Орфографическая разминка. Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Виды орфографических упражнений,
способствующие формированию орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка - процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.
Вот некоторые из них.

1. Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама - 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

7. Творческие работы. Много положительных эмоций вызывают у ребят задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля.

Составьте предложения, расположив данные слова в таком порядке:
а) 1, 3, 5, 4, 2; б) 4, 2, 3, 5, 1; в) 1, 4, 2, 3, 5.
1) снег
2) ногами
3) мягко
4) под
5) хрустит
- Напишите эти предложения. Изменяется ли смысл предложения при изменении порядка слов? На какой вопрос отвечает каждое предложение? Где мягко хрустит снег? Что мягко хрустит под ногами? Как снег хрустит под ногами?

8. Зрительно - слуховой диктант. Этот вид диктанта помогает избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во II классе в I полугодии я продолжаю писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений. Для II - III классов за основу беру диктанты И. Т. Федоренко, значительно их расширив.

9. Диктант с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

10. Диктант «Проверь себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта "Проверяю себя". Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта "Проверяю себя" состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

11. Самодиктанты - это вид диктанта, при котором:
- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом.
- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. Эта форма работы чрезвычайно эффективна, интересна учащимся, так как они становятся «исследователями» уже знакомого им текста. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем - самодиктовка и сравнение своей записи с исходной.

12. Взаимодиктант может проводиться после подготовки, описанной выше для самодиктанта:
- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;
- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число должно соответствовать количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

Ценность подобных диктантов состоит в том, что поиск слов с определённой орфограммой в тексте служит одновременно обогащению словаря младших школьников, зрительному запоминанию написания тех или иных слов и развитию навыка самоконтроля. Перечисленные диктанты направлены на осмысление учениками усваиваемых орфограмм, и на развитие навыка автоматического письма.

13. Конструирование состоит в образовании форм слов, в составлении словосочетаний и предложений с опорными словами, включающими ту или иную орфограмму, а также в подборе слов определённой структуры (с данным корнем, и т.д.), попутно оно может формировать орфографические умения, если задание на подбор будет связано с изучаемой орфограммой.

14. Свободный диктант как вид упражнения выполняет орфографические задачи, если входящие в него слова имеют ранее изученные орфограммы. Ученикам представляется право свободной записи диктуемого текста с требованием обязательного употребления слов с необходимыми орфограммами.

Свободный диктант представляет большие возможности для развития речи и повышения грамотности учеников, подготавливает детей к ещё более самостоятельной работе - изложению.
При проведении творческих работ можно предложить детям пользоваться такой памяткой.

Составь рассказ.
- Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
- Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
- Проверь по слогам каждое слово.
- Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

15. Рифмованные упражнения. Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.

1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши.

2. «Рифмовки - тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.

Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.

3. Рифмовки - контролёры» служат средством контроля и самоконтроля.
Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.
Чаща, чяйка, каланча
чящя, ча чя
роща, чаща и свечя
щя чящя ча
пищя, чайник, чяшки, чай -
ща чя ча чя
как напишешь? Отвечай!
Чя
Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.
Чайка, каланчя
Чя ча

4. «Рифмовки - орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
Или:
Шубка, шапка и мороз,
мальчик Коля, кот Барбос.
Анна, лестница, весна,
класс, машина, тишина.
Ну, а вы, друзья мои,
сколько правил здесь нашли?
Дети находят и выделяют нужную орфограмму.

Рифмованные упражнения на уроках чтения и русского языка выполняются преимущественно в устной форме. После чтения ученики ясно проговаривают трудные в орфографическом отношении слова. Именно орфографическое проговаривание помогло моим детям изжить такие типичные для начального обучения ошибки, как пропуск, замена, перестановка букв. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Так, при закреплении и проверке знаний я использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится доступным, работоспособность повышается.

5. «Игровой словарик» Несколько лет назад я познакомилась с технологией В.Н.Зайцева, изучила её и стала применять на уроках русского языка работу с игровыми словариками. Игровые словарики позволяют сократить время на каждое упражнение в 5 - 10 раз. Приведу в качестве примера начало страницы такого словарика по одной из орфограмм.

Проверяемые безударные гласные.
о т_лковать
е в_снушки
ё з_лёный
о б_льшой

В каждом слове пропущена и вынесена на поля контрольная буква. Возможны разные способы игры со словарём: индивидуально и в парах, в режиме соревнования групп и «соревнования с самим собой». При игре поле вынесенных букв закрыто, а слова с пропущенными буквами открыты. Ученик называет пропущенную букву, а затем проверяет правильность ответа, открывая букву на поле. Проверка 30 слов занимает всего 1-2 минуты времени, что позволяет сделать тренировку ежедневной. Если в течение недели повторять выбранную страничку 5-6 раз. То количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.
После упражнений с игровыми словариками каждый ученик выписывает в свою рабочую тетрадь те слова, в которых устойчиво сохраняются ошибки. Затем, при работе дома, он составляет небольшой рассказ, в котором содержатся выписанные слова или используются новые слова с трудной орфограммой.

6. «Фотограф». Для формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания того или иного слова, мы прибегаем к помощи грамматики. Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. Диктанты начинала писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 5 - 6 букв. Все орфограммы выделяла другим цветом, например. Зелёным. Таким образом, «фотография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных» букв и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости. Над каждым набором текстов необходимо работать 3-4 урока, т.е. до тех пор, пока не исчезнут ошибки.

16. Эвристические разминки. Они обеспечивают снятие психологического барьера перед началом умственной работы, активизируют мозг на осмысленное выполнение учебной деятельности, дисциплинируют ум и направляют мысли на продуктивное решение учебных проблем. Например,
1. «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Дети записывают составленные слова.
Го- (город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот, можно дать конец слова, а обучающиеся придумывают начало.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили, из книжки в норку утащили.
…суда, …рёза, …сква.
2. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга, и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
3. Шарада.
Узнай слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красный. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
4. Познавательные игры.
Познавательные игры обучают школьников думать, тренируют и развивают их ум.
а) Игра «Собери слово».
пус, ка, та; роз, мо; же, нер; тор, трак;
б) Игра «Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (шофёр)
33 2 13 16 12 16
(яблоко)
в) Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
берег
гореть
агроном и т.д.
г) Игра «Волшебные домики».
Играют две команды. На доске записаны в два столбика слова с пропущенными буквами:
лаг.рь т.традь
к.стёр с.рень
р.бята св.бода
Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.
5. «Орфографическая зарядка».
Занимает 5-6 минут урока.
а) Подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.
Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.
Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли эту букву проверить?
б) Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.
Груш..(мн.ч.), ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сн..пы, б..лет.
Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
в) Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух; также могут быть использованы карточки для индивидуальной работы со слабыми детьми, но уже с выделенными орфограммами.
Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.
Найдите «опасные места». Объясните их правописание.
г) Контрольно-диагностический этап:
1. Запись слов под диктовку:
Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.
2. Исправление ошибок в словах:
Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трова, кричят, гарох.
На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу, остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый ученик сам определяет набранный им балл:
- Подсчитай количество допущенных ошибок: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Поставь себе предварительную оценку.
Если допущенных ошибок много, то для систематизации и обобщения знаний по определённой орфографической теме обучающиеся составляют упражнения дома самостоятельно или подбирают материал из литературных
текстов. Дети выполняют эти домашние задания с желанием, без принуждения. В последующие дни ученик выполняет упражнение, составленное его товарищем, а своё передаёт другому ученику. Такая самостоятельная работа с элементами творчества активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вырабатывает у них навыки сознательного применения теории на практике.
Привожу материалы для «Орфографической зарядки» (2 класс).
1. Гриб, сталь, Нюра, няня, ручка, уголёк, стройка, моржи, директор, чайки.
2. Пирог, июнь, Яков, удочки, карман, житель, кусочки, стена, рычат, чищу.
3. Сноп, июль, Соня, капуста, пушинка, чудак, овощной, следы, волчата, ищу.
4. Сугроб, апрель, клюква, огоньки, завод, внучата, сестрички, мосты, хочу, дятел.
5. Дятел, крыльцо, мойся, газета, кричат, кирпичный, слоны, учусь, живой, Игорь.
6. Кость, боль, Василий Чайкин, ворона, учат, клубничный, дожди, идёт, жильцы.
7. Бульдог, Наденька, деревня, свищут, Жора, хищник, цветы, внучата, ширина, жучки.
8. Исправь ошибки!
Голупь, Настенька, горат, рыщют, валчата, пушыстый, крючьки, скучьный, идёт, граза.

17. Экспромты. Это производство оригинальных продуктов умственного труда - могут возникнуть как спонтанно, так и планироваться учителем для ситуаций, благоприятствующих тренировке и развитию ума.
Например:
1. Запишите словарные слова, которые отвечают на вопрос как? И оканчиваются на о.
2. Соединяя слова попарно, прочитайте получившуюся пословицу.
сделать можно
не завтра
что сегодня
на откладывай
3. Запишите слова, которые спрятались в слове ОДНАЖДЫ.
4. Догадайся, какие новые слова нужно записать на двух строчках. Запиши эти слова.
Россия, Русь, русский, российский, россияне.

18. «Мозговая атака». Это производство учеником удачных мыслей -способствует продвижению вперёд в процессе учебного познания. Мозговая атака используется для рационального проектирования и осуществления умственной деятельности в результате активного и интенсивно коллективного обсуждения способов, приёмов вариантов умственной работы. Обзор интересных и познавательных фактов, событий, случаев с последующим анализом и обсуждением расширяет кругозор младшего школьника.
Например:
а) Впишите правильный ответ:
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для….
б) Вставьте нужное слово.
Часть слова, стоящая перед корнем, называется……………… .
в) Подчеркните правильный ответ.
Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Да. Нет.
Имя существительное в предложении является только подлежащим.
Да. Нет.
Имя существительное является изменяемой частью речи.
Да. Нет.

19. Построение опорных схем.
Например, учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:
Весной лес оживает. е ---- оие.
Весело щебечут птицы. ео еу ы.
Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя.

20. Применение сигнальных карточек. Перед записью слов на определённое правило обучающиеся поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже пишут безошибочно.

21. Корректировка письма. На доске записываются предложения, в некоторых словах сознательно допущены ошибки. Ученики проверяют, находят эти ошибки, доказывают правильность написания.

Ребята очень любят быть в роли «учителя». Взаимоконтроль способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища. А это создает условия для формирования орфографической зоркости.
Одним из эффективных приемов является специально организованное списывание.
Вот основные действия при таком виде работы:
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, что проверить, запомнил ли.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь диктовать себе во время письма.
5. Повтори предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал. (Здесь учитель должен следить за тем, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма).
7. Проверь написанное, подчеркни орфограммы, сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

22. Игры, развивающие орфографическую зоркость.

Например: игра "Соответствия".
- Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.
- Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).

Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.

Игра "Узнай меня". Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.
Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (Дан глагол: рисуем);
в глаголе 4 слога, 3-й ударный (Дан глагол: поливает)

Или при изучении темы «Парные согласные » провожу игры «Мы - фотографы» и «Волшебная яблонька.». Дети фотографируют слова:
Ю…ка, но…, морко…ь, кру…ка, скри…ка.
Далее читаю слова:
Яблонька - волшебница,
Букву подскажи,
Ручка моя верная,
Правильно пиши.
Дети срывают с яблоньки нужную букву и вставляют её в слово.

Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.

Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.

23. Работа с тренажёрами. Достаточно прочной базой для формирования орфографической зоркости у детей, испытывающих трудности в усвоении русского языка и имеющих отклонения в развитии, является работа с тренажёрами.
Они представляют собой электронное и отпечатанное для каждого ребенка учебное пособие, содержащее 530 слов с различными орфограммами, в том числе с безударными гласными. Так как это пособие является обучающим, проверяющим и тем самым развивающим у детей самостоятельность, уверенность в собственных силах, оно позволяет ребёнку провести самоанализ и самооценку, т.е. по достоинству, объективно самому оценить свой труд, следствие чего неудачи ребенка не влияют на общественное мнение и не травмируют его.

24. Орфографические сказки. Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки. Так при изучении правописания сочетаний ча - ща, чу - щу рассказываю сказку.

Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети слоги ЧА - ЩА пишем с буквой А, ЧУ - ЩУ с буквой У.

Наблюдая за произношением и написанием слов сосна - со?сны, использую орфографическую сказку о гласных буквах а и о:

«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.
И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда стали звать его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а и о. С тех пор эти дети пишут грамотно».

А вот орфографическая сказка о сочетаниях жи, ши:

«Был жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала тучка. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли ж и ш. Испугались бедные, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет ж и ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква и. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула ж, другую - ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные ж и ш дружат только с и. Помните об этом, ребята!»

Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.

25. «Запоминалки». Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей работе применяю «Запоминалки». Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их создаёт тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Вот примеры таких запоминалок:
Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК:
речка, ночка, строчка, точка,
кочка, корочка и почка,
срочный, гречневый, мучной,
точный, встречный и речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак.
Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках. Так, например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям предлагается такая рифмовка:
Поздний, звёздный и окрестный,
здравствуй, областной и местный,
сердце, солнце и участник,
чувство, лестница и праздник…
Научись слова читать
и запомни, как писать.
Запоминалки и рифмовки не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

Ска..ки гуляют (по) свету, Бродят (на) зорьке (в)туманах.

ноч.. запр.гая (в) к..рету. Пусть Зло (на) пр..делки х..тро,

ска..ки ж..вут (на) п.лянах, Но все ж побеждает Д..бро!

М. Пляцковский

- Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

Определите части речи, время глаголов. Определите тип текста, его тему.

Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания и интонации?

Подберите синонимы к слову бродят.

IV. Чистописание

Ска...ка сказоч..ник сказоч..ный

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Объясните значение данных строк.

V. Словарный диктант «Сказочные герои»

Запишите слова-отгадки.

С букварем шагает в школу В полотняный балаган.

Деревянный мальчуган. Как зовется эта книжка?

Попадает вместо школы Как зовется сам мальчишка?

(Буратино.)

Он и весел, и не злобен

Этот милый, чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок... Винни-Пух.

Вот дева юная, в объятиях сна
Лежит она уж сотню лет.

И ждет - а принца нет, и нет и нет.

Скажите мне, друзья, кто ж она? (Спящая Красавица.)

Всех он любит неизменно, 1

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, Это Гена... крокодил.

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла...

Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная.)

Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно, Он зовется... Чиполлино.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей!

И однажды из болота.

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это добрый... Айболит.

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовется... Чебурашка.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка.)

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка.)

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка.)

VI. Работа с учебником

1. Упр. 18, с. 13. Составление плана текста согласно памятке.

Чтобы составить план текста, нужно:

1)разделить текст на законченные по смыслу части;

2)определить основную мысль каждой части;

3) озаглавить каждую часть текста.

Физкультминутка

Буратино

Буратино потянулся, Ключик, видно, не нашел.

Раз - нагнулся; Чтобы ключик нам достать,

Два - согнулся. Нужно на носочки встать!

Руки в стороны развел, В. Волина

2. Упр. 19, с. 14 (устно).

3.Работа с текстом:

Ну, начнем мы скаску так: Шея -

Жыл да был на светке рак Щыре ненайдешь,

С длинными усищями. Клешни - глянешь,

С чорными глозищями, Кинет в дрож!

Я. Колас

Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой.

Обозначьте части речи.

Подчеркните слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

4. Работа с текстом упр.20

5.Упр. 21, с. 15.

6. Упр. 22, с. 16.

VII. Самостоятельная работа

1. Прочитайте текст и его план. Разделите текст на части, чтобы каждая
раскрывала один пункт плана. В начале каждой части поставьте знак Z (красная строка).

Синичка

Стояли трескучие морозы. Каждое утро я выносил птицам свежий корм. Один разу кормушки я увидел синицу Она лежала на снегу. Я принес птичку домой и поместил в клетку. Клетку поставили у печки. Синичка открыла глаза и стала поправлять перья.. Я поставил ей в клетку чашку с коноплей и блюдце с водой. Синичка прожила у нас всю зиму. Весной я ее выпустил.

По Г. Скребицкому

План:

1) Находка у кормушки.

2) Птичка ожила.

Определите вид орфограммы, встречающейся в каждом слове, устно подберите проверочные слова:

Поразительный, рождающееся, развитой, образумить, показать, впечатляющий, бесконечно, органическое, увядающий, граница, благословение, гениальность, вольнолюбивый, живописный, заверять, измерять.

3. Пунктуационный разбор первых двух предложений из упр. 269, часть II (каждый знак учащиеся комментируют).

4. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

Что такое язык? Дайте определение.

Раскройте смысл утверждения, что у каждого языка есть своя «картина мира». Приведите примеры.

Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

Каждый из нас, я думаю, знает своё «родословное дерево». К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте, каждому хочется узнать: кто мы есть такие, откуда вышли родом. Так и языки могут быть «родственниками» друг другу. Так, русский, украинский, белорусский - «дети» древнерусского. Он в свою очередь - «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были ещё единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, спорят о том, где эта территория находилась. Её ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и назывался - общеславянский.

В VI-VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV-ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.



2. Работа по учебнику (упр. 267).

Сегодня мы с вами поработаем над упр. 267. Из упражнения вы получите общие сведения о языке.

Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. Учащиеся работают самостоятельно.

Примерный план:

План Тезисы
О принадлежности русского языка к восточнославянской группе и функции языка в мире. Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык - язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций.
Численность людей, говорящих на русском языке. В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России - 143,7 млн., в других государствах - 88,8 млн. человек.
Функционирование русского языка как государственного. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость.
О преподавании русского языка. Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран.
Формы существования русского языка. Современный национальный русский язык существует в нескольких формах - литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия - с другой.
Три периода в истории русского языка. Первый период (VI-VII-ХIV вв.) восточных славян из общеславянского единства. В ХIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период - распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период - начиная с ХVII в. начало формирования языка.
Расширение лексики русского языка. Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков.
Формирование норм русского национального языка, В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная речь, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина).
Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка науки и публицистики. Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики.
Пути пополнения русской лексики Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики

III. Итоги урока

Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? (Учащиеся приводят примеры цитат из тезисного плана и рассказа учителя.)

Домашнее задание

1. Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительный материал из других источников.

2. Выполнить задания 1, 2, 3 к упр. 267 (стр. 133).

3. Выучить три периода истории русского языка.

4. Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях».

Урок 4 (4)

Три периода в истории русского языка

Цели урока:

Научиться соотносить понятия «период развития языка» и «возникновение языка»; отработать навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Задания 2, 3 к упр. 267 выполняются на доске.

2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.

Орфографическая разминка.

Составьте словарный диктант «Орфограмма - гласная в чередующихся корнях».

Например:

Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу.

Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

II. Работа по теме урока

Фронтальный опрос.

Назовите три периода истории русского языка.

Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?

В каком веке возникает письменность?

Какие произведения, знакомые вам по урокам литературы, относятся к первому периоду в истории развития русского языка? Обоснуйте свой ответ. (ХII век: «Слово о полку Игореве» ХI век: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Повесть временных лет».)

2. Комплексный анализ текста (текст для анализа записывается под диктовку):

Вернувшись в родной город после долгой отлучки, москвич восклицает: «Москву не узнать!» Пока на глазах возникает новое, сосуществует со старым, живущим века и устраняемым, обветшалым, удивления нет: Москва как Москва. Переход в иное состояние не одномоментный взрыв, а преемственное накопление новшества в отдельных местах, даже в эпохи стремительной перестройки. Новое качество обнаруживаешь, лишь сравнив удаленные друг от друга моменты. Современный язык начался не в 1750 году, хотя ясно, что в конце 18 века он уже был, а в начале, при Петре I, его ещё не было. Живя вместе, мы не замечаем, как меняемся, но ты можешь не узнать одноклассника, когда встретишься с ним лет через десять после выпускного бала. Русские сегодня не могут читать свободно написанное даже в ХVII веке, а чтобы прочитать рукописи старше ХIV века, должны специально учиться. (В. Г. Костомаров «Жизнь языка») (130 слов).

Какова основная мысль текста? (Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.)

Пример из истории. Русский язык эпохи Московской Руси (ХIV-ХVII века) имел сложную историю. Продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились две основные диалектные зоны - северно-великорусская и южно-великорусская. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него считали характерным: аканье; ярко выраженная редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г ; окончание -ово, -ево в родительном падеже единственного числа мужского и среднего родов. В это время большие изменения происходят и в категории времени, и в склонении имён существительных. То есть, язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудноузнаваемым.

Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В ХVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм.

Почему в развитии языка выделяют три периода, а возникновение языка соотносят только с третьим периодом?

(В этом закономерность развития любого живого организма: прежде чем дерево станет деревом, оно должно пройти ступени развития от семечка до ростка, от ростка до дерева и т. д. Так, большую роль сыграла в развитии языка языковая теория и практика М. В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». А творческий гений Пушкина привёл в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причём цементирующей основой стал русский народный язык. Поэтому с Пушкина начинается современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.)

Соответствует ли записанный вами текст современным языковым нормам? (Да.)

Материал для орфографических разминок.

1. Орфограмма «Разделительный ь и ъ».

Конъюнктивит у адъютанта

Интервью с субъектом

Пьедестал у павильона

Сверхъестественный медальон

Фельетон о подъезде

Съёжиться из-за вьюги

Съязвить всерьёз

Волчья семья

Предъюбилейная пьеса

Киносъемка в павильоне

Трехэтажный объект

Объятия почтальона (дьявола)

Въедливый адъютант

Объявить о съезде

Несерьезный фельетон

Сагитировать компаньона

Сверхъестественный осьминог

Изъять объявление

Статья о шампиньонах

Инъекция для обезьяны

Изъян в пьедестале

Мышьяк в медальоне

Сэкономишь на лосьоне

Трансъевропейский экспресс

Сыновья дьяка

У серьёзного почтальона во вьюках лежали съестные припасы: съедобные шампиньоны, кубики куриного бульона и оладьи.

Компаньон адъютанта сэкономил на покупке фортепиано и приобрел необычный медальон.

Из-за сверхъестественных неудач субъект съёжился и убежал.

Адъютант чувствует, что лоб его горяч.

Когда заиграл туш, с полки упала черная тушь.

Юный адъютант, читавший фельетон о необычной обезьяне, не заметил начавшуюся за окном вьюгу.

2. Орфограмма «Ы-и после шипящих».

Пуговицы для цыплятницы

Цинга у цыгана

Циркачка с циркулем

Танцы на циновке

Ровесницы и сверстницы

Иллюминация в цирке

Лисицын и волчицын

Милиционер любил выращивать нарциссы, настурции и цикламены.

Циник сидел на циновке и молол цикорий.

Цыганки ели цибулю, чтобы не заболеть цингой.

3. Орфограмма «Чередующиеся гласные в корне слова».

Сжигать шалаш

Прикоснуться к ростку

Запереть на ключ

Полагаешься на Ростислава

Адъютант вырос

Выбираешь для сверстницы

Адъютант удирает

Блестящий пьедестал

Равнина расстилается

Полагаешься на субъекта

Прикоснуться к ровеснице

Интеллигентный Ростислав

Ростки акации

Авианосец «Ростов»

Ростки акации радовали глаз престарелого ростовщика Ростислава.

Ровесники собираются в поход и берут с собой палатки.

Посадочный материал вьющихся растений дал хорошие ростки и быстро разрастался по палисаднику.

4. Орфограмма «О-ё после шипящих».

Пчёлы на шоколаде

С зажженной свечой

Тушёнка и сгущёнка

С плюшевым медвежонком

Без чужого капюшона

Причёска жокея

Дешёвый волчонок

Возмущённый учёный

Ночёвка в чащобе

Шёпот с врачом

Нездоровится из-за тушёнки

Изжога у обжоры

Расческа шотландца

Прыжок в крыжовник

Старичок с деревянной трещоткой шел по тропинке и напевал песенку.

Юная танцовщица пила кофе со сгущенкой, ела крыжовник, а жокей нахваливал пшенку с тушенкой.

Взлохмаченный галчонок в костюме из искусственного шёлка услышал тихий шорох желтого парашюта, упавшего на стриженый газон.




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...