Образовательный портал.

День знаний, ежегодно празднуемый в нашей стране 1-го сентября, начинается для школьников и их родителей с торжественной линейки. Для выпускников и первоклассников она особенно важна, поскольку одни приходят в школу впервые, а другие присутствуют на подобном мероприятии в последний раз. Линейка, посвященная Дню знаний, должна проводиться по определенному сценарию. Он должен включать в себя поздравления родителей и педагогов, а также представителей местной власти, с началом учебного года, их напутственные речи, а также выступления школьников. Главная роль на данном мероприятии отводится, конечно же, выпускникам и первоклассникам.

Сценарий праздника «Здравствуй, дорогая школа!»

Вести мероприятие по данному сценарию будут два ученика старших или средних классов. В нем также будут принимать участие: танцевальная группа девочек средних классов, первоклассники и выпускники.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ученики! Ведущая : Здравствуйте, дорогие родители, учителя, дедушки и бабушки! Вместе : Здравствуй, любимая школа! Ведущий : Сегодня особенный день! И не потому, что наступила осень, где-то вдалеке виднеются первые птичьи стаи, которые отправляются зимовать на юг, а в парках уже начала желтеть листва. И не потому, что по утрам стало заметно прохладнее и купаться в реке больше нельзя. Ведущая : Просто сегодня День знаний! День, когда миллионы нарядных ребят отправляются в школу. Кто-то из них впервые сядет за парты. Я, конечно же, говорю о наших первоклассниках. Посмотрите, какие они все красивые, правда, немного испуганные. Не переживайте, ребята, вам здесь точно понравится. Теперь школа – это ваш второй дом! А ваш первый учитель – вторая мама. Она научит вас всему, что пригодится вам в жизни. Слушайтесь ее и уважайте. Звучит куплет из песни «Школьные годы чудесные» . Ведущий : Ребята, сейчас она перед вами выступит. Слушайте все внимательно! Слово предоставляется первому учителю. Ведущая :

В школе, ребята, всё, знаете ль, важно –

Парты, доска и цветы за окном,

Огнетушитель на этаже каждом,

Ну а директор важней всё равно!

Ведущий : Да, все это правда. Без директора мы никуда. Сейчас, дорогие ребята, учителя и родители, он (она) выступит перед вами с напутственной и поздравительной речью. Выступает директор.
Ведущая : Дорогие друзья, давайте все еще раз внимательно посмотрим на наших малышей. Сейчас они выступят перед вами и расскажут стихи. Ведущая :

Да уж, наши малыши

Просто чудо хороши!

Тут и девочки в бантах,

И мальчишки в пиджачках.

Их послушаем сейчас –

Выступают в первый раз.

Ведущий :

Вы, ребята, не волнуйтесь,

Не краснейте, не тушуйтесь.

Будем все мы слушать вас,

Начинайте свой рассказ!

Дети читают стихи, которые заранее репетировали вместе с учителем .

Мама в косы мне сегодня

Белые банты вплела,

Все это для знаний Дня.

Ночью я пять раз вставала,

Волновалась, не спала,

Думала, что опоздала,

К счастью, вовремя пришла!

В рюкзаке пенал и книжки,

Ластики, карандаши.

Жаль, не поместился мишка:

Мы с ним дружим от души.

Я его кормила кашей

Вместе с куклой своей Машей.

Уложила после спать,

Чтобы в школу убежать.

Не грустите вы, игрушки,

Зайцы, тигры, погремушки!

Я немножко поучусь

И обратно к вам вернусь!

В школе пахнет свежей краской,

На учителя с опаской

Мы пока еще глядим,

Познакомиться хотим.

А вы знаете, как составить ? Мы с удовольствием расскажем вам об этом. В этой вы прочтете о том, как можно вручить шуточные подарки со стихами женщине. Щелкните по следующей ссылке , ведь, подготавливая сценарий на День знаний, вы просто обязаны знать, как делаются фигуры из надувных шаров своими руками.

Она станет нашей мамой –

Пусть не первой, а второй,

А учебу наша мама

Станет сочетать с игрой,

Чтоб мы сильно не скучали

И учиться не устали.

И пятерки получать!

Чтобы новенький дневник

Двойками не портить,

Это даже озорник

Каждый знает твердо!

Мамы, бабушки стоят

И на деточек глядят,

Слезы радости тайком

Кружевным сотрут платком.

Хватит, не переживайте,

Нас спокойно отпускайте!

С нами будет ведь учитель,

На нее вы посмотрите.

Пусть строга, но справедлива,

И нарядна, и красива!

В общем, школа, поскорей

Новых принимай детей!

Мы отправимся сейчас

С рюкзаками в первый класс.

На пятерки чтоб учиться –

В жизни это пригодится!

Скоро прозвенит звонок

Да на первый наш урок!

Ведущая : Ну а мы вам всем сейчас скажем вместе «В добрый час!» Я хочу обратиться к ребятам, которые в этом году будут заканчивать девятый и одиннадцатый классы.
Для одиннадцатиклассников этот год будет последним. Да и некоторые ребята из девятых классов отправятся в колледжи и техникумы. Этот год будет непростым. Впереди вас ждут серьезные испытании в виде подготовки к ЕГЭ и ГИА. Для того чтобы сдать эти экзамены хорошо, вы должны как следует потрудиться. Отнеситесь к учебе особенно серьезно, помните, что именно от этого во многом зависит ваше будущее. Ведущий : Ребята, а помните ли вы, как впервые пришли в школу? Наверняка вы, точно так же, как и наши первоклассники, стояли в некотором смущении, испытывали смешанные чувства в виде испуга и радости. Как быстро пролетели годы!.. Теперь у многих из вас появились среди одноклассников настоящие друзья, а кто-то, может быть, и проникся друг другу более теплыми и даже романтичными чувствами. Ведущая : А в первый свой школьный день вы даже и представить себе не могли, что вот этот мальчик станет вашим лучшим другом, с которым можно и в огонь, и в воду и даже пуд соли съесть. А вот эта девочка будет лучшей подругой, которой вы сможете доверить самые сокровенные секреты. Ведущий : Смешные, немного взъерошенные, ищущие в толпе маму, папу, бабушку, которые беспрестанно снимали вас на камеры и фотоаппараты. Тогда вы не знали, что будет сейчас. Как, впрочем, и сейчас, не знаете, куда удастся поступить, как сложится ваша дальнейшая судьба. Ведущая : Но забегать вперед не стоит, ведь впереди целый учебный год. Постарайтесь провести его достойно! А сейчас мы предлагаем вам вспомнить, как все начиналось. Перед вами с напутственной речью выступит ваша первая учительница.

О том, что педагогу, который учил выпускников в начальной школе, предоставят слово, его следует предупредить заранее. Возможно, учитель захочет подготовиться.

Вы можете предложить педагогу найти старые тетради или прописи ребят, если они сохранились, и вручить им на линейке. Ведущий : Дорогие гости, а знаете ли вы, что является главным символом осени? Правильно, это желтые, красные и коричневые листья, которые опадают с деревьев и шелестят под ногами. Ведущая : Сейчас танцевальный коллектив исполнит для вас танец осенних листьев.
Девочки танцуют в нарядных платьях заранее отрепетированный танец под музыку «Осенний вальс». После того как выходит мальчик и звенит в звонок, они садятся за заранее поставленные в центре зала, где проводится линейка, парты и открывают книги. Ведущая : Дорогие ребята и педагоги. Поздравить вас с Днем знаний сегодня пришла (пришел) глава администрации города (села) «название». Давайте поприветствуем ее (его) и внимательно послушаем. Ведущий : Я хочу обратиться к родителям наших ребят, а также к бабушкам и дедушкам, которые пришли вместе с ними на нашу линейку. Мы знаем, как важно для вас, чтобы ваши дети учились хорошо, чтобы у них не было никаких проблем в общении со сверстниками. Вы должны им всячески помогать, оказывать поддержку. Может быть, среди вас найдется человек, который захочет сказать ученикам несколько слов перед началом учебного года?

Перед ребятами выступают родители. Можно предоставить слово нескольким, но, как показывает практика, обычно речь произносит один человек из родительского комитета.

Ведущая : Наши первоклассники очень волнуются. Совсем скоро они перешагнут порог школы. Какими будут их успехи, как они построят взаимоотношения с учителем и другими ребятами, мы узнаем только в конце года, а пока право поздравить их предоставляется выпускникам. Выпускники выстраиваются в шеренгу перед первоклашками и читают им стихи .

Мы когда-то точно так же

В школу первый раз пришли.

Были еще меньше даже

И стеснялись, как и вы.

Вон как выросли теперь,

Окрепли, поумнели!

Первоклассник, нам поверь,

Сильно повзрослели!

Познакомим вас со школой,

Ничего не бойтесь!

Будет жизнь ваша веселой,

Вы не беспокойтесь!

Чтоб наукам научиться,

Нужно, детки, потрудиться.

Нужно многое постигнуть

И в глубины знаний вникнуть.

В этом школа вам поможет,

Ну и мы, конечно, тоже.

Станем вас мы навещать

И советы вам давать!

Книжки, дети, берегите,

Не грязните и не рвите.

На уроках не балуйтесь,

На учителя не дуйтесь,

Если вас чуть-чуть накажет,

Да родителям расскажет.

Это, ребятня, не страшно,

Вам сейчас другое важно!

Стать прилежным и послушным

И вложить в учебу душу.

Чтобы рисовали ярко,

Мы подарим вам подарки!

Выпускники вручают малышам сувениры . Это могут быть наборы цветных карандашей, фломастеров или ручек. Ведущая : Дорогие ребята, уже совсем скоро прозвенит самый первый в вашей жизни звонок. И вы впервые войдете в класс со своими старшими товарищами. Перед этим несколько напутственных слов вам скажут ваши родители.
К первоклассникам выходят несколько их родителей и произносят торжественную речь, содержащую поздравления, пожелания и ободрение . Ведущий : Это что же звонким эхом здесь звучит по коридорам, Может, зверь какой не к месту ловко спрятался за шторой? Ведущая : Нет, звонок звенит, ребята! Нет милее в школе звука! Перед первым вам уроком пожелать хотим ни пуха! Ведущий : Право дать первый звонок предоставляется лучшему ученику 11-го класса «фамилия имя» и первокласснице «фамилия имя».

Выпускник сажает девочку на плечо и проносит несколько раз по периметру мимо ребят. Девочка звенит в звонок.

К ним присоединяются остальные выпускники, которые берут за руки малышей. После этого они уводят ребят в класс на самый первый в их жизни школьный урок. Сегодня стал очень популярным флешмоб. А почему бы не попробовать и не включить его в сценарий торжественной линейки в честь Дня знаний. Что из этого может получиться – смотрим следующее видео: http://www.youtube.com/watch?v=DtGbsXu1odI

1 Сентября 2016 отгремел первыми звонками по всей стране. За неделю до дня Знаний мой телефон просто надрывался от количества звонков родителей будущих первоклашек. У всех звонивших были разнообразные вопросы, но одна общая “печаль”, с которой они все уже смирились – перспектива отсутствия фотографий их детей в классе на первых уроках.

В результате, я решил написать небольшую заметку о большой ошибке родителей будущих первоклассников.

Ошибка эта повторяется абсолютным большинством родителей будущих школьников. Ошибку делают даже те, кто ведёт в школу уже не первого ребёнка.

Как обычно (неправильно) происходит фотосъёмка 1 сентября.

Первые родительские собрания проходят ещё летом. Обычно, таких собраний несколько. На них обсуждаются разные вопросы: школьная форма, тетради, учебники, разные школьные принадлежности, сколько денег и на что нужно сдать и т.п. Вопрос фотосъёмки поднимается только на последнем родительском собрании перед первым сентября.

Классный руководитель сообщает родителям, что фотографировать детей в классе будет НЕЛЬЗЯ. Реже, учитель разрешает сделать несколько фотографий первоклашек за партами в течение 10-15 минут первого урока.

Её можно понять. Толпа родителей с фотокамерами и телефонами в классе – это много шума и головной боли. Даже один родитель-фотолюбитель с фотокамерой и вспышкой будет утомлять учителя и отвлекать внимание учеников.

Только после последнего родительского собрания родители осознают, что можно пригласить профессионального фотографа, который умеет фотографировать на уроках, не отвлекая внимания школьников и учителя.

Но, время уже упущено. До классного руководителя не дозвониться. Если дозвониться и получилось, то у неё и так много проблем перед 1 сентября, ей не до обсуждения фотосъёмки в классе профессиональным фотографом. Если родители и сумели “достучаться” до первой учительницы их детей, рассказать о фотографе, который умеет снимать школьников на уроке тихо, незаметно, не отвлекая внимания, и убедить её пойти на встречу и разрешить фотосъёмку в классе, то… Она не успеет получить разрешение у руководства школы. У директора и завучей школы ещё больше проблем перед 1 сентября.

В результате, в большинстве случаев получается вот так:

Фотография взята из сети Instagram у пользователя @svetikaleks23

Как родителям правильно устроить фотосъёмку первоклашек 1 сентября.

Оговорюсь, что следующие советы не гарантируют получение родителями хороших фотографий.

Итак, правильно делать так:

– На первое родительское собрание прийти со списком фотографов, которые вас устраивают по уровню фотографий и цене, примерами фотографий, ссылками на сайты и т.п.

– Поднять вопрос о фотосъёмке 1 сентября на первом родительском собрании. Скорее всего, на первом собрании, у родителей НЕ ПОЛУЧИТСЯ договориться о выборе конкретного фотографа, но самое главное – прийти к решению о проведении фотосъёмки (или отказе от неё).

– Если фотосъёмка нужна, то нужно получить согласие классного руководителя и узнать у неё о том, как получить согласие администрации школы.

– Получить согласие администрации.

– Не покупать очень пышные или тяжёлые букеты. Пышный букет может закрыть половину первоклашки. Тяжёлый букет будет тяжело держать на школьной линейке в течение часа.

– Перед линейкой попросить детей не держать букеты высоко (не закрывать букетами лица).

– На линейке 1 сентября, желательно, не ставить детей в 3 ряда, ставить высоких детей во второй ряд. Если большинство детей примерно одного роста или дети стоят в 3 ряда, то, желательно менять ряды местами, чтобы все дети гарантированно попали в кадр.

– Не идти вслед за детьми в классную комнату, а если идти, то покинуть класс быстро, чтобы не мешать проведению первого урока.

Надеюсь, эта заметка будет полезна родителям будущих первоклассников.

Первое родительское собрание

Мошникова Наталия Руслановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №139 Санкт-Петербурга

Близится конец учебного года. Учителя подводят итоги прошедшего года, определяют, на что обратить внимание в будущем году. Больше других, как правило, озабочены те из педагогов, кто прощается со своим очередным «выпуском» и снова «идёт в 1 класс». Впереди - первый этап знакомства с классом - родительское собрание.

В нашей школе такое собрание проводится в последних числах мая. К этому времени обычно большая часть родителей определилась с выбором школы. У учителя есть координаты детей, которые пойдут в этом году в 1 класс. Перед собранием желательно сообщить родителям по телефону о дне и времени проведения собрания, так как далеко не все заглядывают в мае на сайт школы или в школу. Многие заняты выпускными в детских садах и пропускают информацию о собрании для родителей первоклассников. Также необходимо предупредить родителей о том, что на это собрание (да и на следующие) желательно приходить без детей. На первом собрании обычно решается большой круг вопросов, собрание может затянуться, дети устанут. В моей практике были собрания, на которые я специально приглашала родителей с детьми, но это совершенно другой вид собраний. Приглашая родителей, нужно напомнить им о необходимости взять на собрание документы (свои и ребёнка). В нашей школе родители обычно заполняют разные заявления, в которые надо вносить данные паспорта и свидетельства о рождении, ИНН и т.д.

Перед собранием обычно учителя одной параллели садятся вместе и обсуждают общий план собрания, готовят анкету для родителей, памятку, в которой указываются фамилия, имя, отчество учителя, телефон, электронная почта, список для первоклассника, список книг, которые можно почитать летом.

На этом собрании очень удобно использовать презентацию, составленную по плану родительского собрания. Первое собрание - очень волнительное событие и для учителя, и для родителей, поэтому презентация лично мне очень помогает не отвлечься от плана собрания.

При входе в класс на отдельном столе лежит лист регистрации, в котором родители указывают ФИО ребенка, ФИО родителя, телефон.

Собрание я провожу примерно по такому плану:

1. Знакомство.

Оно начинается с представления учителя. Желательно, кроме имени, отчества и фамилии, назвать свой возраст, стаж работы в школе, образование, семейное положение, возможно свои интересы.

2. Наша школа.

На слайде презентации я представляю администрацию школы, учителей, которые будут работать в нашем классе, библиотекаря, медицинских работников (фотографии, ФИО)

Рассказываю кратко о традициях школы, традициях, которые сложились при работе с предыдущим классом.

3. Организация учебного процесса.

Особенности обучения в 1 классе (длительность урока, количество уроков, отсутствие отметок и т.д.)

Родителям представляется на слайде расписание звонков, питания в столовой.

4. Программа обучения.

Родителей нужно познакомить с программой, по которой предстоит учиться их детям, показать на слайдах учебные пособия, назвать авторов. На данный момент учебниками детей обеспечивает школа бесплатно, но некоторые родители, особенно в 1 классе, выражают желание купить учебники сами. Им можно выдать список необходимых учебных пособий. Обычно родители боятся, что дети не справятся с программой. Нужно успокоить их. Провести небольшой обзор программы, чтобы у родителей сложилось некоторое представление о том, что предстоит освоить их детям за 4 года обучения в начальной школе. Да, говорим мы родителям, программа непроста, но дети её усваивают, учитель сделает для этого всё необходимое. Ваша же задача не в том, чтобы охать над трудной задачей, вселяя в ребёнка страх и неуверенность, а помочь ему справиться с этими трудностями. Для этого, может быть, надо прийти на консультацию к учителю. Нужно дать понять родителям, что самая главная и сложная задача для них - это создать в семье нормальную для ребёнка рабочую обстановку и заинтересованность его школьными делами (не только отметками).

5. Важным этапом собрания является заполнение документов (заявления на питание, группу продлённого дня и т.д.). Многие родители стремятся сразу определить ребёнка в группу продлённого дня. Они привыкли, что ребёнок проводил целый день в детском саду, и хотят продолжить эту традицию. Я стараюсь объяснить родителям, что режим в детском саду очень отличается от школьного. Детям после уроков необходимо расслабиться, отдохнуть, кому-то просто необходимо побыть в одиночестве. К сожалению, в условиях обычной школы это сделать сложно. Тихого часа, который необходим первоклассникам, школа организовать не может. Отдельного помещения для групп продлённого дня в школах тоже нет. Я говорю родителям о том, что по возможности ребёнок после уроков должен идти домой, хотя бы в период адаптации к школе… Если же такой возможности нет, конечно же дети будут находиться под присмотром воспитателя группы продлённого дня. Знакомлю родителей с воспитателем ГПД (очно или заочно).

6. Особенности школьной жизни:

Аккуратный внешний вид (рассказывается о принятой в школе форме одежды, спортивной форме, сменной обуви)

Что должно быть в портфеле, пенале. Даются рекомендации по выбору школьного портфеля.

Выдаётся памятка о том, что нужно подготовить к школе для ребёнка.

Из опыта знаю, насколько удобнее производить закупки коллективно. В этом есть ещё и частичка эстетического воспитания: у всех детей одинаковые обложки на книгах, одного цвета тетради. Класс в целом имеет приятный вид. К тому же лучше делать покупки с запасом, чтобы ребятам не приходилось плакать из-за сломанного карандаша, забытой ручки: они получат замену из общего запаса.

7. Выбор родительского комитета.

Можно сказать, родителям следующее: «Я знаю, что Вы заботитесь о своем ребенке и Вам важно, в каком коллективе обучается Ваш сын или дочь. Чтобы коллектив был сплоченным, дружным детям нужно общаться как в школе, так и за ее стенами. Поэтому необходимо организовать походы на природу, внеклассные мероприятия и т.д. Для организации жизни детей в школе нужно решить много важных вопросов.

Войдя в состав родительского комитета, вы сможете помочь классному руководителю в решении и многих других вопросов на благо своих детей.»

Этот этап в собрании от класса к классу проходит по-разному. Если родители заранее заполняли сведения о месте работы, можно поинтересоваться, кто менее занят, обратиться за помощью к ним. Часто в классе есть родители, дети которых уже учились у Вас, можно попросить их, как более опытных, поработать в родительском комитете. Есть вариант разделить класс на 4 группы. Каждая из групп будет родительским комитетом, меняясь каждый год. Есть много вариантов, каждый педагог выбирает наиболее удобный ему вариант.

8. Проведение первого сентября.

Ежегодно этот праздник проводится примерно по одному сценарию, сообщаю его родителям.

Торжественная линейка.

Знакомство в классе.

Фотографирование в классе.

Встреча детей.

Праздник в Ледовом.

Все подробности родители смогут узнать в день медосмотра, который проводится обычно в конце августа.

9. Заполнение анкет для родителей первоклассников.

Этот этап можно провести и в начале собрания, пока родители собираются.

В анкете родители сообщают сведения о себе, роде занятий (место и должность), образовании, увлечениях (это может помочь в планировании воспитательной работы), составе семьи (многодетные, неполные семьи), сведения о ребёнке (ФИО, дата рождения, увлечения, болезни, особенности, о которых должен знать учитель), общие сведения (адрес по прописке и фактический, регистрация постоянная или нет, телефоны родителей, родственников, домашний, сведения о близких родственниках.

По результатам анкетирования я составляю несколько таблиц для дальнейшей работы:

Общие сведения о ребенке (ФИО ребенка, дата рождения, ФИО родителей, домашний адрес, телефон)

Социальная (многодетные с указанием количества детей, № удостоверения, неполные семьи, семьи с опекаемыми детьми)

Медицинская (с указанием заболеваний, особенностей здоровья детей, которые нужно учитывать при работе)

Дни рождения (она вывешивается на классном стенде)

10.Финал. Напутственные слова.

Первое собрание охватывает большой круг вопросов, оно займёт, конечно, больше времени, чем последующие. Однако нужно постараться решить все вопросы по-деловому, четко. Для этого учитель тщательно продумывает ход собрания и решения, которые нужно принять на нем. Затягивать любое собрание не рекомендуется: внимание родителей, как и детей, не безгранично, и злоупотреблять им не нужно.

Также необходимо отметить, что нужно постараться предстать перед родителями в хорошем расположении духа, в лучшем платье. Плохое настроение, утомлённый вид произведут тяжёлое впечатление, и самые хорошие слова, произнесённые скучно и сухо, могут не оказать своего действия. В конце собрания нужно пожелать родителям и детям хорошенько отдохнуть, набраться сил перед первым учебным годом!

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

    Познакомить родителей друг с другом.

    Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.

Ход собрания

(Родители перед началом собрания берут жетончики определенного цвета и рассаживаются группами по цвету.)

Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, рада видеть своих учениц, записавших детей ко мне в класс - для меня это большая честь. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорите для ваших соседей по группе как вас зовут и напишите на одном лепестке цветка как лучше к вам обращаться (по имени, по имени и отчеству.)

(На столах в группах лежит цветок, вырезанный из бумаги.)

Очень хорошо. Немного познакомились. Теперь позвольте немного рассказать о себе. (Учитель рассказывает о себе, своих увлечениях.)

С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Слайд 2

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило :

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании у учебе детей.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвете, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ . Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Слайд 3 - 8

- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.

Вы уже получили много советов по воспитанию ребенка. Сейчас поговорим о готовности ребенка к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии

посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов , значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов , то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее , вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Слайд 9- 11

Что бы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:

Для вас небольшая памятка от ребенка:

    Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

    Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.

    Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

    Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

    Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

    Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

    Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.

    Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду боятъся еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах. Сейчас в группах подумайте, посовещайтесь и решите, какие мероприятия, праздники совместно с вами мы могли бы провести в первом классе. Может кто – то может сам организовать праздник, поездку, мероприятие. Запишите ваши совместные предложения в середине цветка. (Родители заполняют цветок.)

Слайд 12

Помните! Ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

- Родители выбирают родительский комитет;

- Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса, с режимом школы;

- Идет разговор о школьной форме;

- Родители заполняют анкеты.

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ

Тема: «Первый раз в первый класс»

Цель: познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.

1.познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;

2.познакомить родителей друг с другом;

3.познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.

4.познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;

5.совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

6.анкетирование родителей;

7.выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Оборудование:

1.Карандаши, бумага, ручка. 2.Анкеты. 3.Чистые листы бумаги.

4.Цветок большой(для группы), цветы одинаковой формы (каждому).

Ход собрания

1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

2. ЗНАКОМСТВО – УЧИТЕЛЬ (САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

3. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?

А хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?

Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Для детей характерна высокая утомляемость

Информация 1. Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:

 знания и умения

 взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)

 взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)

Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, надеюсь, родителей.

Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими детьми.

Информация 2. Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.

Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Тренинг 1.

Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

Тренинг 2 (цветные карандаши)

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.

Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда правило: - никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Прислушайтесь к советам психолога.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

4. Подведение итогов

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.

На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.

Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.

Может вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.

Свой листок нужно подписать.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

    В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

    Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

    Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

    Для детей характерна высокая утомляемость



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...