Особо охраняемая природная территория при которой запрещена. Виды оопт и их назначение

Природа, как живая, так и неживая - это огромная ценность на нашей планете. Мы находимся в прекрасных условиях для жизни. Если взглянуть на ближайшие к нам планеты, то большая разница внешнего вида Земли и остальных планет впечатляет. Огромный объем чистой пресной и соленой воды океанов, живительная атмосфера, плодородные почвы. Богатство растительного мира, которое окружает почти всю нашу планету, а также животное разнообразие удивляют: невозможно изучить за жизнь человека все виды живых существ.

Однако именно такое разнообразие и такие условия среды необходимы для гармоничного состояния всей планеты, для баланса веществ на ней.

Гармония природы

Люди своей деятельностью преобразуют природу больше, чем любой другой вид организмов. Более того, остальные организмы так слились с природной средой, что даже помогают сохранить исходный баланс на планете. Например, лев, охотящийся на антилопу, скорее всего, поймает самую слабую особь, поддержав таким образом выживаемость популяции травоядных животных. Земляной червь, проделывая в почве многочисленные отверстия, не портит плодородный поверхностный слой. Он рыхлит землю, так что воздух только лучше будет достигать корней растений.

Хозяйственная деятельность человека разумного

Человек обладает развитым мозгом. Развитие хозяйственной деятельности человека идет более быстрыми темпами, чем эволюционные процессы природы. Она не успевает приспособиться к переменам, вызванным людьми.

Много лет назад население Австралии пасло скот на маленьком материке слишком интенсивно. По этой гипотезе многочисленные пустыни континента образовались именно по причине деятельности человека.

Издревле интенсивно вырубались деревья под строительство домов. В наше время леса сокращаются так же быстро: мы все еще пользуемся древесиной в различных целях.

Население планеты огромно и, по прогнозам ученых, будет расти еще большими темпами. Если люди заселят или будут использовать в хозяйстве всю площадь планеты, то природа, конечно, не выдержит такой нагрузки.

История охраняемых природных территорий

Уже в древние времена люди сохраняли нетронутыми определенные участки территории, на которой обитали. Вера людей в богов заставляла трепетать перед священными местами. Не требовалась даже охрана таких участков, сам народ бережно относился к этим священным территориям, веря во что-то таинственное.

В эпоху феодализма на первое место по неприкосновенности вышли земли знати. Владения охранялись. На таких территориях запрещалась охота или даже под запретом было простое посещение чужих участков леса или иного биотопа.

В девятнадцатом столетии промышленная революция заставила серьезно задуматься о сохранении природных богатств для будущих поколений. В Европе создаются ООПТ. Первыми из особо охраняемых природных территорий стали памятники природы. Сохраняли древние буковые леса и некоторые достопримечательности, такие как необычные объекты геологии.

В России первые заповедные территории организовали в конце 19 века. Они еще не были государственными.

Что такое ООПТ

Это площади земли или воды, на которых частично или совсем под запретом хозяйственная деятельность людей. Как расшифровывается аббревиатура? Как "особо охраняемые природные территории".

Типы ООПТ согласно МСОП

В наше время на планете около 105 000 особо охраняемых природных территорий. Для такого количества объектов необходима классификация. Международный союз охраны природы выделил следующие виды ООПТ:

  1. Строгий природный резерват. Охрана такой территории особо строгая, под запретом находится вся хозяйственная деятельность. Посещение только по документу, разрешающему нахождение на участке. Природа данной территории наиболее целостная.
  2. Национальный парк. Подразделяется на участки со строгой охраной и участки, где проложены туристические маршруты.
  3. Памятник природы. Охраняется необычный известный природный объект.
  4. Управляемый природный резерват. Государство заботится о сохранении видов живых организмов и биотопов для их обитания. Человек внедряет деятельность по помощи в достаточно быстром размножении и поддержании потомства.
  5. Охраняемые морские и территориальные ландшафты. Сохраняются объекты рекреации.
  6. Охраняемые территории с наблюдением за потреблением ресурсов. Возможно использование природных ресурсов, если деятельность не несет серьезных изменений на участке.

Типы ООПТ согласно закону РФ

В Российской Федерации используется более простая классификация. Виды ООПТ России:

  1. Государственный природный заповедник. Держится самый строгий охранный режим. Посещение только с целью работы по сохранению экосистем или обучения на территории.
  2. Национальный парк. Подразделяется на экологические зоны по возможности пользования природными ресурсами. На отдельных участках развит экологический туризм. Есть зоны для работы персонала национального парка. Могут быть участки для отдыха населения, а также для ночлега посетителей, проходящих туристический маршрут.
  3. Природный парк. Создается для сбережения экосистем в условиях массового отдыха населения. Разрабатываются новые методы охраны природы.
  4. Государственный природный заказник. Ресурсы природы не только сохраняются, но и восстанавливаются. В заказнике ведется активная деятельность по восстановлению былого природного богатства местности. Возможен экологический туризм.
  5. Памятник природы. Значимый естественный или искусственный природный комплекс. Уникальное образование.
  6. Дендрологические парки и ботанические сады. На территориях создают коллекции видов растений с целью сохранения видового разнообразия планеты и пополнения утраченными видами участков земли.

Остров Врангеля

К Всемирному наследию ЮНЕСКО относятся 8 объектов, которые расположены на территории Российской Федерации. Один из таких ООПТ - это заповедник «Остров Врангеля».

Расположен ООПТ в Чукотском автономном округе. Это наиболее северная из всех охраняемых природных территорий России. Заповедная территория - это два острова (Врангеля и Геральд) и прилегающая акватория. Площадь ООПТ - более двух миллионов гектаров.

Заповедник был организован в 1976 году для сохранения типичного и уникального растительного и животного мира. Природа, в связи с расположением островов удаленно от материка и из-за сурового климата, сохранена в почти нетронутом виде. Приезжают на объект ученые с целью изучения местных экосистем. Благодаря созданию заповедника находятся под охраной такие редкие животные, как белый медведь, морж. Огромное количество эндемичных видов обитает на данной площади.

На островах проживает местное население. Оно имеет право использовать природные ресурсы, но в строго ограниченном объеме.

Озеро Байкал

Самое ценное озеро в мире также относится к объектам Всемирного природного наследия. Система данных ООПТ - это самый большой резервуар запаса чистой пресной воды.

Огромное число эндемичных видов удивляет ученых. Более половины обитающих на объекте животных и произрастающих здесь растений встречаются только на озере Байкал. Всего эндемиков около тысячи видов. Из них 27 видов рыб. Хорошо известны байкальский омуль и голомянка. Все нематоды, обитающие в озере, являются эндемиками. Очищает воду в Байкале рачок эпишура, который также обитает только в этом озере.

Он составляет 80% биомассы планктона животного происхождения.

В список Всемирного природного наследия Байкал внесен в 1996 году. Сам Байкальский заповедник основан еще в 1969 году.

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал» - это 8 ООПТ, находящихся непосредственно у знаменитого озера. Многие ученые уверены, что Байкал с каждым годом расширяется, увеличивая акваторию из-за дрейфа литосферных плит.

Кроноцкий заповедник

Еще одним примером ООПТ является Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник. Он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки».

Более того, данная ООПТ - это биосферный заповедник. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» выделяет почти нетронутые деятельностью человека ООПТ по всему миру. Государство обязано сохранять саморегулирующуюся природную систему, если объект располагается на его территории.

Кроноцкий заповедник - один из самых ранних в России. В 1882 году на данной территории располагался Соболиный заповедник. Кроноцкий государственный заповедник был создан в 1934 году. Кроме территории с многочисленными вулканами, горячими источниками и гейзерами, Кроноцкий заповедник включает в себя значительную площадь акватории.

В настоящее время активно развивается туризм в Кроноцком заповеднике. Не во все времена разрешалось его посещение.

Заповедник «Кедровая Падь»

Еще одним примером ООПТ России является заповедник «Кедровая Падь». Это первый заповедник Дальнего Востока. Он же один из старейших в России. Здесь обитает дальневосточный леопард - редкий подвид леопардов, снижавший численность в прошлом. Сейчас находится в Красной книге РФ, имеет статус «под угрозой исчезновения».

Сам заповедник создавался для сохранения и исследования лиановых хвойно-широколиственных лесов. Массивы не нарушены антропогенным воздействием. Здесь много видов-эндемиков.

Национальный парк "Лосиный Остров"

Один из самых первых В России. Основан в 1983 году на территории Москвы и Московской области.

Включает 5 зон: заповедную (доступ закрыт), особо охраняемую (посещение при наличии разрешения), охраны памятников истории и культуры (разрешено посещение), рекреационную (занимает больше половины площади, свободное посещение) и хозяйственную (обеспечивает работу парка).

Законодательство РФ

Федеральный закон об ООПТ (1995 г.) говорит, что ООПТ должны иметь федеральное, региональное или местное значение. Заповедники и национальные парки всегда имеют именно федеральное значение.

У любого заповедника, национального парка, природного парка и памятника природы обязательно должна иметься охранная зона. Она дополнительно защищает объект от разрушительного антропогенного влияния. Границы ООПТ, так же как и границы охранной зоны, определяет законодательство РФ.

Территорию охранной зоны может посетить любой желающий. Однако она также находится под охраной.

Земли ООПТ являются общенациональным достоянием. На объектах федерального значения запрещается строить дома, дороги, возделывать землю.

Для создания ООПТ государственная власть резервирует новые земли. Далее такие земли объявляются ООПТ. В таком случае закон запрещает впредь возделывать землю на данной территории.

ООПТ - это важная составляющая нашей планеты. Такие территории сохраняют бесценные богатства для последующих поколений. Поддерживается баланс биосферы, защищается генофонд живых организмов. Сохраняется и неживая природа таких территорий: ценные водные ресурсы, геологические образования.

Особо охраняемые природные территории имеют не только природоохранное значение, но и научное, а также эколого-просветительское. Именно на таких объектах организован наиболее познавательный туризм для ценителей природы.

Население планеты растет все более быстрыми темпами. Человечеству необходимо активнее думать о поддержании природы, более ответственно подойти к сохранению природных богатств. Об этом должен задуматься каждый человек и внести свой вклад в поддержание здоровья планеты.

«Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995: «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

Основу системы ООПТ России составляют государственные природные заповедники , национальные парки и государственные природные заказники . В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 " О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" государственное управления особо охраняемыми природными территориями осуществляет указанное министерство. Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 87 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург , Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Виды ООПТ и их назначение

  1. государственные природоохранные заповедники (в том числе биосферные)
  2. лечебно-оздоровительные местности и курорты

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма .

Национальные парки и заповедники

Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

Ссылки

  • Федеральный Закон Об особо охраняемых природных территориях»
  • Информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России»
  • «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации», сайт МПР РФ.
  • Особо охраняемые природные территории Челябинской области»
  • Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ООПТ В Ленинградской области

Сноски


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Особо охраняемые природные территории

В наибольшей степени биологическое и ландшафтное разнообразие сохраняется на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Поэтому увеличение их площадей, обеспечение установленного режима и реальной охраны является одним из приоритетных направлений в работе по сохранению природной среды. ООПТ предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральный закон регулирует отношения в области использования особо охраняемых территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Различают следующие основные категории указанных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

– национальные парки;

природные парки;

– государственные природные заказники;

– памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

– лечебно-оздоровительные местности и курорты;

– объекты всемирного наследия.

Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации

Гоударственные природные заповедники

Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы. Их основная задача состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений, обитающих на земле, имеет важное научное и практическое значение. Это тот драгоценный генетический фонд, который может оказаться крайне необходимым человечеству.

При организации сети заповедников в основу были положены научные принципы, не утратившие своего значения и в настоящее время.

Выбираемые под заповедники территории были в наименьшей степени изменены под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Природные комплексы заповедников включали редкие виды животных и растений (или редкие экосистемы).

Заповедники служили образцами ландшафтно-географических зон.

Территории заповедников были достаточны для обеспечения саморегуляции происходящих природных процессов.

В первую очередь заповедовались “эталоны” тех ландшафтов, которым угрожала опасность исчезновения.

В Российской Федерации наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки и природоохранного движения России. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 2000г в России 99 государственных природных заповедника общей площадью 33,152 млн. га, в том числе сухопутные (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик в составе Российской Федерации, 4 краев, 35 областей, одной автономной области, 7 автономных округов. В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.

Система российских государственных природных заповедников всемирно признана: 21 из них имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавующих птиц (Рамсарская конвенция), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский) имеют дипломы Совета Европы.

Национальные парки.

Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию на 2000 г. в Российской Федерации имеется 34 национальных парка общей площадью 6,787 млн. га (0,4% площади Российской Федерации). Национальные парки расположены на территории 11 республик, 2 краев, 17 областей (табл. 3). Большинство (33) национальных парков находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и один – в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").

Роль и значение российских национальных парков признаны мировым сообществом: три национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (это национальный парк "Югыд ва", на территории которого сохранился наибольший массив старовозрастных (девственных) лесов в Европе, и национальные парки "Прибайкальский" и "Забайкальский", входящие в водоохранную зону оз. Байкал). Часть территории национального парка "Мещерский" (пойма р. Ока и участок поймы р. Пра) подпадает под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).

Природные парки.

Природные парки регионального значения – относительно новая категория особо охраняемых природных территорий России. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

Государственные природные заказники и памятники природы

Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники федерального или регионального значения могут иметь различный профиль, в том числе быть:

– комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

– биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

– палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

– гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

– геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

По состоянию на 1 января 1999 г. под охраной органов лесного хозяйства находилось 2920 памятников природы и заказников. Памятники природы выделены на площади 1058 тыс. га, заказники – на площади 9691 тыс. га.

Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы биологические – 40%, гидрологические – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные – 78%.

В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов лесного хозяйства, установлен и поддерживается режим невмешательства в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и рубок ухода.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Анализ и обобщение материалов режимных наблюдений показывает, что на улучшение экологического состояния курортных территорий и лечебно-оздоровительных местностей продолжают оказывать заметное влияние такие факторы, как спад промышленного и сельскохозяйственного производства, обуславливающий тенденцию к постоянному снижению объемов сброса промышленных сточных вод и применяемых ядохимикатов и химических удобрений. Такая тенденция особенно ярко проявляется на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, расположенных в промышленных регионах центра и северо-запада Европейской территории России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах интенсивного земледелия черноземной зоны и юга России. В качестве отрицательных факторов, ухудшающих экологическую обстановку на курортах, на первое место вышли аварийное состояние многих канализационных и бальнеотехнических систем, очистных сооружений и устройств, а также несанкционированное строительство частных предприятий, захват земельных участков и сохранение мелких вредных производств, в том числе и на участках первых и вторых зон горно-санитарной охраны. Такая тенденция сохраняется и даже усиливается, прежде всего в крупных городах-курортах: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Нальчик, Сочи, Анапа, Геленджик, в Калининградской и Санкт-Петербургской курортных зонах, Садгороде Приморского края и др.

В связи с уменьшением числа обслуживаемых на курортах граждан отмечается резкое и необоснованное сокращение в целом по стране использования природных ресурсов – минеральных вод и лечебных грязей.

За последние годы техническое состояние гидроминерального и бальнеотехнического хозяйства на многих курортах и в санаторно-оздоровительных учреждениях не удовлетворяет существующим требованиям. Отсутствие средств не позволяет проводить плановые ремонты и замену изношенного и устаревшего оборудования.

Ботанические сады и дендрологические парки

В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" ботанические сады и дендрологические парки представляют собой отдельную самостоятельную категорию объектов с особым режимом охраны и функционирования. В последние годы сеть ботанических садов и дендрологических парков России продолжала расширяться, в первую очередь, за счет садов, расположенных на территориях курортных зон и оздоровительных учреждений. В настоящее время Совет ботанических садов России – ведущий координационный орган в соответствующей области – объединяет 80 ботанических садов и дендрологических парков (табл. 6) различной ведомственной принадлежности.

В числе основных направлений деятельности ботанических садов как особо охраняемых природных территорий выделяются: сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, в том числе редких и исчезающих видов, а также изучение и разработка подходов к охране и рациональному использованию растительных ресурсов.

Повсеместно в стране велико рекреационное и образовательно-просветительское значение ботанических садов и дендрологических парков. Это связано с высокой эстетической привлекательностью их территорий, богатством и разнообразием их коллекций, сложившимися традициями их деятельности как очагов экологической культуры, высоким профессиональным уровнем их сотрудников.

В настоящее время ботанические сады и дендрологические парки России испытывают определенные трудности, обусловленные, прежде всего недостаточным финансированием. Во многих ботанических садах сократились объемы научных исследований, под угрозой оказались коллекции растений и семян, ослабло взаимодействие (обмен материалом, контакты сотрудников и т.п.) между садами.

Размещаясь преимущественно в городах и пригородах, ботанические сады испытывают воздействие тех же неблагоприятных экологических факторов, что и окружающие их территории: загрязнение воздушного бассейна и водотоков, шумовое загрязнение, рекреационная перегрузка и др. Проблема при этом обостряется вследствие зачастую повышенной чувствительности коллекций растений к факторам негативных внешних воздействий в сравнении с местной растительностью.

Особенно сильно на экологическое состояние садов и парков влияют химическое и шумовое загрязнения среды, вызванные прохождением в непосредственной близости от их территорий автомагистралей, что наиболее характерно для садов, расположенных в крупных городах. Нередко специфическим фактором экологического риска для них является также обычная застройка близлежащих площадей, вызывающая подтопление территории садовых ландшафтов.

Одной из основных проблем ботанических садов и дендрологических парков является сохранение территориальной целостности. Территории садов и парков часто представляются весьма привлекательными для реализации различных проектов, таких как создание рекреационных объектов, строительство спортивных площадок, коттеджей, автостоянок, прокладка автострад и т. п.

Объекты всемирного наследия

В декабре 1998 г. на очередной 22-й сессии Комитета всемирного наследия была одобрена заявка России на включение в Список всемирного природного наследия объекта "Золотые горы Алтая" (Республика Алтай).

Таким образом, по состоянию на 1 января 1999 г. в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации включено 4 природных объекта. Объекты природного наследия представляют Урал ("Девственные леса Коми"), Сибирь ("Золотые горы Алтая", "Озеро Байкал") и Дальний Восток ("Вулканы Камчатки"); они в целом включают территории 7 заповедников, 4 национальных парков, 4 природных парков, 3 государственных природных заказников федерального значения, а также ряд иных особо охраняемых природных территорий. Суммарная площадь участков, отнесенных к всемирному природному наследию в России, – 17 млн. га, включая 3,3 млн. га акватории, в том числе озеро Байкал (8,8 млн. га), морскую акваторию Кроноцкого заповедника (135 тыс. га), Телецкое озеро (23 тыс. га).

Предыдущие материалы:
  • Основы реализации, цели водного законодательства Российской Федерации
  • Основные принципы государственного законодательства в области охраны атмосферного воздуха
  • Основные правовые принципы и положения в области охраны животного мира
Следующие материалы:
  • Защита генофонда биосферы. Красные книги животных и растений
  • Экологический туризм как часть природосберегающей стратегии
  • Динамика состояния растительного и животного мира, суши, рыбных ресурсов. Мониторинг окружающей среды

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников - к 350.

С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

национальные парки;

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование (владение) последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

осуществление экологического мониторинга;

выполнение научно-исследовательских задач;

ведение эколого-просветительской работы;

осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.

Всего в Российской Федерации к началу 2003г. официально функционировали 100 государственных природных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерации площадью 33 732 189 га, в том числе площадь морской акватории - 6 376 084 га.

Заповедники расположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5 из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10 автономных округов.

Вне системы МПР России находятся 5 заповедников, общая официально закрепленная площадь которых составляет 257 259 га, в том числе площадь морской акватории - около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:

4 заповедника (Ильменский, Уссурийский, Дальневосточный морской, "Кедровая падь"), находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурных подразделений;

заповедник "Галичья гора", находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управлении Воронежского госуниверситета;

Особый статус и назначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный в Тверской области государственный комплекс "Завидово" Минобороны России (до начала 90-х годов - государственный заповедник "Завидовский"), год образования - 1929, общая фактическая площадь - 1254 км2.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 27 российских заповедников имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 9 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 12 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции (Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение), 4 - Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский - имеют дипломы Совета Европы.

Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. (были организованы национальные парки "Сочинский" и "Лосиный остров") и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.

Всего в Российской Федерации к началу 1999 г. функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га, а к началу 2003 г. - 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории Российской Федерации).

Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков (34) находилось в непосредственном подчинении б. Федеральной службы лесного хозяйства России и один - в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить различные функциональные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников (заповедные зоны занимают в российских национальных парках до 64% их территории). Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

Основную часть территории парков (от 50 до 100% площади) занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории (в основном сельскохозяйственные угодья, в ряде случаев рыбохозяйственные водоемы, земли поселков, городов) входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами.

Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин - таежные и широколиственно-хвойные леса (темнохвойные среднетаежные леса, темнохвойные южно-таежные леса, широколиственно-темнохвойные, сосновые северо-таежные, сосновые средне- и южно-таежные, широколиственно-сосновые и сосновые сухотравные леса), широколиственные леса; степи; гор - темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса; а также болот.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;

рекреационная, предназначенная для отдыха;

охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Природные парки

Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) - сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические - сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) - сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические - сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Из 67 заказников федерального значения на конец 2000 г. 56 находилось в ведении и управлении Министерства сельского хозяйства России, 11 - Министерства природных ресурсов России.

Памятники природы

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

участки живописных местностей;

эталонные участки нетронутой природы;

участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и отроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);

геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, б. Госкомэкологии России, б. Рослесхоза.

Кроме того, в Российской Федерации в 2002 г. насчитывалось 27 памятников природы федерального значения общей площадью 14,351тыс. га (без учета геологических и некоторых иных памятников).

В 2003 г. новые памятники природы федерального значения не создавались (официально не оформлялись).

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

В России на начало 2000 г. насчитывалось 80 ботанических садов и дендрологических парков.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. ются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Русская Цивилизация



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...