняясь в сторону.

Огромная сила духа, необычайная ясность ума и смелость нужны были скромному канонику Копернику, чтобы выступить против обычного представления, подтвержденного нашими чувствами, соображениями уважаемых философов древности - Аристотеля и Птолемея, бывших непререкаемыми авторитетами в средневековые времена. В своей книге Коперник разбирает все доводы против движения Земли и говорит, что чувствам доверять не стоит. Когда плывешь на корабле, кажется, что берег отходит, уплывает, а на самом деле, движется корабль. Он пишет, что Земля может вращаться, не разлетаясь на куски, ибо еще нелепее предположить, что вращается весь небесный свод с неподвижными звездами, который намного больше Земного шара, - скорость его вращения поистине была бы несуразно велика. Он говорит далее, что Земля при своем вращении увлекает воздух, и находящиеся в воздухе камни, птицы и облака участвуют во вращении Земли.

Выдвигалось еще одно возражение, с которым Копернику трудно было справиться. Противники его говорили: если бы Земля обращалась вокруг Солнца, нам, казалось бы, что звезды на небе описывают эллипсы, вследствие так называемых параллаксов, и эти эллипсы должны быть тем меньше, чем дальше звезды. Коперник ответил на это, что звезды, видимо, находятся слишком далеко, и поэтому мы не можем различить их параллаксов. По вычислениям Коперника звезды должны быть, по крайней мере, в тысячу раз дальше от нас, чем Солнце.

Параллаксы разыскивались астрономами в течение трехсот лет после Коперника, и только в 1837 году знаменитому русскому астроному Струве удалось обнаружить параллакс звезды Вега. Таким образом, было дано неопровержимое доказательство правильности теории Коперника. Оказалось, что звезды находятся от нас гораздо дальше, чем предполагал Коперник. Ближайшая из них в 270 тысяч раз дальше, чем Солнце. Во времена Коперника не было телескопов, светила наблюдались невооруженным глазом. Отсутствие точных наблюдений помешало Копернику дать подтверждение своей теории. Она оставалась лишь правдоподобной гипотезой. Но с этой гипотезы начался переворот в естествознании.

Заслуги Коперника необъятны. Поставив в центре Солнце, а вокруг него планеты - Меркурий, Венеру, Землю с Луной, Марс, Юпитер и Сатурн, Коперник с величайшей простотой объяснил движение небесных светил, времена года, определил относительное расстояние между планетами (с ошибкой не более четырех процентов!), низвел Землю с, пьедестала центра Вселенной на положение рядовой планеты и тем самым поколебал представление об ее исключительном значении. Коперник долго не решался опубликовать свое сочинение, хотя друзья уговаривали его сделать это.

Может быть, в нем говорила осторожность ученого, желающего уточнить свои исчисления и наблюдения, а может быть, просто инстинкт самосохранения – инквизиция то не дремала. Коперник выпустил сначала краткое изложение своего труда, потом более подробное изложение опубликовал ученик Коперника немецкий профессор Ретик. Только после этого Коперник решился на издание своего труда в полном виде. Книгу он увидел уже на смертном одре. Она называлась по латыни: «Nicolai Соpernici Torinernsis de revolutionibus orbium caelestium, libri VI», то есть Николая Коперника Торунского, об обращении небесных сфер, шесть книг».
За изданием книги следил богослов Осиандр. Отлично понимая на то время скандальное значение книги, он снабдил ее предисловием, где осторожно написал, что «Учение не надо принимать за истину», а лишь «считать гипотезой, предназначенной для вычисления движения планет, что новая система придумывает многое, и не для того, чтобы убедить кого-либо. Если же кто примет за правду… то через это учение сделается глупее, чем прежде».

В первые десятилетия книга Коперника была встречена равнодушно. Церковь восприняла ее как вычислительный инструмент, а сама книга была написана по латыни, доступна только ограниченному кругу специалистов. Но церковь забеспокоилась, когда у Коперника появились пропагандисты и толкователи - Джордано Бруно, а затем , подкрепивший соображения Коперника наблюдением с помощью телескопа. Галилей наблюдал пятна на Солнце, горы на Луне и четырех спутников Юпитера - наглядную модель солнечной системы. Теперь каждый мог видеть, как маленькие планетки вращаются вокруг большой. Учение Коперника начало проникать в массы, и церковь встревожилась. На последователей Коперника обрушились кары инквизиции. Книга Коперника была внесена в список запрещенных, подлежащих уничтожению. Только 200 лет спустя, когда теория движения Земли стала общепризнанной, книгу Коперника вычеркнули из этого списка.

Развитие науки полностью подтвердило идеи Коперника. Астрономия широко раздвинула границы мира, известного Копернику. Ныне астрономы раскрывают природу звезд, изучают строение звездных систем - галактик и необъятные межгалактические просторы, решают сложные вопросы происхождения звезд и планетных систем. Но вся современная астрономия является продолжением и развитием идей великого польского ученого, революционера в науке Николая Коперника.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...