Ракетный комплекс «Точка У» — первое советское высокоточное оружие. Точка (тактический ракетный комплекс) Точка у мощность взрыва

Как сообщает информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в силовых структурах Южного федерального округа, российская военная база в Южной Осетии получила на вооружение дивизион оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка-У» . Грузинские спецслужбы уже получили официальное уведомление о развёртывании в Южной Осетии ракетного вооружения.
В декабре 2010 года стало известно, что российская военная база, дислоцированная неподалеку от Цхинвали, получила дивизион реактивной системы залпового огня «Смерч». Решение о размещении ракетного вооружения на территории Южной Осетии было принято «для предотвращения возможной агрессии со стороны Грузии ».

Российская военная база была развёрнута в Южной Осетии после августовской пятидневной войны 2008 года и признания республики со стороны России. Российский контингент дислоцирован в гарнизонах Цхинвали и Джавы . По соглашению с местной властью, база размещена на 49 лет с возможностью продления срока.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Модернизированный тактический (дивизионный) ракетный комплекс «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B «Скарабей») стал поступать в войска в 1989 году. Организационно ракетный комплекс представлен в составе бригады, в которую в ходит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее.

В состав ракетного комплекса входят:
— ракета 9М79М с различными типами боевых частей;
пусковая установка 9П129-1М;
— транспортно-заряжающая машина;
— транспортная машина;
— автоматизированная контрольно-испытательная машина;
— машина технического обслуживания;
— комплект арсенального оборудования.

Пусковая установка смонтирована на трёхосном амфибийном автомобильном шасси БАЗ-5921. Передняя и задняя пары колёс - управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота - 7 метров. Состав аппаратуры пусковой установки обеспечивает возможность абсолютно автономного её применения.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»:
Дальность стрельбы - 15…120 км
Скорость ракеты - 1000 м/с
Стартовая масса - 2010 кг
Масса боевой части - 482 кг
Боевые части (БЧ) ракеты :
— специальные;
— кассетная - 50 боевых элементов весом по 7,45 кг;
— осколочно-фугасная;
— осколочно-фугасные с радиолокационной головкой самонаведения.
Время подготовки к пуску:
— из готовности № 1 - 2 мин.
— с марша - 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом) - 18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ:
— по шоссе - 60 км/час
— на плаву - 8 км/час
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой) - 650 км
Технический ресурс боевых машин - 15000 км.
Экипаж - 4 человека.

Баллистическая ракета 9М79М отличается от ракет предшествующих тактических ракетных комплексов тем, что управление полётом ракеты осуществляется не управлением времени работы двигателя и не заданием первоначального угла запуска, а с помощью аэродинамических элементов управления - крыльев и имеющих оригинальную решётчатую конструкцию рулей.

Кроме того, аэродинамические рули продублированы газодинамическими, установленными на выходе сопла реактивного двигателя. При этом корректируется не только баллистическая траектория, но и осуществляется наведение на конечном её участке (в том числе и по командам радиолокационной головки самонаведения). Газодинамические рули обеспечивают управление на начальном участке траектории, когда при низкой скорости полёта аэродинамические недостаточно эффективны.

Ракеты снабжены однорежимным реактивным двигателем на твёрдом топливе , что обеспечивает высокую готовность комплекса к боевому применению, в отличие от комплексов с неампулизированными ракетами на жидком топливе, где операции по заправке ракет отнимали много времени, при этом храниться заправленные ракеты могли только очень ограниченное время.

Изначально комплекс разрабатывался под применение специальной (ядерной) боевой части. Кроме них были разработаны осколочно-фугасная и кассетная боевые части, а также боевые части с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Боевая часть неотделяемая.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части для большей эффективности производится на высотах порядка 10-20 метров . При этом БЧ спроектирована таким образом, что при подрыве образуется сфокусированная взрывная волна и направленная струя осколков. При этом сама ракета осуществляет доворот до положения, близкого к вертикальному по отношению к поверхности земли.
Всё это вместе повышает эффективность действия боевой части по уничтожению заглублённых командных пунктов или складов инфраструктуры противника. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 3 гектара.

Раскрытие кассетной боевой части, снабжённой 50 боевыми элементами осколочного действия, происходит на высоте 2 километров . Предназначена такая боевая часть для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 7 гектар.

Ракеты с боевыми частями, снабжёнными пассивной радиолокационной ГСН , предназначены для поражения целей, оснащённых радиолокационными станциями. В частности, такие ракеты применялись в стационарных береговых противокорабельных комплексах.

/По материалам lenta.ru и ru.wikipedia.org /

В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения , г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету , состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла ; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолёты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолёты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Боевое применение

Боевые действия в Чечне

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские войны . Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута , в спецоперации в селе Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села - на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД - была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно - удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

Южная Осетия (2008)

Комплексы применялись российской армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года .

Украина (2014-2017)

Применялся украинской армией в вооружённом конфликте на востоке страны , в частности во время боёв за Саур-Могилу

Вторжение в Йемен (2015)

Происшествия

Украина (2000)

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары , пробив здание с девятого по второй этаж. Погибло 3 и ранено 3 человека . По счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв могло быть значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты .

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан - около 4 ракет 9М79, количество ПУ неизвестно, по состоянию на 2013 год
  • Армения Армения - от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Белоруссия Белоруссия - 12 единиц по состоянию на 2016 год
  • Йемен Йемен - 10 единиц по состоянию на 2013 год
  • Казахстан Казахстан - 45 единиц 9К79 по состоянию на 2013 год
  • КНДР КНДР - местная копия KN-02 Toksa , ПУ на базе МАЗ-63171.
  • Россия Россия - около 300 единиц по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия - более 18 единиц по состоянию на 2013 год )
  • Украина Украина - 90 единиц по состоянию на 2013 год
  • НКР НКР - Несколько единиц по состоянию 2016 год

Снято с вооружения

Примечания

Сноски

Источники

  1. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. - СПб. : В&К, 2001. - С. 266. - 294 с. - ISBN 5-93414-063-9 .
  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков. Розы и ракеты // Нива. - Астана: Нива, 2007. - Вып. 4 . - С. 155-161 . Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI. 9К79 Точка - SS-21 SCARAB (неопр.) . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.

Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab".

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):

  • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
  • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
  • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
  • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
  • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
  • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).

Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 - тренажер оператора.
  • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части.

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

1.Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.

Внутри КПО находится:

  • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
  • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
  • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
  • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
  • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..

Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута – передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части – 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

  • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
  • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
  • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
  • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
  • 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние– 2шт (9Б89 – 4 шт.)

Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке.

Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

Двигательную установку.

Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

  • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
  • АА-86 - ядерная особой важности,
  • АА-92 - ядерная
  • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
  • 9Н123К - кассетная,
  • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса "Точка-У"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса "Точка-У"

Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы..............минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) км
Скорость ракеты..................300-500 м/с
Стартовая масса..................2010 кг
Тяга двигателя..................9788 кгс
Время работы..................18-28 с
Подлётное время на максимальную дальность............136 с
Боевые части (БЧ).........массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
Время подготовки к пуску........из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)...............18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой.......по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/ч
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)............650 км
Технический ресурс боевых машин..................15000 км
Экипаж..................4 чел.

Разработка дивизионного ракетного комплекса «Точка» была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения ракетной установкой наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С. П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет «Точка» были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации «Точка-Р», с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т. д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. При этом конструкция ракеты, за исключением боеголовки, оставалась без изменений. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79 «Точка-У». Основным отличием его является большая дальность и меткость стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 « Scarab».

Комплекс «Точка-У» вооружен ракетой 9М79, которая имеет исполнения 9М79Ф, 9М79К и т. д., в зависимости от типа боевой части. Головная часть может быть ядерная АА-60, фугасная 9Н123Ф, кассетная 9Н123К и другие. Кассетная головная часть содержит кассету с пятьюдесятью суббоеприпасами осколочного действия. Двигатель ракеты твердотопливный однорежимный. Головная часть ракеты в полете не отделяется. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. На конечном участке траектории происходит доворот ракеты и вертикальное пикирование на цель. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв головной части над целью.

Система управления ракеты автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ее исполнительными органами служат решетчатые аэродинамические рули, размещенные на хвостовом отсеке ракеты и приводимые в действие рулевыми машинками. На начальном отрезке траектории, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, управление происходит с помощью газодинамических рулей. Питание бортовых потребителей электроэнергии осуществляется от генератора, турбина которого приводится во вращение горячим газом, вырабатываемым блоком газогенераторов.

Для наведения «Точки-У» на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника. Сейчас основным источником фотоснимков служит архив Центра космической разведки ГРУ.

Основные боевые машины комплекса - пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218–1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16–20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под требуемым углом возвышения.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218–1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесном шасси 5921 и 5922. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Кроме пусковой установки и ТЗМ в состав комплекса входят автоматизированная контрольно-испытательная машина, машина технического обслуживания, комплект арсенального оборудования и учебные средства.

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2–3 РДН), в дивизионе - 2–3 стартовые батареи, в батарее 2–3 пусковые установки. Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки.

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс «Точка-У» активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки, которые отслеживали затем баллистическую траекторию полета ракет до момента поражения.

ТТХ

Тактико-технические характеристики ПУ 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом), кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град. С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ, кг 17800
Грузоподъемность, кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с 300 при 2600 об/мин
.

В вооруженных силах Украины комплекс состоит на вооружении единственного подразделения: 19 РБр (ракетная бригада), в/ч А4239, г.Хмельницкий. На вооружении до 12 ПУ (пусковых установок), разделенных ни то на три, ни то на четыре ракетных дивизиона. Точное количество "живых", боеготовых ракет неизвестно, хотя бы потому, что все они уже просрочены минимум на 10 лет, а заводское продление ресурса недоступно для Украины. Полагаю, что даже сами украинские генералы не знают точного количества и предпочитают использовать изделия с наименьшим возрастом. По некоторым данным, на 2014 год, общее количество было около 300 ед.

Достоверно известно о двух районах стартовых огневых позиций (ОП) комплекса: Краматорский аэродром, Логвиново-Калиновка (туда они выдвигались в конце августа - начале сентября 2014г. для того чтобы "доставать" до Иловайска и окрестностей).

Список пусков

Позволю себе проявить некоторый методологический волюнтаризм и не стану следовать строгой хронологии запусков (тем более, что по большей части это и невозможно сделать), а для начала сфокусируюсь на важных для анализа пусках.

Части ракеты, породившей одну из самых меметичных картинок, связанных с войной на Донбассе

Благодаря сознательным гражданам определить место падения не составит проблемы (подпись на картинке: "Белояровка").

Попобуем привязать используя ориентиры на местности. Подробно "привязывать" привязку (т.е. показывать в какой части области/региона это находится, где север-юг, какие ближайшие города/поселки) я не буду - ниже в каждом случае будут даны координаты мест падения, все желающие могут убедиться в корректности привязок, или напротив, покритиковать их.

Изи. Рассмотрим двигательный отсек [на самом деле тут двигательный плюс рулевой отсеки, иногда сохраняется еще и приборный, но для краткости буду называть все эти остатки в дальнейшем "двигательный отсек"] поближе на более контрастном фоне:

Ничего особенного. Палочка, мимо которой пролетишь и не заметишь, сочтя за шум (да, непросто будет их искать в Google Earth...).

Но самая пикантная деталь состоит вот в чем. Как известно, кассетная ГЧ ракеты комплекса несет в себе ровно 50 суббоеприпасов 9Н24.

И всех их можно наблюдать:

Какая красота! Чистое поле, идеально для подсчета и оценки. На нем обнаруживается 45+ воронок от этих самых боевых элементов (некоторый процент несработавших суббоеприпасов - обычное дело для любого кассетного оружия, тем более для овер 20-летнего, как в данном случае). Они распределены в окружности диаметром примерно 300 м.

Заметим, что двигательный отсек, отделившись на высоте 2.2 км упал в 400 метрах западнее центра области поражения. Притом что ракета летела с севера на юг. Т.е. отсек ушел вправо по направлению стрельбы. Произошло ли это под действием случайных факторов или это характерное для всех ракет отклонение? Вопрос повис в воздухе.

Тут может возникнуть справедливый вопрос, "а с чего ты взял, что это "точка" оставила? да это просто воронки от Града!". Справедливо. Взглянем на следы поближе.

Характерной их особенностью является форма - правильный круг. В отличии от снаряда ствольной (и большинства реактивной тоже) артиллерии, суббоеприпасы 9Н24, за счет матерчатого стабилизирующего устройства, приземляются вертикально. И область поражения осколками равнонаправлена во все стороны, в результате чего можно наблюдать след в виде правильной окружности. Тогда как летящие под углом осколочные снаряды артиллерийских систем оставляют характерный веер.

Эти особенности пригодится для верификации остальных пусков комплекса.

Да, кстати, на пруфе выше воронки взяты с соседнего поля. Ибо вглядевшись в него, можно видеть ту же самую картину - кружкИ, вписанные в окружность диаметром ~300 метров. Тут, правда, точно подсчитать количество боевых элементов не получится (мешают кусты и река Крынка), но плотность распределения аналогичная.

Точно также в ~400 м на запад находится некий объект длиной пару метров, на контрастном фоне выглядящий как палочка (хотя тут можно и поспорить).

Короче говоря, я думаю, что это следы еще одной "Точки". Оно и логично, на видео пусков комплекса обычно можно наблюдать работу именно пары ПУ:

Учитывая это допущение, картина складывается вот такая:

Ну и что тут можно сказать о боевой эффективности примененных средств?

Думаю, не слукавлю, если скажу, что она даже не стремиться, а просто-напросто РАВНА нулю. В молоко запустили, как говорятся. Никакого ущерба не нанесено, даже по домам гражданских не попали (что ВСУ умеет делать лучше всего), а с точки зрения пропаганды, польза явно отрицательная.

Результаты пуска

Тип ракет: 9М79М, н.д.

б/н: Ш89466, н.д.

Тип ГЧ: обе кассетные

н.п.: Белояровка

Координаты: 47.7989949, 38.571732; 47.8027531, 38.5639268

Эффективность: днище


По таблице можно видеть, что если в начале использовались в основном ракеты 9М79М, то с какого-то момента большинство пусков - это более "свежие" 9М79-1. Связано ли это со взрывом при пуске 24.08 ракеты 9М79М? Очень может быть.

Гм. "Точка"? На календаре, напомню, 26 августа, т.е. два дня как дуют ветра. Это что же получается, север давил украинскую артиллерию "Точкой-У"? Кремлевский карлик поднял свою ядерную дубину на мирноДемонстрантов-онижедетей из 26 отдельной артбригады? #ДляГааги ?

Дело в том, что при внимательном изучении можно видеть, что топливный отсек находится в земле задом наперед (направление стабилизаторов). К тому же, отсеки в землю не втыкаются (как они выглядят на земле, мы-то с вами знаем хорошо - читай простыню выше). Да и с самим отсеком явно что-то "не то":

А ларчик просто открывается, достаточно отмотать спутниковый снимок на один день назад:

Это есть не что иное, как пусковая установка 9П129. Приунывшая, с известного видео

Въедливый читатель может сам сравнить характерные ориентиры.

Обратите внимание на частицы неестественно-кислотного цвета на поле - следы алюминия, окисленного перхлоратом аммония (сгоревшее ракетное топливо).

Да, хлеб теперь с этих полей лучше не употреблять. Хотя, какой уж там хлеб, как раз тут в данный момент проходит линия соприкосновения.

И вовсе это не воронка оказалась, а перекопанная лопатами земля.

В общем, это те самые стартовые позиции комплекса, упомянутые в начале статьи.

Военнослужащий 19 РБр, непосредственно наблюдавший взрыв, подтвердил как эти догадки, так и то, что пусковая была потеряна (не была починена и ушла на запчасти):

Итого:


  • Подавляющее большинство ракет найдено на карте.

  • Найдены (аналитически вычислены) следы неизвестных ранее ударов.

  • Выявлены топографические закономерности оставляемых комплексом ударов (в варианте кассетной ГЧ ракетный блок падает в 400-х метрах от центра области поражения, область поражения имеет диаметр 300-350 метров, имеет характерные воронки).

Факты показывают, что боевая эффективность комплекса в руках ВСУ низкая. Отдельный случай успешного применения на общую картину не влияет.

Неумелая хуторянская пропаганда раздула это оружие в глазах кастрюль до масштабов вундерваффе, способного, в случае чего, "дать по зубам агрессору" и прочий бред. Однако это тот самый вид оружия, эффективность которого прямо пропорциональна уровню боевой подготовке экипажа (конечно, это присуще любому виду вооружения, но здесь это проявляется особенно остро). Но, поскольку у Украины нет возможности ни производить, ни капиталить ракеты комплекса (и в ближайшем будущем не предвидится), то и возможности повышения качества боевой подготовки при помощи учебных стрельб будут крайне ограничены (если не сведены к нулю, для экономии дефицитных ракет). А это значит, что при очередном серьезном обострении, ракетчики из 19 РБр опять возьмутся за старое и ничего иного, кроме запуска ракет по жилым секторам городов, скорее всего, выдать не смогут.

Если, конечно, к тому времени эта проблема не отпадет сама собой из-за появления у вооруженных сил ДНР/ЛНР способных справляться с этими ракетами зенитно-ракетных комплексов. Шахтного базирования;)

Ну а пока СК РФ процессуально закрепляет улики по применению комплекса (надеюсь, материалы, или их часть, будут выложены в публичный доступ, т.к. там упомянуты интересные детали), можно сказать о том, что не получилось сделать:


  • Не удалось найти четких классифицирующих признаков, позволяющих распознавать применение ракет с фугасной головной частью. На данный момент нельзя даже точно сказать, использовались ли вообще фугасные ГЧ. Т.е. попытка определения типа ГЧ по обломкам ракет и спутниковым снимкам оказалась неудачной. Надежно определяется лишь кассетная ГЧ, когда на снимках явно наблюдается 45-50 воронок.

  • Не найдено четкой логики направления отклонения блока и субов в процессе падения (неявно доминирует отклонение блока направо от области относительно направления полета ракеты). Наверное, это все же случайный процесс и ее не должно быть.

  • Ну и задача-максимум не выполнена. "Темные пятна" в применении комплекса пока остаются (хоть их и стало на порядок меньше).

Поэтому я призываю всех честных и порядочных людей, демократических журналистов, геев и подписчиков паблика "Тиск" скидывать в комментарии на сайте LostArmour.info фото-видео инфу, которая могла бы помочь в систематизации применения комплекса "Точка"/"Точка-У" на Донбассе. В особенности это касается плохо освещенных случаев применения (не найденных на карте в данном обзоре, с малым количеством фото, etc.) и фото номеров ракет.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...