Особенности формулировки заданий по географии проблемное обучение. Проблемные вопросы по географии

Тема: «Проблемное обучение в преподавании географии»

Выполнил учитель географии МОУ СОШ № 41 г.Твери

Гончаров А.Ф.

Введение…………………………………………………………………….……...3

1.Что такое проблемное обучение……………………………………….….4- 5

2.Психолого–педагогические особенности проблемного обучения..….5- 6

3.Соподчинентность основных понятий проблемного обучения………6- 7

4.Значимость учебных проблем для учащихся…………………………..…. 8

5.Роль Учителя географии в проблемном обучении………………..…..……9

6.Ограничения и преимущества использования проблемного обучения………………………………………………………………………..9-10

7.Проблемное обучение в методике географии……………………….…10-11

8.Основные этапы в решении географических проблем………….……11-15

9.Примеры проблемных заданий по географии……………………………..16

Заключение……………………………………………………………………..17-18

Приложение (схемы-таблицы)…..................................................................18

Введение

В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по разработке вопросов образования для 21 века провозглашается главная цель этого образования-научить людей самостоятельно приобретать знания.

Современное общество переживает кардинальные изменения в отношении к образованию.

Люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений, поистине важнейший капитал современного общества.

В настоящее время во всем мире осуществляется переход от школы памяти, основанной на механическом запоминании получаемой информации, на отработке умения определенных действий, к школе освоения способов мышления.

Исходя из этого, главная цель педагогической деятельности – формирование и развитие личности ребенка, который должен не только иметь определенную сумму знаний, но и обладать способностью их самостоятельно добывать и пополнять, самостоятельно действовать и принимать конкретные решения, прогнозировать результат.

Внедрение развивающего обучения потребует не только адаптации ученика к новой школе, не только психологической готовности детей к новым способам, но и кардинального изменения педагогической парадигмы- отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога - таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Эффективность образовательного процесса, как уже подчеркивалось, в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных образовательных технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения.

Возникает необходимость внедрения новых образовательных технологий, в основе которых положены личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Здесь учитель является организатором учебной деятельности учащегося организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все составленные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действий.

1.Что такое проблемное обучение

Образовательные технологии можно классифицировать на три группы:

Методологические образовательные технологии.

Стратегические образовательные технологии.

Тактические образовательные технологии.

Осмысление учебного процесса должно проводиться на четырех уровнях:

Методологическом.

Теоретическом.

Методическом.

Технологическом.

К методологическим образовательным технологиям относится проблемное обучение – как метод развивающего обучения.

Проблемное обучение – это “тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением или готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности”. Для этого вида обучения характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися.

Учитель раскрывает возможные общие направления такого поиска, отмечает ложные пути, а учащиеся пытаются

Решить проблему с помощью эвристических подсказок учителя.

Процесс проблемного обучения восходит к методам системы Д.Дьюи – обучение через деление.

В 60-е годы ее вариант разработал Дж. Брунер.

В России этим занимались И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов.

Но в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблемы.

Психологами доказано. Что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.

Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения. Явно или смутно осознанно субъектом, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий - деятельности.

Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе деятельности ученик натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное.

Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение. И принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему.

Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.

Следует иметь в виду. Что не всякая проблемная ситуация становится проблемой (хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию)

2.Психолого-педогогические особенности проблемного обучения.

М.И.Махмутов проблемную ситуацию определяет как “ психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действий ”

Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.

В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема” (М.И.Махмутов)

Проблему можно рассматривать и дидактическую категории.

Дидактическая категория”Проблема возникший и поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются исходные средства, пригодные для поиска ”(И.Я.Лернер)

Проблемная ситуация – ситуация, характеризующая определение психологического состояния субъекта, возникающего в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете.

Психологи и педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таким источником является противоречие.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Они имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.

В проблемном обучении важную роль играют следующие психологические условия:

Во-первых – создание проблемных ситуаций обуславливает познавательную мотивацию по отношению к подлежащему условию материалу, что активизирует поисковую деятельность учащихся.

Во-вторых, - усвоение материала в ходе деятельности по решению проблемных задач происходит во многом как ” открытие ”, совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск.

В-третьих, сама деятельность организуется с максимальным использованием имеющихся знаний.

3.Соподчинентность основных понятий проблемного обучения.

Проблемное обучение можно осуществлять разными методами:

Объяснительно – иллюстративным, в основе которого информирование, просвещение учащихся и организация их продуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. Но в этом методе происходит доминирование обучения над учением. Происходит торможение творческих способностей школьников, блокируется активность и самостоятельность, возникает неверие в собственные силы.

Наиболее эффективным являются частично-поисковый и исследовательский методы общения. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя.

В учебно-поисковом (частично-поисковом) методе идет постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;

Поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения.

Поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке.

Соподчиненность основных понятий проблемного обучения представлены в схеме. (см. схему 1)

Из схемы видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия ” проблемная ситуация ” и “ проблема”.

Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Ориентиром для современного учебного процесса является не только формирований новых, но и перестройка имеющихся знаний.

Необходимо всеми средствами стимулировать познавательную деятельность учащихся, используя различные виды учебного диалога, опору на воображение, использование аналогий и метафор и т.д.

Более того, учителю приходится заведомо мириться с тем, что результат самостоятельных ” открытий ” учащихся могут оказаться явно неполными, концептуально “ недостроенными ”. Но преждевременное предъявление “ правильных представлений ” приводит к тому, что учащиеся оказываются не способны применять эти представления, работать с ними.

Современные психолого-педагогические исследования намечают некоторые ориентиры для того, каким образом работать с имеющимися и переходить к формированию новых представлений в ходе учебного процесса. Эти ориентиры можно представить в виде совокупности следующих психолого-дидактических требований.

Требования к содержанию.

    У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющими представлениями.

    Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представили их содержания.

    Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии учащихся.

    Новые понятия и представления должны быть плодотворными.

Требования к процессу.

    Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

    Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

    Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

    Давать учащимся возможность исследовать свои предложения в свободной и ненапряженной обстановке.

    Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений и ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Дж. Дьюи наметил опорные этапы проблемного мышления – от постановки проблемы и сбора данных до выражения гипотезы и ее проверки.

4. Значимость учебных проблем для учащихся.

    Проблема должна соответствовать потребностям и интересам группы учащихся.

    Учащиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.

    Выбранная проблема должна допускать выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.

    Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилие целого класса или большой группы учащихся.

    Учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса.

    Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся.

    При выборе проблемы необходимо учитывать наличие необходимых материалов.

    Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета.

    При выборе проблемы необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников. Учитель должен знать пробелы в знаниях своих учеников.

Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих школьников. Учителю нужно лишь использовать любую возможность, любую подходящую ситуацию.

5.Учитель и реальное проблемное обучение

Выступая в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.

В процессе подготовки учитель должен:

    Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.

    Выполнять функцию координатора и партнёра, помогать, избегая директивных приёмов.

    Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования.

    Проявлять терпимость к ошибкам учеников. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

    Организовать мероприятия для проведения полевых исследований или встреч с представителями общественности для сбора данных.

    Предоставлять возможность для регулярных ответов и обмена мнениями в ходе классных обсуждений.

    Заканчивать обсуждение в классе до появления признаков потери интереса к проблеме.

    При сокращении мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой.

6. Ограничения и преимущества использования проблемного обучения в учебном процессе

Как отмечает А. М. Матюшкин: «подбор проблемных ситуаций определяется случайными фактами, происходит только лишь эмпирическим путём и представлен, в основном, творческой интуиции учителя.

В связи с этим есть ограничения использования проблемного обучения:

-построить всю дисциплину на обучении весьма сложно, это связано с полным пересмотром целей и содержания обучения. -внедрение требует значительных затрат времени учителя на подготовку занятий, высокий уровень его профессионализма. -использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у учащихся.

Но следует отметить и преимущества проблемного обучения :

Учит мыслить научно, раскрывая этапы поиска, развивает мыслительные способности.

Эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждается творческие силы.

7. Проблемное обучение в методике географии.

Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового, или эвристического, проблемного изложения и исследовательского (о чем было сказано выше)

И. Я. Лернер считает, что в цепях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно.

Способами решения познавательных вопросов являются: (см. таблицу №3)

Нахождение причинно-следственных связей

Группировка фактов

Сравнение

Обобщение

Однако, понятие «познавательный вопрос» намного шире, чем понятие «проблемный вопрос».

Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний.

Для решения проблемы учащиеся используют следующие приёмы учебной деятельности:

Нахождение разрыва в связях

Выдвижение гипотезы

Пере формулировка требований вопроса

Применение общего положения гипотезы к отдельным примерам

Установление комплекса причинно-следственных связей

Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблему (или проблемы).

8. Основные этапы в решении проблемы:

    Осознание проблемы, вскрытие противоречия;

    Формулирование гипотезы исходя из данных условий;

    Доказательство гипотезы;

    Общий вывод;

Пример: Учащимся предлагается рассмотреть карты и установить, - почему вода в бессточном озере чад пресная (вода его чуть солоноватая)

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопрос, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что сточные озёра, как правило, пресные, отсутствие стока ведёт к засолению озера.

Схематично противоречие выглядит так:

Причина Следствие

Отсутствие поверхностного стока Наличие солёной воды в озёрах

Наличие поверхностного стока Наличие перстной воды в озёрах

Отсутствие поверхностного стока ? Наличие слабосолёной почти пресной воды

Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами.

2й этап) Разрешение противоречия происходят с помощью гипотезы. Она формулируется следующим образом - означает ответ на вопрос: Как осуществляется сток в озеро Чад?

3й этап) Доказательство гипотезы: Учащиеся вспоминают, как может осуществляться сток в озёрах, каким он может быть. Учащиеся знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный поверхностный сток в озере Чад отсутствует. Значит, может быть или временный или поверхностный, или то и другое вместе. Учащиеся сопоставляют общее положение гипотезы о том, что сток озере Чад всё же существует

1)Сток в озере чад осуществляется под землёй.

2) Сток осуществляется по временным водостокам в период дождей.

Доказательства учащихся дополняется учителем. (сообщается мнение ученых)

IV – Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. (схема – таблица №2)

Суть каждого этапа решения проблемы (таблица)

Название этапа

Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им предлагается следующая памятка:

На I этапе – следующие действия

Найти условие и требование вопроса

Определить, что дано в условии и что требуется найти

Вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении

Какие причинно-следственные связи его объясняют

Сопоставить ранее полученные знания и новую информацию

Выявить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе

На II этапе

Высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта

Сформулировать гипотезу

На III этапе

Надо поставить новый вопрос

Исходя из предложений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос

По возможности проверить свой ответ

На IV этапе

Ответить на вопросы:

    Какие новые знания вы получили?

    Что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?

Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии –(6 класс) отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Поэтому при формировании знаний у шестиклассников необходимо широко опираться на изображение изучаемых явлений и объектов на картинах, слайдах, видеофильмах, фотографиях и т.д. Использовать житейские представления учащихся, краеведческий материал экскурсий.

Большинство знаний и умений формируется на первом и втором уровнях усвоения. Вместе с тем имеются условия для создания творческих, в том числе и проблемных, ситуаций.

Осознания учащимися вопроса как познавательной задачи или проблемы способствует целенаправленному восприятию ими нового материала, его самостоятельному анализу и выводам в ходе беседы с учителем, формированию умения применять ранее полученные знания для решения новых задач. При этом соотношения воспроизводящей и творческой познавательной деятельности зависит от степени новизны изучаемого материала, от сформированности у школьников умения работать с разными источниками знаний и.т.д.

Типы научных проблем, которые могут быть базой для составления проблемных заданий:

    Изучение сфер Земли (и их частей) как компонентов географической оболочки (г.о.) (связи внутри сферы и между сферами)

    Целостность ГО и ПТК

    Расчлененность ГО на ПТК; классификация. Причины разнообразия ПТК.

    Зональность ГО и азональность.

    Виды и формы проявления связей, взаимодействие компонентов ГО и ПТК. Динамика в сферах; процессы; обмен веществ и энергии.

    Рациональное использование компонентов и ПТК, преобразование, прогнозирование изменений.

    Охрана компонентов и ПТК.

    Совершенствование методов научных исследований. (таблица №4)

Проблемы географической науки (применительно к каждому курсу географии)

При построении проблемных заданий целесообразно использовать таблицу. (По каждому курсу географии)

Задание (проблемные – проблемы).

    Составьте рассказ «История песка, обнаруженного на берегу р.Волга» (VA ) и т.д. по материалам экскурсии, использование физ.карты России и Тверской области. Идет рассказ, рассуждение, применение ранее полученных знаний и т.д.

    Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходят извержения вулканов?

Как извержение влияет на воздушную оболочку, на воды суши? (IH )

    Чем отличаются процессы, изменяющие рельеф дна океана, от внешних процессов, которые изменяют рельеф суши? (V Б)

    Используя карту полушарий, докажите, что воздушные массы с Индийского океана не могут дойти до нашей местности (Тверского края) и повлиять на погоду? (I В)

    В нашу местность пришла воздушная масса из Арктики. Какая погода при этом установилась? Как она изменилась через несколько дней? (V3 )

    Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ. (IIH)

    Для того, чтобы изменить природу любой местности (например, посадить лес или вырубить его, осушить болото, создать водохранилище и т.п.) надо хорошо изучить все компоненты ее природы. Объясните, почему. (VIN )

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. (см. таблицу)

9.Проблемные вопросы и задания. (6 класс)

Тема

В таблице показано место задания или вопроса на уроке, раскрыты характер познавательной деятельности учащихся и логика решения проблемного вопроса или проблемы (проблемной ситуации).

Заключение

Задача современного обучение (и шире образование) состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

Обучение можно считать проблемным в том случае, если изучение научного знания о географических объектах и явлениях сопровождается показом способов, которыми оно получено, систематической постановкой вопроса – как получено новое задание.

Понимание проблемного обучение предполагает перестройку, как самого содержания предмета, так и методики формирования географических умений и навыков.

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.

Реализация проблемного подхода в обучении позволяет ставить ученикам в центр учебного процесса, что можно рассматривать как один из важнейших элементов нового педагогического подхода, нового взгляда на урок и весь учебный процесс в целом.

Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучать учащихся логике решения проблем.

Схема 1

Основные понятия проблемного обучения

Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности субъекта.

Формы выражения проблемы

Схема-таблица 2.

Этапы решения проблемы

    Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2001.

    Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. – Москва-Домодедово 2000.

    Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М 2000.

    Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – Москва. «Просвещение»1991.

    Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. – Москва «Просвещение»1983.

    Конаржевская Ю.А. Анализ урока. М. -2000.

    Плахова Л.М. Как сделать хорошую школу?! (две части) Москва 2000.

    Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва «Арена» 1994.

    Лебедев В.С., Лескова Л.Н. Дифференцированный подход к обучению в процессе преподавания географии (методические рекомендации). Великий Новгород 1998.

    Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. Санкт-Петербург – Москва 2000.

11) Панчешникова Л.М. и др. Проблемные задания по географии – География в школе, 1979, №1

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

    начинает воспринимать себя по-иному; более полно принимает себя и свои чувства; становится более уверен в себе и автономен; ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело; становится более похожим на человека, которым хотел бы быть; начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т. к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.


География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

    наблюдения (в том числе и летнее), практических работ , просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков, сообщения учащихся, рефераты, участие в научно-исследовательской работе , использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках географии.

Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа – пятая) – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Не мыслям надо учить, а мыслить.

В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике школы все активнее используются методы проблемного обучения .

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.

Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры» в VII классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».

Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в VI классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в VIII классе обобщаются знания о ресурсах России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:

1. Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование других методов обучения.

Так, в ходе решения проблемной ситуации, можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые формы уроков.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»

Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач.

В настоящее время много говорят и пишут о проблемном обучении, но эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30-х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Технология проблемного обучения может быть полностью реализована только при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмету.

Что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это «такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала». Из этого определения следует 2 вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Следовательно, помимо определения понятия «проблема» необходимо определить понятие «проблемная ситуация». «Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности». На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть .

В проблемном обучении применяют основные 3 метода:

  1. Проблемное изложение.
  2. Частично -поисковый;
  3. Исследовательский.

Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.

Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне .

Характеристика методов проблемного обучения и применение их на уроках географии

Название метода Характеристика Применение
Проблемное изложение (лекция, рассказ) Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений.
Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление.
Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки .
При изучении темы «Климат Австралии» предлагаю следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах».
В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы.
«Летом в субэкваториальном поясе господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят большое количество влаги. В тропическом климатическом поясе круглый год господствуют тропические воздушные массы, которые по своим свойствам сухие. А так как большое количество тепла расходуется на испарение, то в экваториальном поясе, где летом повышенная влажность, средние температуры лета будут ниже, чем в тропическом поясе».
Частично – поисковый (эвристическая беседа). Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.
Черты:
1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы.
2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.
3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.
4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.
5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы .
Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.
* Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).
* В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год).
* В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема).
* Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.).
* Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы).
* Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточных склонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса).
Вывод: таким образом, кроме поясов атмосферного давления на распределение осадков большое влияние оказывает и рельеф местности.
Исследовательский Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом . Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии).
Примеры проблемных заданий:
* Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
* Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением, почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?

Один и тот же вопрос можно раскрыть, используя разные методы проблемного обучения. В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные знания по предмету, использую чаще всего частично – поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.

В классах, где большую часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но нельзя отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

А для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к географии как науке и сформировать позитивное отношение к данному предмету необходимо применять проблемное обучение начиная с начального курса: «География, 6 класс». Большинство школьников, пришедших из начальной школы в среднее звено, не умеют грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.

Характеристика приёмов и форм проблемного обучения и применение их на уроках географии

Большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

Так как в географии карта – это второй учебник, то, владея умениями работать с ней, можно получить много информации. Так, готовясь к изучению темы «Климат Африки», я начала планировать урок с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из их – составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации.

В процессе решения проблемных вопросов и заданий знания учащихся становятся более глубокими, осознанными, прочными.

Основными формами организации проблемного обучения являются: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Суть фронтальной формы работы состоит в том, что применяются разные формы изложения – рассказ, объяснение, беседа.

К числу перспективных направлений в совершении этой формы организации учебной деятельности относится более широкое применение проблемного изложения и эвристической беседы. Раскрытие вопроса из урока «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы:

«У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное затруднение, т. е. возникает проблемная ситуация.

Система вопросов логически связанных между собой помогает ученикам найти верный ответ, т. е. решить проблему.

– В какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года, благоприятный для роста деревьев).

– Когда происходит интенсивный рост у саксаула? (тоже в благоприятное для роста растения время).

– Какое время в пустыни благоприятно для роста деревьев? (время дождей).

– Почему у саксаула за год образуется несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает одно кольцо).

Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может быть выбор оптимального размещения предприятия (химического, металлургического, целлюлозно-бумажного) или ТЭЦ. Каждая группа может рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, градостроителя, производственника, врача.

Сложной задачей стоящей перед учителем является: научить учеников самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов и ситуаций. Поэтому только единицы учащихся овладевают данными умениями.

Так, при изучении темы «Металлургический комплекс» объясняю ребятам, что это «грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию, используя следующий текст учебника: «Важное направление развития чёрной металлургии – строительство автоматизированных мини-заводов. Они работают на металлоломе, экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания:

«Известно, что металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды. Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически чистыми. На производстве чего они специализируются?»

Анализируя работу ребят, сделала вывод, что качество выполненной работы намного ниже в классах, где преобладают «слабые» ученики. Результат мог быть выше, если бы на большинстве предметов у обучающихся формировали навык решения проблемных вопросов и ситуаций.

Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии.

Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого учителя. Изучение и применение методов проблемного обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой профессиональный уровень.

Список литературы :

  1. Лернер, Г.И. Методы обучения и их специфика / Г.И. Лернер // Первое сентября. Биология. – 2004. - № 37. – С. 22 – 27.
  2. Лернер, Г.И. Проблемное обучение на уроках биологии / Г.И. Лернер // Первое сентября. Биология. – 2004. - № 39. – С. 26 – 31.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  4. Методика обучения географии в школе /под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.

Проблемные вопросы по географии

Составитель:

учитель географии

МАОУ «СОШ № 000 с углублённым изучением

отдельных предметов» города Перми

Как изменить обучение школьников географии, чтобы оно не подавляло, а опиралось на естественное стремление познавать мир, в котором он живет? Как академическое знание сделать доступным, понятным, полезным каждому ученику? Хороший результат дает самих учеников в процесс построения знания.

Главным условием активизации деятельности учащихся на уроках является постановка перед ними познавательных задач. Эти задачи могут быть в виде проблемных вопросов и заданий, создающих на уроке проблемную ситуацию. Решение проблемных заданий приводит к развитию творческого мышления школьников.

Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое задание, которое он не может выполнить при помощи имеющихся знаний или уже известными, прежними, знакомыми способами. Для этого он должен получить новые знания или использовать новый способ действия.

Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.

Проблемные вопросы и задания в своей работе использую на всех этапах урока: перед изучением новой темы, в процессе изучения нового материала, при обобщении знаний, при закреплении нового материала. Проблемных вопросов и заданий можно составить много по разным темам. Для их составления использую разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярную литературу, статьи из текущей периодической печати.


На уроках географии использую несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры выше, чем в экваториальном. Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?» (вопрос № 19).

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения наступают в природе после рубки леса?» (вопрос № 14).

Задания, требующие понимания противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно», т. е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба (вопрос № 16).

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, объяснить черты ясной и ненастной погоды по местным признакам. Учащимся необходимо высказать свои суждения, обосновать ее научно-практическое значение (вопрос № 13).

Задания-парадоксы, например: «Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?» (вопрос № 18).

Таким образом, эффективность обучения в курсе географии может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения.

Тема урока

Тип урока

Проблемный вопрос и задание

План местности

(время выполнения


«Уже прошло несколько часов, как ученики отправились в поход. Нужно сделать остановку. Но где? Юра остановился, достал какую-то бумажку и начал ее разглядывать:

– Да, за этим холмом течет река. Если пойдем прямо, то выйдем на заболоченный берег, а если возьмем немного левее, то попадем на луг. Там к реке спускается дубовый лес, да еще и источник бьет неподалеку. Пойдем. Через полчаса сделаем привал».

Чем пользовался Юра, определяя направление движения?

Как мальчик определил, что до места привала еще полчаса ходу?

План местности

(время выполнения

«Испанские моряки, впервые побывавшие на островах Океании 7 18 веке, встретив , попросили их рассказать об окружающем их мире. Те, недолго думая, нарисовали на песке разные по величине кружки, расположенные в ряд. Так они показали расположенные рядом с ними острова».

Можно ли составить план местности на глазок?

Градусная сетка

(время выполнения

Применение знаний, умений и навыков на практике

В повести Марка Твена «Том Сойер за границей» описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на . Друзья пролетали над Африкой, и Том увидел на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не смог разобрать, что это такое.

– Ведь это наверняка одна из тех линий, которые нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и…

– Гек Финн, разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит – на земле их нет.

Объясните, почему параллели и меридианы не видно на поверхности Земли?

Сколько же таких линий на земном шаре?

Градусная сетка

(время выполнения


У Герберта Уэлса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и будущее. А в действительности, возможно ли вернуться во вчерашний день? Что вы скажете на это?

Географические координаты

(время выполнения

Урок усвоения новых знаний


Если корабль терпит бедствие, то по сигналу SОS его находят другие корабли и оказывают помощь.

Как это удается сделать – найти среди бескрайних просторов океана именно то место, где находится корабль, подавший сигнал бедствия?

Внутренние силы Земли

(время выполнения

Комбинированный

«…Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Бетонные блоки стен с визгом терлись друг о друга и вываливались наружу и внутрь квартир. Земля вспучивалась, высокие деревья падали, как подкошенные… Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной» (, 1989).

Как ты считаешь, о каком геологическом процессе говорится в тексте?

Питание и режим рек

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?

(время выполнения

Урок актуализации знаний и умений

Работая с картой, объясните, почему одна часть озера Балхаш обозначена розовым цветом, а другая – голубым?

Человек и гидросфера

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений


Используя краеведческий материал, объясните, к каким изменениям в природе может привести строительство .

Мировой океан

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

В каком море больше воды – в Черном или Балтийском?

Движение вод Мирового океана

(время выполнения

7-10 минут)

Урок актуализации знаний и умений

«В 1989 году один житель Ирландии нашел на берегу капсулу, оставленную экспедицией Уилла Стигера на Северном полюсе в мае 1986 года».

Как капсула могла проделать путь в 4,5 тысячи километров? Почему море редко бывает спокойным? В чем причина волнений?

(время выполнения

10-12 минут)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


«Расследовалось преступление, совершенное днем недалеко от моря. Один из подозреваемых настаивал на своем алиби, утверждая, что в момент преступления гулял по набережной моря и затратил много времени, пытаясь достать из воды унесенную ветром шляпу».

Почему детективы усомнились в алиби подозреваемого?

(время выполнения

Урок закрепления знаний

Объясните черты ясной и ненастной погоды по местным признакам:

На муравейнике бойкое движение. (Ясно) Птицы поют весело. (Ясно) Утром сухая трава. (Ненастная) Одуванчики закрываются. (Ненастная) Стрижи летают низко. (Ненастная)

Природные комплексы

(время выполнения

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Какие изменения наступают в природе после рубки леса? (Назовите не менее 5 следствий).

Рельеф Земли

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200 м?

Климат Земли

(время выполнения

Практикум контроля знаний и умений


Рассмотрите климатическую карту. Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?

Как изменится климат при увеличении площади мирового океана?

Природные зоны Земли

(время выполнения

Урок рефлексии


На каких материках и в связи с чем природные зоны сменяют друг друга не с севера на юг, а с запада на восток?

Рельеф Африки

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

Почему высочайшая вершина материка вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником?

Климат Африки

(время выполнения

Комбинированный

Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Объясните, почему в Ю. Америке (самом материке) находится пустыня Атакама?

Назовите причины образования пустыни на побережье Тихого океана.

Список литературы:


Андреева обучение в географии // География в школе, 1999, № 7. Кудрявцев обучение. М., 1991 Паншечникова задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение,1992 Понурова подход в обучении географии в . – М.: Просвещение, 1991 Примерные программы по учебным предметам. География. 6 - (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010 Финаров обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...