Перевыборы губернатора. Прямая речь

Одним из главных следствий Бесланской трагедии, 12-летие которой вспоминали в эти дни, стала отмена в России прямых губернаторских выборов. 13 сентября 2004 года президент Путин выступил с заявлением о том, что «высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства».

Прозвучавшая мотивировка - о том, что это делается «в целях последовательного развития федерализма» выглядела откровенным издевательством над здравым смыслом. Фактически это означало ровно обратное - полную ликвидацию федеративных отношений в России, их подмену тотальной «вертикалью власти».

Большинство граждан, еще сохранявших федералистское мышление, выступили тогда против этой инициативы. Действительно, увидеть логическую связь между борьбой с терроризмом и необходимостью отмены губернаторских выборов было весьма затруднительно. Если бы Джордж Буш после терактов 11 сентября 2001 года вдруг вздумал «отменить» выборы губернаторов в США - он, скорее всего, сам бы лишился президентского поста. Потому что настоящая федерация не потерпела бы такого произвола.

Однако в России федерацию изначально строили по имперской модели. В отличие от тех же США, где штаты договаривались о федеративных отношениях между собой, в России субъектами были «центр» и «регионы». Это и создало предпосылки для последующей централизации власти, когда само слово «федерация» осталось лишь номинальным.

Назначаемость губернаторов привела к радикальному отчуждению региональной власти от интересов местных жителей.

Если в 1990-е годы тот или иной губернатор не мог не учитывать мнения избирателей, зная, что в случае их игнорирования его на следующих выборах «прокатят», то после 2004-го у глав регионов остался единственный избиратель - заседающий в Кремле. И эффективность региональной политики стала оцениваться исходя из исполнения его директив, а не запросов местного населения.

Например, Сергей Катанандов был избран главой Республики Карелия в 1998 году и отработал в этой должности два четырехлетних срока - 1998-2002 и 2002-2006. Однако в 2006 году он был переназначен на третий срок, хотя его рейтинг уже стремился к нулю - по причине ряда экономических ошибок, повлекших за собой падение уровня жизни в республике. Однако с момента назначения его интересовали уже только указания по «вертикали», а не требования граждан. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других регионах - принятый в 1990-е годы принцип «двух сроков» с введением назначаемости губернаторов был фактически отменен.

Впоследствии губернаторами Карелии назначались чиновники, которые вообще не имели биографического отношения к республике. Это петербуржцы Андрей Нелидов (2010-2012) и Александр Худилайнен (с 2012). На местном сленге их прозвали «варягами», каждый из которых привозил команду своих земляков и рассаживал ее на руководящие должности. И вновь - это не только карельский, а общероссийский феномен. Например, тюменец Евгений Куйвашев сегодня возглавляет Свердловскую область, и наоборот, свердловчанин Виктор Басаргин руководит Пермским краем.

Все три вышеупомянутые губернатора (Худилайнен, Куйвашев, Басаргин) были назначены на свои посты в мае 2012 года, когда президент Путин вступил в свой третий срок. Хотя еще в декабре 2011-го тогдашний президент Медведев пообещал вернуть губернаторские выборы. Этот закон вступил в силу с 1 июня 2012 года, но назначенные Путиным губернаторы фактически его обошли и с тех пор ни разу не выходили на выборы.

Практика назначения, а не избрания глав регионов продолжается и поныне.

Так, в июле текущего года врио губернатора Калининградской области Владимир Путин назначил своего бывшего охранника Евгения Зиничева. Но на сентябрьские выборы он не выходит - так что назначение вновь можно расценивать как «бессрочное». Эта ситуация делает саму губернаторскую легитимность величиной довольно неопределенной.

Некоторые аналитики полагают, что пойти на возвращение губернаторских выборов власть заставили массовые «белоленточные» протесты 2011-2012 гг. Но как бы то ни было, эти «возвращенные» выборы уже принципиально отличались от тех, которые проходили во всех субъектах федерации в период 1996-2004 гг., в сторону сужения возможностей для потенциальных кандидатов. Так, согласно закону 2012 года, кандидат в губернаторы мог быть выдвинут только политическими партиями (опцию самовыдвижения тогда оставила лишь Ярославская областная дума), а также должен пройти «муниципальный фильтр», собрав до 10% подписей городских и районных депутатов своего региона.

Поскольку практически во всех местных законодательных собраниях РФ доминирует партия «Единая Россия», разумеется, это обеспечивало ей преимущества при выдвижении кандидатов в губернаторы. Кроме того, этот закон указывал: «Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации». Учитывая весомость президентского мнения в России, эти «консультации» воспринимаются как рекомендации и, фактически, лишь иной формат все того же назначения губернаторов.

С момента «возвращения» губернаторских выборов не успело пройти и года, как в апреле 2013-го Владимир Путин внес в этот закон поправку о том, что региональные законодательные собрания могут заменить у себя общенародные выборы главы региона голосованием в местном парламенте по представлению президента. То есть - буквально вернуться к той же самой назначаемости. Эту поправку поддержали кавказские республики - Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия.

В единый день голосования 18 сентября 2016 года по этой модели будут избраны (или, точнее, назначены) главы Северной Осетии Вячеслав Битаров и Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. В настоящее время они оба являются назначенными президентом РФ временно исполняющими обязанности главы своих регионов и вероятность победы каких-то других кандидатов крайне маловероятна.

Кстати, именно эту модель - где глава региона избирается не на всеобщих выборах, но голосованием местного законодательного собрания - утвердили у себя «воссоединенные с Россией» Крым и Севастополь.

При этом, что интересно, Чечня сохранила всеобщую избираемость своего главы. Неслучайно президент Путин назвал ее «примером федерализма». Правда, прогнозируя итог выборов в этой республике 18 сентября, имеет смысл дискутировать лишь о том, 90 с какими единицами процентов наберет Рамзан Кадыров?

Кроме Чечни, всеобщие губернаторские выборы в текущем году состоятся еще в шести субъектах РФ - республиках Коми и Тыва, в Тверской, Тульской, Ульяновской областях и Забайкальском крае. Хотя предполагаемый рекорд Кадырова там вряд ли кто-то побьет, но и ожидать каких-то сюрпризов также не приходится.

Все основные кандидаты в этих регионах, как один, в настоящее время являются исполняющими обязанности губернатора, состоят в партии «Единая Россия» и активно используют ее административный и пропагандистский ресурс.

Например, в Республике Коми главным претендентом на губернаторский пост является Сергей Гапликов. Это типичный «варяг», который в 2004-2010 гг. был председателем совета министров Чувашии, а в 2011-2014 гг. возглавлял госкорпорацию «Олимпстрой», возводившую олимпийские объекты в Сочи. Исполнять обязанности главы Коми его назначили в сентябре 2015 года, после ареста прежнего губернатора Вячеслава Гайзера. Это было довольно громкое дело , после которого местные политические элиты, видимо, надолго утратили политические амбиции.

В Тульской области, где выдвигается бывший адъютант Путина генерал Андрей Дюмин, также практически ни у кого нет сомнений в его победе. Близость к президенту заведомо превосходит в глазах региональных элит и избирателей его «неместное» происхождение (Дюмин биографически никак не связан с Тулой - он родом из Курска, учился в Воронеже, а затем служил в Москве).

«Варягом» является также кандидат в губернаторы Тверской области Игорь Руденя, бывший федеральный агропромышленный чиновник. По каким причинам москвича поставили руководить тверичами - известно только Кремлю . Но и серьезных оппонентов у него там нет - в этой области с губернаторских выборов снят даже кандидат от КПРФ Вадим Соловьев, успевший прославиться борьбой с покемонами .

Так, кандидат в губернаторы Забайкальского края Наталья Жданова является местной уроженкой. И это обстоятельство, вероятно, сыграет в ее пользу, учитывая то, что предыдущий губернатор, «варяг» Константин Ильковский в феврале текущего года был смещен со своей должности за ошибки в социальной политике - долги по зарплатам и провал программы переселения жителей из аварийного жилья.

Местным уроженцем является также кандидат на должность главы Республики Тыва Шолбан Кара-оол, руководящий регионом еще с 2007 года. Но в этой республике, где титульная нация составляет 82%, победа какого-либо «варяга» была бы в принципе невозможной.

Глава Ульяновской области Сергей Морозов впервые был избран на свой пост в 2004 году - еще при свободных губернаторских выборах. Но затем переназначен на следующие два срока президентами Путиным и Медведевым. Его очередное выдвижение свидетельствует о том, что этому бывшему милиционеру удалось создать в своей области соответствующую «стабильность», при которой все оппозиционные кандидаты (даже от «Яблока» и более левых, чем КПРФ, «Коммунистов России») свободно регистрируются, но их шансы не рассматриваются всерьез.

Несмотря на то, что социологи фиксируют падение рейтинга правящей партии, она все равно существенно превосходит КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию», кандидаты от которых также участвуют в губернаторских выборах. А вот от «Парнаса» или «Яблока», которые могли бы набрать очки за счет резкой оппозиционной риторики, в этом году в губернаторы удалось выдвинуться лишь «яблочнику» Олегу Горячеву, сыну бывшего губернатора Ульяновской области еще 1990-х годов. Но он, по сообщениям местных СМИ, «известен своим лояльным отношением к действующей власти». Видимо, не столь лояльные кандидаты от этих партий в других регионах не прошли «муниципальный фильтр» или избиркомы обнаружили у них какие-то другие нарушения…

Критики свободных, «нефильтрованных» губернаторских выборов указывают, что в 1990-е годы они часто приводили лишь к появлению «региональных баронов», превращавших субъекты РФ в собственные «вотчины», с откровенным доминированием своих административных и бизнес-группировок. Однако преодолевать складывание этих непрозрачных структур следовало не ликвидацией федерализма, но напротив - его полноценным развитием.

Например, региональные парламенты в постсоветской России, способные ограничить власть губернаторов, никогда не играли особо значимой роли. В этом отражается персоналистская российская традиция, когда только «первое лицо» наделяется высшими полномочиями, а роль регионального гражданского общества минимальна. Региональные политические партии, свободно существующие в европейских странах, в России запрещены - принято считать, что они стремятся к какому-то «сепаратизму». Хотя, например, региональные партии стран ЕС вовсе не разваливают его, но напротив, и сотрудничают между собой в Европарламенте.

Но в России этот федералистский опыт считают опасным. Поэтому региональные парламенты у нас (а в этом году состоятся выборы в 39 из них) как были, так и останутся лишь уменьшенными клонами Госдумы

Единый день голосования

До 2004 года выборы в России проводились стихийно: в разное время по всей стране. Практически каждые выходные проходило голосование местного или регионального уровня, что значительно затрудняло работу избирательных комитетов.

В октябре 2012 года президент РФ Владимир Путин установил единым днем выборов второе воскресенье сентября. Исключение - проведение федеральных выборов в этот год.

В этом случае единым днем голосования объявляется день выборов главы государства или депутатов. Время выбрано не случайно: избранные в этот период чиновники должны успеть включиться процесс формирования бюджета и определить его на грядущий год. Первые выборы по новому закону прошли 8 сентября 2013 года.

Где и когда пройдут выборы губернаторов в 2017 году

В этом году выборы пройдут сразу в 16 регионах России. У десяти губернаторов истекает срок полномочий, а в республиках Удмуртия и Марий Эл, в Кировской, Томской, Новгородской и Калининградской областях выборы пройдут досрочно. В трех областях из этой шестерки предыдущие губернаторы арестованы и обвинены в уголовных преступлениях. Из всех претендентов, идущих на прямые выборы, 11 – «новички», получившие должности менее года назад.

Всенародное голосование состоится в Белгородской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ярославской областях, а также в республиках Бурятия, Карелия, Мордовия, Марий Эл, в Пермском крае и в городе федерального значения Севастополе.

Адыгея - единственный регион, где выборы будут «непрямыми». Ранее президент РФ Владимир Путин предложил трех кандидатов на должность руководителя республики. Губернатора определит парламент.

Как проголосовать в единый день голосования

В России право голоса на политических выборах имеют все граждане, достигшие 18-ти лет. Запрещено голосовать россиянам, которых суд признал недееспособными, а также осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Отдать голос за кандидата россияне смогут на специально оборудованных избирательных участках . Граждане уже сегодня могут узнать адрес своего избирательного участка или найти себя в списке избирателей при помощи онлайн-системы поиска на официальном сайте Центризбиркома.

Выборы губернатора в Севастополе

10 сентября 2017 года - значимый день для жителей Севастополя. В городе пройдут первые прямые выборы губернатора. Ранее горожане не могли влиять на выбор городского главы - его назначали из Киева.

В Севастополе примерно 306 тысяч избирателей. Для них организуют 180 избирательных участков. По официальным данным, в Севастополе живут около 20 тысяч инвалидов, из них 9 тысяч имеют первую и вторую группы инвалидности. Они смогут проголосовать, не покидая свои дома.

Примерно 300 волонтеров помогут тем, кому понадобится помощь на избирательных участках: инвалидам, слабовидящим, тем, кто не может сам разобраться в процедуре голосования.

Как в России стать кандидатом в губернаторы на прямых выборах

Кандидатов на пост губернатора могут выдвигать политические партии. Они могут быть, как членами партии, так и не состоять в них. Самовыдвиженец также может предложить свою кандидатуру.

Побороться за губернаторское кресло имеет право гражданин РФ старше 30 лет. Одно из условий - отсутствие не погашенной или не снятой судимости.

Кроме того, потенциальный кандидат обязан получить согласие на свое выдвижение от муниципальных депутатов в субъекте страны, где он намерен работать. Ему нужна поддержка от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований.

Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий субъекты РФ правом выбирать губернатора не прямым голосованием населения региона, а местным парламентом. Закон подписан В. Путиным 2 апреля и опубликован на портале правовой информации.

Согласно новой модели выборов, каждая из представленных в региональном парламенте партий может предложить главе государства не более трех претендентов на пост губернатора, причем партийность кандидатов значения не имеет. До момента внесения предложения партии обязаны провести консультации по данному вопросу с непарламентскими партиями, которые имеют свои отделения в регионе.

Президент выбирает из представленных кандидатур три и вносит их на рассмотрение законодательного собрания региона, которое голосует по этим кандидатурам. Набравший самый высокий процент голосов получает пост.

Выдвигаемые партиями кандидаты в губернаторы к моменту внесения их кандидатур президенту РФ должны будут закрыть свои счета за рубежом и избавиться от иностранных активов. Они также обязаны представить сведения имущественного характера, о годовых расходах, о каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход кандидата и его супруги(супруга) за три последних перед сделкой года, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Эти требования, помимо супруга, распространяются на несовершеннолетних детей кандидата.

Выборы губернаторов прямым голосованием жителей субъекта федерации были упразднены в 2005 году. На смену выборам пришла система назначения глав регионов — партия, получившая большинство в местном парламенте, предлагала президенту список кандидатур, из которых тот выбирал одну, которая затем утверждалась парламентом.

В конце2011 г., президент Дмитрий Медведев предложил вернуть прямые выборы губернаторов. Владимир Путин, занимавший тогда пост главы правительства, заявил о возможном введении« президентского фильтра», с помощью которого глава государства будет формировать список кандидатов на выборах главы региона.

В конце апреля прошлого года Госдума приняла законопроект о возвращении выборов губернаторов. Первые открытые выборы состоялись в единый день голосования 14 октября прошлого года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. Всюду со значительным отрывом победу одержали действующие губернаторы.

В середине декабря прошлого года стало известно о внесении на рассмотрение Госдумы законопроекта, разрешающего выбирать глав регионов по результатам голосования в парламенте.

Авторами проекта закона являются единороссы Михаил Старшинов, Алексей Журавлев, вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Игорь Лебедев, руководитель так называемой« независимой депутатской группы», неофициально выделившейся из состава фракции« Справедливая Россия» Леонид Левин — в общей сложности 10 парламентариев.

Авторы документа подчеркивали, что не рассматривают свою инициативу как отказ от прямых выборов. «Принципиальная новация законопроекта в том, что регионы смогут сами определять порядок выборов губернаторов, исходя из своей специфики. А какая схема в итоге окажется наиболее востребованной, покажет время», — объяснял журналистам в декабре Старшинов.

6 июня коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» выпустил первый аналитический обзор о ходе губернаторских кампаний в России. Исследование содержит информацию о коллективном портрете врио губернаторов, трендах, политических стратегиях глав регионов, которые в сентябре примут участие в выборах. По словам авторов, обзоры будут выходить ежемесячно.

Евгений Минченко

Перестановки в губернаторском корпусе начались в июле 2016 года, когда президент Владимир Путин назначил четырех новых исполняющих обязанности губернаторов. В феврале 2017 года перестановки среди руководителей регионов продолжились. Глава Российского государства назначил еще пять врио. В апреле, после вмешательства силовых структур, сменилось руководство в двух регионах.

«Ветераны» и назначенцы

В сентябре 2017 года в Белгородской, Томской, Кировской, Саратовской, Ярославской, Свердловской, Рязанской, Новгородской, Калининградской областях, а также в республиках Мордовия, Карелия, Марий Эл, Удмуртия, Бурятия, Севастополь и в Пермском крае пройдут выборы глав регионов. В докладе отмечается, что из 16 губернаторов, идущих на прямые выборы, 11 - «новички», которые были назначены на свои должности менее года назад. В кадровых перестановках федеральный центр сделал ставку на варягов и «возвращенцев» - людей, которые возвращаются в регион после многолетней работы в Москве. Всего же по итогам 11 назначений новых врио сразу девять человек оказались «чистыми» варягами, двое вернулись в свой регион после продолжительной работы в Москве.

1. «Ветераны» . Группа состоит из руководителей, которые полностью просидели свой первый срок не как избранные главы регионов, а как назначенцы, то есть по разным причинам не смогли или не захотели добиться досрочного избрания. К этой группе относят губернатора Саратовской области Валерия Радаева, губернатора Томской области Сергея Жвачкиныма, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, губернатора Белгородской области Евгения Савченко и главу Мордовии Владимира Волкова.

2. Назначенцы 2016 года . Представители этой группы пришли в период кадровой «пересменки» в Администрации президента. Их поддержали различные группы с силовым бэкграундом (В. Золотов, С. Чемезов, Н. Патрушев). У них складывается наиболее сложная имиджевая ситуация, так как эффект «медового месяца» почти полностью исчерпан.

3. Назначенцы 2017 года . «Молодые технократы», прошедшие новую систему тестирования, предложенную командой Сергея Кириенко. По мнению авторов доклада, бльшая часть из них имеет историческую аффилированность с теми или иными элитными группами. Представлены группы Володина (Бречалов), Собянина (Решетников). Ротенбергов и Тимченко (Цыденов), Белоусова (Никитин) А. Парфенчиков близок к команде Д. Медведева, А. Евстифеев помимо аффилированности с медведевской командой, имеет историю отношений с Сергеем Кириенко.

Тренды губернаторских выборов

Исследователи «Минченко консалтинг» обращают внимание на три ключевых тренда предстоящих выборов в регионах.

Во-первых, это продолжение снижения политической значимости позиции главы региона. Все более обнажается техническая роль главы субъекта. По мнению аналитиков, ощутимо девальвировали статус губернатора замены и аресты уже прошедших процедуру всенародного избрания глав регион.

Во-вторых, повышение внимания федеральных элит к региональным выборам накануне президентской кампании. В сентябре ожидается своеобразный замер эффективности управленческого потенциала команд членов «Политбюро 2.0» . Смогут ли ставленники ключевых групп влияния внутри российской политики показать в регионах хороший результат и, что важнее, предложить работающие механизмы увеличения явки?

В-третьих, уверенность команд врио в «легкой прогулке» на выборах в тепличных для региональных властей условиях «крымского консенсуса», напрасно ставших привычными.

Риски для губернаторов

В обзоре отмечаются риски, которые могут «сломать наметившийся в большинстве регионов инерционный сценарий выборов». Среди них:

  • жесткая привязка региональных кампаний 2017 года к сценарию президентской кампании 2018 года. Затягивание формирования сценария федеральной кампании может оставить региональные кампании без содержания;
  • непросчитываемые и неожиданные события, т.н. «черные лебеди», на которые региональным политикам придется самостоятельно реагировать без возможности оперативно получить директивы из федерального центра;
  • занижение риска локальных и региональных социально-политических протестов. Преувеличение размера символического капитала власти;
  • выдвижение сильных оппонентов, ориентированных на победу или серьезный подрыв легитимности врио;
  • распространение «Брекзит-эффекта». Глобальная антиэлитная волна, которая докатилась до России, вполне может вмешаться в ход голосования даже в провинции.

В докладе подчеркивается, что перед президентской кампанией 2018 года важно не расходовать стратегический запас авторитета власти на свои электоральные нужды, а увеличивать его для президентской кампании. Хотя инерционный сценарий не оставляет сомнений, что в большинстве регионов победы будут достигнуты именно за счет накопленных системой запасов легитимности.

Резюме

Авторы исследования выделили аспекты, которые станут ключевыми в развертывании сценариев губернаторских кампаний станут пять аспектов: использование муниципального фильтра для формирования пула кандидатов, резервы социального капитала врио губернаторов, в виде связей внутри правящей элиты, кадровые стратегии врио губернаторов, коалиционные стратегии врио губернаторов-новичков, коалиционные стратегии оппозиции.

Отмечается, что конкурентные кампании с большой долей вероятности пройдут в 4 регионах (Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Севастополь, Кировская область). Остальные региональные кампании пройдут в условиях низкой конкуренции.

По мнению экспертов, для врио выборы все еще являются необязательной и дополнительной нагрузкой. Это непривычная для них деятельность, что отражается на ходе кампаний. Кампания стартует с некоторым опозданием и большой осторожностью в выборе средств ее ведения.

Стратегии кандидатов на пост губернаторов от партии власти напрямую зависят от сроков нахождения на посту. С точки зрения будущих отношений с федеральным центром, в наиболее уязвимом положении находятся ветераны, просидевшие свой первый срок без досрочных выборов. А с точки зрения предстоящих выборов, большей уязвимости подвержены назначенцы 2016 года, у которых постепенно исчерпывается эффект «медового месяца».

Авторы доклада полагают, что врио и их предвыборные кампании могут стать как донорами, так и реципиентами «общего счета» легитимности системы. Реципиенты так или иначе в итоге получат статус претендентов на выбывание. Региональные лидеры-доноры смогут не просто стать востребованными в контексте будущей президентской кампании, но и заметно усилить свои персональные кадровые позиции и позиции поддерживающей их группы внутри путинского Политбюро 2.0.

В статье приведены цитаты из а налитического обзора о ходе губернаторских кампаний в России , который ИА предоставил президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 года в России состоится единый день голосования - законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести - депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов.

В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

История введения института выборов глав субъектов

Впервые прямые выборы глав субъектов - Москвы, Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) и Татарстана - состоялись 12 июня 1991 года. Они прошли одновременно с первыми президентскими выборами в России.

22 августа 1991 года после провала попытки государственного переворота, организованной ГКЧП с целью не допустить подписания Союзного договора и распада СССР, президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР". Согласно документу, в областях, краях, автономных областях и округах вместо советов народных депутатов был учрежден новый институт - региональные администрации. Их главы назначались и отрешались от должности президентом России. Эта норма не распространялась на республики, где высшее должностное лицо избиралось в ходе прямых выборов или депутатами местных парламентов.

24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон "О выборах главы администрации" и назначил проведение выборов руководителей ряда российских регионов на 8 декабря того же года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов ввел мораторий на эти выборы до декабря 1992 года и закрепил за президентом право на назначение руководителей регионов. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением. В итоге в апреле 1993 года были проведены первые в истории РФ прямые выборы глав регионов: в Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях и Красноярском крае.

17 сентября 1995 года президент РФ подписал указ, согласно которому во всех субъектах Федерации их руководителей должны были избирать граждане в рамках прямого, равного и тайного голосования. Предполагалось, что данная норма будет применяться начиная с 1996 года. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Орловской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года.

Однако после выхода указа к президенту поступили обращения из ряда российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. 1 июля 1997 года последним российским губернатором, утвержденным главой государства, стал руководитель Кемеровской области Аман Тулеев.

6 октября 1999 года был принят федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", который отменил право президента назначать руководителей регионов и установил единые правила проведения всенародных выборов. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики.

Отмена прямых выборов

В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в Беслане. Глава государства заявил о необходимости "совместного участия Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России". С этой целью институт прямых выборов предлагалось отменить и ввести процедуру утверждения губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ.

11 декабря 2004 года Путин подписал поправки в закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации, которыми ввел новый порядок избрания губернаторов: руководителя региона по представлению президента РФ утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности "в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом".

В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право также получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только политические партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.

Последние прямые выборы губернатора прошли в январе-феврале 2005 года (в два тура) в Ненецком автономном округе.

Возврат прямых выборов

22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил "перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов". 2 мая 2012 года глава государства подписал соответствующие изменения в законы. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня 2012 года. Согласно им, высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами данного региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост руководителя региона выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено местным законодательством.

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.

Избрание глав субъектов местным парламентом

Прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ в настоящее время применяется в 75 регионах. В остальных десяти субъектах главы регионов избираются местными парламентами: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Главы республик и регионов избираются местным законодательным органом из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ. В свою очередь предложения по кандидатам главе государства направляют партии, представленные в региональном парламенте и Госдуме (не более трех от каждой партии).

В автономных округах, согласно федеральному законодательству, руководители избираются по согласованию с губернаторами области, в состав которой входят эти округа (для избрания глав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов необходимо согласование с руководством Тюменской области, для Ненецкого - с Архангельской). Каждая представленная в парламенте округа партия вправе предложить губернатору соответствующей области (Тюменской или Архангельской) не более трех кандидатур на пост руководителя региона. Губернатор отбирает не менее пяти кандидатов из предложенных и вносит их на рассмотрение президента. Глава государства в свою очередь представляет в законодательный орган автономного округа трех претендентов для избрания.

Выборы руководителей регионов депутатами местных законодательных органов также проводятся в сентябре, в единый день голосования. Если же выборы главы и местного парламента проходят в один год, то избрание руководителя субъекта проводится новым созывом законодательного органа в течение 45 дней со дня его формирования.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...