Про космос и вселенную и нашу жизнь. Геоинформационное пространство Единое геоинформационное пространство

С. А. Зубков

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил кот.

- Да мне почти все равно, - начала Алиса

- Тогда все равно, куда идти, - сказал кот.

- Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал кот, - конечно, если не остановишься на полпути.

(Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»)

В отличие от главной героини знаменитого произведения Л. Кэрролла, у специалистов Департамента информационных технологий города Москвы, принимающих участие в формировании геоинформационного пространства города, есть понимание, куда они хотят прийти. Однако обо всем по порядку.

Работы по формированию Единого геоинформационного пространства (ЕГИП) города Москвы проводятся в рамках реализации Государственной программы города Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)». Проекты, направленные на развитие ЕГИП, входят в состав приоритетных в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения качества жизни в городе Москве и создания благоприятных условий для ведения бизнеса».

Согласно пункту 1.2 распоряжения Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. № 120-РП «Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы» ЕГИП представляет собой «государственную информационную систему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов государственной власти города Москвы и организаций». Стоит сразу озвучить, что задача навести порядок в отраслевых базах геоданных (БГД) и обеспечить их предоставление в рамках мероприятий по формированию единой общегородской платформы открытых данных - это только первый этап в развитии геоинформационного пространства столицы.

Идеологически ЕГИП должно представлять n -мерный массив событий, последовательное и/или параллельное возникновение которых способно образовать бизнес- или технологический процесс получения, обработки и применения геоданных в рамках предоставления государственных услуг гражданам и организациям; межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти (ОИВ) города Москвы; контроля качества услуг, направленных на повышение качества жизни и обеспечение безопасности населения города; развития транспортной, культурно-досуговой и физкультурно-спортивной инфраструктур; повышения уровня доступности городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан; охраны окружающей среды и мн. др.

Каждое событие в ЕГИП можно описать набором значений по шести основным измерениям:

  1. функциональные:
    • геоданные (отраслевые, общегородские);
    • поставщики геоданных (ОИВ, внешние организации);
    • потребители геоданных (граждане, ОИВ, внешние организации);
  2. обеспечивающие:
    • программное обеспечение (ГИС-серверы, веб-клиенты, мобильные приложения);
    • объекты системно-технической инфраструктуры (серверы, хранилища данных, каналы передачи данных);
    • механизмы передачи геоданных (веб-сервисы, файлы, реплики БГД).

Еще раз отмечу, что основной целью развития ЕГИП является формирование оптимального по составу и плотности событий геоинформационного пространства, позволяющего обеспечить геоинформационную поддержку существующих процессов оказания услуг населению города и организациям, а также позволяющего формировать новые процессы и наборы услуг, базирующиеся на геоданных.

Как говорилось выше, в рамках первого этапа (2012–2013 гг.) формирования геоинформационного пространства все силы были брошены на анализ отраслевых БГД в части структур хранения, дублирования, качества топологических связей, тематической классификации. Специалистам Департамента информационных технологий города Москвы совместно с задействованными ОИВ и другими участниками проекта удалось собрать воедино достаточно большой массив отраслевых данных, выделить на их основе общегородские геоданные, согласовать и утвердить в Аппарате Мэра и Правительства Москвы первую версию тематического классификатора. В настоящее время выделено семнадцать постоянных тематических категорий, а также отдельные категории сезонных данных. Большая часть собранных данных (около 200 слоев) предоставлена в настоящее время на суд жителей города в публичном доступе посредством первой версии общегородского интерактивного геоинформационного ресурса «Электронный атлас города Москвы» (eatlas.mos.ru). Любой пользователь ресурса имеет возможность помочь нам в корректировке данных, отправив сообщение с помощью удобных форм (рис. 1а, 1б).

Рис. 1. Формы обращения

Понимая, что отдельно геоданные, какими бы корректными они ни были, мало чем смогут помочь рядовым гражданам, в рамках второго этапа развития ЕГИП (2013–2014 гг.) основной упор будет сделан на развитие геосервисов. Помимо базовых сервисов (удобный комбинированный поиск по адресу и местоположению, прокладка маршрутов), Электронный атлас будет предоставлять информацию о доступности объектов городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан. Уже проводится интеграция с порталом государственных услуг, и в ближайшее время станут доступны функция записи в спортивные секции и другие услуги основного и дополнительного образования. Пользователям ресурса будет доступен сервис просмотра панорам города. По поручению мэра Москвы в ближайшее время будет подготовлена англоязычная версия ресурса. В 2014 г. выйдет и первая мобильная версия Электронного атласа города Москвы.

Не менее важным направлением развития ЕГИП до 2014 г. останется геоинформационное обеспечение раскрытия тематических отраслевых баз объектов городского хозяйства и привлечение сторонних разработчиков сервисов и приложений на основе этих данных.

Теперь о тех, кто с другой стороны «баррикад» - о поставщиках данных. С целью интеграции существующих отраслевых геоинформационных систем, обеспечения средствами формирования и ведения геоданных тех ОИВ, которые ранее таковых не имели, в рамках первого этапа развития ЕГИП была создана «Подсистема оперативного доступа к геопространственным данным Единого геоинформационного пространства города Москвы». Основной задачей данного ресурса ЕГИП является обеспечение специалистов ОИВ-поставщиков геоданных средствами создания и редактирования пространственной атрибутики геоданных, а также придания им юридической значимости посредством электронной подписи ответственного лица.

В рамках второго этапа развития ЕГИП данный ресурс также не останется без внимания и будет значительно доработан в части развития API, расширения функций редактирования и визуального представления, формирования механизмов геоанализа и подготовки сложных картографических отчетов.

Все, о чем писалось выше, касается функциональной архитектуры геоинформационного пространства города Москвы. Данные изменения, конечно же, не возможны без серьезных изменений и на других уровнях архитектуры. Целевая архитектура ЕГИП представлена на рис. 2.


Рис. 2. Схема целевой архитектуры ИАИС ЕГИП

В связи с этим намечены следующие основные мероприятия в рамках дальнейшего развития ЕГИП в части прикладной и системно-технической архитектуры:

  1. переход от классической 3-уровневой модели корпоративной ИС крупного предприятия, использованной для максимально быстрого решения задач первого этапа, к решениям на основе ESB и SOA;
  2. переход в предоставлении ресурсов на основе моделей облачных вычислений - PaaS, SaaS, DaaS;
  3. формирование полноценного программно-технического комплекса анализа и управления ЕГИП.

Неотъемлемой составляющей развития архитектуры ЕГИП является формирование механизмов анализа и управления изменениями архитектуры ЕГИП, включающее в себя следующие работы:

  1. определение состава атрибутов значений по каждому измерению;
  2. разработка сводного показателя атрибутов значений по каждому измерению (для сортировки значений);
  3. формирование целевых значений по каждому измерению;
  4. разработка алгоритмов оптимизации архитектуры ЕГИП:
    • алгоритм формирования весовых коэффициентов событий;
    • алгоритм оптимизации значений по измерениям для отдельного события и группы событий (бизнес- или производственного процесса);
    • алгоритм определения состава и значений атрибутов для каждого измерения;
  5. разработка алгоритма формирования последовательности событий (бизнес- или производственного процесса) ЕГИП, обеспечивающего выполнение требований к оказанию услуг.

Не менее важным аспектом формирования ЕГИП города Москвы является качественное нормативно-правовое обеспечение. В данной части запланировано внесение изменений в текущие нормативно-правовые акты мэра и Правительства Москвы, а также разработка новых постановлений и регламентов, устанавливающих правила информационного взаимодействия в ЕГИП. Особое внимание на данном этапе будет уделено предложениям рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу использования данных дистанционного зондирования Земли в Российской Федерации. Группа Экспертного совета была создана после доклада мэра Москвы С. С. Собянина на заседании президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 04.10.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.12.2017).
____________________________________________________________________


В целях развития Единого геоинформационного пространства города Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной власти города Москвы к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы:
(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автоматизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП).

2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (приложение).

3. Установить, что Департамент информационных технологий города Москвы является оператором ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы.
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

4. Признать утратившими силу:

4.1. Распоряжение Правительства Москвы от 1 октября 2009 года N 2578-РП "О создании Координационного совета по программе развития единого геоинформационного пространства города Москвы" .

4.2. Распоряжение Правительства Москвы от 24 ноября 2009 года N 3007-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию" .

4.3. Распоряжение Правительства Москвы от 26 июля 2011 года N 566-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)".

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"

1. Общие положения

1.1. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - Положение) определяет основы функционирования интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП), состав участников информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП (далее - участники информационного взаимодействия), их права и обязанности.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.2. ИАИС ЕГИП представляет собой государственную информационную систему города Москвы, обеспечивающую сбор, обработку, актуализацию, хранение, распространение, обмен и использование пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные и метаданные об объектах, расположенных на территории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном видах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных информационных ресурсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.

1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются:

Развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и развития интеграционных процессов;
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Формирование и развитие информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для использования органами государственной власти города Москвы в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание информационных ресурсов единого геоинформационного пространства города Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.6. Задачами ИАИС ЕГИП являются:

Автоматизация процессов формирования информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Ведение мониторинга качества государственного управления, предоставления государственных и иных услуг путем использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение открытого доступа жителей города к информации о развитии территории города Москвы.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.7. Основными функциями ИАИС ЕГИП являются:

Сбор, обработка и анализ пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Предоставление доступа к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение обратной связи между участниками информационного взаимодействия в части контроля качества пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и предоставляемых на основе таких данных услуг.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.8. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП используются иными информационными системами города Москвы, при эксплуатации которых осуществляется обработка пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для решения общегородских задач, а также задач, связанных с формированием пространственных данных, публикуемых в открытом доступе.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

2. Участники информационного взаимодействия

2.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП, оператор ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

2.2. Пользователи информации - органы государственной власти города Москвы, граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информационного взаимодействия.

Органы государственной власти города Москвы являются пользователями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования).

Граждане являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП.

Организации являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу информации для служебного пользования.

2.3. Поставщик информации - органы государственной власти города Москвы и организации, являющиеся собственниками информационных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.

2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

3. Состав информационных ресурсов интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы

(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят:

3.1.1. Подсистемы, определенные оператором ИАИС ЕГИП в эксплуатационной документации ИАИС ЕГИП.

3.1.2. Наборы пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, включающие базовые пространственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные.

3.2. В целях настоящего Положения:

3.2.1. Под базовыми пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и используемых для позиционирования (определения месторасположения) других пространственных объектов, не содержащие информацию, составляющую государственную тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2.2. Под тематическими (отраслевыми) пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, касающиеся определенной сферы общественных отношений и используемые органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении своих полномочий.

3.3. Состав базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП.

3.4. Формирование и актуализация базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется на базе Единой городской картографической основы Москвы в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 3 октября 2017 года N 538-РП .

3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП и утверждается заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

3.6. Формирование и актуализация тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется в том числе с использованием информационных ресурсов, не принадлежащих городу Москве.

4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства

4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимодействия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП.

4.2. Межсистемный обмен пространственными данными и метаданными об объектах, расположенных на территории города Москвы, и публикация таких данных в установленном порядке на официальных сайтах органов государственной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием электронной подписи.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.4. При организации предоставления тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, ИАИС ЕГИП в том числе взаимодействует с информационными системами города Москвы, с использованием которых осуществляется формирование указанных данных в ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

4.5. Предоставление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в форме открытых данных осуществляется по согласованию с поставщиками таких данных путем их публикации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемых оператором ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия

5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП:

Дефис утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП ;

Разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия;

Осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения;

Осуществляет контроль за соблюдением участниками информационного взаимодействия требований, установленных настоящим положением;

- обеспечивает развитие (модернизацию), эксплуатацию ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП)

5.2. Оператор ИАИС ЕГИП:

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, а также требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме;

Осуществляет формирование и обновление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, на основе информации, предоставляемой участниками информационного взаимодействия;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия;

Осуществляет ведение ретроспективных данных;

Осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП;

Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП.

Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы, подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению оператора ИАИС ЕГИП в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации.

5.3. Поставщик информации:

Осуществляет формирование и ведение тематической составляющей части ИАИС ЕГИП;

Обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой информации;

Соблюдает требования и правила ведения и использования данных ИАИС ЕГИП;

- обеспечивает хранение первичной (исходной) информации, за исключением случаев, когда первичный ввод информации осуществлялся посредством ИАИС ЕГИП, и предоставляет ее по запросу уполномоченного органа ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП:

Осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установленным регламентом взаимодействия;

Направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению порядка предоставления информации;

Соблюдает требования эксплуатационной документации по использованию данных ИАИС ЕГИП;

Соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ А.В. Антипов (Москомархитектура) В 1980 г. окончил Московский институт инженеров землеустройства (в настоящее время Государственный университет по землеустройству) по специальности «инженерная геодезия». После окончания института занимался преподавательской деятельностью, возглавлял кафедру аэрофотогеодезии ГУЗ. С 1995 г. заместитель председателя Московского земельного комитета. С 1999 г. управляющий ГУП «Мосгоргеотрест». С 2012 г. по настоящее время председатель Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. Кандидат технических наук. Лауреат премии им. Ф.Н. Красовского. А.В. Кошкарев (Институт географии РАН) В 1972 г. окончил географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «картография». С 1976 г. работал в Тихоокеанском институте географии ДВНЦ АН СССР (Владивосток) научным сотрудником и заведующим лабораторией. С 1987 г. работает в Институте географии РАН, в настоящее время ведущий научный сотрудник. Кандидат географических наук. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Б.В. Потапов (ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы») В 1982 г. окончил Серпуховское ВВКИУ РВСН, в 2002 г. Дипломатическую академию МИД РФ. Работал в ряде НИИ МО РФ, МЧС России, Представительстве российской экономики в Баварии (Германия). С 1999 по 2005 гг. заместитель заведующего базовой кафедрой факультета аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института. С 2008 г. советник управляющего ГУП «Мосгоргеотрест». C 2014 г. по настоящее время советник директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». Доктор технических наук. Н.В. Филиппов (ГБУ «Мосстройинформ») В 1975 г. окончил факультет теоретической физики Московского инженерно-физического института (в настоящее время Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»). С 1996 г. работал в ОАО «Московский комитет по науке и технологиям», с 2006 г. в Комитете по архитектуре и градостроительству г. Москвы. С 2013 г. по настоящее время заместитель директора ГБУ «Информационно-аналитический центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы «Мосстройинформ». Москва один из крупнейших городов Земли со сложной инфраструктурой, уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В управлении городом принимают участие десятки ведомств, департаментов и служб, которые отвечают за различные сферы деятельности. Они тесно взаимосвязаны, поэтому принятие решений базируется на большом объеме разнородной информации. В городе существуют различные структуры, обеспечивающие своевременное поступление информации заинтересованным лицам. Созданы информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора и обработки информации, объемы которой постоянно растут в геометрической прогрессии, и ими нужно уметь эффективно управлять. Именно с этой целью во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающие условия для формирования единой информационной инфраструктуры. Развитие города в целом, отдельных направлений городского хозяйства и практически всех информационных систем, которые в нем созданы и создаются, невозможно без получения пространственных данных о его территории, земельных 4

2 участках, объектах недвижимости и других сооружениях и явлениях. Получение такой информации особенно актуально для динамично развивающихся крупных городов (мегаполисов), в том числе и для города Москвы. На протяжении последних лет в городе Москве в соответствии с его Генеральным планом развития развернуто интенсивное жилищное строительство, проводятся реконструкция и капитальный ремонт существующего жилого фонда, строятся и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, осуществляется комплексное благоустройство и другие виды работ. В целом в городе, благодаря выполнению программных работ по сбору и обработке различной, сложилась благоприятная возможность объединения информационных ресурсов и создание на их базе новых. Международный опыт создания, развития и использования инфраструктуры пространственных данных (ИПД) показывает, что интеграцию разрозненной на национальном и региональном уровнях в общую Рис. 1 Главная страница геопортала INSPIRE сетевую распределенную структуру необходимо строить на основе геоинформационных технологий. Это позволит осуществить кардинальный прорыв в ТЕХНОЛОГИИ своевременном обеспечении достоверной и непротиворечивой информацией о территории органов власти и управления, а также население. ИПД даст возможность устранить дублирование работ за счет лучшей информированности и возможности автоматизировать координацию ее участников и более широко использовать пространственные данные в различных сферах, повышая экономическую эффективность их деятельности. Утвержденная Правительством РФ «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» призвана объединить и обеспечить коллективный доступ к пространственной информации на трех уровнях: федеральном, территориальном и муниципальном. Накопленный за последние годы опыт европейских стран по реализации программы INSPIRE (Infrastructure for Spatial Information in the European Community) необходимо адаптировать к российским условиям и, в первую очередь, это касается ядра нормативно-правовой базы, составляющей основу этой программы (рис. 1). В настоящее время эти задачи недостаточно исследованы как с точки зрения технологических решений, так и с точки зрения методов проектирования, поэтому разработка моделей и методов интеграции разнородных данных является актуальной. Отечественная ИПД должна иметь сервис-ориентированную архитектуру. При этом услуги ИПД следует проводить единственным провайдером услуг. Наличие единого провайдера в сервис-ориентированной архитектуре никоим образом не посягает на права владельцев отдельных информационных ресурсов. Систему технических нормативно-правовых актов для ИПД РФ целесообразно создать с учетом международных стандартов ISO серии и стандартизованных спецификаций консорциума OGC . Реализацию ИПД РФ необходимо рассматривать как общую задачу для государства на всех уровнях власти и управления. Поэтому следует активизировать деятельность по утверждению федеральных и региональных нормативно-правовых актов в области пространственных данных, утверждение состава базовых пространственных данных, внедрение в практику организационных схем с назначением ведущих ведомств и уполномоченных организацийпоставщиков данных, операторов, обеспечивающих их интероперабельность в целом на базе системы международных и национальных стандартов. На уровне законодательства РФ необходимо обеспечить регулирование отношений в сфере создания и развития ИПД. Посредством принятия подза- 5

3 конных актов Правительством РФ и соответствующими министерствами ввести в действие порядок, обеспечивающий межведомственное взаимодействие и обязательное предоставление базовых пространственных данных и их метаданных, а также требования к совместимости данных и сервисов ИПД РФ, предоставлению отчетности и иных существенных условий обеспечения эффективности их использования. Для согласования между собой разных ведомств необходимо использовать общие стандарты обмена данными. При проектировании технических компонентов ИПД РФ (включая разработку программного обеспечения для ее использования) первоначально возникает ряд научно-прикладных задач, решение которых аналогично условиям создания иных автоматизированных информационных систем. Во-первых, необходимо выполнить структурный анализ всей, используемой (реально и в перспективе) органами исполнительной власти, крупными предприятиями и другими пользователями, а также изучить источники ее возникновения и потребления, установить основные взаимосвязи и характеристики. Сложность решения этой задачи обусловлена тем, что способы, формы и форматы получения, хранения и использования в различных организациях существенно отличаются. Во-вторых, необходимо формализовать описание размещаемой в ИПД информации, ее взаимосвязей и использования. При этом, в ряде случаев, возникает самостоятельная научная задача интеграции и генерализации разнородной (по типу, формату, способу описания), распределенной по месту хранения (в различных организациях) и по принадлежности к действующим информационным системам. Доступ пользователей к информации, содержащейся в федеральных и региональных (территориальных) информационных ресурсах, должен, по мере возможности, осуществляться в режиме «одного окна». Метаданные и геосервисы ИПД должны находиться в одной точке доступа. Наличие такого единого провайдера позволит наилучшим образом включить данные в комбинации со сведениями из других источников в систему оказания электронных услуг. Основываясь на положениях Концепции создания и развития ИПД РФ, в 2009 г. Постановлением Правительства Москвы 619-ПП была принята Концепция среднесрочной программы городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства (ЕГИП) города Москвы на гг. ЕГИП города Москвы представляет собой сочетание массивов пространственных дан- Рис. 2 ИАИС ЕГИП города Москвы. Результаты космической съемки (масштаб 1:25 000) Рис. 3 ИАИС ЕГИП города Москвы. Цифровой картографический фон (масштаб 1:10 000) 6

4 Рис. 4 Базовая трехмерная цифровая модель строений ных о территории города, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать информацию о пространственных объектах одновременно из разных картографических массивов любых масштабов, включая базы тематических данных различных пользователей, и должна стать составной частью ИПД РФ. Требовалось в достаточно короткие сроки разработать и реализовать принципиально новый подход к обмену пространственными данными без разрушения сложившейся практики создания и использования в службах, имеющих опыт работы с геоинформационными системами (ГИС), с обеспечением возможности развития системы за счет удобного подключения и расширения числа участников. Сложность состояла в необходимости интеграции информации, создаваемой и поддерживаемой хотя и на единой картографической основе, но в разных, часто плохо сопоставимых форматах пространственных данных, на базе различных ГИС, используемых разными службами. Следует отметить, что в Москве, как и в других крупных городах, выбор конкретных информационных технологий обусловливается множеством факторов, включая не только экономическую составляющую внедрения систем, но и разновременность внедрения технологий в разных отраслях, сложившийся опыт специалистов, формат поступающих данных или даже просто спонтанное решение. Тем не менее, в данном случае перевод служб на единую ГИС-платформу не рассматривался как вариант общего решения, поскольку это не только невозможно, но и нецелесообразно. Решение искалось в новых стандартах обмена пространственной информацией на базе сервис-ориентированной архитектуры с использованием международных стандартов обмена пространственной информацией, разрабатываемых международным консорциумом OGC . Данный подход позволил не разрабатывать новое программное обеспечение или унифицировать его использование, а определить направления для связи распределенных информационных узлов для обмена сообщениями. На основании указанной выше концепции, в 2010 г. Постановлением Правительства Москвы 162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию ЕГИП города Москвы на гг. Основными задачами программы являлись следующие. 1. Геодезическое обеспечение единой геоинформационной инфраструктуры на основе совершенствования опорной геодезической сети города Москвы и спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS. 2. Обеспечение пользователей актуализированными материалами дистанционного зондирования (рис. 2) и информационными ресурсами единой государственной картографической основы города Москвы (рис. 3). 3. Создание трехмерной цифровой модели территории города Москвы (рис. 4). 4. Инженерно-геологическое картографирование. 5. Интеграция пространственных данных городских систем для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия. 6. Совершенствование нормативного, кадрового, научного и технологического обеспечения ЕГИП города Москвы. В гг. Распоряжением Правительства Москвы от г. 566-РП создана и введена в промышленную эксплуатацию Интегрированная автоматизированная информационная система ЕГИП города Москвы (ИАИС ЕГИП). Она реализована как общегородская система для работы с пространственными данными в едином геоинформационном пространстве. Система создавалась как общегородская для работы с пространственными данными всех органов исполнительной власти города. Она представляет собой совокупность отраслевых узлов, обес- 7

5 печивающих решение задач, стоящих перед комплексами городского хозяйства, объединенных между собой центральным узлом. В первую очередь обеспечивались условия для решения задач в области градостроительных и земельных отношений. Были объединены узлы градостроительного комплекса (Москомархитектура) (рис. 5) и комплекса имущественно-земельных отношений (Департамент земельных ресурсов) (рис. 6). Логическая архитектура ЕГИП города Москвы включает следующие основные компоненты: среду межсистемного обмена и доступа к геопространственным данным органов исполнительной власти; центральный узел среды ЕГИП города Москвы; среду оперативного доступа к геопространственным данным ЕГИП города Москвы. Доступ к данным ЕГИП города Москвы осуществляется посредством среды оперативного доступа. Она включает в себя организацию доступа с использованием системы геопорталов, средств просмотра и редактирования геоданных, которыми могут быть как внешние системы, реализованные в виде «толстого» или «тонкого» клиента, так и предоставляемые средой оперативного доступа ЕГИП программные и инструментальные средства. Система геопорталов ЕГИП содержит три основных геоинформационных портала, различной степени конфиденциальности данных: геоинформационный портал ЕГИП для открытого доступа, служебный геоинформационный портал для органов исполнительной власти города Москвы, режимный геоинформационный портал органов исполнительной власти города Москвы. Рис. 5 Пространственные данные Генерального плана развития города Москвы Рис. 6 Информационный слой градостроительных планов земельных участков В 2011 г. в рамках работ по развитию ИАИС ЕГИП был создан открытый контур ЕГИП, в котором опубликованы общедоступные пространственные данные. В настоящее время публичный доступ к ним реализован с использованием «Электронного Атласа Москвы» (разработанного по заказу Департамента информационных технологий. Он включает картографические материалы и сервисы пространственных данных. В атласе размещаются: карты города Москвы, созданные на основе открытого цифрового картографического фона, входящего в состав единой государственной картографической основы города Москвы; космические снимки города Москвы; информация об отдельных объектах и территориях города Москвы и др. В 2012 г. Правительством города Москвы была принята Государственная программа города Москвы «Градостроительная политика на годы», в которую вошла подпрограмма 9 «Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы». 8

6 В результате реализации вышеуказанных программ планируется обеспечить органы исполнительной власти, организации, органы правопорядка и обеспечения мероприятий гражданской защиты города Москвы, а также его жителей комплексными пространственными данными о территории города, включая данные о подземном пространстве, материалы дистанционного зондирования, геологическую информацию и отраслевые пространственные ресурсы. Созданием пространственных данных заняты практически все основные службы города, обеспечивающие планирование, строительство, реконструкцию, функционирование и развитие города. Пространственные данные о городской территории постоянно накапливаются в Геофонде города Москвы, который включает: картографо-геодезические, геологические материалы, данные инженерных изысканий, представляющие согласованные между собой наборы в виде совокупности карт и планов, моделей местности, отдельных слоев картографической информации, а также материалов дистанционного зондирования территории, опорно-геодезической сети и других видов информации. Пространственная информация, имеющая отраслевую принадлежность, такая как данные кадастра объектов недвижимости, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, кадастра особо охраняемых природных территорий, экологического мониторинга территории города Москвы, данные различных городских информационных систем, сформированные в результате выполнения городских программ и отдельных договоров, не являющиеся фондовой картографической информацией, накапливаются в составе тематических информационных ресурсов города Москвы или уполномоченных организаций и служб. Дальнейшее развитие ЕГИП города Москвы необходимо проводить в следующих основных направлениях: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения работ по созданию и развитию ЕГИП города Москвы; развитие состава и полноты представляемой отраслевой органов исполнительной власти города Москвы; создание и развитие многомерного пространственного представления территории и объектов города Москвы; создание и развитие аналитических возможностей по представлению и обработке отраслевых пространственных данных. Изложенные выше положения более подробно отражены в книге «Единое геоинформационное пространство города Москвы как составная часть инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» , подготовленной авторами этой статьи и изданной под редакцией А.В. Антипова (см. с. 43. Прим. ред.). Авторы выражают благодарность руководству ГУП «Мосгоргеотрест» за предоставленную информацию и оказанную поддержку при подготовке и издании книги. В книге приведен обзор инфраструктур пространственных данных стран Европейского союза и Российской Федерации. Рассмотрены вопросы создания Единого геоинформационного пространства города Москвы, необходимости его совершенствования на современном этапе для использования в градостроительной деятельности органов исполнительной власти ТЕХНОЛОГИИ города и организаций, а также в других сферах жизнедеятельности города. Она снабжена большим количеством приложений, раскрывающих опыт создания ЕГИП города Москвы. Во второй части книги планируется более подробно рассмотреть отраслевой узел ИАИС ЕГИП города Москвы как с точки зрения технологических решений, так и с точки зрения методов проектирования, а также вопросы, указанные в основных направлениях дальнейшего развития ЕГИП города Москвы. Список литературы 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г р «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» Директива 2007/2/EC Европейского парламента и Совета Европы от 14 марта 2007 г. о создании инфраструктуры пространственной информации Европейского сообщества (INSPIRE) Open Geospatial Consortium Антипов А.В., Кошкарев А.В., Потапов Б.В., Филиппов Н.В. Единое геоинформационное пространство города Москвы как составная часть инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Часть 1 // Под ред. А.В. Антипова. М: ООО Издательство «Проспект», c. RESUME An experience of creating a single geoinformation space of the city of Moscow is considered together with the trends of its improvement for use in both urban planning by the Moscow executive authorities and city organizations, and other fields of the city life. The necessity of taking into account the international and Russian experience in the creation, development and use of spatial data infrastructures, created on the basis of geoinformation technologies is noted. 9


ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 14 ноября 2014 года 453 Об утверждении Положения об инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Крым В соответствии со статьей 84 Конституции

Геоинформационные технологии 59 И. У. Ямалов (Агентство по информационным технологиям Республики Башкортостан) В 1986 г. окончил Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) по

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ ВСЕ ГОСУСЛУГИ ПЕРЕВЕДЕНЫ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ www.pgu.mos.ru О КОМИТЕТЕ Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)

РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА Александр Самборский канд.техн.наук, доцент Национальный центр геодезии и картографии Семинар «Подходы и лучшая практика в

ОБ ОПЫТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГЕОСЕРВИСОВ ОПЕРАТОРА РОССИЙСКИХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЗЗ С ВЕДОМСТВЕННЫМИ СИСТЕМАМИ МОНИТОРИНГА Гусев Максим Анатольевич НЦ ОМЗ ОАО «Российские космические системы» Лунева

22 П. А. Лошкарев (ОАО «НИИ точных приборов») В 19 7 8 г. о к о н ч и л В о е н н о - к о с м и ч е с к у ю а к а д е м и ю и м. А. Ф. М о ж а й с к о г о. В н а с т о я щ е е в р е м я н а ч а л ь н и

ОАО «Научно-исследовательский и производственный центр «Природа» Роскартографии ИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АКТУАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТОПОГРАФИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ФЕДЕРАЛЬНЫХ И

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНЫХ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СЕРВИСОВ ОПЕРАТОРА РОССИЙСКИХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЗЗ Н а ч а л ь н и к с е к т о р а А О «Р о с с и й с к и е к о с м и ч е с

\ql Постановление администрации города Владимира от 11.04.2013 N 1285 "Об утверждении Положения о ведении единого цифрового топографического плана муниципального образования город Владимир масштаба 1:500

Интегрированная региональная информационная система Калужской области Значимый вклад в развитие сферы геоинформационных технологий и ДЗЗ Информация о номинанте ГБУ КО «Центр «Кадастр» является учреждением,

Уважаемые коллеги! Этот номер выходит в преддверии 235-летия геодезического и землеустроительного образования в России. Редакция поздравляет преподавателей, студентов и выпускников двух старейших университетов

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИКАЗ от 14 июля 2003 г. N 124 О ГЕОФОНДЕ Г. МОСКВЫ (в редакции приказа Москомархитектуры от 8.10.2015 3618) В целях упорядочения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой Одобрен

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. 431-ФЗ О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации 5 января 2016 Принят Государственной

Принят Государственной Думой 22 декабря 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года Глава 1. Общие положения О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные

Объем финансовых ресурсов Государственной программы города Москвы Приложение 4 к Государственной программе города Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2018 гг. Государственная программа города Москвы

БАЗОВАЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА КОСМОС ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БАЗОВОЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ КОСМОС ПОСТРОЙ ГИС ЛЮБОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ! Максимальное использование результатов космической деятельности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 1 сентября 2015 г. 1698-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Основ государственной политики в

СОВЗОНД Компания «Совзонд» ведущий российский интегратор в области технологий ДЗЗ. Образована в 1992 году. Основными сферами деятельности компании являются: обеспечение актуальной геопространственной основой,

Департамент градостроительства администрации г. Красноярска «Импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий в государственных и муниципальных органах власти. Опыт: проблемы и решения»

Использование данных ДЗЗ 93 Региональныйцентр космических услуг Хабаровского края* Космическая деятельность занимает сегодня ключевое место не только в геополитике современных стран, определяя их статус

Геоинформационные системы Esri для лесного хозяйства России Апрель 2012 Геоинформационные системы (ГИС) являются одной из ключевых технологий эффективного управления лесным хозяйством, мониторинга лесных

Специалитет 1. Автоматизированные методы инженерно-геодезических работ (специальность «Прикладная 2. Автоматизация комплекса инженерно-геодезических работ (специальность «Прикладная 3. Аэрокосмические

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ УЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2017 2018 гг.» Уйское 2016 год Приложение 1 к постановлениюглавы

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ Список изменяющих документов (в ред. постановлений

Опыт Ярославской области по созданию центра ИТ-компетенции в интересах государства Докладчик: Князикова Мария КП ЯО «Электронный регион» Место проведения: КЗЦ «Милениум» Дата: 21-22 Ноября 2013 г. Создание

Создание национальной геоинформационной системы Республики Казахстан на платформе ГИС Панорама Железняков Андрей Владиславович, первый заместитель генерального директора ЗАО КБ «Панорама» Национальная

65 Н.М. Вандышева (ФКЦ «Земля») В 1970 г. окончила математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «математика». Работала в космической промышленности, во

17 Б. А. Дворкин (компания «Совзонд») В 1974 г. окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «картография». Работал в ПКО «Картография», ООО «Картография Хубер»,

Л У Г А Н С К А Я Н А Р О Д Н А Я Р Е С П У Б Л И К А ЗАКОН Об основах градостроительства Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности

СОЗДАНИЕ КЛИЕНТСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Начальник Управления информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

Использования данных LANDSAT-7ETM при создании геоинформационной сети регионов Азербайджана С.Р. Ибрагимова Институт Космических Исследований Природных Ресурсов (ИКИПР АНАКА) AZ1106, Азербайджан, г. Баку,

О необходимости создания и функционирования региональной инфраструктуры пространственных данных в Алтайском крае Ротанова Ирина Николаевна Алтайский государственный университет, Институт водных и экологических

74 Российские федеральные и региональные геопорталы В таблице даны краткие описания некоторых федеральных и региональных геопорталов и ссылки на них в сети Интернет. РОССИЙСКИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГЕОПОРТАЛЫ Система

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 августа 2016 г. N 541 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В соответствии

Внедрение результатов космической деятельности в экономико-хозяйственную деятельность Ульяновской области и создание региональной инфраструктуры пространственных данных Опорные материалы для разработки

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 августа 2007 г. N 10078 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 74 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 120 ФЕДЕРАЛЬНОЕ

Применение геоинформационных технологий в органах государственной власти Санкт-Петербурга. Состояние и перспективы развития Докладчик: начальник отдела аналитического обеспечения информатизации Комитета

ПРОГРАММА вступительного испытания в магистратуру по направлению «Землеустройство и кадастры» Раздел 1. Геодезическое обеспечение землеустройства, кадастра и мониторинга земель. Геодезические работы в

ПРОЕКТ Об использовании Единой государственной картографической основы города Москвы для решения задач управления городским хозяйством с применением информационных технологий В соответствии с Законом города

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 16 октября 2013 г. 454-п г. Тюмень Об утверждении Порядка ведения информационного банка данных градостроительной деятельности Тюменской области В соответствии

«ИПД Регион» Универсальное решение для быстрого создания инфраструктуры пространственных данных уровня региона «ИПД Регион» Типовое программное решение для создания инфраструктуры пространственных данных

ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. 2387-р К О Н Ц Е П Ц И Я создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «УРАЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «УРАЛГЕОИНФОРМ» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ИНВЕСТИЦИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ ИНВЕСТИЦИЯ В УПРАВЛЕНИЕ V ВСЕРОССИЙСКАЯ

ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ проекта правил землепользования и застройки городского округа (городского, сельского поселения) (ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ) 1.Заказчик:. 2. Исполнитель: 3. Вид градостроительной документации:

Государственная программа города «Градостроительная политика» на годы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для ее достижения

Стр. 1 из 5 Приказ Министерства регионального развития РФ, Минэкономразвития РФ и Федерального агентства геодезии и картографии от 1 августа 2007 г. N 74/120/20-пр Об утверждении требований к техническим

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА М.В. Фадеева (МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры», Нижний Новгород) В 2003 г. окончила

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ (МИИГАИК) Описание основной образовательной программы высшего образования Направление

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 октября 2010 г. N 1344 О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 декабря 2009 г. N 1088 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "УПРАВЛЕНИЕ" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011

П О Л О Ж Е Н И Е об отделе строительной политики управления строительства и архитектуры администрации города Мичуринска 1. Общие положения 1.1.Отдел строительной политики управления строительства и архитектуры

5718 УДК 332.1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА З.А. Васильева E-mail: [email protected] Т.П. Лихачева E-mail: [email protected] С.А. Подлесный

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 октября 2013 г. N 358-П О государственной программе Челябинской области "Развитие информационного общества в Челябинской области на 2014-2015 годы"

7 мая 1998 года N 73-ФЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001

7-я Всероссийская конференция «Электронные услуги и сервисы на основе использования пространственных данных» Ульяновск 4-6 октября 2011 Повышение эффективности территориального управления за счет использования

Система управления земельно-имущественным комплексом (ЗИК) ООО «ПРАЙМ ГРУП», www.primegroup.ru Назначение Системы управления ЗИК Цель Системы управления ЗИК: автоматизированное управление процессами, связанными

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПЯТЫЙ СОЗЫВ Сорок четвертое заседание РЕШЕНИЕ от 28 июня 2011 г. N 48/44 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О ДЕПАРТАМЕНТЕ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И

Утверждены Комиссией по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства Челябинской области 19.02.2013 г. На целевом уровне приоритетные направления развития информационных

ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ А.В. АНТИПОВ, управляющий ГУП «Мосгоргеотрест», заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству, г. Москва Московский городской трест геолого-геодезических

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 февраля 2015 г. 151 МОСКВА О порядке взаимодействия с Государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС" В соответствии

ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ 2013 2 С. 145 150 Научный журнал http: // www.izdatgeo.ru МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УДК 004.75 И. В. БЫЧКОВ*, В. М. ПЛЮСНИН**, Г. М. РУЖНИКОВ*, Р. К. ФЁДОРОВ*, А. Е. ХМЕЛЬНОВ*,

УДК 528.91:004:332 А.Л. Ильиных СГГА, Новосибирск РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В статье приведено описание базы данных,

Основы формирования единого геоинформационного пространства специального назначения с использованием web-технологий

Василий Иванов
Кандидат военных наук, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, МО РФ, доцент кафедры организации связи. Окончил Рязанское высшее военное командное училище связи в 1996 году; Военную академию связи - в 2007 году. Защитил диссертацию в 2010 году.
Никита Бородин
Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, МО РФ, оператор научной роты. Окончил Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 2015 году.

Основной целью создания единого геоинформационного пространства специального назначения (ЕГП СН) является формирование в едином информационном пространстве (ЕИП) разноведомственной (применение войск МО, МВД, ФСБ, МЧС) группировки войск (сил), элементов единой базы данных (рис. 1) и точек доступа к геоинформационной информации. ЕГП СН предназначено для получения пространственной информации о различных территориях разными категориями должностных лиц органов управления в процессе выполнения задач по боевому применению соединений и частей в ходе проведения мероприятий боевой подготовки и проведения операций.

Персональное использование геоинформационных систем имеет ряд недостатков:

  • необходимость выделения большого объема памяти для хранения векторных и растровых карт районов ведения специальных операций (боевых действий) и зон ответственности на персональных компьютерах (автоматизированных рабочих местах) должностных лиц;
  • сложность согласования электронных карт и их классификаторов между управлениями (отделами) и службами штаба и частями;
  • отсутствие единого классификатора нанесения оперативной обстановки и его совместного редактирования должностными лицами;
  • применение традиционных «бумажных» методик при работе с геоинформационными системами;
  • отсутствие единой базы геоинформационных данных.

При этом в некоторых силовых министерствах активно используются серверные ГИС и Web-GIS — рис. 2. В ГИС СН слои и другие данные поступают из разных источников (к источникам относятся данные, получаемые от должностных лиц отделов и служб штабов). Каждый пользователь (должностное лицо) разрабатывает ту часть информации, которой он пользуется и которая ему необходима для выполнения определенных задач, а не все информационное поле своей ГИС.

Слои с данными поступают из внешних источников, от других взаимодействующих пользователей ГИС (должностных лиц органов управления МО, ФСБ, МВД, МЧС и др.) посредством систем передачи данных. Потребность в данных является для пользователей стимулом получения новых данных наиболее эффективными и быстрыми способами, в том числе путем использования части баз данных для себя у других пользователей ГИС.

Таким образом, уже сегодня управление геоинформационными данными в органах управления осуществляется несколькими пользователями (должностными лицами). Распределенная работа с ГИС подразумевает широкие возможности для взаимодействия между многими пользователями (должностными лицами, работающими с геоинформационными системами) и информационными системами (информационно-справочными, системами поддержки принятия решения и др.). Совместная работа пользователей с ГИС показала свою эффективность при решении различных информационных и расчетных задач.

В настоящее время все узлы связи пунктов управления (штабов) оснащены серверами различной мощности, но их низкая загруженность требует поиска решений по их применению в интересах должностных лиц пунктов управления (штабов). Одним из таких решений является использование их в качестве ГИС-серверов на web-платформе.

Рассмотрим элементы распределенной геоинформационной сети, представляющей собой основу единого геоинформационного пространства специального назначения. В состав ГИС-сети входят следующие основные элементы (рис. 3):

  • ГИС-порталы с каталогами метаданных, где пользователи могут провести поиск и найти ГИС-информацию в соответствии с их потребностями;
  • ГИС-узлы, где пользователи компилируют и публикуют наборы ГИС-информации;
  • пользователи ГИС, которые ведут поиск, обращаются и используют опубликованные данные и сервисы.

Должностные лица, которые являются пользователями ГИС, взаимодействуют друг с другом с целью получения недостающих частей имеющихся у них ГИС-данных. Для этого они обращаются к ГИС-узлам через ГИС-порталы, которые представляют собой важный компонент сети с систематизированным реестром разнообразных мест хранения данных и информационных наборов. Часть пользователей действует в качестве распорядителей данных, компилируя и публикуя свои наборы данных для совместного использования. Они регистрируют свои информационные наборы в каталоге портала. Проводя поиск по этому каталогу, другие пользователи могут найти нужные им информационные наборы и обратиться к ним. ГИС-портал — это web-сайт, где пользователи могут искать и находить нужную им ГИС-информацию. Предоставляемые возможности зависят от комплекса предлагаемых сетевых сервисов ГИС-данных, картографических сервисов и сервисов метаданных . Периодически сайт портала ГИС-каталога может проводить обследование каталогов связанных с ним сайтов-участников (GisWeb-серверов силовых министерств и ведомств страны) с целью опубликования и обновления одного центрального ГИС-каталога. Таким образом, ГИС-каталог может содержать ссылки на источники данных, имеющиеся как на этом, так и на других сайтах.

Перечень программных средств формирования единого геоинформационного пространства

Типы
программных средств

Наименования
программных средств

Программные средства предоставления пользовательского доступа к пространственным данным посредством использования единого информационного пространства (ЕИП)

ГИС «Оператор»

Программные средства для работы с медиаданными в ЕИП

ГИС-сервер

Геоинформационные web-сервисы для работы с пространственными данными

Программные компоненты для ведения банка (базы) данных фотоснимков территорий различного разрешения и периодичности

Банк данных ЦК и данных ДЗЗ

Проведенный анализ ГИС, используемых в силовых министерствах и ведомствах, алгоритмов работы должностных лиц органов управления, программных средств позволил определить задачи (рис. 4), которые необходимо решить при разработке ЕГП .

Для обеспечения взаимодействия и структурного единства всех элементов ЕГП СН необходимо иметь единые программные компоненты, представленные в таблице.

Подобно другим информационным технологиям, единое геоинформационное пространство должно обеспечивать простоту внедрения приложений, созданных на единой ее основе. Это достигается за счет создания единой базовой платформы программного обеспечения, поддерживающей разные типы наборов географических данных, развитые инструментальные средства управления данными, их редактирования, анализа и визуализации.

Существенной задачей является обеспечение доступа должностных лиц к web-ресурсу как со стационарных рабочих мест, так и с «поля», при этом пользователи должны иметь полный набор возможностей, даже при условии использования низкоскоростных каналов связи.

С целью обеспечения удаленного доступа необходимо обладать достаточно развитыми интерфейсами для работы с данными и различными информационными продуктами. Такие интерфейсы должны обеспечивать:

  • работу с многомерными архивами данных;
  • достаточно простое и понятное управление данными (выбор, поиск, включение для отображения нужных характеристик и т.д.);
  • быстрый выбор и отображение различных информационных продуктов из достаточно емких архивов, обеспечивающих хранение многомерных данных;
  • одновременное отображение различных видов информации и проведение их совместного анализа;
  • работу как с пространственной информацией, так и временными рядами различных информационных продуктов;
  • формирование комплексных продуктов на основе базовых по запросу пользователей (связано это в первую очередь с тем, что при расширении задач и возможностей систем мониторинга простое увеличение типов хранимых информационных продуктов приводит к неконтролируемому росту объемов архивов, поэтому часть продуктов приходится формировать только по запросам);
  • доступ к распределенным информационным ресурсам;
  • онлайн-импорт информации из различных сторонних информационных систем;
  • расширяемость функциональности, а также удобные и гибкие настройки для решения конкретных задач;
  • строгую, но гибкую систему авторизации пользователей для доступа к различным функциям и информационным продуктам, используемым в системе;
  • отображение данных на карте;
  • базовые функции рабoты с картoй;
  • поиск данных в каталoгах и их отображение;
  • экспорт данных.

Создание ЕГП СН уже сегодня позволит оптимизировать работу должностных лиц органов управления, иметь распределенный ресурс геоинформационных данных. А развитие систем связи и автоматизации в силовых министерствах позволит создать единое телекоммуникационное пространство и обеспечить доступ к единым ресурсам геоинформационного пространства в любой точке страны. 

Список использованной литературы:

  1. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Немцев Е.А. Применение геоинформационного портала военного назначения как технологической платформы военно-технического сотрудничества должностных лиц объединенных штабов ОДКБ. «Военно-техническое сотрудничество России: история и современность» / Материалы работы научной конференции, 2012 г. — СПб: Политехника-сервис, 2013.
  2. Сайт «КБ Панорама», http://www.gisinfo.ru.
  3. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Могиленко А.Н. Интерактивный банк данных картографической информации // В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. 2014. С. 829-833.
  4. Горбунов А.А., Пономорчук А.Ю., Иванов В.Г. Использование геоинформационных систем при принятии управленческих решений в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2015. № 2. С. 71-76.
  5. Сайт «ГИС Техник», http://gistechnik.ru.
  6. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Королев К.В. Анализ современных геоинформационных систем для применения в системах военного назначения // В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. 2014. С. 820-825.

С. А. Зубков

Сообщите, прошу вас, куда мне из этого идти?

Это сильно зависит от того, куда ты желаешь прийти, - ответил кот.

Да мне практически все равно, - начала Алиса

Тогда все равно, куда идти, - сообщил кот.

Только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

Не волнуйся, куда-нибудь ты в обязательном порядке попадешь, - сообщил кот, - само собой разумеется, если не остановишься на половине пути.

(Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»)

В отличие от основной героини известного произведения Л. Кэрролла, у экспертов Департамента IT Москвы, принимающих участие в формировании геоинформационного пространства города, имеется познание, куда они желают прийти. Но обо всем по порядку.

Работы по формированию Единого геоинформационного пространства (ЕГИП) Москвы проводятся в рамках реализации Национальной программы Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)». Проекты, направленные на развитие ЕГИП, входят в состав приоритетных в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие информационно-коммуникационных разработок для увеличения качества судьбы в городе Москве и создания благоприятных условий для ведения бизнеса».

В соответствии с пункту 1.2 распоряжения Московской мэрии от 20 марта 2012 г. № 120-РП «Об интегрированной автоматизированной системе обработки данных «Единое геоинформационное пространство Москвы» ЕГИП представляет собой «национальную информационную совокупность, снабжающую предоставление и интеграцию геопространственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов власти организаций и города Москвы». Стоит сходу озвучить, что задача навести порядок в отраслевых базах геоданных (БГД) и обеспечить их предоставление в рамках мероприятий по формированию единой городском платформы открытых данных - это лишь первый этап в развитии геоинформационного пространства столицы.

Идеологически ЕГИП должно воображать n-мерный массив событий, последовательное и/либо параллельное происхождение которых способно образовать бизнес- либо технологический процесс получения, применения и обработки геоданных в рамках предоставления национальных одолжений организациям и гражданам; межведомственного сотрудничества органов аккуратной власти (ОИВ) Москвы; контроля качества одолжений, направленных на обеспечение качества безопасности и повышение жизни населения города; развития транспортной, культурно-досуговой и физкультурно-спортивной инфраструктур; увеличения уровня доступности муниципальный инфраструктуры для маломобильных групп граждан; охраны внешней среды и мн. др.

Каждое событие в ЕГИП возможно обрисовать комплектом значений по шести главным измерениям:

  1. функциональные:
  2. геоданные (отраслевые, общегородские);
  3. поставщики геоданных (ОИВ, внешние организации);
  4. потребители геоданных (граждане, ОИВ, внешние организации);
  5. снабжающие:
  6. ПО (ГИС-серверы, веб-клиенты, мобильные приложения);
  7. объекты системно-технической инфраструктуры (серверы, хранилища данных, каналы передачи данных);
  8. механизмы передачи геоданных (веб-сервисы, файлы, реплики БГД).

Еще раз отмечу, что главной целью развития ЕГИП есть формирование оптимального по плотности и составу событий геоинформационного пространства, разрешающего обеспечить геоинформационную помощь существующих процессов оказания услуг организациям и населению города, и разрешающего вырабатывать новые наборы и процессы одолжений, базирующиеся на геоданных.

Как говорилось выше, в рамках первого этапа (2012–2013 гг.) формирования геоинформационного пространства все силы были брошены на исследование отраслевых БГД в части структур хранения, дублирования, качества топологических связей, тематической классификации. Экспертам Департамента IT Москвы совместно с задействованными ОИВ и другими участниками проекта удалось собрать воедино большой массив отраслевых данных, выделить на их базе общегородские геоданные, согласовать и утвердить в Аппарате Мэра и Московской мэрии первую версию тематического классификатора.

На данный момент выделено семнадцать постоянных тематических категорий, и отдельные категории сезонных данных. Большинство собранных данных (около 200 слоев) предоставлена на данный момент на суд горожан в публичном доступе при помощи первой версии общегородского интерактивного геоинформационного ресурса «Электронный атлас Москвы» (eatlas.mos.ru).

Любой пользователь ресурса имеет возможность оказать помощь нам в корректировке данных, послав сообщение посредством эргономичных форм (рис. 1а, 1б).

Рис. 1. Формы обращения

Осознавая, что раздельно геоданные, какими бы корректными они ни были, мало чем смогут оказать помощь рядовым гражданам, в рамках второго этапа развития ЕГИП (2013–2014 гг.) главный акцент будет сделан на развитие геосервисов. Кроме базисных сервисов (эргономичный комбинированный поиск по местоположению и адресу, прокладка маршрутов), Электронный атлас будет предоставлять данные о доступности объектов муниципальный инфраструктуры для маломобильных групп граждан.

Уже проводится интеграция с порталом национальных одолжений, и в скором будущем станут дешёвы функция записи в другие услуги и спортивные секции главного и дополнительного образования. Пользователям ресурса будет дешёв сервис просмотра панорам города. По поручению главу госадминистрации города Москвы в скором будущем будет подготовлена английская версия ресурса.

В 2014 г. выйдет и первая мобильная версия Электронного атласа Москвы.

не меньше серьёзным направлением развития ЕГИП до 2014 г. останется геоинформационное обеспечение раскрытия тематических отраслевых баз объектов городского хозяйства и привлечение сторонних приложений и разработчиков сервисов на базе этих данных.

Сейчас о тех, кто иначе «баррикад» - о поставщиках данных. С целью интеграции существующих отраслевых геоинформационных совокупностей, обеспечения средствами ведения и формирования геоданных тех ОИВ, каковые ранее таковых не имели, в рамках первого этапа развития ЕГИП была создана «Система своевременного доступа к геопространственным данным Единого геоинформационного пространства Москвы». Главной задачей данного ресурса ЕГИП есть обеспечение экспертов ОИВ-поставщиков геоданных средствами редактирования и создания пространственной атрибутики геоданных, и придания им юридической значимости при помощи электронной подписи важного лица.

В рамках второго этапа развития ЕГИП этот ресурс кроме этого не останется без внимания и будет существенно доработан в части развития API, визуального функций представления и расширения редактирования, формирования механизмов геоанализа и подготовки сложных картографических отчетов.

Все, о чем писалось выше, касается функциональной архитектуры геоинформационного пространства Москвы. Эти трансформации, конечно же, не вероятны без важных трансформаций и на вторых уровнях архитектуры. Целевая архитектура ЕГИП представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема целевой архитектуры ИАИС ЕГИП

Вследствие этого намечены следующие главные мероприятия в рамках предстоящего развития ЕГИП в части прикладной и системно-технической архитектуры:

  1. переход от хорошей 3-уровневой модели корпоративной ИС большого предприятия, использованной для максимально стремительного ответа задач первого этапа, к ответам на базе ESB и SOA;
  2. переход в предоставлении ресурсов на базе моделей облачных вычислений - PaaS, SaaS, DaaS;
  3. формирование полноценного программно-управления комплекса и технического анализа направляться.

Неотъемлемой составляющей развития архитектуры ЕГИП есть управления механизмов и формирование анализа трансформациями архитектуры ЕГИП, включающее в себя следующие работы:

  1. определение состава атрибутов значений по каждому измерению;
  2. разработка сводного показателя атрибутов значений по каждому измерению (для сортировки значений);
  3. формирование целевых значений по каждому измерению;
  4. разработка методов оптимизации архитектуры ЕГИП:
  5. метод формирования весовых коэффициентов событий;
  6. метод оптимизации значений по измерениям для группы событий и отдельного события (бизнес- либо производственного процесса);
  7. метод значений атрибутов и определения состава для каждого измерения;
  8. разработка метода формирования последовательности событий (бизнес- либо производственного процесса) ЕГИП, снабжающего исполнение требований к оказанию услуг.

не меньше серьёзным нюансом формирования ЕГИП Москвы есть качественное нормативно-правовое обеспечение. В данной части запланировано внесение трансформаций в текущие нормативно-Правительства Москвы и правовые акты мэра, и разработка регламентов и новых постановлений, устанавливающих правила информационного сотрудничества в ЕГИП.

Особенное внимание на данном этапе будет уделено предложениям коммисии Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу применения данных дистанционного зондирования Почвы в РФ. Несколько совета экспертов была создана по окончании доклада главу госадминистрации города Москвы С. С. Собянина на совещании президиума совета по инновационному развитию и модернизации экономики.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...