Почему Пакистан имеет ядерное оружие? Ракетно-ядерная программа пакистана Как пакистан получил ядерное оружие.

Пакистан может стать третьей в мире страной по объему ядерного оружия после России и США. Такой вывод сделали американские аналитики в докладе, подготовленном для Фонда Карнеги.

По мнению экспертов, такая перспектива является реальной, если Исламабад сохранит нынешние темпы по производству — до 20 ядерных боеголовок в год. В настоящее время пакистанский ядерный арсенал, согласно данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), является шестым в мире после РФ, США, Франции, Китая и Великобритании.

Как пишет Financial Times, высокопоставленный представитель пакистанского правительства призвал с осторожностью подходить к оценкам, высказанным в исследовании.

— Эти проекции в будущее очень сильно преувеличены. Пакистан — ответственная ядерная держава, а не государство-авантюрист, — заявил он изданию.

Пакистан присоединился к клубу ядерных держав в 1998 году. Произошло это спустя несколько недель после того, как испытания своего атомного оружия провела Индия — его главный региональный соперник. Обе страны отказались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним, согласно этому Договору иметь средства массового поражения разрешено только пяти странам: России, США, Китаю, Франции и Великобритании.

Как ядерный рывок Пакистана может отразиться на мировой безопасности? Сегодня ответ на этот вопрос волнует многих.

В мае 2015 года СМИ сообщили о том, что Саудовская Аравия приняла решение приобрести у Пакистана ядерное оружие. Причина — сделки по ядерной программе Ирана. Тогда отмечалось, что в течение последних 30 лет Саудовская Аравия финансировала пакистанскую ядерную программу, и теперь Исламабаду якобы придется вернуть этот долг — в форме готового продукта.

Отметим, что в 2003 году ЦРУ опубликовало данные о том, что Пакистан «провернул» аналогичную сделку с Северной Кореей, поменяв свои ядерные технологии на северокорейские ракетные. В подтверждении этого приводился снимок с американского спутника, который сумел зафиксировать под Пхеньяном процесс погрузки ракет в самолет пакистанских ВВС. Тогда Исламабад заявил, что это была «обычная покупка», а не «обмен».

— Пакистан ведет планомерную политику по наращиванию своего ядерного потенциала. И это является одним из мотивов, почему он блокирует на Конференции по разоружению в Женеве рассмотрение проекта договора о запрещении производства расщепляющихся материалов (ЗПРМ), — замечает бывший начальник управления аппарата Совета безопасности РФ, экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин . — В Исламабаде считают, что они не накопили достаточное количество ядерных материалов для обеспечения своей национальной безопасности.

Действительно, есть оценки, что Пакистан ежегодно производит от 15 до 20 ядерных боеприпасов, в то время как его главный соперник — Индия — ограничивается 5−10. Но в то, что эта страна выйдет на третье место по объему ядерного оружия, я не верю, поскольку многие центры неправильно оценивают ядерный потенциал Китая. SIPRI и другие насчитывают у КНР около 300 боеприпасов, но эта цифра не соответствует действительности — на самом деле у Китая их 700−900. Кроме того, КНР в ответ на то, что Соединенные Штаты разворачивают глобальную систему ПРО, перешла к оснащению своих баллистических ракет разделяющимися головными частями. Соответственно, и количество ядерных боеприпасов будет существенно увеличиваться.

По моим оценкам, Пакистан в дальнейшем может выйти на уровень Великобритании, у которой официально 165 развернутых боезарядов, а с теми, которые в резерве — 180. Таким образом, к 2020 году на уровень в 180 боеприпасов Пакистан действительно может выйти.

«СП»: — Американские аналитики солидарны с SIPRI и сейчас ставят Пакистан на шестое место по объему ядерного оружия в мире. Но в 2008 году SIPRI сообщало, что у Израиля ядерного оружия в два раза больше, чем у Индии и Пакистана.

— Это была неправильная оценка. Ядерный реактор по наработке оружейного плутония в Димоне — это единственное место по наработке оружейного плутония у Израиля. С учетом того, что обычно всегда держат определенное количество ядерных материалов в запасе, скорее всего, у Израиля — 80−90 ядерных боеприпасов. Он, конечно, мог модернизировать реактор и нарастить больше, но, думаю, это ему и не нужно.

«СП»: — Пакистан не раз обвиняли в торговле ядерными технологиями…

— Да, это вскрылось в начале 2000-х годов. Руководитель ядерной программы страны, прозванный «отцом исламской ядерной бомбы», Абдул-Кадир Хан сам потом признался, что приторговывал ядерными технологиями и устройствами — центрифугами, и передавал их Ирану, Ливии и Северной Корее. После того, как это стало известно, американцы вмешались и поставили под жесткий контроль возможности ядерной промышленности страны. Понятно, что «черный рынок» существует давно и за большие деньги можно купить все, что угодно. Но применительно к этой сфере — речь может идти только о продаже технологий, но не о поставках, как говорится, в металле самих ядерных материалов, а тем более — боеприпасов.

«СП»: — Не секрет, что в Пакистане много различных группировок экстремистского толка. Одно время даже были публикации, что они могут прийти к власти легальным путем…

— Военная верхушка в Пакистане имеет сильные позиции и стоит на страже стратегических объектов. Кроме того, во многом ядерную политику Пакистана контролируют Соединенные Штаты. Конечно, нельзя исключать того, что к власти в стране могут прийти радикальные политики, но даже если это и произойдет, совсем не факт, что они решатся торговать или вообще применять ядерные боезаряды. Ведь существование Пакистана зависит не только от отношений с США, но и с Китаем, который ему помогает сдерживать Индию.

Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин допускает, что через 10 лет Пакистан сможет обойти Великобританию и Францию по объему ядерного оружия.

— Англичане и французы не слишком напрягаются что-то наращивать. Но у Пакистана нет никаких шансов обойти Китай. Все стандартные оценки ядерного арсенала КНР в 200−300 зарядов — это абсурд, который даже трудно объяснить. Кроме того, промышленный потенциал Индии выше, чем у Пакистана, и, конечно, в Дели не допустят, чтобы их главный противник так вырвался вперед. Это совершенно исключено.

С точки зрения носителей, считается, что у Пакистана довольно много оперативно-тактических ракет (ОТР «Абдали», «Газнави», «Шахин-1» и «Шахин-1 -1А») и баллистических ракет средней дальности «Шахин-2». И ядерные заряды к ним вроде как адаптированы.

Теперь что касается использования ядерного потенциала Пакистана экстремистами. Если исламисты даже захватят ядерный заряд, то они вряд ли смогут его применить. Другое дело — если они придут к власти в стране, то есть получат арсенал в легальное распоряжение, чего исключать нельзя — вероятность этого есть.

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров полагает, что у Пакистана нет финансовых возможностей, чтобы сильно изменить свое положение в рейтинге участников ядерного клуба.

— На мой взгляд, это доклад сделан специально на фоне возможного обострения отношений между Пакистаном и Индией для того, чтобы оказать давление на Исламабад с точки зрения американских интересов.

С носителями, способными доставлять ядерный заряд, у Пакистана все нормально — по некоторым оценкам ракета «Шахин-1А» способна поразить цель не только на территории Индии и Китая, но даже в Западной Европе. Но что касается возможного попадания ядерного арсенала в руки экстремистов, вероятность этого существует, но пока не очень большая. Да, в стране нет стабильности уже несколько десятилетий, но все равно там достаточно сильны спецслужбы и вооруженные силы, которые пока нормально справляются с террористической угрозой.

— Да, на северо-западе страны — на так называемой территории зоны племен. Дело в том, что так исторически сложилось, что этот регион пакистанские власти слабо контролируют. Но это довольно локальный участок, и не стоит сильно преувеличивать его значение.

Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин обращает внимание на парадоксальную ситуацию, в которой оказываются страны, имеющиеся ядерное оружие, но не присоединившиеся к ДНЯО.

— Как только Индия и Пакистан — эти непримиримые между собой страны — обзавелись ядерным оружием, их политика стала более осторожной и взвешенной. Стороны стали реже применять даже обычные вооружения в своих конфликтах.

Конечно, всегда есть риск того, что к власти в восточных странах могут прийти радикальные политики. Но механизм применения ядерного оружия довольно сложен. Как правило, чтобы отдать команду на запуск ракеты с ЯБЧ, нужно одновременно подать три сигнала с различных точек. То есть решение об атаке принимается путем консенсуса.

Что касается ядерного терроризма, то даже если экстремисты смогут проникнуть на объект ядерной программы, они смогут получить только отдельные элементы оружия. Потому что за исключением МБР и БРПЛ ядерные заряды не устанавливаются непосредственно на носитель, а находятся в специальных хранилищах. Для сборки нужна спецкоманда, например, из ремонтно-технического центра, люди которой знают, грубо говоря, как присоединять разъемы, процедуру тестирования всего блока и т. д. В тактическом ядерном заряде — авиационной бомбе — тоже куча различных предохранителей и датчиков.

Так что, угрозу применения террористами ядерного оружия в реальности крайне низка. Другое дело — радиологический терроризм, применение так называемой «грязной бомбы», которое предполагает радиационное заражение объектов и территорий. Вот здесь риск существенно выше.

* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Сейчас Пакистан, без сомнения, является одной из самых перспективных и активно развивающихся стран всего мира. Во многом эта страна достигла таких вершин благодаря ядерному оружию Пакистана. В мире существует всего девять ядерных держав. Чтобы стать одной из них, нужно затратить очень много времени и усилий. Но в конечном итоге Пакистан стал пятой по мощи ядерной державой.

Таинственность

На данный момент нельзя со стопроцентной точностью оценить, как много ядерного оружия у Исламской Республики Пакистан. На самом деле это практически невозможно, так как информация по этому поводу в подавляющем большинстве случаев засекречена. Но так или иначе, в последнее время стали проводиться расследования, и люди начали узнавать, с чего именно началась данная история. А ведь когда-то давно вопрос, есть ли у Пакистана ядерное оружие, вызывал только недоумение.

Как все начиналось

Человек, который инициировал развитие ядерных технологий в Пакистане, звался Абдулом Кадыром Ханом. Он был не только физиком, но и блестящим инженером. Абдул Кадыр Хан прекрасно разбирался в металлургии. Его ценили работодатели, ему сулили большое будущее. Защитив докторскую, Абдул Кадыр Хан стал работать в международной организации URENCO. В ней трудятся представители таких стран, как Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды и Великобритания. Эта компания занималась тем, что для того, чтобы впоследствии использовать его на Атомных электростанциях. Вот как у Пакистана появилось ядерное оружие.

Структура

Накануне 1974 года Абдул Кадыр Хан вместе с учеными других стран трудился не покладая рук над засекреченным проектом URENCO. Работы велись над ураном. Они стремились разделить природный уран на обогащенный и обедненный. Для этого необходимо было увеличить количество довольно редкого атома U235. Природный уран на девяносто девять и две десятые процента состоял из U238. U235 там было настолько мало, что не нашлось бы и одного процента. По наиболее точным подсчетам в природном уране его 0,72 %. Но если это небольшое количество увеличить, то получится самое настоящее ядерное оружие, ведь U235 может самостоятельно проводить цепную ядерную реакцию.

То есть, говоря человеческим языком, они создавали ядерное оружие массового уничтожения.

К концу 1974 года Абдул Кадыр Хан успел завоевать доверие и уважение своих начальников и партнеров. Он имел доступ практически ко всей информации о засекреченном проекте URENCO, что было довольно ожидаемо, ведь и положение Абдул Кадыр Хан занимал соответствующее.

Спустя около года, в 1975 году, физик и инженер Кадыр Хан приехал обратно в Пакистан, но не один. С собой он привез засекреченные документы, которые касались создания ядерной бомбы. Вот, в первую очередь, откуда у Пакистана ядерное оружие.

Развитие ядерного оружия

Зульфикар Али Бхутто, политический деятель, родившийся еще в Британской Индии, и на тот момент действующий премьер-министр Пакистана приказал начать работу над созданием ядерной бомбы в соответствии с исследованиями URENCO. Он учредил Министерство науки и технологии и увеличил полномочия Комиссии по атомной энергии.

Абдул Кадыр Хана ожидали всевозможные почести. Практически мгновенно для него организовали лабораторию со всеми необходимыми условиями. Лабораторию эту, кстати говоря, так и назвали в честь Абдул Хана.

В то же самое время уже в другой лаборатории Комиссия по пакистанской атомной энергии работала над тем, чтобы создать еще одну атомную бомбу, только на основе плутония. Спустя несколько лет самостоятельной работы лаборатории объединились.

Что касается Абдул Кадыр Хана, то в 2004 году он на интернациональном канале заявил, что действительно украл разработки по ядерному оружию из организации URENCO, где на тот момент занимал не последнюю должность. После этого власти Пакистана полностью ограничили его связи с остальным миром и посадили под домашний арест. Его так до сих пор и не освободили. Абдул Кадыр Хан так и не сумел рассказать свою историю полностью, и широкая общественность может только гадать.

План

Ядерная программа Пакистана довольно амбициозна, если можно так выразиться. Они трудились ежегодно над своим проектом. В период с 1976 по 1978 год пакистанцы, располагающие помощью французов, пытались переработать ядерное топливо, но в конце концов совместная деятельность прекратилась. Однако спустя всего одно десятилетие, в 1988 году, был построен завод по работе с ураном в городе Кахуте.

Спустя тринадцать лет впервые в Пакистане появилась возможность добывать

28 мая 1998 года ознаменовалось тем, что в провинции Пакистана Белуджистан в городе Чагай произошло от двух до шести испытаний ядерного оружия. Спустя два дня, на том же полигоне провели еще одна испытание. Вот как Пакистан получил ядерное оружие.

Потенциал

Пакистан довольно часто характеризуют как государство, у которого самый большой запас ядерного оружия. И они постоянно создают новые его виды! Нельзя недооценивать эту страну только из-за того, что с экономической точки зрения она уступает США и ряду европейских стран. У государства достаточно вооружения, чтобы защититься от агрессии со стороны любой из этих стран, про что и говорит знаменитая Ядерная доктрина Пакистана.

Политика повышения возможностей

Начать следует с самых основ. Дело в том, что этот своеобразный свод правил основан в том числе и на только недавно вышедшей из моды Теории игр. Довольно странно, разве нет? На самом деле ничего странного в этом нет. Ведь Теория игр описывает вовсе не прятки или салки. Она объясняет, как происходит противостояние двух сторон. В случае доктрины этими двумя сторонами являются, во-первых, сам Пакистан, а во-вторых, иностранный агрессор, который чем-либо навредил этой стране. В основном под "иностранным агрессором" понимается Индия, но для других стран правила остаются такими же. Так в каком же случае Пакистан готов применить оружие массового поражения?

Виды агрессии

Под номером один стоит один из самых распространенных способов проявления агрессии: пересечение войсками иностранной границы. В доктрине четко указано, что если армия Индии или любой другой страны-агрессора посмеет пересечь границы их страны, то правительство использует против захватчиков ядерное оружие. Впрочем, тут есть оговорка. Пакистан применит оружие массового поражения только в том случае, если государственные войска не смогут остановить вторжение. Бытует мнение, что могут дойти по территории Пакистана до долины Инд, при этом не спровоцировав ядерный удар.

Из второй потенциальной ситуации, о которой говорится в Доктрине Пакистана, можно вынести тот факт, что это государство ни за что не позволит своим врагам процветать. Также этот пункт можно считать одним из самых мощных способов защиты, ведь даже в случае победы страна-противница потерпит сокрушительное поражение. Суть в том, что если пакистанская армия будет находиться на грани уничтожения, и станет понятно, что поражение неминуемо, Пакистан применит ядерное оружие против страны-противника.

Также, если агрессор первым применит химическое или биологическое оружие, страна, разумеется, ответит тем же.

Экономика связана с политикой теснее, чем могло бы показаться. Доказательством этому служит Доктрина Пакистана, которая заявляет, что в случае нанесения намеренного экономического удара по стране они готовы применить ядерное оружие.

Пропаганда в отдельных округах государства, распространение сепаратистских настроений в обществе также могут послужить толчком к применению ядерного оружия. Но только при том условии, что благополучие и независимость страны будут поставлены под угрозу.

А на практике

На самом деле и это еще не все. Только официальная часть. Как известно, в 1998 году представитель Исламской Республики Пакистан в Организации Объединенных Наций Шамшад Ахмад заявил, что его страна готова использовать ядерное оружие не только в целях самообороны, но также без всяких сомнений выступит в роли агрессора, если действия Индии на международной арене покажутся им подозрительными или угрожающими.

План

В самую первую очередь Пакистан обязуется предупредить страну, которая проявила себя в роли агрессора, о том, что они намерены ответить на угрозу с помощью ядерной атаки. Кстати говоря, это заявление можно не выносить на государственный уровень. Ничего подобного не требуется. Если это предупреждение не окажет необходимого эффекта, то Пакистан переходит на следующий уровень и производит показательный взрыв бомбы на собственной земле. Если же и это не заставит страну, которая угрожает суверенитету государства, остановиться, то производится ядерная атака уже не с целью запугивания, а для того, чтобы поразить вражескую армию.

Следующим и одним из последних шагов является то, что Пакистан наносит ядерный удар уже по территории страны-противника. Предполагается, что жертвами станут только объекты, необходимые для ведения войны, а именно заводы, производящие танки, амуницию, какое-либо оружие, лаборатории и прочее. Все эти сооружения должны находиться вдали от густонаселенных мест, но на самом деле это только в теории. На деле же бессмысленных жертв не избежать. И счет уже будет идти не на сотни и тысячи, а на миллионы, так как другие государства, разумеется, не станут просто наблюдать за ядерной войной издалека.

Ядерное оружие Индия-Пакистан

Но стоит недооценивать тот факт, что правительство Пакистана инициировало разработку ядерного оружия в ответ на появление ядерного оружия в Индии. Даже теперь в доктрине в качестве врага в основном рассматривается Индия. И как ни парадоксально, но эту страну к созданию ядерной бомбы подтолкнула агрессия Пакистана. К причинам также можно отнести натянутые отношения с Китайской Народной Демократической Республикой. И вот ответ на вопрос, откуда у Индии и Пакистана ядерное оружие.

Равенство во всем мире

В 1965 году министр иностранных дел Пакистана Зульфикар Али Бхутто утверждал, что раз у последователей христианской, иудейской и индусской веры появился доступ к ядерному оружию, то и мусульмане заслуживают этой же привилегии.

Правительство Америки также очень протестовало против того, чтобы ядерное оружие Пакистана имело место, и даже инициировало международное эмбарго против этой страны. Но это не помешало Пакистану стать ядерной державой и угрожать всему миру, если кто-то попытается напасть на страну или мешать ее развитию.

Игорь Игоревич Хохлов - российский политолог, эксперт по терроризму, наркобизнесу , ядерному нераспространению . Ядерное оружие Пакистана: ядерная программа Пакистана в 70-е-80-е годы, как охраняется пакистанское ядерное оружие , Аль-Каида пытается захватить атомную бомбу.

С момента своего основания в 1947 году, государство Пакистан перманентно испытывает стрессы различного характера: военные (со стороны Индии и, в последнее время, пакистанских талибов и ядерный арсенал после стран-членов ядерного клуба и Израиля - количество ядерных боезарядов по оценкам различных экспертов колеблется от 60 до 150 атомных боеголовок. Политическая нестабильность, этнические конфликты, экономическая отсталость, большой разрыв между богатой проамериканской элитой и сильными антизападными настроениями бедноты в сочетании со значительным ядерным арсеналом создают взрывоопасную ситуацию внутри самого Пакистана, просчитать все последствия которой в настоящее время не представляется возможным.

Складывающаяся в Пакистане обстановка не исключает попадание ядерного оружия в руки экстремистов, террористов, исламских радикалов или радикально настроенных пакистанских военных, с ненавистью относящихся к западным ценностям в целом и к политике США в частности.

Все это способствовало тому, что угроза попадания пакистанского ядерного арсенала в руки террористов представляется в настоящий момент более реальной, чем когда-либо прежде.

Хотя многие из заявлений лидеров движения Аль-Каида о намерении обладать ядерным оружием против Соединенных Штатов и западных интересов сделаны лишь для привлечения к себе внимания, тем не менее, очевидна опасность того, что при таких обстоятельствах, как нестабильность внутренней ситуации во многих странах, обладающих ядерными технологиями (например, в Пакистане) - с одной стороны, и явно недостаточными мерами по обеспечению ядерной безопасности - с другой, террористические группы могут получить доступ к делящимся материалам, ядерному оружию или его компонентам.

Так, нападение боевиков на ряд пакистанских ядерных объектов в 2008-2010 гг., в том числе на военный городок Вах (основой центр по сборке ядерных устройств), показали, что угроза ядерному оружию со стороны экстремистов вполне реальна. При таком развитии событий масштаб разрушительных последствий непредсказуем.

В первой части данной статьи будут рассмотрены меры безопасности, которые предпринимаются государственными структурами в ядерной отрасли Пакистана для контроля за гражданскими и военными объектами, ядерными материалами и готовыми устройствами и средствами их доставки, режим правового регулирования и контроля в данной сфере, а также будет приведена оценка этих мер наблюдателями и представителями международных организаций; во второй - возможные способы приобретения террористами ядерных материалов , устройств или их компонентов через существующие слабые места в пакистанской ядерной программе; в третьей - проблемы ядерного Пакистана в глобальном контексте; а в четвертой части - распространение радикального ислама в Пакистане как фактор, усиливающий угрозу попадания ядерного оружия в руки террористов.

Ядерное оружие Пакистана: меры безопасности в обращении с пакистанским атомны оружием, режим правового регулирования в ядерной отрасли Пакистана.

Особенность пакистанской политики состоит в том, что все решения, касающиеся ядерного оружия и средств его доставки, принимают исключительно военные. Даже несмотря на законодательно закрепленный приоритет гражданских органов власти и длительные периоды гражданского правления с 1988 по 1999 годы, когда у власти находились демократически избранные лидеры (Беназир Бхутто с 1988 до 1990 и с 1993 по 1996, Наваз Шариф с 1990 по 1993 и с 1996 по 1999), пакистанские военные никогда не упускали реальный контроль за ядерными силами Пакистана из своих рук. Руководители Пакистана Бхутто (см. интервью Беназир Бхутто: Benazir Bhutto, quoted in “No PM Knew About Country’s N-capacity: Benazir,” The News International, Pakistan (Internet edition), October 24, 1999.) и Наваз Шариф (см. Книгу Строуба Тэлбота: Strobe Talbot. Engaging India: Diplomacy, Democracy and the Bomb, Brookings Institute, 2004, стр. 154-169) позже признавались, что не имели никаких рычагов влияния на принятие стратегических решений в этой сфере даже в периоды военных и ядерных кризисов с Индией, когда требовалось оперативное управление пакистанскими ядерными силами .

В ядерной отрасли Пакистана действует, на первый взгляд, весьма надежный, комплекс мер обеспечения безопасности ядерных материалов , ядерных устройств и их компонентов атомной бомбы. В основном они разработаны на основе американских технологий и включают в себя четыре элемента: меры физической безопасности; работа с кадрами; технические меры и процедуры; секретность и введение в заблуждение.

Благодаря комплексу этих мер Управление стратегического планирования пакистанской армии (Strategic Plans Division - SPD) должно надежно обеспечивать безопасность ядерного оружия и его компонентов. Стимсоновский центр выпустил по этой теме очень интересную работу, автором которой является высокопоставленный руководитель военной части пакистанской ядерной программы: Lt Col Zafar Ali . Pakistan’s Nuclear Assets and Threats of Terrorism: How Grave is the Danger? Stimson Report, Henry L Stimson Center, July 2007.

Меры физической безопасности на ядерных объектах направлены, прежде всего, против действий экстремистов и террористов (например, похищения ядерного оружия или радиационного заражения объекта и близлежащей территории). В Пакистане такие меры предусматривают применение концепции многоуровневой защиты, когда доступ к каждому из объектов многократно перекрывается вооруженной охраной, системой заграждений и датчиков проникновения. Потенциальному злоумышленнику, таким образом, пришлось бы преодолеть несколько систем охраны, чтобы добраться до ядерных материалов и устройств, что весьма проблематично даже при наличии сообщников в одном из многочисленных контуров безопасности.

Также в Пакистане практикуется раздельное хранение компонентов ядерных боеголовок и детонаторов к ядерным боезарядам : в мирное они находятся на удаленных друг от друга объектах и могут быть собраны в единое боеготовое устройство при возникновении угрозы (например, со стороны Индии). Предполагается, что таких объектов всего шесть, хотя, возможно за последние годы их количество было увеличено. Отсутствие точных данных о местах сборки ядерных устройств, как самого уязвимого для террористов элемента, вызывает большое беспокойство в США и других странах. В 2007 году по этой теме в газете Washington Post была опубликована очень интересная статья Джоби Уоррика: Joby Warrik. Pakistan’s Nuclear Security Questioned // Washington Post, 11 November 2007.

С одной стороны, такое физическое разделение делящихся ядерных компонентов от ядерных детонаторов повышает безопасность. Как сказал Банн, исследователь из Белферского научного центра международных отношений (Harvard Universitys Belfer Center for Science and International Affairs), "потенциальным ворам придется захватить два здания, чтобы получить полноценную атомную бомбу. Кражу будет намного сложнее осуществить, хотя в условиях кризиса это может измениться". Совсем недавно в Нью-Дели вышла очень интересная книга, в которой автор Кристофер Клэри анализирует безопасность пакистанского ядерного оружия в мирное время: Christopher Clary. Thinking about Pakistan’s Nuclear Security in Peacetime, Crisis and War // Institute for Defense Studies and Analyses No. 1, Development Enclave Rao Tula Ram Marg, New Delhi, 2010.

С другой стороны, похищение атомной бомбы в сборе, включающей и детонаторы ядерной бомбы и делящиеся радиоактивные компоненты, возможно не только в условиях ядерного кризиса, когда компоненты атомного оружия повезут на один из шести сборных пунктов для монтажа ядерной боеголовки или ядерной ракеты , но и при регулярных перевозках для тестирования систем, технического обслуживания и других операций, требующих сборки всех компонентов ядерного устройства, особенно в составе баллистической ракетой с ядерной боеголовкой .

Меры кадровой безопасности ориентированы на то, чтобы исключить возможность несанкционированных или неадекватных действий изнутри ядерного объекта - со стороны пакистанского военного персонала или сотрудников служб безопасности (в отличие от мер физической безопасности, которые направлены на защиту ядерных объектов, оружия и его компонентов от атак извне - со стороны экстремистов и террористов, желающих похитить ядерное оружие или вызвать радиационное заражение самого ядерного объекта и близлежащей территории).

Ядерное оружие Пакистана: кадровая политика в атомной отрасли Пакистана, люди, допущенные к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средств доставки атомного оружия

Кадровая политика в атомной отрасли Пакистане, в основном, скопирована с американской, и включает в себя целый комплекс мер:

Во-первых, в пакистанских вооруженных силах производится очень тщательный отбор военнослужащих для охраны ядерных объектов. Охрана состоит в значительной степени из офицерского состава из провинции Пенджаб, которые, как считается, менее подвержены исламистской пропаганде и менее связаны с религиозными экстремистами . В службах безопасности практически нет пуштунов, так как предполагается, что в большей степени поддаются пропаганде Талибана, и составляют костяк пакистанских талибов, вербующих своих сторонников в FATA (Federally Administered Tribal Areas).

Во-вторых, в Пакистане действует программа "надежности персонала", аналогичная американской PPP (Personnel Reliability Program). В рамках этой программы каждый сотрудник, допущенный к охране ядерных материалов, проверяется на наличие симпатий к исламистам, связей за рубежом, сексуальных отклонений, личных проблем, злоупотребление наркотиками или алкоголем и т.д. В 2007 году в сборнике Брэдфорского университета вышел интересный аналитический материал Шона Грегоры: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis 23:3 International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.

В третьих, в вооруженных силах Пакистана также применяются принцип перманентной ротации кадров, что снижает риск сговора сотрудников, работающих длительное время на одном месте и правило "двух человек", при котором ни одно действие или решение, касающееся ядерного оружия, не может быть осуществлено менее, чем двумя людьми. Постоянное обновление части персонала также позволяет снизить шанс заговора между сотрудниками, допущенными к обращению с ядерным оружием, делящимися материалами или их носителями. Предполагается, что персонал полностью ротируется в течение двух-трех лет. Очень интересные данные о принципах отбора персонала, допущенного к ядерному оружию в Пакистане, содержатся в итальянском исследовании: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan. Landau Network. Como, Italy. 2002

Основной задачей этих мер является сокращение риска сговора с террористами и попадания ядерных материалов, оружия или его компонентов в руки экстремистов или на черный рынок для продажи.

По данным на начало 2011 года от 8.000 до 10.000 человек из службы безопасности SPD, Межведомственной разведки (ISI - Inter-Services Intelligence Directorate) и военной разведки (Military Intelligence) были задействованы в кадровой работе по отбору кандидатов. Эти данные приводятся в исследовании Шона Грегори: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007, стр. 3.

Тем не менее, неизвестно, насколько эффективны эти процедуры с учетом пакистанской специфики, а также как много потенциально проблемных сотрудников выявляется и исключается из обращения с ядерным оружием. Так, например, в США, где такого рода мониторинг осуществляется уже более 65 лет (с момента создания первых образцов ядерного оружия в ходе проекта "Манхеттен" и советской ядерной программы), известно, что в течение года от 4 до 5% сотрудников дисквалифицируются и отстраняются от выполнения обязанностей по охране ядерных объектов. Принципы дисквалификация американского ядерного персонала в и масштабы такого рода ротации хорошо описаны в книге Шона Грегори "Скрытые издержки ядерного сдерживания", опубликованной в Вашингтоне в 1990 году: Shaun Gregory. The Hidden Cost of Deterrence: Nuclear Weapons Accidents, Washington, 1990, стр. 60-61.

Можно предполагать, что пакистанская статистика в этом вопросе не сильно отличается от американской: вполне вероятно, что один из 20 или 25 сотрудников является ненадежным. Однако такого рода "ненадежность" может принимать разные формы и быть вызвана самыми разнообразными причинами: идеологическими убеждениями, финансовыми проблемами, сложностями в личной жизни. При этом совсем не обязательно, чтобы все выявленные лица представляли прямую угрозу ядерной безопасности страны, вполне достаточно того, что потенциально многие из них вполне могут при определенных обстоятельствах попасть под влияние исламских экстремистов .

В четвертых, в качестве дополнительной защиты от неадекватного поведения или злого умысла в обращении с ядерным оружием в Пакистане применяется правило "двух человек", когда каждое действие с ядерным оружием требует решения и действий не менее чем двух лиц. Некоторые исследователи, например Шон Грегори в своем исследовании, проведенном в рамках ядерной научной программы в Брэдфорском университете, утверждают, что, возможно, применяется правило "трех лиц", но никаких подтверждений данного факта найти не удалось: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan, Defense and Security Analysis, стр. 3, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.

Данная мера является универсальной и очень действенной, тем не менее, она не дает гарантии от сговора двух лиц или от того, что один сотрудник сможет каким-либо образом обойти это правило (например, выкрав ключи, коды доступа, идентификационную карточку или личные документы). Тем не менее, такого рода система контроля доступа к ядерному оружию снижает шансы террористического подполья (Талибан, Аль-Каида) на получение прямого доступа к атомному оружию, компонентам ядерных боеприпасов или средств доставки ядерного оружия.

Ядерное оружие Пакистана: технические меры и процедуры допуска к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средствам доставки атомного оружия

Несмотря на то, что формально командование вооруженными силами и их ядерной компонентой осуществляет гражданское руководство страны, фактически руководство пакистанской армии полностью контролирует ядерные боеприпасы и их носители. Управление ядерным оружием осуществляется через использование кодовых систем идентификации по всей вертикали - такого рода система обеспечивает надежный контроль "сверху вниз" над всеми операциями с ядерным оружием на всех этапах управления и надежную обратную связь "снизу вверх". Согласно этой системе, все оперативные приказы, касающиеся ядерного оружия, сопровождаются цифровыми кодами, которые по цепочке "сверху вниз" проверяются для того, чтобы подтвердить аутентичность приказа. Применение этих кодов также привязано к системе идентификации персонала, что позволят, с одной стороны, удостовериться, что приказ отдан уполномоченным лицом, а, с другой, персонально проконтролировать исполнителей приказа по всей цепочке "сверху-вниз".

Неизвестно, используется ли в настоящее время система, аналогичная американской Permissive Action Link, позволяющая электронно блокировать ядерные боеприпасы. Эта система использует технологию, аналогичную банковской, когда даже украденный носитель (например, кредитная карта) не позволяет получить доступ к счету: физический контроль за носителями ядерного оружия и доступ к кодам его активации находятся в разных руках. Благодаря такой системе, даже если ядерное устройство и попадет в руки террористов, они не смогут его взорвать. По этому поводу можно почитать статью Дэвида Блэра в Дейли Телеграф о том, каким образом, новые цифровые технологии помогают защищать ядерное оружие от несанкционированного применения. David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan War¬heads // Daily Telegraph, February 9, 2004.

В 2002 году в докладе Ландау было сказано, что Пакистан не применяет технологию PAL. В рамках Ландау Нетворк было проведено интересное исследование на эту тему: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan, Landau Network - Centro Volta, January 2002. Однако в интервью, которое в марте 2005 года генерал Кидвай (Kidwai), глава SPD, дал Шону Грегори для его книги "Ядерное командование и контроль в Пакистане", тот подтвердил, что Пакистан применяет и коды активации и коды идентификации для защиты своего ядерного арсенала от несанкционированного использования. Полный текст интервью можно найти в книге Шона Грегори Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, 2007. Если данная информация соответствует действительности, это может означать одно из двух: либо Пакистан применяет устаревшую американскую технологию для защиты ядерных боеголовок и/или носителей ядерного оружия (в 2004 году в британской газете Daily Telegraph появилась статья о том, что США предоставили Пакистану систему кодового контроля за пуском ракет в целях предотвращения несанкционированного применения ракет - носителей ядерного оружия . Подробнее о сделке между США и Пакистаном можно прочитать в статье Дэвида Блэра "Смена кодов обеспечивает безопасность пакистанских ядерных боеголовок": David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan Warheads // Daily Telegraph, February 9, 200.

Либо в Пакистане применяется система, аналогичная современным американским системам безопасности - существует много свидетельств того, что США передали пакистанским военным технологии, применяемые в настоящее время в самих США, хотя пакистанские официальные лица это неоднократно отрицали. Прямая передача современных технологий представляется маловероятной, учитывая риск международного скандала в связи с обязательствами США по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО) и опасность попадания американских военных секретов в руки Китая (вполне вероятный сценарий, учитывая характер китайско-пакистанских отношений по индийскому вопросу): см. Outside Help in Protecting N-assets Denied // Dawn, February 8, 2004.

Отсутствует достоверная информация о том, каким образом и как часто обновляются коды доступа и запуска, но, если предположить, что система полностью скопирована с американской, то, скорее всего, эта функция передана в руки армейской разведки (Armys Military Intelligence). Косвенно об этом свидетельствует следующий факт: сразу после событий 11 сентября 2001 года генерал Первез Мушарраф под давлением США предпринял ряд мер по наведению порядка в Межведомственной разведке, в частности, последовательно заменил двух руководителей спецслужбы, ввел двух- и трехлетнюю ротацию персонала в МВР, представители МВР были выведены из состава NCA (National Command Authority) и т.д. Это явно свидетельствует о недоверии военных к МВР в период до 11 сентября 2001 года и делает крайне маловероятным передачу МВР контроля над кодами доступа и идентификации.

Скорее всего, контроль за выработкой, обновлением и уничтожением кодов осуществляет армейская разведка Пакистана, полностью подконтрольная пакистанским военным, в руках которых находится весь ядерный арсенал страны . Неизвестно, как часто обновляются коды и как именно они распределяются по всей цепочке командования в Пакистане. Оперативные требования к системе безопасности ядерного оружия очень высоки, и, учитывая слабую техническую базу Пакистана, в период кризиса она может дать сбой или привести к выдаче несанкционированных команд на применение ядерного оружия .

Секретность и меры по введению противника в заблуждение. Ключевые аспекты пакистанской ядерной программы держатся в строгой тайне. Несмотря на то, что в открытой печати публикуется много сведений о характере ядерной программы Пакистана, и, конечно, еще больше известно спецслужбам США и других стран, тем не менее, ключевые факты остаются неясными: точная структура командования ядерными силами в случае военного кризиса (например, угрозы войны с Индией), многие процедуры контроля за ядерным оружием, точное расположение некоторых складов с ядерными компонентами взрывных устройств и детонаторами , расположение мест сборки ядерных устройств в угрожаемый период (в мирное время ядерные компоненты и детонаторы хранятся раздельно). Также неизвестны данные кадровой работы в спецслужбах Пакистана: количество и личности тех, кто был отстранен по программе PPP, причины их отстранения, как часто заменяются коды идентификации и активации.

Пакистан активно применяет методы введения в заблуждение потенциального противника. Известно, что на многих угрожаемых направлениях Пакистан развернул макеты ядерных ракет , чтобы усложнить задачу подсчёта его возможностей по нанесению упреждающего или ответного удара. Вполне возможно, что такая же практика распространена и на сами ядерные устройства , при этом лица, задействованные в их охране, не знают, охраняют ли они реальное ядерное оружие или лишь массо-габаритные макеты.

Использование методов введения противника в заблуждение, однако, не обеспечивает полной безопасности ядерного арсенала: так, например, если отдельные компоненты пакистанской ядерной программы полностью скрыты завесой тайны, информация о других сравнительно легкодоступна. Если проанализировать нападения террористов на ядерные объекты с 2007 по 2011 год, то хорошо заметно, что нападавшие, каждый раз были прекрасно осведомлены о местоположении реального ядерного оружия, им были известны графики дежурства охраны и маршруты передвижения патрулей.

Безусловно, часть данной информации боевики получают от своей агентуры среди военного и гражданского персонала, задействованного в ядерной программе; другую ее часть можно получить по косвенным сведениям. Необходимость поддержания высокой боеготовности ядерного арсенала на случай возможного обострения войны с Индией, делает невозможным обеспечение полной секретности всего цикла эксплуатации ядерного оружия: постоянная перевозка компонентов ядерных устройств, их носителей ядерного оружия , обеспечение непрерывной охраны и другая деятельность выдают расположение соответствующих военных объектов. Существенным подспорьем в обнаружении мест хранения ядерного оружия и, особенно, его носителей ядерного оружия (в первую очередь, баллистических и крылатых ядерных ракет) являются спутниковые фотографии, доступные как бесплатно (скажем, через службу Google.Maps), так и за небольшую плату (заказ спутниковых фотографий через интернет): сравнивая старые фото NASA, используемые службой Google.Maps и новые фото с коммерческих спутников, можно увидеть изменения объектов инфраструктуры, косвенно свидетельствующие об истинном предназначении того или иного объекта. Со спутниковыми фотографиями и схемами, демонстрирующими изменение ядерной инфраструктуры можно ознакомиться на сайте автора статьи научного сотрудника Игоря Игоревича Хохлова Электронные карты и спутниковые фотографии .

Так, например, местное расширение дорожного полотна на резких поворотах дороги без увеличения пропускной способности всей трассы может свидетельствовать о том, что данный участок постоянно используется для переводки длинномерных грузов (например, полуприцепов с баллистическими ракетами). Если при нормальном расширении дорожного полотна она уширяется по всей длине и целью увеличения пропускной способности всей трассы, то при подготовке дороги к проезду тягачей баллистических ядерных ракет в этом нет необходимости. Подробный анализ такого рода примеров см. Scott Sagan. Perils of Nuclear Proliferation in South Asia , Asian Survey, Vol 41(6), 2001, стр. 1064-1086.

Тем не менее, по мнению пакистанского руководства, все перечисленные выше меры обеспечивают надежный контроль командования пакистанских вооруженных сил над своим ядерным арсеналом и защиту от внутренней террористической угрозы (об этом заявил нынешний президент Пакистана Али Задари агентству Рейтерс: Zardari Says Pakistan’s Nuclear Weapons are Safe // Reuters, April 27, 2009), от основного соперника - Индии, а также от возможности хищения или уничтожения третьей стороной (т.е. США) в случае развала государственных органов управления или гражданской войны в самом Пакистане.

В последнее время участились информационные утечки из США о том, что Вашингтон разрабатывает планы по обеспечению безопасности пакистанского ядерного арсенала в случае наступления чрезвычайных обстоятельств: US Has Plans to Secure Pakistan’s Nuclear Weap¬ons // Daily Times, May 16, 2009. Стоит полагать, что именно знание того, как в Пакистане организована система безопасного обращения с ядерным оружием, позволила Госсекретарю Кондолизе Райс утверждать сразу после событий 11 сентября 2001 года, что ядерное оружие Пакистана находится в надежных руках, а генерал Мушарраф выступал с многократными заверениями в том, что ядерное оружие недоступно ни террористическим ни экстремистским группам , предупреждая возможные планы США (а, возможно, и Индии или Израиля), о нанесении превентивных ударов по ядерным объектам или по захвату их силам спецподразделений.

Нет никаких сомнений, что пакистанские вооруженные силы окажут сопротивление любым попыткам США обезопасить пакистанское ядерное оружие против его воли - достаточно вспомнить, что пакистанские военные без колебания открыли огонь по американским военнослужащим, когда те вторглись в пакистанский Пуштунистан 12 сентября 2008 года: Shots Fired in US-Pakistan Clash // BBC, September 25, 2008. Не так давно автор этой статьи - политолог Игорь Хохлов - давал интервью в "Вестях" на канале "Россия", комментируя неспособность американцев повлиять на пакистанских военных.

Аналогичным образом удары по ядерным объектам Пакистана с воздуха потребуют точных разведывательных данных и создадут угрозу радиоактивного заражения больших площадей с высокой плотностью населения. Они также приведут к открытому вооруженному противостоянию с пакистанской армией и, возможно, другими исламскими странами.

Несмотря на столь отработанную схему обеспечения безопасности ядерного оружия, в ней есть немало слабых мест, которые в среднесрочной перспективе могут привести к утечке ядерных технологий, материалов и, возможно, отдельных компонентов ядерных устройств.

Среди молодых пакистанских офицеров - немало сторонников Аль-Каиды. Сто пятьдесят ядерных зарядов - могут оказаться в распоряжении экстремистов
http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/80962/
Наш ресурс публикует третью часть новейшего исследования российского политолога Игоря Игоревича Хохлова, эксперта по проблеме ядерного оружия Пакистана. Это новое исследование на основе материалов 2013 года, предыдущие части исследования с данными за 2011 год были опубликованы на нашем ресурсе два года тому назад.

В период наиболее интенсивного строительства ядерной инфраструктуры Пакистана в 1970-е и 1980-е годы, основные опасения Исламабада главным образом были связаны с возможным нападением Индии. Катализатором ядерной программы стало вмешательство Индии во внутренний конфликт в Восточном Пакистане, последовавшее за этим поражение в индо-пакистанской войне 1971 года и образование независимого государства Бангладеш. Основные опасения Исламабада в период после войны 1971 года вызывала угроза внезапного нападения со стороны Индии: индийские вооруженные силы, имеющие на вооружении большое количество бронетанковой техники, вполне могли захватить ядерные объекты Пакистана в ходе стремительного броска, если бы те были расположены недалеко от протяженной индо-пакистанской границы.

Учитывая эту угрозу, большая часть ядерных объектов была возведена на севере и западе страны вокруг Исламабада и Равалпинди, в районах Вах, Фатехджанг, Голра Шариф, Кахута, Шилаха, Иса Кель Чарма, Торванах и Тахила, что снизило опасность внезапного уничтожения или захвата ядерного арсенала, а также дало дополнительное время для нанесения удара возмездия в случае неожиданной атаки. Единственным исключением из этого правила является склад баллистических ракет и, возможно, боеголовок к ним, на западе Пакистана в Саргоде к западу от Лахора. Саргода находится на танкоопасном направлении в 160 километрах от границы с Индией, эта территория, представляющая собой каменистые равнины, является идеальным полем действия для наступающих индийских бронетанковых соединений.

В течение последних сорока лет подобное расположение объектов ядерной инфраструктуры обеспечивало максимальную безопасность ядерного арсенала, компонентов оружия, делящихся материалов, носителей и мест сборки готовых устройств: даже в случае неожиданного нападения Индии у вооруженных сил Пакистана оставалось достаточно времени, чтобы доставить компоненты ядерных устройств на места сборки, затем установить их на носители и применить.

Однако, за последнее десятилетие ситуация существенно ухудшилась: администрация Буша, всецело занятая подготовкой вторжения в Ирак, сильно недооценила как рекрутинговую базу движения "Талибан" и организационные способности лидеров "Аль-Каиды", так и желание Мушараффа помогать США в борьбе с исламистами.

С одной стороны, США не смогли и, возможно, в преддверии войны против Саддама Хусейна, не захотели тратить ресурсы на полное уничтожение талибов и сторонников "Аль-Каиды": по сути их просто выдавили в Пуштунистан, позволив в течение пяти лет (с 2002 по 2007 годы) беспрепятственно заниматься восстановлением своей инфраструктуры, вербовкой новых членов и пропагандой на территории, как южного Афганистана, так и северного Пакистана. За это время выделилось пакистанское крыло движения "Талибан", целью которого является свержение любого режима, сотрудничающего с США: сначала они боролись против режима Мушаррафа, теперь против "демократического" правительства Азифа Али Зардари.

С другой стороны, и Межведомственная разведка (Directorate for Inter-Services Intelligence – ISI) и пакистанские военные всегда рассматривали радикальных исламистов как неисчерпаемый мобилизационный ресурс для войны против Индии в Кашмире, и совсем не хотели лишаться опытных закаленных бойцов, многие из которых прошли и Кашмир и Афганистан. В период самой активной фазы операции "Несокрушимая свобода – Афганистан" (Operation Enduring Freedom - Afghanistan; OEF-A) ISI сделала все возможное, чтобы эвакуировать окруженных боевиков воздушным транспортом, а прорвавшихся в Пуштунистан – на территорию Пакистана.

Сочетание этих двух факторов позволило талибам и боевикам "Аль-Каиды" настолько быстро восстановить силы после поражения осенью-зимой 2001 года, что уже в марте 2002 года они смогли оказать ожесточенное сопротивление войскам международной коалиции (International Security Assistance Force – ISAF). В ходе операции "Анаконда" (1-19 марта 2002 года) коалиционные силы планировали запереть в долине Шахи-кот (провинция Пактия, Афганистан) отступивших туда боевиков Аль-Каиды и Талибана. Фактически же начало операции было сорвано, американские войска понесли серьезные потери в людях и технике, и только дополнительные силы авиации, сыгравшие решающую роль, позволили завершить боевые действия в долине к 19 марта, гораздо позже первоначально намеченного срока. К этому времени большинство террористов успело благополучно выйти из окружения и перейти на территорию Пакистана.

Именно на севере Пакистана "Аль-Каида" и талибы сумели в период с 2002 по 2007 год восстановить свои силы и начать операции не только в Афганистане, но и в самом Пакистане. Именно в этих северных районах страны и находится вся построенная в 1970-е-1980-е годы атомная инфраструктура: по сути говоря, практически все ядерное оружие Пакистана, компоненты для его производства, гражданские и военные объекты на которых производятся, собираются и хранятся ядерные устройства находятся в зоне перманентной партизанской войны. Именно в этих регионах, расположенных к западу и северо-западу от Исламабада, наблюдается наибольшая активность движения Талибан и именно там находятся боевики Аль-Каиды, Исламского движения Узбекистана и других экстремистских группировок.

Несмотря на все меры физической безопасности, перечисленные в первой части статьи, ядерное оружие, его компоненты и объекты инфраструктуры остаются крайне уязвимыми. Опасность исходит как извне – от экстремистских и террористических группировок, так и изнутри – от отдельных сотрудников и групп из числа пакистанских военных и сотрудников спецслужб.

Угроза со стороны экстремистских и террористических группировок, которые до настоящего времени, в силу своей слабости и разрозненности, еще не смогли организовать крупную грамотно организованную операцию, вполне реальна. В их планы может входить захват ядерного устройства в сборе или всех раздельно хранящихся компонентов для последующей сборки, либо создание радиологической угрозы путем распыления, сожжения или подрыва радиоактивных материалов с достаточно высокой интенсивностью излучения. Применение "грязной бомбы" могло бы иметь катастрофические последствия в силу географических особенностей Пакистана: сочетание северо-западной розы ветров, доминирующей в регионе, с расположением ядерных объектов на северо-западе страны позволит террористам заразить огромные территории страны с высокой плотностью населения за считанные часы без необходимости транспортировать радиоактивные материалы. Катастрофичность такого сценария хорошо известна из катастроф прошлого: так, например, вода, использовавшаяся пожарными расчетами при тушении пожара на Чернобыльской АЭС утром 26 апреля 1986 года, сыграла роль в образовании облаков, которые прошли над европейской частью СССР (в основном, западной частью РСФРС, УССР, БССР), Восточной Европой и Скандинавией. В Брянской области и на территории Белорусской СССР охлажденные пары, сформировавшиеся в облака, вызвали радиоактивные дожди, в результате которых пострадало как население, так и сельскохозяйственные угодья, многие из которых будет невозможно использовать в течение обозримого будущего. Подобный сценарий весьма вероятен для Пакистана: в отличие от применения обычных ядерных боеприпасов, последствия в этом случае будут подобны взрыву мощной "грязной бомбы", а основным поражающим фактором может стать долговременное радиоактивное заражение местности. Огромный ущерб, который может быть нанесен сельскому хозяйству страны вследствие вывода из сельхозоборота пахотных земель, неизбежно приведет к дефициту продуктов на внутреннем рынке и к социальному взрыву.

Экстремистские и террористические группировки стремятся неуклонно наращивать свою силу и организованность, поэтому по мере того, как они будут отрабатывать методику нападения на отдельные гарнизоны и объекты, вероятность масштабной скоординированной атаки с целью захвата всех компонентов ядерного устройства, техдокументации, специалистов и, возможно, носителей оружия, скорее всего, будет только возрастать. Нынешняя система ядерной безопасности Пакистана, созданная в первое десятилетие XXI века, разрабатывалась на основе западных, в первую очередь, американских стандартов, в условиях террористической угрозы со стороны отдельных малочисленных и слабо организованных группировок экстремистов. Учитывая рост влияния салафистских и джихадистских сетей в пограничных районах Афганистана и их усиление на территории северо-западного Пакистана, можно с высокой степенью вероятности предположить, что существующие меры безопасности окажутся неадекватными новому характеру и масштабу задач, стоящих перед ними.

Угрозы совершенно иного характера исходят от отдельных сотрудников и групп из числа пакистанских военных и сотрудников спецслужб, как действующих в своих собственных интересах, так и сотрудничающих с террористическими группировками. Принято считать, что пакистанские военные, являющиеся в значительной степени выходцами из городов, представляют собой наиболее образованную и вестернизированную часть общества, тем не менее, многие из них сочувствуют радикальным исламистам.

Такого рода солидарность обусловлена несколькими факторами. Во-первых, разведка и военные активно сотрудничают с террористами в Кашмире, имеют успешный опыт ведения террористической войны с Индией и искреннее разделяют взгляды кашмирских боевиков. Активная пропагандистская работа джихадистов в Кашмире с момента ввода в Афганистан советских войск в 1979 году была направлена на переманивание опытных боевиков с индийского на советский фронт, а с середины 1990-х годов Аль-Каида развернула настоящую пропагандистскую кампанию в Кашмире, объясняя радикальным исламистам, что их истинное призвание – сражаться на стороне истинных сторонников веры – талибов – в Афганистане, а не служить Исламабаду пушечным мясом в его политических играх с Индией. Постоянно сотрудничающие с кашмирскими экстремистами сотрудники спецслужб проникаются этими идеями, в результате чего уже не они вербуют боевиков для борьбы с Индией, а их самих вербует Аль-Каида и пакистанский Талибан для борьбы с "предателями" из Исламабада.

Во-вторых, молодые офицеры, начавшие службу в вооруженных силах в 1990-е и 2000-е годы, исламизированы в значительно большей степени, чем старшее поколение военных. В английском языке для этого явления существует понятие “beard count” ("доля бородатых"), основанное на игре ассоциаций: бородатые боевики-исламисты и радикальные революционеры-иранцы 1970-х годов; в современном английском языке это выражение означает радикальных исламистов, готовых в ходе военных переворотов свергать правительства собственных стран. В настоящее время количество "бородатых" офицеров в пакистанской армии и спецслужбах достигло критической массы, что может способствовать созданию массовых офицерских организаций, действующих согласованно с террористами.

В-третьих, известны многочисленные факты, когда офицеры вооруженных сил и разведслужб Пакистана в течение нескольких десятилетий сотрудничали с экстремистскими и террористическими группировками, сражающимися с Кашмире и Афганистате, такими как Лашкар-и-Тойба (Lashkar-e-Toiba) и Талибан.

В настоящее время большая доля пакистанских военных являются членами основной исламистской партии страны Джамаат-и-Ислами (Jamaat-I-Islami) , а многие также связаны с экстремистами семейными узами или через "бирадари" (Бирадари (biradari) – клановая группа в пакистанском обществе. Социальные отношения в рамках бирадари играют огромную роль в пакистанском обществе. В отличие от общины, ее члены не имеют ни общей собственности ни совместных экономических обязательств (делиться заработком, платить налоги и т.д.); в основе бирадари лежит идея о том, что слава или бесчестие одного члена распространяется на всех в рамках данной бирадари. Отношения в бирадари хорошо отражены в популярной пакистанской поговорке: "Мы не делим хлеб, но мы делим ответственность". В теории, члены бирадари являются выходцами из одной деревни, однако, во многих регионах передел земли после обретения независимости от Великобритании, урбанизация, миграция в течение поколений, массовый отъезд на работу за рубеж и т.д. привели к тому, что члены бирадари оказались разбросаны по разным деревням, городам и регионам. Тем не менее, связь в бирадари по мужской линии сохраняется, они сохраняют преимущественное право на приобретение освобождающейся земли, помогают друг другу при трудоустройстве, отмечают совместно праздники и т.д.). В 2000-е годы офицеры спецслужб и военные офицеры участвовали в попытках убийства Первеза Мушаррафа, на которого было произведено не менее семи известных покушений.

Также кадровые офицеры сотрудничают с террористами, как передавая им ценную информацию, обеспечивая прикрытие, так и лично участвуя в террористической деятельности. Одним из самых известных случаев является задержание организатора атак в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, известного под именем Халид Шейх Мухаммед (Khaled Sheikh Mohammed), которому в последний момент удалось скрыться от ареста в Карачи в сентября 2002 года после того, как его предупредил сочувствующий офицер полиции. Несколько последующих попыток арестовать Халида также заканчивались провалом – он демонстрировал поразительную информированность, покидая место предполагаемого ареста за считанные минуты до приезда оперативных работников. В итоге его удалось арестовать в Равалпинди только через полгода 1 марта 2003 года, когда он скрывался в доме высокопоставленного офицера пакистанской армии. Мотив, который заставил офицера рисковать своей карьерой, жизнью и безопасностью семьи, является просто поразительным: будучи совершенно далеким от политики, он через бирадари был связан с человеком, дальний родственник которого является членом Джамаат-и-Ислами; к этому дальнему родственнику обратились однопартийцы, связанные через свои бирадари с людьми, которых попросили помочь с убежищем "одному хорошему человеку", которого они сами толком не знали. Совершенно очевидно, что при столь развитых социальных сетях, террористы могут через бирадари, сети родственных, семейных и партийных связей выйти практически на любого человека в Южной Азии; при этом существующие в обществе традиции и обязательства вынуждают людей, совершенно далеких от политики, помогать экстремистам. По сути, пакистанское общество предоставляет террористам в распоряжение уже готовую конспиративную сеть размером с целую страну или даже регион.

Эти примеры наглядно иллюстрируют раскинувшиеся по всему Пакистану и глубоко укоренившиеся в среде военных и сотрудников спецслужб сети экстремистов исламистского толка. В совокупности с заявленным намерением Аль-Каиды, талибов и других террористических организаций завладеть ядерным оружием или его компонентами, такого рода связи не могут не внушать опасений.

И, наконец, в своих попытках завладеть ядерным оружием террористы делают ставку и на гражданских специалистов, многие из которых сочувствуют или являются членами радикальных исламистских группировок. Так, например, два ведущих пакистанских ученых-ядерщика – Chaudhry Abdul Majeed и Sultan Bashirrudin Mahmood многократно встречались с боевиками Аль-Каиды и лично с Усамой бен Ладеном в 2000 и 2001 годах, последний раз – менее чем за две недели до событий 11 сентября.

Связи террористов с гражданским научным персоналом представляют собой не меньшую, а, скорее, всего, большую опасность, чем их агентурная работа в среде военных. Если военные имеют доступ к "конечному продукту", т.е. к ядерным устройствам, их компонентам, средствам доставки и т.д., то ученые являются наиболее вероятным источником неконтролируемой утечки ядерных технологий. Ничто не мешает ученым скачать английский научный материал и передать его третьей стороне. После раскрытия и частичной ликвидации сети A Кью Хана (AQ Khan), большинство участников которой так и остались "неустановленными лицами", и выявления связи пакистанского научного и инженерно-технического персонала с террористами, стал ясен масштаб агентурной работы, проводимой экстремистами внутри научного истеблишмента. Фактически, в Пакистане нет ни одного ядерного научно-технического центра, в котором не действовала бы ячейка экстремистов. Любое усиление нестабильности внутри страны, ослабление правящего режима, успехи талибов в Афганистане или на севере Пакистана могут привести к тому, что процесс ядерного распространения приобретет необратимый характер.

Дэвид Олбрайт (David Albright), президент Научного института международной безопасности в Вашингтоне (The Institute for Science and International Security) заявил, что утечка ядерных технологий из Пакистана является основным опасением США: "Если нестабильность будет [и далее] усиливаться, у [властей] будет гораздо меньше возможностей удерживать жесткий контроль над ситуацией. Утечка ключевой информации по ядерной проблематике характерна для Пакистана. Такова природа самой системы [контроля]."



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...