Опыт великой войны. Тяжелые танки ссср второй мировой войны Русские танки 2 мировой войны

Танк создан на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и принят на вооружение в 1928 г. Танк выпускался в трех модификациях: образца 1927 г, образца 1929 г и образца 1930 г. Основное отличие последней модификации заключалось в увеличении мощности двигателя и замене пулемета Федорова на Дегтярова. Всего было выпущено 959 маши. К началу войны РККА имело 160 танков и 450 бронекорпусов, превращенных в ДОТы. ТТХ танка – длина – 4,4 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 5,3 т; бронирование – 8-16 мм; тип двигателя — рядный 4 цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность – 35-40 л.с; удельная мощность – 6,6 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 16 км/ч; запас хода – 100 км; основное вооружение — 37-мм пушка Гочкиса; боезапас – 104 выстрела; дополнительное вооружение – два 6,5-мм пулемета Федорова (боезапас – 1 800 патронов) или 7,62-мм пулемет ДТ-29 (боезапас – 2 016 патронов); экипаж – 2 человека.

Танк создан на основе английского танка «Виккерс Mk-E» и принят на вооружение в 1931 г. и выпускался в 8 модификациях: Т-26 образца 1931 г. (двухбашенная версия с пулемётным вооружением); Т-26 образца 1932 г. (двухбашенная версия с пушечно-пулемётным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемёт в другой); Т-26 образца 1933 г. (однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой); Т-26 образца 1938 г. (однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом); Т-26 образца 1939 г. (Т-26 образца 1938 г. с усиленным бронированием); Т-26РТ (двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1); Т-26ТУ (командирская версия с радиостанцией); Т-26A (с короткоствольной 76-мм танковой пушкой).

Всего было выпущено 11 218 машин. На базе танка выпускались огнеметные танки ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133 и ОТ-134, САУ СУ-5, а также телетанк ТТ-26, бронетранспортеры и тягачи. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2–2,3 м; клиренс – 380 мм; масса – 8-10 т; бронирование – 6-15 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность двигателя – 80-95 л.с; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 130-220км; основное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ или 37-мм пушка «Гочкис-ПС» или Б-3 или 45-мм пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ-29; боезапас – 6 489 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2: с пулеметным вооружением

Быстроходный танк БТ-2 представлял собой однобашенный танк классической компоновки с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием. Он был разработан на основе американского лицензионного танка M-1940 Кристи. Выпускался серийно в 1932-1933 гг. в следующих модификациях: БТ-2 пушечно-пулемётный (37-мм пушка Б-3 и пулемёт ДТ); БТ-2 пушечный (37-мм пушка Б-30; БТ-2 пулемётный (пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ или ДА); БТ-2 пулемётный без шаровой установки (2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). С пулеметным вооружением было выпущено 350 танков. Всего было выпущено 640 машин, из которых на 01.06.1941 г. на вооружении РККА имелось 580. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки на 15-20 метров. Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. ТТХ танка: длина – 5,5 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — карбюраторный авиационный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400); мощность – 400 л. с; удельная мощность – 36,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – на гусеницах – 51 км/ч, на колесах – 72 км/ч; запас хода – 160 (200); основное вооружение — 37-мм пушка Б-3 (5-К), позже 45-мм пушка; боезапас – 92 выстрела; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ (боезапас – 2 709 патронов); экипаж – 3 человека.

Танк является улучшенным вариантом БТ-2 и производился в 1933-1934 гг. Всего было выпущено 1 884 машины, из которых к началу войны осталось на вооружении РККА – 500 единиц. На части танков устанавливалась радиостанция с поручневой антенной. ТТХ танка: длина – 5,6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 34,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 150 км (200); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г.; боезапас – 115 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; средства связи – на командирских танках радиостанция 71-ТК-1; экипаж 3 человека.

Танк отличался от предшественников сварным корпусом, новым двигателем и большим запасом топлива. Он производился в 1935-1940 гг. в четырех модификациях: образец 1935 г. (базовый вариант); образец 1937 г. (с конической башней, выпущено 4 727 ед.); образец 1939 г. (БТ-7М) (с дизельным двигателем В-2, выпущено 705 ед.); БТ-7А (с 76-мм пушкой, выпущено 154 ед.). Всего было выпущено 5 328 машин. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,4 м; клиренс – 400 мм; масса – 13,9 т; бронирование – 6-22 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 28,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 375 км (460); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1934 г.; боезапас – 84 выстрела; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

БТ-7А — одна из модификаций быстроходного танка БТ-7, отличающейся от прототипа башней увеличенного размера с 76-мм пушкой. Это достигалось путем приспособления башни Т-26-4. Всего было выпущено 154 танка. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 мм; высота – 2,4 м; клиренс – 390 мм; запас хода – с дополнительными баками – 350 — 500 км; основное вооружение — 76-мм пушка КТ; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – три пулемета ДТ; боезапас – 3 339 патронов; экипаж 3 человека.

Танк был создан на базе Т-26 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ танка: длина – 5,2 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 13,8 т; бронирование – 12-45 мм; тип двигателя – четырёхтактным рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-4; мощность – 300 л.с; удельная мощность – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км; запас хода – 344 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 150 выстрелов; дополнительное вооружении – два 7,62-мм пулемета ДТ; боезапас – 4 032 патрона; средства связи — радиостанция КРСТБ, внутреннее переговорное устройство ТПУ-3 на 3 абонента и светосигнальное устройство для внутренней односторонней связи от командира к механику-водителю; экипаж – 4 человека.

Танк был создан на основе плавающего танка Т-40 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 5 920 машин. Часть машин была оборудована дополнительными броневыми экранами толщиной до 10 мм. На базе танка была построена САУ реактивных снарядов БМ-8-24, а также САУ ОСУ-76. ТТХ танка: длина – 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота – 1,8 м; клиренс – 300 мм; масса – 5,8 — 6,4 т; бронирование – 10 — 25 мм; тип двигателя — рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный ГАЗ-202; мощность двигателя – 70 л.с; удельная мощность – 10,7-12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 20-мм пушка ТНШ; боезапас – 750 выстрелов; бронепробиваемость – 15 мм на дистанции 500 м при угле 90°; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-З на командирских танках; экипаж – 2 человека.

Танк был разработан на базе Т-60 и принят на вооружение в 1942 г. Известна модификация танка с усиленной ходовой частью под обозначением – Т-70М. Всего было выпущено 8 231 машину. На базе танка была построена САУ СУ-76 и ряд ЗСУ. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2 м; клиренс – 300 мм; масса – 9,2 — 9,8 т; бронирование – 10 — 50 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203; мощность двигателя — 140 л.с; удельная мощность – 15,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 90 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ или 9-Р (только на командирских танках), переговорное устройство ТПУ-2; экипаж – 2 человека.

Танк был создан на базе Т-70 и принят на вооружение в 1942 г. Всего было выпущено 85 машин. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; масса – 11,6 т; клиренс – 300 мм; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203Ф; мощность двигателя – 170 л.с; удельная мощность – 14,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 320 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 100 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас — 1008 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задачи исследования. 3

Введение 4

Глава I. Танки СССР, имевшие наибольшее значение в Великой Отечественной войне 5

Глава II. Танки Германии, имевшие НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Во второй мировой войне 6

Глава III. Сравнение основных моделей средних танков СССР и Германии 7

Глава IV. Курская битва как критерий оценки эффективности применения танков 8

Литература 10

ПРИЛОЖЕНИЯ 11

Цель исследования : Сравнение количественных и тактико-технических характеристик советских и немецких танков во время Великой Отечественной войны.

Задачи исследования.

1.Подобрать и проанализировать литературные данные по изучаемой проблеме

2. Определить основные тактико-технические характеристики Советских танков Второй Мировой войны

3. Определить основные тактико-технические характеристики немецких танков Второй Мировой войны

4. Выявить преимущества и недостатки танков обеих воевавших сторон

Введение

В войнах Новейшей истории - ХХ века, техника играла большую роль.

Применение технических средств ведения войны позволяет оказывать не только физическое, но психологическое воздействие на противника, лишая его боевого духа. В ХХ веке новым вооружением, быстро завоевавшим популярность, стали танки. Они появились в 1915 году и широко используются и сейчас.

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы тактико-технических характеристик (ТТХ), говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. Танки не предназначены для дуэлей с себе подобными в идеально одинаковых условиях! Они предназначены для боя, боя во взаимодействии с другими родами войск. Вокруг вопроса о лучшем танке Второй Мировой войны существует множество мифов. Проведем анализ данных литературы, посвященной танкам второй мировой войны и попытаемся сделать собственный вывод о преимуществах и недостатках танков противоборстовавших сторон.

Классификация танков

Лёгкий танк — танк, попадающий по одному из классификационных признаков (массе или вооружению) в соответствующую категорию боевых машин. При классификации по массе лёгким танком считается боевая машина не тяжелее условного граничного значения между категориями лёгких и средних танков. При классификации по вооружению в категорию лёгких машин попадают все танки, вооружённые автоматическими пушками (или пулемётами) калибром до 20 мм включительно (или неавтоматической до 50 мм), независимо от массы или бронирования.

Разные подходы к классификации танков приводили к тому, что в разных странах одни и те же машины считались принадлежащим к разным классам. Основным назначением лёгких танков считались разведка, обеспечение связи, непосредственная поддержка пехоты на поле боя, противопартизанская борьба.

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV и другие.

К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, Pz Kpfw V «Пантера», Pz Kpfw VI «Тигр», Pz Kpfw VI Ausf B «Королевский тигр» и другие.

Глава I. Танки СССР, имевшие наибольшее значение в Великой Отечественной войне

T-28 — трёхбашенный советский средний танк 1930-х годов.

Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Использовался в «Освободительном походе» на Западную Украину, Зимней войне и на начальном этапе Великой Отечественной войны. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с.

19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства было решено изготовить два образца Т-34, вооруженного 76-миллиметровой пушкой и защищенного броней толщиной в 45 миллиметров.

До начала войны на ХПЗ и Сталинградском тракторном заводе успели построить более тысячи танков. Забегая вперед, отметим, что Т-34 действительно был идеальным танком по сбалансированности характеристик, которые определяют качество боевой машины. В течение всей войны средние танки прошли бесчисленное количество модернизаций Это был непрерывный процесс — гонка танковых вооружений. Нововведения сразу же обкатывались, проверялись в боевых условиях, многие изменения производились в полевых условиях. И в этом процессе советские конструкторы шли на шаг впереди своих конкурентов (в первую очередь — немецких).

Глава II. Танки Германии, имевшие НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Во второй мировой войне

Германия вступила во вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV (приложение 2). Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции "молниеносной войны", поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами.

«Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрый и непрерывный успех. Об этой новой для нас обстановке я написал в своем докладе командованию группы армий, в котором я подробно обрисовал преимущество танка Т-34 по сравнению с нашим танком Т-IV, указав на необходимость изменения конструкции наших танков в будущем» .

Panzerkampfwagen (PzKpfw) III- немецкий средний танк, выпускался с 1938 по 1943 год. В советских документах именовался как Тип-3 или Т-3. Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях.

Много захваченных Т-3 с большим успехом использовались и в наших войсках, существовали даже целые батальоны состоящие целиком из танков этого типа. Большое количество этих машин немцы поставляли для своих союзников. К моменту вторжения в СССР данный танк был основным оружием Вермахта и легко расправлялся с устаревшими советскими Т-26, составлявшими тогда основу танковых войск. Танк много раз подвергался модернизации, но после «Курской битвы» все резервы по дальнейшей модернизации данного образца были исчерпаны и производство его было остановлено.

«Panzerkampfwagen IV» («PzKpfw IV», также «Pz. IV»; читается как «Панцеркампфваген IV»; в СССР был известен также как «T‑IV») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны . Самый массовый танк Панцерваффе (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Глава III. Сравнение основных моделей средних танков СССР и Германии

Сравним средние танки начала Второй мировой войны: Т-28 сPanzerkampfwagen (Pzkpfw) III.

1.Скорость. Максимумом для т-28 было 45 км/ч, а для с Pzkpfw III - 40 км/ч (так как Т-28 был в начале войны, то и Pzkpfw III берем ранних модификаций). По скорости преимущество - у Т-28 .

2. Вооружение. Т-28 использовал четыре 7,62 пулемета дт-29 и 76мм пушку КТ-28 или Л-10. У Pzkpfw III три пулемета MG-34 и одна 37мм пушка . Таким образом, Т-28 имел более серьезное вооружение.

3. Бронирование. У Pzkpfw III вся броня была всего 14.5 мм, тогда как Т-28 имел броню в два раза мощнее в лобовой части, и 20мм по бокам , следовательно, и по этому критерию Т-28 имеет преимущества.

4. Преодоление препятствия (таб.1).

Таблица 1

На основании проведенного анализа становится очевидным преимущество среднего танка Т-28 над аналогичным средним танком п-ва Германии в начале Второй Мировой войны.

Сравним средние танки, участвовавшие в Курской битве Т-34-76 и Panzerkampfwagen IV Ausf. J/H .

1. Скорость. Т-34 разгонялся до 54 км/ч, в то время как Panzerkampfwagen IV Ausf. J/H только до 40. Т-34 имеет явное преимущество.

2. Вооружение. Panzerkampfwagen IV вооружался орудием калибра 75мм KwK 40 и 2 7,92мм пулемёта MG-42. Т-34 получил 76,2 мм пушку Л-11 и 2 7,62мм пулемета ДТ . Таким образом, танки имеют одинаковое вооружение.

3. Бронирование. Для Panzerkampfwagen IV: Лоб корпуса, мм 80; Борт корпуса, мм 30; Корма корпуса, мм 20; Лоб башни, мм 50; Борт башни, мм 30; Корма башни, мм 30; Крыша башни, мм 18. Для T-34: Лоб корпуса (верх), мм. 45; Лоб корпуса (низ), мм 45; Борт корпуса (верх), мм 45 ;

Борт корпуса (низ), мм 45; Корма корпуса (верх), мм/град. 40; Корма корпуса (низ), мм/град. 42; Днище, мм 13—16;Крыша корпуса, мм 16—20.

Помимо незначительного преимущества в толщине брони, Т-34 имеет рациональные углы наклона, что обеспечивает ему явное превосходство над Pz-4

4. Преодоление препятствия (таб.2).

Таблица 2

Сравнение танков по возможностям преодоления препятствий

Таким образом, Т-34 имеет ряд преимуществ перед Panzerkampfwagen IV, главными из которых являются высокая надежность и рациональные углы наклона брони.

Вывод:

Т-34 стал идеальным танком для войны: он обладал, по моему мнению,двумя самыми важными качествами - простотой в эксплуатации и относительной дешевизной в изготовлении.

Глава IV. Курская битва как критерий оценки эффективности применения танков

Курская битва, 5 июля - 23 августа 1943. В оборонительных сражениях в июле советские войска Центрального и Воронежского фронтов (генералы армии К.К.Рокоссовский и Н.Ф.Ватутин) отразили крупное наступление немецких войск групп армий «Центр» и «Юг» (генерал-фельдмаршал Х.Г.Клюге и Э.Манштейн), предотвратили попытку противника окружить и уничтожить советские войска на Курской дуге, а в дальнейшем наши войска разгромили 30 дивизий противника и освободили Орел (5 августа), Белгород (5 августа) и Харьков (23 августа) .

Курская битва - самое массовое танковое сражение за всю историю человечества. С обеих сторон в нём приняло участие более 13 тысяч танков и самоходных орудий, советские историки, в том числе и академик А. М. Самсонов, говорят о более чем 500 тыс. убитых, раненых и пленных, 1500 танков и свыше 3700 самолётов . В Курской битве с советской стороны участвовали в основном средние и легкие танки, а положительные качества Т-34 проявились максимально. Что же послужило основой успеха советских войск? В планировании использования танков были характерные особенности. Отдельные танковые и механизированные корпуса использовали в качестве подвижных групп армий, а танковые армии - подвижной группы Воронежского фронта, что было новым в военном искусстве . Успех контрнаступления был обеспечен выбором времени перехода советских войск в наступление и организацией стратегического взаимодействия между группами фронтов, наступавшими на западном и юго-западном, а также на других направлениях . Это исключало возможность осуществить перегруппировку немецких войск на опасные для него направления. В более крупных масштабах использовались танковые и механизированные войска. Плотность танков по сравнению с контрнаступлением под Сталинградом повысилась и составляла 15 -- 20 танков и САУ на 1 км фронта . Танковые и механизированные корпуса стали основным средством развития успеха общевойсковых армий, а танковые армии однородного состава - эшелоном развития успеха фронта . Применение их для завершения прорыва заранее подготовленной позиционной обороны было вынужденной мерой, зачастую приводило к значительным потерям танков, к ослаблению танковых соединений и объединений, но в конкретных условиях себя оправдало. Возможно, конструктивное превосходство советской бронетанковой техники, героизм и мужество советских воинов в совокупности с новыми стратегическими подходами к ведению широкомасштабных боевых действий и было краеугольным камнем успеха Курской битвы и всей войны. Впервые под Курском широко применялись самоходно-артиллерийские полки. Они оказались эффективным средством поддержки наступления танков и пехоты .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа литературы, были определены основные тактико-технические характеристики танков Советской армии и Германии, участвовавшие во Второй мировой войне. На основании полученных данных был сделан вывод о техническом превосходстве советских средних танков над аналогичными немецкими моделями. Историческим подтверждением данного вывода служит результат крупнейшего танкового сражения - Курской битвы, которая завершилась победой Советских войск.

Литература

1. Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. Справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов. - М. : Политиздат, 1990. - 464 с.: ил., карт.

2. Гудериан Г. , Воспоминания солдата: пер. с нем. / Г. Гудериан. - Смоленск.: Русич, 1999.-653 с.

3. История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений/ Под общ. ред. И.Х.Баграмяна. - М.:Военное издательство минобороны СССР, 1970. - 308 с.

4. Мерников А.Г. Вооруженные силы СССР и Германии 1939-1945./А.Г.Мерников-Минск: Харвест, 2010.- 352 с.

5. СССР в Великой Отечественной войне, 1941-1945: Краткая хроника / И. Г. Викторов, А. П. Емельянов, Л. М. Еремеев и др. ; Под ред. С. М. Кляцкина, А. М. Синицина. - 2. изд. . - М.: Воениздат, 1970 . - 855 с.

6. Танк вчера, сегодня, завтра [электронный ресурс] /Энциклопедия танков.- 2010. Режим доступа http://de.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4239/Танк, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г)

7. Курская битва [электронный ресурс] / Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва#cite_ref-12, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г)

8. Танк Т-34 — от Москвы до Берлина [электронный ресурс]. Режим доступа http://ussr-kruto.ru/2014/03/14/tank-t-34-ot-moskvy-do-berlina/, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Характеристики танка Т-34

Характеристики

Образца 1940 г

1944 (Т34-85)

Снаряженная масса (кг)

Экипаж (чел.)

Длина вместе с пушкой (мм)

Ширина (мм)

Высота (мм)

Клиренс (мм)

Удельное давление на грунт (кг/см 2 )

Приложение 2

Характеристики немецких танков

Вторая мировая война продемонстрировала мощь танков во всей красе. Тяжёлые бронированные машины стали во главе немецкой стратегии блицкрига, когда действующие автономно танковые соединения наносили неожиданные удары по противнику, прорываясь на большую глубину и уничтожая инфраструктуру, командные пункты и так далее.

После начала Великой Отечественной войны началось противостояние не только сильнейших армий того времени, но и конструкторских школ танкостроения.

Как насчёт названий, описания и фото самых интересных образцов?

Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.

Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.

Т-50

Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.

Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.

Т-28


Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.

Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.

Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.

Т-34


Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.

Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.

Во Вторую мировую войну танки играли решающую роль в сражениях и операциях, выделить из множества танков, десятку лучших, очень сложно, по этой причине, порядок в списке скорее условный и место танка привязано ко времени его активного участия в боях и значимости на тот период.

10. Танк Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

PzKpfw III, более известный как Т-III – легкий танк с 37 мм орудием. Бронирование со всех ракурсов – 30 мм. Главное качество - Скорость (40 км/ч по шоссе). Благодаря совершенной оптике Carl Zeiss, эргономичным рабочим местам экипажа и наличию радиостанции, «тройки» могли успешно сражаться с куда более тяжелым машинам. Но с появлением новых противников, недостатки Т-III проявились более отчетливо. Немцы заменили 37 мм пушки на 50 мм орудия и прикрыли танк навесными экранами – временные меры дали свои результаты, T-III провоевал еще несколько лет. К 1943 году выпуск Т-III был прекращен, ввиду полного исчерпания его ресурса для модернизации. Всего немецкая промышленность выпустила 5000 «троек».

9. Танк Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)

Гораздо серьезнее выглядел PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Панцерваффе - немцы успели построить 8700 машин. Сочетая в себе все достоинства более легкого Т-III, «четверка» имела высокую огневую мощь и защищенность - толщину лобовой плиты постепенно довели до 80 мм, а снаряды ее 75 мм длинноствольного орудия пробивали броню вражеских танков, как фольгу (к слову, было выпущено 1133 ранних модификаций с короткоствольным орудием).

Слабые места машины – слишком тонкие борта и корма (всего 30 мм на первых модификациях), конструкторы пренебрегли наклоном броневых листов в угоду технологичности и удобству работы экипажа.

Panzer IV - единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

8. Танк КВ-1 (Клим Ворошилов)

«…с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…»
- генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта.

Летом 1941 года танк КВ громил элитные части Вермахта так же безнаказанно, будто бы он выкатился на Бородинское поле в 1812 году. Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способное остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.

Броня КВ – прекрасная песня стали и технологий. 75 миллиметров стальной тверди со всех ракурсов! Лобовые бронелисты имели оптимальный угол наклона, что еще более увеличивало снарядостойкость брони КВ – немецкие 37 мм противотанковые орудия не брали ее даже в упор, а 50 мм орудия – не дальше 500 метров. В то же время длинноствольное 76 мм орудие Ф-34 (ЗИС-5) позволяло с любого направления бить любой немецкий танк того периода с дистанции 1,5 километров.

Экипажи „КВ“ комплектовались исключительно офицерами,только механики- водители могли быть старшинами. Уровень их подготовки намного превосходил уровень экипажей, которые воевали на танках других типов. Воевали они более умело, поэтому и запомнились немцам…

7. Танк Т-34 (тридцатьчетвёрка)

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно… Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…»
- мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Когда солдаты вермахта впервые встретились на поле боя с «тридцатьчетверками», они, мягко говоря, были в шоке. Проходимость нашей машины впечатляла - там, куда немецкие танки даже соваться не думали, Т-34 проходили без особого труда. Немцы даже прозвали свою 37-миллиметровую противотанковую пушку «колотушкой тук-тук», потому что когда ее снаряды попадали в «тридцатьчетверку», они просто стукались об нее и отскакивали.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

6. Танк Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр»

«…мы пошли в обход через балку и напоролись на «Тигра». Потеряв несколько Т-34, наш батальон вернулся назад …»
- частое описание встреч с PzKPfw VI из мемуаров танкистов.

По мнению ряда западных историков, основной задачей танка «Тигр» была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи:

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк «Тигр» задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или наступлении. Учёт этого факта необходим для понимания особенностей конструкции и тактики применения «Тигров».

21 июля 1943 командир 3-го танкового корпуса Герман Брайт, издал следующую инструкцию по боевому применению танка «Тигр-I»:

…С учётом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боёв, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьёзных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

5. Танк «Пантера» (PzKpfw V «Panther»)

Понимая, что «Тигр» - редкое и экзотическое оружие профессионалов, немецкие танкостроители создали более простой и дешевый танк, с намерением превратить его в массовый средний танк Вермахта.
Panzerkampfwagen V «Пантера» до сих пор служит объектом жарких споров. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров! Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров. Бронирование «Пантеры» большинством источников тоже признается достойным – толщина лба варьировалась от 60 до 80 мм, при этом углы наклона брони достигали 55°. Борт был защищен слабее – на уровне Т-34, поэтому легко поражался советскими противотанковыми средствами. Нижнюю часть борта дополнительно защищали два ряда катков с каждой стороны.

4. Танк ИС-2 (Иосиф Сталин)

ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.

Толщина бронирования ИС-2 достигала 120 мм. Одно из главных достижений советских инженеров – экономичность и небольшая металлоемкость конструкции ИС-2. При массе, сравнимой с массой «Пантеры», советский танк был куда более серьезно защищен. Но слишком плотная компоновка потребовала размещения топливных баков в отделении управления – при пробитии брони экипаж Ис-2 имел мало шансов уцелеть. Особенно рисковал механик-водитель, не имевший собственного люка.

Штурмы городов:
Вместе с САУ на его базе ИС-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин. Тактика действий в таких условиях предусматривала действия ОГвТТП штурмовыми группами из 1-2 танков в сопровождении пехотного отделения из нескольких автоматчиков, снайпера или меткого стрелка из винтовки и иногда ранцевого огнемётчика. В случае слабого сопротивления танки с посаженными на них штурмовыми группами на полном ходу прорывались вдоль улиц к скверам, площадям, паркам, где можно было занять круговую оборону.

3. Танк M4 Sherman (Шерман)

«Шерман» - вершина рациональности и прагматизма. Тем более удивительно, что США, имевшие к началу войны 50 танков, сумели создать такую сбалансированную боевую машину и наклепать к 1945 году 49 000 «Шерманов» различных модификаций. Например, в сухопутных войсках применялся «Шерман» с бензиновым двигателем, а в подразделения Морской пехоты поступала модификация М4А2, оснащенная дизелем. Американские инженеры справедливо полагали, что это значительно упростит эксплуатацию танков – соляр можно было легко найти у моряков, в отличие от высокооктанового бензина. Кстати, именно эта модификация М4А2 поступала в Советский Союз.

Чем же «Эмча» (так наши солдаты прозвали М4) так понравилась командованию Красной Армии, что на них целиком пересели элитные подразделения, например 1-й гвардейский механизированный корпус и 9-й гвардейский танковый корпус? Ответ прост: «Шерман» имел оптимальное соотношение бронирования, огневой мощи, подвижности и … надежности. Кроме того, «Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости - танкисты признавали, что в дуэльной ситуации их выстрел всегда был первым.

Боевое применение:
После высадки в Нормандии союзникам пришлось вплотную столкнуться с немецкими танковыми дивизиями, которые были брошены на оборону «Крепости Европа», и тут выяснилось, что союзники недооценили степень насыщения немецких войск тяжёлыми типами бронетехники, особенно танками «Пантера». В прямых столкновениях с немецкими тяжёлыми танками «Шерманы» имели очень мало шансов. Англичане в определённой степени могли рассчитывать на свои Sherman Firefly, чья отличная пушка произвела на немцев большое впечатление (настолько большое, что экипажи немецких танков старались в первую очередь поразить именно Firefly, а потом уже расправиться с остальными). Американцы, которые рассчитывали на своё новое орудие, быстро выяснили, что для уверенного поражения «Пантеры» в лоб мощности его бронебойных снарядов всё же недостаточно.

2. Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II», «Тигр II»

Боевой дебют Королевских Тигров состоялся 18 июля 1944 года в Нормандии, где 503-му тяжёлому танковому батальону удалось в первом же бою подбить 12 танков Шерман».
А уже 12 августа Тигр II появился на Восточном фронте: 501-й тяжелый танковый батальон пытался помешать проведению Львовско-Сандомирской наступательной операции. Плацдарм представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Примерно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада.

В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 14 Королевских Тигров 501-го тяжелого танкового батальона. Но едва новые Тигры выползли на исходные позиции, три из них были расстреляны из засады экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта Александра Оськина, в который помимо самого Оськина входили механик-водитель Стеценко, командир орудия Мерхайдаров, радист Грушин и заряжающий Халычев. Всего же танкисты бригады подбили 11 танков, а три оставшихся, брошенные экипажами, были захвачены в исправном состоянии. Один из этих танков с номером 502 до сих пор находится в Кубинке.

В настоящее время Королевские Тигры имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

1. Танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85, по существу, представляет собой большую модернизацию танка Т-34, в результате которой был устранен очень важный недостаток последнего - теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигнуто это было за счет увеличения диаметра башенного погона, а также за счет установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Как известно, наибольшее распространение в танкостроении получили две схемы компоновки с носовым и кормовым расположением трансмиссии. Причем недостатки одной схемы являются достоинствами другой.

Изъян компоновки с кормовым расположением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех, не совмещенных по длине отделений или в сокращении объема боевого отделения при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмиссионного отделений боевое с тяжелой башней смещается к носу, перегружая передние катки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и даже бокового размещения люка механика-водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия. Усложняется привод управления, связывающий водителя с трансмиссией, размещенной в корме.

Схема компоновки танка Т-34-85

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B - длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному - 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений. О том, к чему это могло привести, можно судить по результатам работы советских конструкторов при проектировании новых средних танков Т-44 и Т-54, созданных в годы войны и принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах.

Схема компоновки танка Т-54

На этих боевых машинах была применена компоновка с поперечным (а не с продольным, как у Т-34-85) размещением 12-цилиндрового дизеля В-2 (в вариантах В-44 и В-54) и объединенным значительно укороченным (на 650 мм) моторно-трансмиссионным отделением. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса (у Т-34-85 - 24,3%), почти на 250 мм увеличить диаметр башенного погона и установить на средний танк Т-54 мощную 100-мм пушку. Одновременно удалось сместить башню к корме, выделив на подбашенном листе место для люка механика-водителя. Исключение пятого члена экипажа (стрелка из курсового пулемета), удаление боеукладки с полика боевого отделения, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя обеспечили уменьшение высоты корпуса танка Т-54 (по сравнению с корпусом танка Т-34-85) примерно на 200 мм, а также сокращение забронированного объема примерно на 2 м куб. и усиление броневой защиты более чем в два раза (при увеличении массы всего лишь на 12%).

На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского «Шермана» и немецкого Pz.lV.

Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение. Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz.lV.

Дело в том, что немецкие орудия традиционно отличались лучшей внутренней баллистикой (наши столь же традиционно-внешней). Немцы добивались высокой бронепробиваемости за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов. Адекватно ответить мы могли только увеличением калибра. Хотя пушка С-53 значительно улучшила огневые возможности Т-34-85, но, как отмечал Ю.Е.Максарев: «В дальнейшем Т-34 уже не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки». Все попытки создания 85-мм пушек с начальной скоростью свыше 1000 м/с, так называемых пушек большой мощности, закончились неудачей по причине быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний. Для «дуэльного» поражения немецких танков понадобился переход к 100-мм калибру, что было осуществлено только в танке Т-54 с диаметром башенного погона 1815 мм. Но в сражениях Второй мировой войны эта боевая машина участия не принимала.

Что же касается размещения люка механика-водителя в лобовом листе корпуса, то можно было попробовать пойти по пути американцев. Вспомним, на «Шермане» люки механика-водителя и пулеметчика, первоначально также выполненные в наклонном лобовом листе корпуса, были впоследствии перенесены на подбашенный лист. Это удалось осуществить за счет уменьшения угла наклона лобового листа с 56° до 47° к вертикали. У Т-34-85 лобовой лист корпуса имел наклон 60°. Уменьшив этот угол также до 47° и компенсировав это некоторым увеличением толщины лобовой брони, можно было бы увеличить площадь подбашенного листа и разместить на нем люк водителя. Это не потребовало бы кардинальной переделки конструкции корпуса и не повлекло бы за собой существенного увеличения массы танка.

Не изменилась на Т-34-85 и подвеска. И если использование для изготовления пружин более качественной стали помогло избежать быстрого их проседания и, как следствие, уменьшения клиренса, то от значительных продольных колебаний корпуса танка в движении избавиться не удалось. Это был органический порок пружинной подвески. Расположение же обитаемых отделений в передней части танка только усугубляло негативное воздействие этих колебаний на экипаж и вооружение.

Следствием компоновочной схемы Т-34-85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Суммируя все эти моменты, можно сделать вывод, что, в отличие от того же "Шермана", возможности по модернизации корпуса и подвески Т-34-85 были использованы не полностью.

Рассматривая достоинства и недостатки Т-34-85, необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни. Значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут у Т-34-85 (как и у Т-34) все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтопригодностью! Парадоксально, но факт - и в этом «виновата» компоновка!

Существует правило: компоновать не для обеспечения удобного монтажа - демонтажа агрегатов, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторнотрансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтнопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

При наличии всех недостатков в конструкции «тридцатьчетверки» был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший эту боевую машину от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34-85 у танкистов.

Анализируя причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, можно рассматривать множество факторов, доказывая ее закономерность и неотвратимость. Однако, помимо морального превосходства, массового героизма солдат и офицеров, подвига тружеников тыла, следует обратить внимание и на такую важную составляющую общего успеха, как техническое обеспечение войск. Главной ударной силой наземных войск во время Второй мировой были танки. СССР имел на вооружении непревзойденные образцы бронетехники уже в конце тридцатых годов. Такого технологического уровня еще долго не могла добиться ни одна страна в мире.

Первые танки

Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями. Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой "Рено". Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина - не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.

Колесно-гусеничная концепция

Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.

Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.

Т-29

Первым олицетворением колесно-гусеничной концепции стал Т-29. Теоретически он вобрал в себя все самые передовые технические идеи своего времени, выйдя даже за их рамки. Калибр башенного орудия был немыслим для середины 30-х, он составлял целых 76 мм, имел несколько большие размеры, чем предшествующая модель Т-28, а при 30-мм толщине брони мог перемещаться достаточно прытко, не хуже, чем легкие танки СССР того времени. Машину подвела сложность производства и низкая надежность, она осталась опытно-экспериментальной, но роль ее преуменьшать не стоит.

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

Многобашенный СМК

Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК - самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.

Быстроходные

Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 - БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.

Плавающие

При овладении обширными территориями перед вооруженными силами любой страны возникает проблема форсирования многочисленных водных преград. Обычно она решается путем высадки десанта и удержания им плацдарма в течение времени, необходимого для наведения понтонной переправы. Идеальным случаем можно считать захват мостов, но отступающий противник, что вполне логично, стремится перед отходом их разрушить. Непосредственно перед войной наши конструкторы создали плавающие танки. СССР Второй мировой войны, согласно официальной исторической версии, не ожидал, но готовил Красную Армию к преодолению многочисленных рек и прочих водоемов. Т-38 и Т-37 строились большими сериями (уже к 1938 году их было свыше тысячи), а в 1939 году к ним добавился еще и Т-40. Для обороны они годились мало, вооружение слабовато (7,62 или 12,7 мм пулемет), поэтому на начальном этапе войны почти все машины были потеряны. К слову, германский вермахт плавающих танков не имел вообще.

Основной танк Т-34

Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов - «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.

Т-44

Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».

«Климы» - самые тяжелые танки - 1941

СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса - 47,5 тонн, скорость - 34 км/ч, калибр башенной пушки - 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение - взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.

ИС - Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств. Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...