Общество и природа краткое содержание. Конспект лекций по философии
1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.
Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).
Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.
2. Природа гораздо старше общества.
Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).
Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле - уникальное явление.)
Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:
Солнце - звезда, вокруг которой вращается Земля и другие
планеты Солнечной системы - имеет средние размеры и уме-
ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;
Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца - 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 - 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в выжженную пустыню, а если бы на 10 - 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);
Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;
Земля имеет атмосферу - особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот - вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие;
Земля имеет воду - также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:
Литосфера;
Атмосфера;
Гидросфера;
Биосфера.
Литосфера - (с греч. - каменная оболочка) - верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Литосфера имеет важное значение для жизни, потому что:
Создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится расплавленная масса - магма и в центре - железное ядро);
Содержит в себе полезные ископаемые;
Имеет особый органический слой - почву, создающую условия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера - газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:
Защищает Землю от влияния открытого космоса;
Предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;
Содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) - вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды - другого обязательного для жизни природного элемента).
Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше - так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие всего 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.
Гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океанов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.
Значение гидросферы в том, что:
Благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;
Вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма человека составляет вода);
Вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой обитания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);
Существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океанов перешла на сушу.
Биосфера - сфера существования живых организмов ("оболочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:
всю литосферу и гидросферу;
Нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);
Подземные слои - до 10 км вглубь, включая 0,5 - 1 км под дном океана.
Только в этом ареале возможна жизнь.
Биосфера - целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животные миры.
В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов растений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных - морские.
4. Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей общества современные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:
Антропосферу;
Социосферу;
Биотехносферу.
Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.
Социосфера - область сложных общественных отношений между людьми.
Биотехносфера (техносфера) - область распространения технического влияния человека и человечества.
5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).
Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.
По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.
Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.
В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.
Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.
В связи с этим возникает экологическая проблема - проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:
Истощение недр - на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);
Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;
Уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;
Вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);
Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.
Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.
6. В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии - охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("философов жизни человека") - Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.
Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:
Современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);
Растет урбанизация - большинство людей в настоящее время проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");
Человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства - мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного
высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".
Задача социальной экологии - максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения, которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.
Данная проблема имеет несколько аспектов:
Рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;
При росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической массе", "пороге" населенности, то есть каково максимальное количество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);
Проблема качества населения - хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазвитых странах, где наблюдается высокая рождаемость - 8 - 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?
Проблема народонаселения имеет и обратную сторону - в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.
Выделяются две главные причины данного явления:
Высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;
незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.
Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Пакистан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).
Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населения заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазвитости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.
Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.
Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?
В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 - 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:
На момент начала нового летосчисления от рождества Христова - 230 млн.;
1000 год - примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось - возросло меньше чем в 1,5 раза);
1850 г. - 1 миллиард;
1930 г. - 2 миллиарда;
1976 г. - 4 миллиарда;
1987 г. - 5 миллиардов;
2000 г. - 6 миллиардов;
2025 г. - 8 миллиардов (ожидается).
Таким образом, если раньше для удвоения населения необходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося увеличения населения со стороны Азии и Африки).
По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.
При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог может быть достигнут уже к 2150 - 2200 годам.
Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:
Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;
Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).
В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.
Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:
прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;
Заняться решением экологических проблем;
Уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;
Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;
Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА |
Рубрика (тематическая категория) | Философия |
Природа в философии принято понимать как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой принято понимать как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она воспринимается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа - это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.
В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.
Понятие ʼʼбиосфераʼʼ для обозначения живой оболочки земли ввел в 1868 ᴦ. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гᴦ. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие ʼʼноосферыʼʼ, сферы разума, преобразующего планету. Составными частями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.
Общество также имеет свои составные части:
■ Лнтропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.
■ Социосфера - область общественных отношений между людьми.
■ Биотехносфера - область распространения технического влияния человечества.
Взаимоотношение природы и общества - вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.
С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человека). В 20-м столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу.
Главная проблема антропологического влияния - несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема - проблема охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека.
Основные проблемы экологии: истощение недр, загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы - проблема социальной экологии - охрана человека, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического прогресса.
Особая проблема при взаимодействии человека и природы - проблема народонаселения, которая с течением времени приобретает все более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект - рост населения - ведет к усилению эксплуатации природы; численность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности! населения и его потребностями, не хватает материальных! средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населения.
Большинство этих проблем приняло глобальный, общепланетарный характер, выйдя за рамки государственных границ. Οʜᴎ представляет собой общечеловеческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА" 2017, 2018.
>> Человек, общество, природа
6. Человек, общество, природа
Взаимосвязь человека, общества и природы
Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.
В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата.
Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья . Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие
человеческого общества с природой?
Взаимодействие человеческого общества и природы
История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно росло воздействие их хозяйственной деятельности на природу и к каким последствиям оно привело.
На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек приспосабливался к природе и не мог нанести ей серьезного вреда. С переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться. Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей. В Средние века выросло население, значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла, появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека особенно усилилось в эпоху индустриального общества.
После промышленной революции XVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значительное увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису.
Этот кризис конца XX века отличается от экологических кризисов прошлого, охватывавших отдельные районы нашей планеты. Он носит общепланетарный характер.
В чем проявляется его опасность для природы и человечества? Растут население планеты и уровень его потребления. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными.
Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. С начала 80-х годов XX века в среднем один вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно. Научно-технический прогресс порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.
Как уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?
Создан Всемирный союз охраны природы, широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Ученые-экологи призывают человечество к самоограничению, к устойчивому экономическому развитию, которое не ведет к разрушению природы.
Охраной природы должны заниматься государственные органы власти, промышленники, общественные организации и граждане.
Во многих странах разработаны национальные экологические программы, приняты законы о защите окружающей среды.
Наша страна активно участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы. В России приняты законодательные акты, определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий, организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды».
В Конституции РФ (ст. 42) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции РФ закреплена и обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относится также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при про изводстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.
Дополнительное чтение
Красная книга природы
Красная книга - это перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она содержит документальные данные о распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году. В 1966 году вышли первые тома Красной книги. В ряде стран (Австралия, США, Швеция, Германия, Япония) были созданы национальные Красные книги. На основе списков была опубликована Красная книга СССР (1984).
Россия развивает систему заповедников и национальных парков, реализует национальные программы по спасению редких видов животных. В 1997 году начала действовать федеральная программа по сохранению амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению, восстановлению и использованию зубра.
Подведем итоги
Природа - естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества.
Проверьте свои знания
1. Что такое природа?
2. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой?
3. Приведите примеры поведения людей, которое принесло вред природе.
4. Почему одной из главных задач современного общества является охрана окружающей среды?
5. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
6. Что означает обязанность беречь и охранять природу?
7. Какие меры предпринимает человечество по охране кружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст из дополнительного чтения «Красная книга природы».
Практикум
Объединившись в группы, подготовьте проекты, направленные на охрану природы, по одной из предложенных тем:
«Зоны охраны природы в нашем районе, дворе»;
«Правила экологического поведения школьников»;
«Устав школьного объединения «Зеленое движение »;
«Сценарий классного (школьного) мероприятия «День Земли».
Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиОбщество и природа - явления, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. Она возникла задолго до появления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.
Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа - homo sapiens . Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым условиям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термического приготовления качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, извержения вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня человеком. С увеличением численности людей все больше истреблялось животных, составлявших рацион человека.
В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климатических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.
Первоначально семья была полигамной . Родство устанавливалось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец - нет. Женщина в этих условиях занимала главное положение (матриархат) . Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.
Экономика первобытного общества носила присваивающий характер , основывалась на общественной собственности и уравнительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.
Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от присваивающей экономики к производящей . В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.
Увеличение количества населения привело к расширению посевных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Человек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.
Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую очередь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на один со страшным зверем. Так были уничтожены туры -- огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиаторские бои с участием диких хищных животных.
С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200-300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов - лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сливались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пустыню, а водоемы - в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к измененной человеком среде обитания.
С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, и свою очередь, является причиной многих болезней.
В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живою представляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.
Природа не смиряется с такими действиями человека. Она отвечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.
XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стали задумываться о том, как предотвратить пагубные последствия научно-технического развития. Особенно важным стали строительство и совершенствование очистных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по переработке бытовых отходов.
Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.
Во многих странах созданы заповедники и национальные парки, на территории которых запрещена активная деятельность человека, а животные и растения существуют в естественных условиях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в неволе. Государства принимают законы, устанавливающие ответственность за нанесение вреда природе.
Но силами одного государства невозможно решить все экологические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепланетарный, характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоединилось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Антарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной территорией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.
Большуюработу по охране природы проводят и международные экологические организации. В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы, и 1963 г. - Всемирный Фонд дикой природы, а в 1971 г. - «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.
В нашей стране существует обширное экологическое законодательство. Конституция Российской Федерации объявляет землю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонарушениях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников природы, влекут за собой уголовную ответственность с лишением свободы на разные сроки.
Но сколько бы, ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны оставлять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда велика опасность возникновения пожара, собирать растения, занесенные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством экологического образования и воспитания. Основная роль в этом должна принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам массовой информации.
Таким образом, защита природы - дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы - нет. В фантастических романах и фильмах уже рисуют последствия экологических катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.
Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.
Вопросы и задания
1. Что понимают пол словом «природа»?
2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?
3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?
4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?
5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?
6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?
7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?
8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?
9. Защита природы - дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы?
10.Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».
План
1. Единство и различие природы и общества.
2. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества.
3. Охрана природной среды – актуальная социальная проблема.
4. Список литературы.
1. Единство и различие природы и общества. Географическая среда как постоянное и необходимое условие общественного развития.
Природа и общество находятся в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы движения материи, т. е. весь органический и неорганический мир со множеством сбалансированных связей и установившимся круговоротом веществ и энергии.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества. Человек является частью природы, по выражению К. Маркса - «… непосредственно природным существом», представляющим собой высшую ступень ее развития.
К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что и природа и общество обладают двойственным характером. Природа оказывается в результате преобразовательной деятельности общества включённой в систему общественных связей и выступает как один из компонентов материального субстрата жизни общества, его общественного тела. Именно благодаря этому и становится возможным говорить о «социальной роли» природы. Общество же, являлось особой, высшей формой движения материи, не сводимой к другим её формам, не существует помимо своего материального субстрата, включено через него в систему взаимодействий живой и неживой природы, закономерным результатом развития которой явилось появление человечества.
«Человеческая сущность природы, - писал К. Маркс, - существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия». Вопреки идеалистической философии, игнорирующей природу как основу общественного развития, отрывающей историю от естествознания и производства, усматривающей «лоно истории» не в материальном мире, а в «туманных облачных образованиях на небе», диалектико-материалистическая философия именно в природе видит первооснову развития общества. Таким образом, продолжает К. Маркс, «общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы».
Отмечая значение природы как предпосылки возникновения человека и человеческого общества, классики марксизма указывали на сущностную и предметную связь человека с природой на протяжении всей истории. Природное и социальное в человеке представляют собой внутреннее и сущностное единство. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Из марксистского решения проблемы единства природы и общества следует, что люди не могут существовать вне природной среды, без непрерывной производственной и других связей и взаимодействий с ней.
Природно-географическая среда - традиционно выделяемый фактор в системе социального детерминизма. Динамика воздействия на общественную жизнь природы как источника средств существования и источника средств труда, воздействие различных сторон географической, природной, среды на разные свойства человеческой натуры были многократно предметом внимания философско-социологических концепций, включая различные версии «географического детерминизма». С учетом воздействия производственной деятельности общества на природу все это и составляет содержание экологической проблемы. Об этой проблеме речь будет идти в четвёртом разделе работы, и мы не будем сейчас останавливаться на этом. Заметил только, что охрана природы - это охрана условий жизни человека и здесь имеет место действие по принципу обратной связи: то или иное влияние человека на жизнь природы возвращается как бумеранг к человеку добрыми или губительными для него самого результатами.
2. Основные исторические этапы взаимодействия
природы и общества.
Исходными предпосылками и критериями периодизации есть как природные, так и особенно социальные факторы, уровень развития производственных сил, науки и техники, характер производственных отношений. Имея это ввиду мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.
Первый этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и природой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной среды имели решающее значение для существования и развития людей.
Крупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, отбор некоторых ценных для человека растений и животных.
Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу.
Но подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение выплавки рудного металла (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также оружия- стрел, копий и дротиков с металлическими наконечниками, мечей, кинжалов и т. д. Использование этих орудий труда подняло человечество на более высокий уровень воздействия на природу.
Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними.
Таким образом, первый этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов. .
Второй этап взаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.
По времени второй этап охватывает историю рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций.
Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Однако оно постоянно нарушалось рабовладельческими войнами, а позднее кровавыми междоусобицами феодалов.
В целом этот период характеризуется более существенными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию.
Переход к искусственному производству энергии снял оковы очередного естественного ограничения человеческих возможностей в преобразовании природы. Энергетические установки стали вторым крупным звеном в опосредовании взаимодействия людей с природными условиями. Это событие вывело общество па путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная революция XVIII-XIX вв. Оно явилось по сути дела третьим этапом в истории взаимодействия общества и природы.
Нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу во второй половине двадцатого века достигло глобальных масштабов. Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять природные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вмешательства. Возникает объективная необходимость рационально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими.
Взаимодействие природы и общества приобретает, таким образом, принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену стихийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу. Этот (четвертый ) этап взаимодействия природы и общества В. И. Вернадский и назвал «ноосферой». Сущность этого понятия, как мы уже отметили, состоит в том, что на этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса.
3. Охрана природной среды – актуальная
социальная проблема.
По отношению к человеку природа - окружающая его среда. В отличие от других животных, лишь приспосабливающихся к условиям внешней среды, человек, являясь существом социальным, обладая сознанием, аппаратом мышления, способностью производить орудия труда и пользоваться ими, воздействует на среду своего обитания, стремясь сознательно и активно изменить ее для удовлетворения своих потребностей.
В этом смысле можно выделить два аспекта понятия «окружающая среда». С одной стороны, человека окружают орудия труда и другие люди - участники хозяйственной деятельности. Такое окружение можно назвать производственной или точнее социально-производственной средой, которая формируется человеком практически в одностороннем порядке без участия природы. В этой среде действуют главным образом экономические и социальные законы. С другой стороны, человека окружают объекты естественного происхождения - горы и реки, поля и леса, птицы и звери. Такое окружение называют природной средой. Здесь преимущественно действуют законы естественного развития природы. Между тем социально-производственная и природная среды тесно взаимосвязаны между собой, и негативные явления в первой из них способны оказать неблагоприятное воздействие на вторую и наоборот, создавая тем самым качественно новую структуру, органически соединяющую элементы естественной среды с продуктами человеческой деятельности.
Научно-техническая революция и связанные с ней грандиозные масштабы производственной деятельности человека привели к большим позитивным преобразованиям в мире. Вместе с тем резко ухудшилось состояние окружающей среды. Поэтому охрана окружающей среды, защита ее от загрязнений - одна из важнейших глобальных проблем.
Управление чистотой окружающей природной среды в широком смысле включает:
Определение перспективных нормативов чистоты окружающей природной среды для рассматриваемого периода планирования и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чистоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загрязнения);
Совершенствование социальных механизмов реализации планов охраны окружающей среды от загрязнения (организационно-правового, экономического и культурно-образовательного) .
Список литературы:
1. Аскин Я.Ф. О многообразии связей социального и природного // Общество и природа. Вопросы методологии: Межвузовский научный сборник / Под ред. Я.Ф. Аскина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – ст. 3-17.
2. Бугреев А.Н. К характеристике научных основ взаимодействия общества и природы // Общество и природа. Вопросы методологии: Межвузовский научный сборник / Под ред. Я.Ф. Аскина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – ст. 37-43.
3. Гирусов Э.В. Система «общество – природа». – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 168 с.
4. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы // «Природа и общество». М., «Наука», 1968. – ст. 48-57.
5. Григорьян Т.Г. Природа и общество. – М.: Изд-во московского университета, 1977. – 150 с.
6. Грин Ф. Проблемы преобразования природы и задачи географии. // «Природа и общество». М., «Наука», 1968.
7. Дубина Н.Е. К. Маркс и Ф. Энгельс о взаимодействии общества и природы // Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / Под ред. Кима М.П. – М.: Наука, 1981.
8. Истомина Э.Г. Проблемы взаимодействия общества и природы в исторической науке // Взаимодействие общества и природы в процессе общественной эволюции. – М., 1981. – ст. 17-30.
9. Ким М.П., Есаков В.Д. Природа, общество, наука // Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / Под ред. Кима М.П. – М.: Наука, 1981.
10. Лось В.А. взаимоотношение общества и природы. – М.: Знание, 1989. – 64 с.
11. Лысенко Л.П. Природа и общество. – Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1976.
12. Межжерин В. Книга для разумения: Вселенная. Экология. Культура. Ноосфера. – К.: Логос, 2004. – 284 с.
13. Охрана окружающей природной среды: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Дуганова. – К.: Вища школа. Главное изд-во. – 304 с.
14. Рахилин В.К. Общество и живая природа: краткий очерк истории взаимодействия. – М.: Наука, 1989. – 215 с.
15. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы (философские проблемы). – М.: Мысль, 1983. – 252 с.
16. Фёдоров Е.К. Взаимодействие общества и природы. – Ленинград: Гидрометиоиздат, 1972. – 88 с.
17. Хлебопрос Р.Г., Фет А.И. природа и общество. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1990. – 344 с.