Принципы международной безопасности. Понятие, принципы и источники права международной безопасности 37 право международной безопасности понятие виды цели

Право международной безопасности – это система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, пресечения актов агрессии, ограничения и сокращения вооружений.

Как и любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права – неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела государств, разоружения.

Сформировался также и ряд отраслевых принципов: равенства и одинаковой безопасности; неделимости безопасности; ненанесения ущерба безопасности государств.

ПРИНЦИПЫ:

■ признание каждым государством всеобъемлющего характера международной безопасности, включающей политическую, военную, экономическую и иную безопасность;

■ право каждого государства на безопасность и свободное развитие без вмешательства извне;

■ отказ всех государств от любых действий, которые могли нанести ущерб безопасности других государств;

■ невозможность обеспечения безопасности одного государства за счет безопасности других государств. Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств включает:

■ поэтапное осуществление мер в области разоружения на справедливой и сбалансированной основе, чтобы обеспечить право каждого государства на безопасность на более низком уровне вооруженных сил;

■ недопущение военного преимущества одних государств над другими на любом из этапов процесса разоружения;

■ ненаправленность мер, предпринимаемых с целью обеспечения безопасности, против суверенитета, территориальной целостности и свободы какого-либо государства.

Указанные принципы в совокупности составляют юридическую основу права международной безопасности.

Источники права международной безопасности Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, например: “О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия” (1972); “Определение агрессии” (1974).



Важнейшее место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:

1.Договоры, сдерживающие гонку ядерных и обычных вооружений в пространственном отношении:

■ Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.;

■ Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.;

■ Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г.;

■ Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) 1995 г.;

■ договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств (например, Договор об Антарктике 1958 г.) и др.

2.Договоры, ограничивающие наращивание вооружений и (или) их сокращение в количественном и качественном отношениях:

■ Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. (пока не вступил в силу);

■ Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

■ Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (СНВ-1);

■ Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. и др.

3.Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и (или) предписывающие их уничтожение:

■ Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г.;

■ Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.;

■ Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.



4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны:

■ Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.;

■ Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 г.;

Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности представляют собой совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов, применяемых государствами индивидуально или коллективно, – это и есть средства обеспечения международной безопасности. К этим средствам относятся:

коллективная безопасность,

■ мирные средства разрешения споров,

■ разоружение (сокращение вооружений) и меры по контролю за процессом разоружения,

■ меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения,

■ неприсоединение и нейтралитет,

■ меры по пресечению актов агрессии,

■ самооборона,

■ нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,

■ ликвидация иностранных военных баз,

■ меры по укреплению доверия между государствами и др.

Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

Право международной безопасности – это совокупность норм, регулирующих военно-политические отношения между субъектами международного права в целях предотвращения применения вооруженной силы, разоружения и ограничения вооружений. Международная безопасность основана на балансе интересов и может быть обеспечена только соблюдением этого баланса. Концепция международной безопасности изложена в Уставе ООН (ст. 39–51). Устав возложил на государства обязанность применять вооруженные силы только в общих интересах, т.е. закрепил принцип централизованного применения вооруженных сил. Право на индивидуальную и коллективную самооборону – это неотъемлемое право всех государств, но оно возможно только в ответ на агрессию. Право на самооборону представляет собой исключение из общего принципа централизованного применения силы.

Концепция всеобъемлющей безопасности основана на концепции глобального развития (выдвинута Независимой комиссией по вопросам разоружения и безопасности – Комиссия Пальме). Система коллективной безопасности по Уставу ООН не стала эффективной, поскольку военнополитическое противостояние Востока и Запада после Второй мировой войны заблокировало реальное осуществление ст. 39–51 Устава, предусматривающих создание Вооруженных сил ООН и наделяющих СБ ООН средствами воздействия на мировое сообщество. Право на коллективную самооборону привело к созданию двух противостоящих военных блоков – ОВД и НАТО.

Концепция всеобъемлющей безопасности основана на признании взаимозависимости всех государств и необходимости создать такой международно-правовой механизм, который являлся бы выражением приоритета общечеловеческих ценностей, обеспечивал верховенство права в политике. Окончание "холодной" войны, прекращение существования социалистического лагеря и ОВД сделали возможным выработать современную концепцию всеобъемлющей безопасности. Смысл этой концепции – необходима такая организация международных отношений, которая исключала бы возможность возникновения войны. Особенность концепции – ее комплексный подход: всеобъемлющий уровень мер, направленных на установление всеобщего мира, охват различных областей общественных отношений (экономических, культурных, экологических, гуманитарных, военных, политических).

Концепция всеобъемлющей безопасности выражена в специальных резолюциях ГА ООН о создании всеобщей системы мира и безопасности – Декларация ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.; Декларация ООН о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о повышении роли ООН в этой области 1988 г.; Декларация об установлении фактов в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г.; Декларация о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности 1994 г.

Ядро права международной безопасности составляют общие принципы международного права – прежде всего, принципы неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и нерушимости границ. В системе права международной безопасности действуют специальные принципы:

  • – принцип равенства и одинаковой безопасности – государства и военные блоки, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к разоружению;
  • – принцип ненанесения ущерба безопасности государства – нельзя укреплять свою безопасность за счет безопасности других; никто не может иметь односторонних преимуществ в обеспечении собственной безопасности;
  • – принцип равной безопасности – право каждого государства на безопасность; обеспечение безопасности для всех в равной мере; учет интересов всех договаривающихся сторон в любом переговорном процессе; достижение соглашения на основе баланса интересов.

Особенности права международной безопасности как отрасли права – ее принципы и нормы переплетаются с принципами и нормами других отраслей международного права. Право международной безопасности – это комплексная отрасль права, включающая в себя нормы других правовых отраслей и институтов.

В настоящее время формально юридически существует обширный арсенал средств обеспечения международной безопасности. Наиболее важные – системы коллективной безопасности на универсальной и региональной основе, коллективные мер по предотвращению вооруженных конфликтов, разоружение. Особенности этих средств:

  • – их исключительно мирный характер – демилитаризация и нейтрализация, неприсоединение, нейтралитет, разоружение, ликвидация военных баз, укрепление доверия, мирное разрешение споров;
  • – возможность правомерного применения силы в ответ на агрессию или угрозу агрессии – применение принудительных мер по постановлению СБ, право на индивидуальную и коллективную самооборону;
  • – возрастание роли международного контроля – инспекции на местах, приглашение наблюдателей на военные учения, проверка выполнения государствами их обязательств по разоружению.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций на международном уровне, является неотъемлемым элементом системы обеспечения международной безопасности.

Система международной безопасности должна быть основана на международных нормах и принципах при соблюдении их всеми субъектами международного сотрудничества. Однако международная безопасность в настоящее время находится под угрозой, поэтому ситуацию в мире можно оценить как нестабильную. Международные конфликты негативно влияют на безопасность в мире, и вызывают или могут вызывать чрезвычайные ситуации, которые, порой, достигают катастрофических масштабов.

В докладе ООН отмечается, что в 2014 году общее число перемещенных лиц в Сирии достигнет 6,5 миллиона (на конец 2013 года их число оценивается в 4,25 миллиона). По данным МЧС России по состоянию на июль 2014 года количество беженцев с Украины на территорию России составило более 21 тысяч человек.

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для повышения материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Международные нормы, регулирующие обеспечение международной безопасности, образуют соответствующую отрасль - право международной безопасности , которая представляет собой отрасль международного права, включающая совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств по обеспечению международной безопасности.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные международные принципы, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. См., например, Устав ООН, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года.

Существуют и специальные принципы:

Принцип неделимости международной безопасности. Действительно, современное развитие общества, инфраструктуры, экономики предполагает тесную взаимосвязь всех государств в мире. Опыт показывает, что любая чрезвычайная ситуация в одной части мира может вызвать негативные последствия в другой ее части. Вооруженные конфликты, аварии и катастрофы вызывают кризисные ситуации не только в странах, на территории которых они происходят. Часто бывают затронуты интересы других государств, иногда десятков и даже сотен стран. Поэтому все государства должны ставить перед собой задачу совершенствования и развития системы обеспечения международной безопасности, а не только безопасности своего региона.

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение каждым государством такой внешней политики, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества.

Принцип равной и одинаковой безопасности означает, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, то есть они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная безопасность создается в целом для нашей планеты. Она основана на системе международных соглашений (договоров), направленных на обеспечение международной безопасности для всех государств.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Главным ее органом по обеспечению международной безопасности является Совет Безопасности ООН (Совбез ООН). В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности ООН вправе определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.

Совет Безопасности ООН является постоянно действующим органом и имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры можно лишь при единстве всех государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Региональная международная безопасность - это безопасность в отдельном регионе.Например, система коллективной безопасности в Европе основана на механизме функционирования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 году, когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время в ОБСЕ входят 57 государств из Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Россия является членом ОБСЕ.и Организации Североатлантического договора (НАТО)http://www.nato.int.

В рамках ОБСЕ состоялись встречи на высшем уровне и встречи на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Например, в 1999 году государства-члены ОБСЕ приняли Хартию европейской безопасности . В ней отражена концепция безопасности мирового сообщества, ориентированная на 21 век. В ее основу положены два принципа: коллективности, при которой безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других, и принцип первоочередной ответственности Совбеза ООН за поддержание международного мира.

ОБСЕ определена как одна из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и один из главных инструментов в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов.

ОБСЕ в 2014 году активно участвует в урегулировании кризиса на Украине.

Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО, которая располагает мощными вооруженными силами. Эти силы могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств-членов НАТО В настоящее время НАТО включает 28 государств-членов. Однако НАТО старается расширять свои границы. либо, как показывает практика, возникновения нестабильных регионов в Европе.

Россия не приветствует расширение НАТО. Тем не менее, Россия сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 года было подписано соответствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудничества Россия-НАТО. С момента создания Совета Россия-НАТО данные субъекты международных отношений работали вместе по различным вопросам, начиная с борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом и заканчивая спасанием подводных лодок и гражданским чрезвычайным планированием. В настоящее время отношения между Россией и НАТО стали напряженными. 1 апреля 2014 года министры иностранных дел стран НАТО осудили незаконное военное вмешательство России в Украине и нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины. Министры подчеркнули, что НАТО не признает незаконную и противоправную попытку России аннексировать Крым

Существенное значение для обеспечения европейской безопасности имеет Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 года. Этот Договор должен действовать в адаптированном виде, о чем договорились его участники, подписав в ноябре 1999 году в Стамбуле соответствующее Соглашение об адаптации ДОВСЕ.В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать соответствующие параметры вооружений, обусловленные Договором.

Одним из примеров создания основ региональной коллективной безопасности служит подписание 25 апреля 2002 года Документа о мерах укрепления доверия и безопасности на Черном море. В сочетании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» Основные задачи «Блэксифор»: проведение совместных учений поисково-спасательного характера, противоминных и гуманитарных операций, операций по защите окружающей среды, а также проведение визитов доброй воли., Документ по мерам доверия формирует целостный механизм военно-морского взаимодействия в регионе. В частности, предусматривается обмен различной информацией, в том числе ежегодными планами военно-морской деятельности и предварительными уведомлениями о проводимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотрудничества между черноморскими государствами. Участниками Документа явились шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина.

Другой пример формирования региональной системы коллективной безопасности - в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участниками ШОС являются шесть государств: Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.. ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения безопасности в регионе расположения государств-участников.

Международная безопасность на региональном уровне обеспечивается и в рамках СНГ. В настоящее время членами СНГ являются одиннадцать государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. является организацией общей компетенции. Организацией специальной компетенции по обеспечению коллективной безопасности является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В настоящее время членами ОДКБ являются шесть государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. .Цель ОДКБ - обеспечение безопасности в регионе расположения государств-участников. См., например, Договор о коллективной безопасности 1992 года, Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года.

В соответствии с Декларацией государств-членов ОДКБ, принятой на июньской сессии 2006 года Совета коллективной безопасности ОДКБ, отмечается, что одним из основных направлений по развитию интеграционных процессов в рамках ОДКБ является деятельность в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2007 году в целях координации взаимодействия министерств и ведомств государств-членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Организации создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (КСЧС), в состав которого вошли руководители уполномоченных органов по чрезвычайным ситуациям. Членом Координационного совета по чрезвычайным ситуациям Организации Договора о коллективной безопасности от России является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На КСЧС возлагается решение задач по:

Организации взаимодействия уполномоченных органов в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Выработке предложений по осуществлению совместных организационных и практических мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение эффективности мер по ликвидации их последствий;

Развитию международно-правовой базы сотрудничества в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Подготовке предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств государств-членов ОДКБ;

Координации подготовки и проведения совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Подготовке предложений по разработке проектов межгосударственных программ и планов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Организации обмена опытом и информацией, содействие в подготовке и повышении квалификации кадров;

Участию в методическом и информационно-аналитическом обеспечении уполномоченных органов государств-членов Организации в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании Решения Совета коллективной безопасности, принявшего изменения в Положение о КСЧС ОДКБ, председатель Координационного совета назначается начиная с 2010 года сроком на три года. С декабря 2010 года в Координационном совете председательствовала Республика Беларусь. В 2013 году на три года председательство перешло к Казахстану. Возглавил КСЧС ОДКБ Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Владимир Божко.

Важное значение в деле обеспечения международной, региональной и национальной безопасности имеют двусторонние договоренности между государствами, например, между Россией и Францией. Для углубления взаимодействия двух государств по проблемам международной безопасности и в области двусторонних отношений в соответствии с решением президентов двух стран был создан Российско-французский совет сотрудничества по вопросам безопасности. Основные темы в повестке дня Совета - проблемы глобальной и региональной безопасности, борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). В рамках Совета сформированы совместные рабочие группы по нераспространению ОМУ и по борьбе с новыми угрозами и вызовами.

Таким образом, международная безопасность занимает важнейшее место в системе международных отношений, поскольку на принципах международной безопасности возможно развитие и плодотворное сотрудничество государств во всех сферах отношений, в том числе в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Международная безопасность в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - состояние защищенности государств, их граждан, материальных и культурных ценностей от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, которые возникли и могут возникнуть.

Международная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций предполагает:

Обеспечение безопасности государств и их граждан при чрезвычайных ситуациях;

Предупреждение чрезвычайных ситуациях;

Ликвидацию чрезвычайных ситуациях;

Защиту людей и материальных объектов от чрезвычайных ситуаций;

Восстановление территорий;

Нормативное правовое регулирование данной области;

Создание сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возможно только при условии сотрудничества государств и (или) международных организаций.

Такое международное сотрудничество осуществляется на международных нормах и принципах. Среди таких принципов можно назвать следующие, которые, в частности, регулируют отношения по обеспечению безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций:

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств;

Принцип мирного разрешения международных споров;

Принцип невмешательства во внутренние дела;

Принцип неделимости международной безопасности;

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств;

Принцип равной и одинаковой безопасности, а также:

Окружающая среда - общая забота человечества;

Свобода исследования и использования окружающей среды;

Рациональное использование окружающей среды;

Взаимозависимость охраны окружающей среды и прав человека. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой;

Предотвращение загрязнения окружающей среды;

Ответственность государств;

Платит тот, кто загрязняет;

Принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды и др.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций может осуществляться в рамках как одного государства, так и в рамках определенного региона или всего мира.

Основным способом обеспечения международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций является международное сотрудничество в указанной области, что определяется особенностью основных участников международных отношений - государств. Государства обладают суверенитетом, который определяет характер их взаимоотношений - взаимное сотрудничество.

Действительно, международное сотрудничество является важнейшим элементом обеспечения безопасности и для России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только НАТО, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 20 ст. 2444

Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

Отмечается, что на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на основе международных принципов, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международных норм, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику. ООН и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.

Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также ОДКБ и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками СНГ. См. там же. П.13

Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на определенной договорно-правовой основе.

В целях сохранения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства Российская Федерация будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.

Таким образом, в Стратегии национальной безопасности России описана международная экономическая, политическая, социальная и другая ситуация, которая является в настоящее время или может явиться угрозой возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, требующих участия всего мирового сообщества.

В Стратегии государственной национальной политики определяется, что на развитие национальных, межнациональных отношений влияет такой негативный фактор, имеющий глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Задачами в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации являются :

Содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений;

Проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных повлиять на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации;

Обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;

Использование механизмов приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;

Создание в рамках межгосударственных контактов и договоренностей условий российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, для гарантированного осуществления их гуманитарных контактов и свободы передвижения;

Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;

Укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов;

Налаживание партнерских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС, СНГ и других международных организаций. См. там же. П.21

Указанные задачи должны реализовываться в любой сфере международного сотрудничества, в том числе в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Главный орган государственной власти в области международного сотрудничества в России - Министерство иностранных дел (МИД) Российской Федерации .

Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями и координирует:

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе МЧС России, в области международных отношений и международного сотрудничества;

Международные связи субъектов Российской Федерации;

Международную деятельность организаций, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» представлять Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров России. Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 46 ст. 6477

Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах должны обеспечивать проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государствах пребывания и осуществлять в этих целях координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государствах пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций, корпораций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации.

На территории Российской Федерации главным органом, осуществляющим предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, является МЧС России.

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международныеусловия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности -отрасль международного права, представляющая собой систе-

му принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и на-циональной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обы-чай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объеди-ненных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного между-народного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, не-рушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Помимо общепризнанных принципов международного права право между-народной безопасности имеет и отраслевые принципы :

    Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неде-лим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. Лю-бой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.

    Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государ-ства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства - один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспече-нии и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществле-нии своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с други - ми государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союз-ников, так и международного сообщества в целом.

    В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой без-опасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою без-опасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности. Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Со-вета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся 45 .

    Система коллективной безопасности в рамках ООН

Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Эта организация вправе проводить превентивные меры в случае угрозы международному сообществу, прилагая совместные усилия с заинтересованными государствами с целью мирного урегулирования споров на основании п.3 ст.2 и гл. IV Устава ООН. Действия Членов ООН должны быть направлены на реализацию принципа запрещения применения силы или угрозы силой п.4 ст.2 Устава. ООН стремится организовать широкое

    События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности. Дан-ный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политиче - ские системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отно - шении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки. После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование прин-ципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.

сотрудничество государств-членов с целью разрешения международных проблем мирными средствами и тем са-мым снизить нестабильность в регионе (п.3 ст.1 гл.IV и IX Устава ООН). На эту же задачу призван решать и прин-цип разоружения (ст.11 Устава ООН).

В рамках ООН основными органами по обеспечению международного мира и безопасности являются Гене-ральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Известно, что по результатам обсуждения Ассамблея приняла ряд резолюций, среди которых: определение агрессии в 1974 г.; укрепление международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в 1989 г и др.

Кроме того меры по обеспечению безопасности в рамках ООН могут включать:

    превентивную дипломатию – действия направленные на предупреждение возникновения разногласий и недопущения перерастания споров в крупномасштабные международные конфликты;

    миротворчество – это комплексные меры, направленные на то, чтобы с помощью переговоров и иных международных средств урегулировать спор и привести стороны к согласию;

    поддержание мира – означает организацию и поведение военных операций, как для предотвращения кон-фликтов, так и для установления мира. Кроме того, определённых усилий требуется со стороны ООН для удержания ситуации в регионе уже после проведения соответствующих операций.

Когда требуется перейти от общеполитической дискуссии к конкретным шагам по обеспечению мира, то тре-буется участие Совета Безопасности ООН. Совет Безопасности начинает свою деятельность в соответствии со ст.39 Устава с оценки ситуации. Он определяет, существует ли угроза миру, нарушение мира или акт агрессии? Совет Безопасности ООН – единственный орган, который вправе предпринять конкретные практические шаги по исправ-лению ситуации. Для этого Совет Безопасности ООН вправе ввести временные меры для выполнения своих реше-ний или резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

С целью снижения противостояния в «горячих точках» ООН вправе в соответствии со ст.40 Устава приме-нять операции по поддержанию мира . Операции по поддержанию мира требуют выполнения ряда условий: согла-сие правительств сторон на проведение подобных операций; наличие конкретного мандата ООН для тех сил, кото-рые привлечены к этой операции; организация руководства операцией со стороны Совета Безопасности ООН и др.

С учётом сложившейся практики, можно заключить, что подобные операции представляют собой совокуп-ность действий военного, полицейского и гражданского персонала с целью стабилизации обстановки в районе кон - фликта, достижения политического урегулирования конфликта, поддержание или восстановление международного мира и безопасности. В практике ООН проводились и проводятся такие операции двух видов :

    проведение миссии военных наблюдателей «голубые береты» 46 - применение в зоне конфликта нево-оружённых военнослужащих;

    проведение операций по поддержанию мира «голубые каски» - использование воинского контингента с лёгким стрелковым вооружением.

Если же предпринятые действия международного сообщества не увенчались успехом, то среди возможно-стей ООН есть ещё ст. 41 и 42 Устава, которая позволяет проводить военные операции с применением воинского контингента государств-членов ООН. В реализации ст.42 Устава ООН должен был бы принимать участие Военно-Штабной Комитет, но он так и не был создан в годы «холодной войны», поэтому реальное руководство возложено на одного из заместителей Генерального секретаря ООН.

Главой VII Устава ООН предусмотрено создание коалиционных сил, формируемых из воинских континген-тов государств - членов ООН и применяемых по решению Совета Безопасности и под его руководством при осу-ществлении принудительных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для этой цели Устав ООН обязывает всех членов организации предоставлять в распоряжение Совета Безопасности ООН по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями вооружённые силы, поли-цейские силы и соответствующие средства обслуживания.

В середине 80-х годов ХХ века, политикам со всей очевидностью стало ясно, что дальнейшее наращивание вооружения не имеет смысла, подрывает экономику страны и истощает бюджет государств. Постепенно стала ме-няться отношение государств к этому вопросу, и начали заключаться двухсторонние договоры и региональные со-глашения. Важнейшими результатами такого подхода явились следующие соглашения: Договор о запрещении испы-тания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о нераспростране-нии ядерного оружия 1968 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Важную роль в обеспечении безопасности играют меры по укреплению доверия – это отдельные организаци-онно-технические меры, направленные на предотвращение несанкционированного пуска ракет, уведомления о крупных передвижениях войск, приглашение военных наблюдателей на военные учения и т.п., что в конечном итоге должно привести к уменьшению военного противостояния и установления

    В 1948 году ООН впервые использовала военных наблюдателей ООН («голубых беретов») для наблюдения за условиями перемирия в Палестине.

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития госу­дарств и иных субъектов международного права

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повы­шение материального уровня жизни людей, свободного развития лично­сти, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информацион­ных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя толь­ко ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности - отрасль международного пра­ва, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности 1 . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются между­народный договор, международный обычай, обязательные решения ме­ждународных организаций, прежде всего Совета Безопасности Органи­зации Объединенных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепри­знанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность го­сударств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы 2 ,

Специалисты в области международного права к отраслевым прин­ципам права международной безопасности относят следующие.

Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты гесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты

или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международ­ной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Ор­ганизации Объединенных Наций.


Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предпо­лагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего госу­дарства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение на­циональной безопасности государства - один из приоритетов деятель­ности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же

время каж­дое государство при выработке и осуществлении своей внешней полити­ки, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.

В праве международной безопасности длительное время обосновы­вался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущер­ба безопасности других государств 1 . Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода па­ритете безопасности.

Однако реальная практика показывает, что данный принцип приме­ним только в отношениях между мощными в военном отношении госу­дарствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не приме­нялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руко­водствуются принципом равной и одинаковой безопасности.

Данный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и полити­ческие системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетво­рением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к на­чалу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государст­ва. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла по­зволить другой стороне вырваться вперед в военном отношении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не

позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров ме­жду ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки 1 .

После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользо­ваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической ста­бильности международного соглашения, как Договор по противоракст-ной обороне 1972 г.

Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе­чения международной безопасности, и в частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и регио­нальные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

меры доверия.

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.

С точки зрения международного права коллективная безопас­ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече­нию актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными догово­рами. Различают универсальную и региональные системы коллектив­ной безопасности.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...