Обет безбрачия принимаемый католическим духовенством называется. Целибат: возможна ли жизнь без секса

Как часто сегодня звучит слово «секс»! И как редко услышишь слово «целомудрие»…Бесценный дар выбирать образ жизни превращает множество людей в рабов собственных желаний. Свобода – это прерогатива современного человека. Но только с той небольшой поправкой, что он все больше неумело ею пользуется.

Раньше среди многих людей целомудрие основывалось на страхе перед общественным мнением. Но теперь у нас и этого нет. Ведь оно свелось к признанию того, что свободный секс – это одна из компонент счастья и опять же таки свободы. Но общество за это дорого платит. С развратным образом жизни зачастую приходит ряд проблем. При этом невзгоды затрагивают не только нашу, но и чью-то жизнь, нередко разрушая и уничтожая множество ценностей, лишая человека счастья.

«Целомудрие» — отныне будто не святое слово. А ведь столь часто в графе социальной сети «ВКонтакте» в качестве главной ценности в жизни стоит «Семья и дети». Однако целомудрие в ее содержание для многих не входит. Но, тем не менее, взаимосвязь между этими понятиями слабее не становится.

Целомудрие – основа для счастья пары. Без него многое рушится. Многие скажут, что это не так, что секс до брака – не помеха для гармонии в отношениях. Однако не все так просто. Итак, попробуем понять, почему же настоящая любовь ждет! Давайте с Вами рассмотрим поближе то, что неразрывно связано с таким понятием как любовь, делая ее полной и святой.

Что такое целомудрие?

Целомудрие – это внутреннее единство в его телесном и духовном бытии, чистота мысли и желания, восприятия себя и других людей.

Что означает быть целомудренным? В многочисленных традициях сохраняется в целом схожий взгляд по поводу этого вопроса: это значит не вступать в интимную близость до брака, не смотреть порнографические фильмы, носить скромную, т.е. закрытую в интимных местах одежду и хранить верность в браке. Эту ценность пропагандируют все мировые религии. Однако на сегодня даже представление о том, что такое быть целомудренным, искажено совершенно.

Через изменение значения слова «целомудрие» современное общество потеряло ориентиры. Некоторые полагают, что беречь целомудрие означает хранить девственность до 18 лет, многие придерживаются того мнения, что это значит заниматься сексом только с одним партнером всю жизнь, что брак вовсе не нужен и т.п.

Но все же, по результатам опроса, к примеру, на форуме «Ответы@mail.ru» по теме «Есть ли еще такие мужчины, которые ценят девственность девушки», оказалось, что многие парни по-прежнему одобряют это качество. И вопрос звучит зачастую так: «Неприступная или доступная?»

Многие представительницы женского пола осознают это. И сохраняют девственность лишь физиологически. Это им, с одной стороны, помогает решить некоторые проблемы, но, с другой, является ли этот образ жизни целомудренным? Безусловно, нет. Есть множество способов лишить себя такого качества как «целомудрие». Считая себя девственными, многие люди вступают в интимную близость не «классическим» способом, а избегая дефлорации, т.е. физиологической потери девственности через разрыв девственной плевы, таким образом нарушая целомудрие души. Однако среди мужчин в результате такого отношения многих женщин сложилось мнение о том, что такая дама вовсе не является невинной, целомудренной и что это, по сути, равнозначно дефлорации. А из-за этого возникает сомнение относительно подлинной чистоты многих девственниц. Да и к тому же сейчас являться ею физиологически – это вовсе не проблема, поскольку наличие девственной плевы возможно восстановить хирургическим путем, т.е. гименопластики. Однако не стоит забывать, что связь между девственностью и целомудрием неразрывна.

Многие люди независимо от своего возраста, но чаще всего молодежь опасаются показаться старомодными, быть «хуже» своих подруг, друзей, потерять любимого человека, не все испробовать и т.п. Но они забывают, что, к примеру, мужчина, который действительно девушку полюбит, получит массу неприятных эмоций, осознав, что она принадлежала, пусть только физиологически, другим мужчинами.

Безусловно, путь целомудрия не является легким. Он требует усилий. Современным молодым людям, которые придерживаются принципа «хранить целомудрие», нередко приходится на себе выдерживать насмешливые взгляды, подстегивания и т.п. Но есть один нюанс: вряд ли мудрый человек оценит отсутствие невинности как некое достоинство.

Психологи, как и педагоги, утверждают, что без целомудрия невозможно правильное формирование личности. Ведь благодаря этому человек не только не нарушает состояние здоровья своей психики, но и ощущает свободу от многих страхов и комплексов.

В целом есть два вида целомудрия – это целомудрие до брака, заключающееся в отсутствии каких-либо видов секса, как духовно, так и физиологически, а также целомудрие брачных отношений, когда человек уже вступил в брачный союз и хранит верность своей жене. Также есть и монашеское целомудрие, заключающееся в полном отсутствии сексуальных отношений. Это особый обет, который могут дать исключительно сильные личности.

Девственной плевой в природе наделена исключительно женщина. Это подчеркивает особый статус человека. И не стоит забывать, что с девственностью целомудрие укрепляет свои позиции.

«Сексуальная революция»

Причиной того, что сейчас девственница – явление весьма нечастое, является перелом в общественном сознании в середине 21 века. «Сексуальная революция» — удел 1960 годов – натворила немало бед. Это произошло вследствие смены представлений о морали. В результате многие воспользовались возможностью, предоставляемой контрацептическими средствами. Ведь именно тогда они и стали распространяться, что позволило сделать более безопасным частый секс, да и к тому же с разными половыми партнерами. Представление о нравственности сводилась в то время среди большинства людей к тому, что секс до свадьбы – это нормально, и если предохраняться, то можно обезопасить и себя, и партнеров от неприятностей. Но контрацептивы и по сей день не обладают свойством защищать как от венерических заболеваний, так и от беременности на 100 %.

Вплоть до XX века значительная часть общества отождествляло мораль с христианством. После с жестким социалистическим режимом пришло совершенно иное мировоззрение на многие вещи, хотя целомудрие входило в компоненту этой философии. Однако само общество стало по-иному расставлять ценности по уровню значимости, поставив постепенно девственность на одно из самых последних уровней. Но за это оно очень дорого заплатило: сегодня так и пестрят разврат, крах семейных ценностей, разводы, извращения, в число которых входят педофилия, зоофилия, аборты, гомосексуализм, венерические заболевания, бесплодие, порнография и т.п., зачастую являясь ежемесячным комплексом мероприятий для одного человека. Современный человек уже отчасти осознал, где кроется причина его постоянных неурядиц касательно семейно-брачных отношений, и в наши дни относительно 1960 целомудрие – то, чем, по крайней мере, можно уже гордиться.

Краткий исторический очерк

Что касается периода до н.э., то, к примеру, в первом тысячелетии до н.э. в Риме мораль была весьма строгой. Однако в середине II века до н.э. произошли в этом отношении существенные изменения, которые были вызваны знакомством Рима с моралью эллинистических государств. В результате этого распространились свободные нравы, которые значительно отличались от прошлого общественного мнения касательно целомудрия: римское правительство было вынуждено издать указы, чтобы хоть как-то запретить патрицианкам развращать проституцией.

После наступил период Средневековья — с начала VII по XVI, — и теперь общество бросилось в другую крайность: целомудрие рассматривалась как необходимая добродетель, которой должен обладать каждый человек. Это было частью базиса, на котором строилась вся нравственность. Аскетизм лежал в основании всей морали. Секс рассматривался лишь как способ продолжения рода.

Но, следует отметить, что само Евангелие подчеркивает значимость секса, но лишь в супружеской жизни, говоря о том, что «жена должна удовлетворять все потребности мужа», когда речь идет об отношениях. Поэтому нельзя сказать, что в средневековье придерживались совсем правильного взгляда на это.

Но, как оказывается, и тогда не было «эры целомудрия», о чем говорит поведение некоторой части рыцарей.

До свадьбы секс считался предосудительным действом, имея название «прелюбодеяние». После венчания целомудрие до брака переходило в супружеское целомудрие, что означает, как было сказано выше, хранить верность в супружеских отношениях.

В мусульманских странах девственность – это также одно из первых нравственных требований к девушке. Там идеология целомудрия, следует отметить, развита гораздо сильнее, нежели в странах Запада, что в период Средневековья, что в другие исторические периоды. Нарушением целомудрия считается даже применение косметики, выходя на улицу. Жена должна наряжаться для мужа, а не для других мужчин.

В период Возрождения отношение к целомудрию снова меняется. Появляется культ красоты, телесности. Религиозность теряет свои позиции. Появляются так называемые «куртизанки», а также официальные фаворитки.

В XIX веке возникает пуританская мораль (протестантское течение, пропагандирующее аскетизм относительно сексуальных взаимоотношений, устранение католицизма, трудолюбие, крайнюю строгость нравов и чрезмерное ограничение потребностей). Протестантизм занимает одну из ведущих позиций. Всяческие сексуальные извращения – это предосудительно, аморально. В целом для того времени был характерным жесткий взгляд на внебрачные сексуальные отношения.

Переход от этого мировоззрения к современному взгляду на целомудрие и называется «сексуальной революцией». Кстати говоря, она во многом связана с движением феминисток.

В результате этого события в обществе признано за дозволенное: развод, оральный секс, аборты, разного рода контрацепция. Это явление имеет свои последствия.

Еще в 1940-х было постыдным лишиться девственности до вступления в официальный брак. В1960-х это стало нормой. Парню не приходилось девушку даже «уговаривать», не говоря уже о том, что целомудрие до брака и вовсе считалось глупостью. Ведь в ином случае мужчина мог отыскать более сговорчивую подружку, и наоборот.

Стоит отметить, что этот конфликт возник вследствие чрезмерного педантизма и нелепостей по отношению к сексу. Ведь если девушка в прежние времена лишалась невинности до брака, то общество готово было ее просто растерзать, несмотря на то, что секс до вступления в брак по сравнению с некоторыми другими пороками выглядит не столь ужасающе. К тому же обсуждение столь интимного вопроса превращалось во всеобщее достояние, да и секс пропагандировался исключительно как продолжение рода. Сексуальному удовлетворению как бы не придавалось значения. С 1960-х начал проявляться этот давно назревающий конфликт. В конце концов, он стал постепенно проскальзывать в рекламе: в виде практически раздетых дам, одежде и т.п.

В1970-х начинает активно распространяться порнография.

Немного о порнографии…

Следствие этого явления — испорченное представление о сексе, женщине, правильных отношениях. А между тем, до сих пор редко кто задумывается, что это и поддержка рабства женщин, поскольку многие героини порно – несчастные женщины, которых заставили против их воли такое делать на камеру. В этот перечень входит также педофилия, поскольку очень часто именно ни в чем невинные дети становятся жертвами в этих самых фильмах, а многие женщины по сюжету одеты в детские вещи и с мягкими игрушками. Сюда же следует добавить и насилие в семье и в жизни, грубость, вульгарность. Через оплату просмотра этих отвратных видео происходило и по-прежнему происходит поощрение зла собственными руками.

В исследовании д-ра Дженнингса Брайанта выяснилось, что длительные просмотры порно (более 6 недель) способны изменить отношения и чувства людей в сторону менее отрицательного суждения по сексуальным отклонениям и проступкам. Обнаружилось, что поступки начинали казаться менее плохими, а жертвы сексуальных злодеяний, как они подчеркивали, меньше пострадали, что против них действовали не так уж и неправильно.

Начали распространяться журналы с голыми женщинами, где они – это лишь инструмент для удовлетворения потребностей, «зайчики» или куколки-модели с красивым телом, но никак не равные себе, как бы «недолюди», а так, инструмент для секса. А всему виной то, что это покупается, это престижно, этим пользуются.

Культ тела спровоцировал его крах

Презерватив с 1960-х считается великолепным и доступным средством защиты. Однако, по официальной статистике, 40 % зараженных ВИЧ американцев заразились через презерватив. Тогда как-то не задумывались над тем, что заражение осуществляется не только через сперму, но также и через выделение половых органов.

В целом, когда какой-либо вирус попадает в организм, то он не только поселяется в нем, но и видоизменяется, т.е. модифицируется и может приносить неприятности в течение всей жизни.

Женщины гораздо больше подвергаются риску заражения, нежели чем мужчины. И урон они им приносят также больший. К примеру, вероятность заражения гонореей у женщин по сравнению с мужчинами составляет 60-90 %, тогда как у первых – 20-30 %. Хламидия не имеет симптомов, но, в свою очередь, является причиной бесплодия и опасной беременности. Сифилис кроме половых органов поражает кровеносные сосуды мозга, а также оказывает негативное влияние на сердце, возникают язвы, психоз.

Гонорея несет воспаление органов таза и также бесплодие. Генитальный герпес грозит смертью плода, это тяжело поддающееся лечению заболевание. Если в начале 1960-х годов было всего два венерических заболевания, то теперь их около сорока. В результате этого в мире миллионы людей каждый год подвергаются заражению ими. Из 100 % сексуально активных молодых людей 40 % заражаются вирусом папилломы человека, а также хламидией, и при этом из всех 40 заболеваний среди заболевших ими – молодые люди до 25 лет.

«Мифы»

1. Богатый сексуальный опыт поможет сохранить взаимоотношения

В современном обществе бытует мнение о том, что богатый сексуальный опыт придает особый статус, что парень, как и девушка, предпочитают для серьезных отношений опытного партнера. Однако все на самом деле обстоит вовсе не так. Девственницы ценятся теперь опять намного больше. Но, безусловно, не совсем верно полагать, что ты должен нравиться исключительно на таком основании. Отношения, построенные на этого рода принципах, долго не продлятся, потому как сексуально активные люди захотят новых ощущений, а тот, кто ценит только девственность, не сможет продолжать отношений из-за отсутствия душевной близости, благодаря которым они и должны существовать.

Быть первым – это более ценно. Да и не всем приятно, что мужчина/женщина видят в сексуальной активности талант. Это нечто гораздо большее. К тому же это очень неприятно, когда тебя с кем-то в таких интимных делах сравнивают.

Мужчины, пресытившись стольким набором вариантов удовлетворить свой сексуальный опыт, теперь спрашивают: «Доступная или неприступная??»

Целомудрие многими из них рассматривается гораздо дороже, нежели развратность. Безусловно, есть и те, кто не ценит девственность. Но ценно ли мнение развратных мужчин, которые в тебе видят игрушку, инструмент, всего лишь тело?..

2. Нужно вести половую жизнь до брака, чтобы определить «совместимость»

Сексуальная совместимость – это действительно миф. Влагалище женщины безразлично к размеру полового члена. Оно может подстраиваться под размер ребенка во время родов и небольшой мужской половой орган и испытывать удовольствие во время полового акта. Удовольствие в этом контексте вообще не соотносимо с понятием размеров чего-либо. Кого-то возбуждает только маленькая грудь, кого-то только полные женщины. Хотя и это характерно для влюбленности, но не для любви.

Сексуальное возбуждение зависит не от величины груди, члена и т.п. У каждого человека это возникает сугубо по индивидуальным критериям, не соотносясь с некоей общепринятой нормой. Когда говорят о совместимости, то могут подчеркнуть тот аспект, что есть совместимость темпераментов. Но с той небольшой поправкой, что если человек жаждет каких-то особых поз, считая невозможным удовлетворить желание до конца через обычные ласки, находясь в сексуальном контакте с любимой(ым), то, видимо, он слегка извращенец и, возможно, изрядно подсел на порно.

Также весьма абсурдно вступать в отношения или разрывать их только из-за «сексуальной совместимости», даже если бы она и существовала в природе.

Что способно дать соблюдение принципов целомудрия?

Давайте себе представим море. Сколько же в нем красоты! Как приятно окунуться в него, когда так печет солнышко! Но что будет, если попытаться пить морскую воду? Что возникнет в результате этого действия? Появится жажда. Со временем человек попросту погибнет без обычной питьевой воды. Когда он на первое место ставит секс, переступая через принципы целомудрия, то организм начинает требовать все больше и больше этих действий, но 100%-ное удовлетворение так и не наступает. Близость между мужчиной и женщиной распространяется и на душу. Когда между ними царит любовь, возникает желание создавать близость в эмоциональной, интеллектуальной, духовной, нравственной сферах бытия. Любовь не может распуститься из интимной близости. Она может стать лишь ее следствием.

Воздержание до брака спасет человека от чувства вины, стыда, влияния «дурных» связей, преждевременной беременности, риска подвергнуться аборту, от заражения венерическими заболеваниями, нежеланного брака. Целомудрие как ничто иное поможет осуществить поставленные цели, создать счастливый брак, сохранить чистоту души, самоуважение.

И, самое главное, человек сможет подарить себя всего только одному другому человеку, а не «огрызок». Также это избавит будущего мужа/жену от неприятных ощущений того, что ты не первый, что его/ее тело не столь нравится супругу/супруге, нежели тело предыдущего полового партнера.

Безусловно, кому-то этот перечень преимуществ покажется совсем недостаточным, чтобы «рискнуть» соблюдать чистоту души и тела. Но стоит вспомнить, что всякая добродетель должна совершаться не с тем, чтобы за нее была награда.

Как сохранить целомудрие?

Для начала нужно взять для себя несколько верных установок: сохранить девственность до брака, не просматривать порно, иметь чистые мысли, иметь мужество говорить «НЕТ!» независимо от отношения к предлагающему вступить в интимную близость человеку. Также установи для себя правило: общаться с теми, кто тебя ценит и уважает, вдохновляет.

Если ты решился на этот нелегкий путь, то знай, что твой поцелуй многое значит, не раздавай его кому попало, чтобы в нем была особая ценность. Вдохновляйся хорошей литературой, фильмами о чистой и настоящей любви, а также умей отделить влюбленность от настоящей любви. Ведь любовь всегда взаимна в отличие от влюбленности. Многие дарят свою невинность в качестве доказательства своих чувств, однако это лишний раз подчеркивает фальшивость отношений.

Не занимай свое время теми людьми, кто пытается разрушить твои устои, идеи. Держи себя всегда с чувством собственного достоинства. Не стоит заниматься мастурбацией: она вредна и губительно сказывается как на физиологическом, так и психическом здоровье. Носи достаточно прикрывающую интимные места одежду. Многие жалуются, что их не воспринимают всерьез, при этом одеваясь с целью произвести эффект «секс-бомбы», что является бедой как парней, так и девушек. Но что стало бы, если бы полицейские носили спецформу медсестер? В обществе произошла бы масса бедствий. Слишком открытая и неуместно яркая одежда – удел проституток. Это их униформа. Относись с уважением к тому, как общество утвердило униформу девушек легкого поведения. Ведь мужчине намного труднее побороть желание секса. Целомудрие женщины влияет на целомудрие мужчины.

И вспомни напоследок слова из Библии, если ты верующий человек: «Не обманывайтесь: скверные компании развращают добрые нравы» (1 Коринфянам 15:33). Также, кстати говоря, там же сказано, что лучше повесить жернов и умереть человеку, через которого приходит соблазн и кто смотрит с вожделением на женщину, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Целомудрие женщинами иногда хранится по стечению обстоятельств. Но это не совсем целомудрие. Целомудрие – это принятие особого решения и непоколебимость в своих взглядах относительно сексуального воздержания. Это не только удел верующих разных религий. Ведь именно так многие идентифицируют соблюдение правил невинности. Это касается так же и этических аспектов семейно-брачных отношений независимо от присутствия или отсутствия веры в Бога.

Если парень или девушка лишаются девственности, но после сожалеют об этом и не совершают прежних действий в этом отношении, то они возвращают целомудрие души. Хранить целомудрие душой значительно труднее, нежели хранить девственность, хотя при этом одно вытекает из другого. Целомудрие до брака позволяет быть верным одному-единственному человеку. Ведь каждый в результате хочет отыскать только одну свою вторую половинку. Но при вступлении в половые отношения до брака человек принижает статус своей(его) будущего(ей) избранника(цы).

Каждому дано право выбора. Но с той небольшой поправкой, что беспорядочные половые связи калечат жизни тех, кто в них не вступал. Муж, изменяя жене и нарушая целомудрие брака, приносит ей этим немало страданий, зачастую к тому же передавая ей половым путем целый «букет» венерических заболеваний вместо букета роз.

Движение «Настоящая любовь ждет»

Современное общество уже ощутило на себе последствия «сексуальной революции» и снова стало ценить такое качество как целомудрие. Однако эти позиции еще укрепились не до конца и в среде пятнадцатилетних подростков по-прежнему высмеиваются те, кто еще не лишился девственности. В таком возрасте мировоззрение юного создания только формируется, и поэтому ему нужна очень сильная поддержка. В качестве таковой выступает молодежное движение, участники которого ведут борьбу с развратом собственным примером.

Оно возникло в 2000 году в США. И его девизом стала фраза «Настоящая любовь ждет», или по-английски «True love waits».

В 1999 году в Вашингтоне в США перед Белым Домом собралось 211 840 молодых людей с целью того, чтобы дать присягу в форме письменной декларации хранить целомудрие, включающее обещание сохранить девственность вплоть до венчания. Его представителями являются христиане, евреи, мусульмане. Оно уже получило распространение во многих странах. Участники подкрепляют свое решение участиями в богослужениях, массовых встречах. В час богослужения ими произносятся обещания при алтаре. Священник их награждает специальным благословением, чему предшествует воззвание к Святому Духу.

Все это дает много энергии для того, чтобы побеждать свои жизненные трудности. Ведь пребывая в целомудрии и чистоте, человек становится сильнее духом, тренируя свою силу воли. Благодаря обету целомудрия человек избегает положения раба собственного тела.

Также сторонники этого движения придерживаются стремления не зависеть от своих материальных потребностей, посвящая много времени труду, спорту, здоровому образу жизни, молитве.

Его целью выступают пропаганда целомудрия, поддержка в обществе тех, кто решился на столь непростой путь, презентация этого качества как достоинства, а также стремление сделать его престижным. Присоединиться можно очень просто — через вступление в группу в социальной сети «ВКонтакте» по электронному адресу «http://vk.com/onlytruelovewaits».

Эта статья не ставит целью заставить кого-либо изменить свой образ жизни. Пусть каждый примет это решение самостоятельно. Не стоит и высокой цены та чистота, которая соблюдается из-за боязни ВИЧ или каких-либо других болезней. Ценен тот выбор, который сделан не из страха перед общественным мнением ли каких-либо других сложностей, а из стыда перед самим собой. Целомудрие – это уважение к своей второй половинке. И неважно, модно это или нет, что это даст или заберет. Важен сам путь. Целомудрие – это черта личности, а не просто человека. Пребывая в целомудрии до брака, он выражает уважение к самому себе. Каждый должен сказать себе: «Если я берегу целомудрие, значит, я берегу свое сердце!»

Берегите целомудрие!

Нет похожих записей.

Инструкция

Определитесь, почему вы собираете принять обет - любой, например, безбрачия. Возможно, на это есть свои причины - религиозные убеждения или вы хотите что-то доказать себе, или собираетесь сосредоточить свою энергию в другом направлении. Возможно, давая, например, обет безбрачия, вы просто желаете избежать венерических заболеваний или появления внеплановых детей. Независимо от истинной причины, обозначьте для себя суть своих убеждений, прежде чем взять на себя добровольное отречение.

Будьте искренни в своей аргументации и не принимайте опрометчивых решений. Вы должны тщательно подойти к своему решению, поскольку это может повлиять на вашу жизнь в значительной степени.

Расскажите окружающим о вашем обете. Несмотря на то, что вы можете попытаться сохранять свое решение в тайне, в некоторых случаях соблюдать данный обет получится более эффективно, если близкие будут поддерживаться вас в вашей клятве. Если у вас есть семья, безусловно, важно поставить ее в известность о своем решении.

Избегайте соблазна. Если вы допускаете ситуации, когда сможете нарушить свой обет, то будете находиться в состоянии постоянной борьбы с собой, чтобы сохранить взятые на себя обязательства.

Пересмотрите свой обет спустя несколько месяцев, затем снова - через год. Если вы все еще чувствуете потребность соблюдать принятый обед, продолжайте такой образ жизни, который вам угоден. Если возникли мысли об отказе от обета, тщательно осмыслите свое решение: насколько целесообразно продолжать следовать своему обету.

Видео по теме

Обет безбрачия (целибат) дается, в основном, из религиозных соображений. Официально он возможен лишь в том случае, если человек принимает монашеский чин. Путь мирянина, который принес обет безбрачия, к целибату не относится. Это персональный выбор каждого человека, узкая тропинка между двумя большими дорогами.

Обет безбрачия – это отказ человека от семейно-брачных и сексуальных отношений в силу религиозных или субъективных побуждений. Истинный обет безбрачия предполагает отсутствие полового партнера и половой жизни на протяжении всей жизни или ее длительного отрезка. Хотя многие употребляют это слово в более мягком смысле, особенно когда речь идет о добровольной форме обета безбрачия.

Формы обета безбрачия

Обет безбрачия может быть добровольным, обязательным или принудительным. Добровольный обет безбрачия имеет место в том случае, если человек отказывается от вступления в брак по сугубо личным мотивам. К числу наиболее распространенных причин добровольного обета безбрачия относятся нежелание нести ответственность за семью, неустойчивое материальное положение или желание сохранить верность человеку.

В некоторых религиях обет безбрачия является обязательным для монахов, в – лишь для монахов и епископов, а в католицизме – для всего духовенства. Целибат католических священников стал обязательным в эпоху папы Григория Великого (590-604 гг.), но утвердился только в XI веке. Обязательный обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого расценивается как святотатство.

Принудительное безбрачие может выступать в форме наказания супругов за прелюбодеяние. По праву Русской Православной Церкви, при расторжении брака из-за прелюбодеяния виновный супруг обязан принять обет безбрачия. Аналогичная норма была закреплена в римском и восточно-римском праве. В России долгое время существовал запрет на брак после 80 лет и на четвертый брак.

Обет безбрачия в различных религиях и немонашеских братствах

В Древнем Риме обет безбрачия приносили служительницы культа богини Весты. За нарушение обета женщин живьем закапывали в землю. В буддизме обет безбрачия приносят только монахи высших посвящений, гелонги и гецулы, во имя самопознания и духовного роста. В индуизме обет безбрачия может иметь форму пожизненного или временного отказа от сексуальных удовольствий ради получения трансцендентного знания и самопознания. В иудаизме к обету безбрачия относятся отрицательно, прежде всего, из-за прямого библейского предписания плодиться и размножаться.

Здесь безбрачие считается помехой для личного совершенствования и достижения святости. В христианстве обет безбрачия приносят лишь монахи, а лица белого духовенства, которым запрещено вступать в брак до тех пор, пока они состоят в иерейском или дьяконском сане, приносят обет безбрачия только в случае смерти их жен. В средние века обет безбрачия был обязательным условием при вступлении в рыцарский орден, а первоначально и к кандидатам в члены Ганзейского союза. Обет безбрачия также давался запорожскими казаками.

Негативные последствия обета безбрачия

Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании.

Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.

Источники:

  • Безбрачие
  • Долой обет безбрачия?
  • Обет безбрачия: все так непросто

10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.

Святая Параскева (в переводе с греческого языка «пятница») жила в III в. и решила посвятить свою жизнь служению Богу, дав обет безбрачия. Язычники схватили ее и привели к властителю Аэтию. Параскева претерпела великие мучения: ее истязали железными гвоздями, а затем всю в ранах бросили в темницу. Бог помог Параскеве исцелиться, но палачи отрубили ей голову.


В этот день молились о всяком женском счастье. Параскева считалась покровительницей женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.


Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).


С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.


Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.


Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.


Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.

Видео по теме

Иеромонах Иов, отвечая на вопрос о протестантизме, пишет следующее: "Очевидно, что чем больше в человеке духовного и меньше плотского, тем больше в нем Божественного"."Монах должен влачить существование в бедности и целомудрии, как велит устав святого Августина." Почему это правило не распространяется на православных приходских священников? Для них что, личная святость второстепенна? Католические священники все, без исключения, дают обет безбрачия и должны соблюдать целибат. Почему православная церковь идет в этом случае на компромисс?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В отношении к браку священников Православная Церковь руководствуется 13-м правилом 6 Вселенского Собора: "Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения. И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятсятвием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф.19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4)». Опыт показывает, что всё зависит от личного подвига и аскезы, а не от внешнего. Такие священники как св. Иоанн Кронштадтский, св. Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров и др. и в браке были высоко духовными людьми и достигли святости, а иные и в безбрачии полны земных пристрастий и много имеют в себе плотского.

В ответе, который цитируется в письме, говорилось не о внешнем положении христианина, а внутреннем отношении к духовной жизни: протестантизм, в противоположность святым отцам-подвижникам, движим мотивами "раскрепощения" земного человека.

Глава 8 ОБЕТ БЕЗБРАЧИЯ

Все великие религии, за исключением некоторых примитивных культов, провозглашают целибат высшей ступенью в посвященной Господу жизни. С позиции проблемы сублимации жизненных сил нам необходимо рассмотреть вопрос ведущего к целибату идеала, а также соображения целесообразности и стечения обстоятельств в качестве обычно встречающихся мотивов безбрачия.

Я предполагаю, что существует определенное недопонимание того, что представляет собой этот обет.

Я никогда не думала, что истинное воздержание подразумевает всего лишь отказ от проявления настоятельных позывов естества.

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

Сенситивные люди чутко улавливают направленные в их адрес желания, даже если желания эти не находят выражения в слове или действии. По моему мнению, истинное, подвижническое воздержание настолько мощно по воле Господа, что всякая меньшая любовь в нем растворяется и забывается.

Не могу поверить, что Бог особенно обрадуется принесению в жертву инстинктов, которыми Он наградил нас, ибо они не могут быть дурными по сути своей.

Но ведь у того же домовладельца, к примеру, есть свои, сугубо земные обязанности, а если человек желает полностью посвятить себя служению Богу, то ему приходится отбирать для этого время у требующих своего выполнения повседневных дел, вне зависимости от важности этих дел для тех, на кого они возложены. Поэтому человек отказывается от суеты обыденности, и, не будучи связан семейными узами, естественно стремится жить в общине с единомышленниками, и жизнь эта, созданная для освобождения от мирских забот, естественно будет предельно простой.

Так возникает монашеское братство и монастырь, которые становятся естественным следствием поглощенности делами Царствия Небесного, идет ли здесь речь о посвящении себя Богу, или о служении человечеству. Принцип целибата заключается во всеобъемлющей любви Бога, а не в том, что секс нечист.

И все же иногда в плоти стремящихся к божественному служению всплывают потребность в удовлетворении инстинкта и сформированные поколениями физические привычки. В этом случае очень пригодится описанный мною метод – в особенности, для тех, кто по роду деятельности связан с проблемой чистоты в других людях и кто, следовательно, не может уберечь свой разум от мыслей, связанных с сексом.

Изъявившие желание жить высшей жизнью не должны допускать отграничения от низшей части собственного «Я», они должны «перенести свою мужественность вверх, к престолу Господню» с помощью описанного мной процесса сублимации, посвятив таким образом свои жизненные силы избранному служению.

Во многих случаях душа человека приходит к этому методу самостоятельно – экспериментальным или интуитивным путем, но не менее часто этого не происходит, и тогда попытки удержаться от проявления сексуального влечения за счет прямого волевого воздействия приводят лишь к усилению этого проявления вследствие концентрации на нем внимания – так же, как страх покраснеть неизбежно заставляет человека залиться краской.

Механизм в обоих случаях один и тот же.

Рассуждая о мудрости избрания обета безбрачия, необходимо рассмотреть приводящие к этому мотивы. Многие стремятся к этому, но крайне мало среди них избранных, и Бог принимает далеко не каждый подобный дар. Необходимо удостовериться, что причиной выбора не послужила патология, основанная на потрясении и возникшем в результате неприятии секса; что это произошло благодаря притягательной любви Бога, а не вследствие отвращения к отталкивающим свойствам человека.

В последнем случае разрешить сексуальную проблему возможно, только обнажив ее первопричину, а избавление от угнетающего комплекса ведет скорее к восстановлению возможности и желания совокупляться, чем к сознательному углублению в аскезу.

Любой мужчина, любая женщина могут стремиться к абсолютной самоотдаче в служении Господу как к высшему идеалу, но далеко не каждый готов к такому самоотречению, и отнюдь не всякий характер окажется подходящим для Совершенной Чистоты.

В нашей повседневной жизни, в обычных состояниях сознания, мы можем подчас подходить достаточно близко к Богу, хотя и не готовы к заключению Божественного Союза, и для многих наиболее подходящим обучением является работа по созданию домашнего очага.

Мы нуждаемся в ясном видении и совершенном самоконтроле, чтобы уберечься от возникновения навязчивых, неотступных желаний.

Навязчивый идеал чистоты представляет собой такую же часть сексуального комплекса, как и одержимость страстями – они вместе произрастают из общего корня в подсознании, с той лишь разницей, что последняя есть действие, тогда как первая – реакция на действие.

В случае, когда мысль постоянно возвращается к отрицанию секса, мы оказываемся такими же рабами навязчивых сексуальных идей, как и тогда, когда единственной мыслью является удовлетворение похоти.

Свободно подвешенный маятник беспрепятственно описывает дугу и не останавливается в крайних положениях. Но когда маятник замирает в одной из точек своей траектории, часы останавливаются.

Не приносите в дар Господу ущербность, но посвящайте Ему облагороженную человеческую жизнь во всей полноте и целостности – бытие, в котором Божественные Жизненные Силы мощно и свободно струятся на высших духовных уровнях. Жизнь, в которой нет ощущения незавершенности или нехватки обета безбрачия, так как она находится в постоянном соприкосновении с Божественной Жизнью.

Если принявшие целибат в силу обстоятельств поднимутся в высокие сферы духовной деятельности вместо того, чтобы дрожать за прутьями решетки – они почувствуют, что достигли внутреннего завершения и, став звеном вселенской цепи, никогда не испытают вновь чувства собственной неполноценности.

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Обет молчания Многие колдуньи после инициации или самостоятельного посвящения дают обет молчания. Означает ли это, что они не вправе рассказывать кому-либо о своем искусстве? Очевидно, нет, поскольку я рассказываю вам самые разные вещи, не нарушая своей клятвы. Так что же

Из книги Заговоры печорской целительницы Марии Федоровской на любовь нерушимую и верность голубиную автора Смородова Ирина

ВЕНЕЦ БЕЗБРАЧИЯ Венец безбрачия - это тоже порча, которую делают лютые враги и завистники. Это когда какая любовь ни случается, до венца дело никак не доходит. Обычно делают женщине, и она, бедная, мыкается, все не может найти свою половинку и с ней соединиться. Бывает

Из книги Заговоры уральской целительницы против порчи и сглаза автора Баженова Мария

Венец безбрачия Это очень распространенная порча, и делают ее только девушкам. Похожа она на вековуху. Но венец безбрачия отвращает девушку от брака, а вековуха, наоборот, нежелание выйти замуж оставляет, а возможности не дает. С венцом безбрачия девушка будет люто

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Венец безбрачия Существует ли пресловутый венец безбрачия, по крайней мере в гороскопическом выражении, - вопрос не праздный. Человека волнует собственная судьба. Все мы по молодости стремимся в брак, а потом с ужасом обнаруживаем, что брак нам просто не интересен.Во

Из книги Мир тонких энергий. Послание непроявленного мира автора Киврин Владимир

«Венец безбрачия» Довольно редкое проклятие. Для того чтобы определить, есть ли оно, надо посмотреть на левую ладонь – на ней не будет «линий брака». Если «венец безбрачия» поставили недавно, то линий брака не будет на правой руке, но на левой руке они будут. «Венец

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Проблема аскетизма, безбрачия 18.04.35 Аскетизм, вернее, воздержание, который указывался иногда в Учениях, был вызван также как противовес тому страшному разврату, которому начало предаваться человечество. Кроме того, несомненно, для лиц, посвятивших себя практическому

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 03 автора Степанова Наталья Ивановна

Как снять венец безбрачия Снимается он очень трудно, но если уж к вам обратились с такой проблемой, то помочь нужно обязательно. Больно смотреть на несчастную женщину, на ее слезы, когда она рассказывает о своем одиночестве, о том, как приходит каждый вечер в пустую

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Как снять венец безбрачия Очень тяжело, но обязательно нужно помочь. Представить больно женщину, которой 40 лет, да хотя бы и 28, которая не была замужем. Больно смотреть на ее слезы, когда она говорит, что, приходя в пустую квартиру, не может найти себе места от тоски. Вроде и

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты автора Николаева Мария Владимировна

Узы братства и обет непривязанности Принятие санньясы включает в себя три основных обета: бедности, послушания и безбрачия, – и к моменту ухода учителя жизнь Вивекананды на самом деле уже отвечала всем этим требованиям, оставалось только провести формальные ритуалы

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Порча на венец безбрачия «Красив хорек, шерстинка к шерстинке, пушок к пушку, да нутро с гнилинкой. Как хорек на птицу вонь напускает, так и тебе, раб Божий (имя), для своих зазноб вечно воньким быть, не любить, не блудить, не гулять, одному сидеть да локти кусать. Чтоб ни с кем

Из книги Сокровище чаши автора Александров Глеб Юрьевич

Обет Наврунга Атланты мало верили аналитическим способностям ума, но всегда пользовались древним чутьём и представлениями, намагниченными объектом их познания.Происходило это так.Великан становился перед треногой, на которой помещался магический амулет (терафим),

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Врожденный венец безбрачия Посмотрите на свои ладони, по ним можно четко определить, есть ли у вас венец безбрачия, о котором так много говорится в последнее время. Вы уже знаете, что среди многочисленных линий на ладонях человека располагаются линии брака: они могут

Из книги Глубочайшее доверие к жизни автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 10 Обет милосердия бодхисаттвы Ум, который не привязан Ни к чему на свете, Не думает и не чувствует, - Гибок и текуч. Все будды и бодхисаттвы Достигают состояния Будды и нирваны, Дав обет милосердия. Природа будды означает Не-рождение и не-умирание. Так знайте, что

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Обет бедности в прошлой жизни влияет на вашу сегодняшнюю жизнь Позднее я познакомилась с еще одной прошлой жизнью, которая оказывала значительное влияние на мое финансовое состояние в настоящем. Большую часть взрослой жизни я сражалась с финансами и собственностью. Как

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Венец безбрачия Венец безбрачия считается одной из самых сложных кармических проблем: женщина, на которую он «надет», не может найти себе мужа.Она не способна даже жить с мужчиной. Конечно, они в ее жизни периодически появляются, но надолго не задерживаются и исчезают без

Из книги Тайна женского имени автора Хигир Борис Юрьевич

Елизавета (библ. «Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога») В детстве шаловливое и непоседливое существо, шустрый и милый чертенок, чье послушание исчисляется минутами. Все ей нужно, все она должна знать! В школе ее любят за веселый нрав и умение дружить. Вместе с

целибат, целибат это
Целиба́т (лат. coelibatus или caelibatus) - безбрачие (обязательный обет безбрачия), как правило, принятый по религиозным соображениям.

  • 1 Целибат в раннем христианстве
  • 2 Целибат в современном христианстве
    • 2.1 православии
    • 2.2 католицизме
    • 2.3 протестантизме
  • 3 Целибат в других религиях
  • 4 Целибат как мем
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Целибат в раннем христианстве

Считается, что обет безбрачия как таковой был распространён в Церкви, как на Западе, так и на Востоке, хотя документов об этом дошло немного. Апостол Павел писал, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше:

Апостол Пётр и апостол Филипп были женаты. Относительно наличия жены у апостола Павла существуют различные версии (см. Апостол Павел). По мнению Климента Александрийского апостол Павел был женат:

Климент оспаривает гностиков, все учителя которых - от Маркиона до Мани - видели в целибате непременное условие жизни христианина-гностика. По их суждениям, имеющий жен или мужей, или вступающий в половые связи вне брака, не может считаться полноправным членом христианской гностической церкви, хотя вправе посещать собрания гностиков и слушать там что-либо доброе.

Целибат для клириков был впервые закреплён в правилах Эльвирского собора (начало IV века), который предписывает за его нарушение епископов, пресвитеров и диаконов навсегда отлучать от церковного общения и даже на смертном одре не давать им прощения (18-е правило).

Целибат в современном христианстве

В православии

В православии, впрочем как и в восточнокатолических церквях, брак допускается, если его заключение предшествует посвящению в дьяконский и священнический сан, поскольку в своём отношении к браку православие руководствуется, прежде всего, правилом VI Вселенского Собора:

«Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка , соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения . И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятсятвием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою ; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею ; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак . Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф.19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4)».

Но всё же кандидатов в епископы избирают исключительно из числа монахов малой схимы, безбрачных или священников-вдовцов.

В современной Русской Православной Церкви как и во многих других Поместных православных церквях, епископ не может быть не монахом, то есть во епископы рукополагают исключительно из числа архимандритов (высший сан монашествующих пресвитеров), но никак не из числа безбрачного или женатого белого (то есть не монашествующего) духовенства. Другими словами, из числа как безбрачных, так и женатых иереев, протоиереев и протопресвитеров во епископы не рукополагают. виде исключения возможная архиерейская хиротония безбрачного или вдового белого священника, однако перед этим он должен быть пострижен в малую схиму и возведен в архимандриты.

В Русской Православной Церкви, однако, с момента избрания и интронизации Патриарха Кирилла, все чаще рукополагаются во епископы вдовые священники, имеющие хорошую пастырскую репутацию. Среди них епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) и другие.

В католицизме

Целибат католических священников был узаконен в Западной Церкви в эпоху папы Григория Великого (590-604), но утвердился де факто только к XI веку (в правление папы Григория VII) после Григорианских реформ. Восточной Церкви целибат отверг Трулльский собор (691-692), не признанный католицизмом.

Обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан, начиная с диаконского.

Безбрачию духовенства посвящен отдельный пункт (п. 16) декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis».

Presbyterorum Ordinis, 16 (цитата)

Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры. Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своём святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду.

Однако безбрачие приличествует священству по многим соображениям. Ведь миссия священника целиком посвящена служению новому человечеству, которое Христос, Победитель смерти, пробуждает в этом мире Своим Духом и которое имеет свой источник «ни от крови, ни от хотения плоти, и ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). Соблюдая девственность или безбрачие ради Царства Небесного, Пресвитеры посвящают себя Христу в новом и возвышенном качестве, легче с нераздельным сердцем следуют Ему, свободнее посвящают себя в Нём и через Него на служение Богу и людям, успешнее служат Его Царству и делу благодатного нового рождения и таким образом оказываются способнее к принятию более широкого отцовства во Христе. Этим они свидетельствуют перед людьми, что хотят безраздельно посвятить себя порученному им служению, то есть обручать верных Единому Мужу и представить их Христу чистой девой, напоминая о таинственном брачном союзе, который основан Богом и в грядущие сроки явится во всей полноте - о том союзе, в силу которого Церковь имеет Единого Жениха: Христа. Наконец, они становятся живым знамением грядущего мира, уже присутствующего через веру и любовь, в котором чада воскресения не будут ни жениться, ни выходить замуж.

Этими соображениями, основанными на тайне Христа и Его посланничества, безбрачие, которое прежде лишь рекомендовалось священникам, было впоследствии в Латинской Церкви предписано законом всем, кого возводят в священный сан. Сей Святейший Собор вновь одобряет и подтверждает это законодательство в отношении предназначаемых к Пресвитерату. Уповая на Дух, он верит, что дар безбрачия, столь подобающий священству Нового Завета, щедро даруется Отцом, если те, кто участвует в священстве Христа через таинство рукоположения, а также вся Церковь в целом, будут смиренно и настойчиво просить об этом. Священный Собор призывает также всех Пресвитеров, которые свободно и добровольно, уповая на благодать Божию, приняли святое безбрачие по примеру Христа, к тому, чтобы, всей душой и всем сердцем держась этого состояния и верно в нём пребывая, они признавали его преславным даром, который был дан им Отцом и так явно превозносится Господом, а также памятовать о великих тайнах, знаменуемых и осуществляемых в нём. И чем более в современном мире совершенное воздержание считается многим людьми невозможным, тем с бо́льшим смирением и постоянством Пресвитеры вместе с Церковью будут испрашивать благодать верности, в которой никогда не отказывается просящим о ней, употребляя одновременно сверхъестественные и естественные средства, имеющиеся в распоряжении у всех. Они должны прежде всего следовать тем аскетическим правилам, которые утверждены опытом Церкви и не менее необходимы в современном мире. Итак, сей Святейший Собор призывает не только священников, но и всех верных дорожить этим драгоценным даром безбрачия священников и просить Бога, чтобы Он всегда изобильно наделял этим даром Свою Церковь.

В латинском обряде Римско-Католической Церкви целибат распространяется на епископов и священников, а также большинство диаконов. малые чины (ordines minores) теоретически могли посвящаться женатые мужчины, или же клирики, посвященные в них, могли жениться, но поскольку на протяжении многих веков эти степени церковнослужения рассматривались лишь как ступени к священству, на практике этого не происходило. Обещание жить в целибате клирики приносили при посвящении в сан субдиакона.

Папа Павел VI упразднил малые чины (они сохранились только у традиционалистов), заменив их служениями аколита и чтеца, не связанными со статусом клирика. Он также вновь ввёл исчезнувший в Средневековье институт постоянных диаконов (то есть диаконов, не собирающихся становиться священниками), в числе которых могут быть женатые мужчины старше 25 лет (во многих странах этот возраст увеличен местным церковным законодательством).

В виде исключения в Католической церкви рукополагаются в священный сан женатые мужчины, обратившиеся из англиканства и других ветвей протестантизма, где они выполняли роль клириков, пасторов и т. п. (Католическая Церковь не признаёт действительности их священства, однако они могут принять рукоположение).

Обязательность целибата в настоящий момент - предмет активных дискуссий. США и в Западной Европе некоторые католики склоняются к одобрению отмены обязательного целибата для «белого» (немонашествующего) духовенства латинского обряда. Папа Иоанн Павел II решительно высказывался против проведения реформы.

В протестантизме

Англикане и практически все протестанты отдают предпочтение женатым священникам.

Целибат в других религиях

  • В Древнем Риме обет безбрачия давали служительницы культа Весты. Нарушительниц обета закапывали в землю живьём.
  • В индуизме целибат может принимать форму временного или пожизненного отказа от секса ради духовного самоосознания и получения трансцендентного знания.
  • В буддизме монахами даются обеты безбрачия ради духовного роста и самопознания.
  • В Иудаизме отрицательное отношение безбрачию основывается прежде всего на прямом библейском предписании плодиться и размножаться (Быт. 1:28). Безбрачие несовместимо также с еврейской концепцией, по которой мужчина, если он не женат, рассматривался лишь как половина человеческого существа. Иудаизм не только не видит в безбрачии средство для достижения святости, но, наоборот, считает безбрачие помехой личному совершенствованию. Это ярко иллюстрирует термин киддушин (освящение), употребляемый для обозначения церемонии обручения как первого шага к вступлению в брак, а также библейское указание на то, что первосвященник должен быть женат (Лев. 21:13). Неженатые люди не допускались к некоторым общественным и религиозным должностям, например, судей по тяжким уголовным преступлениям (Санх. 36б). Еврейские моралисты защищали строгий самоконтроль, а иногда даже известную степень аскетизма, но не поощряли безбрачия или какой-либо формы монашества. Представление о том, что в браке есть нечто аморальное, было опровергнуто Нахманидом ещё в 13 в. в специальном трактате, посвященном этой теме. Традиционный еврейский взгляд на брак нашёл свое наиболее отчётливое выражение в следующем положении Шулхан аруха: «Каждый человек обязан жениться, чтобы выполнить свой долг продолжения рода, и всякий, кто не участвует в продолжении рода, как бы проливает кровь, умаляет Божий образ и принуждает Шхину покидать Израиль» (ЭхЭ. 1:1). Традиция предоставляет религиозному суду право принуждать к женитьбе неженатого мужчину после того, как ему исполнилось двадцать лет. Однако с конца средних веков такое принуждение не практиковалось.

Целибат как мем

Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» (1976) объяснял целибат в рамках теории мемов. Докинз отмечает, что если бы существовал ген, который определял бы безбрачие, то он имел бы шанс задержаться в генофонде, лишь будучи тесно сопряжённым с кин-отбором (в «Эгоистичном гене» Докинз приводит в качестве примера общественных насекомых, аналогичные построения Докинз позднее предлагает в отношении гипотетического гена гомосексуальности).

С другой стороны, мем безбрачия (в отличие от гена безбрачия) имеет все шансы на широкое распространение в мемофонде, если допустить, что носитель мема использует для его распространения те ресурсы (время и энергию), которые могли бы быть использованы на ритуалы ухаживания и заботу о потомстве. Предлагается объяснение, что в церковной традиции это обеспечивается институтом миссионерства. заключение Докинз делает вывод:

Безбрачие - лишь один из второстепенных компонентов большого комплекса взаимно поддерживающих друг друга религиозных мемов.

См. также

В Викитеке есть тексты по теме
Безбрачие
  • Скопцы
  • Шейкеры
  • Клятвенная девственница
  • Сублимация (психология)

Примечания

  1. Целибат // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 4 томах. - СПб., 1907-1909.
  2. иеромонах Иов (Гумеров) Вопросы священнику // Сайт Православие.ру
  3. 1 2 «Целибат» //Католическая энциклопедия. Т.5. М.:2013, ст. 131-134
  4. Presbyterorum ordinis
  5. Архив форума сайта атеистов Рунета Просмотр темы - Целибат в иудаизме запрещён? Ветхозаветные пророки-девствен
  6. Ричард Докинз. Эгоистичный ген. Глава 11: Мемы - новые репликаторы.
  7. Ответ Ричарда Докинза на часто задаваемый вопрос о «голубом гене» (англ.) (недоступная ссылка с 26-05-2013 (823 дня) - история, копия)

Литература

  • Безбрачие (Целибат) // Православная Богословская Энциклопедия. Том 2. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1901 г.
  • Безбрачие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

целибат, целибат история, целибат словарь, целибат это, целибата

Целибат Информацию О



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...