Психологическая подготовка первоклассника к школе: советы родителям. Рабочая программа по психологической подготовке детей к школе «я – будущий первоклассник

  1. Страх остаться на время без мамы, папы или сопровождающего. Дети часто опасаются, что родители могут оставить одних в кабинете врача или в процедурном кабинете и ждать в другой комнате. Этот страх чаще всего встречается у детей в возрасте до 7 лет, но может беспокоить и детей школьного возраста.
  2. Боль. Дети могут беспокоиться о том, что во время осмотра или медицинской процедуры испытают боль или неприятные ощущения.
  3. Целостность тела. Также дети могут опасаться, что процедура нанесет вред их здоровью или целостности тела. Например, маленькие дети перед анализами крови могут бояться того, что у них возьмут «всю кровь», и они умрут. Дети старше 7-8 лет могут переживать из-за возможного вреда от непонятных для них медицинских процедур.
  4. Поведение врача. Проблемы некоторых детей могут быть связаны с профессиональной манерой поведения врача. Ребенок может неправильно понимать и оценивать такие качества, как чрезмерная лаконичность общения, отстраненное отношение к ним, рассматривая обычную врачебную манеру поведения как личную неприязнь к ним или чрезмерную «суровость» врача.
  5. Неизвестность и ожидания худшего. Дети иногда опасаются, что их состояние здоровья на самом деле намного хуже, чем их родители им рассказывают. Дети даже с несложными заболеваниями могут бояться, что им может потребоваться операция или госпитализация.
  6. Страх смерти. Тяжело и долго болеющие дети, впервые болеющие дети могут думать о том, что могут умереть.
  7. Чувство вины. Дети часто могут полагать, что их болезнь или состояние являются наказанием за то, что они сделали или не сделали, хотя были должны. Дети с чувством вины могут верить, что осмотр у врача и медицинские процедуры являются частью их наказания, особенно если кто-либо из взрослых пугал их «доктором».

Техника психологической подготовки ребенка к визиту в детский медицинский центр.

  1. Доверие и честность: Дети могут справляться с дискомфортом и болью лучше, если их заранее предупреждают о предстоящем визите к врач и процедурах. При записи к специалисту уточните у администратора, диспетчера или своего сервисного менеджера, что, в самом общем плане, будет происходить во время визита в медицинский центр. Тогда вы можете объяснить это ребенку простыми словами, понятными в его возрасте. Будьте честны, если вы знаете, что процедура может быть несколько смущающей, неудобной или даже болезненной, но не вдавайтесь в подробности. Ваш ребенок будет чувствовать себя более уверенно, зная, что будет происходить в клинике и почему. Избегайте фраз «Тебе не будет больно», «Будет больно, но ты терпи», «Тебе ничего не будут делать».
  2. Неизвестность: Если вы не знаете много о болезни или состоянии ребенка, откровенно признайте это, но успокойте своего ребенка, что вы оба сможете задать врачу все необходимые вопросы. Вместе запишите вопросы вашего ребенка на бумагу, чтобы задать их доктору. Избегайте фраз «Я и сама (сам) боюсь…»
  3. Поговорите о целях визита к врачу: Заранее скажите ребенку о дне визита к врачу, расскажите к какому доктору вы пойдете, и что он будет делать: «Врач проверит, как ты растешь и развиваешься, поговорит с тобой, задаст простые вопросы и осмотрит тело, чтобы убедиться, что организм здоров. Ты тоже сможешь задать доктору любые вопросы о своем организме и здоровье». Расскажите, что посещение врача не означает, что человек обязательно болен: здоровым детям также необходимо регулярно проверяться у доктора, чтобы сохранять свое здоровье, быстрее расти и лучше развиваться, узнавать больше о своем теле. В случае посещения врача по поводу болезни, ребенку можно объяснить, что врач «должен осмотреть тебя, чтобы выяснить, что болит, исправить это, и помочь тебе поправиться».
  4. Высвободите страхи: Попросите рассказать или нарисовать то, чего ребенок боится при посещении клиники. Поощряйте детальный рассказ о страхах и всех связанных неприятных ожиданиях. Чем больше ребенок расскажет, тем меньше страхов у него останется. Отнеситесь серьезно к его рассказу.
  5. Чувство вины: Выясните, не связывает ли ребенок свою болезнь или необходимость посещения врача с каким-либо проступком. Объясните, что общение с врачом – это забота и помощь ему, а не наказание. Успокойте ребенка: «Болезнь не вызвана ничем, что ты сделал или забыл сделать. Подобные болезни встречаются у многих детей. Разве нам не повезло иметь возможность сходить к врачу, который знает, как помочь нам поправиться?».
    Если Ваш ребенок получил травму, не соблюдая общих правил безопасности, укажите ему на связь причины и последствий, но, не обвиняя его: «Ты, вероятно, не понимал (не знал) об опасности,связанной с этим, но я уверена, что теперь ты это понимаешь, и не сделаешь так снова». При возникновении чувства стыда за болезнь (например, появление головных вшей, остриц в кале, ночное недержание мочи,) следует рассказать, что такие болезни могут случиться у любого ребенка, идействительно встречаются у очень многих (в том числе — у бабушки или тети в детстве). При этом они никак не связаны с его поведением или личными качествами.
  6. Поиграйте в «визит к врачу»: Маленькие дети лучше всего учатся и познают мир во время игры. Игра может быть лучшим способом ответить на любые вопросы о визите к врачу и выявить страхи, которые могут быть у ребенка. Вы можете использовать куклу или плюшевого медведя, чтобы показать ребенку, как врач будет осматривать его:
    • измерьте рост и вес игрушки,
    • посмотрите игрушке в рот и в ушки,
    • используйте манжету кровяного давления, чтобы обнять руку или лапу,
    • послушайте живот и спинку с помощью стетоскопа или бумажной трубочки,
    • понажимайте на живот,
    • постучите легонько по коленям.

    Уточните, что никто из посторонних, кроме врача, медсестры в клинике не должен прикасаться к ребенку или осматривать его.

  7. Фиксируйте внимание ребенка на «островках безопасности»: Любому человеку нужна стабильная опора в ситуации неизвестности — особенно ребенку. Расскажите ребенку об игровой площадке в клинике, о доске для рисования, о вкусном теплом напитке из шиповника с вишней. Когда ребенок придет в клинику и увидит знакомые по рассказам привлекательные предметы, он будет чувствовать себя увереннее.
  8. Создание позитивного настроения «случайным разговором»: Все люди больше доверяют информации, которые услышали случайно – в разговорах, адресованных не им. В этом случае человек уверен, что никто не пытается его ни в чем убедить или обмануть. Используйте этот прием, рассказывая кому-нибудь по телефону или в беседе о том, как хорошо помог врач из клиники «Вирилис» чьему-нибудь ребенку, как он смело ходил на процедуры и быстро вылечился. Необходимо, чтобы ваш ребенок слышал этот разговор.
  9. Возьмите с собой «группу психологической поддержки»: Любимую игрушку или волшебный «предмет силы».
  10. Награда «за мужество»: В клинике могут выдать «медаль за храбрость» или «рецепт на подарок» тем малышам, кто обошелся без слез и капризов. Заранее уточните у менеджера, какие из психологических акций поддержки и поощрения малышей действуют в клинике, или организуйте такую акцию для своего ребенка самостоятельно.

Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.

Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду.

Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?

Психологи обнаружили четыре вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Интеллектуальная готовность

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Инесса Смык

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты и их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

Важнейшая задача, стоящая перед родителями - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка ребенка к школе

Что значит "ребенок готов к школе"?

Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Задумаемся : в чем отличительная особенность положения школьника ? По - видимому , прежде всего , в том , что главное в его жизни - учеба - деятельность обязательная , общественно - значимая . Само учение - и по содержанию , и по организации - резко отличается от привычных ребенку - дошкольнику форм деятельности . Усвоение знаний становится основной целью . Оно выступает теперь в чистом виде , его не маскирует , как раньше , игра .

Знания , которые дети получают в школе , уже носят систематизированный , последовательный характер . Основная форма организации учебной работы школьников - урок , время на нем рассчитано до минуты . На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя , четко их выполнять , не отвлекаться и не заниматься посторонними делами .

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности , его психическим качествам , знаниям и умениям .

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Основные линии психологической подготовки ребенка к школе включают:

во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Знания. Умения. Навыки.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон . Ребенку , поступающему в первый класс , необходим известный запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах , о явлениях живой и неживой природы , о людях , их труде и других явлениях общественной жизни , о том , " что такое хорошо и что такое плохо ", то есть о моральных нормах поведения . Но важен не столько объем этих знаний , сколько их качество : насколько они правильны , четки , какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений .

Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний , а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями , отображающими существенные закономерности явлений , относящихся к разным областям действительности .

Такие представления и являются наиболее важным приобретением , которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний . Вполне достаточно , если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений , которые служат предметом изучения разных наук , начнет их выделять , начнет отличать живое от неживого , растения от животных , созданное природой от созданного руками человека , вредное от полезного . Систематическое ознакомление с каждой областью , усвоение систем научных понятий - дело будущего .

Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками , традиционно относящимся к собственно школьным , - грамотой , счетом , решением арифметических задач .

Готовность познавать: память, внимание, мышление, речь...

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то , насколько развита у ребенка познавательная деятельность , интерес к ней .

Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно , в течение длительного времени , они не могут возникнуть сразу , как только ребенок пришел в школу , если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания . Исследования показывают , что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети , которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков , а те , которые проявляют интеллектуальную пассивность , у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи , прямо не связанные с какой - либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией . Так , один первоклассник никак не мог ответить на вопрос , сколько будет , если к одному прибавить еще один . Он отвечал то " пять ", то " три ", то " десять ". Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу : " Сколько у тебя будет денег , если папа дал тебе один рубль и мама один рубль ?", - мальчик , почти не задумываясь , ответил : " Конечно , два !"

Если вы будете систематически заниматься с ребенком , воспитывать его ум , побуждая к поиску , размышлениям , то вы можете быть уверены : известная основа познавательных интересов вами заложена . Разумеется , и с приходом ребенка в школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность .

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе , к систематическому усвоению знаний . Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности , уметь сравнивать их , видеть сходное и отличное ; он должен научиться рассуждать , находить причины явлений , делать выводы . Ребенок , поступающий в школу , должен уметь планомерно обследовать предметы , явления , выделять их разнообразные свойства . Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени . Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей , знания направлений в пространстве . Так , например , учитель просит провести линию " наискось от левого верхнего к правому нижнему углу " или " прямо вниз по правой стороне клетки "... Представление о времени и чувство времени , умение определить , сколько его прошло , - важное условие организованной работы ученика в классе , выполнения задания в определенный срок .

Еще одной стороной психического развития , определяющей готовность ребенка к школьному обучению , является овладение умением связно , последовательно , понятно для окружающих описать предмет , картинку , событие , объяснить то или иное явление , правило .

Во-вторых , это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется. Поэтому необходимым элементом подготовки ребенка к школе должна стать выработка навыка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.

И начинать это нужно еще в период дошкольного детства. Необходимо, чтобы ребенок твердо усвоил, что можно, а что нельзя делать дома. Необходимо, чтобы он научился сразу же выполнять указания старших. Нельзя допускать, чтобы ему удавалось добиться чего-то желаемого криком и истерикой.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - неизбежно встречаются у каждого.

Умение учиться.

Что вмещает в себя понятие "умение учиться"?

Это, прежде всего, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детских садов, показали, что все дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы. Вот некоторые типичные ответы детей на вопрос, почему они хотят идти в школу, а не оставаться в детском саду: "В школе научишься читать, будешь много знать"; "В детском саду я уже был, а в школе не был. Там дают трудные задачи, а я учусь. Мне папа тоже дает трудные задачи, я их все... нет, не все решаю"; "В школе учишься, а в детском саду только играешь, мало учишься. Моя сестра все хочет в детский сад, она в четвертом классе учится, а я в школу".

Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Это проявляется в высказываниях многих детей: "В школе мне нравится, там отметки ставят"; "В школе учительница, а здесь воспитательница". Конечно, интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение - в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным. У семилетних детей мы можем уже наблюдать соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.


Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "О психологии воспитания детей " Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. - ОДО "Образовательная компания "Содействие" - 2009 г.

Описание: Сохранить и укрепить психическое и психологическое здоровье детей, эмоциональное благополучие и душевный комфорт, содействовать эмоционально-личностному развитию дошкольников можно только совместными усилиями специалистов дошкольных учреждений и семьи.

"СКОРО В ШКОЛУ или Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе "

Поступление ребенка в школу - это, с одной стороны, радостный, долгожданный момент, а с другой - напряженный, беспокойный период как для родителей, так и для детей. Все родители хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях, поэтому уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребенка не сформирован, то обучение в школе создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как познавательные процессы влияют на успешность обучения ребенка в школе.

Восприятие. Первое, с чем столкнется ваш ребенок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь. Сумеет ли он по требованию учителя быстро отступить столько-то клеток вправо, столько- то вниз, начать с красной строки? Как вы думаете, легко ли ребенку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено. Именно поэтому уже в возрасте 5-6 лет важно обучить ребенка ориентироваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания можно, написав совместно с ребенком графический диктант.

Внимание. Если процессы внимания не сформированы, то ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный материал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помощью простых заданий. Например:

Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка должна состоять из определенных фигур, к примеру: из крестиков, квадратиков и кружков, которые надо расположить в определенной последовательности, не нарушая ее.

Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различия и т. д. Найти десять отличий и т. д.

Память. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она поверхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения:

- «Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в течение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисовать то, что он запомнил.

Разучивание с ребенком стихов, скороговорок, «Послушай и опиши». Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти («смотрим»), так и слуховой («слышим»). Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты, услышав каждое слою, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т. п. Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом.

Мышление. Процесс мышления позволяет выделять существенные признаки предметов и явлений, закономерные связи и сложные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.

Развитие мелкой моторики рук - один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая моторика руки может привести к тому, что на уроках письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т. е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Следующий раз у тебя обязательно получится лучше».

Ведущим видом деятельности у ребенка в этом возрасте является игра, поэтому старайтесь проводить занятия в игровой форме («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Слова-города» и др.).

Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Эта книга для учителей начальных классов, школьных психологов, социальных работников, для всех, кто работает с младшими школьниками. В ней представлены несложные методики определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рас-сказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.

Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптирующимся в новых условиях. Завершает книгу глава, адресованная учителю и родителям. Здесь рассказывается, как выявить свои личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, как заняться само-менеджментом, наладить контакт учителей с родителями и организовать работу с ними.

В пособии "Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие." Локалова Н. П. рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов. Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости. Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы.

Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности. Учебное пособие предназначено студентам факультета психологии, практическим психологам.

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Пособие "Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания" Сост. Ю.В. Филиппова предназначено для студентов 4-5 курсов факультета психологии, специализирующихся по "Педагогической психологии". Представленный материал направлен на подготовку студентов для выполнения практических занятий по курсу "Детская психодиагностика" в разделе "Методы диагностики школьной зрелости".

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Как психологически подготовить ребенка к школе? Делимся советами для родителей.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...