Новый порядок государственной аккредитации образовательной деятельности (Максименкова Е.А.). Аккредитация колледжа: успешная работа и возможность обучать

Понятие "аккредитация" имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает "оказывать доверие". В современном мире этот термин рассматривается как установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

Нормативная база

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций. Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений. С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

Субъекты

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение. Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей. Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует которое реализует программу по Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку. Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования. Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

Оплата

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг. Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений - 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы - 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования - 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения - 40 тыс. руб.

Аккредитация прочих типов - 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб. В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб. Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям. Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом. Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона "Об образовании", правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году. Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры. То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация образовательных учреждений включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов. Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом. К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования. Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва. Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ. Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Заявление

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

Решение

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем. На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации. В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение. Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Специфика

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры. Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц. В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации. Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ "Об образовании" утверждает только основы общественной аккредитации. Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

Что такое государственная аккредитация специальности и чем грозит ее отсутствие?

Военкомат не дремлет - это расхожее выражение, по всей видимости, известно многим. И приведено оно здесь не случайно. Дело в том, что поступление в вуз на очную форму обучения далеко не всегда является гарантией получения отсрочки от службы в армии, причем безотносительно к тому есть ли в вузе военная кафедра или она отсутствует. Причина состоит в том, что взаимоотношение с военкоматом во многом зависит от специальности, на которую поступает абитуриент, а именно от того аккредитована ли она или нет. Что же такое государственная аккредитация, кто ее проводит и каковы могут быть причины ее отсутствия?

Наличие аккредитации подтверждает, что качество подготовки студентов по данной специальности соответствует государственным требованиям. Это означает, что после окончания вуза и успешной защиты диплома, выпускник становится квалифицированным специалистом и получает документ о высшем профессиональном образовании государственного образца подтверждающий этот статус. Аккредитация проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Почему специальность может не пройти аккредитацию? Причин несколько. Самый негативный вариант это когда качество образовательных программ того или иного вуза не отвечает действующим стандартам, соответствие которым устанавливается раз в 5 лет. В таком случае, государство отказывается от финансирования подобной специальности, и соответственно не выделяет на нее бюджетные места.

Другая, менее значимая, но зато более распространенная причина, по которой отсутствует аккредитации это новизна общеобразовательных программ. По действующим правилам для прохождения аккредитации необходимо чтобы состоялся первый выпуск по специальности, на которую производился набор. В свою очередь отсутствие выпускников изначально подразумевает невозможность проведения аккредитации со всеми вытекающими отсюда последствиями во взаимоотношении с военкоматом. Возможно именно по этой причине многие вузы стараются заблаговременно информировать об этом абитуриентов, в том числе и во время подачи ими документов.

Немаловажный вопрос - где можно получить информацию об аккредитованных специальностях? Как правило, в приемной комиссии. Еще - на официальном сайте вуза, где, как правило, размещаются лицензия и свидетельство о государственной аккредитации с приложениями, в которых как раз и указывается перечень образовательных программ прошедших аккредитацию. Если же по каким-то причинам ознакомиться с этой информацией не удалось, следует, как минимум, задуматься над тем, почему происходит подобное. За разъяснениями можно обратиться в Рособрнадзор, либо воспользоваться сайтом Национального аккредитационного агентства (www.nica.ru), откуда можно узнать об аккредитованных специальностях любого вуза, причем вне зависимости от того, государственный он или нет.

И последнее. Есть понятие аккредитации образовательных программ и групп специальностей. Вуз имеет право проводить набор по неаккредитованным программам в составе аккредитованных укрупненных направлений подготовки. Но будут ли вовремя поданы и оформлены все необходимые документы по аккредитации программ, и не произойдет ли при этом какая-нибудь задержка, вот что остается неясным. Имейте это ввиду.

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи - и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит - государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело - прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы - это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные - скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае - при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие - нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации - неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, - а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) - но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация - та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, - это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели - не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели - оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения - заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте - это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, - всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт - это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов - вне зависимости от мирового кризиса - остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка - когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза - получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Лицензия и аккредитация конкретного вуза - момент, на который обязательно должны обратить внимание абитуриенты. Именно лицензии вузов позволяют им вести образовательную деятельность . Документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) на основании заключения специальной экспертной комиссии, которая оценивает все имеющиеся у вуза ресурсы для подготовки квалифицированных специалистов (оснащение учебного процесса, оборудование учебных аудиторий, соблюдение санитарных и гигиенических норм, укомплектованность профессорско-педагогического штата и т.д.). Лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы. Раньше лицензия выдавалась учебному заведению на пять лет, в настоящий момент вузы получают «бессрочную» лицензию. Проверить, имеет ли вуз или его филиал действующую лицензию, можно на сайте Рособрнадзора http://lic.obrnadzor.gov.ru/ .

Аккредитация вузов свидетельствует о том, что образовательные программы вуза и качество подготовки выпускников соответствуют государственным стандартам в образовании. Документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) на 5 лет, после чего необходимо повторно пройти процедуру аккредитации.

В приложении к свидетельству об аккредитации перечислен список аккредитованных программ , указан аккредитационный статус по виду учебного заведения (университет, академия или институт), ступени образования в вузе, наименования филиалов и степени (квалификации), которые будут присваиваться выпускникам. При подаче документов в учреждения образования абитуриенты должны проверить уровень аккредитации вузов и заверить факт ознакомления с этой информацией в письменном виде.

Аккредитация вузов позволяет выдавать выпускникам по окончании учебного заведения диплом государственного образца (при отсутствии аккредитации - диплом установленного образца). С дипломом государственного образца молодые люди могут поступить в аспирантуру и занять должность на государственной службе. Кроме того, только вузы, имеющие государственную аккредитацию, имеют право предоставить отсрочку от армии на время обучения по очной форме. Проверить аккредитацию вуза и посмотреть список вузов, прошедших аккредитацию, можно на сайте Рособрнадзора



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...