Портал образования. Невидимые нити в весеннем лесу Невидимые нити весеннем лесу дополнительный материал


  1. Какие изменения происходят в жизни птиц? Отметь верный ответ.
а) улетают в теплые края;

б) возвращаются из теплых краев;

в) строят гнезда и выводят птенцов.

2. Какая птица прилетает раньше других?

а) ласточка; в) жаворонок;

б) грач; г) скворец.
^ 3. Как по поведению зимующих птиц узнать, что приближается весна? Напиши.

^ 4. Кто это? Подпиши.

________________ _______________ _________________

^ 5. Какие изменения происходят весной у большинства зверей?

а) линяют; в) впадают в спячку;

б) появляется потомство; г) делают запасы на зиму.
6. Какие насекомые кормятся на цветущей иве?

а) пчелы; в) комары;

б) шмели; г) бабочки.


  1. ^ Приведи пример невидимой нити в весеннем лесу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Как ты думаешь, что произойдет в лесу, если вдруг исчезнут все насекомые? Напиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ 9. Запиши 3 правила юного эколога: как вести себя в лесу весной.

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ____________________________________________________
^

Проверочная работа по теме «Охрана природы весной», «Лето красное».


  1. Объясни пословицы, как ты понимаешь их смысл?
«Вешний день весь год кормит», « Кто спит весною, плачет зимою»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Верно ли, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях у разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице? ___________________________________________________

  1. Ветви какого дерева часто используют в обрядах весенних праздников? Обведи в кружок правильный ответ.
а) тополь; в) береза;

б) ива; г) рябина.
^ 4. Назови представителей Красной книги:

Растение - ____________________________________

Животное - ___________________________________

Птица - ______________________________________

Рыба - _______________________________________

^ 5. Как ты можешь участвовать в охране природы весной? Отметь, чего делать нельзя.

а) ловить насекомых; в)строить гнездовья;

б) рвать раннецветущие растения; г)беречь птиц.
^ 6. Напиши, когда бывает день летнего солнцеворота?

_________________________________________________________
7. С какими дарами природы связаны три праздника в августе по народному календарю? Отметь кружком правильный ответ.

а) мед; в) орехи;

б) яблоки; г) грибы.
^ 8. 22 июня - день летнего солнцестояния, это - …


  • самый длинный день в году;

  • самый короткий день в году;

  • день равен ночи.

  1. Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Напиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Природа представляет собой необычайно сложную систему. В этой системе задействованы деревья, кустарники, насекомые, животные, птицы и так далее. Выживание всей системы является залогом благополучия каждого из ее элементов.

Что такое невидимые нити в весеннем лесу

Данная взаимосвязь элементов природы называется невидимыми нитями. Они пронизывают жизнь все животных и растений. Эти нити связывают все живое, создавая единую систему. Они протянуты от каждого растения к каждому животному, кустарнику или дереву.

Поэтому, любое, даже самое маленькое насекомое связано множеством нитей с другими обитателями леса или степи.

Эти нити невидимые, но они очень важны и нарушать созданный природой баланс, опасно. Даже незначительное его нарушение может привести к катастрофическим последствиям – гибели отдельных видов или целый экосистем.

Пример нитей в весеннем лесу

Весной сильно повышается уровень влаги в почве и воздухе. Это связано с таянием снега и повышением температуры воздуха. Природа оживает именно весной. В это время невидимые нити наиболее заметны:

  • Влажность почвы, прогретый воздух приводит к росту травы, кустарников и деревьев. Появляются новые ростки, укрепляются и активно растут взрослые деревья;
  • Травой, листвой питаются насекомые. Они становятся удобрением для тех же кустарников или деревьев;
  • Корме того насекомыми питаются птицы и животные. Продукты их жизнедеятельности опять же становятся удобрением, которое обеспечивает рост деревьев;
  • Травоядными животными, птицами питаются хищники. Наличие травоядных является залогом существования хищников, находящихся на вершине пищевой цепи;
  • Погибая, хищники удобряют грунт, способствуя произрастанию новых растений.

Таким образом, в весеннем лесу ничего не пропадает. Все, что происходит служит для общей пользы. Даже гибель животного нужна. Она имеет важное значение для выживания всех остальных. Поэтому, естественный ход вещей не приводит к исчезновению целых видов живых существ.

Подобные взаимосвязи и являются нитями весеннего леса.

Тема урока «Невидимые нити в весеннем лесу» 2 класс УМК "Перспектива"

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком

Планируемые результаты:

    учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

    научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    освоение знаний по теме «Невидимые нити».

Учебные задачи, направленные на достижениеметапредметных результатов обучения:

    формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД

1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.

2. Проверка домашнего задания.

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было: (чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи, чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко, чтобы на планете был мир)

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете? Конечно, от человека и его отношения к природе.

Какие знаки охраны природы вы придумали дома? (Ответы детей)

Молодцы! Вы очень хорошо знаете правила охраны природы. Поэтому мы смело можем отправиться с вами в лес.

3. Объявление темы и целей урока.

Как вы думаете, что интересного можно увидеть в весеннем лесу? Можно ли увидеть невидимое?

Какая будет тема нашего урока? (Невидимые нити в лесу) Что для этого нам нужно сделать? (Цели: узнать, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научиться находить связи в природе, между природой и человеком, научиться изображать изученные связи с помощью схем).

4. Актуализация знаний

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

(Загадки)

1. Как это скучно – Сто лет без движенья В воду глядеть на свое отраженье. Свесила ветки с обрыва нежная, тихая, грустная... ива

интересные факты

Когда ива зацветает, значит – конец зиме. Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои пушистые почки под лучами весеннего солнца.
Первые пчелки спешат к иве. Ведь цветы и другие деревья еще не спешат зацветать. Деревья, с которых пчелы собирают нектар и затем делают мед, называются «медоносы».

2. От цветка к цветку летает,
Ярких бабочек пугает
Крупный, яркий и пушистый,
Хоботок чуть серебристый.
А гудит, как будто дрель
Полосатый добрый... .

интересные факты (выступают подготовленные ученики)

Шмели - одни из самых холодостойких насекомых. Они способны, ускоренно разогреть своё тело до необходимых 40 °C. Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё недостаточно прогрелся, и даёт шмелям преимущество перед другими насекомыми. Шмели в отличие от ос и пчел, миролюбивые насекомые, их можно широко использовать на садово-дачных участках. Более того – имеется даже такая малоизвестная отрасль как шмелеводство. Эта отрасль занимается разведением шмелей для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения урожайности последних.

3. Встреча с ней - одна беда,
Нос - как острая игла,
В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь - зажужжит.

интересные факты (выступают подготовленные ученики)

Грозные насекомые с полосатым желто-черным брюшком, которые в солнечные дни кружат в парках, садах и нередко залетают в наши квартиры - это осы. Осы живут большими семьями и совместно заботятся о подрастающем поколении. Взрослые насекомые питаются нектаром и соком фруктов, а личинок они кормят насекомыми. Осы единственные на свете насекомые, которые регулярно жалят людей. Но обычно они нападают на человека только поблизости от своего гнезда. С помощью ярких желто-черных полосок на брюшке осы предупреждают людей и хищников, что они вооружены ядовитым жалом и могут дать достойный отпор любому врагу.

4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

интересные факты (выступают подготовленные ученики)

Бабочки – чешуекрылые насекомые. Это означает, что на их крыльях располагается множество небольших чешуек, которые, преломляя солнечный свет под разными углами, образовывают характерный рисунок. Нередко дети путают чешуйки с пыльцой. Пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет.

Как вы думаете, есть ли связь между этими живыми существами?

(Ответы детей)

5.Самоопределение к деятельности

Чтение текста Н.Сладкова "Ивовый пир"

Как ива привлекает, зовет к себе насекомых? (Ива цветет первой, пока все деревья голые. Привлекает насекомых ярким цветом, запахом)

Расскажите, кто прилетел на ивовый пир.

Значит, для всех этих насекомых ива - это... (кормилица)

А что дают насекомые иве? (Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цветочную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян.

Составьте схему связи. Какая группа связей получилась? (между растениями и животными)

Растения животные

6. Физминутка

7.Работа по учебнику

Мы только что видели, что насекомые очень полезны для цветущих растений. А гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений?

Что будет, если гусениц станет слишком много?

Кто поможет деревьям? Взгляните на схему. Какую связь между растениями и животными видите?

растение

животные животные

8. Работа в группах

1 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.

2 группа

Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.

3 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений.

4 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.

живая неживая животные животные

природа человек растения животные

Вывод:

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ответы на вопросы

(После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос)

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников.

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется?

- А какие невидимые нити существуют в нашем классе? (учитель-ученики)

Подведём итог урока.

Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)

Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)

    узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,

    научились находить связи в природе, между природой и человеком,

    научились изображать изученные связи с помощью моделей.

Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились,

Что мне и друг другу вы так пригодились.


«ивовый пир»

Ивовый пир

Просмотр содержимого документа
«к уроку»

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ЖИВОТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ПРИРОДА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Ивовый пир

Зацвела ива - гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь - желтеет палец.

Щёлкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. Спешат гости на пир. Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали. Шершень на слюдяных крыльях, полосатый, злой и голодный, как тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец. Зазеленеет, потеряется среди других зелёных кустов. Пойди-ка тогда её найди! А сейчас как букет, да не простой, а золотой.

Н.Сладков

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»




Цели:

Узнать, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ.

Научиться находить связи в природе.

Научиться изображать изученные связи

с помощью схем.





Деревья

Насекомые

Птицы


Итог урока

Узнали

что такое невидимые нити

Научились

находить связи в природе, между природой и человеком

изображать изученные связи с помощью схем


ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ

Я работал сегодня очень хорошо

и у меня все получилось

Я работал сегодня хорошо и у меня

все получилось

Я не доволен своей работой


Урок окружающего мира во 2-м классе по теме

"Невидимые нити в весеннем лесу"

педагог дополнительного образования Гонзина С.А.

Цель: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД обучающихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».

Планируемые результаты:

    учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

    научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:

    освоение знаний по теме «Невидимые нити в лесу».

    научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу

    научатся составлять схемы взаимосвязей в природе

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формировать навыки работы с ПК (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии, самооценки (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Оборудование: учебник 2 класс, 2 часть А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая, АРМ учителя, 4 ПК на каждую группу детей, программа “Окружающий мир” 2 класс (Кирилл и Мефодий), smart-доска, карточки для фронтальной работы.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока.

Музыкальный момент: звуки леса.

Стихотворение

Когда ты идешь про тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится.

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою - скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке.

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Мы с вами друзья, по тропинке идем,

Ответы искать под зеленым шатром.

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся, где мы услышим эти звуки?

Ответы детей: в лес.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в весенний лес.

А что каждый путешественник берет с собой в дорогу?

Правильно. В рюкзаке у него находятся все необходимые вещи.

А как вы думаете, что будет лежать в нашем рюкзаке? Да, верно.

Тогда с чего мы начнем наш урок?

На какие группы делится природа? (Схема в презентации)

Что относится к неживой природе?

На какие две группы делится живая природа?


– На какие группы мы можем разделить животных?

На какие группы мы можем разделить растения?

Как вы думаете, есть ли связи между живой и неживой природой и этими представителями животного и растительного мира?

Как называются эти связи в природе?
– Итак, тема сегодняшнего урока
«Невидимые нити в весеннем лесу» .

Какое задание я вам предложу? – Верно.

Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

На слайде презентации показаны элементы данной схемы. Необходимо установить связи между элементами. Составить схему. (Группам раздаются конверты с заданием).

Поднимите руки капитаны тех групп, которые считают, что справились с заданием и смогут обосновать свой ответ.

С чем вы столкнулись при выполнении этого задания?

В чем оно заключается?

Рюкзак!

Знания, правила поведения в лесу и т.д.

С повторения необходимых знаний.

Живая и неживая.

Солнце, река, камни и т.д.

Животные и растения.

Звери, птицы, насекомые.

Деревья, кустарники, травы.

Есть.

Невидимые нити.

Задание на пробное действие.

С затруднением.

Мы не знаем, как составить схему.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

Какую цель вы перед собой поставите?

Наш план: 1) поработать с учебником 2) поработать в группах или в парах 3) сделать выводы

Необходимо поставить цель.

4. Реализация построенного проекта

У каждой команды на столах лежит маршрутный лист с теми заданиями, которые нам сегодня предстоит выполнить. За каждое правильно выполненное задание команда ставит себе один балл после каждого выполненного задания.

Чтение параграфа учебника стр. 90 с попыткой ответить на вопрос, о каких связях здесь идет речь?
– Давайте убедимся в правильности предположений и прочитаем вывод в тексте учебника.

А теперь давайте отметим на листе пробного задания эту связь. (Отмечают связь в пробном задании Растения – Животные).

Что вы можете сказать еще об этой невидимой нити? Что можно сказать о растениях и животных в этой связи?

Теперь вы самостоятельно на своих компьютерах протянете невидимые нити в виртуальном лесу. Для этого выполним интерактивное задание урока 8 задание № 5 (эл.приложение Кирилл и Мефодий) для того чтобы установить следующий вид связи. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Животные – Животные).

Физкультминутка. Давайте сделаем небольшой привал и отдохнем.

Следующее задание, которое мы выполним Урок 7, задание № 7 . Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Живая природа – Неживая природа).

Переходим к следующему интерактивному заданию в приложении Кирилла и Мефодия. Урок 10, задание № 7 . Необходимо построить цепь питания человека. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О какой связи речь идет в этом задании? (Отмечают связь в пробном задании Человек – Природа)

Чтение параграфа вслух хорошо читающими учениками. Чтение вывода.

Предположения детей.

О взаимосвязях растений и животных.

Это звенья цепи питания .
Дети на компьютерах выполняют интерактивные задания. Нажимают клавишу самопроверки, сигналят о выполненной работе.

О взаимосвязях растений и животных. О взаимосвязях животных и животных.

О взаимосвязях Живой природы и Неживой природы.

О взаимосвязи Человека с Природой.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Итак, посмотрите на пробное задание, давайте проговорим вместе, какие эталоны у нас получились. Протянем нити в лесу и сделаем их видимыми.

Какой ваш следующий шаг на уроке?

Дети выходят к доске по одному и проводят линии связей между элементами схемы.

Научиться применять новые эталоны.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Как убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания?

Верно. Сейчас вы разобьетесь по парам и получите задание. Давайте повторим правила работы в парах. Подумайте, между какими представителями Живой природы вы сможете протянуть нити. Составьте схему. (Учащимся раздаются листы с изображениями растений и животных).
Проверка по образцу на экране. (Два стола проверяют по одному эталону, два стола по другому эталону).

У кого есть ошибки? В чем они состоят? Сделайте вывод.

Где вы можете это сделать?

У кого нет ошибок? Сделайте вывод.

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называют невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто САМ ЧЕЛОВЕК нарушает эти связи.

Чтобы узнать, что человек может сделать, чтобы невидимые нити сохранялись, выполним задание Урока 10, № 9 . Как человек помогает природе?

Возврат в исходное задание № 9, какие действия человека вредят природе?

2017 Год в Росси указом президента назван годом Экологии.

Послушайте замечательные слова поэта Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Как вы думаете, о каких зверях внутри себя говорит поэт?

Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить природу, невидимые нити в ней?

Выполним самостоятельную работу.

Оценивание в парах.

Нам необходимо тренироваться в составлении схем взаимосвязей в природе.

При выполнении д/з.

Мы хорошо усвоили новую тему.

Ответы детей.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте подведем итоги. Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы сегодня поставленной цели? (Демонстрация слайда с темой и целями урока.)

Удалось ли сделать открытие самим?
– Оцените свою работу на уроке, возьмите ваши маршрутные листы, переведите баллы в отметки.
На экране перед вами начало фраз, давайте их продолжим.

Я узнал…

Я научился…

Я остался не доволен…

Я остался доволен…

Молодцы, сегодня вы хорошо поработали.

Домашнее задание: составить схему любой из связей.

Узнать, как составлять схему о связях в природе.

Достигли.

Да.

Приложение №1

Задания

Баллы

Работа с учебником

Интерактивное задание.Урок 8 ,задание 5

Интерактивное задание.Урок 7 ,задание 7

Интерактивное задание.Урок 10,задание 7

Интерактивное задание.Урок 10 ,задание 9

Отметка:

    Невидимых нитей в весеннем лесу достаточно много.

    Основные - это: живая и неживая природа; животные и растения; птицы и насекомые; человек и природа в целом и др. Здесь также не следует забывать о других факторах, таких как солнце, воду, воздух и земля.

    Можно составить такие примеры невидимых нитей в весеннем лесу:

    дуб - личинки - дятел;

    листья - гусеница - птичка;

    солнце - трава - заяц - волк - человек.

    Часто различного рода связи, которые существуют в природе между живыми существами, между живым и неживым, между человеком и окружающим миром, называют невидимыми связями. Связи эти есть везде и надо только уметь их отыскать. Например для весеннего леса можно найти такие связи: Солнце сильнее нагревает воздух, землю, снег стаивает, пробивается первая трава и цветы, распускаются листья на деревьях, оживают насекомые, которых привлекают первые цветы, пыльцой которых они питаются, одновременно опыляя растения. Птицы прилетают из теплых краев, потому что появляются насекомые и растения и теперь им можно не волноваться за свое пропитание. Просыпаются от зимней спячки животные, которым также будет что поесть в весеннем лесу. Реки освобождаются ото льда и начинается нерест рыбы, которую в этот момент стараются поймать лесные хищники.

    Ну а схематично изобразить некоторые виды невидимых нитей можно например так:

    Вся природа взаимосвязана, благодаря невидимым нитям.

    Если рассматривать отдельно природу весеннего леса, то можно обратиться к следующим схемам невидимых нитей:

    Как видим, пищевые цепочки в лесу достаточно длинные и перекликаются друг с другом.

    Например, птицы поедают мелких букашек, которые питаются листвой, корой деревьев. Пчлы собирают нектар в цветков, которые не могут существовать без солнца, плодородной земли, кислорода.

    Невидимые нити - так называют связи, которые есть повсюду, например, между живой и неживой природой, растениями и животными, насекомыми и птицами, человеком и природой.

    Если говорить про связь растения - животные, то можно сделать такой вывод: растения являются для животных, во-первых, пищей, во вторых, укрытием, в третьих материалом для их жилища. А животные распространяют семена растений, уничтожают вредителей.

    А вот наглядный пример связи между человеком и природой:

    вот связь между живой и неживой природой:

    Невидимые нити очень четко прослеживаются в лесу. Вс живое и неживое в той или иной степени взаимосвязанно, что-то в большей степени, что-то в меньшей.

    Приведу следующий довольно простой и наглядный пример:

    Насекомые едят растения, насекомых едят птицы, птиц едят хищники. Все отходы жизнидеятельности всего и всех перечисленных, питают, насыщают землю. В этом всем участвует не только земля, но и вода, воздух, солнце. Вс взаимосвязанно, оборвется одна такая невидимая нить, нарушится баланс.

    С первыми лучами солнца весенний лес преображается: там где была стылая, безжизненная земля, уже пробиваются первые ростки, откуда ни возьмись появляются личинки, червячки, насекомые: одни рыхлят землю, вторые опыляют, третьи - поедают появившиеся молодые побеги, четвертые - сами становятся пищей. Все эти процессы связаны между собой незримыми, но очень крепкими нитями.

    Насекомые - пища для птиц, часть их - пережила суровую зиму, другая часть - вернулась из дальних странствий, и те, и другие - голодны, но полны решимости выжить, найти себе пару, создать потомство и... быть когда-нибудь съеденными хищниками или насекомыми.

    На самом деле весь окружающий нас мир находится в балансе за счт тех самых невидимых нитей.

    Каждое явление, либо объект природы оказывает влияние на какой-то другой объект, который в свою очередь оказывает влияние на третий объект.

    Схематично данная взаимосвязь именно в лесу выглядит следующим образом.

    К примеру, листья на деревьях растут благодаря питательным элементам из почвы, воздуху и солнцу. Гусеница поедает листья на деревьях. В то же самое время, гусеницами питаются птицы.

    Сначала надо понять, что же этот такое невидимые нити, или как их еще называют, невидимые связи. Это определенная связь между событиями и вообще происходящим в лесу. Простейшими примерами являются растения, которые переопыляются и насекомые, которые этой самой пыльцой питаются, заодно и помогают опылиться. НАверное, к нитям можно отнести и такую связь: листья на деревьях едят гусеницы, самими же гусеницами питаются птицы, некоторые птицы могут стать добычей хищных животных.

    Невидимые нити в весеннем лесу складываются из цепочки

    Животные - животные

    Живая природа - неживая природа

    Растения - животные человек

    На основе приведенной цепочки примеры

    Весенние нити в лесу

    Ель - белка - куница.

    Ель дает пищу жуку-усача, а тот в свою очередь служит пищей для дятла, а дятлу необходимо опасаться ястреба.

    Невидимые нити в лесу связаны друг с другом, например, цепью питания, кто кого ест. Так насекомые связаны с цветком, переносят пыльцу с цветка на цветок. Белка переносит шишки с ели и роняет шишки по дороге, вырастает новая елочка. Солнце светит и распускаются лесные цветы.

    Можно взять любого обитателя леса и провести линию, связывающую его с другим представителем флоры и фауны и получится невидимая цепь.

    И на картинке посмотрите длинные невидимые цепи в весеннем лесу из нескольких звеньев. Кстати, составляя невидимые цепи можно добавить убежище лесных обитателей.

    Во-первых, давайте разбермся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...