Поэтапное рисование белочки в начальной школе. Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу)

А если нет правила? (Значит, это словарное слово.)
- Прочитайте записанные слова на доске и определите «опас­ное» место в слове, обозначив его красным кружком.

П авел, ре ка, дача , лисичк а, озе ро, жемчужи на, нож ки, И ль я.

Назовите первые буквы слов. Прочтите их. Вы что-нибудь заметили? Что у нас получилось? (Пр..длож..ни...)

Чего не хватает? Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)

III. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-

Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа».

Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.

Написание букв Ее

Вспомните, как пишется буква «Е».

Сколько элементов входит в ее состав? (Заглавная буква «Е» состоит из 2-х элементов, а строчная «е» - из одного. Начинать писать «Е» нужно чуть ниже верхней линии строки. Написать маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соедине­ние и начать писать строчную букву: выполнить верхнюю пе­тельку, вести вниз наклонную линию с закруглением вправо.)

Посмотрите внимательно на записанную цепочку и опреде­лите последовательность ее написания.

Ее ЕеЕеЕЕ ЕЕЕЕ еееее

Запишите эту цепочку самостоятельно (можно продолжить на следующей строке, если она не помещается на одной).

Написание какой буквы мы повторяли на минутке чисто­писания?

Еще раз вспомним все, что мы знаем об этой букве. (Глас­ная буква «е» может обозначать один звук [э], когда стоит по­сле согласной буквы, а может обозначать два звука - [и] и [э], когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков, например: ели, сидели, свиристели, красивые.)

Второй вариант чистописания

- С какой целью мы проводим минутку чистописания?

Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа». Один ученик комментирует выполнение ра­боты, объясняя встретившиеся орфограммы.

Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания? (Букву «е».)

Определите порядок написания букв в строчке:

еаебевеге

(Строчная буква «е» в начале, а затем строчные буквы в ал­фавитном порядке.)

Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.



Расшифруйте головоломку: НИДЛОПРЕЕЖЕ. (Предложение.) Запишите слово, которое у вас получилось.

IV. Сообщение темы и цели урока

Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово «предложение»? - Определите цели и тему нашего урока. (Ответы.)

Итак, тема нашего урока - «предложение».

А цели? (Дети самостоятельно прогнозируют цели.)

Все, что я вам сообщила, а также вы сообщаете друг другу, - это речь. Вы отвечали на мои вопросы - это тоже речь.

А из чего она состоит? (Из предложений, из слов, из звуков.)

Предложение передает мысль. Она воплощается в слова, так как в мире можно все назвать. Без звуков не было бы ничего: ни пред­ложений, ни слов. Мы произносим звуки, из которых получаем сло­ва, а из слов составляем предложения. Предложение, таким образом, и будет в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.

Второй вариант сообщения темы и цели урока

- Повторите, какое слово у нас получилось, оно под­скажет нам тему урока. (Предложение.)

Как вы думаете, чему мы должны научиться? Что узнать нового?

V. Изучение нового материала

Составление предложений из слов, записанных в чистописа­нии.

Пример: «На ветке ели сидели красивые свиристели».

- Из чего состоит предложение?

Какой знак препинания стоит в конце предложения?

С какой буквы начинается предложение?

Как связаны слова в предложении? (Ответы.)
Прочитайте запись на доске. Где слова, а где предложения?

Почему вы так думаете? Объясните.

1. Я родился и живу в Беларуси!

2. Ядом и...

3. У тебя много друзей?

(Предложение должно выражать законченную мысль. В пред­ложении есть предмет речи и его действие, поэтому 1-я и 3-я стро­ки - это предложения, а 2-я - набор слов.)

Какой вывод можно сделать?

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. Состоит из слов.

3. Начинается с прописной буквы.

4. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки (.! ?).



Работа с учебником (упражнение 40, с. 30).

Актуализация знаний учащихся о предложении как еди­нице речи.

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.

Покрутили головой -

И усталость вся долой!

Раз, два, три, четыре, пять, Вращение головой в одну и другую

Шею надо разминать! стороны.

Стали ровно, наклонились, Наклоны вперед и назад.

Раз - вперед, а два - назад. Встать на носочки, потянуть

Потянулись, растянулись, ся вверх.

Повторяем все подряд.

А теперь мы приседаем -

Это важно, сами знаем:

Мы колени разминаем.

Наши ноги упражняем. Приседания.

Выполнение грамматического задания (упражнение 41, с 30)

Материал для орфографических разминок.

1. Орфограмма «Разделительный ь и ъ».

Конъюнктивит у адъютанта

Интервью с субъектом

Пьедестал у павильона

Сверхъестественный медальон

Фельетон о подъезде

Съёжиться из-за вьюги

Съязвить всерьёз

Волчья семья

Предъюбилейная пьеса

Киносъемка в павильоне

Трехэтажный объект

Объятия почтальона (дьявола)

Въедливый адъютант

Объявить о съезде

Несерьезный фельетон

Сагитировать компаньона

Сверхъестественный осьминог

Изъять объявление

Статья о шампиньонах

Инъекция для обезьяны

Изъян в пьедестале

Мышьяк в медальоне

Сэкономишь на лосьоне

Трансъевропейский экспресс

Сыновья дьяка

У серьёзного почтальона во вьюках лежали съестные припасы: съедобные шампиньоны, кубики куриного бульона и оладьи.

Компаньон адъютанта сэкономил на покупке фортепиано и приобрел необычный медальон.

Из-за сверхъестественных неудач субъект съёжился и убежал.

Адъютант чувствует, что лоб его горяч.

Когда заиграл туш, с полки упала черная тушь.

Юный адъютант, читавший фельетон о необычной обезьяне, не заметил начавшуюся за окном вьюгу.

2. Орфограмма «Ы-и после шипящих».

Пуговицы для цыплятницы

Цинга у цыгана

Циркачка с циркулем

Танцы на циновке

Ровесницы и сверстницы

Иллюминация в цирке

Лисицын и волчицын

Милиционер любил выращивать нарциссы, настурции и цикламены.

Циник сидел на циновке и молол цикорий.

Цыганки ели цибулю, чтобы не заболеть цингой.

3. Орфограмма «Чередующиеся гласные в корне слова».

Сжигать шалаш

Прикоснуться к ростку

Запереть на ключ

Полагаешься на Ростислава

Адъютант вырос

Выбираешь для сверстницы

Адъютант удирает

Блестящий пьедестал

Равнина расстилается

Полагаешься на субъекта

Прикоснуться к ровеснице

Интеллигентный Ростислав

Ростки акации

Авианосец «Ростов»

Ростки акации радовали глаз престарелого ростовщика Ростислава.

Ровесники собираются в поход и берут с собой палатки.

Посадочный материал вьющихся растений дал хорошие ростки и быстро разрастался по палисаднику.

4. Орфограмма «О-ё после шипящих».

Пчёлы на шоколаде

С зажженной свечой

Тушёнка и сгущёнка

С плюшевым медвежонком

Без чужого капюшона

Причёска жокея

Дешёвый волчонок

Возмущённый учёный

Ночёвка в чащобе

Шёпот с врачом

Нездоровится из-за тушёнки

Изжога у обжоры

Расческа шотландца

Прыжок в крыжовник

Старичок с деревянной трещоткой шел по тропинке и напевал песенку.

Юная танцовщица пила кофе со сгущенкой, ела крыжовник, а жокей нахваливал пшенку с тушенкой.

Взлохмаченный галчонок в костюме из искусственного шёлка услышал тихий шорох желтого парашюта, упавшего на стриженый газон.


Определите вид орфограммы, встречающейся в каждом слове, устно подберите проверочные слова:

Поразительный, рождающееся, развитой, образумить, показать, впечатляющий, бесконечно, органическое, увядающий, граница, благословение, гениальность, вольнолюбивый, живописный, заверять, измерять.

3. Пунктуационный разбор первых двух предложений из упр. 269, часть II (каждый знак учащиеся комментируют).

4. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

Что такое язык? Дайте определение.

Раскройте смысл утверждения, что у каждого языка есть своя «картина мира». Приведите примеры.

Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

Каждый из нас, я думаю, знает своё «родословное дерево». К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте, каждому хочется узнать: кто мы есть такие, откуда вышли родом. Так и языки могут быть «родственниками» друг другу. Так, русский, украинский, белорусский - «дети» древнерусского. Он в свою очередь - «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были ещё единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, спорят о том, где эта территория находилась. Её ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и назывался - общеславянский.

В VI-VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV-ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.



2. Работа по учебнику (упр. 267).

Сегодня мы с вами поработаем над упр. 267. Из упражнения вы получите общие сведения о языке.

Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. Учащиеся работают самостоятельно.

Примерный план:

План Тезисы
О принадлежности русского языка к восточнославянской группе и функции языка в мире. Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык - язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций.
Численность людей, говорящих на русском языке. В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России - 143,7 млн., в других государствах - 88,8 млн. человек.
Функционирование русского языка как государственного. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость.
О преподавании русского языка. Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран.
Формы существования русского языка. Современный национальный русский язык существует в нескольких формах - литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия - с другой.
Три периода в истории русского языка. Первый период (VI-VII-ХIV вв.) восточных славян из общеславянского единства. В ХIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период - распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период - начиная с ХVII в. начало формирования языка.
Расширение лексики русского языка. Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков.
Формирование норм русского национального языка, В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная речь, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина).
Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка науки и публицистики. Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики.
Пути пополнения русской лексики Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики

III. Итоги урока

Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? (Учащиеся приводят примеры цитат из тезисного плана и рассказа учителя.)

Домашнее задание

1. Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительный материал из других источников.

2. Выполнить задания 1, 2, 3 к упр. 267 (стр. 133).

3. Выучить три периода истории русского языка.

4. Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях».

Урок 4 (4)

Три периода в истории русского языка

Цели урока:

Научиться соотносить понятия «период развития языка» и «возникновение языка»; отработать навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Задания 2, 3 к упр. 267 выполняются на доске.

2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.

Орфографическая разминка.

Составьте словарный диктант «Орфограмма - гласная в чередующихся корнях».

Например:

Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу.

Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

II. Работа по теме урока

Фронтальный опрос.

Назовите три периода истории русского языка.

Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?

В каком веке возникает письменность?

Какие произведения, знакомые вам по урокам литературы, относятся к первому периоду в истории развития русского языка? Обоснуйте свой ответ. (ХII век: «Слово о полку Игореве» ХI век: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Повесть временных лет».)

2. Комплексный анализ текста (текст для анализа записывается под диктовку):

Вернувшись в родной город после долгой отлучки, москвич восклицает: «Москву не узнать!» Пока на глазах возникает новое, сосуществует со старым, живущим века и устраняемым, обветшалым, удивления нет: Москва как Москва. Переход в иное состояние не одномоментный взрыв, а преемственное накопление новшества в отдельных местах, даже в эпохи стремительной перестройки. Новое качество обнаруживаешь, лишь сравнив удаленные друг от друга моменты. Современный язык начался не в 1750 году, хотя ясно, что в конце 18 века он уже был, а в начале, при Петре I, его ещё не было. Живя вместе, мы не замечаем, как меняемся, но ты можешь не узнать одноклассника, когда встретишься с ним лет через десять после выпускного бала. Русские сегодня не могут читать свободно написанное даже в ХVII веке, а чтобы прочитать рукописи старше ХIV века, должны специально учиться. (В. Г. Костомаров «Жизнь языка») (130 слов).

Какова основная мысль текста? (Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.)

Пример из истории. Русский язык эпохи Московской Руси (ХIV-ХVII века) имел сложную историю. Продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились две основные диалектные зоны - северно-великорусская и южно-великорусская. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него считали характерным: аканье; ярко выраженная редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г ; окончание -ово, -ево в родительном падеже единственного числа мужского и среднего родов. В это время большие изменения происходят и в категории времени, и в склонении имён существительных. То есть, язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудноузнаваемым.

Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В ХVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм.

Почему в развитии языка выделяют три периода, а возникновение языка соотносят только с третьим периодом?

(В этом закономерность развития любого живого организма: прежде чем дерево станет деревом, оно должно пройти ступени развития от семечка до ростка, от ростка до дерева и т. д. Так, большую роль сыграла в развитии языка языковая теория и практика М. В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». А творческий гений Пушкина привёл в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причём цементирующей основой стал русский народный язык. Поэтому с Пушкина начинается современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.)

Соответствует ли записанный вами текст современным языковым нормам? (Да.)


ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка - формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.

Карточка №1

Спишите, объясните написание выделенных букв.

На берегу растёт с о сна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная зв е зда,

А рядом с нею звёзды.

Карточка№2

Спишите, подчеркните в словах безударные гласные в корне слов, которые можно проверить.

Зеленеет луг весёлый,

А за лугом дремлют сёла:

Хатки, словно невидимки,

В серебристой тонут дымке,

Тополя на вольной воле

Шумно спорят с ветром в поле.

Облетели листья клёна.

Клён от холода дрожит.

На дорожках у балкона

Золотой ковёр лежит.


Карточка №3

Спишите по образцу, вставьте безударные гласные в корне.


1 вариант:

Лист - л и сты

С(а,о)ды

Кр(о,а)ты

Пл(о,а)ды

Ст(о,а)лы

2 вариант

с е стра - сёстры

в(е,и)сна ___________

з(е,и)ма ___________

в(о,а)лна ___________

с(о,а)сна ___________

Карточка№4

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.

Карточка №5

Спишите слова, записывая первым проверочное слово. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

Водичка, водяной, вода, водный.

Лесок, лесной, лесник, лесочек, лес.

Бегун, побежать, беговая (дорожка), пробежка.

Лисичка, лиса, лисица, лисья.

Цветы, цветочный, цвет, цветёт.

Карточка№6

Спишите, вставляя безударные гласные в корне слова.

На горке

Обойди хоть все дв..ры – Не зевайте впереди,

Лучше не найти г..ры. Не вставайте на пути!

Осторожно! Берегись! По пр..мой, до поворота,

Д..твора несётся вниз, поз..ди остался кто-то!

Стоя, сидя, на коленках, Нал..тели на сугроб:

На картонках, на фанерках. Кто доехал, на бок – хлоп!

Карточка №7

Спишите имена сказочных героев, вставляя пропущенные буквы.

К..за р..гатая, зайчик - поб..гайчик, л..сичка - с..стричка, бычок - с..ляной б..чок, лягушка - кв..кушка, мышка - н..рушка, петушок – з..лотой гр..бешок, в..лчок - серый б..чок.

Карточка №8

Выпишите в первый столбик слова с безударной гласной Е в корне, во второй столбик – слова с безударной И в корне, в третий – слова с безударной Я в корне, устно подбирая проверочное слово.

П..тно, с..нева, б..ляк, т..жёлый, р..ды, уб..жал, з..мовать, гн..здо, шм..ли, пл..сать, кр..кун, з..лёный, зм..я, кл..новый, в..занка, гр..знуля.

Карточка №9

Исправьте ошибки, спишите.

Весело летом в лису. Мы идём по густой сочной трове. Кругом цвиты. На цвиток села пчила. У трапы кучка рыхлой зимли. Это нара крота.

Травка зилинеет,

Солнышко блистит,

Ласточка с висною

В сени к нам литит.

Карточка №10

Спишите слова с проверяемой безударной гласной в один столбик, с непроверяемой гласной – в другой.

Берёза, стрела, мороз, свеча, помидор, дожди, заяц, пчела, яблоко, солёный, капуста, зерно, собака.

Карточка№11

Сопоставьте слова, подберите проверочные.

Пос..деть от горя – пос..деть на стуле

Сп..ши на урок – сп..ши текст

Д..ю тетрадь – д..ю корову

Прим..рять костюм – прим..рять друзей

Пол..скать бельё – пол..скать ребёнка

Карточка№12

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Остались на сн(е )гу заяч(ь )и сл(е )ды – д(а )леко ли зайцу до б(е )ды? Но заяц не б(о )ится. Прил(е) тела сн(е )жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е )ды зам(е )тая. Напрасно с(о )бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м(е )стечку и думает:

Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)

Карточка№13

Запишите слова в две группы: в первую - слова с непроизносимой согласной, во вторую - слова, где нет непроизносимой согласной.

Мес(Т) ность, вкус()ный, гиган(Т) ский, ужас()ный, счас(Т) ливый, интерес()ный, грус(Т) ный, поз(Д) но, чудес()ный, со(Л) нце, сер(Д) це, лес(Т) ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис(Т )нуть.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...