Презентация на тему жизнь в пресных водоемах. Презентация на тему "жизнь пресного водоема"

Презентация по слайдам

Текст слайда: МБОУ Подозёрская СОШ Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс Учитель: Щавелёва Ольга Александровна Жизнь пресного водоёма


Текст слайда: Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет.


Текст слайда: 2 3 4 5 6 8 7 9 10 12 11 А Б Ч О К А А 1 Б К И Ч Е Н З У К Е Т Р О С О К П Ь Л П Е Р Е Т Л Е Г О С Я Р К С У Ё Л И С А В С А П К Я Ь Ш У С У Я Т А К М А Ц И Р Е Щ К И Л Т Я М Г О М К У Ж И Щ Ь Л И Л К К Ш У Г Я Х А М А Н О А


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда: Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.


Текст слайда: Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.


Текст слайда: Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.


Текст слайда: На берегах водоёма растет череда. Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду.

Слайд №10


Текст слайда: Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра.

Слайд №11


Текст слайда: В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды.

Слайд №12


Текст слайда:

Слайд №13


Текст слайда: Под водой живет народ, Ходит задом наперед.

Слайд №14


Текст слайда: Длинным клювом тонким Схватит лягушонка – Капнет с клюва капля. Кто же это?..

Слайд №15


Текст слайда: У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь – в котел попала.

Слайд №16


Текст слайда: Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину.

Слайд №17


Текст слайда: На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

Текст слайда: Интернет-источники http://detirisuyut.ru/raspisan… http://900igr.net/kartinki/okr… http://vredno.com.ua/2010/08/1… http://krasozera.narod.ru/shar… http://pesik.su/2011/01/presny… http://900igr.net/kartinki/okr… http://900igr.net/kartinki/okr… http://smotret-mir.ru/page/106 http://nobivac.ru.com/?ru=tagg… http://otbrosi-on.ru/?rup=quat… http://summer-fishing.narod.ru… http://vyazanie-4you.info/arti… http://raskrashkirus.ru/streko… http://www.airflightstpeterspb… http://fisher-fan.ru/?p=599 http://totalrating.ru/catalog/… http://totalrating.ru/catalog/… http://animalworld.com.ua/news… http://affeeacol.ucoz.ru/news/… http://www.aquatoria.by/rasten… http://www.uzaok.ru/viewtopic.…


Искусственный пруд

Водохранилище


  • Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,
  • Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.
  • Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.
  • И кубышка, и тростник. Это пресный ….(водоём).

Растёт по берегам водоёмов

Это крошечное растение,

плавающее на поверхности воды

Лекарственное растение,

которое растёт по берегам

водоёмов

В народе её называют белой

Растёт не только в

озёрах и прудах, но и в реках

водяной лилией

кувшинка


Ползает наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой

Хватает клешнёй.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

У кого глаза на рогах,

А дом на спине?


Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку-

Спотыкалочку.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

СТРЕКОЗА


Животные водоёма

Моллюски

Земноводные

Двустворчатые

Прудовик

Насекомые

Водомерки


Насекомое



  • Тест «Жизнь пресного водоема»
  • 1. К искусственным водоемам относятся...
  • а) реки, моря, океаны;
  • б) водохранилища, пруды, каналы;
  • в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.
  • 2. Растения водоема это...
  • а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
  • б) брусника, черника, мох;
  • в) кувшинка, ряска, тростник.
  • 3. Санитарами пресных водоемов считают...
  • а) рака, беззубку;
  • б) прудовика, катушку;
  • в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
  • 4. Живым фильтром называют...
  • а) головастиков;
  • б) раков;
  • в) двустворчатых моллюсков.
  • 5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...
  • а) люди; б) цапли;
  • в) ондатры; г) бобр

  • 6. С водоемами связана жизнь...
  • а) зябликов, трясогузок, соек;
  • б) цапель, уток;
  • в) лебедей, тетеревов, сов.
  • 7. Водоем называют природным сообществом, потому что...
  • а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
  • б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
  • в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
  • 8. Хищниками пресных водоемов являются...
  • а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
  • б) караси, мотыли, раки;
  • в) циклопы, прудовики, головастики.
  • 9. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...
  • а) это плавает ряска;
  • б) много микроскопических водорослей;
  • в) на дне много ила.
  • 1 0 . Найдите в каждой строке лишнее название.
  • а) двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик;
  • б) рогоз, тростник, ряска, стрелолист;
  • в) бобр, жаба, выдра, ондатра;
  • г) карась, плотва, щука.

  • Учитель начальных классов

МАОУСОШ№1

Ст.Выселки

Краснодарского края

Свидина Светлана Алексеевна

О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир»

Интернет-ресурсы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ейкина Наталья Викторовна Учитель МОУ «СОШ № 1» Фрунзенскогорайона г. Саратова

Водоём Посмотри вот сюда. Тихо плещется вода Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный водоём.

Типы пресных водоёмов Водохранилище Река Озеро Ручей Пруд Канал

Растения водоёмов рогоз, камыш, тростник, лилии, кувшинки, череда, стрелолист, горец земноводный, сусак зонтичный, водоросли и многие другие растения Давайте узнаем, какие растения встречаются в пресных водоемах.

Обитатели водоёмов Ползает наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй. Пёстрая крякушка Ловит лягушек Ходит в развалочку - Спотыкалочку. У родителей и деток Вся одежда из монето к. . Разгадаем загадки?

На дне где тихо и темно, Лежит усатое бревно. Хвостом виляет, Зубаста, а не лает У кого глаза на рогах, А дом на спине? Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

Кто где живет? Млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдра На поверхности воды Кубышки, кувшинки, рогоз (корни в воде), ряска Жуки-плавунцы, клопы-водомерки В толще воды Головастики лягушек и жаб Разные виды рыб Водоросли На дне Моллюски (перловица, прудовик, катушка) Речные раки Связаны с водоемом Утки, цапли

Мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них… – Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? – От голода. – А по реке чего мечешься, на месте не стоишь? – От голода. – Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая? – От голода! Окунь и Щука

Мы узнали, что водоем – это природное сообщество. В нем все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Спасибо за внимание!


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2» Открытый урок окружающего мира в 4Б классе Учитель: Соколова Н.Е. п. Ковернино 2014 Тема урока Цель урока:

в пресных водах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит в нем!

Это пресный………….

водоём!

Тема урока Цель урока: Исследовать пресный водоем как природное сообщество.

в пресных водоёмах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество. Мы – исследователи. План изучения природного сообщества 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
  • Водоёмы
  • Искусственные
  • Естественные
  • Океан
  • Озеро
  • Водохранилище
  • Канал

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Работа в группах

Ботаники

Стрекоза

Физкультминутка

1. Экологические связи в пресном водоеме. Круговорот веществ. 2. Экологические проблемы сообщества. 3. Правила поведения у водоема. Работа в тетради, с.84. №4 Самостоятельная работа. кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы. А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска . По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы . А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают улитки – прудовики и катушки. Продолжите фразу: Мне хотелось бы… Дома я… Мне кажется, что …
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
  • с ролью человека в жизни водоёма;
  • развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы;
  • продолжить обучение работе на ноутбуках;
  • воспитывать любовь к родному краю с помощью знакомства с водоёмами Нижегородской области

Оборудование: плакат «Пресный водоём», ноутбуки детей, подключённые по локальной сети к учительскому ноутбуку, мультимедийный проектор, демонстрационный экран; учебник «Окружающий мир» А.Плешаков 4 кл., 1 ч.; рабочие тетради «Окружающий мир. Проверим себя» А.Плешаков, Е.Крючкова 4 кл., 1 ч.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок веселый
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

– Сегодня мы урок начнем с проверки домашнего задания, а потом познакомимся с новым природным сообществом

2. Проверка домашнего задания

Учитель: О каких природных сообществах мы говорили на прошлых уроках?

Дети: О лесе и луге.

Учитель: Сегодня мы будем выполнять тест «Лес и луг – природные сообщества»

Учащиеся подключаются к учительскому ноутбуку и начинают работать с тестом. (Приложение 1 )

– Оценки вы узнали (на доске 100% – 5; 90 – 80 % – 4; 70 – 60% – 3)

Учитель: Закрываем ноутбуки, переходим к новой теме

3. Объяснение нового материала

На доске прикреплен плакат «Пресный водоём»:

Посмотрите вот сюда,
Тихо плещется вода
Ряска, лилии, рогоз,
И кувшинка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит
Всюду бурно жизнь кипит
Это пресный водоём.

– Итак, в тетрадях записываем число и тему урока «Пресный водоём»

Учитель: Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?

Дети: Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и соленые.

Учитель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете?

Дети: Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище, болото.

Учитель: Водоём – это сообщество растений, животных, которые могут существовать только в таких особых условиях. По мере объяснения нового материала вы будете заполнять таблицу в тетради, а в конце урока мы проверим вашу работу:

Растения водоёма

Животные водоёма

Учитель: Условия жизни растений в водоёме своеобразны. Воды здесь достаточно и недостатка в ней никогда не бывает. Характерная особенность среды в водоёмах – медленное прогревание воды весной. Вода долгое время остаётся холодной, и это отражается на развитии обитателей водоёмов. Водные растения медленно пробуждаются весной. Поверхность водоёма обычно покрыта мелкими зелёными пластинками ряски (показываю на плакате). Это крошечное, плавающее на поверхности воды растение, ко дну не прикрепляется. Далее можно увидеть высоко поднимающиеся над водой стебли с узкими перегнутыми книзу листьями. Это камыш, рогоз, тростник (слайд 2) . Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями кубышек и кувшинок (слайд 3) . Корни этих растений находятся на дне водоёма.
Ближе к берегу водоёма растёт стрелолист (слайд 3) . Узнать его можно по листьям, они похожи на стрелы с широкими наконечниками, в высоту растение достигает 1 метра. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, разглядеть их можно только под микроскопом. Иногда их так много, что вода кажется зелёной. Как вы думаете какую роль в водоёме выполняют растения?

Дети:

– Пища для животных
– Дом для животных
– Выделяют кислород, необходимый для дыхания (слайд 4)

Учитель: Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Их великое множество. Животные есть везде: на поверхности воды, на водных растениях, у дна. Попробуйте угадать:

У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы) (слайд 5) Где живут? (под водой)

На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно? (Сом)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка) (слайд 6) Где живет? (Под водой)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Где живёт? Над водой.

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешнёй. (Рак) (слайд 7)

– Богат и разнообразен животный мир водоёма. Познакомиться с ним поближе помогут нам ребята.

4. Сообщения заранее подготовленных учеников

1. По поверхности воды бегают клопы-водомерки (слайд 7). Её лапки смазаны жиром, поэтому водомерка скользит по поверхности воды. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. На дне чистых водоёмов обитают раки, которые являются санитарами водоёмов. Однажды рыбаки заметили, что в улове стало попадать много больных рыб. Причина оказалась простой – в реке выловили всех раков. А раки уничтожали остатки погибших животных. И когда раков не стало, от погибших рыб заразились здоровые.

2. В толще воды можно увидеть головастиков. Они появились из икринок. Головастики подрастут и выйдут на сушу маленькими лягушонком или жабой. Поэтому их называют земноводными животными. Они приносят пользу – уничтожают массу вредителей, сами же являются пищей для животных.
В воде живут разные виды рыб, например карась, который питается растениями, личинками насекомых; щука – которая относится к хищным рыбам.

3. Обитают на дне водоёмов двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. (Показывает створки перловицы). Питаются эти моллюски очень интересно, Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка, У них закрученные, не имеющие створок раковины (показ ракушек).
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке, часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»

Учитель: С жизнью водоёма тесно связана жизнь птиц: цапель и уток. Живут у воды и млекопитающие: выдра, бобр, водяная крыса, ондатра. Информацию о них вы попытаетесь найти самостоятельно.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно водоёма. Здесь под действием бактерий мертвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
Мы познакомились с жизнью пресного водоёма. Попробуйте составить цепь питания в пресном водоёме.
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями питаются животные. Карась питается растениями, а щука – карасями.)
Мы доказали, что пресный водоём – это природное сообщество, узнали какие беды может принести человек водоёму.

5. Физкультминутка для глаз (слайд 8)

6. Знакомство с водоёмами Нижегородской области

Учитель: Продолжая знакомиться с жизнью водоёмов, мы отправляемся на юг Нижегородской области. Работу выполняла и готовила презентацию Пухова Дарья.

Пустынские озёра

Карта Нижегородской области (слайд 9)
Пустынские озёра расположены на севере Арзамасского района на реке Серёжа, а название им дало село Старая Пустынь, рядом с которым они находятся. В 1934 году в целях сохранения численности редких и ценных видов животных, в том числе выхухоли, был создан Пустынский охотничий заказник. Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь (до 14 м) карстовых озёр: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево – связанных в единую систему общей площадью 300 га. Половина Пустынских озёр (Великое, Глубокое, Паровое и Долгое) являются проточными – через них течет река Серёжа. Остальные озёра только иногда соединены между собой протоками, благодаря этому вода в них словно горный хрусталь – прозрачная и чистая. Пустынские озёра отличаются богатством флоры, в которой представлены почти все типичные водные растения средней полосы России. Из произрастающих здесь растений 55 видов являются редкими. Природным богатством заказника являются леса разнообразных типов: хвойно-широколиственных лесов, сосновых боров и пойменных дубрав. Здесь встречаются деревья – старожилы, которым уже более двухсот лет, достигающие до 35 м. в высоту и до 1 м. в диаметре. К числу обитателей заказника относятся и такие растения, занесенные в Красную книгу, как: башмачок настоящий, пыльцеголовник красный и водяной орех чилим, реликт межледникового времени (слайд 10) . Это однолетнее, водное, укореняющееся на дне растение с розеткой плавающих на поверхности воды ромбических листьев и белыми четырехлепестковыми цветками и орехообразными, в основном, четырехрогими плодами. Он встречается в «окнах» среди зарослей камыша, на глубине 1-1,5 метра. В Нижегородской области известно только несколько мест его произрастания. Во всех Пустынских озерах встречаются: лещ, ёрш, карась, краснопёрка, линь, окунь, язь (слайд 11), плотва, щука и другие виды рыб. Особенностью Пустынских озер является и то, что здесь можно найти
представителей всех типов водорослей, кроме бурых. Необычен животный мир. В водоёмах обитает от 3 до 6 видов млекопитающих: это речной бобр, выдра (слайд 12) и русская выхухоль (слайд 13) , численность которой вызывает особую тревогу. Русская выхухоль – типичный представитель доледникового периода, ровесник мамонтов и шерстистых носорогов, обитающих только в европейской части России. Заказник является также местом обитания не менее семи видов летучих мышей. Здесь гнездятся или кормятся на пролёте многие виды водоплавающих прибрежных птиц. Из числа очень редких птиц-хищников можно встретить беркута, орлана-белохвоста и скопу. Иногда на Пустынских озерах на пролете можно увидеть лебедей (слайд 14) . К обитателям Пустынского заказника относятся и другие редкие, в том числе «краснокнижные» представители фауны – бабочки: аполлон, махаон, медведица Геро, шмель моховой, пчела-плотник (слайд 15) и пр. К сожалению, в последние годы на Пустынских озёрах и в лесном массиве заказника сильно возросла рекреационная нагрузка, что отрицательно сказывается на состоянии озёр. В результате из флоры исчезли: наяда морская и водяной мох, сократилось произрастание водяного ореха. Поэтому на озёрах и заказнике требуется проведение неотложных мер по сохранению животного и растительного мира.

7. Обобщение и закрепление нового материала

Проводится по рабочей тетради (страница 48-49). Работа в парах – проверь тетрадь соседа карандашом, если что-то непонятно, в учебнике на странице 192-193 есть рисунок.

8. Подведение итогов (слайд 16)

Учитель: О чём говорили на уроке? Что узнали нового? Что вас особенно удивило и заставило задуматься?

9. Домашнее задание

Стр. 191-200, таблица, самостоятельно изучить тему: «Надо ли охранять болота»

Литература :

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. – М.: Просвещение, 2005.
2. Барковская О.М. Экологическое воспитание. Начальная школа – 1996, № 6.
3. Окружающий мир. К учебникуА.А.Плешакова. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...