Получить лицензию на вывоз мусора. Получение лицензии и договор на вывоз тбо

Как оказалось, этот термин и новое понятие, введённое в обращение ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вызвал много вопросов у управляющих компаний. Большинство УК подумало, что получать лицензию для того, чтобы в новых условиях взаимодействовать с региональным оператором по обращению с ТКО , предстоит им. В данной статье постараемся развеять все мифы и дать ответы на интересующие вас вопросы.

Кто должен получать лицензию для ведения деятельности по обращению с ТКО

Прежде всего, нужно успокоить управляющие компании. Им получать лицензию не нужно. Новые правила обращения с ТКО такого требования не содержат.

До вступления в силу ФЗ №458 лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В соответствии с принятым законом с 1 июля 2015 года лицензированию подлежит деятельность по обращению с ТКО, включая сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещению отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, лицензию должны получать юридические лица и ИП, занимающиеся деятельностью по обращению с опасными отходами . Лицензию нужно успеть получить до 1 января 2016 года. Следует отметить, что выданные до 1 июля 2015 года и действительные в настоящий момент времени лицензии, продолжают действовать до 1 января 2019 года.

Принятое Постановление Правительства РФ №1062 от 03.10.2015 года «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» устанавливает:

  • лицензирующий орган (Росприроднадзор);
  • список работ, относящийся к этому лицензируемому виду деятельности;
  • лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату, которые определяются требованиями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности », «Об отходах производства и потребления », «Об охране окружающей среды »;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии;
  • список документов, необходимых для переоформления лицензии при расширении видов или географии лицензируемой деятельности;
  • перечень грубых нарушений лицензионных требований .

Реформирование деятельности по обращению с отходами

В рамках принятого федерального закона введён целый институт региональных операторов и утверждена новая система регулирования деятельности по обращению с отходами. Все эти положения вступают в силу с 1 января 2016 года.

К региональным операторам по обращению с ТКО будет поступать вся информация об отходах, начиная от источника их образования, количества отходов с классификацией по видам и классам опасности, до мест их обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. До 1 января 2016 года Минприроды РФ примет и утвердит Порядок подтверждения отнесения отходов к определённому классу опасности, а также определит Порядок их паспортизации и разработает типовые формы паспортов отходов.

Определение границ ответственности при заключении договоров УК с региональными операторами по обращению с ТКО

Новая система обращения с ТКО предполагает разделение зон ответственности управляющей компании и регионального оператора по обращению с отходами для определения точки поставки коммунального ресурса.

Для каждого коммунального ресурса границы ответственности определены в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В соответствии с законодательством, каждая из сторон договора должна принять в обслуживание то, что находится в её собственности либо висит на балансе. И это вполне естественно и логически верно. Взять, например, внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учёта, входящие в состав общего имущества МКД. Они обслуживаются управляющей компанией (пп. 5-7 Правил предоставления КУ). А уже обслуживанием внутридомовых инженерных сетей за стенами многоквартирного дома занимается РСО.

Но только понятная логика не работает в ситуации с вывозом мусора и обращением с ТКО. Всё из-за того, что многие контейнерные площадки не оформлены в собственность жильцов МКД или муниципалитета. В результате невозможно установить на них право собственности и провести границу ответственности.

По закону региональный оператор по обращению с ТКО предоставляет свои услуги от контейнерной площадки. По сути за содержание контейнерных площадок и бункеров-накопителей отвечают ИП, юридические и физические лица, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды либо другом имущественном праве, или в управлении которых они находятся.

Но, как показывает практика, в подавляющем большинстве регионов контейнерные площадки не входят в общее имущество собственников жилья или в собственность муниципалитетов. Из-за этого возникает путаница в правах, зонах ответственности и определении точек поставки коммунального ресурса.

Чтобы оформить контейнерные площадки в общее имущество собственников помещений в МКД, нужно иметь сформированный земельный участок и решение ОСС (пп. 1-10 ПП РФ № 491 и ст. 30 , , , , 162 ЖК РФ). Для этого по каждому многоквартирному дому органам местного самоуправления необходимо установить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД.

Если это ещё не сделано, то муниципалитетам потребуется в срочном порядке до 1 января 2016 года оформить право собственности на контейнерные площадки с тем, чтобы впоследствии передать их на обслуживание региональному оператору по обращению с ТКО. Иначе управляющие компании и товарищества вправе отказаться от обслуживания контейнерных площадок по причине отсутствия денежных средств на вывоз мусора.

Подытоживая всё вышесказанное, можно отметить следующие важные моменты:

  • управляющим компаниям не нужно получать лицензию для взаимодействия с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • региональному оператору необходимо до конца текущего года получить лицензию для ведения данной деятельности;
  • в срок до 1 января 2016 года нужно определить и установить границы ответственности для УК и регионального оператора;
  • сбором, вывозом и утилизацией отходов с контейнерных площадок занимается региональный оператор;
  • все средства со сбора, вывоза и утилизации отходов поступают на счёт регионального оператора;
  • задолженность за неуплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО взыскивается с собственников помещений в МКД.

С июля 2017 года каждая организация или физическое лицо, желающее заниматься сбором и вывозом отходов, должно получить соответствующее разрешение. Лицензия на вывоз мусора дает право заниматься подобной деятельностью и является подтверждением того, что сбор и транспортировка бытовых и промышленных отходов осуществляется без нарушения экологических норм.

Разновидности отходов

Твердые бытовые и , или, говоря проще, мусор, появляется в процессе человеческой жизни и деятельности. Все отходы можно поделить на 2 большие группы:

  1. Органические - к ним относятся бумага, древесина, пищевые отходы и пр. Они быстро разлагаются и не наносят вреда окружающей среде.
  2. Неорганические - разлагаются в течение многих лет, нанося при этом существенный вред природе.

Кроме того, весь бытовой и промышленный мусор принято разделять на классы по степени их опасности для человека и экологии. Всего существует 5 классов. Распределение происходит следующим образом:

Для работы со всеми видами нужна лицензия на вывоз мусора.

Деятельность, подлежащая лицензированию

До 2017 года лицензированию подлежала лишь деятельность, связанная с хранением и переработкой отходов - свалки, мусоросжигательные заводы и пр. Сейчас Федеральное законодательство предполагает получение разрешения на следующие виды работ:

На этот счет существует ряд нормативных документов. Чтобы получить лицензию на мусор, необходимо строго придерживаться всех законодательных норм и правил в этом отношении.

Требования к соискателям

Получить разрешение на право вывоза и переработки ТБО может физическое или юридическое лицо. Для физического лица обязателен статус индивидуального предпринимателя. В любом случае человек или организация должны подготовить пакет необходимых документов и соответствовать некоторым требованиям.

Для получения соискатель должен:

Если претендент на получение лицензии планирует заниматься вывозом и утилизацией мусора 5 класса, проблем с получением, как правило, не возникает. Те предприниматели или организации, которые планируют заниматься отходами 1−4 классов, должны будут предварительно пройти ряд проверок.

Порядок получения разрешения

Процедура лицензирования вывоза мусора не займет у предпринимателя много времени. Государственная политика предполагает всяческое содействие лицам и предприятиям, занимающимся проблемами экологии.

Получение лицензии включает в себя несколько этапов:

Для получения лицензии необходимо будет предоставить в Роспотребнадзор пакет документов. В него должны входить:

  1. Заключение санитарно-эпидемиологической службы о соответствии зданий, механизмов и приспособлений действующим санитарным нормам и правилам. Это условие является строго обязательным для соискателя на лицензирование.
  2. Заявление действующего образца.
  3. Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и о постановке на учет в налоговой инспекции.
  4. Копии учредительной документации.
  5. Квитанции, подтверждающие оплату лицензионного сбора.
  6. Документы, подтверждающие наличие необходимого транспорта, помещений и оборудования для ведения подобной деятельности.
  7. Трудовые договоры с действующими сотрудниками.
  8. Документы, разрешающие работникам обслуживать отходы 1−4 класса.

Очень важно правильно заполнить бланк заявления. В него должны быть внесены следующие данные:

Куда подаются документы

Собранные документы подаются в орган лицензирования в том населенном пункте, где зарегистрирован ИП или находится юридический адрес предприятия. Сделать это нужно в течение 5 дней после подачи заявления. На рассмотрение заявки соответствующей организации отпущено 60−90 дней.

Если все документы оформлены правильно, органы государственной власти идут навстречу таким заявлениям. Обычно процент отказов бывает минимальным.

Переоформление и продление

Если предприниматель или организация изменяет размещение лицензируемого объекта или класс вывозимых отходов, необходимо в течение 2 недель уведомить об этом органы, занимающиеся лицензированием. Уведомление должно подаваться в письменном виде.

Ежегодно проводятся плановые проверки предприятий по вывозу отходов. Проверяющая организация обязана уведомить об этом предпринимателя не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты визита. Длительность работ по контролю и проверке деятельности предпринимателя или фирмы не должна превышать 30 дней.


По результатам проведенного исследования составляются акты, которые подписывают все участники комиссии. В случае несогласия индивидуального предпринимателя с заключением он может отразить это в акте.

Если во время проверки комиссией выявлены нарушения, она дает предписание об устранении в течение определенного срока. Причинами приостановки лицензии могут быть:

Прекращение действия лицензии может быть произведено в судебном порядке или без суда. Действие лицензии может быть полностью прекращено в следующих случаях:

  1. Если предприниматель своевременно не устранил выявленные нарушения.
  2. При ликвидации предприятия.
  3. Если предприниматель не вносил лицензионного сбора в течение 3 месяцев.

После устранения выявленных нарушений лицензию требуется возобновлять.

Работа в других регионах

Территориальный вопрос деятельности зависит от того, какой именно орган выдавал лицензию. Если разрешение было получено в федеральных отделениях, предприниматель имеет право собирать, вывозить и перерабатывать мусор на территории всей страны.

Если лицензия на вывоз отходов была получена в региональных органах власти, предпринимателю необходимо создать письменное уведомление о том, что он планирует осуществлять свою деятельность за пределами региона, где зарегистрирован. Этот документ направляется в органы лицензирования того региона, где планируется проведение работ.

В этом уведомлении обязательно указываются:

К отправляемому заявлению обязательно прилагается заверенная копия лицензии. Проверить наличие у физического или юридического лица разрешения можно в специальном реестре учета выданных лицензий.

Лицензия на вывоз мусора – обязательный документ для осуществления деятельности в этой сфере. Его отсутствие ставит под сомнение законность функционирования предприятия и ведет к закрытию, штрафам и прочим санкциям со стороны органов власти.

Виды деятельности и что лицензируется

Вся деятельность, связанная с мусором четко, регулируется государством при помощи законодательных актов (Федеральный закон №458-Ф3).

В соответствии с этим законодательным нормативом лицензия на вывоз мусора необходима в следующих случаях:

  • Сбор твердых бытовых отходов (сокращенно ТБО).
  • Сбор твердых коммунальных отходов (сокращенно ТКО).
  • Очистка, сортировка мусора, подготовка его к переработке.
  • Утилизация мусора.
  • Вторичное полное или фрагментарное применение отходов.
  • Обезвреживание ТБО и ТКО.
  • Размещение и хранение в определенных местах.

Все организации, имеющие дело с различными видами отходов, относящихся к 1–4 классу угрозы, обязаны получить лицензию.

Для того чтобы заниматься любым из перечисленных видов деятельности, необходимо отдельное разращение. То есть, если получена лицензия на вывоз ТБО, то осуществлять их утилизацию или хранение нельзя.

Кто может получить лицензию

Весь мусор, который подлежит вывозу и дальнейшему размещению российское законодательство делит на 5 классов в соответствии с уровнем опасности. То есть к первому уровню относятся самые небезопасные отходы, а к пятому – наиболее безвредные.

К первому классу относят ртутьсодержащие приборы и механизмы. Попадание их во внешнюю среду приводит к серьезным последствиям. Экосистема не подлежит восстановлению.

Неопасным считается мусор, который не приносит вреда окружающей среде. На этот момент даже деятельность, связанная, с безопасными отходами нуждается в лицензировании.

Следовательно, для того чтобы получить лицензию, например, по ликвидации отходов определенного класса, нужно доказать возможности предприятия – присутствие необходимой техники, оборудования. Поэтому прежде чем подать заявку, предприятие определяется с каким классом мусорных остатков планирует работать.

Получить лицензию на вывоз мусора могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Они должны в соответствии с регламентом предоставить полный пакет документов.

Кто выдает лицензию на вывоз отходов

По российскому законодательству все организации, осуществляющие перевозку ТБО и ТКО, должны были получить лицензию до 1 июля 2017 года. Предприятия, могут изъявить желание заниматься этой деятельностью и позже установленного срока. Для получения разрешения, следует подать запрос в лицензионный орган по месту регистрации организации.

Весь пакет документов рассматривает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Предприятие может получить как положительную резолюцию, так и отрицательный, обоснованный ответ. На рассмотрение всех необходимых документов обычно требуется от двух до трех месяцев, если вся информация достоверна и предоставлена в полном объеме, отказа не последует.

Любые преобразования в деятельности организации: изменение класса отходов, места нахождения или конечного пункта транспортировки не должны держаться в секрете. Предприятие обязано в течение 14 дней с момента любых важных трансформаций уведомить орган, выдавший лицензию. Оповещение производится в письменном виде.

Лицензирование предприятия свидетельствует о том, что оно полностью соответствует всем нормативам, утвержденным на государственном уровне. Организация имеет необходимую техническую базу для безопасной доставки отходов к месту дальнейшего расположения.

Весь этот период действия лицензии, предприятие-перевозчик регулярно проверяется государственными службами. Обычно это происходит не чаще одного раза в календарном году.

Аннулирование

Если на предприятии выявлены серьезные нарушения, которые лицензиат не устранил в установленные сроки, действие разрешения на работу приостанавливается. Аннулирование, возможно, только в трех случаях:

  • При ликвидации организации.
  • В судебном порядке.
  • Просрочка уплаты лицензионного сбора более чем на три месяца.

В большинстве случаев государство идет навстречу организациям, занимающимся вывозом мусора. Поэтому случаи аннулирования лицензии крайне редки.

Требования и условия получения документа

Лицензия на вывоз ТБО не выдается каждому желающему. Организация должна подтвердить свои намеренья соблюдением определенных условий:

  • Статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, с определенной законодательством формой налогообложения.
  • Наличие рублевого счета в банковском учреждении.
  • Фактическое наличие специальных разрешительных актов от Роспотребнадзора.
  • Наличие специализированных транспортных средств, контейнеров, другого инвентаря и оборудования, необходимого для сбора и перевозки отходов.
  • Присутствие в штате организации сотрудников, обладающих правом работы с отходами.
  • У работников должны быть сертификаты, позволяющие работать с опасными классами отходов.
  • Заключение санитарно-эпидемиологической службы о соответствии оборудования и помещений действующим, на момент подачи заявления нормам.
  • Документы, определяющие класс отходов, которые, планируется транспортировать. Для каждого типа мусора нужны особенные условия транспортировки.
  • Договора или другие акты, определяющие конечное место доставки ТБО и ТКО (соглашения, заключенные с мусорными полигонами, свалками).

Если предприятие планирует заниматься вывозом ТБО, то срок получения разрешительных документов не будет длительным. Массу проверок, справок и разрешительных актов необходимо получить фирмам, планирующим транспортировку отходов класса 1–4. Чем выше опасность, тем серьезней проверка организации.

Необходимые документы

Организация может самостоятельно заняться сбором и предоставлением всего необходимого пакета документации либо доверить это действие посреднику. В любом случае пакет документов одинаковый.

Первый этап – это подача правильно составленного заявления. В нем указывается общая информация об организации:

Подача заявления на лицензию ТБО

  • Наименование предприятия.
  • Юридический адрес.
  • Номер свидетельства и ИНН.
  • Территория, на которой планируется осуществлять услуги по вывозу мусора.
  • Определение типа отходов в соответствии с классом опасности.
  • Контактные данные.
  • Информация об уплате государственной пошлины.

Заявление не принимается, без сопроводительных документов к которым относится:

  • Копии всех уставных документов, свидетельств, подтверждение постановки на налоговый учет.
  • Заключение СЭС о соответствии помещения, техники и инструментов необходимым нормативам.
  • Накладные, договора аренды или купли-продажи, свидетельствующие о наличии у предприятия всей необходимой технологической базы.
  • Сертификаты, подтверждающие допуск сотрудников к работе с отходами определенного класса.
  • Трудовые соглашения либо другие документы, подтверждающие такие взаимоотношения с сертифицированными работниками.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.

В соответствии с законодательством возможна личная подача всего пакета в Росприроднадзор либо отправка его заказным письмом с перечнем вложений.

Что полагается за вывоз отходов без разрешения

В соответствии с российским законодательством, действующим на сегодняшний день перевозка ТБО и ТКО, является лицензионным видом деятельности. Такое нововведение основывается на заботе о безопасности граждан государства.

Проверяя документы на транспортировку мусора, органы власти лишний раз должны убедиться в наличии всех ресурсов для квалифицированного предоставления услуг.

Твердые бытовые отходы и коммунальные отходы – это мусор, образующийся в процессе функционирования человека. Их, в свою очередь, разделяют:

  • На органические отходы.
  • Неорганический мусор.

Первый вид наиболее безопасен, так как очень быстро разлагается в окружающей среде, не нанося ей ни какового вреда. Это остатки пищи, бумага и подобные отходы жизнедеятельности.

Неорганический мусор очень долго остается на поверхности земли, срок его разложения от трех до нескольких десятков лет. Это пластмасса, и подобные загрязнения. В основном неорганический мусор делится на классы по опасности.

Первые классы – это остатки жизнедеятельности промышленных предприятий. Перевозка их без разрешительных документов, свидетельствует о различных нарушениях, в том числе и правил хранения. Это может привести к ужасающим последствиям. Тоже относится и к менее опасным классам отходов.

То есть если предприятие не может или не хочет получать лицензию, значит, его деятельность происходит с явным нарушением санитарно-эпидемиологических и других норм. В результате наблюдается рост не зарегистрированных мусорных полигонов.

Минимальное наказание за отсутствие лицензии – штраф в 200 тысяч российских рублей. Максимальное наказание – реорганизация предприятия или остановка его деятельности на три месяца.

Должностные лица могут получить индивидуальные санкции в размере до 30 тысяч рублей, а предприниматели до 50 тысяч рублей.

Срок действия и стоимость лицензии

Лицензия предоставляется на 5 лет. После окончания ее срока действия, организация может подать повторный запрос. При условии безупречной предыдущей работы и продлении первоначальных видов деятельности предприятие может получить бессрочную лицензию.

Средняя стоимость разрешения составляет 300 тысяч российских рублей.

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

С 1 июля 2015 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию ().

Этой же позиции придерживалась и судебная практика.

Так, например, ФАС Уральского округа, рассмотрев дело о привлечении к административной ответственности общества, основным видом деятельности которого являлось производство общестроительных работ, установил следующее.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не является деятельностью, от которой общество получало бы прибыль, то есть не является предпринимательской.

Таким образом, общество не может быть привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. Кроме того, материалами дела подтверждено, что обществом заключены договоры на передачу отходов специализированным предприятиям.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что обществу не требуется специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (постановление ФАС Уральского округа от 10 декабря 2007 г. № Ф09-10106/07-С1).

Аналогичный подход продемонстрирован в , .

Таким образом, по аналогии судебной практики, сложившейся в ходе применения ранее действовавшего законодательства, можно сделать выводы о том, что и сейчас строительной компании, в результате деятельности которой образуется строительный мусор и которая привлекает специализированную организацию для его вывоза, лицензия не потребуется.

Если же строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, без привлечения специализированной организации, в таком случае лицензия необходима.

Для получения такой лицензии строительная компания должна обладать специальной техникой, иметь в штате специалистов, прошедших соответствующее обучение, а также удовлетворять иным требованиям, установленным .

Здесь следует отметить, что осуществление деятельности по вывозу мусора без лицензии может повлечь неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности (), уголовной ответственности (), вплоть до ликвидации юридического лица согласно .

Кроме того, лицо, претендующее на налоговую выгоду, обязано проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента, проверив его правомочие на заключение сделки, в том числе наличие лицензии. В обратном случае негативные последствия выбора недобросовестного контрагента будут лежать на строительной компании.

Подведем итог вышесказанному. Строительным компаниям, самостоятельно осуществляющим вывоз мусора со строительных площадок, необходимо получить соответствующую лицензию.

Компаниям, которые заключают договоры со специализированными организациями, необходимо проверить наличие соответствующей лицензии у контрагента, а в договоре на вывоз мусора рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет специализированная организация.

Обращаем внимание, что после 1 января 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности без лицензии не допускается ().

Ирина Хмыз ,
ведущий юрисконсульт департамента сопровождения строительства и проектов КСК групп



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...