Польская кампания - танковая война (польские танки). Польские бронесилы второй мировой Польская бронетехника

польск. Twardy - твердый.

В послевоенный период Польша стала важным промышленным центром, освоившим производство сложной гусеничной бронетехники. Ранее, исходя из соображений кооперации в рамках Варшавского договора, танки производились в Польше по лицензии, предоставленной Советским Союзом. Тем самым не допускалось вмешательство в конструкцию производимых танков с целью их улучшения. Такая ситуация сохранялась до 80-х годов, когда отношения Польши и СССР окончательно испортились. Разрыв политических, экономических и военных связей вынудил поляков предпринять самостоятельные действия с целью сохранения достигнутого технического уровня имевшихся боевых машин , а также спасения отечественной военной промышленности.

Успехам в этом направлении способствовали разработки, осуществленные в инициативном порядке научно-исследовательскими центрами отдельных военных предприятий. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Польше на базе имевшихся танков Т-72 начались работы по созданию отечественного танка, которые привели к появлению прототипов танка РТ-91 "Тварды". Эти машины оснащены новой системой управления огнем, новыми приборами наблюдения (в том числе ночными) командира и наводчика, другой системой пожаротушения и системой защиты от детонации боеприпасов, а также усовершенствованным двигателем. Практически до начала 80-х годов машиностроительные заводы Польши производил двигатели для танков серии "Т" на основании лицензионной документации.

В последующие годы контакты машиностроителей с российской стороной начали ослабевать и окончательно прервались в конце 80-х начале 90-х годов. В результате польским производителям пришлось самостоятельно решать проблемы, связанные с модернизацией двигателя, что было необходимо в связи с постоянным усовершенствованием танка Т-72. Модернизированный двигатель, получивший обозначение 512У, отличался улучшенной системой подачи топлива и воздуха и развивал мощность 850 л. с., а танк с этим двигателем стал называться РТ-91 "Тварды".

Повышение мощности двигателя позволило частично компенсировать увеличение боевой массы танка, что было обусловлено установкой реактивной брони (польской конструкции). Для двигателя с механическим компрессором мощность в 850 л. с. была предельной, поэтому было принято решение использовать компрессор, приводившийся в действие энергией выхлопных газов.

Такое конструктивное решение уже на протяжении многих лет применялось в иностранных гусеничных боевых машинах. Двигатель с новым компрессором получил обозначение 5-1000 (число 1000 обозначает развиваемую мощность в лошадиных силах) и предназначается для установки на танки РТ-91А и РТ-91А1. Система управления огнем, созданная специально для танка РТ-91, учитывает скорость движения цели, вид боеприпаса, параметры атмосферных условий, температуру метательного вещества и взаимное положение линии прицеливания и оси пушки.

Лёгкий танк 7TP был польским вариантом развития английского «Виккерса 6-тонного», одного из наиболее распространенных танков предвоенного периода во всем мире. Разработка данного танка велась в 1933-1934 годах, при этом за время его серийного производства в 1935-1939 годах в Польше было собрано 139 таких танков. К моменту начала Второй мировой войны именно 7TP являлся наиболее боеспособным польским танком, который по своим возможностям и характеристикам превосходил немецкие легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II, однако ввиду своей малочисленности никак не смог повлиять на ход боевых действий и предотвратить захват Польши. По своей боевой мощи данный танк на тот момент времени был сравним с чехословацким танком LT vz.38 и советским Т-26.

Стоит отметить, что в межвоенное время мало у какой европейской армии были сомнения в том, что в войне будущего решающую роль на поле боя сыграют танки. Прекрасно понимали это и в Польше, по этой причине польское военное руководство сделало основную ставку на развитие в стране собственного танкостроения. Однако для этого развития нужна была хоть какая-то база. Поэтому, как и большинство государств, которые обрели независимость по итогам Первой мировой войны, Варшава достаточно длительное время приобретала иностранную бронетехнику.


Первыми танками Польши в 1919 году стали полученные из Франции легкие танки Renault FT-17, которые достаточно успешно зарекомендовали себя в годы Первой мировой войны, действуя на Западном фронте. Именно танки Renault FT-17 до 1931 года составляли основу танковых войск Польши, пока не возникла острая потребность, чем-то заменить эту устаревшую боевую машину. Для замены польские военные рассматривали несколько вариантов, среди которых в лучшую сторону выделялись американский танк М1930 конструкции Кристи и британский Vickers Mk.E (известный в России больше как «Виккерс 6-тонный»). Однако с американцами договориться так и не удалось, поэтому поляки обратились к компании Vickers, чей танк ранее уже приглянулся делегации СССР, а позднее послужил прототипом для советского танка Т-26.

В 1930 году польской военной делегацией был подписан контракт на поставку в страну 50 танков Vickers Mk.E, из которых 12 боевых машин поляки должны были собрать на месте своими руками. Танк произвел на военных очень благоприятное впечатление, однако нашелся и целый ряд недостатков - недостаточное бронирование, слабое вооружение (всего 2 пулемета), ненадежная силовая установка. Помимо всего прочего, стоимость одного «Виккерса» достигала 180 тысяч злотых, немалой по тем временам суммы. В этой связи уже в 1931 году польское правительство принимает решение создать на основе английского танка свой собственный легкий танк. Работы по модернизации боевой машины были развернуты в конце 1932 года. Надежды на новый танк поляки возлагали немалые - достаточно сказать, что контракт на поставку армии первой партии новых танков был подписан уже 19 января 1933 года, а проектные работы удалось завершить только 24 июня того же года.

Ходовая часть танка изменений не претерпела, полностью перейдя от «Виккерса». Ходовая состояла из 4-х двухкатковых тележек, которые были сблокированы попарно с подвеской на листовых рессорах, 4-х поддерживающих роликов, а также переднего ведущего и заднего направляющего колеса (на каждый борт). Гусеничная цепь была мелкозвенчатой, она насчитывала 109 стальных траков шириной 267 мм. Длина опорной поверхности гусениц танка составила 2900 мм. В отличие от ходовой части корпус польского танка был доработан за счет монтажа бронированного кожуха, расположенного над моторным отделением. При этом усилили и бронирование танка: толщину лобовых листов корпуса поляки довели до 17 мм, бортовых - до 13 мм.

Вооружение танка решили оставить полностью пулеметным, оно состояло из двух 7,92-мм пулеметов wz.30, установленных в двух цилиндрических башнях, которые по своей конструкции были аналогичны английским. Для своего времени пулемет Browning wz.30 калибра 7,92-мм обладал неплохими характеристиками. Максимальная его скорострельность составляла 450 выстр/мин, начальная скорость пули 735 м/с, максимальная дальность стрельбы - до 4500 метров. На дистанции в 200 метров данный пулемет пробивал 8-мм броню, поэтому мог эффективно использоваться для борьбы с легкобронированными целями. Боезапас двух танковых пулеметов состоял из 6 тысяч патронов. Для защиты ствола с жидкостной системой охлаждения польские конструкторы использовали цилиндрические кожухи. Каждая танковая башня могла вращаться на 280°, а углы вертикального наведения пулеметов составляли от -10° до +20°. При этом поляки выполнили конструкцию пулеметной установки с таким расчетом, чтобы вместо «Браунинга» всегда можно было установить пулеметы Maxim wz.08. или Hotchkiss wz.35.

Замене подвергся и британский двигатель, который считался ненадежным и пожароопасным. Он был заменен на 6-цилиндровый дизельный двигатель Saurer, развивавший мощность 110 л.с. при 1800 об/мин. Система охлаждения двигателя была жидкостной. Внутри боевого отделения и моторного отсека циркуляция воздуха обеспечивалась с помощью двух вентиляторов. Топливные баки находились в передней части танка. Основной бак емкостью 110 литров находился рядом с местом механика-водителя, запасной емкостью 20 литров - рядом с коробкой переключения передач. При движении по шоссе танк мог тратить до 80 литров на 100 километров, а при движении по пересеченной местности расход увеличивался до 100 литров.

Трансмиссия боевой машины находилась в передней части корпуса. Она включала в себя карданный вал, главный и бортовые фрикционы, приводы управления, бортовые передачи и коробку переключения передач. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 37 км/ч. При этом скорость при движении на 1-й передаче составляла 7 км/ч, на 2-й - 13 км/ч, на 3-й - 22 км/ч и на 4-й - 37 км/ч.

Экипаж легкого танка включал в себя 3-х человек. В передней части корпуса справа находилось место механика-водителя, командир боевой машины занимал правую башню, второй стрелок левую башню. Приборы наблюдения, установленные на танке, были простыми и немногочисленными. В бортах каждой башни было выполнено по две смотровых щели, которые были прикрыты бронестеклами, а рядом с пулеметами были установлены телескопические прицелы. Для механика-водителя был предусмотрен лишь передний двухстворчатый люк, в котором дополнительно была вырезана смотровая щель. Перископические приборы наблюдения на двухбашенных легких танках 7TP не устанавливались. Одновременно в разработке находилась версия однобашенного танка, вооруженного 37-мм танковой пушкой Bofors и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом wz.30.

Первый прототип легкого танка 7TP поступил на испытания в августе 1934 года. Хотя времени для создания полноценного опытного образца было достаточно, он был частично выполнен из небронеовой стали. Ходовые испытания танка проводились с 16 августа по 1 сентября 1934 года, за этот временной отрезок танк прошел 1100 км. Второй прототип танка в железе был доставлен для прохождения полигонных испытаний 13 августа 1935 года.

Сравнение нового легкого польского танка с британским Mk.E, не позволяет усомниться в том, что польским инженерам удалось оптимизировать конструкцию боевой машины, сделав танк более надежным. Но наиболее значимые изменения касались улучшения охлаждения двигателя, замены вооружения и усиления подвески. После производства прототипов и их осмотра военными, армия выдала заказ на строительство легких танков 7ТР (7-Tonowy Polsky).

При этом уже в 1935 году было совершенно очевидно, что двухбашенный вариант легкого танка 7ТР не обладает никакими резервами для дальнейшей модернизации. По этой причине основная ставка делалась на однобашенный вариант танка с пушечным вооружением. Однако достаточно долгое время поляки не могли решить, какую именно пушку поставить на танк. С 1934 по 1936 годы они успели рассмотреть 6 разных вариантов орудий калибром от 37-мм до 55-мм. При этом требования, предъявляемые к танковой пушке, были вполне себе стандартными. Орудие должно было обладать высокой скорострельностью, компактными размерами, возможностью бороться с бронетехникой противника, а также иметь хорошие эксплуатационные характеристики. Перебрав все возможные варианты, польские военные остановили свой выбор на 37-мм пушке шведской компании Bofors. Узнав о желании польской стороны разместить орудие «Бофорс» вместе с польским пулеметом, представители компании предложили Польше бесплатную помощь в создании спаренной конструкции башенного вооружения легкого танка 7ТР. Помимо этого, шведы оснастили польский танк прицелами компании «Zeiss». В итоге шведская сторона изготовила башню по предоставленным из Польши чертежам. Во многом она была похожа на башню танка «Виккерс».

Легкий танк 7ТР с башней фирмы Bofors

Работы над башней велись в Швеции с декабря 1935 по ноябрь 1936, когда компания Bofors представила полякам готовую башню, с установленной в ней 37-мм пушкой. При этом от дальнейших поставок башен из Швеции польская сторона отказалась. Вместо этого при помощи инженера Фабриковского была спроектирована новая «адаптированная» конструкция, которая была предназначена для установки на первый прототип танка 7ТР. Изменения коснулись лишь подбашенной коробки и размещения аккумуляторных батарей, которые переместили из боевого отделения в трансмиссионное. Башня танка была выполнена в форме усеченного конуса и обладала дифференцированным бронированием. Лобовая часть, борта, корма и маска орудия были изготовлены из одинаковых бронелистов толщиной 15 мм, крыша башни имела толщину 8-10 мм. Из-за особенностей компоновки корпуса танка башню пришлось ставить на боевую машину со смещением на левый борт.

В период с 3 по 7 февраля 1937 года были проведены испытания, которые показали пригодность башен к установке на легкие танки 7ТР. Серийная продукция отличалась люком на крыше башни, а не в кормовом бронелисте, а также наличием кормовой ниши. Ниша одновременно была и противовесом для танкового орудия и местом для установки радиостанций N2C или RKBc, которые начали ставить на польские танки осенью 1938 года. Всего до начала Второй мировой войны успели собрать только 38 радиостанций. В итоге они появились на танках командиров взводов, рот и батальонов.

Стоит отметить, тот факт, что на тот период времени 37-мм пушки Bofors было достаточно. Орудие обладало отличными характеристиками и боевыми качествами, его было достаточно для поражения всех танков, имевшихся на тот период времени. На дистанции до 300 метров снаряд, выпущенный из такой пушки, пробивал броню толщиной до 60 мм, с дистанции до 500 метров - 48 мм, до 1000 метров - 30 мм, до 2000 метров - 20 мм. При этом скорострельность орудия составляла 10 выстр/мин. Боекомплект орудия состоял из 80 снарядов и располагался внутри танка следующим образом: 76 выстрелов хранились в нижней части боевого отделения, а еще 4 в танковой башне. Боекомплект спаренного вместе с орудием 7,92-мм пулемета wz.30 составлял 3960 патронов.

Первые боевые стрельбы нового танка состоялись в 1937 году на баз Центра баллистических исследований, расположенном в местечке Зеленка недалеко от польской столицы. При этом цена одного танка с артиллерийским вооружением выросла до 231 тысячи злотых. Основным местом производства легких танков 7ТР с 1935 по 1939 годы был завод, расположенный в Чеховицах. Всего здесь было произведено 139 таких танков, из которых 24 являлись двухбашенными и были вооружены лишь пулеметами. Однако впоследствии все двухбашенные танки прошли модернизацию, на них была установлена одна орудийная башня.

Перед началом Второй мировой войны танками 7ТР были вооружены 1-й и 2-й батальоны легких танков польской армии (по 49 боевых машин в каждом). Вскоре после начала войны, уже 4 сентября 1939 года в Учебном центре танковых войск, расположенном в Модлине, закончилось формирование 1-й танковой роты командования обороны Варшавы. В составе роты насчитывалось 11 танков 7ТР. Еще 11 танков данного типа насчитывалось в составе 2-й роты легких танков командования обороны Варшавы, которая была сформирована незначительно позднее.

Стоит отметить, что польские легкие танки 7ТР обладали лучшим вооружением, чем многочисленные немецкие легки танки Рz.I и Рz.II и лучшей проходимостью, не уступая танкам Германии в бронезащите. В результате танки 7ТР успели принять участие в боевых действиях, уничтожив и повредив за все время боев примерно 200 немецких танков. В частности, данные польские танки приняли участие в контрударе польской армии под Пётркув-Трыбунальски, где 5 сентября 1939 года один танк 7ТР из состава 2-го батальона легких танков подбил 5 немецких легких танков Рz.I. Дольше всех с немецкими войсками сражались танки из состава 2-й танковой роты, которая обороняла Варшаву, они принимали участие в уличных боях в городе до 26 сентября 1939 года.

Большая часть этих боевых машин была потеряна в боях, часть подорвана своими экипажами или даже утоплена в Висле. Но некоторое количество танков (до 20) было захвачено гитлеровцами, которые затем использовали их во время Второй мировой войны. Еще как минимум 4 подбитых танка 7ТР и один тягач на его базе были захвачены РККА в процессе присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины к СССР в сентябре 1939 года. Этим польским танкам советские инженеры уделили пристальное внимание. Все захваченные советскими частями танки были повреждены, поэтому их сначала отремонтировали на Ремонтной базе №7, расположенной в столице Украины, а также на Научно-испытательном бронетанковом полигоне в Кубинке.

После этого танки прошли в Советском Союзе серию испытаний. По итогам испытаний конструкторы отметили, что для танковой промышленности СССР представляют интерес следующие элементы польского «Виккерса»: броневая защита маски орудийно-пулеметной установки в башне танка, дизельный двигатель производства компании «Заурер», а также смотровые приборы. В последнем случае речь велась о приборе кругового обзора образца 1934 года, который был создан инженером Рудольфом Гундлахом. Начиная с 1936 года, подобные устройства выпускались во Львове, поляки ставили их на танкетки TKS и легкие танки 7ТР. Патент на производство данного танкового перископа был позднее продан британской компании «Виккерс Армстронг». В годы Второй мировой войны подобными приборами наблюдения были оснащены все английские танки. Советские инженеры также скопировали польский перископ, использовав его затем в своих боевых машинах.

Тактико-технические характеристики танка 7TP:

Габаритные размеры: длина - 4,56 м, ширина - 2,43 м, высота - 2,3 м.
Боевая масса - 9900 кг.
Бронирование: лоб корпуса - 17 мм, борта корпуса - 13 мм, башня - 15 мм, крыша корпуса и днище - 5 мм.
Вооружение - 37-мм пушка Bofors (80 снарядов) и 7,92-мм пулемет WZ. 30 (3960 патронов).
Силовая установка - 6-цилиндровый дизельный двигатель Saurer CT1D мощностью 110 л.с.
Максимальная скорость - 37 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 160 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности)
Запас топлива - 130 л.
Экипаж - 3 человека (механик-водитель, командир-заряжающий, наводчик).

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/poland/7tp.htm
http://www.istpravda.ru/research/5110
http://szhaman.com/polskie-tanki-7tr
http://www.opoccuu.com/7tp.htm
Материалы из открытых источников

7TP (siedmiotonowy polski - 7-ton Polish).

На 1 сентября 1939 года, то есть к моменту нападения Германии на Польшу в составе танкового парка Польши числилось 135 танков 7ТР. Танк типа 7ТР был разработан польским конструкторами в 1933 году на основе английского "Виккерс" - 6 тонн, того самого, на основе которого был разработан и советский Т-26. Исходная конструкция была подвергнута существенным изменениям. В первую очередь была заменена силовая установка. Вместо английского карбюраторного двигателя был установлен серийно производившийся в Польше дизельный двигатель "Заурер". Была увеличена толщина брони и изменена форма корпуса в кормовой его части.

Это вызвало увеличение веса и потребовало усилить ходовую часть. После выпуска нескольких десятков боевых машин в английском двухбашенном варианте было решено выпускать танк с одной башней, а в качестве вооружения была выбрана шведская 37-мм противотанковая пушка фирмы "Бофорс". Эта же фирма предоставила и конструкторскую документацию для производства башни. Кроме пушки, танк вооружался и 7,92-мм пулеметом Браунинга. Устанавливались телескопический прицел, танковый перископ для наблюдения за полем боя и радиостанция. В целом это был неплохой для своего времени танк, достаточно подвижный и технически надежный.

В начале 30-х годов поляки закупили в Великобритании около 50 легких танков "Виккерс 6-тонный". В результате ряда усовершенствований появился легкий танк 7ТР, который строился с 1935 по 1939 год. Первая модель весила 9 т и имела две башни, в которых устанавливалось по пулемету. Толщину корпуса довели до 17-мм, а башни - до 15-мм. 18 марта 1935 года заводу "Урсус" был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами "браунинг" калибра 7,62-мм. В качестве силовой установки вместо английского карбюраторного двигателя "Армстронг-Сиддли" использовался дизель "Заурер" мощностью 111 л. с. В связи с этим пришлось изменить конструкцию корпуса над силовым отделением.

В ходе боевых действий Второй мировой войны германские войска захватили в оккупированных странах значительное количество разнообразных бронированных машин, которые затем широко использовались в полевых войсках Вермахта, войсках СС и различного рода охранных и полицейских формированиях. При этом часть из них переделывалась и перевооружалась, а остальные применялись в оригинальном исполнении. Число принятых немцами на вооружение бронированных боевых машин иностранных марок колебалось по разным странам от единиц до нескольких сотен.

На 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Вгоп Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 - TKF, 169 - TKS, 120 танков 7ТР, 45 - R35, 34 - Vickers Е, 45 - FT17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 - wz.34. Кроме того, некоторое количество боевых машин разных типов находилось в учебных частях и на предприятиях. 32 танка FT17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. С этим танковым парком Польша и вступила во Вторую мировую войну.


В ходе боевых действий какая-то часть техники была уничтожена, а уцелевшая досталась в качестве трофеев Вермахту. Немцы довольно быстро ввели в состав Панцерваффе значительное количество польских боевых машин. В частности, танками 7ТР укомплектовали 203-й отдельный танковый батальон. Вместе с танкетками TKS танки 7ТР поступили и в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии. В боевой состав 4-й и 5-й танковых дивизий вошли танкетки ТК-3 и TKS. Все названные боевые машины приняли участие в победном параде, устроенном немцами в Варшаве 5 октября 1939 года. При этом танки 7ТР 203-го батальона были уже перекрашены в стандартный серый цвет Панцерваффе. Впрочем, как оказалось, эта акция носила чисто пропагандистский характер. В дальнейшем в боевых частях Вермахта трофейная польская бронетехника не использовалась. Танки Panzerkampfwagen 7ТР(р) и танкетки Leichte Panzerkampfwagen TKS(p) вскоре отдали в распоряжение полиции и охранных частей войск СС. Некоторое количество танкеток TKS было передано союзникам Германии: Венгрии, Румынии и Хорватии.

Захваченные бронеавтомобили wz.34 использовались немцами исключительно в полицейских целях, так как никакой боевой ценности эти устаревшие машины не имели. Некоторое число броневиков данного типа было передано хорватам и использовалось теми против партизан на Балканах.

Парк трофейного имущества. На переднем плане - танкетка TKS, на втором - танкетка ТК-3. Польша, 1939 год

Брошенный без каких-либо видимых повреждений легкий танк 7ТР. Польша, 1939 год. Этот танк выпускался в двух вариантах: двухбашенном и однобашенном. Вермахтом ограниченно использовался только второй вариант, вооруженный 37-мм пушкой

В период между 1919 – 1920 годами польская армия находилась на четвертом месте после Франции, Англии и США по количеству танков, в ее рядах состояло 120 танков «Рено FT» и «Мк V».

Поляки быстро поняли, что танки играют важную роль на поле боя. Важную, но не главную. Находясь в плену стереотипов, главенство они отдавали кавалерии, а танки должны были ее поддерживать. Исходя из таких соображений, вплоть до , военное руководство отдавало предпочтение легким танкам, так называемым «танкам преследования». Для поддержки пехоты и подавления укрепленных огневых точек пытались создавать «танки прорыва» (крейсерские).

После войны промышленность Польши была на довольно высоком уровне, благодаря чему в конце 20-х годов ее инженерам удалось наладить выпуск танков в довольно сжатые сроки. В 1929г. была закуплена английская танкетка «Carden-Loyd» Mark VI. Лицензия на производство от компании «Vickers» позволила на ее основе создать целую серию несколько улучшенных танкеток «ТK-1», «TK-2», «TK-3» и «TKS».

Танкетки «TK-3» и «TKS», начиная с 1931г., выпускались серийно. Забегая на перед, можно сказать, что особенного толку от этих, в целом довольно неплохих машин не было — почти все они были уничтожены во время боев с немцами, а те что остались вермахт использовал как транспортеры боеприпасов.

В начале 30-х Польша закупила 16 «Vickers-Armstrong 6-ton Tank Mark E» (Виккерс-6 тонн) и лицензию на их выпуск. Выпустив еще 34 шт., конструкторы начали их совершенствовать, так появился «7ТР», обозначение читалось: 7-тонный танк польский. Серийно он выпускался в 1934-1939 гг.

В 1935 году активно велись работы по созданию «10ТР» с подвеской системы Кристи. На его испытаниях в 1939г выявилось множество недостатков. Из-за этого и вследствие понимания военными необходимости для армии более тяжелых танков, проект «10ТР» остановили в пользу более перспективного танка «14ТР». Но нагрянувшая война смешала все карты.

Танки Польшы времен Второй Мировой войны

На 1 сентября 1939 года танковый парк Войска Польского насчитывал 867 танкеток и танков, в том числе: 135 –«7ТР», 67 -««Рено FT», 50 -«R35», 38- «Виккерс-6 тонн», остальные – ТК-3 и TKS.

За годы Второй мировой войны заводы Польши не выпустили не одной единицы бронетехники для нужд вермахта.

После войны, как и в других странах Варшавского договора, основу польской армии составляла исключительно советская бронетехника, которая в рамках секретности здесь же серийно и производилась. После расторжения всех отношений между Польшей и СССР, для сохранения высокого технического уровня танков, а также препятствуя развалу отечественного танкостроения, польские инженеры были вынуждены создавать собственный танк. Тем более, что некоторые научно-исследовательские организации в частном порядке уже давно проводили работы в данном направлении. В качестве прототипа выбрали советский «Т-72». С начала 90-х начались работы по созданию основного боевого танка третьего поколения ТР-91 «Твярды». В настоящее время танк поступил на вооружение Войска Польского.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...