Павловская Слобода. Благовещенский храм

На реке Истре в 17 километрах от знаменитой Ново-Иерусалимской обители в селе Павловская Слобода стоит целый ансамбль храмов, который можно принять за монастырь. На просторном приходском участке расположился Благовещенский храм с семью главами, шатровая колокольня, а также розовый храм Царственных мучеников, строящаяся часовня Вифлеемских младенцев и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского. Все эти постройки, кроме центрального Благовещенского храма, были возведены в недавнее время. Благовещенский приход и его церкви связан с двумя знаменитыми обителями этой части Подмосковья: Иосифо-Волоцким и Ново-Иерусалимским монастырями.

Главными датами в истории Благовещенского прихода Павловской Слободы можно назвать 1504 и 1663 годы. К 1504 году относится первое документальное упоминание села как вотчины бояр Морозовых, а в 1663 году было достроено и освящено каменное здание сохранившейся до наших дней Благовещенской церкви. Обе эти даты были важны и для религиозной жизни Московского государства. В 1504 и в 1666 годах состоялись два знаменитых церковных собора, оба закончившиеся анафемами, осуждениями и гонениями. На московском соборе 1504 года была окончательно осуждена ересь жидовствующих, которая увлекла в том числе и многих представителей духовенства и государственных чиновников. По итогам собора около десятка самых видных еретиков, среди которых был брат управляющего посольскими делами, сожгли в деревянных срубах. Ярым противником жидовствующих как на этом соборе, так и ранее был игумен Успенского Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин.

В 1666 году, всего три года спустя после освящения храма в Павловской Слободе, на новом соборе осудили и лишили патриаршества церковного реформатора и строителя Ново-Иерусалимского монастыря Никона. Правда, еретиком его не признали, вина патриарха состояла в обиде царя Алексея Михайловича и, говоря современным языком, в превышении должностных полномочий. Кстати, одним из пунктов обвинения значилось строительство новых монастырей, которым бывший патриарх давал неподобающие имена вроде «Нового Иерусалима». Павловская Слобода расположилась на пересечении двух дорог - сухопутной в сторону Иосифа-Волоцкой обители и водной по реке Истре в Новый Иерусалим. В истории прихода отразились важные религиозные события XVI и XVII веков, связанные с основателями этих монастырей.

Преподобный Иосиф Волоцкий стал особо почитаться в приходе Благовещенского храма Павловской Слободы в последнее время. В честь этого святого был сооружен небольшой надвратный храм, который первым бросается в глаза со стороны автобусной остановки. Этот новый храм построен в духе церквей XVII века, а его пестрая расцветка, видимо, была позаимствована у старинной московской церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. В облике здания сочетаются зеленый, белый, желтый и красный цвета. Кстати, надкупольный крест церкви в Хамовниках напоминает крест Благовещенской церкви в Павловской Слободе. Оба распятия украшены фигурками ангелов-серафимов, которые расселись на перекладинах, будто птицы на ветвях дерева.

С внешней стороны ворот, над которыми сооружен храм Иосифа Волоцкого, в одной из ниш установлена ростовая мозаичная икона преподобного Иосифа. На ней изображена и основанная преподобным Успенская обитель вблизи Волоколамска. На мозаике заметна высокая колокольня монастыря, которая была взорвана из военных соображений в 1941 году при отступлении советских войск. Если пройти на территорию храмового комплекса к главному старинному храму Благовещения, то на сводах его массивного крыльца увидим фрески, где вновь изображен святой Иосиф Волоцкий. На одной из фресок повествуется о знамении на месте возведения Волоколамской обители. По легенде, место для строительства монастыря указал удар молнии и неожиданная буря, повалившая деревья вокруг.

Главная Благовещенская церковь, как уже говорилось, была построена незадолго до церковного суда над патриархом Никоном. Тем не менее, осуждение не касалось его обрядовой реформы, а отрицающие новый обряд проклинались собором как раскольники. Владелец Павловской Слободы и строитель Благовещенского храма Борис Иванович Морозов не дожил несколько лет до освящения церкви в своей вотчине. Несмотря на то, что Морозов был «дядькой» и близким сподвижником царя Алексея Михайловича, церковный раскол сделал его фамилию одним из знамен противного царю старообрядчества. Вдова родного брата Бориса Ивановича Морозова Феодосия стала одной из самых известных противниц церковных нововведений. Именно она изображена на знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» в образе фанатичной сторонницы старого обряда, которую в оковах на санях увозят в место заточения.

Феодосия Морозова тесно общалась и сотрудничала с предводителем староверов опальным протопопом Аввакумом. Какое-то время непокорную знатную особу не трогали. Поводом для суда, тюрьмы и казни, возможно, стал отказ Морозовой от приглашения на царскую свадьбу. С этого времени ее вместе с родной сестрой княгиней Урусовой и рядом единомышленников подвергали допросам, арестам, пыткам, а также уговорам принять церковные реформы и помириться с царем. В конце концов, несговорчивую боярыню увезли в заточение в Пафнутьев Боровский монастырь, где она и скончалась от голода в земляной тюрьме вместе с сестрой. Место гибели старообрядческой мученицы впоследствии широко почиталось населением Боровска и его окрестностей, значительная часть которого принадлежала к различным староверческим толкам.

Немало староверов проживало и в Павловской Слободе. В конце XIX века здесь снимал дачу знаменитый композитор Александр Порфирьевич Бородин. Он поселился в так называемом «кладбищенском» конце села, где как раз и проживали раскольники-беспоповцы. На берегах реки Истры они странным образом оказались в соседстве с Ново-Иерусалимской обителью ненавистного им патриарха Никона. В своих письмах из Павловской Слободы Бородин описал быт и нравы этих людей, живших замкнуто и отстраненно от других жителей села. Местное раскольничье согласие имело своим духовным центром московскую общину так называемых «федосеевцев», чья молельня и сейчас находится вблизи бывшего старообрядческого кладбища в Москве у Преображенской площади. Композитор Бородин, естественно, заинтересовался песенной традицией Павловских староверов. Считается, что услышанные в селе молитвенные напевы Александр Порфирьевич использовал в своей Третьей симфонии. К сожалению, это произведение Бородина не было записано и не сохранилось.

Интересно, что в Пафнутьевом Боровском монастыре сошлись судьбы родственницы строителя Благовещенской церкви Павловской Слободы боярыни Морозовой и почитаемого здесь преподобного Иосифа Волоцкого. На протяжении 18 лет Иосиф жил в Боровской обители, являясь учеником святого Пафнутия. Иосиф даже возглавлял монастырь некоторое время после смерти учителя. Разногласия с подчиненными монахами вынудили Иосифа оставить ставший родным монастырь и обосноваться в Волоколамской земле, откуда были родом его родители.

Еще один храм комплекса в Павловской Слободе посвящен Царственным мученикам - семье последнего российского императора Николая II . Икону царской семьи можно увидеть над входом в эту церковь. Видимо, семь колоколов разных размеров в примыкающей к церкви звоннице символизируют каждого члена расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге семьи. На сегодняшний момент на территории прихода строится еще и водосвятная часовня с купальней, которую предполагается освятить, как указано на стенде, в честь «14 000 убиенных Иродом Вифлеемских младенцев». Согласно евангельскому рассказу иудейский царь Ирод, услышав от пришедших восточных мудрецов о звезде, которая указывала на рождение в Вифлееме великого царя, сильно испугался. Он велел убить там всех младенцев, рассчитав примерный возраст возможного, как он думал, претендента на его власть. Эти убитые младенцы стали почитаться в церкви как невольные мученики за Христа. Судя по эскизу на стенде, храм будет построен в духе древних соборов Владимирского зодчества. В частности, если проект не изменится, внешние стены часовни украсят каменные барельефы.

Всего в трех километрах от комплекса храмов в Павловской Слободе стоит церковь благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро. Этот новый храм хорошо виден с трассы «Новая Рига». Интересен он, прежде всего, тем, что с 2009 года в нем хранится древняя Торопецкая икона Божией Матери. Чудотворный образ до революции был главной святыней города Торопец Тверской области, а в советское время переместился в запасники Русского музея в Ленинграде. Оттуда девять лет назад ее «вызволил» местный предприниматель, поместив в построенный на его средства храм Александра Невского в Истринском районе.

Благовещенская церковь сооружена Андреем Моисеевым со товарищи в 1661-1662 гг. на боярском дворе Б.И. Морозова. В 1830 году внутри реконструирована. Колокольня в 1879-1881 гг. была заменена новой, поставленной против западного входа. создана по проекту В.О. Гудзины, эта колокольня утрачена.



«Над обрывом, на высоком берегу Истры, живописно петляющей среди полей и поросших лесом холмов, вознесся белокаменный храм. рядом с ним раскинулось большое село - Павловская Слобода. Доподлинно известно, что люди здесь селились уже с XI века, а может быть и раньше. Однако впервые упоминается Павловская Слобода в грамоте Великого князя Всея Руси Ивана III в 1504 году как родовая вотчина бояр Морозовых. Борис Иванович Морозов, ближайший сподвижник и друг государя Алексея Михайловича, был рачительным хозяином и свою любимую вотчину, объединявшую вокруг Слободы еще 16 сел, превратил в великолепное хозяйство. Борис Иванович свято чтил устои православной жизни. Оттого и задумал воздвигнуть величественный каменный храм.

Началось строительство в 1650 году (завершено в 1662 г.). Храм вышел на славу. Огромный, на высоком подклете, с семью главами, с трапезной и двумя приделами во имя св. пророка Илии и свт. Николая Чудотворца. К храму примыкала шатровая колокольня, завершавшая дивный ансамбль. Многое повидал храм за 350 лет своей жизни. В нем неоднократно бывал царь Алексей Михайлович, присутствовал на богослужениях, трапезничал, отдыхал в колокольне. Посещали храм царь Федор, царевна Софья, молодой царь Петр.

В XIX веке храм повергся большим перестройкам. Была разобрана первоначальная колокольня, возведена новая, у западной стороны храма (в 1879-1881 гг.) в настоящее время восстановлена первоначальная шатровая колокольня середины 17 века с юга от храма). Устроены два придела: Казанской иконы Матери Божией и св. апостола Андрея Первозванного.

В 1933 году храм был закрыт и разорен. В 1941 г. взорвали колокольню. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. В начале 1990-х гг. обрел храм вторую жизнь… 7 июля 1992 г., в праздник рождества Иоанна Предтечи, здесь была совершена первая Божественная Литургия. [p]Сейчас в храме по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ведутся серьезные реставрационно-строительные работы. Заново возведена 36-метровая колокольня (копия утраченной колокольни 17 в.). Строится парадное крыльцо… В подклете сооружается крестильный храм с баптистерием (для крещения с полным погружением). Храм встречает свое 350-летие возрожденным из руин, сияя прежним великолепием».

Из буклета, продающегося в Благовещенской церкви Павловской слободы



Храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится в селе Павловская Слобода, Истринского района. Строительство храма было начато в 1650 и закончено в 1662 году. Село Павловская Слобода принадлежало в то время Борису Ивановичу Морозову — ближайшему сподвижнику и другу государя Алексея Михайловича. Боярин Морозов решил воздвигнуть в своей родовой вотчине храм во имя Благовещения Пресвятой Бородицы не случайно. Несколькими годами раньше патриах Никон основал «российскую Палестину» — Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором планировалась постройка храма Благовещения Пресвятой Богородицы, олицетворял собой Назарет.

Строительство ныне существующего каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы продолжалось более 10 лет. Здание храма по праву считается одним из сложнейших архитектурных сооружений не только прошедшей, но и нынешней эпохи — пятиглавый, огромный, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, с трапезной и двумя приделами (во имя пророка Илии и Николая Чудотворца), с величественной шатровой колокольней. Первоначально четверики храма и приделов покрывались по кокошникам, что значительно обогащало живописный силуэт храма. Здание храма с трех сторон окружено сводчатыми двухъярусными галереями на аркадах. За свое великолепие храм называют в народе "царским". Основным элементом украшения фасадов служат разнообразные по форме и величине наличники окон.

В XIX веке храм был немного перестроен — за счет галерей, во втором ярусе которых были заложены открытые арки, в стенах трапезной пробиты многочисленные проемы, растесаны окна апсид и четверика храма. На высоком подклете, с трапезной и двумя приделами, совершенный в пропорциях, красиво украшенный закомарами, аркатурными поясками, массивный храм кажется легким, пронизанным воздухом и светом, словно парящим в воздухе. Опоясывает церковь галерея-гульбище. Фасады украшают разнообразные наличники, стены венчают пояса декоративных кококошников под карнизом.

В 1933 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы был закрыт. Двое суток с подворья вывозилась церковная утварь. Колокольня храма была взорвана, в помещениях храма было устроено женское общежитие и артель по пошиву дерматиновых сумок.

В 1992 году храм был возвращен православной общине, в нем начались реставрационные работы. Была заново отстроена 36-метровая колокольня с 11 колоколами. Внутри храма сооружён крестильный храм с бабтистерием (для крещения с полным погружением). Начато строительство нового комплекса, в центре которого — храм Царственных Страстотерпцев, трапезная, дом для священнослужителей, библиотека. При храме открыта и действует воскресная школа.

http://www.tutnedaleko.ru/target/



Село Павловское, на реке Истре, с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы в 1593 г. находилось Звенигородского уезда Городского стана в вотчине Морозова. По писцовым книгам 1624-25 гг. значится: «за Борисом Ивановичем Морозовым, по государеве жалованной грамоте 1616 году, деда и отца его старинная вотчина село Павловское на реке Истре, а в селе церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение вотчинников; а церковных дворов: во дворе поп Микифор, во дворе дьячок Павлик, во дворе просвирница Овдотьица, во дворе пономарь Федотко; пашни паханые церковные земли 10 четвертей в поле, сена 5 копен; в селе двор вотчинников, 4 двора людских, 3 двора псарских, 9 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских, а людей во всех дворах 31 человек».

В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. под Звенигородскою десятиною написано: «церковь Благовещения Святой Богородицы в вотчине стольника Бориса Ивановича Морозова, в селе Павловском; дани 5 алтын, полторы деньги, наместничих алтын, заезда 2 деньги, в корм и в Московской проезд гривна и 30 января 1628 года те деньги взято». За следующие 1639-1678 гг. платилось «дани 13 алтын, 3 деньги, заезда гривна».

Боярин Борис Иванович Морозов, поселив в селе Павловском 77 человек крестьян белорусцев, 14 мая 1657 г. бил челом великому государю: «вотчина у него в Московском и Звенигородском уездах села Павловское, Иславское и Котельниково с деревнями и в те вотчины он призвал белорусцев крестьян и ссуду им дал, и государь пожаловал бы его велеть тех его крестьян с женами и детьми переписать в рожей и в приметы, и в лета и написать за ним в книги».

По смерти боярина Морозова и его жены Анны Ильиничны село Павловское с принадлежавшими деревнями было причислено к дворцовому ведомству, и 19 октября 1667 г., по государеву указу, была составлена опись дворам, заводам и всякому строению, находившимся в селе Павловском, в том числе и Благовещенской церкви.

По переписным книгам 1678 г. из города Дмитрова Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима на Благовещенскую церковь в селе Павловском положено вновь дани 2 рубля, 13 алтын, 3 деньги, заезда гривна. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа писалось под Звенигородскою десятиною с 1679 по 1700 гг.: «Благовещенская церковь в дворцовом селе Павловском, дани 2 руб. 13 алт., 3 деньги», а с 1712-40 гг. «дани 2 руб., 26 алт., 5 денег».

Село Павловское, по именному Высочайшему указу от 7 сентября 1730 г., пожаловано Павлу Ягушинскому, а после его смерти и его жены Анны Гавриловны пожаловано 9 марта и 12 мая 1754 г. их сыну графу Сергею Павловичу Ягушинскому. Благовещенская церковь с приделами Илии пророка и Николая чудотворца находилась в числе ружных церквей и священнослужители оной церкви, по окладной ружной книге, составленной в 1699 г., получали ругу в год. Под этой статьею отмечено: «давать ругу сполна, буде земель и иных доходов и приходских дворов нет».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.



В 1633 году долгожданному наследнику престола - царевичу Алексею - исполнилось четыре года. К нему воспитателем был определён Борис Иванович Морозов, которому тогда принадлежала Павловская Слобода. Известно, что Борис Морозов взялся за исполнение своих обязанностей с такой ответственностью и любовью, что будущий царь стал относиться к нему как ко второму отцу. В 1650 году Борис Иванович в своей вотчине, селе Павловская Слобода, на месте деревянной Благовещенской церкви начал возводить величественный каменный храм. Замысел был столь грандиозным, а строительство таким долгим, что его завершала уже вдова - Анна Ильинична Морозова. Представление о том, как выглядели старый и новый храмы, дают чертежи из архивов Тайного приказа.

Деревянная церковь была одноглавая, с ярусами закомар, характерных для русского зодчества конца ХV-ХVI веков. Новая же каменная церковь почти без изменений дошла до наших дней: её возвели пятиглавой, с дополнительными главками над приделами Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Позже к трапезной части были добавлены приделы Казанской Иконы Божией Матери и Святого Апостола Андрея Первозванного. Для удобства церковь соединялась с жилыми палатами Морозовых деревянной галереей. Боярин Морозов решил построить домовой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы не случайно. За несколько лет до этого Патриарх Никон основал неподалёку "российскую Палестину" - Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором возвели Благовещенский храм, играл роль "русского Назарета".

Будучи в царской семье почти родственником, боярин Борис Морозов не раз радушно принимал в своём имении царственных особ и поэтому новый каменный храм решил строить в соответствии с высоким положением посещавших его гостей. Не раз приезжал в Павловскую Слободу царь Алексей Михайлович, бывали здесь и его дети - государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич. Царский венец, украшающий крест центрального барабана храма, свидетельствует об этих событиях. Мощь каменных стен, лаконичность и соразмерность архитектурных форм, светотеневая пластика фасадов, внушительный объём комплекса в целом выводят Благовещенский храм за рамки провинциального приходского сельского храма. В монументальности и простоте... храма угадываются определённые черты сходства с древними московскими соборами, а в художсественном образе колокольни - мотивы кремлёвских башен. По желанию царя Алексея Михайловича к написанию икон были привлечены придворные изографы Иван Владимиров и Филипп Павлов. В центральном иконостасе в золочёных окладах с драгоценными камнями размещались храмовая икона Благовещения и икона Архангела Гавриила, венец на иконе Благовещения был украшен жемчугом. Колокола поручили отлить "государеву мастеру" Алексею Григорьеву. Большой колокол весил около 370 килограммов, малый - 47.

По воспоминаниям современников, в обычной приходской церкви ХVII века не нашлось бы и сотой части того благолепия, которое имелось в храме Благовещения Богородицы в Павловской Слободе. Прямых наследников у Бориса Морозова не осталось, и после его смерти в 1661 году всё имущество перешло к брату - Глебу Ивановичу Морозову. Через год скончался и Глеб, и владельцем огромного состояния обоих братьев, включая Павловскую Слободу, стал маленький сын Глеба - Иван. Бразды правления наследством перешли к его матери Феодосии Прокофьевне, вошедшей в историю как боярыня Морозова. Пойдя против воли царя и отказавшись признать реформу Патриарха Никона, она скончалась в 1675 году в заточении (сын умер ещё раньше). Село Павловская Слобода осталось без хозяев, и его приписали к Дворцовому приказу. Царь Алексей Михайлович долго держал Слободу в статусе подмосковного охотничьего угодья для соколиной охоты. В 1730 году село, в котором тогда числилось 115 душ, высочайшим указом было пожаловано генерал-аншефу и генерал-прокурору Правительствующего Сената Павлу Ивановичу Ягужинскому, самой яркой фигуре среди владельцев села Павловского в ХVIII веке. После смерти Павла Ивановича в 1736 году Павловская Слобода отходит к его второй жене, статс-даме Анне Гавриловне Головкиной. В 1743 году, после нескольких лет вдовства, она выходит замуж за известного дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. И в том же году её обвинили в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны и сослали позже в Якутск, где она и скончалась в 1751 году. Все имения Ягужинских были конфискованы. В 1754 году новым владельцем села становится Сергей Павлович Ягужинский, сын влиятельного вельможи. В конце 1750-х - начале 1760-х годов в селе Павловском, как и во всех имениях Московской губернии, было проведено генеральное межевание и составлен план "земельной дачи". В записях о Павловском значатся 98 дворов, в которых проживали 316 мужчин и 318 женщин.

О самом владении сказано следующее: "Село на правой стороне реки Истры и при пруде. Церковь каменная Благовещения Пресвятой Богородицы. Господский дом деревянный, при нем сад регулярный, с плодовыми деревьями, две фабрики деревянные, одна суконная, а другая каразейная и конский завод, в нем лошади: английской и датской породы, церковная земля - первая на правой стороне реки Истры, а другая на суходоле". В 1801 году приход и ризница Благовещенского храма пополнились новой утварью. Со смертью Сергея Павловича в 1806 году род Ягужинских прервался, и село было отписано в Комиссариатское ведомство Военного министерства. В начале ХIХ века владельцем этих мест становится знатный вельможа, дипломат и коллекционер, сенатор, министр государственных имуществ князь Николай Борисович Юсупов, владелец подмосковной усадьбы Архангельское. Во второй половине ХIХ века многие старинные храмы допетровской эпохи подверглись значительным перестройкам для привлечения их архитектуры в соответствие с современными вкусами и модой. Перестройка не обошла стороной и Благовещенскую церковь. В 1830 году Благовещенский храм понёс первые значительные утраты, исказившие его первоначальный архитектурный облик. По инициативе директора Павловской казённой суконной фабрики Андрея Селивановича Зыбелина была расширена трапезная за счёт присоединения к ней галерей. Маленькие оконца апсиды и четверика были растёсаны, а большие оконные проёмы гульбища частично заложены.

В честь своего небесного покровителя Зыбелин устроил в храме ещё один придел - Святого Андрея Первозванного. Такая перестройка уничтожила все деревянные перспективные порталы храма. Самой большой утратой стала колокольня ХVII века, "упразднённая за ветхостью". В 1875 году причт Благовещенской церкви писал митрополиту Иннокентию: "Колокольня при нашей церкви, неизвестно, когда и кем построенная, по своей ветхости подала значительные трещины; кирпич в некоторых местах её стен распадается; по освидетельствованию архитектора... Грудзина, она оказалась неспособною к дальнейшему существованию в настоящем её виде. При... разбросанности приходских деревень ощущается надобность в более высокой колокольне, с которой был бы яснее слышен звон. При возбужденном усердии прихожан нашли удобным, с разрушением ветхой колокольни, из ее материала с прибавлением нового, построить новую с западной стороны церковного здания, где она займет более видное место и станет ближе к селу". Прошение было удовлетворено, и колокольню разобрали. В 1879-1881 годах по проекту всё того же В. О. Грудзина к западной стене храма пристроена новая колокольня. Архитектор попытался сохранить облик её предшественницы. Но насильственное соединение двух разных по времени и архитектурному стилю объектов в один, привело к разрушению первоначального художественного образа храма. К тому же новая колокольня подавляла своими размерами здание храма, что вносило явную дисгармонию в храмовый комплекс. Впоследствии имено высота сыграла роковую роль в судьбе колокольни.

В 1941 году, когда немцы стояли на подступах к Москве, её пришлось взорвать, чтобы она не служила заметным ориентиром для фашистких лётчиков. К тому времени и храм Благовещения Богородицы уже восемь лет как был закрыт по решению Павловского сельсовета. Все церковные ценности был реквизированы, с колокольни сброшены колокола, уничтожены древнее внутреннее убранство и иконостас, утрачены иконы известных мастеров. Первое время в храме размещалось общежитие, а после окончания Великой Отественной войны здесь более чем на 60 лет получила прописку артель "Славкожизделие", выпускавшая сумки. В таком виде, с разрушающимися от времени и непогоды закопчёнными стенами, и встретил Благовещенский храм начало 1990-х годов.

Дата 7 июля 1992 года, день Рождества Иоанна Предтечи, стала началом новейшей истории храма Благовещения - в этот день здесь прошла первая после закрытия храма в 1933 году Божественная литургия. С приходом настоятеля протоиерея Владислава Провоторова развернулись комплексные реставрационно-строительные работы под руководством архитекторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) В. Я Кузнецова и А. В. Субботина, выполнивших ещё в конце 1970-х годов эскизный проект реставрации храма. Строители под руководством реставраторов восстановили пятиглавие главного четверика. Были выкованы и позолочены по старым рисункам кресты в стиле ХVII века. Переложены растесанные в ХIХ веке оконные проёмы, после кропотливой работы восстановлены декор наличников и аркада гульбищ. На первоначальном месте была восстановлена 36-метровая пятиярусная колокольня, спроектированная архитекторами по её изображению на старинном рисунке конца ХVIII века. После завершения первого этапа реставрационных работ Благовещенского храма, в 2000 году были проведены проектные работы и начато строительство административно-хозяйственного комплекса крайне необходимого для многосторонней деятельности возрождающегося прихода.

Учитывая огромную культурную ценность храма-памятника федерального значения, его уникальность, проектирование новых построек было проведено в стиле храмовой и дворцовой архитектуры допетровского времени с использованием аналогов сохранившихся храмов, палат и других сооружений великих русских городов Ярославля и Костромы, а строительство осуществлялось с максимально возможным для современных мастеров приближением к строительным приёмам и использованием соответствующих материалов. Архитектурный комплекс административно-хозяйственного комплекса, построенный по благословению правящего архиерея, управляющего Московской епархией митрополита Ювеналия - это сооружение со сложной планировкой в нескольких уровнях, включающее в себя различные по назначению, объёму, высоте и внешнему облику здания: храм Святых Царственных Страстотерпцев, трапезная, келейный корпус с библиотекой и часовней Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятельский корпус с административными помещениями. С южной стороны к ансамблю примыкает надвратный храм преподобного Иосифа Волоцкого, являющийся одновременно и южным входом на территорию прихода. Вся храмовая территория была обнесена высокой оградой с тремя вратами и коваными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в ХVII веке, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, находясь на возвышенности, после возведения близких по архитектуре построек, продолжает играть роль доминанты села Павловская Слобода.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №301, 2018 г.

Впервые деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловском упоминается в 1593 году. Большая каменная церковь в вотчине боярина Б.И.Морозова, воспитателя и сподвижника царя Алексея Михайловича, построена около 1661 глда. Государь не раз гостил в этом имении. После кончины Морозова и его супруги, село было приписано к Дворцовому ведомству. В 1667 году в Покровском значится каменная Благовещенская церковь с приделами во имя святителя Николая и пророка Илии. Позднее, в трапезной, устроили приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святого апостола Андрея Первозванного. Церковь соединялась переходом с палатами боярина Морозова. В 1682 году, во время стрелецкого бунта, два дня в селе укрывались царевна Софья и молодые государи Иван и Петр.


Вид с дороги на архитектурный ансамбль церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе.

В 1830 году по инициативе директора Павловской казенной суконной фабрики А.С.Забелина была расширена трапезная за счет присоединения к ней галерей, заложены старые и пробиты новые проемы. Перестройка уничтожила все древние порталы храма и приделов. В 1879 году «за ветхостью» разобрана прежняя шатровая колокольня и в том же году заложена и к 1881 году завершена новая четырехъярусная колокольня, примыкавшая уже к западному фасаду трапезной. Церковная метрика 1887 года указывает, что иконостас в храме устроен в четыре яруса («резьба на золотом поле»), пол чугунный, на стенах местами роспись, возобновленная в 1876 году.


На территории прихода Благовещенского храма, у южных ворот выстроен надвратный храм, посвященный преподобному Иосифу Волоцкому. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 1440-1515) вошел в историю как ревностный поборник Православия и защитник церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями, один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего вселенского благочестия. Не менее известна его хозяйственная деятельность, имевшая целью укрепление церковного авторитета и влияния в общественных делах, расширение материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия.


Еще один вид на архитектурный ансамбль церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе.


Главные ворота.


Архитектурный ансамбль административно-хозяйственного комплекса. В него входит домовая церковь святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев расположен на территории прихода, к западу от храма Благовещения. Его строительство велось по старинным технологиям с применением крупноразмкпного кирпмча и известкового раствора, а основная толщина стен 90 см., как это было принято в прошлом.



В начале 1930-х годов храм закрыли; церковное имущество расхитили и уничтожили. Колокольню разобрали. В 1992 году церковь возвратили верующим. Первая Литургия состоялась в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1993 году.


А вот и сама церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе.


В 1995 году в храме начались реставрационные работы под руководством архитекторов В.Я.Кузнецова и А.В.Субботина. Полностью восстановлен первоначальный облик и наружное убранство храма, планировка интерьеров. Пятиярусный иконостас выполнен в стиле XVII в. Построена шатровая колокольня и оснащена звонницей из 12 колоколов, главный весом 2000 кг. В подклете устроен крестильный храм во имя Крестителя Господня Иоанна. Устроено парадное крыльцо с двумя сходами в традициях XVII в. С западной стороны от храма строится приходской дом с домовой церковью во имя Царственных страстотерпцев.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы - православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в Павловской Слободе; памятник культурного наследия федерального значения.

История

Земли, на которых стоит храм, к моменту постройки первой церкви принадлежали дворянскому роду Морозовых. Данных о постройке деревянной церкви в селе Павловское практически не сохранилось; есть лишь некоторые чертежи, где архитектура церкви типична для воздвигнутых в конце XV - начале XVI вв. Первое сохранившееся письменное упоминание о церкви на высоком правом берегу Истры датируется 1593 годом. В середине XVII века Борис Иванович Морозов, наставник царя Алексея Михайловича, был одним из самых влиятельных людей в государстве. Он решил построить вместо деревянного пышный каменный храм, куда было бы прилично приглашать царя. Семиглавая церковь была заложена около 1650 года. Борис Морозов, умерший в 1661 году, не дожил до открытия храма; строительство завершилось в 1662 году под присмотром вдовы Анны Ильиничны (сестры Марии Милославской). С юго-востока (там же, где и сейчас), к храму примыкала колокольня. В церкви бывал царь Алексей.

Вскоре бездетная Анна Ильинична умерла, и село отошло к государству; в следующие века храм только терял свои значение и богатства. В 1830 году церковь была перестроена. В частности, были разобраны порталы и заложены гульбища. К 1880 году высота колокольни считалась недостаточной для того времени, а её ветхость также послужила причиной для её сноса. Вместо неё к западной стене храма была построена массивная колокольня, подавлявшая архитектуру самого храма. При советской власти в 1933 году храм был закрыт и разорён. В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, советские войска взорвали колокольню, которая из-за своей высоты могла служить немцам ориентиром. В 1992 году богослужения были возобновлены. Была вновь отстроена первоначальная [источник не указан 790 дней ] колокольня.

Приписные храмы

К Благовещенской церкви приписаны 7 храмов и часовен: в разы больше, чем у любого другого храма Истринского благочиния.

  • Храм Царственных Мучеников
  • Надвратный храм Иосифа Волоцкого
  • Часовня Мефодия и Кирилла
  • Храм Воскресения Словущего
  • Казанский храм в дер. Ивановская
  • Казанская надкладезная часовня: находится над источником у реки Истры рядом с деревней Лешково и посвящена Казанской иконе Божией Матери; ежегодно 21 июля в часовне совершается водосвятный молебен.
  • Владимирская надкладезная часовня: находится над источником в деревне Обушково и посвящена Владимирской иконе Божией Матери; ежегодно 8 сентября в часовне совершается водосвятный молебен.

Святыни

Утверждается, что в храме хранятся частицы следующих религиозных деятелей:

  • Николай Чудотворец
  • Мария Магдалина
  • Димитрий Солунский
  • Апостол Пётр
  • Апостол Павел
  • Апостол Варфоломей
  • Георгий Победоносец
  • Антоний Великий
  • Гервасий и Протасий
  • Иосиф Волоцкий
  • патриарх Тихон
  • Варвара Илиопольская
  • Алексий Московский
  • Савва Сторожевский
  • Сергий Радонежский
  • Антипа Пергамский
  • Харлампий
  • Христина Тирская
  • Екатерина Александрийская
  • Фёкла Иконийская
  • Дионисий Ареопагит
  • Феодор Тирон
  • Флор и Лавр
  • Женевьева Парижская
  • Елизавета Фёдоровна
  • Варвара (Яковлева)
  • апостол Матфей
  • Андрей Боголюбский
  • Александр Невский
  • Иоанн (епископ Суздальский)
  • Феофан Затворник
  • Иннокентий (Борисов)
  • Филарет (Дроздов)
  • Митрофан Воронежский
  • Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Серафим Саровский
  • Георгий Хозевит
  • Амвросий Аптинский
  • Кукша Одесский
  • Иона Одесский
  • Виталий
  • киево-Печёрские старцы
  • неизвестные святые с горы Искушений
  • один из Севастийских мучеников


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...