Польские бронесилы второй мировой. Трофейная бронетанковая техника вермахта

польск. Twardy - твердый.

В послевоенный период Польша стала важным промышленным центром, освоившим производство сложной гусеничной бронетехники. Ранее, исходя из соображений кооперации в рамках Варшавского договора, танки производились в Польше по лицензии, предоставленной Советским Союзом. Тем самым не допускалось вмешательство в конструкцию производимых танков с целью их улучшения. Такая ситуация сохранялась до 80-х годов, когда отношения Польши и СССР окончательно испортились. Разрыв политических, экономических и военных связей вынудил поляков предпринять самостоятельные действия с целью сохранения достигнутого технического уровня имевшихся боевых машин , а также спасения отечественной военной промышленности.

Успехам в этом направлении способствовали разработки, осуществленные в инициативном порядке научно-исследовательскими центрами отдельных военных предприятий. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Польше на базе имевшихся танков Т-72 начались работы по созданию отечественного танка, которые привели к появлению прототипов танка РТ-91 "Тварды". Эти машины оснащены новой системой управления огнем, новыми приборами наблюдения (в том числе ночными) командира и наводчика, другой системой пожаротушения и системой защиты от детонации боеприпасов, а также усовершенствованным двигателем. Практически до начала 80-х годов машиностроительные заводы Польши производил двигатели для танков серии "Т" на основании лицензионной документации.

В последующие годы контакты машиностроителей с российской стороной начали ослабевать и окончательно прервались в конце 80-х начале 90-х годов. В результате польским производителям пришлось самостоятельно решать проблемы, связанные с модернизацией двигателя, что было необходимо в связи с постоянным усовершенствованием танка Т-72. Модернизированный двигатель, получивший обозначение 512У, отличался улучшенной системой подачи топлива и воздуха и развивал мощность 850 л. с., а танк с этим двигателем стал называться РТ-91 "Тварды".

Повышение мощности двигателя позволило частично компенсировать увеличение боевой массы танка, что было обусловлено установкой реактивной брони (польской конструкции). Для двигателя с механическим компрессором мощность в 850 л. с. была предельной, поэтому было принято решение использовать компрессор, приводившийся в действие энергией выхлопных газов.

Такое конструктивное решение уже на протяжении многих лет применялось в иностранных гусеничных боевых машинах. Двигатель с новым компрессором получил обозначение 5-1000 (число 1000 обозначает развиваемую мощность в лошадиных силах) и предназначается для установки на танки РТ-91А и РТ-91А1. Система управления огнем, созданная специально для танка РТ-91, учитывает скорость движения цели, вид боеприпаса, параметры атмосферных условий, температуру метательного вещества и взаимное положение линии прицеливания и оси пушки.

1.3.1. Польская кампания - танковая война (польские танки)

Польша - состояние и тактика бронетанковых войск

К моменту вторжения немцев в Польшу в 1939 году польская армия располагала 169 танками 7ТР, 38 танками «Виккерс 6-тонный», 67 легкими танками «Рено» FT-17, оставшимися еще с первой мировой войны, 53 легкими танками «Рено» R-35 (которые были переброшены в Румынию, не приняв участия в боях), приблизительно 650 танкетками TK/TKS и около 100 различных бронированных машин. Понятно, что эти скромные силы не имели шансов на победу над немцами, вооруженными более чем 3000 танков; в результате большая часть польской бронетанковой техники очень быстро была уничтожена, а то, что уцелело, попало в руки немцев.
Немалую роль в быстром разгроме польских бронетанковых войск имело и то, что в боях поляки использовали свои танки по французскому образцу. Все наличные бронесилы они распределили по пехотным и кавалерийским частям, сведя их значение к исключительно тактическому – то есть поддержке пехоты и кавалерии на поле боя. Ни о каких танковых подразделениях крупнее батальона речи в польской армии не шло (так же, как и во французской). Таким образом, в деле применения танков на поле боя поляки не могли сравняться с немцами, использовавшими мощные «бронированные кулаки», однако та техника, что находилась на вооружении польской армии, и могла применяться лишь по подобному предназначению. Так что Войско Польское постаралось использовать наличные бронесилы с максимально возможной для их тогдашнего состояния эффективностью.

Польская бронетанковая техника

Как и большинство войск других стран, польская армия долгое время пользовалась иностранными танками. Первые танки появились у поляков еще в 1919 году – это были французские Рено FT-17, отлично зарекомендовавшие себя в годы 1-й мировой войны. Именно они составляли основу польских танковых сил вплоть до 1931 г. пока не назрела необходимость заменить эти устаревшие машины.
В 1930 г. польская делегация подписала с Великобританией контракт на поставку 50 танков Виккерс Mk.E ("Виккерс 6-тонный"). Танк произвел на поляков положительное впечатление, но он имел целый ряд недостатков - тонкое бронирование, слабое вооружение, состоявшее только из пулеметов, ненадежный двигатель. Кроме того, танки были очень дороги: стоимость одного Mk.E составляла 180.000 злотых. В связи с этим в 1931 году польское правительство приняло решение разработать на его основе собственный танк. Так появилась самая удачная боевая машина польской армии - легкий танк 7ТР.

Легкий танк Рено FT-17


Французский танк Рено FT-17 был самым массовым танком 1-й мировой войны и вдобавок самым воюющим. Он отлично зарекомендовал себя в боях и пользовался огромной популярностью. Именно поэтому этот танк широко распространился в армиях мира – его охотно закупали военные и европейских, и азиатских стран. Польские танки Рено-FT-17 появились на вооружении еще у легионеров Пилсудского в 1919 году и использовались в советско-польской войне 1920 года. Но к 1939 году прославленные «французы» безнадежно устарели: достаточно сказать, что максимально возможная скорость передвижения не достигала и 10 км/ч! Говорить о боеспособности таких танков в новых условиях не приходилось, и поляки даже не пытались их производить.
Танк имел корпус простой формы, собираемый на каркасе из металлических уголков. Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и двух с двумя катками малого диаметра на борт. Подвеска - на листовых рессорах. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее спереди. На танке был установлен автомобильный карбюраторный двигатель «Рено» (35 л. с). Скорость - до 7,7 км/ч. Вооружение, размещенное во вращавшейся башне, состояло из 37-мм пушки или пулемета. Экипаж насчитывал всего 2 человека. Толщина вертикально расположенных броневых деталей - 18 миллиметров, а крыши и днища - 8 миллиметров. Боевая масса 6,5 т.

Виккерс Mk.E


Виккерс Mk.E, также широко известный под названием «Виккерс-шеститонный» - британский лёгкий танк 1930-х годов. Создан фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году. Предлагался британской армии, но был отвергнут военными, поэтому почти все выпущенные танки предназначались для экспортных поставок. В 1931-1939 годах было выпущено 153 танка Виккерс Mk.E. Во многих странах, закупавших этот танк, он послужил основой для собственных разработок, выпуск которых порой многократно превышал выпуск базовой машины. В частности, 38 танков Виккерс Mk.E использовались в Войске Польском против германской армии (по контракту поляки должны были получить 50 таких машин, но 12 из них так и не прибыли в Польшу).

Боевая масса, т 7
Компоновочная схема: двухбашенная
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 4560
Ширина корпуса, мм 2284
Высота, мм 2057
Клиренс, мм 380
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 5-13
Борт корпуса, мм/град. 5-13
Корма корпуса, мм/град. 8
Вооружение
Пулемёты 2 × 7,92-мм «Браунинг»
Мощность двигателя, л. с. 91,5
Скорость по шоссе, км/ч 37
Запас хода по шоссе, км 120

Легкий танк 7ТР


7ТР строился с 1935 по 1939 год. Первая модель имела две башни, в которых устанавливалось по пулемету. Толщину корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «браунинг» калибра 7,62 мм. В качестве силовой установки вместо английского карбюраторного двигателя «Армстронг-Сиддли» использовался дизель «Заурер» мощностью 111 л. с. В связи с этим пришлось изменить конструкцию корпуса над силовым отделением. Следующая модель имела одну башню шведского производства с 37-мм пушкой «Бофорс» и курсовым пулеметом калибра 7,92 мм. Именно эти однобашенные 7ТР и стали самыми удачными танками польских вооруженных сил.
Экипаж танка 7ТР состоял из 3-х человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа, командир - в башне справа, наводчик - в башне слева. Приборы наблюдения были просты и немногочисленны. В бортах башен были выполнены по две смотровые щели защищенные бронестеклами, а рядом с пулеметами устанавливались телескопические прицелы. У механика-водителя имелся только передний двухстворчатый люк, в котором также была вырезана смотровая щель. Перископические приборы на двухбашенных танках не устанавливались.
Стоявшая на однобашенных 7ТР шведская 37-мм пушка Бофорс для своего времени обладала высокими боевыми качествами и была способна поражать практически любой танк. На дистанции до 300 метров бронебойный снаряд пробивал броню толщиной до 60 мм, до 500 метров - 48 мм, до 1000 метров - 30 мм, до 2000 метров - 20 мм. Бронебойный снаряд весил 700 грамм и развивал начальную скорость 810 м/с. Практическая дальность составляла 7100 метров, скорострельность - 10 выстрелов в минуту.

Боевая масса, т 11
Экипаж, чел. 3
Длина 4990
Ширина 2410
Высота 2160
Броня, мм: до 40
Скорость (по шоссе), км/ч 32
Запас хода (по шоссе), км/ч 160
Высота стенки, м 0,61
Ширина рва, м 1,82

Танкетка TKS


TK (TK-3) и TKS - польская танкетка (малый разведывательный безбашенный танк) времён Второй мировой войны. Разработан на базе шасси британской танкетки Carden Loyd. TK производилась начиная с 1931 года. В 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм пушкой, но до начала войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в качестве бронедрезин.

Масса, кг: 2.4/2.6 т
Бронирование: 4 – 10 мм
Скорость, км/ч: 46/40 км/ч
Мощность двигателя, л.с.: 40/46 л/с
Запас хода, км: 180 км
Основное вооружение: 7.92 мм пулемёт wz.25
Длина, мм: 2.6 м
Ширина, мм: 1.8 м
Высота, мм: 1.3 м
Экипаж: 2 (командир, механик-водитель)

Модификации
TK (TK-3) - произведено около 280 штук с 1931 года.
TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (34 кватт); произведено около 18 штук.
TKS - улучшенная модель 1933 года; произведено около 260 штук.
TKS с 20-мм орудием - около 24 TKS были оборудованы 20-м пушкой в 1939 году.
C2P - невооружённый лёгкий артиллерийский тягач, произведено около 200 штук.

Боевое применение
К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650 танкеток. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».
Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B).

Бронеавтомобиль Wz.29


Samochód pancerny wz. 29 - «бронеавтомобиль образца 1929 года» - польский бронеавтомобиль 1930-х годов. Первый бронеавтомобиль полностью польской разработки, wz.29 был создан конструктором Р. Гундлахом на шасси грузового автомобиля Ursus A в 1929 году. В 1931 году завод «Урсус», поставлявший шасси, и Центральные автомобильные мастерские Варшавы, поставлявшие бронекорпуса, собрали 13 бронеавтомобилей этого типа. Wz.29 оставались на вооружении Польши вплоть до начала Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 года в войсках ещё оставалось 8 единиц, которые активно использовались в сентябрьских боях, в ходе которых все были потеряны или уничтожены экипажами, чтобы исключить захват противником.

Боевая масса, т 4,8
Экипаж, чел. 4
Количество выпущенных, шт 13
Размеры
Длина корпуса, мм 5490
Ширина корпуса, мм 1850
Высота, мм 2475
База, мм 3500
Колея, мм 1510
Клиренс, мм 350
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6-9
Борт корпуса, мм/град. 6-9
Корма корпуса, мм/град. 6-9
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм SA 18
Боекомплект пушки 96
Пулемёты 3 × 7,92-мм «Гочкисс»
Боекомплект пулемётов 4032
Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Ursus 2A
Мощность двигателя, л.с. 35
Колёсная формула 4 × 2
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 380
Преодолеваемый подъём, град. 10
Преодолеваемый брод, м 0,35

В ходе боевых действий Второй мировой войны германские войска захватили в оккупированных странах значительное количество разнообразных бронированных машин, которые затем широко использовались в полевых войсках Вермахта, войсках СС и различного рода охранных и полицейских формированиях. При этом часть из них переделывалась и перевооружалась, а остальные применялись в оригинальном исполнении. Число принятых немцами на вооружение бронированных боевых машин иностранных марок колебалось по разным странам от единиц до нескольких сотен.

На 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Вгоп Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 - TKF, 169 - TKS, 120 танков 7ТР, 45 - R35, 34 - Vickers Е, 45 - FT17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 - wz.34. Кроме того, некоторое количество боевых машин разных типов находилось в учебных частях и на предприятиях. 32 танка FT17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. С этим танковым парком Польша и вступила во Вторую мировую войну.


В ходе боевых действий какая-то часть техники была уничтожена, а уцелевшая досталась в качестве трофеев Вермахту. Немцы довольно быстро ввели в состав Панцерваффе значительное количество польских боевых машин. В частности, танками 7ТР укомплектовали 203-й отдельный танковый батальон. Вместе с танкетками TKS танки 7ТР поступили и в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии. В боевой состав 4-й и 5-й танковых дивизий вошли танкетки ТК-3 и TKS. Все названные боевые машины приняли участие в победном параде, устроенном немцами в Варшаве 5 октября 1939 года. При этом танки 7ТР 203-го батальона были уже перекрашены в стандартный серый цвет Панцерваффе. Впрочем, как оказалось, эта акция носила чисто пропагандистский характер. В дальнейшем в боевых частях Вермахта трофейная польская бронетехника не использовалась. Танки Panzerkampfwagen 7ТР(р) и танкетки Leichte Panzerkampfwagen TKS(p) вскоре отдали в распоряжение полиции и охранных частей войск СС. Некоторое количество танкеток TKS было передано союзникам Германии: Венгрии, Румынии и Хорватии.

Захваченные бронеавтомобили wz.34 использовались немцами исключительно в полицейских целях, так как никакой боевой ценности эти устаревшие машины не имели. Некоторое число броневиков данного типа было передано хорватам и использовалось теми против партизан на Балканах.

Парк трофейного имущества. На переднем плане - танкетка TKS, на втором - танкетка ТК-3. Польша, 1939 год

Брошенный без каких-либо видимых повреждений легкий танк 7ТР. Польша, 1939 год. Этот танк выпускался в двух вариантах: двухбашенном и однобашенном. Вермахтом ограниченно использовался только второй вариант, вооруженный 37-мм пушкой

Всем, кто интересуется историей польского танкостроения, известно, что серийно в Польше до Второй Мировой войны выпускалось несколько видов танкеток и один тип легкого танка - 7ТР. Однако, польскими конструкторами в 1930-е годы велась разработка бронетанковой техники различного назначения. Танк поддержки пехоты (9ТР), колесно-гусеничный танк (10ТР), крейсерский танк (14ТР), плавающий танк (4ТР). Но, помимо этого, во второй половине 1930-х годов польское Управление вооружения решило создать для армии сначала средний, а затем и тяжелый танки. Об этих нереализованных программах и пойдет речь. Когда пишут о польских средних/тяжелых танках, то часто используют индексы 20ТР, 25ТР, 40ТР и иные. Сразу оговоримся, что эти индексы являются сконструированными исследователями по типу 7ТР (7-Tonowy Polski), в реальности же проекты не имели подобного буквенно-цифирного обозначения.

Черновой рисунок одного из вариантов среднего танка фирмы BBT . Br . Panc .


Программа « C zołg średni» (1937-1942 гг.).
В середине 1930-х годов командование польской армии пришло к выводу о необходимости разработки для Войска Польского среднего танка, который мог бы решать не только задачи сопровождения пехоты (для чего были предназначены танки 7 TP и танкетки TKS ), но и в качестве танка прорыва, а так же для уничтожения укрепленных пунктов.

Программа была принята в 1937 г. под немудреным названием « C zołg średni» («средний танк»). Комитет вооружения (KSUST ) определил начальные параметры технического задания, предложив конструкторам ориентироваться на проект английского среднего танка А6 (Vickers 16 t .), упомянув так же, что подобный танк состоит на вооружении «вероятного противника» - СССР (Т-28). Дополнительным стимулом к разработке собственного среднего танка для польского военного руководства стала разведывательная информация о начале производства в Германии танков Nb. Fz. Соответственно польский « C zołg średni» должен был, как минимум, соответствовать А6 и Т-28 (эти танки считались поляками равноценными) по техническим параметрам, не уступать по силе Nb. Fz., а в идеале превосходить их. Специалисты Артиллерийского управления Войска Польского предложили использовать, как основное вооружение, 75мм орудие образца 1897 г. Масса проектируемого танка изначально была ограничена 16-20 тоннами, однако, в дальнейшем, лимит был увеличен до 25 тонн.

Сравнение размеров среднего танка проекта KSUST с "вероятными противниками" Т-28 и Nb. Fz.

Сама программа была рассчитана на 5 лет - до 1942 г., когда, по плану польского командования, армия должна была получить достаточное количество серийных средних танков.

Разработка танка была поручена ведущим польским машиностроительным фирмам под общим руководством Комитета вооружения.

Первые проекты были готовы уже к 1938 г. - это были разработки конструкторов, трудившихся в самом комитете, (KSUST 1 вариант) и вариант предложенный фирмой Biura Badan Tehnicznych Broni Panzernych ( BBT . Br . Panc .).

I вариант среднего танка KSUST.

I вариант среднего танка BBT . Br . Panc .

По тактико-техническим данным (см. в таблице внизу) они были весьма близки, за исключение того, что специалисты BBT . Br . Panc . предложили кроме варианта с 75мм орудием, создать танк с длинноствольной 40мм полуавтоматической пушкой на основе зенитного орудия Bofors . Такая комплектация хорошо подходила для борьбы с бронированными объектами - так как начальная скорость снарядов зенитного орудия была весьма высока. В обоих проектах присутствовали 2 малые пулеметные башни, способные вести огонь по курсу танка.

К концу 1938 г. свой проект представила компания Dzial Silnikowy PZlzn . ( DS PZlzn .). Этот проект существенно отличается от иных тем, что инженеры DS PZlzn . (ведущий инженер Эдуард Хабич) решили не следовать точно указаниям комитета по вооружению в отношении тактико-технических данных, а создали оригинальный концепт среднего танка на основе собственных разработок. Дело в том, что данная компания разрабатывала для Войска Польского «скоростные танки» на подвеске типа «Кристи». В 1937 г. был создан опытный танк 10 TP , близкий по своим характеристикам к советским танкам БТ-5, а в 1938 г. началась разработка крейсерского танка с усиленным бронированием и вооружением 14ТР. На основе разработок по проекту 14ТР и был создан вариант «сzołg u średn iego », представленный в комитет вооружения.

По сравнению с проектом 14ТР у «среднего танка» был несколько удлинен корпус, существенно увеличено бронирование (лобовая броня 50мм у первого варианта и 60мм у последнего), предполагался к установке мощный двигатель в 550 л.с. или спарка двигателей по 300 л.с., что должно было обеспечить танку скорость до 45 км/ч. Что касается вооружения, то вместо планировавшейся изначально к установке 47мм противотанковой пушки (как на 14ТР), было решено использовать 75мм орудие, созданное на основе зенитного Wz. 1922/1924 c длиной ствола 40 калибров, имевшего, к тому же небольшой откат, что позволяло его разместить в компактной башне. Такое орудие имело очень большую бронепробиваемость и подходило как для борьбы с танками, так и для уничтожения долговременных укреплений. Под это орудие была спроектирована расширенная башня, а от малых башен конструкторы отказались, заменив их курсовым и спаренным с орудием пулеметами.

Проект среднего танка фирмы DS PZlzn .

Фактически, если бы этот проект был воплощен с заявленными характеристиками до 1940 г., то Польша бы получила едва ли не самый сильный средний танк в мире, по бронированию близкий к современным ему тяжелым танкам. Можно вспомнить, что в СССР 1939 г. начались испытания танка А-32, имевшего несколько меньшее бронирование и существенно более слабое 76мм орудие, а немецкая армия в 1939/40 г. имела средний танк Pz. IV с бронированием в 15 - 30 мм и короткоствольным 75мм орудием.

75мм орудия предполагавшиеся к установке в средний танк
(хорошо видна как разница в длине ствола, так и в величине отката).

В начале 1939 г. фирма BBT. Br. Panc. представила новый проект своего танка в двух вариантах. Сохранив общую компоновку, инженеры изменили назначение танка - он стал скоростным специализированным для борьбы с бронированными объектами. Произошел отказ от использования 75мм пехотного орудия, вместо него было предложено использовать 40мм полуавтоматическое или 47мм противотанковое. Предложив вариант с бензиновым 500 сильным (или спаркой 300-сильных), разработчики рассчитывали, что их танк достигнет скорости в 40 км/ч по шоссе. Вместе с тем, до 50 мм было увеличено и бронирование (лобовая деталь корпуса). Так же была разработана новая уменьшенная башня для 40мм орудия и иной вариант ходовой части. Масса проектируемого танка возросла до максимально разрешенных второй редакцией требований Комитета вооружений 25 тонн.

II вариант среднего танка BBT . Br . Panc . c 47мм противотанковым орудием.

II вариант среднего танка BBT . Br . Panc . c 40мм орудием,
иной конструкцией ходовой части и уменьшенной башней.

Однако, хотя проекты фирм DS PZlzn. и BBT. Br. Panc. не были отвергнуты комитетом вооружения (DS PZlzn. в начале 1939 г. даже были выделены средства на создание деревянного полноразмерного макета), большее внимание было уделено переработанному проекту, специалистов комитета (KSUST 2 вариант).

Основываясь на анализе предложений компаний BBT . Br . Panc . и DS PZlzn ., инженеры, работавшие в комитете вооружений, представили в конце 1938 г. новый проект. Сохранив основную компоновку (в том числе трехбашенную схему), а также 75мм орудие обр. 1897 г., как главное вооружение, они переделали моторное отделение и кормовую часть корпуса по примеру проекта BBT . Br . Panc ., и вместо 320-сильного дизеля решили использовать спарку бензиновых 300-сильных моторов, как предлагали специалисты фирмы DS PZlzn ., что позволяло достичь тех же скоростных параметров, что и у конкурента. Так же было решено довести проект по показателям бронирования до 50мм (лоб корпуса). Все это предполагали уложить в вес 23 тонны (у проекта DS PZlzn - 25т.), однако позднее проектный вес был увеличен до 25 тонн.

II вариант среднего танка KSUST.

Польские военные рассчитывали начать испытание опытного образца танка в 1940 г., но война не дала осуществить эти планы. К началу войны больше всего продвинулись работы у фирмы DS PZlzn ., которая изготовила деревянный макет танка. По некоторым данным этот макет был уничтожен, так же как и недостроенный экспериментальный танк 14ТР, при приближении немцев.

Программа « C zołg ciezki » (1940-1945 гг.).

В 1939 г., когда проектирование среднего танка подошло к стадии изготовления полноразмерных макетов, представители Комитета вооружения предложили начать программу создания тяжелого танка « C zołg ciezki ». Основными параметрами были: назначение - прорыв укрепленных линий и поддержка пехоты; бронирование, обеспечивающее неуязвимость для противотанковых орудий; максимальный вес - 40 тонн. Программа была рассчитана на 5 лет (1940-1945 гг.).

Известно о нескольких концепциях тяжелого танка, созданных в Польше в 1939 г.

Одна из них принадлежит специалистам Комитета вооружения Бужновицу, Ульриху, Грабскому и Иваницкому, по сокращению от первых букв их фамилий, проект именовался « B . U . G . I .». Авторы основывались на концепции среднего танка (KSUS II вариант), однако танк должен был иметь однобашенную схему, лобовую броню и броню башни до 100мм и, в качестве основного вооружения, пехотное орудие калибра 75мм или 100мм гаубицу.

Чертеж внешнего вида тяжелого танка B.U.G.I.

Вторая концепция тяжелого танка 1939 г. принадлежит Э. Хабичу. Об этом танке известно немногое. Хабич предполагал использовать в своем проекте ту же 75мм длинноствольную зенитную пушку, которую предполагалось установить в средний танк проекта DS PZlzn . Ходовую часть он предполагал выполнить по типу блокированных тележек (по 3 тележки на борт), как в опытном танке его разработки 4ТР. Бронирование предполагалось сделать большим, чем у среднего танка проекта DS PZlzn ., то есть лобовая броня должна была превысить 60мм (иногда встречается упоминание толщины лобовой брони проекта танка Хабича - 80мм).

Современная реконструкция (по описанию) тяжелого танка по проекту Э. Хабича.

Третий проект тяжелого танка был создан профессором Львовского политехнического института Антонием Марковским. Его работа поступила в Комитет по вооружению 22 июля 1939 г. Профессор Марковский предложил концепцию танка, вооруженного 120мм гаубицей образца 1878 г. и одним пулеметом, имеющего очень сильное бронирование (130мм - лоб корпуса, 100мм - борта, 90мм - корма и 110мм - башня), но невысокую подвижность (25-30км/ч при установке 500-сильного двигателя).

Не так давно всплыла информация про уже второй танк польского древа. Напомним, что первым танком Польши была ПТ 2 уровня "TKS 20.A", которую разработчики показали более года назад. Теперь же появился во всей своей красе премиумный танк 4 уровня CzołgśredniB.B.T.Br.Panc. Имея в арсенале два польских танка и ответ разработчиков о том, что польская ветка может, появится, в нашей игре, мы решили составить свое древо, опираясь на собственное чутье и информацию из форумов.

I уровень - TKW

По всей своей исторической концепции это танкетка, но во многих источниках он все же позиционируется как легкий танк. Ничем неприметная машина впишется в игру как нельзя кстати. Вооружение состоит из 7.92 мм пулемета, о бронировании на таких низких уровнях говорить без толку, но все же цифры есть цифры, от 4 до 10 мм. Максимальная скорость впечатляет, 46 км/ч при удельной мощности 17-18 л.с/т. Экипаж этого агрегата состоял из 2 человек, ведь, ясное дело, что при ширине 1.8 и высоте 1.3 м, троим было бы в машине тесновато.

II уровень - 4ТР

Опытный легкий танк польской армии, разрабатывался до второй мировой. Должен был вооружаться 20 мм автоматическим орудием wz .38 FKA . Бронирование корпуса достигает 17 мм во лбу и 13 мм по бортам. Башня же имела круговую броню в 13 мм. Машина достигала 55 км/ч на ровной дороге и практически такую же скорость по пересеченной местности.

III уровень - 7ТР

7ТР является продолжением работ по созданию танков серии ТР, и представляет собой некого близнеца советского Т-26. По данным из интернета, его пробовали вооружать шестью различными орудиями калибра 40, 47 и 55 мм, но в конечном итоге установили 37 мм орудие Bofors . Башни также перебирались как перчатки, так как под каждое орудие приходилось изготавливать новую башню.

Не исключено, что в игре, если, конечно же, появится, то данный агрегат будет иметь множество вариаций вооружения и установки башен. Броня довольно мала и достигает максимум 17 мм. 110-сильный двигатель Saurer будет разгонять нашего поляка до жалких 32 км/ч.

IV уровень - 10ТР

На первый взгляд, может показаться, что танк похож на советский БТ-7, но уверяем вас, это не так. Машина представляет собой практически новую и индивидуальную разработку легкого быстроходного танка с подвеской Кристи. Максимальная скорость, как указано во многих источниках, составляет 50 км/ч. Вооружался все тем же 37мм орудием Bofors , что стоит и на предшественнике, 7ТР. Для 4-го уровня такая пушка будет весьма слабовата. Бронелисты у нас дико тонки, 20 мм во всех проекциях будут очень хорошо ловить вражеские фугасы.

V уровень - 14ТР

Исходя из архивных данных об этом танке можно утверждать, что из него выйдет неплохой светляк. 50 км/ч по шоссе – отличный показатель для данного аппарата. 14ТР по своей концепции является тем же 10ТР, но из исторических источников говорится, что немцы нашли данные, утверждающие, что танк 10ТР планировалось модернизировать, увеличив колесную базу до 5 несущих колес и усилив бронирование машины. Об орудии не было никаких данных, но сведения поляков говорят о той же 37 мм пушке, что и на 10ТР и 7ТР. Толщина брони во лбу танка достигала 50 мм, по бортам 35, а в корме 20 мм.

VI уровень - 20ТР v .2

22 тонны стали и большие размеры, навряд ли дадут ему звание среднего танка, но интернет-данные говорят именно так. Проект польского танка прорыва состоял из нескольких вариантов и эскизов, но нам приглянулся именно этот. На танк планировалось установить, либо 47, либо 75 мм орудие. Многие подумают, что машина будет медленной и неповоротливой, но архивные данные говорят нам о том, что танк должен был развивать 45 км/ч. Лоб корпуса имел бронеплиты толщиной в 50-80 мм, а по бортам 35-40 мм. Для 6-го уровня показатели не самые лучшие, но это только лишь предположения.

Ко всему этому древу добавим немного информации о новоиспеченном польском танке 4 уровня CzołgśredniB.B.T.Br.Panc , который уже тестируется на супертесте.


Машина для своего уровня не обладает сверхпараметрами и является самым простым СТ-4. Орудие пробивает броню в 63 мм, нанося 50 урона. Перезарядка займет 4.12 сек, время сведения 1,73 сек а точность стрельбы будет равна 0,36 м/100м.


С динамикой у нашего премиум поляка также все на среднем уровне. Удельная мощность в 26 лошадок на тонну веса будут разгонять танк до 45 км/ч. Поворот на месте будет осуществляться на скорости 36 град/сек. Бронирование у нас, как и у всех средних танков 4-го уровня, отсутствует. 50 мм во лбу корпуса и башни навряд ли будут спасать нас.


В итог скажем, что данная ветка является абсолютно предположительной и нет никакой достоверной информации о становлении того или иного танка с данной ветки на определенный уровень. Подробнее о самом древе мы сможем узнать только с уст разработчиков. Терпения вам и удачи в боях!



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...