Работа экстремистских организаций среди молодежи. Молодежный экстремизм как одна из наиболее актуальных социально – политических проблем в России

Аннотация: В статье рассматривается экстремизм как проблема среди молодого
поколения и пути противодействия ему. Акцентируется внимание на особенностях и
объективных и субъективных факторах экстремизма в молодежной среде.
Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, пути противодействия
экстремизму.

Любовь к отечеству
Достижение жизненной цели
Успех в работе
Духовные ценности
Уважение окружающих
Почитание родителей
Забота о близких
Материальное благополучие
Любовь
Счастливая семейная жизнь
Творчество
Независимость
Физическое здоровье
Мир во всем мире

В данной статье поднимается проблема экстремистского поведения молодого поколения
и его прямое влияние на появление девиантного поведения в обществе. Данная проблема
является актуальной и занимает важное положение среди социальных проблем
современности. Экстремизм, присутствующий в кругу молодежи, и его проявления тяжело
отражаются на обществе.
В общем плане, экстремизм — это одна из форм противоправных деяний, угрожающих
общественной безопасности. Более конкретно понятие экстремизма определено в статье 1
Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом .
Экстремистские проявления молодёжи особенно часто связаны с межэтническими
отношениями и конфликтами. Молодежь обычно выступает наиболее массовым (до 90 %)
и активным участником межэтнических конфликтов .
Экстремизм как социальное явление носит открытый характер, причём опасность
представляет не только сам акт экстремистской деятельности, но и заметное, значительное
число сторонников данной идеологии, особенно среди молодежи. Изучая данную проблему
необходимо, прежде всего, проанализировать факторы, отображающие влияние
экстремизма на молодое поколение.
Существует классификация причин (факторов) экстремизма на объективные и
субъективные. Объективные причины экстремизма означают, что экстремистские действия
молодежи обусловлены внешними факторами, состоянием общества, а субъективные
причины экстремизма связаны, как правило, с попыткой самоутверждения. В любом
случае, экстремистскому сознанию и поведению части молодёжи способствуют
компоненты неразвитого сознания .
В ряду объективных факторов, способствующих экстремизму, можно выделить
экономические, политические, социальные, нравственно — психологические и правовые . В частности, молодежь является социально и экономически слабо защищённой
категорией (сложность получения образования, безработица молодёжи и др.). В социально —
политическом и правовом отношении сказывается недостаточность мер государственной
молодежной политики и недостаточная эффективность правоохранительных органов по
предотвращению противозаконных действий. В нравственно — психологическом и других
отношениях молодёжью оказывается удобно манипулировать из — за недостатка у неё
социального опыта .
Для предотвращения разнообразных девиаций и преступных явлений государству и
обществу необходимо последовательно улучшать социальную среду и заботиться о
нормальной социализации личности . Это, безусловно, относится и к явлениям
экстремистского характера.
Для профилактики субъективных факторов экстремизма необходимо также всё более
серьёзное внимание уделять внимание воспитанию у молодёжи гражданственности и
патриотизма, чувства социальной ответственности за судьбу личную и судьбу общества,
воспитание в духе преемственности всего лучшего у предшествующих поколений .
Молодёжь часто предпочитает индивидуальные, иногда и аморальные формы досуга,
что влияет на развитие негативных тенденций в молодёжной среде, оторванности
молодежи от государства и противопоставлению её обществу. Поэтому важно, чтобы
молодежь ощущала свою нужность обществу и государству, внимание к своим проблемам
и интересам.

Список использованной литературы
1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом /
Заключена в г. Шанхае 15.06.2001. Ратифицирована Федеральным законом РФ от 10 января
2003 года N 3 — ФЗ. URL: http: // docs.cntd.ru / document / 901812033.
2. Рубан Л.С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М.: Academia, 2006. 239 с.
3. Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи // Социально — экономические явления и
процессы. 2013. №7 (053). С. 175–177. URL: http: // xn — — h1ajgms.xn — — p1ai / articles /
?ELEMENT _ ID=1149.
4. Сиоридзе А.Т. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое
исследование) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Трещева Е.Е., Лебедева Л.Г. Преступление как девиация // Известия Института систем
управления СГЭУ. 2016. № 2 (14). С. 33 — 37.
6. Лебедева Л.Г. Гражданственность как фактор социализации и гармоничной
преемственности поколений // В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и
разработки: сборник научных статей III Всерос. заочной науч. — практ. конф. : в 2 частях.
Самарский государственный экономический университет. Самара, 2017. С. 173 — 176.
© Грецова М.Д., 2017

Проблема молодежного экстремизма в России в последние несколько десятилетий приобретает особую остроту. Молодые люди чаще всего совершают агрессивного характера, что является благодатной почвой для взращивания идей экстремизма. Формированию этого явления способствуют социально-возрастные, психологические и культурные особенности молодежи.

Молодежный экстремизм отличается от возрастного недостаточной организованностью, спонтанностью и стихийностью. Его проблема связана с вопросами социализации молодежи в условиях ухудшения социальной и культурной жизни российского общества.

Правовое понятие молодежного экстремизма и его регулирование законодательством РФ

Экстремизм и терроризм в разных конфигурациях своих выражений становятся одной из наиболее серьезных современных проблем человечества. Экстремизм считается даже большим злом, нежели , так как способен поставить под угрозу существование любого, даже самого стабильного и благополучного общества.

Российское законодательство регулирует борьбу с экстремизмом следующими правовыми документами: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, КоАП, такие федеральные законы, как «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».

Конституция РФ ст. 13 запрещает организацию и существование общественных объединений экстремистской направленности.

В правовых нормах дается понятие экстремизма как противоправной агрессивной деятельности, несущей в себе , здоровью, и благополучию людей в целом. Деятельность экстремистов направлена на подрыв политических, правовых, социальных, культурных, моральных устоев общества, а также конституционного строя страны.

КоАП содержит следующие нормы, регулирующие противоправные действия экстремистской направленности:

  • нарушение норм права о свободах совести, и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);
  • пропаганда и демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);
  • производство, а также распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).

Эти действия влекут наказание от административных штрафов до задержания и ареста.

При квалификации преступных экстремистских деяний в соответствии с УК РФ подобные обстоятельства будут классифицироваться как отягчающие и сурово наказываться в соответствии с действующим законодательством вплоть до пожизненного лишения свободы.

Причины возникновения молодежного экстремизма и его особенности

Молодежь является более уязвимым звеном в обществе и особо подвержена отрицательному воздействию экстремистских групп. Она представляет большую социальную группу со своими особенными остросоциальными и психологическими чертами. Их наличие объясняется особенностями возраста молодых людей, их общественным и социально – экономическим положением, духовным миром, находящихся в стадии формирования.

В настоящее время присутствуют причины социальной и материальной незащищенности молодежи в силу ее психологической незрелости, юношеского максимализма, отсутствия приоритетов по жизни. Это только некоторые факторы, подталкивающие молодых на осуществление экстремистской деятельности.

Представители экстремистских группировок с легкостью вербуют молодых людей, обещая быстрое решение и социальных проблем. Печально, что молодежь не задумывается о последствиях участия в преступных объединениях. Ребята не только не решат там своих проблем, а усугубят их, лишая себя будущего.

В последнее время вербовщики используют , как быстрый способ воздействия на молодежь. Легкость в доступе к аудитории, недостаточный контроль со стороны государственных органов, быстрое распространение, простота в использовании – причины популярности Интернета у преступников.

С помощью разнообразных сервисов сотовой связи возможно и доступно скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, электронную почту, смс-рассылки. Помимо электронных девайсов, экстремисты задействуют обычные социальные каналы взаимодействия.

В отличие от групп , учиняющих хулиганские действия с целью поразвлечься, экстремистские группы основываются на определенных установках. Так, особо популярна идея «чистого национального» государства на . Поведение молодых людей направлено против лиц другой ориентации или религии, добавляется ненависть к власти, которую обвиняют во всех российских бедах. Это способствует более широкому распространению экстремистских идей.

Основные особенности молодежного экстремизма:

  1. Формируется преимущественно в неэффективной среде, где молодые люди подвержены настроениям неопределенности, отсутствием установившихся взглядов на происходящее.
  2. Проявляется в группах и сообществах, где игнорируются права личности, отсутствует самоуважение.
  3. Недостаточно высокий уровень культуры молодых людей.
  4. Экстремизм присущ обществам и группам, принявших идеологию , безнравственности.
  5. Молодежь живет в глобализирующемся информационном сообществе, обществе риска. Чтобы государственным органам успешно осуществлять адекватное воздействие, преодолевать девиации в молодежной среде, необходимо изучение социальных и коммуникативных условий ее жизнедеятельности.
  6. Классический молодежный экстремизм начала 2000-х претерпевает существенные изменения. Научно-технический прогресс, появление соц. сетей упростили доступ к информационным ресурсам, изменив облик молодежи. Ранее деятельность экстремистских движений локализовывалась в области города, района, улицы. В настоящее время экстремистская деятельность локализуется в масштабах страны и русскоязычного сегмента Интернета. Экстремисты получили возможность проводить дискуссии, отстаивать позиции и убеждения в Интернет-пространстве.

Чтобы снизить рост экстремизма среди молодежи, необходимо организовать альтернативный досуг подростков, преодолеть кризис школьного и семейного воспитания, вплотную заняться культурным и идеологическим просвещением молодежи через учебные заведения, средства массовой информации, государственные органы.

Причины возникновения:

  • усиление социальной напряженности в молодежной среде;
  • социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры;
  • усиливающееся влияние исламского учения (пропаганда среди молодых мусульман идей экстремизма; организация выезда молодых людей на обучение в теологические школы за рубеж, где проводится их энергичная вербовка; рост сепаратистских и националистических настроений у молодых людей);
  • использование в разрушительных целях такого социально -психологического фактора, как . Свойственна молодой психике и активно используется экстремистами для осуществления акций экстремистской направленности и зомбирования.

Российское законодательство в сфере противодействия терроризму и экстремизму в общей сложности обладает достаточным арсеналом правовых норм, позволяющих вести эффективную борьбу с такими явлениями.

Главная цель – изменить психологию людей, добиться отторжения у них мысли о возможности ведения экстремистской деятельности.

Развивать в молодых людях такие понятия, как веротерпимость к праву человека на исповедание любой религии.

Проявления молодежного экстремизма

В последнее время в России четко обозначились национал-экстремистская, крайне левая и крайне правая, этноконфессиональная и сепаратистская основы политического экстремизма.

На территории России действует ряд радикальных общественных объединений. Их можно подразделить на следующие категории:

  • националисты (ксенофобы, неофашисты, неонацисты);
  • радикалы: «оранжевые», радикальные коммунисты, анархисты;
  • религиозные экстремистские объединения – ваххабиты, сатанисты и т. д.;
  • экологические и культуроохранные «зеленые» – экстремистская деятельность осуществляется во имя и окружающей среды, борьбы с глобализацией;
  • мимикранты – под прикрытием экстремистской деятельности осуществляют криминальные преступления.

Методами борьбы экстремистов являются демарши направленного действия, которые могут быть как демонстрационного, так и силового характера.

К первым относят – пикеты, использование информационных растяжек, митинги и т. п. с лозунгами экстремистской направленности (ст. 280 УК РФ), а также пропагандирующие ненависть либо (ст. 282 УК РФ).

К силовым акциям прямого действия относят блокировку дорог и путей, завладение объектами, налеты на граждан.

Особенностью молодежных экстремистских формирований в России является их политизированность со стороны лидеров. Для ультраправых в России присуще создание военизированных банд-формирований.

Из известных оппозиционных групп в России можно упомянуть «Гражданскую оборону» Е. Летова – считалась самой политизированной рок-группой; беспорядки среди студентов в конце 90-х, спровоцированные анархистами и профсоюзным органом « Студенческая защита»; Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова; движения скинхедов, особенно агрессивно проявляющиеся в случаях объединения с футбольными фанатами, криминальными группировками.

Наибольшей угрозой для внутренней безопасности страны сегодня являются представители протрадиционного течения ислама – ваххабизм.

К числу политических экстремистских организаций, ставящих целью изменение конституционного строя в России, можно отнести партию « Русское национальное единство». Действия РНЕ непосредственно направлены на разжигание национальной розни.

Исследование проблемы демонстрирует, что экстремизм в России помолодел, преступления осуществляют лица от 15 до 25 лет. Характер преступлений чаще всего агрессивный. Согласно сведениям совершенные преступления, такие, как , нанесение тяжких телесных повреждений, терроризм, совершаются гражданами до 25 лет. К сожалению, молодежный экстремизм прогрессирует с более высокой скоростью, чем взрослая преступность. Изучение и поиск путей решения проблемы молодежного экстремизма приобрело в настоящее время особенно значимый и неотложный характер.

(Пока оценок нет)

И. В. Куликов

Одной из особенностей функционирования, как мирового сообщества, так и общественной жизни современной России, является деятельность многочисленных партий, организаций и движений, которые нередко пытаются получить политические, финансовые, административные и иные дивиденды путем ущемления чувств и достоинств рядовых граждан.

Неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором данных деструктивных процессов, влияющих на стратегию развития России, стали экстремистская и террористическая деятельности. Поэтому экстремизм и его обострение в форме терроризма является одной из основных угроз национальной безопасности России и требует к себе повышенного внимания общества и государства, особенно в лице силовых структур, призванных осуществлять борьбу с данным противоправным явлением.

Экстремизм в России в основном проявляется в виде этно-сепаратистских конфликтов, зачастую провоцируемых коррумпированными национальными элитами. Искусственно навязанная и постоянно поддерживаемая ими нетерпимость и агрессия между гражданами, социальными группами, общественными и политическими движениями, приверженных разным культурам, вероисповеданиям и менталитетам, проявляется как средство обеспечения личной власти и личного благополучия определенных их ставленников.

Дать объективное изложение термина «экстремизм» довольно проблематично вследствие многообразия и сложности форм его проявления. Также причинами этому служит историческая изменчивость экстремизма, отсутствие четких граней и обоснованных позиций в отношении понимания данного феномена, разнообразие определений этого явления с экономической, политической, социальной стороны, вплоть до выявления положительных сторон данной деятельности.

В настоящее время молодежь можно определить как социально-демографическую группу общества, которая бесспорно выделяется на основе совокупности особенностей социального положения и обладающую социально-психологическими качествами, определяющими уровень социальноэкономического, нравственного, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Сегодня в России молодежь в возрасте от 14 до 20 лет составляет около четверти населения страны. Поэтому огромное значение для общества и государства имеют все тенденции, соответствующие молодежной среде. В последние 20 лет российское общество и государство, вовлеченные в процессы глобализации, находятся в состоянии социально-политической трансформации и экономических трудностей . Последствием данных явлений стало развитие радикальных настроений в обществе, в большинстве своем - среди российской молодежи.

По словам доктора социологических наук, профессора Российской академии наук Л. С. Рубан: «Наиболее массовым (до 90 %) и активным участником межэтнических конфликтов обычно выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них» .

Молодежный экстремизм является одним из наиболее кризисных и опасных проявлений экстремизма. Учеными, исследующими экстремизм в молодежной среде, было указано на то, что экстремистскому сознанию молодого человека соответствуют компоненты неразвитого сознания, которые выражаются эмоциональностью, импульсивностью, внутренней напряженностью, конфликтностью. Нетерпимость и амбициозность, характерная для молодых людей, играет важную роль в процессе формирования экстремистского сознания.

Молодежный экстремизм, по сравнению со «взрослым», имеет некоторые отличительные особенности, такие как:
- вторичность, что означает беспорядочность его проявления и, вследствие возраста, меньшую организованность;
- приверженность к наиболее доступным и простым путям решения любых возникших трудностей;
- одномерность – подразумевает, что ряд сложных общественных проблем, которые влекут за собой участие в экстремистской деятельности, молодежью рассматривается однобоко, а так же происходит сознательное упрощение методов достижения поставленных целей, за счет одностороннего мышления.

Молодежи свойственно личностное восприятие действительности и проявление значительной жестокости при осуществлении противоправных действий, поэтому молодые экстремисты менее склонны к рациональному выходу из ситуации и компромиссам в какой бы то ни было форме.

Экстремизм среди подростков отличается фанатичностью, беспрекословным, часто бездумным, выполнением всех приказов и инструкций, правомерность которых не только не ставится под сомнение, но и не обсуждается, а также низким профессионализмом и отсутствием длительного опыта экстремистской деятельности. Группировки молодых экстремистов образуются в основном вокруг солидных политических объединений, включающих в себя более старший состав участников.

Главными чертами современного молодежного экстремизма являются: быстро развивающаяся организованность, тесная взаимосвязь идей и целей, сплоченность группировок, формирование в них идеологических уставов, разнообразие методов достижения поставленных целей, с использованием новейших информационных технологий, социальных сетей, усиления мер конспирации.

В обязанности органов местного самоуправления входят лишь профилактические меры по предупреждению экстремистской деятельности. Проведя анализ законов, с целью разграничений полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по борьбе с экстремисткой деятельностью, можно сказать, что четкого регламентирования и разграничения по каждому уровню власти не происходит.

Проблему экстремизма можно определить, как проблему федерального уровня, так как именно федеральные органы власти отвечают за ее решение. Несмотря на глобальный характер данного феномена, на субъектах федерации лежит не менее серьезная ответственность, так же, как и на муниципалитетах.

Государственная антиэкстремисткая политика должна достигать максимума эффективности в наши дни. Борьба с экстремизмом, в частности, среди молодежи, должна начинаться с глубокого анализа и осмысления данного феномена, а также перспектив его развития, путем профессиональной экспертной оценки. Разработка законов и работа с населением - главное оружие против экстремистской деятельности. Усиленный обмен информацией и общая заинтересованность органов как государственной и местной власти, так и общественности должны давать высокий результат в борьбе с экстремизмом.

В отличие от централизованной системой управления местное самоуправление наиболее результативно решает все эти вопросы. Граждане рассматривают муниципальные структуры как наиболее доступные и информированные о повседневных и кризисных ситуациях .

Молодежный экстремизм – это результат недостаточной социальной адаптации молодежи, влекущий асоциальное поведение молодых людей. К факторам, порождающим молодежный экстремизм, можно отнести как общий социально-политический и экономический кризис, так и криминализацию населения. Если рассмотреть данную проблему с другой стороны, то нельзя не остановиться на проблеме семьи и социализации личности подрастающего поколения. Создание благоприятных условий для социализации личности, для воспитания и развития молодого человека – главная задача современного общества. Организуя качественную работу в данных направлениях, можно исключить экстремизм у корней его развития, не доводя до насильственного подавления массовых течений.

Литература

1. Воронцов С. А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институциально-правовом контексте: автореф. дис... д-ра юрид. наук. 2009.
2. Литвинов С. М. Местное самоуправление в противодействии экстремизму в молодежной среде // Социально"-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 171-172.
3. Рубан Л. С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М., 2006.

В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападений на иностранных граждан со стороны т.

Н. скинхедов. В Москве и ряде других мегаполисов со сложной криминогенной и миграционной обстановкой ситуация стала особенно тревожной.

В ответ на активизацию радикальных националистов активизировались неформальные молодежные антифашистские группы (далее – антифа), объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении к каким-либо музыкальным течениям или альтернативным видам спорта. Их деятельность заключается в проведении силовых и пропагандистских акций в отношении скинхедов. Последние объявили своего рода «войну» антифа, и среди активистов движения уже есть погибшие. Однако и со стороны участников антифа отмечены факты применения холодного и травматического оружия, а также создания конфликтных ситуаций с сотрудниками правоохранительных органов. Это противостояние чревато новыми жертвами, поскольку радикально настроенные лица есть с обеих сторон.

И все же наибольшую общественную опасность представляют ультраправые группировки, чья деятельность в последнее время заметно радикализировалась. Характер совершенных ими преступлений – нападения, убийства, взрывы. Такого рода преступления имеют широкий общественный резонанс, что не всегда способствует объективному расследованию и формированию непредвзятого общественного мнения о произошедшем.

Среди основных особенностей экстремизма в молодежной среде можно выделить следующие:

1. Экстремизм формируется преимущественно в маргинальных группах. Одним из детерминирующих экстремизм факторов является отсутствие у молодых людей твердых жизненных установок и перспектив, что порождает враждебное отношение к окружающей действительности.

2. Экстремизм чаще всего проявляется ввиду отсутствия в социуме, формирующем характер и моральный облик молодых людей, механизмов, способствующих привитию ориентиров на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

3. Экстремизм возникает в тех обществах и группах, которым присущ низкий уровень самоуважения или же условия в них способствуют игнорированию прав личности.

4. Экстремизм свойственен общностям не столько с т. н. низким уровнем культуры, сколько с культурой разобщенной, деформированной, не являющейся цельной.

5. Экстремизм сопутствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и пропагандирующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах и способах достижения целей.

Экстремизм порождают различные факторы: изменение сложившихся социальных структур; низкий уровень социальной защиты различных групп населения; воздействие кризисных явлений в экономике; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение общественной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемленности национального достоинства и т. д.

Доминирование иррациональных установок в обществе способно приводить к ситуативному насилию в форме жестоких, разрушительных и бессмысленных акций в виде массовых беспорядков, хулиганских поступков, актов вандализма, спонтанных агрессивных действий и т.

Такого рода «спонтанный экстремизм» значительно усиливается в условиях низкого жизненного уровня и правового бескультурья некоторой части населения России. Таким образом, под воздействием в первую очередь негативных экономических и социальных факторов формируются условия, способствующие возникновению экстремистских проявлений в молодежной среде.

Условия возникновения экстремизма в молодежной среде:

1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. д.

2. Криминализация ряда сфер общественной жизни в молодежной среде выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные (теневые) сферы бизнеса.

3. Изменение ценностных ориентаций выражается в т. ч. в вовлечении молодежи в деятельность зарубежных организаций и религиозных сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности.

4. Радикализация российского молодежного мусульманского сообщества. Речь идет о привносимой извне пропаганде идей религиозного экстремизма под видом «истинного ислама», а также о резком изменении национального состава в отдельных регионах в силу достаточно сильных миграционных процессов, криминализации национальных землячеств и диаспор.

5. Рост национализма и сепаратизма, приводящий к активизации молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей.

6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций, выражающееся в том, что некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают своих сторонников обращению с огнестрельным и холодным оружием.

7. Психологический фактор характеризуется агрессией, свойственной молодежной психологии, что активно используют опытные лидеры экстремистских групп для осуществления акций экстремистской направленности.

8. Использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным структурам доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности: размещение подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях и т. д.

Масштабность, острота и многообразие экстремистских проявлений и сложность порождающих их факторов повышают общественную опасность экстремизма, его дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в нашей стране.

Действующие на территории Российской Федерации общественные объединения экстремистской направленности используют различную тактику. Одни из них допускают экстремистские формы протеста, такие как проведение несогласованных с органами местного самоуправления массовых мероприятий (митингов, пикетов и пр.), блокирование транспортных магистралей, захват государственных учреждений, распространение материалов, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя, направленных на разжигание национальной, религиозной и иной вражды, хулиганские действия, акты вандализма, уничтожение чужого имущества и т. д. Другие совершают насильственные посягательства по экстремистским мотивам (взрывы, убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и пр.).

Радикалы, как правило, открыто заявляют о своем стремлении изменить ситуацию (реально негативную либо негативную в их групповом понимании). Они декларируют, против чего борются и какие методы (в т. ч. противозаконные) собираются использовать.

Структуры экстремистской направленности могут иметь ярко выраженную агрессивную составляющую, а могут и не высказывать агрессивных намерений. Так, например, если радикальные экологи (т. н. «зеленые») не агрессивны по отношению к рядовым гражданам, то скинхеды проявляют резкую агрессию в отношении представителей других национальностей и своих «идеологических противников». Собственную специфическую субкультуру имеет также ряд молодежных формирований «третьего сектора» (неправительственные организации).

В соответствии с действующим законодательством можно выделить две самостоятельные классификации экстремизма: по характеру экстремистской идеологии и по характеру совершаемых правонарушений.

Наиболее часто используемым методом борьбы являются т. н. акции прямого действия, под которыми понимаются ненасильственные массовые мероприятия типа блокад, захватов объектов, забастовок и т. п., направленные на привлечение внимания к конкретным социальным, экономическим и иным проблемам, а также силовые действия против тех, кого та или иная группировка считает «врагами». Таким образом, акции прямого действия можно разделить на две категории: ненасильственные (зрелищные) и насильственные.

К зрелищным акциям относятся пикеты, митинги, демонстрации, вывешивание транспарантов и т. п. Действия такого рода по определению не являются экстремистскими. Исключением являются случаи использования лозунгов и плакатов с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), а также возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих человеческое достоинство (ст. 282 УК РФ). Особенностью проведения таких акций является отсутствие насилия и чего-либо, напоминающего нападение и (или) использование оружия.

Отличительной особенностью действующих в настоящее время в России молодежных радикальных объединений является то, что большинство из них политизированы и поддерживаются «материнскими» организациями, которые оказывают им финансовую, пропагандистскую поддержу в прессе и на телевидении, пытаясь сформировать для экстремистов позитивный политический имидж и привлечь в их ряды новые слои молодежи.

Для ультраправых в России характерно создание военизированных формирований. Причем нередко не столько по каким-либо идеологическим концепциям, сколько из соображений престижа (имиджа объединения). Кроме того, в подобных группировках собираются подростки, которые любят дисциплину и предпочитают отдавать другим инициативу принятия решений.

Центральное место в системе противодействия экстремизму отведено правоохранительным органам (прокуратуре, МВД и ФСБ России).

Выявление, предупреждение и пресечение преступлений, совершенных по экстремистским мотивам, представляет сложный процесс. Как правило, экстремистские группы действуют на основе определенных идеологических установок, враждебных государственным институтам. При осуществлении противоправных акций используются и технические средства, и приемы конспирации. Поэтому успех борьбы с радикальными группами невозможен без знания их идеологии и тактики деятельности. Притом что совершенное по экстремистским мотивам преступление содержит повышенную общественную опасность, доказывание наличия экстремизма зачастую весьма затруднительно. Документирование противоправного умысла, мотивов вражды, участия в составе определенной структуры требует особой подготовки как оперативных, так и следственных работников.

Поэтому наиболее эффективной является такая организация работы, которая позволяет не только тщательно контролировать развитие обстановки в радикальных группах, но и оказывать на нее влияние, предотвращать планируемые экстремистами попытки совершения конкретных акций и расширения своих людских, финансовых и информационных возможностей.

Важную роль в этом играет взаимодействие заинтересованных государственных ведомств, в ходе которого решаются задачи по недопущению пропаганды радикальных взглядов с позиций зарегистрированных общественных объединений, в учебных заведениях, учреждениях культуры, СМИ, органах государственной власти и местного самоуправления, вовлечения представителей различных социальных групп в экстремистскую деятельность.

Особое значение имеет выявление и пресечение попыток использования молодежными объединениями экстремистской направленности возможностей сети Интернет и электронных СМИ для осуществления психологического воздействия на массовое сознание, пропаганды экстремизма и терроризма.

Отдельного внимания заслуживает информационная политика телевидения. Пропаганда насилия, бездуховности и асоциального образа жизни оказывают разрушительное воздействие на психику молодых людей. Это негативное влияние усугубляется отсутствием «защитных механизмов» в условиях деидеологизации и «свободы нравов». Ощущается необходимость решения этой проблемы на государственном уровне, уже принимаются меры по созданию условий, способствующих целенаправленному формированию патриотического мировоззрения молодого поколения, пропаганде национальных ценностей с учетом российской истории, многонациональной культуры и традиционных религий.

Одним из немаловажных элементов противодействия является профилактика экстремизма. Это комплекс мероприятий, включающий воспитательную работу с молодежью, организацию соответствующего информационного сопровождения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, использование положительного потенциала общественных и религиозных объединений. Поддерживаемые органами власти различного уровня молодежные проекты, студенческие движения способны выступить альтернативой деструктивной деятельности объединений экстремистской направленности.

По мнению ряда специалистов, одними мерами пресечения экстремизм не искоренить. В нынешней сложной общественно-политической обстановке всегда найдутся условия для создания и организации противоправной деятельности радикальных группировок. Решение этой проблемы напрямую зависит от социальной и экономической организации общества, развития институтов, способных отвечать жизненно важным запросам как отдельных личностей, так и различных социальных групп.

Иными словами, там, где молодежь чувствует опеку государства, где у нее формируются нравственные ориентиры и имеются перспективы самореализации, места для радикальной идеологии практически не остается. В этих условиях юношеский максимализм реализуется в конструктивном, созидательном направлении.

Распространение молодежного экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате террористических действий в наземном, водном и воздушном транспорте, а также в общественных местах и учреждениях.

1. Молодежный экстремизм, проблемы противодействия

Российское общество и государство рассматривает молодое поколение как один из важнейших стратегических ресурсов.
Глобальный характер изменений в экономической, политической и идеологической сферах привел к потере жизненных ориентиров у части российской молодежи. В обществе была разрушена старая система ценностей, а новая еще не сформировалась. На фоне социальной неустроенности и материального неблагополучия стали появляться радикальные группировки агрессивной направленности, пропагандирующие идеи национальной, расовой и религиозной нетерпимости. В их составе преобладает молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.
Таким образом, на рубеже нового столетия появилось такое социальное явление как молодежный экстремизм, который стал объектом исследования для ученых различных областей права, социологии и педагогики.
Процесс становления молодежи как субъекта общественного воспроизводства всегда сопровождается формированием особого экстремального типа молодежного сознания, на разных полюсах которого представлен как фанатизм, так и нигилизм. Ее поведение зачастую характеризуется импульсивностью мотивации, склонностью к риску, агрессивностью, эпатажем, отклонениями от принятых норм, депрессией.
Деструктивные силы используют эти возрастные особенности в экстремистских целях, под предлогом патриотического воспитания пытаются навязать молодежи радикальные идеи.
Негативное влияние на личность молодых людей оказывают псевдорелигиозные объединения, сущность которых состоит в разрушении гармоничного духовного и психического состояния личности, культуры, социальных норм с использованием практики зомбирования своих адептов. За своей демонстративной благотворительностью они пытаются скрыть экстремистскую деятельность по отношению к традиционным религиям и государственным институтам.
Россия в период реформирования не была готова противостоять экстремистской идеологии. В процессе сложных общественных преобразований молодежь как социальная группа оказалась одним из наиболее уязвимых слоев, так как издержки радикальной смены социального строя в России (безработица, наркомания, криминализация жизни, кризис российской культуры, обострение межэтнических конфликтов) пришлись на период ее социализации.
Экономические трудности, с одной стороны, отсутствие идеологии и кризис прежних ценностей и норм (аномия) — с другой, создали благоприятную почву для распространения экстремистских взглядов среди молодежи. Особую тревогу вызывает ситуация в национальных республиках, где социально- экономические проблемы молодежи тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных религиозных взглядов.
Экстремизм в целом и в молодежной среде в частности можно представить в виде следующей структуры:
Уровень I — организационный — это формальное и неформальное членство в экстремистских организациях и движениях;
Уровень II — ментальный — характеризуется экстремистской политической культурой, а также дискурсивными характеристиками средств массовой информации;
Уровень III — поведенческий — проявляется в конкретных поступках и действиях экстремистского характера.
Для оценки и сравнения сложных явлений в молодежной среде необходимо определиться с границей молодежного возраста и понятием «молодежь».
В соответствии с Российским энциклопедическим словарем молодежь — «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально- психологических свойств».
В ряде законов субъектов Российской Федерации молодежный возраст определяется от 14 до 30 лет или от 14 до 27 лет.
Экстремистские молодежные организации условно можно разделить на:
правые — мотивированные защитой расово-этнических ценностей;
левые — выступающие за неприятие капиталистического мира и отвержение его через идеалы социального равенства, свободы, социальной справедливости, полного и конечного устранения государства;
— религиозные — проявляющие нетерпимость к представителям других конфессий или противоборствующие в рамках одной конфессии.
Практически все перечисленные выше молодежные организации не имеют официальной регистрации. Это связано с тем, что к организациям, не имеющим статус юридического лица сложно применить действующее законодательство, что осложняет контроль за их деятельностью со стороны органов государственной власти, в том числе возможность применения правовых мер со стороны органов внутренних дел Российской Федерации. Надо отметить, что многие из официально зарегистрированных объединений не имеют контактных телефонов, фактического места нахождения, а в своем составе содержат одного-двух действующих лиц, как правило, лидеров, что также осложняет взаимодействие и контроль со стороны заинтересованных органов.
В некоторых регионах развиваются отношения между членами различных группировок и, как следствие, отмечается тенденция консолидации разрозненных экстремистских молодежных группировок для проведения различных мероприятий. Для оповещения друг друга о планируемых акциях экстремисты активно используют «Интернет» (тематические сайты, форумы, социальные сети, месенджеры).
При проведении акций члены экстремистских группировок используют отработанные методы и приемы. Например, с целью провокаций проникают в колонны митингующих и демонстрантов, проводящих санкционированное мероприятие и превращают мирные шествия в массовые беспорядки.
Со стороны членов экстремистских группировок наблюдаются дерзкие, демонстративные административные правонарушения. При этом они сознательно провоцируют силовое противостояние с сотрудниками органов внутренних дел. Главной задачей подобных действий является с одной стороны — привлечение к себе внимания с целью вовлечения в свои ряды новых членов, с другой — достижение предъявленных требований. Подобные действия дестабилизируют обстановку не только в отдельно взятом регионе, но и в целом по стране.
Как показывают исследования, рост экстремизма во всех его проявлениях тесно связан с повышением уровня преступности в обществе. Члены молодежных экстремистских организаций, прикрываясь идеологическими лозунгами, нередко занимаются криминальной деятельностью (убийства, разбойные нападения, грабежи, причинение телесных повреждений, хулиганство, вандализм и др.).
Отдельной проблемой являются спортивные фанаты, которые всегда готовы к массовым хулиганским действиям и сегодня активно пополняют ряды экстремистских организаций.
Члены ряда спортивных секций и «фанаты» все чаще становятся участниками экстремистских акций, служат ресурсной базой радикальных структур и организованных преступных формирований.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих правонарушения с целью «провести время», неформальные молодежные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, основываясь на определенной идеологии. Например, ряд экстремистских формирований осуществляют свою деятельность под «флагом борьбы за чистое государство». Данная идея присуща как «скинхедам», провозглашающим лозунг «Россия ~ для русских!», так и приверженцам радикального ислама, призывающим к «борьбе с неверными во имя построения всемирного исламского государства Халифат».
Поведение, мотивированное подобными лозунгами, сопровождается агрессией и нацелено против лиц иной национальности или религии. Попутно возникает и ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, виновна во всех российских бедах, что, в свою очередь, ведет к распространению экстремистских настроений среди населения в еще больших масштабах.
Среди тенденций, определяющих специфику развития молодежного экстремизма, одной из главных является усиление влияния религиозного и этнонационального фактора.
Сохраняется тенденция роста численности мусульманской молодежи, выезжающей на обучение за рубеж в религиозные учебные заведения. Поступающая информация свидетельствует о том, что по-прежнему студенческий канал активно используется идеологами международных террористических и экстремистских организаций для формирования в России новых национальных элит, ориентированных на страны Ближнего и Среднего Востока. Зачастую их эмиссары распространяют идеи нетрадиционного ислама и ведут активную вербовку сторонников.
Выпускники зарубежных теологических центров после окончания учебы позиционируют себя в качестве проповедников «истинного ислама», вытесняя из мечетей имамов, проповедующих традиционный для России ислам, пользуются значительным авторитетом среди молодежи и способствуют росту радикальных настроений в ее рядах.
Особую роль в распространении деструктивной идеологии среди молодежи играет «Интернет», который служит для лидеров радикальных структур инструментом вербовки новых членов, средством коммуникации и организации экстремистских и террористических акций. Зачастую наблюдается феномен «самовербовки», когда идеологические воззрения пользователей глобальной Сети резко радикализируются под влиянием распространяемой пропаганды, тем самым приводят интернет-пользователей в ряды экстремистских и террористических группировок.
Таким образом, характерными чертами современного молодежного экстремизма в России являются:
-возрастающая сплоченность и организованность группировок;
-наличие в экстремистских структурных образованиях идеологических, аналитических и боевых подразделений;
-усиление мер конспирации;
-использование новейших информационных и коммуникационных технологий для координации действий и ведения идеологической пропаганды;
-укрепление межрегиональных и международных связей радикальных групп и организаций, использующих в своей деятельности экстремистские методы.

2. Порядок взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти и общественных организаций по профилактике молодежного экстремизма

В утвержденной 31 декабря 2015 года Указом Президента Российской Федерации № 683 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации деятельность террористических и экстремистских организаций, радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, определяется одним из основных источников угроз национальной безопасности.

Экстремизм, как деструктивная деятельность, направленная на дестабилизацию общественных устоев, требует выработки эффективных мер по нейтрализации его различных форм проявления.
Деятельность институтов государственной власти является основным механизмом регулирования профилактики экстремизма.
К государственным структурам, осуществляющим на федеральном уровне деятельность по профилактике экстремизма, в том числе молодежного, относятся:
Федеральное агентство по делам национальностей — в сфере государственной национальной политики межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
Министерство экономического развития — в сфере формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ;
Министерство внутренних дел — выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
Федеральная служба безопасности — в сфере внутренней и внешней безопасности Российской Федерации;
Министерство юстиции — в сфере регистрации различных организаций, объединений, политических партий, ведения, опубликования и размещения в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов;
Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования — в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
Министерство культуры — в сфере сохранения историко-культурного наследия народов России;
Министерство спорта — в сфере взаимодействия с общественными организациями и движениями представляющими интересы молодежи;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети «Интернет») систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности;
Министерство иностранных дел — в сфере международных отношений Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты — в сфере занятости и трудовой миграции;
Генеральная прокуратура Российской Федерации — в сфере надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
Федеральная служба войск национальной гвардии — участие совместно с органами внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности, противодействии экстремизму и терроризму.
Существенным недостатком в деятельности этих органов было слабое взаимодействие, и как следствие, разрозненность предпринимаемых мер.
В целях устранения данных недостатков, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, Указом Президента РФ от 26.07.2011 г. № 988 была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Помимо указанных целей Комиссия обеспечивает реализацию государственной политики в области противодействия экстремизму, а также организационно-методическое руководство этой деятельностью.
Как показывает практика, существенная доля в общем объеме принимаемых мер по реализации приоритетных направлений государственной политики в области противодействия молодежному экстремизму принадлежит органам внутренних дел. Вместе с ними в этом процессе в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» должны принимать участие органы местного самоуправления. Однако не во всех регионах в полной мере используются возможности местных органов государственной власти, привлекаются общественные организации, имеющие огромный потенциал для осуществления указанной деятельности. Это связано, во-первых, с дистанцированием отдельных органов местного самоуправления от проблем молодежного экстремизма, во-вторых, органы местного самоуправления часто прибегают к формам профилактики, результативность которых минимальна или при отсутствии контроля имеет обратный эффект.
Так, например, неконтролируемое развитие спорта, создание спортивных организаций и секций может стать массовой базой для вовлечения подростков и несовершеннолетних (спортсменов, футбольных фанатов) в молодежные экстремистские организации.
Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в части организации систематической профилактики молодежного экстремизма должно быть направлено на гармонизацию межэтнических, межрелигиозных отношений, предупреждение экстремизма.
Для реализации вышеуказанных целей и снижения уровня радикализации общественных настроений разрабатываются региональные и муниципальные целевые программы. Подобного рода целевые программы являются концентрированным выражением государственной политики по содействию позитивной стабильности межэтнических, межконфессиональных отношений в отдельно взятом субъекте или муниципальном образовании Российской Федерации.
Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с органами местного самоуправления может осуществляться в реализации данных программ посредством организации и активного участия в фестивалях, форумах, конференциях, региональных творческих конкурсах, посвященных вопросам толерантности, нетерпимости к экстремистским проявлениям и ксенофобии, повышения культуры межэтнического общения. К этой деятельности целесообразно привлекать региональные общественные палаты, молодежные движения и общественные организации конструктивной направленности.
Работа правоохранительных органов по профилактике экстремистских проявлений в образовательных организациях (школах, колледжах, ВУЗах) должна носить систематический характер. Не ограничиваться беседами на правовые темы. Учитывая многонациональный состав нашего государства, необходимо разрабатывать совместные программы по гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, воспитанию уважения к культуре, истории, языку разных народов России, мировым культурным ценностям.
Помимо лекций и бесед на правовые темы с подростками и учащейся молодежью, весомым вкладом может стать оказание помощи в создании клубов и молодежных центров по изучению национальных традиций, обрядов, обычаев и религий с целью воспитания культуры межэтнического и межрелигиозного общения.
Совместно с общественными организациями необходимо периодически проводить мониторинг межэтнических отношений в регионе, уделяя особое внимание молодежной среде. Данные мероприятия позволят своевременно выявить участки социальной напряженности, предотвратить вероятные конфликты на почве усиления экстремистских (протестных) настроений.
При осуществлении данной деятельности представляется целесообразным шире задействовать потенциал разработанной Федеральным агентством по делам национальностей государственной информационной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Эффективность профилактических мер в значительной степени зависит от уровня пропагандистской и просветительской работы.
С целью профилактики молодежного экстремизма, проявлений нетерпимости и ненависти к лицам иных национальностей, религий и этносов, привития навыков ведения межконфессионального диалога необходимо широко использовать возможности средств массовой информации. Публикации в местной и региональной прессе, выступления на радио, участие в телевизионных дискуссиях с представителями органов государственной власти, религиозных и общественных организаций, студенческой и учащейся молодежи должны стать обязательной частью практической деятельности сотрудника полиции по предупреждению экстремизма в молодежной среде.
В противовес радикальным молодежным движениям, сотрудники правоохранительных органов при взаимодействии с общественными организациями должны оказывать помощь молодежным движениям и организациям конструктивной направленности в подготовке и проведении общественных акций против ксенофобии и межэтнической розни. Целью таких общественных акций должна стать пропаганда благосклонности, укрепления диалога между этносами и конфессиями в духе терпимости к культурным и религиозным различиям населения отдельно взятого региона, города, поселка.
В деятельности по снижению уровня межэтнического противостояния и достижения согласия между различными конфессиями необходимо использовать возможности религиозных организаций и профессиональных союзов, которые уделяют особое внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи.
Важная составная часть профилактики экстремизма — активная включенность в решение проблем экстремизма организаций гражданского общества, в первую очередь — организаций этнического характера.
Оговаривая важную роль данных субъектов в деле профилактики экстремизма нельзя не обозначить необходимость строгого контроля за ними с целью предупреждения превращения данных институтов из органов профилактики экстремизма в средства по его распространению.
Таким образом, взаимодействие органов внутренних дел и органов государственной власти в осуществлении профилактических мер по предупреждению молодежного экстремизма способствует повышению общественно-политического, правового сознания, духовно-нравственного и культурного уровня молодежи и населения в целом, является залогом укрепления стабильности и взаимопонимания в обществе.

3. Положительный опыт организации работы по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде

Противодействие экстремизму среди молодежи является одной из приоритетных задач как МВД России, так и заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Идеологи и лидеры всего спектра деструктивных сил — от экологов-экстремистов до анархистов и антиглобалистов — сделали основную ставку на молодежь, поскольку она мобильна, но зачастую не имеет четких нравственных и идеологических ориентиров. Молодые люди, в том числе несовершеннолетние, целенаправленно вовлекаются в несанкционированные акции, флешмобы, из их числа создаются специальные боевые отряды и группы.
Проведенный анализ показывает, что молодежь составляет основной костяк экстремистских группировок — от 80 до 90%. Именно руками молодежи совершаются наиболее опасные насильственные преступления, в том числе убийства на почве ксенофобии. Основная часть экстремистских преступлений в 2017 году также совершена молодыми людьми, в том числе несовершеннолетними.
Отсутствие надлежащего контроля за процессом обучения и воспитания детей создает предпосылки для установления в подростковой, молодежной среде фанатичных моделей поведения, основанных на деструктивной религиозной идеологии, влияние которой расширяется.
Кроме того, при помощи сети «Интернет» реализуются сценарии «цветных революций», направленных на насильственное изменение конституционного строя, дезорганизацию деятельности органов государственной власти, зачастую привлекая при этом молодежь.
Так, размещение 2 марта 2017 года в сети «Интернет» фильма- расследования «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального «Он вам не Димон» вызвало большой общественный резонанс, который был незамедлительно использован для организации серии антиправительственных протестных акций.
Отличительной чертой прошедших мероприятий стало участие в них большого количества несовершеннолетних пользователей Рунета.
Кроме того, лидеры радикальной оппозиции используют молодежь в так называемых акциях прямого действия. Так, лидер националистического движения «Артподготовка» В. Мальцев (в настоящее время скрывается от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 280 УК РФ во Франции) призывал молодежь к свержению действующей власти.
Собранные материалы позволили в судебном порядке признать данное движение экстремистской организацией и запретить ее деятельность на всей территории страны (решение Красноярского краевого суда от 26.10.2017 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018).
Попытки проведения провокационных мероприятий зафиксированы в более чем 20 регионах страны (в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Волгоградской, Воронежской, Самарской, Саратовской, Иркутской, Калининградской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Томской, Тульской, Ярославской областях, Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском краях).
Последние годы в целом наблюдается тенденция прироста количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности за счет выявленных в сети «Интернет» (1151 в 2017 году).
Во взаимодействии с Роскомнадзором и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2017 году удалено более 7 тыс. материалов (7302), признанных судами экстремистскими и запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, ограничен доступ более чем к 3,6 тыс. интернет-ресурсам (3633).
23 мая 2018 года дан старт Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет детям», в ходе которой в течение года с учащимися школ будут проводиться уроки с разъяснениями об опасностях, поджидающих их на просторах всемирной паутины, в частности, о новых видах кибермошенничества, об угрозах переписки с незнакомыми людьми, а также кто такие тролли, и как правильно на них реагировать.
Особое внимание уделяется деятельности националистических и профашистских молодежных группировок, совершающих тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления по мотивам национальной розни, ненависти и вражды. В целях нивелирования данной угрозы подразделениями по противодействию экстремизму органов внутренних дел реализуется комплекс оперативно-профилактических мероприятий.
В учебных заведениях во взаимодействии с представителями территориальных органов безопасности, прокуратуры, духовенства, органов местной власти и иными заинтересованными министерствами и ведомствами продолжена практика проведения лекций, бесед с разъяснением истинной сути идеологии радикальных течений в исламе.
Под эгидой Минобрнауки России с участием МВД России и других заинтересованных органов власти осуществляется деятельность Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которой также рассматривается широкий круг вопросов, касающихся профилактики правонарушений несовершеннолетних и в отношении них. Аналогичные комиссии созданы и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Только в 2017 году в целях профилактики преступлений экстремистской направленности и террористического характера в учреждениях образовательной сферы и местах организованного отдыха прочитано более 935 тыс. лекций по правовой пропаганде, в том числе по противодействию распространению экстремистской идеологии. При проведении таких мероприятий сотрудники подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних демонстрировали учащимся тематические видеофильмы и слайды. Осуществлено более 62 тыс. выступлений в средствах массовой информации.
МВД России совместно с Минобрнауки России подготовлено и направлено в субъекты Российской Федерации информационно-методическое письмо с разъяснением правовых основ проведения работы по профилактике распространения идей экстремизма в подростковой среде.
Осуществляется выполнение мероприятий в рамках реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Необходимо отметить, что в субъектах Российской Федерации реализуются программы, направленные на социализацию молодежи, вовлечение ее в позитивные социальные проекты. Создана система поддержки детских и молодежных организаций. Во многих регионах налажено межведомственное взаимодействие с другими субъектами профилактики экстремизма (органы образования, культуры, охраны правопорядка). Органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации активно участвуют в реализации программ по формированию межнациональных и межконфессиональных отношений, духовно-нравственному и гражданско-патриотичсскому воспитанию. Имеется позитивный опыт работы с неформальными объединениями молодежи и молодежными субкультурами, объединениями болельщиков.
Эффективные шаги по нормализации межконфессиональных и межнациональных отношений, в том числе и в молодежной среде, предприняты в рамках деятельности Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (далее — МВК).
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации, а также определения вектора развития государственной политики на антиэкстремистском направлении, в 2014 году Межведомственной комиссией разработана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Утвержден и выполняется план мероприятий по ее реализации.
Так, только в 2017 году на заседании МВК в марте рассмотрен вопрос «О ходе создания государственной системы ресоциализации подростков подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии», в октябре — «О ходе подготовки к проведению Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017, организации работы по продвижению в рамках данного мероприятия идей межнационального и межконфессионального мира и согласия, недопущению экстремистских проявлений в молодежной среде».
Кроме того, в феврале т.г. на очередном заседании МВК рассмотрен вопрос «О реализации Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12,2014 № 2716-р».
На сегодняшний день в эксплуатацию введено 35 таких центров, в текущем году планируется открыть еще два.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...