Почему нельзя долго плакать по умершему человеку. Почему нельзя плакать по умершему человеку

Странные обычаи, которые не приносят никакой пользы
Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть,- человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая- трагедия. С другой стороны, она- освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.
Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены ниже.

Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном - тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.
Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением,- проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— класть в гроб деньги, вещи и продукты;
— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;
— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
— лить водку в могильный холм;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в выше учения Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души самого православного христианина и совершеннно не помогают душам усопших.

Невероятные факты

Можно ли оплакивать умерших родственников или категорически нельзя этого делать?

Пожалуй, этот вопрос волнует каждого, кто хотя бы раз в жизни терял своего близкого и родного человека.


Можно ли оплакивать умершего

Мнения на этот счет кардинально расходятся. Одни утверждают, что это нормально плакать об усопшем. Другие же говорят: этого делать нельзя! Ведь нашим близким, там, где они находятся, от этого только больнее.

Итак, главный вопрос заключается в следующем: чувствуют ли они с небес то, что мы по ним плачем?

Неужели им грустно видеть то, что близкие их оплакивают? Нередко мы слышим совет не плакать по умершим близким, иначе мы причиним им вред и беспокойства.

Правда ли это?

Это вопросы, которые чаще всего задают экстрасенсам те, кто потерял своих родных и близких.

Ответить на все эти животрепещущие вопросы взялась Фара Гибсон (Fara Gibson), медиум и экстрасенс, которая утверждает, что общается с миром духов, поэтому способна пролить свет на некоторые вещи.

Что делать после смерти близкого

Итак, вот что говорит на этот счёт Фара Гибсон:

Постараюсь честно ответить на эти вопросы. Итак, начнем с темы можно ли оплакивать умерших близких.

Слезы, которые вы выплакиваете по любимому человеку, отправившемуся на Небеса, особенные. Они отличаются от тех, которые мы проливаем в других ситуациях.

Эти слезы не наполнены болью, которую вы передаете своему любимому человеку, находящемуся на небесах. В ваших слезах нет ненависти, гнева, вины, разочарования или любых других негативных эмоций, которые могли причинить боль или вред душам ваших близких.

Ваши слезы –это исключительно слезы любви. Ваша любовь к ним является движущей силой этих слез.


Но, возможно, вы сердитесь на них за то, что они вас покинули или же испытываете чувство вины, связанную с их уходом? И такое возможно... Подобные эмоции нередко испытывал каждый, кто потерял близкого. Однако, в любом случае за ними стоит любовь.

Гнев, разочарование, обида, чувство вины –все эти отрицательные эмоции создает ум человека. Это мысли, чувства и эмоции, которые мы преодолеваем на пути скорби. Но ваши слезы не вытекают из чувства гнева, разочарования или злости.

Ваши слезы это не что иное, как жизнь, которую вы разделили со своими близкими. Ваши слезы олицетворяют моменты, которые вы жаждете разделить с любимыми людьми в физическом мире. Ваши слезы означают моменты, когда вы скучаете по ним здесь, в физическом мире. Ваши слезы представляют собой безусловную, непоколебимую и чистую Любовь, которую вы испытываете по отношению к своим ушедшим близким.

Умер близкий человек

Видят ли ваши ушедшие близкие с небес, что вы плачете? Видят ли они ваши слезы? Ответ на этот вопрос - да. Ваши близкие полностью наблюдают за всем тем, что с вами происходят, включая слезы на вашем лице.

Нет чего-то, что ускользнуло бы от их внимания. Помните, чтобы ни случилось, они всегда на вашей стороне. И когда они видят ваши слезы, стараются послать вам что-то, что вызовет радость и спровоцирует на лице хотя бы незначительную улыбку сквозь эти слезы.

Они знают, что ваши слезы –это показатель той огромной любви, которую вы испытываете. Они также знают, как сильно вы по ним скучаете.

Однако, есть еще один важный момент: ваши любимые и близкие, находясь на Небесах, абсолютно неспособны ощущать негативный посыл, мысль, чувство или эмоции. Это значит, ваши любимые знают, что вы по ним скучаете, однако, они по вам не скучают…


Позвольте разъяснить и этот момент. Поскольку на Небесах нет негатива, они неспособны скучать по вам. Вместо того, чтобы по вам скучать, они вас просто любят. Вот эту истину вам нужно принять и понять.

Там, на небесах они испытывают чистую, безусловную и непоколебимую любовь к тем, кто остался на земле. Они уверены в том, что встретятся с вами, когда вы попадете на небеса. Поэтому скучать по кому-то нет никакого смысла.

Наше время здесь, на Земле, кажется, тянется вечно... На небесах же наша жизнь – это всего лишь мгновение ока....

После смерти близкого человека

Неужели горе и слезы мешают и вредят моим близким на небесах?

"Позвольте мне ответить на этот вопрос как можно яснее... Очень часто ко мне приходят люди, потерявшие близкого человека. Приходят они уже после того, как посетили ясновидящего или медиума, который сказал им, что плакать –это плохо.

Запомните одно: ни один истинный медиум не должен говорить что-то негативное, связанное с небесами. Если экстрасенс, действительно, настоящий, то он никогда не будет способствовать тому, чтобы человек стал испытывать чувство страха."

Кроме того, после разговора с настоящим экстрасенсом, вы должны ощутить некое облегчение, чувствовать себя так, как будто только что у вас состоялся телефонный звонок с Небесами, и вы провели это время, разговаривая со своим близким человеком. Вы должны ощущать мир и покой в душе.


К сожалению, вы ничего не можете сделать, чтобы вернуть близкого человека. Однако, вы должны помнить, что ваши родные продолжают жить в чистом и совершенном мире, наполненном светом и любовью.

Поэтому, если какой-то медиум говорит вам о том, что сейчас ваш умерший близкий человек находится на середине двух миров, что он застрял в подвешенном состоянии где-то, только потому что вы плачете за ним, не верьте этому.

Скорее всего, причина, по которой нечестные лже-медиумы говорят людям подобные вещи, кроется в том, что на самом деле они просто не достаточно осведомлены на тему загробной жизни.

Поэтому они просто наводят на вас страх, утверждая то, что вашим близким плохо от того, что вы проливаете по ним слезы.

На самом деле это не так!


Ваши близкие понимают ваши слезы.

Ведь они также жили той жизнью, которой живете сейчас вы, и прекрасно понимают, что есть вещи, которые очень болезненны, даже если они происходят по причине огромной любви.

Они не просят вас не плакать. Конечно же, они счастливы, когда счастливы вы, когда вы смеетесь и улыбаетесь. Однако ваши слезы никак не вредят им, они не делают их несчастными, как это пытаются навязать нам некоторые лже-медиумы.

Родные после смерти

Еще один вопрос, который волнует многих тех, кто потерял своих родных: пребывают ли они в печали, потому что я плачу? Ответ на этот вопрос –также нет!

Они просто неспособны быть грустными, поскольку живут на Небесах, где нет места негативным эмоциям и чувствам.

Можете ли вы изобразить самое совершенное место, заполнить это пространство большей любовью, а затем умножить получившуюся картину на бесконечность? Только так вы сможете представить, как и где живут души вашим умерших близких. И вы поймете, что там, где они сейчас, им действительно хорошо.

Поверьте, что чувство вины, которое вы испытываете, это совсем не то, что им бы хотелось, чтобы вы испытывали. Душам ваших умерших близких подобные жертвы абсолютно не нужны.

Ваша боль необязательна, чтобы они смогли прочувствовать вашу к ним любовь. Возможно, вы были с усопшим не в самых лучших отношениях при его жизни, и сейчас это вас гложет. Возможно, вы корите себя за то, что вы продолжаете жить на этой Земле, в то время как ваш любимый человек отошел в мир иной.


Перестаньте испытывать чувство вины! Вместо этого вспоминайте те моменты радости и счастья, которые вам удалось пережить вместе во времена земной жизни вашего любимого человека. Эти счастливые мгновения и должны остаться в памяти о ваших близких людях.

Даже если ваши отношения с дорогим человеком были не самые идеальные, это вовсе не означает, что оттуда, с небес, он любит вас как-то меньше.

Пусть ваше прошлое станет для вас уроком, чтобы в будущем избежать тех ошибок, которые вы совершили когда-то по отношению к своему близкому человеку. Возможно, вовремя не сказали ему о том, что вы его любите, или не давали ему достаточно любви и ласки. Не стоит по этому поводу испытывать чувство вины. Оно будет сжигать вас изнутри и портить вам жизнь. Нет ничего хуже, чем сжигающее душу чувство вины.

Вместо этого, примете этот урок прошлого, чтобы улучшить свои отношения в будущем.

Иногда то, что вам казалось препятствием на вашем пути, предназначалось для того, чтобы начать ценить некоторые моменты. Поэтому вы не должны испытывать чувство вины за то, что в прошлом делали что-то не так. Это был урок, который вам нужно усвоить и сделать соответствующие выводы.


Мысленно поблагодарите ушедшего близкого человека за все то хорошее, что вам пришлось пережить вместе.

Они видят, как вы плачете с Небес, и знают, что вы взываете о любви. Они слышат ваши молитвы и слова, когда вы разговариваете с ними. Они даже знают, что вы думаете о них в минуты молчания и видят те сны, которые вам снятся.

В любом случае, они вас любят и гордятся вами. Вся наша жизнь наполнена уроками любви и силы. Больше всего мы развиваемся благодаря нашей борьбе и силе воли.

Уход близкого человека –это самый большой урок любви и самая главная проверка на прочность, которую нам может дать жизнь.

Итак помните о своих близких и плачьте о них, когда вам это хочется. Ваши слезы никак им не вредят. Ведь они являются выражением той глубочайшей любви, которую вы к ним испытываете.

Редакция сайт просит обратить внимание на то, что данная статья является точкой зрения одного из знаменитых экстрасенсов и медиумов Фары Гибсон.

Гостевая статья

Раньше люди по-другому относились к смерти, нежели в настоящее время. Это воспринималось, как неизбежность и переходный этап при перемещении души в иной мир. Умирать считалось не страшно и люди спокойно готовили погребальную одежду и аксессуары. У гроба усопшего плакали и делали это искренне и в соответствии с традициями. Человек, испытавший утрату близкого, не задумывается о правильности или уместности рыданий, а делает это от души.

Но существует версия, что нельзя по усопшему рыдать, поскольку это может повредить его душе. Некоторые считают эти высказывания суевериями и прощаются с умершим так, как того требует душа. Плакать у гроба умершего человека – естественно, и в настигшем горе редко какой человек станет задумываться о каких-либо суевериях. Горе застилает разум и не позволяет думать о последствиях рыданий.

Что такое плач

Как сказал один из мудрецов: человек начинается с плача по умершему. Это означает, что ребенок становится взрослым человеком. Это связывается со становлением сознания, с взрослением, к которому приводит горе от потери близкого человека. Философы говорят, что человек становится только тогда сознательной личностью, когда испытает серьезную утрату от потери близкого человека и поплачет у его гроба. Противостоять череде событий человек не может, поскольку когда-то он потеряет окружающих его людей или они потеряют его. Плакать придется, поскольку чувства к близким очень сильны. Церковь устанавливает определенные правила, как правильно оплакивать умершего.

Почему нельзя плакать

Существует огромное количество теорий, почему нельзя плакать. Одна из них основана на знаниях о тонком мире, которые собирались веками по крупицам. Эзотерики говорят, что тонкий мир представляет собой не рай и ад в классическом представлении, а устройство, состоящее из нескольких областей, похожих на слои, в каждом из которых собираются души подобных людей. У каждого человека в тонком мире свое предназначение и душа отправляется исполнять его. При плаче близких душа вынуждена прерывать свое занятие и привязываться к земному миру. Плачущего человека называют эгоистом, который не желает отпустить от себя душу умершего. Эзотерики говорят, что для души умершего существует особое предназначение, только выполнив которое она сможет снова воплотиться в земном мире.

Православная церковь придерживается несколько иной версии, которая немного схожа с эзотерической, но основывается на других принципах. Считается, что умерший человек после кончины предстает перед господом для совершения божьего суда. Бог определяет, куда отправить душу новопреставленного человека и анализирует грехи. Душа в это время кается перед Всевышним. Плачущие же родственники отвлекают душу и не хотят ее отпустить на божий суд. Тем самым родственники задерживают тонкую оболочку умершего в земном мире, где она страдает и мучается.

Сторонники этих теорий относительно плача по усопшему придерживаются мнения, что лучшим прощанием с умершим во время похорон считается молитва. Тихое горе в молитве поможет отошедшей душе найти покой в ином мире. Но русскому человеку присуще эмоциональное проявление горя. Его нужно выплакать и провыть. Раньше в деревнях даже нанимали «плакальщиц», которые задавали голосовой тон на похоронах. Считалось, что прощание должно сопровождаться плачем навзрыд и страданиями близких. Церковью выделены специальные дни, в которые разрешается плакать по усопшим. Их нужно знать и плач в определенные дни помогает душам умерших успокоиться, почувствовать любовь друзей и родственников.

Не все люди верят в подобные гипотезы и проявляют собственное горе индивидуально. Плач на похоронах естественен и считается, что тот, кто не плачет, не скорбит и рад тому, что человек ушел в другой мир.

Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца.

И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве». Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «Прослезился Иисус. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать по умершему Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть».

То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно»

Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли». Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, начинаем плакать по умершему, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.

Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.

Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.

Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна. Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?

Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна . Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.

Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе. Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции. И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня». И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего. Нужно больше молиться нежели плакать по умершему.

Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.

Люди верующие и люди далекие от Церкви совершенно по-разному воспринимают потерю близких. Иногда случается присутствовать на поминках нецерковных людей и наблюдать, какое это тягостное зрелище. Однажды я участвовал в отпевании известного врача-нейрохирурга и очень хорошего человека. Господь забрал его еще нестарым, после внезапной скоротечной болезни, на пике его врачебной деятельности. И вот, когда начались траурные речи его коллег, можно было наблюдать, в какую растерянность и онемение повергает таинство смерти людей нецерковных. Почти все считали своим долгом начать слово примерно так: «Какая ужасная несправедливость… Как рано и внезапно покинул нас покойный… Как много он мог еще сделать» и т. д. Понятное дело, что такие речи не могут принести утешения родным и близким усопшего, скорее наоборот, еще более усугубят их скорбь. Даже если ты ни во что не веришь, ведь можно просто сказать добрые теплые слова в адрес друга и сослуживца. Отчего это происходит? Почему люди находятся в таком смятении перед лицом смерти и избегают даже упоминания, даже мысли о ней в повседневной жизни? От страха и неизвестности. Смерть страшит их, они не знают, что их ждет. Есть ли жизнь там? Или мы живем только здесь, в материальном мире? Как готовиться к смерти и относиться к ней, для неверующих – тайна за семью печатями. Даже обычное для официальных речей пожелание: « », – таит в себе подспудный вопрос: неужели это все: тело в землю – и далее ничего?

Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла. Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве. Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (). Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.

Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу ( – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться. А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву. Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах. Нужно не плакать по умершему, а усердно молиться за человека.

Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, келейным правилом.

Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником. Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других. Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.

Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.

А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.

о. Павел Гумеров, Антоний Поспелов

А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.

Комфорт и безопасность изменили нас. Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие. Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.

В старину человека с детства приучали к мысли, что ему придётся похоронить родителей. И молодые люди знали, что доведётся не просто переживать утрату родителей, но именно – похоронить и сделать это красиво и правильно. А еще было чудесное слово «досмотреть», и достоинство детей оценивалось по тому, как они утешают своих умирающих близких, как успокаивают их угасающую старость. Подумайте: с детства к этому готовили. Не боялись детей испугать или шокировать. Как готовили? Говорили о смерти спокойно, как о чём-то естественном, не смягчая ее трагичности, не врали себе и детям, не прятались от нее. Старики собирали себе на смерть, готовили рубахи и платки – в чём в гроб положат, не боялись часто причащаться, не пугались писать завещаний и – плакали, конечно же, плакали – как же без этого? Кому же охота помирать? Столько дел! Столько работы! Но плач этот был правильным, он разрешался в особый ритуал, обряд – горе избывалось, обряжаясь в погребальные обычаи и традиции.

И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений. Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира. Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.

Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.

«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых. Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему. Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.

Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу. Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.

Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено». Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие. И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.

Смерть – всегда не вовремя. Смерть застаёт нас врасплох. И нам нужно не только умом, но и самой кожей избыть это горе. Даже распоследние материалисты это, если не понимали, то чувствовали, изобретая гражданские панихиды и пресные минуты молчания. А в церкви – дым кадила, чтение бесконечных поминальных записок, столы с приношениями и запечатанная земля, и как запоют «Со святыми упокой», подхватит вся церковь этот скорбно-торжественный мотив, а потом разрешится в мужественный и трагичный мажор икоса восьмого гласа – «Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека». Выкричаться нам надо, пропеть, простонать сквозь слёзы и благодарную грусть. И интеллигентнейшая из русских женщин в минуту боли и утраты могла написать:

Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует». Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.

И Он не даёт нам ответов, как и пытливого Иова Он не уговорил, а только утешил – как? – не знаем ни мы, ни Иов. Дети, выросшие в семьях без подлинной религиозной традиции, более уязвимы, они беззащитны перед смертью, их не приучают с детства правильно переживать и осмыслять смерть и близких, и свою собственную. Наши панихиды, родительские субботы, грозные обряды, кутья, записочки и сорокоусты могут показаться ненужным усложнением, недостойным благородной евангельской истины. Но стоит ли от этого отказываться перед лицом всех наших утрат бывших и – непременно – будущих? А потому, смертнички мои, положу я в кадило побольше ладану и затяну длинную и громкую белорусскую панихиду, чтобы и живые, и мёртвые услышали и утешились скорой грядущей встречей.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...