Приемы и правила обращения с ручными гранатами. Хранение и сбережение ручных гранат

Метание ручных противотанковых гранат складывается из выполнения следующих приемов: изготовка к метанию (заряжание гранаты и принятие положения) и метание гранаты.

Метание ручных противотанковых гранат складывается из выполнения следующих приемов: изготовка к метанию (заряжание гранаты и принятие положения) и метание гранаты.

Для заряжания гранаты необходимо: взять гранату в левую руку; свинтить рукоятку с корпуса и положить ее в сумку или на подстилку; вставить запал в трубку крышки корпуса гранаты; навинтить до отказа рукоятку на корпус гранаты и граната готова к броску.

Для метания гранаты необходимо: гранату взять в правую (для левши в левую) руку за рукоятку так, чтобы откидная планка пальцами руки была плотно прижата к рукоятке; удерживая гранату в указанном положении, выпрямить концы предохранительной чеки» пальцем левой руки выдернуть ее за кольцо из рукоятки; размахнуться и энергично бросить гранату в цель, после чего немедленно укрыться.

При метании противотанковой гранаты замах следует начинать более плавно, затем постепенно увеличивать скорость движений и заканчивать их, вкладывая в бросок всю силу и делая резкий рывок кистью в момент выпуска гранаты из руки.

Противотанковые гранаты можно метать стоя в полный рост, с колена и из положения лежа (поднимаясь на одно или оба колена), но обязательно из укрытия - из окопов, траншей, из-за местных предметов, которые могут защитить от взрывной волны и осколков разорвавшейся гранаты. Бросив гранату, необходимо немедленно укрыться. При метании противотанковых гранат из-за вертикального укрытия (например, из-за угла дома) применяются приемы, позволяющие бросить гранату с большой силой и точностью. Если край укрытия (угол) находится справа от бросающего, то он занимает исходное положение, стоя лицом к укрытию в одном шаге от его края. Затем, делая правой ногой шаг вправо назад и одновременно производя замах, выходит из-за укрытия ровно настолько, чтобы видеть цель, и бросить в нее гранату. Выпустив из руки гранату, нужно резко оттолкнуться правой йогой и сейчас же прижаться грудью к укрытию.

В том случае, когда угол укрытия находится слева, нужно встать к нему правым боком, выставив вперед правую ногу. Левой ногой сделать шаг вперед и одновременно замахнуться правой рукой с гранатой. Выйти из-за укрытия настолько, чтобы видеть цель и свободно метнуть гранату. После броска резко оттолкнуться левой ногой и прижаться к укрытию спиной.

Ручные гранаты на протяжении многих столетий состояли на вооружении русской армии. Они успешно применялись русскими воинами при отражении нашествий неприятеля на нашу землю. В современном бою ручные гранаты являются надежным средством поражения противника.

На вооружении Советской Армии состоят ручные осколочные гранаты дистанционного действия РГД-5 и Ф-1 (рис. 71).

Назнаение и боевые свойства гранат

Ручные осколочные гранаты предназначены для поражения осколками живой силы противника. При взрыве граната образует большое количество разлетающихся осколков, обладающих энергией, достаточной для поражения живой силы.

Ручные осколочные гранаты особенно эффективны в ближнем бою (при атаке, ведении боя в окопах, населенных пунктах, лесу, горах, убежищах).

В зависимости от дальности разлета осколков гранаты подразделяются на наступательные и оборонительные. Боевые свойства гранат приведены в табл. 8.

* (Метается только из-за укрытий, из танка, БМП, БТР )

Устройство ручной осколочной гранаты РГД-5

Ручная осколочная граната РГД-5 (рис. 72) предназначается для применения в основном в наступательном бою. Она состоит из корпуса, разрывного заряда и запала.

Корпус служит для помещения разрывного заряда и трубки для запала. Он состоит из верхней и нижней частей и включает внешнюю оболочку и вкладыш, которые служат для образования осколков при взрыве гранаты.

К верхней части корпуса с помощью манжеты присоединяется трубка для запала, служащая для присоединения запала к гранате и герметизации разрывного заряда в корпусе. Для предохранения трубки от загрязнения в нее ввинчивается пластмассовая пробка.

Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки.

Запал гранаты УЗРГМ (унифицированный запал ручной гранаты модернизированный) предназначен для взрыва разрывного заряда. Он состоит из ударного механизма и собственно запала (рис. 73). Запалы всегда находятся в боевом положении. Разбирать их и проверять работу ударного механизма категорически запрещается.

Ударный механизм служит для воспламенения капсюля-воспламенителя запала. Он состоит из трубки ударного механизма, соединительной втулки, направляющей шайбы, боевой пружины, ударника, шайбы ударника, спускового рычага и предохранительной чеки с кольцом.

Трубка ударного механизма является основанием для сборки всех частей запала. Соединительная втулка соединяет запал с корпусом гранаты. Направляющая шайба является упором для верхнего конца боевой пружины и направляет движение ударника; она закреплена в верхней части трубки ударного механизма. Боевая пружина предназначена для сообщения ударнику энергии, необходимой для накола капсюля-воспламенителя; она надета на ударник и своим верхним концом упирается в направляющую шайбу, а нижним - в шайбу ударника. Ударник служит для накола и воспламенения капсюля-воспламенителя; он помещается внутри трубки ударного механизма. Шайба ударника надета на нижний конец ударника и является упором для нижнего конца боевой пружины. Спусковой рычаг предназначен для удержания ударника во взведенном положении (боевая пружина сжата). Предохранительная чека служит для удержания спускового рычага на трубке ударного механизма; она проходит через отверстия проушины спускового рычага и стенок трубки ударного механизма; для ее выдергивания имеется кольцо.

Собственно запал предназначен для взрыва разрывного заряда гранаты. Он состоит из втулки замедлителя, капсюля-воспламенителя, замедлителя и капсюля-детонатора.

Втулка замедлителя в верхней части имеет резьбу для соединения с трубкой ударного механизма и гнездо для капсюля-воспламенителя, внутри - канал, в котором помещается замедлитель, снаружи - проточку для присоединения гильзы капсюля-детонатора. Капсюль-воспламенитель предназначен для воспламенения замедлителя; замедлитель - для передачи огня от капсюля-воспламенителя к капсюлю-детонатору, он состоит из запрессованного малогазового состава. Капсюль-детонатор служит для взрыва разрывного заряда гранаты; он помещается в гильзе, закрепленной на нижней части втулки замедлителя.

Устройство ручной осколочной гранаты Ф-1

Ручная осколочная граната Ф-1 применяется преимущественно в оборонительном бою. Она состоит из корпуса, разрывного заряда и запала. Корпус гранаты чугунный, с продольными и поперечными бороздами, по которым он обычно разрывается на осколки. В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении, транспортировании и переноске в него ввертывается пластмассовая пробка.

Назначение и устройство разрывного заряда и запала гранаты Ф-1 такие же, как и гранаты РГД-5.

Работа частей и еханизмов гранат

Перед метанием гранаты . Вывернуть пробку из трубки, на ее место ввернуть до отказа запал. Части ударного механизма запала находятся в следующем положении: ударник взведен и удерживается в верхнем положении вилкой спускового рычага, соединенного с трубкой ударного механизма предохранительной чекой. Концы предохранительной чеки разведены и прочно удерживают ее в запале.

При метании гранаты . Гранату для метания взять в руку так, чтобы спусковой рычаг пальцами был прижат к корпусу гранаты. Не отпуская рычага, за кольцо выдернуть предохранительную чеку и бросить гранату в цель. При выдергивании чеки положение частей запала не меняется, ударник во взведенном положении удерживается спусковым рычагом, который овобождается от соединения с трубкой ударного механизма, но прижимается к ней пальцами руки. В момент броска гранаты спусковой рычаг отделяется от гранаты и освобождает ударник. Ударник под воздействием боевой пружины наносит удар (накол) по капсюлю-воспламенителю и воспламеняет его. Луч огня от капсюля-воспламенителя воспламеняет замедлитель (дистанционную часть запала) и, пройдя его, передается капсюлю-детонатору. Капсюль детонируется и вызывает взрыв разрывного заряда гранаты. Корпус гранаты разрывается, и осколки разлетаются в разные стороны.

Приемы и правила заряжения и метания ручных гранат

Метание гранаты складывается из следующих приемов: изготовка для метания (заряжание и принятие положения) и метание гранаты. На занятиях при метании боевых гранат надевается стальной шлем.

Заряжание гранаты производится по команде "Подготовить гранаты", а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для заряжания необходимо достать гранату левой рукой из сумки, а правой рукой вывинтить пробку из трубки корпуса (рис. 74). Затем, держа гранату в левой руке, правой рукой извлечь из гнезда сумки запал. Вставить запал в центральную трубку и ввинтить до отказа. Граната готова к броску.

Метание ручных осколочных гранат производится из различных положений: стоя, с колена, лежа, а также и в движении из БМП (БТР) и в пешем порядке (только наступательных).

Для метания гранаты выбирается место и принимается такое положение, чтобы можно было сделать бросок без помех, то есть чтобы на пути полета гранаты не было ветвей деревьев, высокой травы, проводов и других препятствий.

Метание гранаты производится по команде "Гранатой - ОГОНЬ", а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для метания гранаты необходимо взять гранату в руки и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты (рис, 75); продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки; удерживая спусковой рычаг в прижатом положении, за кольцо выдернуть предохранительную чеку; размахнуться и бросить гранату в цель (при метании оборонительной гранаты сразу после броска укрыться).

При метании гранаты в движении шагом или бегом (рис. 76) необходимо, удерживая гранату в правой полусогнутой руке, а оружие в левой, выдернуть предохранительную чеку. С шагом левой ноги вынести руку с гранатой вперед и вниз; на втором шаге (правой ногой) рука продолжает движение по дуге вниз назад с одновременным поворотом корпуса вправо; на третьем шаге, выставив левую ногу по направлению к цели на носок и согнув правую ногу в колене, закончить поворот корпуса и замах рукой. Используя скорость движения и вкладывая в бросок последовательно силу ног, корпуса и руки, метнуть гранату, пронося ее над плечом.

Для метания гранаты из траншеи или окопа (рис. 77) необходимо положить оружие на бруствер, взять гранату в правую руку и выдернуть предохранительную чеку; отставить (насколько можно) правую ногу назад; прогибаясь в пояснице и слегка сгибая обе ноги, отвести правую руку с гранатой назад до отказа; опираясь на левую руку, резко выпрямиться и метнуть гранату в цель, после чего укрыться в траншее (окопе).

Для поражения живой силы противника, расположенной в окопе (траншее), нужно метать гранату под углом к горизонту примерно 35 - 45°, чтобы граната падала в окоп по навесной траектории и меньше перекатывалась через траншею или откатывалась в сторону.

Меры безопасности при обращении с гранатами

Гранаты переносятся в гранатных сумках (рис. 78). Запалы помещаются в них отдельно от гранат, при этом каждый запал завертывается в бумагу или ветошь.

Перед укладкой в сумку и перед заряжанием гранаты и запалы необходимо осматривать. Корпус гранаты не должен иметь глубоких вмятин и глубоко проникшей ржавчины. Трубка для запала и запал должны быть чистыми, без помятостей и ржавчины; концы предохранительной чеки должны быть разведены и не иметь трещин на загибах. Запалами с трещинами и зеленым налетом пользоваться нельзя. При переноске гранаты надо оберегать от толчков, ударов, огня, грязи и сырости. Подмоченные и загрязненные гранаты и запалы необходимо протереть и высушить под наблюдением командира; нельзя сушить их около огня.

Гранаты и запалы периодически осматриваются. Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием. Разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности, переносить гранаты вне сумок (подвешенными за кольцо предохранительной чеки), а также трогать неразорвавшиеся гранаты запрещается.

Вопросы

1. Расскажите о назначении ручных осколочных гранат РГД-5 и Ф-1 и назовите их боевые свойства.

2. Назовите основные части гранаты РГД-5 и запала УЗРГМ.

3. В какой последовательности осуществляется подготовка гранаты к метанию?

4. Покажите последовательность выполнения приемов метания гранаты из положения стоя.

5. Расскажите о мерах безопасности при обращении с гранатами.

На занятиях и учениях метание гранат выполняется по команде командира (руководителя занятий), а в бою — в зависимости от обстановки по команде или самостоятельно. Метание гранаты состоит из следующих приёмов: изготовки для метания (заряжание и принятие соответствующего положения) и метания гранаты.

заряжание гранаты. Заряжание гранаты выполняется по команде «Подготовить гранаты», а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для заряжания ручной осколочной гранаты необходимо (рис. 56) достать гранату левой рукой из сумки, а правой рукой вывинтить пробку из трубки корпуса. Затем, держа гранату в левой руке, правой рукой извлечь из гнезда сумки запал, вставить его в центральную трубку и ввинтить до отказа. Граната готова к броску.

Метание ручной осколочной гранаты. Метание гранаты выполняется из различных положений: стоя, с колена, лёжа,

а также в движении из БМП (БТР) и в пешем порядке (только наступательных). Для метания гранаты выбирается место и принимается такое положение, чтобы можно было сделать бросок без помех, т. е. чтобы на пути полёта гранаты не было ветвей деревьев, высокой травы, проводов и других препятствий.

Метание гранаты осуществляется по команде «Гранатой — огонь», а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для метания гранаты необходимо взять гранату в руку и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты (рис. 57). Продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки; удерживая спусковой рычаг в прижатом положении, за кольцо выдернуть предохранительную чеку; размахнуться и бросить гранату в цель (при метании оборонительной гранаты сразу после броска укрыться).


При метании гранаты в движении шагом или бегом (рис. 58) необходимо, удерживая гранату в правой полусогнутой руке, а оружие — в левой, выдернуть предохранительную чеку. С шагом левой ногой вынести руку с гранатой вперёд и вниз. На втором шаге (правой ногой) рука продолжает движение по дуге вниз-назад с одновременным поворотом корпуса вправо. На третьем шаге, выставив левую ногу по направлению к цели на носок и согнув правую ногу в колене, закончить поворот корпуса и замах рукой. Используя скорость движения, вложить в бросок последовательно силу ног, корпуса и руки, метнуть гранату, пронося её над плечом.

Для метания гранаты из траншеи или окопа (рис. 59) необходимо положить оружие на бруствер, взять гранату в правую руку и выдернуть предохранительную чеку; отставить (насколько можно) правую ногу назад; прогибаясь в пояснице и слегка сгибая обе ноги, отвести правую руку с гранатой назад до отказа; опираясь на левую руку, резко выпрямиться и метнуть гранату в цель, после чего укрыться в траншее (окопе).

Для поражения живой силы противника, расположенной в окопе (траншее), нужно метать гранату под углом к горизонту примерно 35—45 о, чтобы граната падала в окоп по навесной траектории и меньше перекатывалась через траншею.


Метание ручной противотанковой (кумулятивной) гранаты. Метание гранаты состоит из выполнения следующих приёмов: изготовки для метания (заряжание гранаты и принятие соответствующего положения) и метания гранаты. Заряжание гранаты выполняется по команде «Подготовить кумулятивные гранаты», а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Метание противотанковой гранаты осуществляется из положений стоя и с колена (из положения лёжа, поднимаясь на колено) только из-за вертикального укрытия или из траншеи, воронки и т. п.

Учитывая вес противотанковой гранаты, замах следует делать более спокойно, а бросок выполнять с плавно возрастающей скоростью. Бросок совершается с большой силой по настильной траектории. Метнув гранату, необходимо немедленно укрыться, не ожидая её попадания в цель или падения на землю.

1. В какой последовательности осуществляется подготовка ручной осколочной гранаты к метанию? 2. Покажите последовательность выполнения приёмов метания гранаты в движении и из траншеи (окопа). 3. В чём заключаются особенности метания ручной противотанковой гранаты?

Допризывная подготовка: учебник для 10-11-х кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Б. Варламов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 328 с. : ил.

Упражнения в метании гранат предназначаются для обучения личного состава метанию ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат по неподвижным и движущимся целям из различных положений: с ходу, с места, в пешем порядке и из боевых машин.

Упражнения в метании ручных гранат выполняются боевыми и учебноимитационными гранатами днем и ночью. Приемы и правила метания ручных гранат изложены в «Наставлении по стрелковому делу. Разд. ’’Ручные гранаты"».

Упражнения в метании ручных гранат выполняются: боевыми гранатами - на учебном месте для метания боевых гранат войскового стрельбища (директрисы) под руководством офицера при строгом соблюдении требований безопасности; учебно-имитационными (учебными) гранатами - на оборудованном учебном месте огневого городка (тылового района стрельбища, директрисы) под руководством офицеров и сержантов.

Перед выполнением упражнений с обучаемыми изучаются устройство гранат, правила обращения с ними, требования безопасности, приемы и правила метания, а также проводятся тренировки в метании ручных учебных гранат на точность и дальность.

Учебные гранаты, применяемые для метания, по массе и форме должны соответствовать боевым, иметь учебный запал с предохранительной чекой и быть исправными.

К выполнению упражнения в метании боевых гранат допускаются обучаемые, усвоившие правила обращения с боевыми гранатами и выполнившие данное упражнение учебно-имитационной гранатой.

Обучаемые и руководитель при метании боевых ручных гранат должны быть в средствах индивидуальной бронезащиты.

Боевые гранаты метаются только днем.

Оружие стрелка при метании гранаты должно находиться в положении, обеспечивающем его немедленное применение.

При выполнении упражнений в метании учебно-имитационных и учебных гранат соблюдается такой же порядок, как и при метании боевых гранат.

При метании боевых гранат руководитель и один обучаемый, метающий гранату, находятся на рубеже метания (в окопе), обучаемые очередной смены находятся в исходном положении - в укрытии, остальные занимаются (тренируются в метании учебно-имитационных гранат) в тыловом районе.

При метании учебно-имитационных гранат очередная смена обучаемых, кроме метающего гранату, выстраивается на безопасном удалении на месте, указанном руководителем (не ближе 50 м), и наблюдает за местом падения гранат.

Попадание гранаты в цель определяется по месту разрыва запала гранаты (для учебных гранат - в месте ее остановки).

После выполнения упражнения организуется сбор учебно-имитационных гранат и подготовка их к повторному метанию.

Учебное место для метания боевых гранат оборудуется в соответствии с требованиями и выбирается с таким расчетом, чтобы при метании наступательных гранат в радиусе не менее 50 м, а оборонительных и противотанковых гранат в радиусе не менее 300 м от места возможного разрыва гранат не было людей, животных или объектов, которые могут быть поражены осколками гранат. Оно должно быть обозначено по периметру красными флагами и указками с соответствующими предупредительными надписями. Кроме того, в необходимых случаях могут выставляться дополнительные посты оцепления.

Учебное место для метания боевых гранат включает следующие элементы:

  • исходное положение, оборудованное укрытием (окопом) для очередной смены обучаемых;
  • рубеж метания с обозначенными рубежами начала и прекращения метания (при метании ручных наступательных гранат), окоп для метающего и руководителя (при метании оборонительных и противотанковых гранат) и укрытие для пункта выдачи гранат и запалов к ним (пункта боепитания);
  • мишенное поле;
  • тыловой район, оборудованный стендами по устройству гранат, условиями упражнений и требованиями безопасности при метании гранат.

Исходное положение с укрытием для очередной смены обучаемых назначается и оборудуется на удалении 50 м от рубежа метания боевых гранат и обозначается соответствующими указателями белого цвета.

Рубеж метания боевых гранат оборудуется:

  • окопом для метающего и руководителя при метании оборонительных и противотанковых гранат;
  • рубежами начала и прекращения метания при метании ручных наступательных гранат.

Рубеж метания боевых гранат обозначается соответствующими указателями красного цвета.

Между рубежом метания и исходным положением должна быть установлена радио- или телефонная связь.

При метании боевых наступательных ручных гранат в пешем порядке максимальная и минимальная дальности метания ручных гранат обозначаются местными предметами на расстояниях, указанных в условиях упражнения.

Пункт выдачи гранат и запалов к ним (пункт боепитания) оборудуется на рубеже метания в укрытии (окопе).

Окоп, по которому метается граната, оборудуется в соответствии с требованием «Наставления по военно-инженерному делу» и отрывается длиной 10 м и глубиной 40-50 см. В середине окопа устанавливается мишень, появляющаяся на время, указанное в условиях упражнения.

По готовности участка к метанию боевых гранат выставляется белый флаг размером 100x60 см: при метании наступательных гранат - на рубеже метания; оборонительных и противотанковых гранат - на бруствере окопа, из которого метается граната.

При выполнении упражнений в метании боевых гранат соблюдается следующий порядок.

В исходном положении руководитель объявляет личному составу тему, цель и порядок проведения занятия; проверяет знание обучаемыми требований безопасности, правил обращения с боевой гранатой и условий упражнения; объявляет очередность выполнения упражнения, распределяет обучаемых по сменам и назначает старших смен; после чего приказывает: первому обучаемому, выполняющему упражнение, получить боевую гранату и выйти на рубеж метания; обучаемым очередной смены подготовиться к выполнению упражнения и занять укрытие; остальному личному составу подразделения приступить к занятиям на учебных местах в тыловом районе.

По этой команде обучаемый, выполняющий упражнение, получив гранату и запал, осматривает их, укладывает в сумку для гранат и выходит на исходный рубеж, располагающийся в 4 м сзади рубежа метания боевых гранат, а обучаемые очередной смены занимают места в укрытии в исходном положении.

Убедившись, что на участке для метания гранат и вблизи него отсутствуют люди, животные, машины и т. д., руководитель указывает метающему место для метания при метании из окопа, направление наступления и порядок метания гранаты - при метании гранаты на ходу; меняет белый флаг на красный (размером 100x60 см). После этого подает команду: «К бою, подготовить гранату».

При выполнении упражнения наступательными гранатами в пешем порядке обучаемый занимает окоп, вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «В атаку - ВПЕРЕД, гранатой - ОГОНЬ». По этой команде обучаемый выходит из окопа, самостоятельно на ходу берет гранату в правую (левую) руку и пальцами плотно прижимает спусковой рычаг к корпусу гранаты; продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжимает (выпрямляет) концы предохранительной чеки и за кольцо пальцем выдергивает ее из запала; с выходом на рубеж начала метания делает замах и бросает гранату в цель.

После броска гранаты останавливается, отставив правую ногу назад, опускается на правое колено и приседает на каблук; голень левой ноги при этом должна остаться в вертикальном положении, а правое колено должно быть прижатым к каблуку левой ноги; укрывает незащищенные части тела (стальным шлемом, оружием и противогазом), а после взрыва гранаты с криком «УРА!» завершает атаку цели.

После преодоления окопа по команде руководителя «СТОЙ» принимает положение для стрельбы лежа. По окончании выполнения упражнения руководитель возвращает обучаемого в исходное положение, осматривает цели, заменяет красный флаг на белый (если необходимо продолжать метание гранат, красный флаг на белый не заменяется) и производит разбор действий обучаемого.

При метании боевых оборонительных гранат обучаемый занимает окоп, вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Такой-то, к метанию гранаты готов». Руководитель, убедившись в готовности обучаемого и в безопасности метания гранаты, подает команду: «Гранатой - ОГОНЬ». Обучаемый, положив оружие на бруствер окопа, берет гранату в правую (левую) руку и выдергивает предохранительную чеку, делает замах и бросает гранату в цель. После метания гранаты обучаемый должен немедленно опуститься на дно окопа и пригнуться. По истечении не менее 10 с после взрыва гранаты руководитель вместе с обучаемым выходит из окопа и осматривает цель, а затем производит разбор действий обучаемого и объявляет оценку. Метание противотанковых гранат осуществляется в том же порядке с учетом конструктивной особенности гранаты.

После разбора по команде руководителя обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие, а очередной - на рубеж метания боевой гранаты. После завершения выполнения упражнения обучаемыми смены руководитель заменяет красный флаг на белый и дает команду на замену учебных мест.

В конце занятия руководитель проверяет на пункте боепитания количество оставшихся гранат и колец с предохранительной чекой, проводит общий разбор и объявляет оценку подразделению.

При выполнении упражнений в горах в пешем порядке ручные гранаты метаются снизу вверх и сверху вниз. При этом для предотвращения скатывания гранат места расположения целей и рубеж метания боевой гранаты должны быть оборудованы насыпями (барьерами) из грунта, камней, бревен или траншеями.

Одним из основных разделов огневой подготов­ки является обучение военнослужащих метанию ручных осколочных гранат из разных положений по различным целям. Ведение боевых действий на начальных этапах первой и второй Чеченских кампаний выявило ряд существенных недостатков в подготовке военнослужащих ВС РФ по данному вопро­су.

В обучении метанию ручных гранат можно выделить три последовательных наиболее важных этапа, к которым отно­сятся:

  • изучение материальной части гранаты и ее боевых свойств;
  • изучение требований безопасности и правил обраще­ния с гранатой;
  • изучение правил и освоение приемов метания гранат из разных положений и по различным целям.

Первоначальные сведения о материальной части гра­наты и ее боевых свойствах военнослужащие должны получить на занятии по тактической под­готовке в составе части по ознакомле­нию с образцами вооружения и воен­ной техникой, состоящими на вооружении воинской части. На этом заня­тии обучаемые знакомятся, в том чис­ле, с макетами ручных осколочных гра­нат, с приемами и правилами их мета­ния на дальность и меткость из различ­ных положений и, наконец, с их бое­выми свойствами: масса гранаты и бо­евого заряда, дальность броска, ради­ус убойного действия осколков. В ходе этого занятия руководитель показывает образцы ручных гранат и сообщает их название, назначение, боевые свойства и порядок применения.

При изучении военнослужащими требований безопасности и правил обращения с грана­тами руководителю занятия необходимо уделить наиболь­шее внимание обучению подчиненных заряжанию и разряжанию ручных гранат.

Руководитель в начале занятия, используя макет грана­ты в разрезе, проверяет знание обучаемыми общего устрой­ства гранаты. Затем он объясняет, что заряжание боевых гранат производится под наблюдением командира непосред­ственно перед метанием по команде «Подготовить гранаты». По этой команде обучаемый заряжает гранату, то есть ввин­чивает запал в гранату.

Показывая прием заряжания гранаты, руководитель за­нятия попутно объясняет, что перед заряжанием гранаты необходимо осмотреть гранату и запал. Если запал свобод­но не ввинчивается, то никаких усилий применять не следу­ет, так как это может привести к несчастному случаю. Непол­ностью ввинченный запал необходимо вывинтить из гранаты, протереть его трубку и снова попытаться ввинтить в гранату. Если и после этого запал свободно не ввинчивается, то необходимо доложить руководителю занятия и по его команде присоединить к гранате другой запал. Далее руководитель занятия поясняет и показывает, что заряженная граната укла­дывается при метании стоя с места и на ходу - в гранатную сумку, при метании из окопа или другого укрытия - в нишу, на берму и т.д.

После этого необходимо выдать каждому обучаемому учебную гранату и учебный запал. Заряжание гранаты долж­но начинаться с осмотра гранаты и запала. При этом обраща­ется внимание на то, нет ли на корпусе гранаты и на запале глубоких вмятин и трещин, чиста ли трубка гранаты, не разведены ли концы предохранительной чеки. Неисправные гра­наты метать нельзя.

Закончив осмотр гранаты, обучаемые поочередно докла­дывают руководителю занятия о результатах осмотра. Обу­чение заряжанию гранаты следует проводить по элементам (по разделениям), например:

  • по счету «делай - раз» - взять гранату в левую руку трубкой для запала кверху, а правой рукой вывинтить проб­ку (снять колпачок);
  • по счету «делай - два» - правой рукой взять запал за трубку ударного механизма и осторожно ввинтить запал в трубку гранаты до отказа. После счета «делай - два» руководитель занятия проверяет правильность заряжания грана­ты каждым обучаемым и исправляет их ошибки.
  • по счету «делай - три» - уложить гранату в гранат­ную сумку.

Убедившись в том, что все обучаемые правильно заряди­ли и уложили гранаты в гранатные сумки, руководитель заня­тия также по элементам обучает разряжанию гранаты. Проде­лав несколько раз заряжание и разряжание гранаты по эле­ментам, обучаемые выполняют приемы в целом. Руководи­тель занятия при этом контролирует действия обучаемых и сразу же исправляет допущенные ими ошибки. На первом занятии руководитель занятия может приказать обучаемым поочередно выполнить заряжание (разряжание) гранаты, со­провождая свои действия кратким пояснением.

Обучение приемам и правилам метания гранат долж­но начинаться с образцового показа руководителем занятия порядка выполнения приема в целом, затем показа, объясне­ния и разучивания этого приема в медленном темпе по эле­ментам. При этом необходимо соблюдать следующую после­довательность. Сначала научить метать гранаты на дальность и меткость из наиболее удобного положения - стоя с ме­ста. После этого отработать приемы метания гранат на даль­ность из положения с колена, лежа, на ходу, из-за различных укрытий (из окопа, из-за угла здания и т.д.) и с боевой маши­ны. Приему метания ручных гранат на ходу должно уделяться наибольшее внимание, так как этот прием наиболее сложный и часто применяется в бою.

После усвоения обучаемыми отдельных элементов про­изводится объединение элементов в группы, а затем выпол­нение приема в целом, сначала медленно, а затем в ограни­ченное время.

Для обучения метанию ручных гранат из положе­ния стоя с места необходимо заранее подготовить участок местности или учебное место. При этом необходимо флажками (колышками) обозначить полосу шириной 10 м, по се­редине которой на удалении 20 и 40 м от места для метания гранат установить мишени № 8. Колышки, обозначающие по­лосу, целесообразно выставлять: белые - через каждые 5 м, красные - через каждые 10 м. Вокруг мишени, выставленной в 20 м, проводятся три круга диаметром 1, 2 и 3 м. В трех ме­трах от исходного положения на двух стойках на высоте 3 м натянуть веревку.

Прибыв с обучаемыми на данное учебное место и прове­рив знание ими правил обращения с ручными осколочными гранатами, руководитель занятия становится в 5 – 6 м впере­ди обучаемых, чтобы они видели его сбоку, и образцово по­казывает прием метания гранаты из положения стоя с места на дальность (желательно не ближе 40 м) и меткость (жела­тельно, чтобы граната упала не далее 2-3 м от цели).

После этого руководитель занятия, повторяя показ, дол­жен пояснить, что разучивание приема метания гранаты из положения стоя с места будет проводиться по разделени­ям в следующем порядке:

  • по счету «делай - раз» - встать лицом к цели, взять оружие (автомат, пулемет и т.д.) в левую руку за ствольную на­кладку, достать гранату из сумки правой рукой, прочно прижимая пальцами спусковой рычаг запала к корпусу гранаты;
  • по счету «делай - два» - пальцами левой руки выпря­мить (свести вместе) концы предохранительной чеки и, взяв­шись за кольцо указательным или средним пальцем, резко выдернуть чеку;
  • по счету «делай - три» - сделать правой ногой широ­кий шаг назад (или левой - вперед), сгибая ее в колене и од­новременно поворачивая корпус вправо;
  • по счету «делай - четыре» - правой рукой произве­сти замах по дуге назад и вниз;
  • по счету «делай - пять» - энергично выпрямляя пра­вую ногу и поворачиваясь правым плечом к цели, перенести тяжесть тела с правой ноги на ле­вую и бросить гранату в направле­нии цели, а руку с оружием энергич­но подать назад.

После этого руководителю заня­тия необходимо разомкнуть обучае­мых на б-8 шагов и дать им возмож­ность самостоятельно опробовать выполнение показанного приема метания гранаты. Как только грана­ты будут подготовлены к следующе­му броску, следует приступить к раз­учиванию приема по элементам, до­биваясь правильного их выполне­ния. При этом надо обратить внимание обучаемых на то, чтобы они по счету «делай - раз» креп­ко прижимали пальцами спусковой рычаг к корпусу грана­ты, а по счету «делай - пять» вкладывали в бросок гранаты силу мышц не только руки, но и всего тела и в момент выпу­ска гранаты из руки, который должен совпадать с постанов­кой правой ноги на землю и переносом тяжести на нее, про­изводили резкий рывок кистью. Бросок гранаты должен про­изводиться под углом, близким к 45°, что обеспечивает наибольшую дальность полета гранаты. Для выработки навыков в метании гранат под углом 45° руководитель занятия распо­лагает обучаемых в трех метрах от стоек с натянутой меж­ду ними веревкой и требует, чтобы обучаемые метали грана­ты через веревку.

В дальнейшем, объединяя элементы между собой, руко­водитель занятия добивается слитного выполнения прие­ма метания гранаты из положения стоя с места. После это­го можно перейти к поочередному метанию гранат. Это не только обеспечивает возможность руководителю занятия контролировать действия каждого обучаемого и наблюдать за местом падения гранаты, но и позволяет остальным обу­чаемым следить за правильностью выполнения приема ме­тания гранаты. Обучаемые при этом метают гранату по цели (мишень № 8) уже на определенную дальность и меткость. Попадание гранатой в мишень или круг радиусом 1 м оцени­вается «отлично», в круг радиусом 2 м - «хорошо» и в круг радиусом 3 м - «удовлетворительно».

На последующих занятиях обучение метанию гранат из положения стоя с места на дальность и меткость про­должается по цели, последовательно выставляемой на расстояниях 25, 30, 35, 40 и 45 м. Если тот или иной обучаемый не достигает положительных результатов в метании гранаты на увеличенную дальность, руководитель занятия предостав­ляет ему возможность прочнее закрепить навыки в метании гранаты на меньшую дальность. Если не хватает силы, чтобы бросить гранату до цели, то необходимо бросок совершить с небольшого разбега. Отработка приема метания гранаты из положения стоя заканчивается выполнением упражнения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и тан­ков Сухопутных войск - 2007.

Обучение метанию ручных гранат из положения с коле­на, лежа, на ходу, из-за укрытия, а также ночью по различным целям проводится в последовательности, изложенной ранее. Эти приемы становятся наиболее актуальными при ведении боя в городе (населенном пункте) и, как по­казал опыт ведения боевых действий в Че­ченской Республике, являются слабым ме­стом в боевой подготовке войск, на что ко­мандирам всех степеней следует обратить самое пристальное внимание.

Прием метания гранаты из положе­ния с колена целесообразно разде­лять на такие элементы:

  • по счету «делай - раз» - принять по­ложение для стрельбы из автомата (пуле­мета, гранатомета) с колена, взять оружие в левую руку; правой рукой достать гранату из гранатной сумки;
  • по счету «делай - два» - левой рукой выдернуть предохранительную чеку, прижи­мая спусковой рычаг к гранате;
  • по счету «делай - три» - припод­няться и одновременно с этим произвести замах рукой с гранатой, отклоняя корпус на­зад, поворачивая его вправо и сгибая ногу в колене (проделать это так, как и при мета­нии гранаты из положения стоя);
  • по счету «делай - четыре» - энер­гично выпрямляя правую ногу, резко повер­нуться влево и, наклоняясь вперед, метнуть гранату;
  • по счету «делай - пять» - принять положение для стрельбы с колена.

После того как обучаемые овладеют приемом метания гранат из положения с колена на открытой местности, следу­ет перейти к обучению метанию гранат из окопа, канавы, воронки, из-за большого камня, вначале в медленном, а затем в быстром темпе.

Прием метания ручных гранат из положения лежа разучивается по следующим элементам:

  • по счету «делай - раз» - принять положение для стрельбы лежа, положить оружие справа впереди и правой рукой достать гранату из гранатной сумки;
  • по счету «делай - три» - опереться руками о землю под грудью, оттолкнуться от земли, отодвигая правую ногу назад, встать на левое колено и на ступню правой ноги, од­новременно сделать замах рукой с гранатой, отклоняя кор­пус назад и поворачивая его вправо;
  • по счету «делай - четыре» - поворачиваясь грудью к цели и падая вперед, метнуть гранату;
  • по счету «делай - пять» - прижаться грудью и лицом к земле, чтобы избежать поражения осколками; после раз­рыва гранаты (через 3 - 4 сек) взять оружие и изготовиться к стрельбе.

Прием метания ручных гранат на ходу разучивает­ся сначала на ходу с короткой остановки, затем на ходу без остановки.

Для проведения занятий подготавливается участок мест­ности, на котором отрывается окоп шириной 1 м и длиной 5 м; на удалении 25, 30, 35, 40 м от окопа обозначаются ру­бежи, с которых производится метание гранат; на удалении 50 - 60 м обозначается исходное положение.

Разучивание приема метания ручных гранат на ходу с ко­роткой остановки целесообразно проводить по та­ким элементам:

  • по счету «делай - раз» - продолжая движение, взять оружие в левую руку, правой рукой достать гранату из гра­натной сумки;
  • по счету «делай - два» - левой рукой выдернуть пре­дохранительную чеку, прижимая спусковой рычаг к гранате;
  • по счету «делай - три» (подается под левую ногу) - сделать короткую остановку на шаге правой ноги, одно­временно сделать замах рукой с гранатой, поворот корпуса вправо и сгибание правой ноги в колене;
  • по счету «делай - четыре» - сделать шаг левой но­гой, резко выпрямляя правую ногу и энергично поворачива­ясь грудью к цели, метнуть гранату;
  • по счету «делай - пять» - продолжить движение. Разучивание приема метания гранаты на ходу без остановки производится по тем же элементам, что и с ко­роткой остановки.

При этом действия по счету «делай - три» и «делай - четыре» объединяются в один элемент. Останов­ка на шаге правой ногой не делается. По счету «делай - три», используя скорость движения и вкладывая в бросок после­довательно силу ног, корпуса и руки, с ходу метнуть гранату.

Обучение метанию ручных гранат на ходу вначале проводится при мед­ленном движении обучаемых, затем скорость движения постепенно увели­чивается.

Для обучения метанию руч­ных гранат из-за укрытий подго­тавливаются соответствующие укры­тия и на различных расстояниях от них устанавливаются цели.

При обучении прием метания гра­нат из траншеи (окопа) можно разде­лить на такие элементы:

  • по счету «делай - раз» - поло­жить оружие на бруствер и взять гра­нату в правую руку;
  • по счету «делай - два» - левой рукой выдернуть предохранительную чеку;
  • по счету «делай - три» - отставить назад правую ногу, перенося на нее тяжесть тела и слегка сгибая обе тоги, произвести замах рукой с гранатой;
  • по счету «делай - четыре» - резко выпрямляясь и пе­ренося тяжесть тела на левую ногу, метнуть гранату в цель.

При большой глубине траншеи (окопа) необходимо в пе­редней стенке траншеи сделать углубление и по счету «де­лай - три» поставить левую ногу в углубление, левой рукой взяться за берму траншеи и, оттолкнувшись правой ногой, упереться ею в заднюю стенку траншеи.

Обучение метанию ручных гранат ночью следует на­чинать после того, как обучаемые хорошо усвоят приемы метания гранаты днем. При этом вначале отрабатываются приемы метания по освещенным целям, затем по силуэтам целей и по неосвещенным целям.

Методика обучения и правила метания ручных гранат по освещенным целям и по силуэтам целей такие же, как и днем. При метании гранаты по целям, освещенным на короткое время, необходимо запомнить положение цели в мо­мент очередного освещения и бросить гранату в намечен­ное место. Метание гранат в неосвещенные цели производится в сторону шума (звука), производимого целью.

При обучении метанию ручных гранат по верти­кальным целям (окнам и дверям зданий) необходимо учи­тывать, что поражение цели достигается только при пря­мом попадании гранаты в намеченное место. При рас­положении цели на значительном расстоянии необходи­мо «прицеливаться» в верхний край цели, так как грана­та летит по кривой линии, постепенно снижаясь. По ам­бразурам оборонительных сооружений и окнам подва­лов гранату выгоднее метать через сторону под малым углом к поверхности земли.

Подводя итог вышесказанному, основываясь на опы­те боевой подготовки Воздушно-десантных войск и личном опыте в обучении и воспитании солдат-десантников, хочет­ся отметить, что только высокая воинская дисциплина, твер­дые знания материальной части гранат и неукоснительное соблюдение требований безопасности всеми категориями военнослужащих при проведении занятий по метанию руч­ных осколочных гранат приводит к высоким результатам.

(А.В. Бурлаченко, «Армейский сборник»)



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...