Притчи христианские читать. Подборка православных притч для взыскующего мудрости

Несколько притч из сборников:

По книге: Отцы-пустынники: Сборник христианских притч и сказаний.

Из серии книг "101 притча".

ОДИН ОТШЕЛЬНИК пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось по нескольку дней проводить без еды.
- Не удивляйся этому, сын мой, - ответил ему старец. - В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебы было слаще обеда.


ПРИГЛАСИЛИ ОДНАЖДЫ святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старец отказался идти на совет. Спорили-спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу.
Провидел это старец, взвалил на плечо дырявый мешок с песком и вышел им навстречу.
- Куда ты идешь? - спрашивает старца братия.
- К вам иду на совет.
- А мешок с песком зачем с собой взял?
- Откуда вы знаете, что в мешке песок?
- Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется.
- Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, - сказал им старец. - Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи.
Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата.

У ОДНОГО СТРАЦА спросили:
- Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?
Он ответил:
- Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник - Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А когда хочу сам поговорить с Ним - молюсь.


КОГДА К ОДНОМУ старцу ученик приходил с признанием в грехах, тот всегда говорил ему:
- Вставай!
- Но я много раз уже вставал и падал.
- Опять вставай!
- Доколе же я буду падать и вставать?
- Пока тебя не настигнет смерть - павшим или поднявшимся, - ответил ему старец.

По книге: Жил человек...: Сборник христианских притч и сказаний.

Из серии книг "101 притча".

РЫБАК ПЕРЕВОЗИЛ на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
- Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано "молись", а на другом - "трудись".
- Зачем это? - спросил он.
- Для памяти - ответил рыбак. - Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
- Ну, трудиться понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это необязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
- Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью "молись", а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
- Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед.
Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.


В ОДНОМ ГОРОДЕ приключилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришел весь город, и весь город смеялся над одним ребенком - ребенок пришел с зонтиком. Каждый смеялся и говорил:
- Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь, дождя-то нет.
- А я думал, что если вы помолитесь, то дождь пойдет, - ответил ребенок.

В ДОМЕ одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что он помолится перед едой. Но священник сказал:
- Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.
Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: "Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке - это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся.
Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:
- Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить "доброе утро"?


ПО БЕРЕГУ МОРЯ гулял мужчина. Все вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которые выбросило на берег после страшного шторма.
Вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море.
- Зачем ты это делаешь? - спросил мужчина. - Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много!
- Может быть, - ответила девочка, бросая как можно дальше в море еще одну морскую звезду. - Но для нее я сделала все, что смогла.

СТОЯЛИ НА ОБОЧИНЕ два человека и о чем-то беседовали.
Проходил мимо них пьяница и сказал сам себе:
- Наверное, они сейчас договариваются вместе пойти в погребок, чтобы выпить вина.
И пьяница, забыв обо всех своих делах, поспешил в трактир.
Проходил мимо беседовавших блудник и подумал:
- Вот люди, не боясь огласки, сговариваются посреди белого дня на плотские утехи. А чем я хуже?
Изменив свой маршрут, блудник направился в притон разврата.
Прошел мимо праведник и говорил себе:
- Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешник, уже третий день не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа.
И праведник, отложив все свои заботы, поспешил поддержать добрым словом больного.
Так праведные люди во всем видят доброе, а для рабов порока весь мир - соблазн ко греху.


ОДИН ПАРИКМАХЕР, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:
- Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это. Поэтому лично я не верю в его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
- Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.
- Как это так? - удивился парикмахер. - Один из них сейчас перед вами.
- Нет! - воскликнул клиент. - Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.
- Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.
- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.

Перед Вами удивительная книга: «Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1», написанная российским писателем, поэтом и драматургом – монахом Варнавой (Саниным).

Притчи – это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Монах Варнава (Евгений Санин), создав в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень емким, увлекательным, доходчивым языком, что позволяет читать эти поучительные истории не только взрослым, но и детям.

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

У видел омут на берегу прекрасную лилию. И решил, во что бы то ни стало, завладеть ею.

Чего он только не предлагал красавице: покататься на его быстрых волнах, ласковую прохладу воды в нестерпимый зной и целый водоворот всевозможных развлечений и удовольствий.

Заколебалась красавица.

Заметил это безнадежно любивший ее жучок и принялся отговаривать:

— Погубит он тебя! Пропадешь!

Только куда там!

— Он такой сильный, красивый и весь какой-то таинственный… – возражала лилия. – Нет, пожалуй, я все же приму его предложение!

— Ах, так? – вскричал жучок. – Ну тогда смотри, что ждет тебя, если ты сделаешь это!

И он, сложив крылья, бросился на поверхность водоворота, который тут же безжалостно закружил, завертел его, и вскоре навсегда исчез из глаз лилии, только теперь понявшей, что такое настоящая любовь…

ЗАВИСТЬ

П ришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить.

Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает…

Так и выскочила зависть из магазина!

Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали!

А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные…

Бросила зависть свою бадью, и ну совсем из деревни бежать – без еды, без питья…

Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала…

ГОРДЫЙ ВЕТЕР

З агасил ветер свечу и возгордился:

— Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!

Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

— Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.

Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!

ПОКАЯНИЕ

У пал человек в глубокую пропасть.

Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

— Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать.

Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…

СОВЕСТЬ

Р аз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть!

— Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился он в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек: – Как же я теперь без совести жить-то буду?

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

КТО СИЛЬНЕЕ?

Ш ли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.

— Давай, – говорит зло, – испытаем, кто из нас сильнее?

— Давай! – согласилось не умеющее возражать добро. – А как?

— А пусть за нас два этих мужика поборются, – говорит зло, – я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!

— Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым!

Сказано – сделано.

Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…

— Прочь с дороги! – закричал на него превращенный в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать.

Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.

— Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее?

— Погоди, – говорит добро. – У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда!

А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конем богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…

Подошел к нему бедный. И так ему погибавшего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться.

Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.

— Я, – говорит, – тебя плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь!

Ушли два мужика. А зло и говорит:

— Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжелого коня поднять смог! Коли так – то я победило!

А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать – даже злу.

Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!

СТАРАЯ ДОРОГА

Н е стало у проселочной дороги сил людей на себе носить.

Сто лет топчут ее, топчут: пора и на пенсию – про пенсиюона от тех, кто по ней всю жизнь прошагал, знала. Да и кому она нужна: теперь все больше шоссе да асфальты в моде!

Свернулась дорога калачиком и легла отдыхать в сторонке.

Вышли люди наутро: нет дороги!

Как быть? Что делать?..

По асфальту не пройти – не выдержал асфальт весенних ручьев, весь растрескался, и теперь до осени перестилать его будут.

Шоссе – тоже мягкое, вязкоена жаре. Так подошвы к нему и прилипают.

Увидала это дорога, вздохнула и – ничего не поделаешь! – стала снова людям служить.

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ

У знали акварельные краски, что их собираются разбавлять водой, и возмутились:

— Да что мы, сами не справимся?

— Нет, – сказала, устав тереться по сухим краскам, даже самая мягкая кисточка.

— Не справитесь! – подтвердила повидавшая немало на своем веку бумага.

А художник ничего не сказал.

Он развел краски водой и нарисовал картину.

Такую, что все остались довольны.

И в первую очередь, сами акварельные краски!

ДВА БОГАТЫРЯ

Е хал по полю богатырь.

Шлем, латы, щит, копье, булава да еще меч в ножнах…

Навстречу – старец монах.

Вылинявшая скуфейка на голове, заплатанный подрясник, а в руках – четки.

— Будь здрав, честный отче!

— И тебе, детинушка, не хворать! Куда путь держишь?

— На войну. А ты?

— А я и так на войне. Мне ее, как тебе, и искать не надо!

Посмотрели друг на друга с пониманием два богатыря.

И заторопились спасать Русь от видимых и невидимых врагов!

ИКОНА

К осились в музее картины на икону и ничего не понимали:

— И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?

Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.

Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.

А она ведь была создана не для того, чтобы на нее смотрели, а чтобы перед нею – молились!

МОЛОТОК-КОСМОНАВТ

Р ешил молоток в космос слетать.

Другие летают – а я чем хуже? Заодно и звезды к небу приколочу, чтобы крепче держались да не так часто падали!

Может быть, и слетал бы, но только не знал: как туда подняться и где взять свободного времени.

Так и работал он без устали днем. А ночью смотрел в окно на падающие звезды и вздыхал: эх, меня там сейчас нет!..

И зря вздыхал.

Он и на земле очень был нужен…

СТУЛ-САМОЗВАНЕЦ

П оставили стул на стол, когда окна мыли, а убрать позабыли. Тот и возгордился.

— Я, – говорит, – теперь самый главный в доме!

И велел всем вещам называть себя троном.

Услыхала это муха. Села на стул и говорит:

— Я теперь царица, раз на троне сижу!

Хлопнула мухобойка муху и объявила, что в доме – государственный переворот.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, только пришла хозяйка. Она поставила стул на место, присела на него передохнуть и ничего не сказала.

Но все вещи и так знали: вот теперь в доме порядок!

КРАН

Р асхвастался кран:

— Если б не я, все бы в доме умерли от жажды!

А как с этим поспоришь? Все видят, что из него и правда вода течет.

Только однажды случилась где-то авария. Пришли мастера и перекрыли воду.

Крутили-крутили после этого кран: нет воды!

И тогда все догадались, что не в кране всё дело.

А самое главное, что и он это понял. Потому что сам едва не умер тогда от жажды!

БЕДНАЯ КРОШКА

П ошла бедная крошка к кружке – милостыню просить.

— Подай, ради Христа! Мы же ведь почти однофамильцы, а может быть, даже и родственницы!

— Иди к крышке! – дала от ворот поворот кружка. – Мы с тобой если и родственники, то только троюродные. А у вас с ней в названии – только одна буква разницы. Может двоюродной и подаст!

Отправилась крошка к крышке. А та даже с кастрюли не слезла. Так и ответила с высоты:

— Много вас тут всяких ходит! То крынка, то кошка… Нет у меня ничего! Разве не видишь, в какие времена живем? Самим нам с кастрюлей мало. Верно, подруга? – обратилась она к пузатой кастрюле.

Но та до того была полной, что даже и ответить не смогла.

Пошла, несолоно хлебавши, крошка домой. А навстречу ей – молоток. Узнал он про ее нужду и сказал:

— Не горюй, я тебе, чем смогу, помогу!

— Но ведь я же тебе не родственница, и даже фамилии у нас разные! – в слезах прошептала крошка.

— Ну и что? – удивился молоток. – Помогать-то друг другу надо!

И, хоть сам он был совсем не богат, скорей даже беден, дал ей столько всего, что надолго хватило. Много ли крошке надо? А как кончится, велел еще приходить. Хотя не был ни родственником, ни даже однофамильцем!

ЖАВОРОНОК

З аливался жаворонок над полем.

Славил Бога, давшего ему этот прекрасный день, эту прекрасную землю, небо, воздух и саму прекрасную жизнь!

Смотрели люди на крошечную звенящую точку и удивлялись:

— Надо же, такой маленький и так громко поет!

А жаворонок поглядывал иногда вниз на людей и только диву давался:

— Надо же, такие большие и сильные – венцы творения Божьего, и так тихо поют…

ДВЕ ДОРОГИ

В стретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

— Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись!..

— Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога.

— Хорошо-то оно хорошо… – вздохнула в ответ широкая. – Да только в конце меня – пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь?

— Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути – гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь – будет уже навечно!

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны.

А на развилке той человек остался, который все это слышал.

И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!

ОПАСНАЯ ДРУЖБА

П одружился стог сена со спичкой.

— Не пара она тебе! – говорили ему все. – Держись от нее подальше, а то – далеко ль до беды?

Но он и слушать никого не хотел. Весь день любовался своей подругой. И даже ночью пожелал ее видеть.

Не смогла отказать ему спичка и чиркнула собою о камень…

Пришли утром люди, глядят – от стога лишь темный круг на лугу. А от спички и вовсе ничего не осталось!

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ

Р ешил злой человек добрым стать.

Помолился Богу и стал добро людям делать.

А зло тут как тут:

— Ну уж нет, я своей добычи никому не отдам!

Улучило момент и заставило человека соделать зло.

Сидит, руки довольно потирает:

— Никуда от меня он не денется!

Но не тут-то было!

Человек после этого только умнее стал. Помолился он вновь Богу, прося защитить его от зла, и с еще большим усердием стал творить добро. А на все уговоры зла не обращал больше никакого внимания.

И пошло зло, дрожа от злобы, с насиженного места.

Да в первый же дом, где не помнят о Боге…

ДУБ И ВЕТЕР

В озмутился молодой дуб:

— Что это ты, ветер, покоя мне не даешь? Все дуешь и дуешь! Траву только гладишь-прихорашиваешь, а на мне вон уже сколько веток обломал!

— Глупый! Это же для твоей пользы! – прокряхтел старый дуб.

— Для моей?! – возмутился молодой дуб, думая, что старик уже выжил из ума. А тот, как ни в чем не бывало, пояснил:

— Эх, молодость, молодость!.. Ветер тебя раскачивает, и твои корни все крепче уходят в землю. Скоро он и меня, чтобы тебе больше солнца было, повалит…

И тогда поблагодарил молодой дуб ветер. И пожалел, что не может отодвинуться в сторону, чтобы не нужно было валить этот старый и мудрый дуб…

РЫЖИЙ ЗАЯЦ

П осмотрел на себя заяц зимой, посмотрел летом и подумал: и что это у меня только две шубки: белая да серая? Пошью-ка я себе рыжую – как у лисы! Во-первых, красиво. А, во-вторых, остальные зайцы меня станут бояться, и вся морковь в огороде будет моя!

Сказано-сделано. Пошил заяц новую шубу и вышел в ней на прогулку.

А как поняла, что это заяц, то еще больше обрадовалась, потому что с утра еще не обедала.

Только самому зайцу стало тогда не до радости.

Насилу лапы унес. Ведь жить всегда больше, чем есть, хочется!

Лисе только облизнуться и осталось. А заяц с тех пор и думать не смел поменять что-нибудь из того, что даровал ему Сам Господь!

Яд в сердце

Когда-то давно жила в одной деревне девушка. По древнему славянскому обычаю, после свадьбы пришла она жить в дом своего супруга. Но очень неуютно было молодой невестке со свекровью. Та ее постоянно поучала и во всем упрекала.
Как-то поутру отправилась молодая женщина к знахарю, жившему на окраине леса.
– Что привело тебя ко мне, красавица? Аль мужика приворожить?– спросил дед.
– Никто мне не нужен, я мужа своего люблю, но с матерью его жить невмоготу.
– Что же ты от меня хочешь?
– Прошу тебя, помоги мне. Дай мне яду, чтобы я отравила ее.
– На этом ли счастье свое построишь, молодка? Ну, да ладно. Жаль мне тебя. Дам я тебе зелье. Каждое утро будешь заваривать его, и поить этим чаем мать своего мужа. Да только совет у меня для тебя есть.
– Какой? Говори, все исполню, лишь бы поскорее избавиться от этой змеи.
– В деревне-то у нас слухи быстро полнятся. Заподозрят тебя. Так вот, чтоб этого не случилось, измени свое отношение к свекрови.
Стань ласковой, приветливой, улыбайся. Недолго придется тебе мучиться. Так и поступила женщина. Еще только петухи пропели, а она встает, хлеб вымешивает, печь топит, кашу готовит, зелье ядовитое свекрови заваривает. И ласково так приглашает ее отведать чудо-чай. Мамой зовет, слушается во всем. Муж не нарадуется: как родные стали мать и жена. Свекровь в невестке души не чает. И та любовью, да искренней, отвечает. Спешит она вновь к знахарю, бросается к ногам его со слезами:
– Дедушка, умоляю тебя. Ты ведь все можешь. Дай противоядие. Слишком много чаю заварила я свекрови своей. Помрет. А она ведь матерью заботливой мне стала.
– Милая моя, успокойся. Я дал тебе ароматные травы, из которых ты варила для свекрови вкусный и полезный чай. Яд же был в твоем сердце, но с Божьей помощью ты от него избавилась.

Следы на песке

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
- Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
- Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.

О странном завещании Отца

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:
- Исполни одну мою просьбу.
- Какую, папа?
- Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.
- А что мне при этом делать?
- Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине - и Господь постучится в сердце.

Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
***
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
“Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

О грехе пьянства

В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.

Соверши, - говорил он, - какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся - и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями.

Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить - страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела - жаль, и гнусно оскверниться не познавшему ещё этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился.

По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он спал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.

Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды.

Притчи – это не просто истории, занимательные рассказы обо всем на свете, в них – мудрость веков. Это – игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Это – практическое руководство по духовному самосовершенствованию, по раскрытию духовного могущества человека, раскрытию предназначения цивилизации как частицы вселенского Разума. Притчи – отличный отдых и развлечение для души. Книга оформлена как богатый сувенир и послужит замечательным и редким подарком. В издание вошли жемчужины христианских, восточных и суфийских притч.

Из серии: Жемчужины мудрости (Эксмо)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Притчи народов мира (О. Капралова, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Христианские притчи

Бог и парикмахер

Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге.

– Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это.

Поэтому я не верю в его существование.

Тогда клиент сказал парикмахеру:

– Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.

– Как это так? – удивился парикмахер. – Один из них перед вами.

– Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.

– Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.

– В том-то и дело! – подтвердил клиент. – И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.

Единственный человек, уцелевший после кораблекрушения, был выброшен волной на маленький необитаемый остров.

Он лихорадочно молился о том, чтобы Бог спас его. Он каждый день высматривал горизонт в поисках приближающейся помощи. Вымотавшись окончательно, он решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от стихий и сохранить свои владения. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем, гарь поднималась к небу. Самым ужасным оказалось то, что все было потеряно. Он был охвачен горем и гневом.

– Бог, как ты мог так поступить со мной! – рыдая, кричал он.

Рано утром на следующий день его разбудил звук корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.

– Как вы узнали, что я здесь? – спросил утомленный человек своих спасителей.

– Мы видели твой дымовой сигнал, – ответили они.

Очень легко упасть духом, когда все вокруг плохо. Но мы не должны терять веру, потому что Бог помнит о нас, как бы ни было плохо нам. Знай, если в следующий раз твой маленький шалаш сгорит дотла, это может быть дымовой сигнал, вызывающий милость Божью.

Две лопаты

В кузнице отремонтировали две лопаты. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Ее жизнь была легче, чем жизнь другой лопаты, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привез на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе лопаты вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Та, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

– Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своем углу.

– Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.

Порок и святость

Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (в те времена епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал:

– Ты зачала ребенка, роды твои будут трудными.

Затем обратился к своим служителям:

– Дайте ей десять аршин полотна: если она умрет во время родов, то оно будет ей саваном, а если родится ребенок, то оно пригодится для него.

И отпустил женщину, не наказав ее и не дав никакой епитимий. Тогда одна дева, присутствовавшая на суде и жаждавшая, чтоб порок был наказан, закричала:

– Этот епископ, наверно, безумный!

На это святой ответил ей:

– Долгие годы я молился в безмолвии в пустыне, чтобы стяжать это безумие, и теперь не желаю расстаться с ним, не променяю его ни на какую мирскую мудрость.

Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал:

– Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги?

Ученик удивился:

– Но ведь ты сам учил нас видеть в Боге отца!

– Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки.

Умение видеть

На одной лекции Мастер сказал:

– Гениальность композитора проявляется в написанной им музыке, но, разбирая ноты, гениальность не увидишь. Бог проявляет себя в Мироздании, но самым тщательным исследованием Вселенной Бога не обнаружишь, подобно тому, как старательным обследованием тела не выявишь душу.

После лекции кто-то спросил:

– Как же тогда постичь Бога?

– Смотреть на мир, ничего при этом не анализируя.

– А как нужно смотреть?

– Крестьянин, стремящийся найти красоту в закате солнца, будет видеть лишь солнце, тучи, небо и линию горизонта до тех пор, пока не осознает, что красота не существует сама по себе. Красота – это способность видеть. Попытки познать Бога будут тщетными до тех пор, пока вы не поймете, что Бога нельзя увидеть как некую сущность, для этого требуется особое умение видеть, свойственное лишь маленьким детям, – не искаженное надуманными доктринами и убеждениями.

Два соседа

Жили-были два соседа. Один очень набожный, а второй тоже верующий, но всегда преклонявшийся перед глубиной веры первого.

Так и велось, что один из них делал все для того, чтобы воплотить истины веры в жизнь, второй же, видя это, только дивился энергии первого и его несгибаемой вере. Много разного случалось в жизни, но один из них всегда был непреклонен в своих решениях и поступках, всегда проявлял острый ум при решении проблем и всегда направлял свет своего ума на доказательство вопросов веры. Второй же, видя недосягаемость для самого себя стать хоть когда-нибудь таким, решал свои дела житейским способом и только успокаивал себя, приговаривая, что, быть может, и он когда-нибудь будет столь умным и сильным, как и его более верующий сосед. Или от бессилия своего в решении глобальных проблем, или от того, что каждая проблема занимала у него намного больше времени, чем у первого, он научился радоваться даже тогда, когда встречал проблему. Ему просто больше ничего не осталось, как радоваться.

Потом судьба разлучила соседей, и второй оказался вынужден уехать в далекие места. Он уехал и, в конце концов, забыл первого. Решал свои проблемы все так же своими спокойными методами. Только с каждым годом он все легче и легче относился к жизни, и тихая радость поселилась в нем.

И вот однажды он умер. Он оказался на небесах, и ангелы сказали, что ему уготован рай. Он сначала удивился, но потом с радостью принял эту новость. Через какое-то время он спросил у ангелов, могут ли они выполнить одно его желание. Ангелы ответили, что сделают это с радостью. Он спросил о своем соседе, ему хотелось узнать, что же случилось с ним, потому как более религиозного человека он не видел. Тогда ангелы подхватили его и отнесли на высокую гору, где стояла статуя.

– Он всю жизнь кристаллизовал веру в себе, – сказали ангелы. – Вот теперь он неподвижен. Он стремился к совершенству и стал им, и теперь ему совсем не ведомы обычные радости.

– Он превратился в камень? – спросил бывший сосед.

– Нет, это не камень, это огромный кристалл, душа, – отвечали ангелы, – и мы все можем любоваться им.

Семнадцатая глава

Закончив службу, священник объявил:

– В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил:

– Прошу тех, кто выполнил задание и прочел семнадцатую главу, поднять руки.

Почти все присутствующие подняли руки.

– Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, – сказал священник. – У Марка нет семнадцатой главы.

Прощение грешникам

Один человек спросил однажды старца, дарует ли Бог прощение грешникам. И старец ответил:

– Скажи мне, ты порежешь руку или сломаешь ногу, ты отрежешь их и выкинешь как непригодные?

Человек ответил:

– Нет. Я буду лечить их, пока не выздоровлю.

Старец заключил:

– Если ты заботишься о своем теле, неужели же Бог не будет милосердным к своему собственному образу?

Истинная молитва

Однажды ночную молитву брата Бруно нарушило громкое кваканье гигантской лягушки. Все его попытки не обращать внимания на эти звуки оказались безуспешными, поэтому он крикнул из окна:

– А ну, тихо! Мне нужно помолиться.

Брат Бруно был святым, и его просьба была выполнена незамедлительно. Все живые существа замолкли, чтобы молитве ничто не мешало.

Но тут раздался еще один звук, помешавший Бруно восхвалять Бога. Внутренний голос сказал:

– Может быть, Богу кваканье этой лягушки слышать не менее приятно, чем пение твоих псалмов.

– Как может кваканье лягушки радовать уши Господа? – насмешливо возразил Бруно.

– А зачем, по-твоему, Бог изобрел звук?

Бруно решил выяснить это. Он высунулся из окна и приказал: «Пойте!» Воздух наполнился равномерным кваканьем лягушки под сумасшедший аккомпанемент сородичей со всех близлежащих водоемов. Бруно прислушался к звукам, и голоса перестали раздражать его; он обнаружил, что если не сопротивляться им, то они лишь обогащают тишину ночи. С этим открытием сердце Бруно ощутило единые вибрации со всей Вселенной, и впервые в своей жизни он понял, что означает истинная молитва.

Своя молитва

Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. И так как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну и ту же молитву.

Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв недалеко от берега, они вдруг увидели, что старцы бегут за ними по водам и кричат:

– Подождите, мы забыли вашу молитву.

Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им:

– Молитесь, как умеете.

Старцы вернулись и остались при своей молитве.

Иосиф и два инока

Как-то два инока пришли к Иосифу с просьбой объяснить им, лучше ли им с радостью принимать посещающих их братьев или не выражать этой радости. Они не успели еще открыть рта, чтобы изложить ему свое затруднение, как он предупредил их вопрос и вошел в свою келью. Там покрылся старым рубищем и прошелся между ними в таком одеянии, не говоря ни слова.

Затем он снял с себя рубище, надел хорошую одежду, которую употреблял в праздничные дни, и снова прошелся между ними. Наконец он оделся, как одевался постоянно, и сел с ними.

Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая ничего из того, что он представил.

Тогда он им сказал:

– Хорошо ли заметили вы, что я сделал?

– Да, – ответили они.

– Но, – прибавил Иосиф, – заметили ли вы, чтобы перемена в платье изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли я лучше, надев лучшую одежду?

– Конечно, нет!

– Помните же, что все созданное, даже и люди, не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской любовью братьев, которые посетят вас. А если никто не придет к вам, храните себя в сосредоточении духа.

Молитва о суете

Жил однажды человек, одинокий и несчастный. И взмолился он:

– Господи, пошли мне прекрасную женщину: я очень одинок, мне нужна жена.

Бог рассмеялся:

– А почему не крест?

Человек рассердился:

– Крест?! Мне что, жизнь надоела? Я хочу только красивую женщину.

Что ж, он получил красивую женщину, но вскоре стал еще несчастнее, чем раньше: жена стала болью в сердце и камнем на шее. Он снова взмолился:

– Господи, пошли мне меч.

Он собирался убить женщину и освободиться от нее, мечтал вернуть доброе старое время.

И снова Бог засмеялся:

– Не послать ли тебе крест?

Человек разгневался:

– А ты не думаешь, что эта женщина хуже любого креста? Пошли мне меч!

Появился меч. Человек попытался убить женщину, но был схвачен и приговорен к распятию. И на кресте, молясь Богу, он громко смеялся:

– Прости меня, Господи! Я не слушал Тебя, а ведь Ты спрашивал, не послать ли мне крест с самого начала. Если бы я послушался, я избавился бы от всей этой ненужной суеты.

Священник и волк

Жил когда-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слезы многих людей.

Однажды он вдруг почувствовал угрызения совести и стал раскаиваться в своей жизни. Он решил измениться и более не убивать овец. Чтобы все было по правилам, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен. Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось зарезать много овец и у священника, поэтому священник со всей серьезностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник все молится, и молитве не видно конца.

Наконец волк не выдержал и зарычал:

– Кончай, священник! Иначе овец домой загонят, и я останусь без ужина!

Забывчивость

Был один трудолюбивый старец, который утруждал себя телесно, но имел плохую память и был очень рассеянным. Он пришел к авве Иоанну Колову и спросил его о забывчивости. И услышал слово от него, и вернулся в свою келью, но забыл, что Иоанн сказал ему. Он пошел снова спросить его и услышал от него слово. Он вернулся в свою келью и снова забыл слово. И таким образом, многократно уходя, терял слышанное по своей забывчивости. После этого, еще встретившись со старцем, сказал:

– Знаешь, авва, я опять забыл, что ты мне говорил. Но, чтобы не беспокоить тебя, я не приходил.

Авва Иоанн сказал ему:

– Пойди, зажги светильник.

И он зажег. И сказал ему еще авва:

– Принеси другие светильники и зажги от него.

Он сделал так. И говорит авва Иоанн старцу:

– Неужели терпит что-нибудь светильник, когда от него зажигают другие светильники?

Тот ответил:

Авва на это сказал:

– Так и Иоанн. Хотя бы весь скит ходил ко мне, не воспрепятствовал бы мне в благодати Божией. Потому, когда хочешь, приходи, нисколько не рассуждая.

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.

«Ну, – подумал он, – только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?»

Поэтому он позвал:

– Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!

Ответа не было. Он позвал снова:

– Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя.

Вдруг Великий Глас раздался с облаков:

– О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!

Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку.

– Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!

– О нет, ты не будешь верить! Все вы так говорите.

Человек умолял и убеждал. Наконец Бог сказал:

– Ну хорошо. Я спасу тебя. Отпусти ветку.

– Отпустить ветку?! – воскликнул человек. – Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?

Не вся правда

Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере.

Один христианин, житель этого города, подошел к нему и сказал:

– Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать свое время на них.

– Ты прав.

Несколько минут спустя подошел к старцу другой христианин и сказал:

– Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова Евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя.

Старец посмотрел на него и сказал:

– Ты прав.

Ученик не выдержал и спросил старца:

– Отче, объясни мне, как ты и одному и другому сказал одни и те же слова, хотя говорили они тебе совершенно противоположные вещи.

Старец сказал ученику:

– Ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, соответствующую их пониманию мира. Первый во всем видит только плохое, второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его увидеть. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира. Ни один из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю.

Крест полегче

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошел дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

Нерадивый монах

Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братьев и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его.

И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость.

Когда он немного очнулся, братья спросили:

– Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими своими?

И умирающий, собрав последние силы, отвечал:

– Братья, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их был лист, сверху донизу исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне, Ангел же хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» – и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошел ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. После принятия монашества я не осудил ни одного человека! Братья, вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого.

Следы на песке

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

– Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

– Мое милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нес тебя на руках.

Высшее послушание

Как-то раз Франциск Ассизский сидел среди своих товарищей и, вздохнув, сказал:

– Едва ли во всем мире найдешь монаха, который бы совершенно повиновался начальствующим над ним.

Удивившись, товарищи спросили его:

– Объясни нам, отче, каково совершенное и высшее послушание?

И он представил истинно повинующегося в виде мертвого тела:

– Возьми бездыханное тело и положи его, куда захочешь. Ты увидишь, оно не будет возражать, если его начнут передвигать, не станет роптать, куда бы его ни положили, не возопит, если его унесут. Если ты положишь его на кафедру, оно будет смотреть не вверх, а вниз. Если поместить его в пурпур, оно будет казаться вдвойне бледным. Это истинный повинующийся: тот, кто не рассуждает, почему его передвигают, не заботится о том, куда его помещают, не настаивает на перемещении. Возвышенный до какой-либо должности, он сохраняет привычное смирение. Чем более его почитают, тем более недостойным он считает себя.

Свой крест

Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело. И пошел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:

– Можно я выберу себе иной крест?

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и говорит:

– Выбирай.

Зашел человек в хранилище, посмотрел и удивился: каких только здесь нет крестов: и маленькие, и большие, и средние, и тяжелые, и легкие. Долго ходил человек по хранилищу, выискивая крест по своим силам, и, наконец, нашел такой, который его полностью устраивал, подошел к Богу и говорит:

– Боже, можно мне взять этот?

– Можно, – ответил Бог. – Это твой собственный и есть.

Три монаха

Когда-то жили трое трудолюбивых монахов. Один из них избрал для себя дело – примирять ссорящихся между собой людей. Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех и, со скорбью придя к посещавшему больных, нашел его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

– Смотрите на воду.

А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:

– Смотрите, теперь вода устоялась.

Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:

– Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.

Монах и епископ

Пришли к святому епископу Аммону братья одного монастыря и стали жаловаться на монаха, который пал так низко, что к нему ночью приходила женщина, и стали требовать от преподобного Аммона, чтобы он изгнал этого монаха, сняв с него иноческие одежды.

Епископ отказался:

– Я не поверю, пока не смогу убедиться в этом сам.

И вот монахи проследили, как блудница зашла в келью этого несчастного инока, и сообщили об этом епископу. И он сказал:

– Пойдемте вместе.

Постучались в дверь к монаху; тот, трепещущий от страха, вышел им навстречу. Епископ с братией вошли в келью. Аммон догадался, что монах спрятал свою ночную гостью под стоявшей в келье бочкой. Он сел на эту бочку и сказал монахам:

– Обыщите все углы комнаты.

Те начали искать, залезли в погреб, но никого, конечно, найти не смогли. Никто из них не посмел попросить: «Встань, Владыка, мы посмотрим под бочкой». Постояв, они сказали:

– Мы никого не нашли.

Аммон ответил им:

– Видите, как вы согрешили? Идите и кайтесь.

А сам остался с тем монахом, подошел к нему, не сказав и слова в укор, а только, взяв его за руку с любовью, шепнул ему тихо:

– Брат, брат, следи за душой своей, помни, как коротка эта жизнь, – и вышел.

Как услышать Бога?

Пришел как-то к своему учителю ученик и спросил его:

– Как я могу достигнуть сверхчувственной жизни так, чтобы видеть Бога, и слышать, и говорить с Ним?

Учитель ответил:

– Когда ты будешь в состоянии хотя бы на минуту заставить себя войти туда, где не живет ни одно живое существо, ты услышишь Бога.

– Близко это или далеко? – спросил ученик.

– Это в тебе, и если ты можешь на время остановить мысли и желания, ты услышишь невыразимые слова Бога, – сказал учитель.

– Как я могу услышать речь Бога, когда я не буду ни думать, ни говорить?

– Когда ты не будешь ни думать от себя самого, ни желать от себя самого; когда твой ум и воля станут спокойными и пассивно отдадутся восприятию выражений Вечного Слова и Духа; когда твоя душа расправит крылья и поднимется над тем, что временно; когда ты отвлеченным мышлением запрешь на замок воображение и внешние чувства, – тогда Вечный Слух, Зрение, Речь откроются в тебе, и Бог услышит и увидит через тебя, потому что ты будешь органом Его Духа, и Бог будет говорить в тебе и будет шептать твоему Духу, и твой Дух услышит Его голос. Поэтому блажен ты, если можешь остановить колесо твоего воображения и чувств, так как на самом деле нет ничего, кроме твоих собственных слуха и желания, которые препятствуют тебе и не дают видеть и слышать Бога.

Крестьянин и погода

Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, – думал он, – и в колосьях будет больше зерен».

Бог увидел его мысли и сказал ему:

– Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом.

Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошел дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году все хорошо – и погода, и урожай. Таких колосьев я еще ни разу в жизни не видел».

Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому.

И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный.

– Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, – ответил Творец.

– Я посылал по очереди то дождь, то солнце, – стал объяснять крестьянин. – Я сделал все как надо. Не могу понять, почему же колос пустой?

– А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет.

Крестьянину стало стыдно, и он подумал: «Лучше пусть Господь сам управляет погодой. Мы только все перепутаем в природе нашей «мудростью».

Богатство

Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив Христа, начали поносить его. Иисус Христос стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происходящим, подошел к Иисусу Христу и спросил, почему тот ведет себя так. Он ответил:

– Каждый дает то, что имеет в своем кошельке.

Настоящая женщина

К Богу явился мужчина и заявил о своей скуке. Бог задумался: «Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину?» Но, не желая отказывать в просьбе мужчине, после долгого раздумья Бог стал создавать женщину. Ему понадобилось несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивая грусть луны, красота лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательная сила магнита. Когда он все это собрал воедино, получилось неправдоподобно идеальное создание, не приспособленное к жизни на Земле. Для предупреждения приторности добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, назойливость мухи, алчность акулы, ревность тигрицы, мстительность осы, кровожадность пиявки, дурман опиума и вдул в нее жизнь. В результате появилась настоящая женщина.

Бог подарил эту женщину мужчине, сказав при этом:

– Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся переделывать.

Царь зверей

Однажды давным-давно, во время сотворения мира, Бог занялся созданием живых существ. Он созвал всех: Человека, животных, птиц и рыб в том виде, в котором они были – в виде эмбрионов, и сказал:

– Сейчас вы все одинаковы. Я решил дать вам по три особенности, по три органа, с помощью которых вы будете бороться за место под солнцем.

Некоторые животные выбирали крепкую шкуру, чтобы защищаться, некоторые – острые зубы, чтобы нападать, некоторые – быстрые ноги, чтобы убегать. Так шло сотворение живых существ. И последним шел Человек. Когда очередь дошла до него, Бог спросил:

– Какими органами наделить тебя, Человек?

И Человек ответил:

– Мне не нужны никакие органы. Ведь не зря ты, Бог, сотворил меня именно таким.

И ответил тогда Господь Бог:

– Ты мудр, Человек. Я не зря сотворил вас именно такими. И посему быть тебе Царем зверей. Будь им и правь ими мудро!

Короткий путь

Ученик как-то сказал своему учителю:

– Милый мой учитель, я не могу больше выносить, чтобы что-нибудь отвлекало меня. Как найти мне ближайший путь к Богу?

Учитель ответил:

– Где путь труднее, там ты и иди; бери то, что бросает мир; и что делает мир, ты не делай. Иди противно миру во всех вещах, и тогда ты придешь к Нему ближайшим путем!

Грехи священника

К одной старой женщине в селе явился Бог.

Она рассказала об этом батюшке, который, заботясь о духовном устроении своей прихожанки, сказал ей:

– Если Бог явится вам в следующий раз, попросите Его рассказать вам о моих грехах, которые лишь Ему одному известны. Это будет достаточным доказательством того, что именно Бог, а не кто-то другой является вам.

Женщина пришла через месяц, и священник спросил, являлся ли ей Бог снова. Она утвердительно кивнула.

– Вы задали Ему вопрос?

– Да, задала.

– И что Он сказал?

Он сказал:

– Скажите своему священнику, что Я забыл его грехи.

– Действительно, это был Бог, – сказал батюшка.

Православные притчи - это не только церковные, но и житейские знания и мудрость, которые копились веками. Ими часто, как мы видим из Евангелия, пользовался сам Иисус Христос.

Что такое христианские притчи

В художественной и эзотерической литературе мы часто встречаем разного рода поучающие рассказы и истории. Но с христианской традицией они имеют мало общего.

Определение и описание

Как правило, они, особенно христианские притчи для детей, короткие и написаны простым и образным языком. В них передаются основные идеи христианства.

Авторство произведений

Как известно, самая главная книга для христиан - Библия. Цитаты из Священного Писания часто используют церковнослужители в своих духовных проповедях о вере.

Они появились еще в Палестине в I веке н.э. И первым их автором был сам Иисус Христос. Много назидательных историй можно найти в Евангелие Матфея , некоторые из них рассказаны Иоанном Златоустом.

К этому жанру позднее прибегали многие духовные писатели и проповедники, не забыт он и в наше время.


Православные притчи

В разных местах и разные эпохи собирались и систематизировались истории о подвигах старцев, повествующие об их отношении к Богу и любви. Герои этих рассказов просты и бесхитростны, чужды лукавства и корысти. Их легко читать и запоминать, мораль вынесет любой школьник.

Многие истории собраны в широко известном сборнике «Древний патерик». Старец Паисий Святогорец не без юмора вспоминает об афонских отшельниках, вселяя в сердца слушателей благость и умиротворение. Святитель Николай Сербский, как пламенный миссионер, с помощью емких афоризмов и ярких образов привлекает под знамя Христа новых послушников. А наш современник, протоиерей Артемий Владимиров, используя современные сравнения, снова возвращается к вечной теме грехопадения человека и и искуплении его грехов Иисусом.

Самые популярные рассказы у всех на слуху, вспомним некоторые из них:

  • о возвращении блудного сына;
  • о вере;
  • о трех друзьях;
  • о гордости и смирении;
  • о следах на песке
  • о неутомимой собаке.

Перескажем последнюю историю, в которой в кажущейся простоте заложен глубокий смысл.

Как-то один сомневающийся, как новозаветный Фома, христианин задал знакомому старцу давно мучивший его вопрос:

"Как человеку удержаться от земного греха, когда вокруг столько соблазнов, и даже монахи порой, не выдержав испытания, возвращаются в грешный мир?"

Вот какой последовал ответ:

«Когда собака гонится за зайцем, вся свора бросается за ним, но лишь одна преследует до конца. Вот так нужно искать и Бога, преодолевая все трудности, пока не достигнешь цели».

Приведем еще один рассказ.

Женщина воспитывала двух сыновей. Они были, как бы сейчас сказали, мелкими предпринимателями: продавали зонтики и красили ткани. И вот, что беспокоило любящую матушку. Когда светило солнце, никому не нужны были зонтики, а когда шел дождь, мокли ткани. Очень она печалилась этим, бизнес ее сыновей зависел от капризов природы.

Но повстречался ей мудрый человек, и вот, что посоветовал:

«Если идет дождь, то возрадуйся за младшего сына, если светит солнце - за старшего».

Вняла женщина совету, и поселились в ее сердце покой и радость.


Значение Священного писания

На Библию Православная церковь смотрит, как на нечто неразделимое, а во главу угла ставит Евангелие. Ветхий Завет рассматривается, как приготовление к нему, а Новый Завет, как самое авторитетное толкование благой вести, переданной Учителем своим ученикам.

Причем, в отличие от западных богословских школ, Православная церковь не противопоставляет Писание святых апостолов Преданию святых старцев.

Чему учит Библия

Главная книга верующих показывает людям путь к добру и любви, поскольку Бог и «есть любовь».

Она отвращает людей от злых поступков и дурных помыслов, учит жить по Божьим законам.


Библейские цитаты

Изречения из Библии - это еще один неисчерпаемый кладезь мудрости, из которого страждущие утоляют жажду в поисках своего Бога. Библия подсказывает, как строить отношения с ближними, решать те или иные жизненные проблемы и задачи. В ней можно найти ответ практически на любой вопрос и получить совет на любую ситуацию.

Самые главные советы содержатся в Божьих заповедях, назовем самые первые:

  1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (1-я заповедь).
  2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (2-я заповедь).
  3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (3-я заповедь).

Помимо этого, можно привести еще очень много афористичных фраз и предложений. Библия буквально ими усыпана.

Самые известные из них:

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

(Мт. 5:1–12)

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды».

(Исх. XXIII, 1)

«В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои».

(Книга Притчей Соломоновых. XXIII, 9)

«Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею».

(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. XXVII, 29)

Наставления на каждый день

Попав в христианский круг, верующие не всегда знают, как себя вести, и нуждаются в каждодневном руководстве. Духовные отцы не обделяют вниманием свою паству, беря ее под неусыпную опеку и заботу.

Еще более 100 лет назад было сказано:

«Кто сейчас не читает книг святых отцов, спастись не может».

святитель Игнатий Брянчанинов

Одна из таких книг - «послания» преподобного аввы Дорофея на все дни недели. Учитель просит не допускать даже незначительных грехов, избегать злословия и осуждения, не лгать, не блудить, не проявлять гнева и презрения даже в самых конфликтных ситуациях. Иначе ты наносишь оскорбление самому Христу.




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...