Презентация средства художественной выразительности в литературе. Изобразительно- выразительные средства русского языка

«Приёмы устного умножения и деления» - I ребенок выполнил задание так: I ребенок рассуждает так: 37*2=37+37=74, тогда 38*2=76 и 39*2=78. На какие группы можно разбить все выражения: Догадайся, как можно рассуждать, вычисляя значения произведений: Какое выражение «лишнее» в каждом столбце? -Переместительного, сочетательного и распределительного свойств умножения; -свойства деления суммы на число.

«Художественная культура 19 века» - Хохломская роспись. Художественная культура (ч.2). Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века? Дымковская игрушка. М.П.Мусоргский. Братина. М.Н.Ермолова в роли Жанны д’Арк. Фотография 1860 г. 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы. 1.Музыка. 2-я пол.19 в.-время расц-вета русской музыки.

«Приёмы вычислений» - Физкультминутка. Задачи: Объясните приём вычитания, используя пример-помощник. Реши самостоятельно. Реши примеры, записав только ответы. 1)совершенствовать вычислительные навыки, Цель: знакомство с новым приёмом вычислений для случаев вида 35-7. Назовите нужное число в каждом ряду 20 16 12 8 … 7 22 37 52 … 28 22 16 10 …

«Программа по художественной культуре» - Актуальность. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Условия реализации Программы. Раздел 2. О чём говорит искусство. Принцип тематизма. Изменения и дополнения в Программе. Предполагаемые результаты реализации Программы. Работа с родителями: Литература. Метод создания художественного контекста.

«Художественная гимнастика» - Зинаида Вербова с воспитаницами своей Студии. 1923 год. Художественная гимнастика. лента Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. обруч Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Ленинград 1935 год. судейство Три группы судей оценивают различные элементы упражнения.

«Мировая художественная культура» - Актуальность и новизна курса. Культура -. на учащихся седьмых, девятых классов. Цель курса -. «Ars longa, vita brevis». Мировая художественная культура-. Культура формирует личность и регулирует поведение человека. Курс МХК в нашем лицее рассчитан. « Жизнь коротка, искусство вечно». Мировая художественная культура.

Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Яковлева Татьяна Борисовна Мир слов – бесконечный океан. Понимать этот мир – значит понимать жизнь.


Цели и задачи. Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Проверить свои знания и умения тестом. Проверить свои знания и умения тестом. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение.


Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: Аллегория,гипербола,ирония,литота,метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха,сравнение, эпитет.


Гипербола- образное преувеличение. Литота- подчеркнутое преуменьшение. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. В сто сорок солнц закат пылал… В.Маяковский … а сам с ноготок. Н.Некрасов


Ирония о- ооо- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. - Признаком иронии является д д двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (И. Крылов.) (в обращении к ослу) (в обращении к ослу) - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.






Метафора- Сонное озеро города (А.Блок). Сонное озеро города (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Ручей улыбки (М.Светлов). Ручей улыбки (М.Светлов). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). перенос названия на основе сходства (скрытое сравнение). Объясните метафоры, на чём основано сходство. Объясните метафоры, на чём основано сходство.


Метонимия-перенос имени: 1. с вместилища на содержимое-блюдо, стакан (еда и посуда). 2. с материала на изделия из него- медь (металл и медные деньги). 3. с места, населённого пункта на его жителей- вся деревня над ним смеялась. 4. с действия на его результат-остановка(место, действие и расстояние).5. с организации на её сотрудников- фабрика забастовала. Синекдоха- особый вид метонимии- перенос наименования с части на целое и наоборот (мы все глядим в Наполеоны, читать Гоголя). Приведите свои примеры метонимии и синекдохи. Приведите свои примеры метонимии и синекдохи.


Эпитет- яркое, образное определение. Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… Задание: составьте ряд эпитетов к существительному лицо (1 вариант), к существительному звук (2 вариант).


Способы выражения сравнения в русском языке СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Задание. Задание. Составьте свои примеры к каждому способу. Проанализируйте отрывок стихотворения А.Галича: Опоздавшие гости Прерывают куплет Их вбивают, как гвозди, Ибо мест уже нет.


Олицетворение- Наделение животных и неживых существ качествами человека. Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Никого не удивляют такие рисунки: они делают нас ближе к природе.



Оксюморон-совмещение несовместимого. Антитеза-противопоставление. Градация (нарастающая и убывающая)-приём нагнетания синонимов. Инверсия- обратный порядок слов. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Толстый и тонкий. Подниматься было тяжело, ноги уставали, последние метры преодолел ползком. Молодая старушка.


Строение предложения. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю.словарю Мы сёла - в пепел; грады - в прах; В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский. Он… тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить


Асиндетон- бессоюзие. Полисиндетон- многосоюзие. Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и рифмы лёгкие навстречу им бегут, И мысли в голове волнуются в отваге, И мысли в голове волнуются в отваге, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. А.Пушкин. Всё кругом. Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко-тупое, всегда безобразное, Медленно-рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное… Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. Гиппиус.doc


Апосиопезис (умолчание)-намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность. Нет, я хотел… быть может, вы …я думал… А.Пушкин. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение. Поля! Я предан вам душой. А.Пушкин. Риторический вопрос - привлекает внимание, не требует ответа. Быть или не быть? (В.Шекспир) Риторическое восклицание - восклицание, передающее особое чувство. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов.


Задания и ответы Тест.doc Тест.doc Тест.doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8.doc


Список используемой литературы Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Аннушкин В.А. История русской риторики. М Аннушкин В.А. История русской риторики. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г.

Баширова О.Н.учитель русского языка и литературы МАНОУ «Гимназия № 2»


  • Цель урока-

повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Средства выразительности речи».


Средства выразительности – тест ОГЭ, способствующий усвоению сведений о тех приёмах и оборотах, которые делают речь по-настоящему образной, художественной. С помощью тренировочного теста «Средства выразительности» можно проверить умение находить в тексте требуемые средства художественной выразительности, отличать одни приёмы и обороты от других, правильно называть использованные автором средства художественной выразительности. Для того чтобы с успехом решать задания тренировочного теста ОГЭ «Средства выразительности», надо хорошо знать значения терминов, используемых в тесте.


  • Метафора – скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного явления или явления другому по сходству или по контрасту ( В темнице мира я не одинок)

Эпитет – художественное, образное определение (тусклый голос,


  • Сравнительный оборот – сравнение одного предмета с другим, чаще всего вводимое с помощью сравнительного союза как, словно, будто, точно, как будто (лёд, словно тающий сахар)

  • Фразеологический оборот –

устойчивое неделимое сочетание слов с переносным значением (рукой подать)


  • Гипербола – преувеличение (раздирает рот зевота шире Мексиканского залива)

  • Литота –

преуменьшение (ваш шпиц /порода собак/ не более напёрстка)


  • Олицетворение – изображение неживого предмета как живого (боролася заря с последними звездами)

  • Антитеза – противопоставление, основанное на резком контрасте понятий, образов (они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…)

  • Градация – последовательное усиление или ослабление признаков, действий, явлений (море волновалось, вздымалось, штормило, бушевало, неистовствовало….)

  • Перифраза (перифраз) – описательный оборот, в котором называются признаки предмета, но не даётся прямое название данного предмета (ночное солнце, северная столица)

  • Инверсия –

обратный(непрямой)порядок слов (выйду я вместо я выйду)


  • Синекдоха –

замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественногоШвед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)


Парцелляция-

намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки (Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.)


  • Анафора-

одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. (О.Высотская)


  • Эпифора-

одинаковая концовка нескольких предложений

( Весну заклинати, зиму провожати. Рано, рано зиму провожати).


  • Оксюморон – сочетание несочетаемого

(живой труп, ужасно прекрасен)


Лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)


  • Риторический вопрос, восклицание, обращение –

выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)


Практическая

работа


  • 1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • 1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.) 2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.) 3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.) 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

  • 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

  • 2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.
  • 1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.) 2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.) 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.) 4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)

  • 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

  • 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
  • 1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.) 2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.) 3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.) 4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

  • 4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

  • 4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • 1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.) 2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.) 3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.) 4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

  • 2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

  • 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • 1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.) 2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.) 3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.) 4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. (Арсенов Я.)

  • 2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)

  • 6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • 1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.) 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.) 3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.) 4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)

  • 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)

  • 7. Укажите предложение, в котором используется эпитет.
  • 1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.) 2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.) 3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.) 4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)

  • 4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)

  • 8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • 1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.) 2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.) 3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.) 4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)

  • 1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)

  • 9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
  • 1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.) 2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.) 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.) 4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)

  • 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)

  • 10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
  • 1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.) 2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.) 3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.) 4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)

  • 4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)

Самостоятельная

работа


  • 1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

  • 2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

  • 3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

  • 4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

  • 5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

  • 6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

  • 7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)
  • 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

  • 8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)
  • 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

  • 9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
  • Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)
  • 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

  • 10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
  • Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

  • 10. 2

Слайд 3 Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)


ТРОПЫ ФИГУРЫ РЕЧИ (От др.-греч. τρόπος оборот) др.-греч. слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Термин риторики и стилистики,риторикистилистики обозначающий обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения. Фигуры речи часто используются в поэзии.поэзии









ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАБЛИЦА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» № 73 г. Саратова

Родина Жанна Геннадиевна

Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)

Аннотация

Изобразительно-выразительные средства

в русской речи

Фигуры речи

(От др.-греч. τρόπος - оборот) -

слова и выражения,

используемые

в переносном значении с целью

усилить образность языка,

художественную

выразительность речи.

Термин риторики и стилистики ,

обозначающий обороты речи,

которые изменяют

эмоциональную

окраску предложения.

Фигуры речи часто

используются в поэзии .

Метафоры

Сравнение

Олицетворение

Гипербола

Метонимия

Синекдоха

Перифраз

Аллегория

ФИГУРЫ РЕЧИ

Антитеза

Оксюморон

Синтаксический параллелизм

Бессоюзие

Градация

Инверсия

Многосоюзие

Риторический вопрос

Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

… Вечерняя заря Бледнеющим румянцем одевает вершины гор… На ней рябая блещет чешуя Серебряным отливом…

М. Лермонтов

метафора

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве. (Нет сравнительных союзов.)

«В саду горит костёр рябины красной».

«В багрец и в золото одетые леса».

«Янтарь кленового листа блестит на солнце».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Разновидность метафоры – перенос признаков живого существа на явления природы, предметы, понятия.

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес… А. Фет

метонимия

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по их сходству.

«Шляпа исчезла в толпе»

(вместо слова «человек» - «шляпа»)

«Ты вёл мечи на пир обильный...»

(«мечи» - это воины)

«Розы в хрустале»

(Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза).

СИНЕКДОХА

Синекдоха - разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.

К нему и птица не летит.

И зверь нейдёт…

А. Пушкин

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

М. Лермонтов

оксюморон

Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.

Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Н. Кривцов

Синтаксический параллелизм

Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений.

Я звал тебя, но ты не оглянулась.

Я слёзы лил, но ты не снизошла…

А. Блок

парцелляция

Стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова.

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

(А. Грибоедов).

Я счастлив от любви. Безмерно. Безвозвратно.

градация

Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.

... Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...