Распиновка AGP interface. AGP-разъем к материнской плате Слот agp для карты на материнской плате

"Хотелось бы обмусолить тему, дабы раз и навсегда разобраться с вопросом на чём гонять АГП." - XSS

В данной статье (надеюсь, не последней) пойдёт речь о том, какие существуют платформы для бенчмаркинга видеокарт с интерфейсом AGP . Если ваша задача - срубить побольше боинтов на всем известном сайте (как это не слышали? Пишите, расскажем ), то вы не по адресу - на AGP много не заработать. Взяв топовый на данный момент процессор, разогнав его на воздухе и отгоняв десяток самых популярных видеокарт прошлых поколений, вы таким образом получите больше трешебоинтов, чем отгоняв, пожалуй, все AGP карты. Потому бенчмаркинг AGP - вопрос личного интереса, "old school", дань памяти и каждый сам решает, чего ещё.

Основная проблема, стоявшая перед 3D-бенчмаркингом - это процессорозависимость. Именно она не даёт полной отдачи от разгона видео, а порой позволяет на дефолте обходить разогнанные карты. Хотя кажется, что карты AGP настолько слабы, что их процессорозависимость минимальна, это не так. Раньше основная битва в стане AGP была между socket A и socket 478 .

Мы же рассмотрим, какие возможности для бенчмаркинга AGP видеокарт появились спустя почти 10 лет с выхода вышеупомянутой статьи, где, кстати, гоняли предпоследнее поколение AGP -видеокарт.

Платформа Intel

Проверенные решения

Тут практически без вариантов поделки от ASRock. Материнские платы широко используются и поддерживают все LGA775 процессоры (а именно - включая Penryn). ASRock ConRoe865PE Северный мост - Intel 865PE . Заявлена поддержка всех Core2 и Core2 Quad на Kentsfield. DDR1. С разгоном в BIOS уныло. Напряжение питания процессора изменяется простым вольтмодом. Обсуждение на overclockers.ru ASRock 4CoreDual-SATA2

Другие решения

Чипсет Intel 865G . Официально не держит квады. Самый максимум X6800 . Для платы существует модифицированный BIOS , значительно расширяющий её возможности.

Северный мост - VIA P4M800 Pro . Последний BIOS датируется серединой 2007 года, потому плата наверняка не поддерживает Penryn. Таким образом, её предел - X6800. Gigabyte GA-8I865GME-775-RH

Северный мост - Intel 865G . Ревизии 2.0 , 3.9 и 6.6 поддерживают Core2 65nm, последняя ревизия 6.6 - квады до QX6800 (про поддержку QX6850 не говорится, хотя по идее должен а пониженной шине). Последний BIOS, датирован 2007 годом, т.е. поддержки Penryn наверняка нет. Визуальные отличия между ревизиями платы можно изучить на следующем картинке:

Gigabyte GA-VM800PMC

Северный мост - VIA P4M800 Pro . Поддерживает только Pentium Dual-core E2xxx и Core2 Duo E4xxx. Официально не поддерживается даже E6xxx, не говоря уже про квады и Penryn. В порядке рабочего бреда стоит также упомянуть следующие платы:

Эти ревизии поддерживают Pentium Dual-core E2200/2220 и Core2 Duo E4300. Больше хорошего про них говорить не стану, да и не могу.

Следует напомнить, что чипсет должен работать с максимальной частотой и независимо от памяти (уметь менять делители памяти). На процессор, в большинстве случаев, должно быть повышено напряжение, что возможно только модификациями материнских плат. Вольтмод чипсета также рекомендуется в некоторых случаях. С процессорами, как и везде, два варианта. Разгон по шине и свободный множитель.

Разгон по шине. За точку отсчёта возьмём 300 МГц по шине, что для большинства матерей и на Intel и на VIA вполне реально. Для достижения максимального эффекта нужна низкая номинальная шина, высокий множитель и как можно бОльший кэш. Обращаю отдельное внимание, что речь идёт о теоретическом пределе разгона по шине, исходя из предела в 300МГц для материнской платы. Соотносите данные с объективной реальностью - что на E5800 вы не достигнете шины 300, поскольку частота 4800МГц на воздухе для E5xxx - недостижима. Ближе к реальности - около 4ГГц, для E4xxx - 3,7-3,9ГГц. Для E8400 реально уйти выше названной частоты, поскольку 300МГц взято из 99% гарантии работы, а на деле платы могут 320МГц, а порой и выше. В идеале - проверяйте сперва свои процессоры на приличных материнских платах на предмет разгонного потенциала, отношения к повышению напряжения, FSB wall и т.п. 2 ядра, 2 кэш, 200 шина Самый простой и бюджетный вариант.

  • Core 2 Duo E4600 или Core 2 Duo E4700

2 метра кэша шина 200(800) МГц. Множитель 12/13. С разгоном до 300 по шине предельная частота 3600/3900 МГц.

  • Pentium Dual-Core E5700 или Pentium Dual-Core E5800

Всё те же унылые 2 метра кэша, та же шина, меньший техпроцесс, но повыше множители - 15/16 и получше производительность. Предельная частота 4500/4800 МГц. 2 ядра, 3 кэш, 266 шина

  • Core 2 Duo E7500 или Core 2 Duo E7600

Множитель 11/11,5. С разгоном, соответственно, 3300/3450 МГц. И неизвестно, как поведёт себя мать с дробным множителем в случае с E7600. 2 ядра, 6 кэш, 333 шина

Множитель 10, что с обсуждаемой частотой шины даёт 3000 МГц. Обладая могучим кэшэм в 6 метров он может обогнать все вышеописанные процы в 3дмарках, если конкретная карта в тесте не упирается в производительность процессора. 4 ядра, 8 кэш, 266 шина

Наверное идеальный вариант из дешёвых квадов, если выбирать только из Intel. Точно поддерживается большинством матерей (официально не поддерживается 775Dual-VSTA и P5PE-VM). Предельная частота 3000 МГц. 8 метров кэша и 4 ядра для AGP вполне круто в ядрозависимых марках (3DMark06). Разгон с множителем

Лютая интеловская экзотика, скорее даже исключение из правил. Свободный множитель. По умолчанию 11, шина 266. К сожалению, кэш всего 2 метра. На воздухе процессор полностью аналогичен E5700/5800, поскольку сверхвысокие множители E6500K недостижимы из-за слишком большой итоговой частоты (E6500K гонится как E5200-5800, т.е. 4,5-4,7 ГГц на воздухе не может, как E8400-8600) Из шести штук XE процов под 775 интересны только три с половиной.

  • QX9770 - топовый процессор. Даже номинальная шина недостижима на обсуждаемых материнских платах, потому работать он будет на меньшей шине. По сути, для нас он является Wolfdale со свободным множителем, от 4-х ядер толку около нуля.
  • QX9650 - то же самое, но дешевле. Потому, если не жалко денег, рекомендуется к приобретению, как лучший для тестов AGP как минимум на Intel.
  • X6800 Единственный в линейке с двумя ядрами. Шина 266, но настораживает всего 4 метра кэша. Что удивительно, на данный момент на ебее дешевле, чем более унылый E6500K, о котором выше.
  • QX6700 8 кэша, 266 шина.
  • Если хватает денег и не жалко - QX9770/9650, получаем Wolfdale с шестью метрами кэша со свободным множителем
  • Если денег поменьше - берём E5300-5800 (с младшими придётся чуть больше выжать шину, чтобы достичь предела камня), в связку рекомендуется взять E8400/8600 для прироста в нетребовательных к мощности CPU случаях
  • То же, но с мощным криогенным охлаждением и желанием не быть как все - вместо E5800 ищем E6500K
  • Самый простой вариант из конкурентоспособных - E4600/4700

Платформа AMD


Классическая схема - южный мост NVIDIA nForce3 250 , при этом разведена память DDR2 и поддерживаются Phenom II. Плата не поддерживает разблокировку ядер, т.е. если вы собрались гонять 3DMark06 на 4-х ядрах - вам нужен Phenom II X4.

Более извращённая схема, использующая в качестве чипсета связку ULi (купленная NVIDIA) M1695 + nForce3 250 , а потому обладающая PCI-E и AGP портами, в остальном идентичная AM2NF3. Также не поддерживает разблокировку ядер. Процессоры

  • AMD Phenom II X2 555-570 Black Edition
  • AMD Phenom II X4 955-980 Black Edition

Желательно искать процессоры степпинга C3, по причине их более высокого разгонного потенциала.

Начало эпохи PCI-Express

Настало время, когда даже пропускной способности интерфейса AGP 8x перестало хватать, да и назрела необходимость замены старому PCI. Тогда-то и появился 3GIO (3rd generation I/O - система ввода-вывода третьего поколения) с кодовым названием Araphoe . То, что сейчас известно как PCI-Express . Когда стандарт был принят, Intel возвестила, что следующий виток эволюции (в лице чипсетов i915P/925X) будет сопровождён полной сменой инфраструктуры - socket 478 на socket T (AKA LGA775), DDR1 на DDR2, AGP на PCI-Express. Производители GPU, имеющие чипы с интерфейсом AGP быстро обновляют свои решения - ATI выпускает Radeon X-серии с родной поддержкой PCI-E, NVIDIA создаёт двухсторонний переходной мост HSI, позволяя производителям адаптировать чипы с интерфейсом AGP для стандарта PCI-Express, и даже XGI создаёт свой переходной мост . Переходной мост Rialto создала и компания ATI, но использовался он только для создания AGP-версий PCI-E видеокарт.

XGI XG47

Radeon 3850 AGP

Отдельно отличилась NVIDIA - чип NV40, выпущенный под именем Geforce 6800GT/Ultra, имел интерфейс AGP и попал как раз в момент появления PCI-Express. Вместо того, чтобы воспользоваться тем же решением, что в Geforce PCX и распаять на плате мост HSI, NVIDIA распаивает HSI прямо на подложке GPU! Решение получило название NV45, но недолго просуществовало, уступив место NV41 и NV42, имевшим врождённую поддержку PCI-E.
В это переходное время, как обычно и бывает, начали появляться решения, стремящиеся помочь тем, кто не попадал в эволюционный виток, навязанный Intel - т.е. тем, кто имел мощную AGP видеокарту и хотел обновить старую AGP систему, либо наоборот, имел AGP платформу, не уступающую в производительности новой LGA775, но хотел обновить видеокарту. Были созданы и продемонстрированы версии карт, обладающие двумя интерфейсами - как AGP, так и PCI-Express.

HIS X1600 Pro

Переходники

Поскольку мост HSI работает в обе стороны, то идея переходника, можно сказать, витала в воздухе. И была воплощена компанией Albatron , выпустившей переходник (A GP To P CI-E).

Переходник Albatron ATOP

Система с переходником Albatron ATOP в действии

Казалось бы, идеальный вариант для тестирования AGP карт в PCI-E материнских платах. Но ограничения его работы сделали его практически непригодным для использования:

  1. Очень ограниченный список поддерживаемых карт (Geforce 2, являющийся ближайшим родственником поддерживаемой Geforce4 MX, не запустился. Равно как ни одна карта ATI)
  2. Из-за джамперов, задающих, видимо, Dev_ID страпы, карта определяется драйверами и GPU-Z как соответствующая PCX, т.е. имеющая интерфейс PCI-E, а не AGP.

AGP 2x to PCI66 Такой переходник был сделан не один, но из последних вариантов - это версия trevormaco под названием , где сделан простой электрический переходник AGP в шину PCI. В режиме PCI66 , разъём AGP будет работать в режиме AGP 1x (т.е. без мультиплексирования, но на шине 66МГц). Разрабатывался для видеокарт Voodoo 6000, потому имеет соответствующий ценник и разъём стандарта AGP 2x. Поскольку PCI, то поддерживаются только 3.3В карты.

Переходник AGP2PCI

Система на базе переходника AGP2PCI и 3dfx Voodoo 5500 AGP

Платформа для AGP 2x карт, заключение

Если AGP в целом имеют небольшой запас очков, которые можно заработать, то AGP 2x и вовсе неблагодарное в этом смысле занятие. Помимо экзотики с переходником AGP2PCI, также существуют и платформы для работы с такими картами. В силу того, что материнские платы с поддержкой AGP 8x не поддерживают 3.3В карты, для тестов старых AGP 2x карт приходится использовать материнские платы с универсальным разъёмом AGP, обладающие поддержкой только .

Для платформы Intel подойдут платы на следующих чипсетах:

  • SiS 645
  • VIA P4X266E

Для AMD топовым чипсетом является VIA KT333 , который и используется в большинстве категорий, тем более, что многие процессоры socket A обладают свободным множителем.

Карты с интерфейсом AGP 2x имеют прорезь в отличном от слота AGP 8x месте, потому физически в указанные ранее платы, не влезут. Но влезут в универсальные AGP 4x платы. Существуют также 1.5В AGP 4x платы, у которых прорезь присутствует там же, где у AGP 8x плат, да и с совместимостью те же ограничения (т.е. 3.3В AGP 2x они не принимают).

AGP 2x разъём

универсальный (без ключей) AGP 4x разъём; всеядный

AGP 4x 1.5В разъём или AGP 8x разъём; не принимает AGP 2x карты

Заключение

Надеюсь, данная статья помогла ответить на интересующие вопросы по бенчингу AGP карт, открыла что-то новое или освежила забытое. Хочу высказать благодарность в первую очередь XSS , который в своё время данный вопрос и поднял и начал работу по упорядочиванию имеющихся знаний.

Также выражаю благодарность участникам команд (думаю, сами поймёте, кому): Always More Digital, Hardware Hackers, Team MXS сайт, Team Russia, XtremeLabs.org и просто вольным оверклокерам, если кого-то забыл. Надеюсь, это будет первой ласточкой подобных статей.

AGP (Accelerated Graphics Port) - высокоскоростной канал типа «точка-точка», предназначен для подключения видеокарты к материнской плате компьютера. Разъем создан, прежде всего, для ускорения обработки компьютерной 3D-графики.

С 2004 года фокус пользовательских предпочтений сместился постепенно с AGP на PCI Express (PCIe). К середине 2009 года PCIe -карты доминировали на рынке. Однако, несмотря на такое повальное смещение спроса, AGP-карты все еще существуют на современном рынке, но поддержка OEM-драйверов для них - минимальна. Вообще, следует подробнее рассмотреть различия и преимущества разъема AGP, в сравнении с PCI .

Сравнения AGP и PCI

Поскольку компьютеры со временем становились все более и более графически-ориентированы, последующие поколения графических адаптеров стали расширять границы PCI , шины с общей пропускной способностью. Это привело к скорому развитию AGP - шины, которая ориентирована на графические адаптеры.

Основным преимуществом AGP перед PCI является то, что этот разъем обеспечивает выделенный канал между слотом и процессором, что же касается шины PCI , то она осуществляет обмен, расшаривает данные. В дополнение к отсутствию конкуренции для шины AGP, директивное подключение и направленный обмен данными позволяет добиться более высоких показателей тактовой частоты работы шины. AGP также использует «боковую» адресацию, это означает, что адреса и шины данных распределяются таким образом, что нет необходимости в чтении всего пакета для получения адресной информации. Это достигается с помощью добавления дополнительных 8-битных шин, которые позволяют графическим контроллерам выдавать новые AGP-запросы и команды, причем в то же самое время, пока другие AGP-данные направляются через главную 32-адрессную линию (AD). Это приводит к повышению общей пропускной способности AGP-шины.

Более того, для загрузки текстур, графическая карта PCI должна скопировать информацию из системной памяти (RAM) в буфер обмена карты. Карты AGP же, в свою очередь, способны осуществлять чтение текстур напрямую из оперативной памяти, используя таблицу графических адресов, которая пропорционально распределяет оперативную память по мере необходимости для хранения текстур, что позволяет видеокарте обращаться к этим данным напрямую. Максимальный объем системной памяти, доступной для AGP, определяется апертурой AGP.

История развития AGP

Впервые слот AGP появился на x86-совместимых системных платах, построенных с использованием Socket 7 Intel P5 Pentium и Slot 1 P6 Pentium II процессоров. Компания Intel представила AGP-поддержку в чипсете i440LX Slot 1, 26 августа, 1997 года. Немногим после этого выхода, на рынок хлынул целый поток подобных продуктов и от других проиводителей.

Первыми чипсетами Socket 7 с поддержкой AGP были: VIA Apollo VP3, SiS 5591/5592 и ALI Aladdin V. Что касается компании Intel, то они никогда не выпускали Socket 7 чипсет с поддержкой AGP. Компания FIC продемонстировала рынку первую Socket 7 AGP систему в ноябре 1997 года. То была FIC PA-2012, построенная на платформе чипсета VIA Apollo VP3, новая технология весьма скоро появилась на рынке, сразу после выхода EPoX P55-VP3, также построенного на базе VIA VP3 чипсете.

Наиболее яркими представителями ранних видео-чипсетов с поддержкой AGP являются: Rendition Vérité V2200, 3dfx Voodoo Banshee, Nvidia RIVA 128, 3Dlabs PERMEDIA 2, Intel i740, ATI Rage series, Matrox Millennium II, и S3 ViRGE GX/2. Некоторые ранние AGP-платы использовали графические процессоры, построенные на базе PCI, и легко могли трансформироваться в AGP. Это привело к тому, что некоторые параметры перекочевали в PCI из новой шины. Например, была улучшена пропускная способность шины - до 66 MHz. Примерами таких карт являются Voodoo Banshee, Vérité V2200, Millennium II, и S3 ViRGE GX/2. Интелловский i740 был специально разработан для использования новых функций AGP, причем, сразу целым сетом. По факту, он был создан целенаправлено для загрузки текстур по шине AGP, поскольку PCI имела множество сложностей в загрузке таких текстур. Оперативная память должна была эмулировать память AGP.

Microsoft и AGP

Компания Microsoft впервые ввела поддержку AGP в своей системе Windows 95 OEM Service Release 2 (OSR2 version 1111 или 950B) через USB -приложение к OSR2 патчу. После применения патча система получила версию 4.00.950 B. Первой системой типа Windows NT, получившей поддержку AGP, стала версия Windows NT 4.0 Service Pack 3, представленная в 1997 году.

Поддержка Linux для AGP, расширяющая быструю передачу данных, впервые была внедрена в систему в 1999 году, вместе с реализацией AGPgart модуля ядра.

Версии AGP

Компания Intel выпустила AGP-спецификацию в версии 1.0 в 1997 году. Она включала в себя 1× и 2× скорости. Спецификация 2.0 дала рождение AGP 4×, а версия 3.0 - 8×. Доступные версии включают в себя:

AGP и PCI: 32-битные шины, работающие на 66 и 33 MHz, соответственно

Спецификация

Скорость

Подкачка

Норма (MB/s)

Частота (MHz)

Напряжение (V)

единичная

единичная

двоичная

четверичная

восьмиричная

восьмиричная

*AGP версии 3.5 были обнародованы компанией Microsoft публично.

Порт Accelerated Graphics Port (UAGP), определяющий обязательность поддержки экстра регистров был как-то внедрен как опциональный элемент в версии AGP 3.0. Обновленные регистры включали в себя PCISTS, CAPPTR, NCAPID, AGPSTAT, AGPCMD, NISTAT, NICMD. Новые требуемые регистры должны включать также и APBASELO, APBASEHI, AGPCTRL, APSIZE, NEPG, GARTLO, GARTHI. Существует множество различных вариаций физических интерфейсов и коннекторов.

Официальные расширения

Это официальное расширение, созданное специально для карт, требующих бОльшую электрическую мощность. Это более длинный слот, с дополнительными контактами, специально предназначенными для этой цели. Карты формата AGP Pro, как правило, являются картами класса «рабочая станция», используемыми для ускорения и более оперативной работы больших профессиональных графических приложений, применяющихся в проектировании, 3D-моделировании и дизайне.

64-битные AGP

64-битный канал был однажды предложен в качестве дополнительного стандарта AGP 3.0, в проектной документации. Однако, в своей окончательной версии стандарт так и не получил дальнейшей реализации и широкого распространения.

Данный стандарт позволяет добиться 64-битной транзакции для AGP8× - в процессах чтении и записи. Также доступны 32-битные процессы на PCI -платформе.

Неофициальные расширения

Огромное число нестандартных вариаций AGP-интерфейса было выпущено самими производителями оборудования.

Внутренний AGP-интерфейс

Ultra-AGP, Ultra-AGPII

Стандарт внутреннего AGP-интерфейса, использовавшийся производителем SiS для мостов контроллеров с интегрированной графикой. Оригинальная версия поддерживает такую же пропускную способность, что и AGP 8×, в то время, как Ultra-AGPII имеет масимальный показатель пропускной способности в 3.2ГБ/с.

AGP порты, основанные на PCI

AGP Express

Ненастоящий и неполноценный AGP-интерфейс, но позволяет AGP-карте быть подключенной посредством шины PCI Express , расположенной на материнской плате. Данная технология активно использовалась и применялась на материнских платах компании ECS. Она предназначалась для того, чтобы использовать существующую AGP-карту в новых материнских платах, взамен устаревающей PCIe-карте.

По своей сути, слот AGP Express - это тот же самый PCI -слот, но только с удвоенными показателями электроэнергии, и с несколько другим разъемом. Он допускает обратную совместимость с AGP-картами, но не обеспечивает полную программную поддержку (поэтому иногда случается так, что некоторые AGP-карты не работают на слоте AGP Express) и полную производительность карты. PCI-слот, по своей сути, обеспечивает меньший уровень пропускной способности. Но в любом случае, AGP все равно быстрее.

AGI - ASRock Graphics Interface, является частным вариантом общераспространенного стандарта Accelerated Graphics Port (AGP). Его основной целью является обеспечение AGP-поддержкой фирменных материнских плат компании ASrock. Дело в том, что фирменные чипсеты компании не поддерживают AGP-формат, поэтому возникла необходимость в «домашней» адаптации имеющихся технологий под общепринятые. Тем не менее, имеющиеся у ASrock технологии не имеют полной совместимости с AGP - некоторые известные и довольно распространенные чипсеты видео-карт не поддерживаются их внутренним оборудованием.

Advanced Graphics eXtended (AGX) - фирменная технология компании EpoX, представляет собой очередную вариацию AGP-шины, в фирменном исполнении. AGX обладает всеми теми же преимуществами и недостатками, что и AGI. Инструкция по эксплуатации не рекомендует использовать AGP 8× ATI карты с AGX - плохая совместимость.

Xtreme Graphics Port - фирменный интерфейс компании Biostar, также является аналогом AGP, с такими же преимуществами и недостатками, как AGI и AGX.

AGP-порты, построенные на PCIe платформе

AGR - Advanced Graphics Riser. Это вариация AGP-порта, используемая на некоторых «PCIe -материнках». Технология разработана компанией MSI, и предлагает совместимость, хотя и ограниченную, с AGP-технологией.

AGR - это, по сути, модифицированный PCIe-порт, обеспечивающий производительность, близкую к показателям AGP 4×/8×. Но, опять-таки, как и все разъемы-аналоги, данный формат не поддерживает все без исключения AGP-карты. Производитель опубликовал на своем официальном сайте перечень карт, поддерживаемых их форматом.

Совместимость

AGP-карты обладают неплохой прямой и обратной совместимостью, в доступных пределах. Единственное что, карты с напряжением 1.5 V не будут работать на слотах с показателем 3.3 V, и наоборот. Хотя, универсальные карты (с пометкой «Universal» на самой плате), согласно паспортным заявлениям, впишутся в любой тип слота. Также существуют беcключевые слоты «Universal», которые могут принять любой тип карт. Когда карта типа AGP Universal вставляется в соответствующий разъем AGP Universal, только 1.5 V-ая часть карты используется. Некоторые карты, например, Nvidia"s GeForce 6 series (заисключением 6200) или ATI"s Radeon X800 series, оснащены специальными ключами, которые допускают использование только на 1.5 V-ых слотах - с целью предотвращения их установки на более старые материнские платы, не поддерживающие 1,5-Вольтовый режим.

Некоторые их современных видео-карт имеют поддержку 3.3 V. Например, Nvidia GeForce FX series (FX 5200, FX 5500, FX 5700, некоторые FX 5800, FX 5900 и кое-какие версии FX 5950), Geforce 6 Series (6200, 6600/6600 LE/6600 GT) и ATI Radeon 9500/9700/9800 (R350) (но не 9600/9800(R360)). Некоторые Geforce 6200-карты и Geforce 6600 -карты работают на AGP 1.0 (3.3v) слотах.

AGP Pro-карты не вписываются в стандартные слоты, но стандартные AGP-карты будут полноценно функционировать на Pro-слотах. Материнские платы, оснащенные слотами Universal AGP Pro, принимают карты как с 1.5 V-параметрами, так и 3.3 V-ые, причем, как в AGP Pro, так и в сандартной конфигурации AGP, Universal AGP или Universal AGP Pro.

Некоторые карты имеют неправильные двойные вырезы, некоторые материнские платы - некорретно открытые слоты, позволяющие вставить в них карту, которую сам слот, по паспорту, не поддерживает. Это в нередких случаях, приводит к выходу из строя установленной карты, либо самой материнской платы. Некоторые, более ранние видео-карты формата 3.3 V, имеют ключ в 1.5 V.

Кроме того, существуют некоторые частные системы, несовместимые со стандартом AGP. Например, компьютеры Apple Power Macintosh с их разъемом Apple Display Connector (ADC), имеют дополнительный разъем, который обеспечивает питание подключенного к нему дисплея. Некоторые же карты разработаны для работы на специфицческой CPU -архитектуре (PC и Apple), которая может быть несовместима с другим прошивками.

Потребляемая мощность

Фактическое питание слота AGP зависит от используемой карты. Максимальный потребляемый ток приведен в спецификациях для различных версий. Например, если считать по всем показателям по максимуму, то в случае с AGP 3.0 максимальный ток будет составлять 48.25 Вт. Эта цифра может быть указана для обозначения источника питания, вполне консервативно. Однако, на практике такая карта вряд ли когда-либо выдаст показатель, превышающий 40 Вт от слота. При этом, многие карты используют и того меньше. Слот AGP Pro, как мы уже говорили, обеспечивает дополнительную мощность, до 110 W. Многие AGP-карты оснащены дополнительным разъемом питания, чтобы обеспечить больше энергии, чем это может сделать слот.

Наследие и современность

К 2010 году некоторые новые маетеринские платы оснащались AGP-слотами. При этом, никаких новых чипсетов на рынке по AGP-формату не было выпущено, материнские платы менялись, слот оставался прежним. Старые чипсеты в новых материнских платах поддерживали старую спецификацию AGP.

Графические процессоры на тот период времени использовали платформу PCI-Express, причем общего назначения (а не целенаправленно заточенные под графику). Это стандарт, поддерживающий высокую скорость передачи данных и полный дуплекс. Для создания AGP-совместимой видео-карты те чипы требовали дополнительного мостового чипа типа «PCIe-to-AGP», чтобы конвертировать сигналы PCIe в плоскость AGP, и наоборот. Это влекло за собой повышение стоимости, поскольку возникала необходимость внедрения дополнительного чипа-моста, а для отдельных AGP-устройств - еще и специальной системной платы.

Однако, тем не менее, различные производители продолжают выпускать графические карты формата AGP для все более и более сокращающейся аудитории потребителей. Первые карты, оснащеные таким вот мостом, выпущены двумя производителями: eForce 6600 и ATI Radeon X800 XL. Эти устройства были представлены в 2004-2005 годах. В 2009 году AGP карты от Nvidia выделились в новую ветку: GeForce 7 Series. В 2011 году DirectX 10-совмесимые AGP карты от AMD (Club 3D, HIS, Sapphire, Jaton, Visiontek, Diamond, etc.) включали такие модели, как: Radeon HD 2400, 3450, 3650, 4350, 4650, и 4670. AGP-серия HD 5000, упомянутая в некоторых программных обеспечениях, на самом деле, никогда не была доступна. Существовало множество проблем с AMD Catalyst 11.2 - 11.6 AGP-драйверами, особенно под Windows 7, с серией HD 4000, использующей версию драйвера 10.12 или 11.1, рекомендуемую источниками, близкими к производителю. Некоторые из перечисленных выше производителей предлагают более старые версии AGP-драйверов для полноценной и стабильной работы устройств. Так, потребительский фокус все более смещается в сторону PCIe-платформы.

С развитием новой техники требовалось увеличение скорости передачи данных по шине, связанной с графическим адаптером. Поэтому появилась специализированная шина AGP, которая имеет улучшенные характеристики.

AGP (от англ. Accelerated Graphics Port, ускоренный графический порт) - разработанная в 1997 году компанией Intel, специализированная 32-битная системная шина для видеокарты. Появилась одновременно с чипсетами для процессора Intel Pentium II.

Основной задачей разработчиков было увеличение производительности и уменьшение стоимости видеокарты, за счёт уменьшения количества встроенной видеопамяти. По замыслу Intel большие объёмы видеопамяти для AGP-карт были бы не нужны, поскольку технология предусматривала высокоскоростной доступ к общей памяти.

Техниеская характеристика шины

AGP основан на шине PCI , но разработан специально для обеспечения высокоскоростной передачи больших блоков данных 3D текстур между видеоконтроллером (видеокартой) и памятью компьютера. Во-первых, 3D графика требуется как можно больше памяти информации текстурных карт (texture maps) и z-буфера (z-buffer). Чем больше текстурных карт доступно для 3D приложений, тем лучше выглядит конечный результат. При нормальных обстоятельствах z-буфер, который содержит информацию относящуюся к представлению глубины изображения, использует ту же память как и текстуры. Этот конфликт предоставляет разработчикам 3D множество вариантов для выбора оптимального решения, которое они привязывают к большой значимости памяти для текстур и z-буфера, и результаты напрямую влияют на качество выводимого изображения. Разработчики PC имели ранее возможность использовать системную память для хранения информации о текстурах и z-буфера, но ограничение в таком подходе, была передача такой информации через шину PCI . Производительность графической подсистемы и системной памяти ограничиваются физическими характеристиками шины PCI. Кроме того, ширина полосы пропускания PCI , или ее емкость, не достаточна для обработки графики в режиме реального времени. Чтобы решить эти проблемы Intel разработала AGP.

Макет различных слотов AGP

Если определить кратко, что такое AGP, то это - прямым соединением между графической подсистемой и системной памятью. AGP позволяет более эффективно использовать память страничного буфера (frame buffer), тем самым увеличивая производительность 2D графики также, как увеличивая скорость прохождения потока данных 3D графики через систему. Определение AGP, как вид прямого соединения между графической подсистемой и системной памятью, называется соединение point-to-point.

AGP соединяет графическую подсистему с блоком управления системной памятью, разделяя этот доступ к памяти с центральным процессором компьютера (CPU). Вместо того чтобы использовать PCI шину для видео данных, AGP использует прямой канал, для того чтобы видеокарта (графический контроллер) имела прямой доступ к оперативной памяти. Шина позволяет использовать конвейеризацию обращений, т. е. посылать данные в виде непрерывных пакетов.

Увеличение скорости обеспечивается следующими тремя факторами:

  • Конвейеризацией операций обращения к памяти.
  • Сдвоенными передачами данных.
  • Демультиплексированием шин адреса и данных.

Через AGP можно подключить только один тип устройств - это графическая плата. Графические системы, встроенные в материнскую плату и использующие AGP не могут быть улучшены.

Oтличия от шины PCI:

  • работа на тактовой частоте 66 МГц;
  • увеличенная пропускная способность (до 266 Мб/с, тогда как PCI шина имеет скорость передачи данных только 133 Мб/с);
  • режим работы с памятью DMA и DME;
  • разделение запросов на операцию и передачу данных;
  • возможность использования видеокарт с большим энергопотреблением, нежели PCI

Очередь запросов

Передача данных из основной памяти в видеопамять карты осуществляется в два этапа, сначала передаётся 64-битный адрес, откуда данные нужно считать, затем идут сами данные. Шина AGP предусматривает два варианта передачи, первый - совместим с шиной PCI - запросы данных и адреса происходят по одному каналу; второй - в режиме SBA (Sideband Addressing), по отдельной боковой шине, таким образом, можно посылать запросы на новые данные, не дожидаясь получения предыдущих.

В шине AGP посылаются несколько адресов и несколько данных одно за другим, благодаря чему имеется возможность постановки в очередь до 256 запросов и поддерживания двух очередей для операций чтения/записи с высоким и низким приоритетом. Сдвоенная передача, т. е. передача за один такт двух данных вместо одного, позволяет: иметь пропускную способность при частоте 66 МГц до 528Мб/с, работать на частоте, до 100 МГц и выше с более высокой пропускной способностью.

Стандарты шины AGP

Для шины AGP существует несколько стандартов:

Большинство карт работает со стандартом 4X и 8X.

Шина AGP 1.0

Компьютеры, оснащенные AGP, и графические акселераторы впервые поступили в продажу в августе 1997 года.

За основу интерфейса AGP 1.0 была взята шина PCI 2.1, а точнее, ее вариант PCI 32/66 - 32х разрядная шина с частотой работы 66 МГц.

Карта AGP 1.0:

Шина AGP 1.0 имеет два основных режима работы: Execute и DMA.

DMA (Direct Memory Access) - доступ к памяти, в этом режиме основной памятью считается встроенная видеопамять на карте, текстуры копируются туда перед использованием из системной памяти компьютера. Этот режим работы не был новым, по тому же принципу работают звуковые карты, некоторые контроллеры и т. п.

В режиме DMA основной памятью является память карты. Текстуры хранятся в системной памяти, но перед использованием (тот самый execute) копируются в локальную память карты. Таким образом, AGP действует в качестве "тыловой структуры", обеспечивающей своевременную доставку текстур в локальную память. Обмен ведется большими последовательными пакетами.

В режиме Execute локальная и системная память для видеокарты логически равноправны. Текстуры не копируются в локальную память, а выбираются непосредственно из системной. Таким образом, приходится выбирать из памяти относительно малые случайно расположенные куски. Поскольку системная память выделяется динамически, блоками по 4К, в этом режиме для обеспечения приемлемого быстродействия предусмотрен механизм, отображающий последовательные адреса на реальные адреса 4-х килобайтных блоков в системной памяти. Эта задача выполняется с использованием специальной таблицы (Graphic Address Re-mapping Table или GART – графическая таблица переадресации адресов), расположенной в памяти.

При этом адреса, не попадающие в диапазон GART (GART range), не изменяются и непосредственно отображаются на системную память или область памяти устройства (device specific range).

Шина AGP полностью поддерживает операции шины PCI , поэтому AGP-траффик может представлять из себя смесь чередующихся AGP и PCI операций чтения/записи. Операции шины AGP являются раздельными (split). Это означает, что запрос на проведение операции отделен от собственно пересылки данных.

Шина AGP 2.0

В декабре 1997 года фирма Intel выпустила предварительную версию стандарта AGP 2.0, а в мае 1998 года окончательный вариант(этот режим получил название "4x").

Основные отличия от предыдущей версии:

  • Скорость передачи может быть увеличена еще в два раза по сравнению с 1.0 - и достигать значения 1064 Mб/c.
  • Могло пересылаться уже 4 блока за один такт.
  • Пропускная способность около 1 ГБ/с.
  • Добавлен механизм "быстрой записи" Fast Write (FW). Основная идея - запись данных/команд управления непосредственно в AGP устройство, минуя промежуточное хранение данных в основной памяти. Для устранения возможных ошибок в стандарт на шину введен новый сигнал WBF# (Write Buffer Full - буфер записи полон). Если сигнал активен, то режим FW невозможен.

Первые видеокарты, поддерживающие версию 2.0, появились в конце апреля 1999 года.

Карта AGP 2.0:

Шина AGP Pro

В июле 1998 года Intel выпустила версию 0.9 спецификации на AGP Pro, существенно отличающейся конструктивно от AGP 2.0.

Новый стандарт не видоизменяет шину AGP. Основное направление - увеличение энергоснабжения графических карт. С этой целью в разъем AGP Pro добавлены новые линии питания. Краткая суть отличий в следующем:

  • Изменен разъем AGP - добавлены выводы по краям существующего разъема для подключения дополнительных цепей питания 12V и 3.3V
  • AGP Pro предназначена только для систем с ATX форм-фактором. Установка плат AGP Pro в NLX системы не предусмотрена (слишком велик размер платы в AGP Pro).
  • Поскольку карте AGP Pro разрешено потребление до 110 Вт, высота элементов на плате (с учетом возможных элементов охлаждения) может достигать 55 мм, поэтому два соседних слота PCI должны оставаться свободными. Кроме этого, два соседних слота PCI могут использоваться платой AGP Pro для своих целей.

Шина AGP 8X

В ноябре 2000 года Intel выпустила предварительную версию (draft) следующего варианта AGP шины - 8X. Основная идея - увеличение полосы пропускания до 8х4=32 байт за один такт системной шины. Это означает, что скорость передачи данных на шине возрастет до 2-х Гигабайт в секунду. Кроме этого, в проект нового варианта шины заложены несколько принципиальных изменений, расширяющих возможности интерфейса AGP:

  • Понижение уровня напряжений сигналов на шине;
  • Циклы калибровки;
  • Динамическая инверсия шины;
  • Поддержка изохронного режима передачи данных;
  • Поддержка нескольких AGP 8X портов (ранее был возможен только один порт;
  • Новые регистры конфигурации для 8Х шины;

Литература

  • Косцов А., Косцов В. Железо ПК. Настольная книга пользователя. - М.: Мартин, 2006. - 480 с.

Предупреждение : Все манипуляции с оборудованием следует производить только при полностью выключенном компьютере! Недостаточно выключить компьютер кнопкой/командой операционной системы, поскольку часть схем все равно остается под напряжением. Следует вынуть провод к блоку питания из розетки. Включайте компьютер только после проверки, что видеокарта полностью зашла в слот материнской платы и не шатается, а все провода подключены плотно.

Прежде всего следует узнать, какую версию стандарта AGP поддерживает материнская плата. Обратитесь к документации или сайту производителя. Также вы можете воспользоваться такими утилитами как Sandra и RivaTuner (функция «Диагностический отчет» (Diagnostic report)). Было разработано три основных версии шины: 1.0, 2.0 и 3.0. Каждая версия увеличивала максимальную скорость работы шины (2х, 4х и 8х, соответственно), но основным отличием в свете совместимости является рабочее напряжение в сигнальных линиях. Стандарт AGP 1.0 использует напряжение 3.3, 2.0 — 1.5 и 3.0 — 0.8 Вольт. Более новые версии позволяют использовать устройства, разработанные для предыдущих, но обратную совместимость должен обеспечивать разработчик/изготовитель конкретного оборудования.

Установите версию стандарта AGP , поддерживаемую видеокартой, до ее установки . В связи с наличием большого числа NoName карт без документации и сведений о производителе Вы можете воспользоваться нашими наглядными пособиями:

Соответственно, материнская плата может иметь слот:

  • AGP 1.0. В такой слот можно установить видеокарту формата AGP 1.0 или Universal AGP
  • AGP 2.0 only. В такой слот можно установить видеокарту формата AGP 2.0 или Universal AGP
  • Universal AGP . В такой слот можно установить любую видеокарту

Слот материнской платы снабжен перемычками-ключами в тех местах, где на рисунках в разъеме видеокарты прорезь. Вследствие этого установить видеокарту неподдерживаемого стандарта не удастся чисто механически. Дополнительно, есть простые практические правила:

  • Все материнские платы, поддерживающие только AGP 1.0, имеют слот формата AGP 1.0
  • Все материнские платы, поддерживающие AGP 3.0, имеют слот формата AGP 2.0
  • Все видеокарты на базе NVIDIA, начиная с GeForce 6X00, имеют разъем формата AGP 2.0

Устройства стандарта AGP 3.0 используют те же разъемы, что и устройства AGP 2.0. Теоретически возможны только AGP 3.0 видеокарты и материнские платы, но все серийно выпускавшиеся AGP 3.0 устройства имели полную обратную совместимость с AGP 2.0.

Профессиональные видеокарты на базе NVIDIA Quadro обычно выпускались с разъемом AGP Pro 50. Этот разъем отличается наличием дополнительных 12 контактов усиления питания карты. При этом видеокарта может либо иметь третью прорезь в разъеме, тогда ее можно установить в стандартный слот, либо не иметь, и установить ее будет возможно только в слот AGP Pro.

Желательно, если число слотов шины позволяет, выдерживать интервал в один пустой слот между видеокартой и звуковой картой, ТВ-тюнером или модемом. Все эти устройства в процессе работы создают электромагнитные помехи, и в то же время чувствительны к ним. Также это улучшит охлаждение видеокарты.

Начиная с семейства GeForce FX, видеокарты имеют энергопотребление, превышающее заложенные в интерфейс AGP возможности по электроснабжению устройств. Вследствие этого, видеокарты требуют подключения дополнительного усиления питания. Разъем подключения усиления на видеокарте выполняется в виде одного-двух 4-контактных разъемов Molex (как для питания IDE жестких дисков и CD- ROM). Провод усиления должен быть обязательно подключен, иначе видеокарта будет работать в безопасном режиме, со значительно сниженными частотами и напряжением питания графического процессора, а особо мощные видеокарты не заработают без усиления вообще. Перед приобретением видеокарты убедитесь, что блок питания компьютера имеет необходимое количество свободных разъемов для подключения усиления.

Предупреждение : Ряд первых материнских плат на чипсетах с поддержкой только AGP 2.0 (1.5 В), в частности Intel 845, имеют универсальный слот, позволяющий установить карту AGP 1.0 (3.3 В). Установка такой карты с большой вероятностью приведет к выходу из строя материнской платы.

Предупреждение : Ряд видеокарт, в частности на базе Riva TNT2 выпуска 1999 года и на базе Vanta имеют Universal AGP разъем, но реально являются 3.3 В картами. Установка таких карт в материнскую плату, не поддерживающую 3.3 В устройства, с большой вероятностью приведет к повреждению материнской платы. Если Вы планируете установить такую карту в новую материнскую плату, сначала проверьте ее в материнской плате AGP 2.0, гарантированно поддерживающей 3.3 В карты. Если карта является только 3.3 В устройством, то она не сможет заработать в режиме 4х.

Предупреждение : Ряд производителей материнских плат предлагают платы, построенные на чипсетах без поддержки порта AGP (Intel 865GV, большинство чипсетов с шиной PCI Express), на которых тем не менее слот AGP присутствует. Это, например, платы с технологиями A.G.I фирмы Asrock и AGP Express фирмы ECS. В таких платах слот AGP получен из слота PCI . Это возможно благодаря полной обратной совместимости протокола обмена по шине AGP с протоколом PCI . Слот AGP у таких плат является только механически и электрически AGP слотом, видеокарта, вставленная в такой слот, работает как обычная видеокарта для шины PCI . Помимо значительного снижения производительности AGP видеокарты, такие материнские платы имеют большие проблемы с совместимостью. Если Вы все-таки решились на приобретение такой платы и эксплуатацию в ней AGP видеокарты, обязательно проверьте, присутствует ли Ваша видеокарта в списке поддерживаемых в документации/на сайте производителя. Если вашей модели в списках нет, лучше воздержаться от приобретения такой материнской платы.

Ускоренный графический порт (или AGP) - это специальное расширение для видеокарт, которые поддерживают 32-битную шину. AGP видеокарта рассчитана на определенный разъем материнской платы. Хоть эти видеокарты и считаются уже прошлым веком, многие материнские платы выходят с поддержкой AGP. Видеокарта AGP 8х обладала спецификацией AGP 3.0, которая могла передавать до восьми блоков за один такт, благодаря этому пропускная способность шины возросла до 2 Гб/с.

Решения производителей

Каждый из производителей графических процессоров имел возможность улучшить параметры данного интерфейса. Так, например, компания ASRock решила проблему с отсутствием чипсета на AGP видеокартах, разработала технологию AGI 8х, которая позволяла поддерживать данное расширение с помощью слота PCI. Знаменитая компания Gigabyte сделала то же самое, но с участием собственной технологии.

Можно заметить, что на некоторых видеокартах отсутствует кожух или кулер. В большинстве случаев, у старых видеокарт на печатной плате только радиатор охлаждает чип.

Radeon X 850 IceQ ll

Открывает список лучших графических процессоров видеокарта AGP ATI Radeon X850 XT IceQ ll Turbo 256mb. Эта видеокарта обладает 256-битной шиной. По чипу частота составляет 520 мегагерц, а по памяти - 540 мегагерц. Вид памяти - GDDR 3, которая размещается на восьми микросхемах, с обеих сторон РСВ.

Внешний вид представляет собой охлаждение от фирмы Arctic Cooling, где встроенный кулер в видеокарту окрашен в ультрафиолетовую краску, которая светиться в темноте. Медное основание кулера плотно прилегает к ядру и микросхемам памяти, куда припаян радиатор из пластин. Кожух располагает в себе турбину, через которую поступает воздух, и раструб, предназначенный для выбрасывания горячего воздуха из системного блока. Частота вращения турбины составляет 2500-6000 оборотов, что позволяет видеокарте работать практически бесшумно.

GIGABYTE Radeon 9600 Pro AGP

На момент выхода этой видеокарты AGP Radeon, ее стоимость составляла 5740 рублей. Обладая видеопамятью на 128 мегабайт, формата GDDR, она имела частоту ядра 400-600 мегагерц. Также поддерживает DirectX 9.0 и OpenGL 1.5. Для выведения изображения на экран были предусмотрены разъемы DVI и VGA, а для подключения к телевизору имеется видеовыход TV-out.

Среди достоинств этой AGP видеокарты пользователи отметили ее долговечность. Недостатков не обнаружено.

PowerColor Radeon HD 3450 AGP

Данная карта, неся на борту уже 512 мегабайт памяти формата GDDR2, обладала поддержкой нового DirectX версии 10.1 и OpenGL 3.1. Также доступны разъемы видеовыхода DVI и VGA, частота обновления ядра 888 мегагерц. Цена видеокарты ATI Radeon HD 3450 варьировалась от 3281 рубля и до 4520 рублей.

В отзывах отмечают достоинство - наличие AGP интерфейса, которые поддерживают старые модели материнских плат. К тому же, многим играм нужна была поддержка обновленного DirectX.

Среди недостатков в отзывах много жалоб на то, что эта видеокарта требует дополнительного питания. Многие пользователи отмечают, что часто установка родных драйверов некорректно сказывается на работе видеокарты.

GIGABYTE GeForce 6600 AGP

Первая в списке видеокарта от производителей Nvidia обладает типом памяти GDDR, размером 256 мегабайт. Частота видеоядра составляет 400 мегагерц. Среди видеовыходов есть пополнение, в виде компонентного разъема, который предназначен для вывода изображения на цифровые проекторы. Стандартная поддержка DirectX 9.0 и OpenGL 1.5. Цена данной видеокарты AGP 8Х, на моменты выхода, составляет 5740 рублей.

Положительные отзывы пользователей показывают, что карта очень тихая и мощная. Требовательные игры 2006-2007 года воспроизводились без проблем.

Недостатки этого графического процессора таятся в дополнительном питании, иначе играть будет невозможно.

XFX GeForce 7950 GT AGP

Данная видеокарта AGP 512mb обладает 256-битной шиной и видеопамятью GDDR 3. Частота видеоядра 550 мегагерц, а памяти - составляет 1200 мегагерц. У карты имеется два разъема DVI, один разъем TV-out и компонентный видеовыход. Поддерживает DirectX версии 9.0 и OpenGL 2.0. При выходе в свет она стоила 12 300 рублей.

Многие пользователи до сих пор пользуются данной видеокартой, отмечая в ее достоинствах высокую производительность, несмотря на дату выхода.

Недостаток кроется в слабом охлаждении и быстром нагреве при сильной нагрузке.

MSI GeForce FX 5200 AGP

GeForce FX 5200 - это замечательное бюджетное решение, так как стоит всего 2064 рубля. 128 мегабайт видеопамяти с форматом GDDR имеет частоту видеоядра 250 мегагерц, а частота памяти составляет 400 мегагерц. Эта видеокарта имеет три различных разъема видеовыхода и поддерживает DirectX 9.0 с OpenGL 1.4.

Мощность - это достоинство часто встречается среди отзывов о данной видеокарте. Многие современные игры она способна выдержать без особых усилий. Также пользователи отмечают ее долговечность и 128-битную шину.

Единственный недостаток пользователей - это устаревший дизайн видеокарты.

GIGABYTE GeForce 4 MX 4000 AGP

Еще одна видеокарта AGP 8x с размером памяти 128 мегабайт и форматом GDDR. Частота видеоядра составляет 275 мегагерц, а память - 400 мегагерц. Данный графический процессор имеет всего два видеовыхода - это VGA и TV-out. Одна из немногих карт, которая поддерживает DirectX 7 и OpenGL 1.3.

Среди ее достоинств - это хорошее охлаждение, даже при разгоне до 3000 гигагерц. Большинство оптимизированных компьютерных игр спокойно запустятся с данной картой. Также многие хвалят пропускную способность 64-битной шины.

Недостатки отсутствуют.

GIGABYTE GeForce 7600 GS AGP

Данная видеокарта GeForce AGP имеет запас памяти в 256 мегабайт формата GDDR второго поколения. Ядро работает с частотой до 400 мегагерц, а память - 800 мегагерц. Также она обладает разъемами на любой вкус, даже компонентным. Поддерживает DirectX девятой версии, совместно с OpenGL 2.0. Цена этой видеокарты на момент выхода 8940 рублей.

Первое достоинство, которые отмечают пользователи - это доступная цена. Большинство положительных отзывов содержат информацию о низком шуме и высокой производительности.

Недостаток заключается в отсутствии поддержки десятой версии DirectX. Требовательные игры могут работать в 10-20 кадров в секунду.

Palit GeForce 4 MX 440 AGP

Первая в списке AGP видеокарта от производителя Palit, обладающая 128 мегабайтами памяти GDDR и 128-битной шиной. Она имеет всего два разъема видеовыхода - это VGA и TV-out. Частота обновления ядра составляет 275 мегагерц, а память обновляется с частотой до 512 мегагерц. Еще одна видеокарта, поддерживающая DirectX 7. Ее цена составляет всего 1400 рублей.

Из положительных отзывов можно выделить частое упоминание о том, что видеокарта малогабаритная и не занимает много места в корпусе. При работе не нагревается и не издает шум.

Недостатков тоже приличное количество. Например, полное отсутствие шейдеров, даже самых простых. Также эту карту невозможно вставить в SLI. При работе с ней многие пользователи жаловались на высокую температуру видеокарты.

Inno3D GeForce 7600 GT AGP

А вот и "монстр" своего времени, который обладает 128-битной шиной. С 256 мегабайтами памяти формата GDDR 3, частота ядра могла достигать 560 мегагерц, а память обновлялась до 1400 мегагерц. Видеокарта имела все доступные разъемы для возможности вывести изображение на экран или проектор. Поддерживает девятую версию DirectX и OpenGL 2.0. Стоимость этой графической карты на момент выхода составляла 4990 рублей.

Множество положительных отзывов, где пользователи сходятся во мнении, что главным достоинством этой видеокарты является поддержка формата памяти GDDR 3.

Недостатков, как таковых, нет, но несколько пользователей обнаруживали брак. Заключалась поломка в вертикальных полосках при запуске компьютера, чего не наблюдалось во время работы с другими картами.

PowerColor Radeon HD 3650 AGP

Завершает список лучших ATI Radeon HD 3650, у которой целых 512 мегабайт видеопамяти GDDR 2. Внутреннее ядро работает с частотой 725 мегагерц, а память демонстрирует частоту 1000 мегагерц. Данный графический процессор имеет два видеовыхода DVI, один TV-out и один компонентный, для работы с проекторами. ATI Radeon HD 3650 способна работать с DirectX десятой версии и OpenGL 3.1. Цена на момент выхода составляла 5500 рублей.

Грамотное решение охлаждения и высокая производительность - эти достоинства характеризуют видеокарту. Также многим по душе большой, на тот момент, объем видеопамяти.

Недостаток кроется в высокой цене, если применять соотношение цена-качество.

В завершении можно добавить, что не все видеокарты обладали разъемом под устаревшие платы - многим приходилось пользоваться переходниками. Несмотря на такие неудобства, многие игроки до сих пор успешно пользуются старыми моделями графических процессоров, так как их производительность и прочность может вызвать зависть даже у современных представителей видеокарт.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...