Практико-ориентированное обучение в начальной школе. Практико- ориентированное обучение Кто автор практико ориентированного обучения в школе

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально - ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного ) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ - УМЕНИЯ - НАВЫКИ - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и практики.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.

1 этап – Смысловой

Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

2 этап – Ценностный

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.

3 этап - Практический

Непосредственное знакомство с професиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.

Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

4 этап – Заключительный

Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

К заключительному этапу обучения относится:

Производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;

Преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).

Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Список литературы:

  1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
  2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007
  3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
  4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. – 247 с.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Практико-ориентированное обучение на уроках математики в начальной школе

Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

Конашевой Елены Владимировны

В настоящее время для современного образования стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.

Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Основная цель такого обучения - формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

В рамках практико-ориентированного обучения я стараюсь уже с 1 класса организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать. Для себя я выделила несколько основных приемов практико-ориентированного обучения младших школьников на примере уроков математики:

  1. Практико-ориентированные задачи

Использование практико-ориентированных задач позволяет применять знания учащихся в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. Но таких задач в учебниках по математике для начальной школы очень мало, поэтому стараюсь подбирать, составлять и активно внедрять их в учебный процесс. При изучении нового материала опираюсь на уже имеющийся опыт учащихся, а уже на этапе закрепления и систематизации полученных знаний даю учащимся задачу из повседневной жизни, при решении которой они должны использовать приобретенные предметные знания и умения. Каждая такая задача, должна быть не в явном виде, как это чаще всего дается в учебнике. Лучше сформулировать задание так, чтобы учащиеся подумали, порассуждали и предложили свои способы решения, из которых выбрали наиболее рациональный. На работу с такими заданиями в план урока математики я внесла непродолжительный по времени этап «Математика вокруг нас». Само название указывает на то, что в окружающем нас мире оказывается много математических задач и ситуаций, для решения которых необходимы те или иные знания и умения. Примеры таких задач:

  1. Какую длину и ширину будет иметь участок площадью 48 кв.м?
  2. Сколькими способами можно пришить пуговицу с четырьмя дырками, чтобы ниточкой соединялись две пары дырок, и ни одна дырка не оставалась свободной?
  3. В квадратную комнату с длиной 6 метров решили постелить ковер так, чтобы от каждой стены оставалось до ковра расстояние в 1 метр. Каких размеров будет ковер?
  4. Используя данные таблицы, ответь, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для нее надо 45 г крупы, 5 г масла и 5 г сахара.

Практико-ориентированные задания позволяют применять логическое мышление, создают условия для того, чтобы обучающиеся оценили смысл и значение приобретённых знаний.

  1. Уроки-практикумы.

Для формирования практических навыков на уроках математики использую так называемые уроки-практикумы. Главный девиз этих уроков – Мысли! Действуй! Твори! На таких уроках мы измеряем площадь, высоту, рост и массу, определяем временные промежутки, уравниваем по длине предметы, работаем с конструктором. Обязательно используем для этого измерительные приборы: весы, часы, секундомеры, разные емкости для определения объема. Нравится детям на таких уроках составлять задачи для своих друзей.

При изучении темы «Периметр и площадь прямоугольника» в 3 классе был проведен урок-практикум, где дети помогали любимым героям мультфильма «Маша и медведь» вычислить площадь участка домика медведя, определить размеры забора для домика с учетом обнесения забором сада, находящегося за территорией участка. Ребята определяли размеры стекла для окна домика медведя, сравнивали размеры рамки для фото и рисунков Маши. Каждое задание было направлено на использование имеющихся знаний в жизненной ситуации, в которых задание носит реальный смысл. Урок получился увлекательным, творческим, с ненавязчивым применением на практике знаний учащихся о площади и периметре.

Во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Наглядная геометрия» уделяем большое внимание практическим упражнениям: в 1-2 классах - закрашивание, классификацию, сравнение, определение лишней фигуры, выделение признаков, придумывание орнаментов, аппликация, в 3-4 классах - вычисление периметра данных на бумаге фигур, вырезание из бумаги фигур и вычисление площади, составление загадок, проекты, исследования, конкурсы рисунков-чертежей и др.

Уроки-практикумы помогают формировать практико-ориентированных знаний, умений, навыков, способствуют развитию у младших школьников способности ориентироваться в окружающей действительности.

  1. Уроки – экскурсии.

Проведение математических экскурсий в начальной школе позволяет обучающимся приобрести практические навыки работы вне класса, направленные на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала. Дети учатся важнейшим умственным действиям – наблюдению, рассуждению, анализу, умению делать выводы. Так в 1 классе при изучении темы «Пространственные представления» мы выходили на школьную площадку и вне класса знакомились с понятиями «выше - ниже», «дальше - ближе», «сзади – спереди» и т.п. Во втором классе вычисляли временные промежутки при выполнении режимных моментов в течение дня. В 3 классе при знакомстве с темой «Цена. Количество. Стоимость» мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию в магазин канцтоваров и в магазин игрушек. Детям предлагалось определить, какие предметы и в каком количестве они могут купить на имеющуюся у них сумму денежных средств. Также при изучении единиц массы можно посетить магазин, а при знакомстве с литром (единицей объема) – столовую интерната. В результате такой работы во взаимодействии с окружающей действительностью и измерительными приборами дети смогут усвоить материал более прочно, смогут без труда воспользоваться своим приобретённым опытом при решении задач в классе и в дальнейшей жизни.

  1. Практико-ориентированные проекты.

Проекты на уроках математики в 1-2 классах носят творческий характер – создание игры «Математическое домино», «Лото», создание альбомов «Цифры в картинках», «Симметрия вокруг нас». А в 3-4 классах проекты проводятся в форме деловой игры в ремонт «Школа ремонта», в строителей и маляров «Строим дом», работу с масштабом и др. Проекты на уроках математики в 3-4 классах обычно связаны с вычислениями: например, расчет расходов на ремонт комнаты, расчет расходов на поездку, определение расстояния перелета птиц, расстояния между городами с учетом масштаба карты и др.

  1. Моделирование учебных задач.

На уроках математики особую трудность для учащихся представляют текстовые задачи. Учащимся нелегко ориентироваться в задаче, в её условиях и требовании. Поэтому подробно отрабатываю анализ текста задачи, ее данных, которые мы наглядно представляем в виде модели. При работе с математической моделью задачи учащиеся легче понимают смысл, графически показывают зависимость числовых данных, определяют известное и неизвестное, находят способ решения задачи. В процессе моделирования активизируется творческая деятельность учащихся, отражается предметная сторона учебной деятельности. Основные виды моделей к задачам, применяемых мною на уроках - схема, чертёж, таблица, предметный рисунок, краткая запись, диаграмма.

В своей работе при практико-ориентированном обучении стараюсь применять активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах, индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски и нетбуков учащихся. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.


ОГБОУ

«Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Практико-ориентированный подход в обучении, как средство реализации современных целей образования детей с интеллектуальными нарушениями

Руководитель МО учителей-предметников

учитель математики

Савидова Наталия Александровна

Рязань 2015г.

СЛАЙД 1

Современное образование, новые образовательные стандарты нацеливают нас, педагогов, на формирование у учащихся глобальных компетенций.

Чтобы выжить в современном мире человеку (особенно выпускнику коррекционной школы) необходимо научиться жить, научиться жить вместе, научиться работать и зарабатывать. Для формирования компетенций учителя нашей школы используют разные технологии. Одна из них – практико-ориентированная технология, которая позволяет создать условия, в которых учащиеся имеют возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, свои потенциальные возможности, освоить различные формы учебной деятельности, в результате успешно адаптироваться, социализироваться в общество.

СЛАЙД 2

Жизнь ставит перед человеком каждый день определённые проблемы. В рамках практико-ориентированного подхода учителя помогают учащимся формировать навыки, практический опыт в решении конкретных жизненно важных задач.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта, использования их при решении конкретных жизненно важных задач и проблем.

СЛАЙД 3

Практико-ориентированное обучение учащихся способствует их социализации и дальнейшей успешной адаптации в обществе. Реализация практико-ориентированного обучения учащихся закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды.

СЛАЙД 4

Традиционная триада ЗНАНИЯ-УМЕНИЯ-НАВЫКИ при практико-ориентированном подходе дополняется новой дидактической единицей ОПЫТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Я являюсь руководителем методического объединения учителей-предметников и хочу предоставить вашему вниманию опыт их работы.

СЛАЙД 5

Для реализации данного подхода учителя используют следующие методы практико-ориентированной технологии:

Практические методы;

Проблемно-поисковые методы;

Исследовательские методы;

Игровые методы.

Формирование знаний, умений, навыков и опыта деятельности происходит через развитие высших психических функций, речи, решение задач практического содержания, включение в частично-поисковую, исследовательскую деятельность.

Для реализации практико-ориентированного подхода учителями нашей школы на уроках и во внеклассной работе создаются условия для самостоятельной учебно-познавательной, социально-значимой деятельности.

Методическим объединением учителей-предметников разработаны:

СЛАЙД 6 – 10

- приёмы подачи нового материала с элементами исследовательской деятельности ; (Например, учитель русского языка проводит объяснение темы: «Изменение имён существительных по числам» следующим образом. Проблемный вопрос – словарные слова – делят на 2 группы – объясняют по какому принципу поделили – делают вывод – учитель вводит понятие ед. и мн. числа – результат исследования -возврат к проблемному вопросу – формулировка темы урока.)

СЛАЙД 11

На уроках для реализации данного подхода используются:

- упражнения и приёмы работы по развитию речи

    синквейн ;

    мнемотехника .

    творческие задания.

СЛАЙД 12 - 21

Остановлюсь на творческих заданиях. Творческие задания предлагаются разных видов. Пример: составление рассказа по картинкам и опорным словам, используя глаголы звучания по заданному началу и концу текста.

Детям предлагается картинка и к ней нужно подобрать глагол звучания.

В результате – составлен рассказ.

СЛАЙД 22

- Кластер прием систематизации материала в виде схемы (рисунка). Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Прием "Кластеры" используются на стадии рефлексии.

СЛАЙД 23

Пример использования кластера на уроках русского языка.

СЛАЙД 24

На уроках математики в целях реализации практико-ориентированного подхода разработаны и систематизированы предметно-практические задачи.

Предметно-практические задачи направлены на:

    Формирование экономических понятий

    Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства

    Включение в производственную деятельность

Что в результате приводит к успешной адаптации в быту.

СЛАЙД 25

Задачи с элементами экономики направлены на овладение элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, которые помогут учащимся успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях.

СЛАЙД 26

Решая задачи с элементами экономики, мы затрагиваем следующие (обратите внимание) вопросы.

СЛАЙД 27 - 28

В качестве примера я вам предлагаю задачу

СЛАЙД 29

При изучении темы «Умножение и деление чисел, полученных при измерении» мы с ребятами учимся экономить, решая вот такие задачи.

СЛАЙД 30 – 31

В 9 классе по теме «Проценты» разработан целый цикл задач экономической направленности. (Подоходный налог; стоимость товара со скидкой; стоимость товара, купленного в кредит; проценты по вкладу; проценты по кредиту и т. п.).

Хочется сказать, что и сама жизнь предлагает нам практико-ориентированные задачи и учителя используют их для реализации данного подхода.

СЛАЙД 32 – 33

(Пример – ремонт)

Также учителями нашего МО разработаны (перечислю, но останавливаться не буду)

Проблемные вопросы и задания по предметам, повышающие мотивацию к изучению новой темы;

Дидактические игры на развитие счётных операций, восприятия, внимания, памяти, операций мышления;

Ролевые игры по развитию речи;

Использование этих средств обучения даёт возможность учащимся на уроках быть активными творцами, а не пассивными слушателями; учителям дифференцировать задания для учащихся по уровню сложности. Знания получили практическую направленность и могут применяться в дальнейшем.

СЛАЙД 34

Учителями используются различные формы внеклассной работы по предметам:

Предметные недели и декадники;

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины;

Предметные вечера, дискуссии

Школьная ученическая конференция;

Предметные экскурсии.

В школе работают факультативы и кружки.

В нашей школе созданы условия для творческого развития уч-ся, для развития их инициативности.

В последнее время старшеклассники стали становиться на место учителей и проводить викторины и беседы для уч-ся младших классов.

СЛАЙД 35

Математическая игра «КВМ»

Пример сотрудничества старшеклассников и малышей

СЛАЙД 36

Беседа «Капля море бережёт»

СЛАЙД 37

Хочется остановиться на такой форме внеклассной работы по предметам как защита презентаций.

«По страницам Красной Книги Рязанской области».

СЛАЙД 38

Ну и наконец, новая форма внеклассной работы - Школьная ученическая конференция. Учащиеся 3 -8–ых классов представили нашему вниманию свои проекты.

Послушайте выступление одного из самых молодых участников конференции. СЛАЙД 39

СЛАЙД 40

Были представлены и сообщения, и даже разработанные и выполненные изделия; наряду с индивидуальными проектам, были и проекты, выполненные группой учащихся.

Учащиеся нашей школы принимают участие в районных, городских конкурсах, фестивалях, выставках.

СЛАЙД 41-44

Хочется подчеркнуть, что темы для творческих работ не только мы, учителя, предлагаем уч-ся, но и они сами предлагают нам темы, которые им интересны. Девятиклассники подготовили сообщения о своих увлечениях на классном часе.

СЛАЙД 45

Группа педагогов нашей школы отучились на курсах «Аудио- Видео- Фото технологии как средство медиапедагогической работы в коррекционном образовательном и реабилитационном процессе», которые проходили на базе РГУ, научили почти всех остальных педагогов и теперь обучают уч-ся работе с компьютером, интернетом, фото и видео камерами. Ведь в современном мире без этих знаний и навыков работы уже не обойтись.

Итак, вывод : Использование практико-ориентированного подхода повысило уровень развития высших психических функций, речи, повысилась мотивация на успешную учебную деятельность, инициативность, самостоятельность, появилась уверенность в собственных силах.

СЛАЙД 46

Современное образование, в том виде, в котором оно существует в типичной Российской школе, представляет собой квинтэссенцию заучивания ретранслируемой учителем информации и натаскивания на типовые задания итоговых экзаменов в выпускных классах. При этом ученики школ не понимают, как применять полученные теоретические знания в повседневной жизни, в результате чего ценность такого образования падает в разы.

Какой должна быть хорошая образовательная система? И так ли важен практический аспект обучения?

Для получения более объективного представления по данной проблеме, при подготовке настоящей проектно-исследовательской работы, нами был проведён опрос. В анкете было представлено 4 вопроса с вариантами ответов. Респондентами явились работники общего образования и ученики школ 6 субъектов Российской Федерации.

В результате проведенной работы была подтверждена главная гипотеза: 92,86 процентов участников опроса подтвердили необходимость увеличения часов практических занятий. Соотношение теории к практике составило 48% к 52% соответственно. Также стоит отменить, что в рамках профильного обучения в школе, когда старшеклассники выбирают вариант подготвки по определенному направлению, многие респонденты высказались за получение основ начального профессионального образования. Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы практико-ориентированного обучения учащихся школ РФ.

Близкий к нашим «идеальным» представлениям опыт, был применен в Королевстве Нидерланды уже в 1848 году. Там была Законом установлена свобода образования, что означало создание школ в соответствии со своими собственными взглядами, в том числе педагогическо-дидактическими представлениями. Сегодня средняя школа Голландии – это три типа образования, одно из которых, позволяет помимо основных школьных предметов, овладеть той или иной профессией; два же других позволяют поступать в высшие учебные заведения. Объединяет же их то, что около 35-45% учебного плана составляют лекционные занятия, остальное время отведено под практическую и исследовательскую работу обучающегося.

Внедрение идеи практико-ориентированного обучения в РФ ведется с начала 2003 года, но в Российской массовой школе образовательный процесс и сейчас строиться в соответствии с триединством «знания – умения – навыки». Причем основное внимание, как упоминалось выше, уделяется заучиванию, переданных учителем, знаний. Поэтому для преодоления существующей проблемы необходимо уже сегодня создание практико- ориентированной образовательной среды учебного заведения.

Выбранный для реализации подход, представляет собой помимо приобретения

«ЗУНов» - организацию практической деятельности на основе решения реальных жизненных задач и проблем, которые будут активизировать знания и их поиск. Уроком должен становится весь окружающий нас мир.

Основная работа при разработке программ учебных дисциплин в рамках нашего подхода ляжет на учителей предметников. Здесь им придется решить какие способы и формы работы помогут реализовать принцип практико-ориентированного обучения в рамках их предмета. Общими для всех могут быть следующие: лабораторные, исследовательские и проектные работы, игровые практики, экскурсии, различные творческие задания, встречи с интересными людьми, а также междисциплинарная проектная деятельность; а частными: дебаты, полевые практики и наблюдения, производственные экскурсии, социальные эксперименты и другие.

Педагог должен осознать, что теперь перед ним стоит сложнейшая задача, а именно

создать условия для самостоятельного развития ученика, направляя и помогая ему, а не

ретранслируя знания, как прежде.

В рамках организации практико-ориентированного обучения очевидно возникнет препятствие, которое будет заключаться в нехватке урочного времени; особенного при осуществлении профильного обучения у учителей предметников непрофильного направления. Справиться с этой проблемой поможет известная во всем мире, и активно набирающая популярность в РФ модель «Перевернутого урока». Домашнее задание в данном случае будет заключаться в усвоении теоретического материала. А на учебном занятии в школе будет осуществляться закрепление пройденной дома темы, в течении 20- 30% от всего времени урока; и осуществление практической и исследовательской деятельности. Стоит отметить, что для проверки знаний следует отводить 1-2 урока в месяц предназначенных для проведения непосредственного контроля (тест, контрольная работа), или альтернативных методов оценки знаний (защита реферата, проекта, исследовательской или творческой работы).

Обращаясь к вопросу о начальном профессионально обучении в рамках школы, мы рассматриваем вариант введения дополнительных занятий, которые будут нацелены на получение профессиональной компетенции (практического значения) по выбранному профильному направлению. Правда актуальным и востребованным получение такого вида образования, можно будет считать только с применением дуального образования. Пилотный проект, которого, к сожалению, был закрыт в нашей стране даже на уровне среднего специального образования.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...