Развитие опорно двигательной системы животных. Биология в лицее

Развитие опорно-двигательной системы в значительной степени зависит от степени двигательной активности, питания, деятельности желез внутренней секреции. Особое значение для формирования скелета и развития мышц имеют физические упражнения и труд. При постоянной нагрузке на организм сильнее развиваются мышцы тела, крепче становятся кости скелета. При регулярных занятиях физическим трудом, физкультурой человек становится более выносливой, работоспособнее благодаря лучшему кровоснабжению мышц и развитию их физических качеств. Работа, физические упражнения развивают и внутренние мышцы, ведет к совершенствованию всех функций организма и деятельности систем органов. Физическая работа является единственным физиологическим средством снятия эмоционального напряжения, благодаря чему нервная система будет находиться в оптимальном состоянии и сможет обеспечивать четкую регуляцию работы мышц. Систематические занятия физкультурой повышают защитные свойства крови и кожи, устойчивость организма к недостатку кислорода, к низким и высоким температурам, к проникающей радиации.

Помните ! Занятия физическими упражнениями и связанное с ними физическую нагрузку благотворно влияют на организм лишь тогда, когда их объем, интенсивность, продолжительность соответствуют возрасту и состоянию здоровья.

Одним из самых вредных факторов, негативно влияет на процессы роста и развития человека, на продолжительность ее жизни, состояние организма, является гиподинамия - снижена двигательная активность. В наше время она в основном является следствием освобождения человека от тяжелого физического труда и развития транспорта. Особенно негативно продолжалась гиподинамия влияет на сердечно-сосудистую систему (ослабляется сила сокращений сердца, уменьшается его работоспособность, снижается тонус сосудов), а также на обмен веществ и энергии. Гиподинамия снижает не только физическую, но и умственную работоспособность, жизненный тонус, а это приводит к ограничению социальной активности, стремление преодолевать трудности. Влияние гиподинамии сказывается на каждой системе организма человека.

Каждому человеку свойственна определенная осанка, то есть положение тела во время стояния, сидения, ходьбы, работы. Осанка определяется развитием скелета и мышц. Признаками правильной осанки является умеренные изгибы позвоночника, развернутые плечи, прямые ноги с нормальным сводом стопы. Формируется осанка в детском и юношеском возрасте и может меняться в течение жизни. Недостатки осанки возникают, в основном, из-за несоблюдения гигиенических правил.

причины нарушений

Правила предотвращения нарушений осанки

1. Несоблюдение правил сидения за рабочим столом или партой (неправильная поза, постоянная сутулость и згорбленисгь).

2. Несоответствие высоты стола роста ребенка.

3. Плохое освещение.

4. Постоянное ношение тяжелого портфеля в одной руке.

5. сна на слишком мягком или вогнутой постели.

6. Недостаточное питание и нехватка витаминов

1. Регулярно заниматься физкультурой, никогда не згорблюватися, за столом сидеть ровно, не гнуться в сторону.

2. Устраивать рабочие места в соответствии с санитарными нормами.

3. Пользоваться ранцем или равномерно нагружать обе руки.

4. Не спать на вогнутой постели.

5. Соблюдать рационального питания

Искривление позвоночника - это нарушение, при которых увеличиваются физиологические изгибы позвоночника или появляются новые. Здоровый позвоночник имеет четыре умеренные изгибы, которые помогают ему быть упругим и уравновешивать центр тяжести тела. Шейный и поясничный отделы изогнутые несколько вперед, одновременно грудной и крестцовый изогнутые назад. Увеличены или аномальные изгибы могут быть врожденной недостатком, следствием ослабления опорно-двигательного аппарата или заболеваний костей. Различают следующие основные типы нарушения осанки: поясничный лордоз - избыточный изгиб позвоночника вперед в поясничном отделе; грудной кифоз - чрезмерный изгиб позвоночника назад в грудном отделе; сколиоз - боковые искривления позвоночника.

Плоскостопие - уплощение свода стопы. Вследствие плоскостопия сжимаются кровеносные сосуды, нарушается кровообращение стопы, постоянно раздражаются ее нервные окончания, вызывает болевые ощущения в ступни, косточках, голенях и изменение походки. Плоскостопие развивается вследствие слабости мышц стопы, большой массы тела, ношение обуви на высоком каблуке.

Основными заболеваниями костной системы является врожденные, дистрофические, воспалительные и опухолевые.

Врожденные болезни составляют группу поражений, основным признаком которых является нарушение развития отдельных костей или всего скелета во внутриутробном развитии и после рождения. Причины этих поражений полностью не изучены, но известно, что они нередко связаны с родственными браками; возникают эти болезни и в результате воздействия на организм беременных женщин вредных факторов (травм, химических агентов, нервных перегрузок, курения, алкоголя).

Дистрофические заболевания развиваются при нарушении питания костной ткани. Примером таких поражений является рахит, артроз, остеохондроз и др. К дистрофических болезней относится большая группа так называемых остеохондропатий, которые наблюдаются, в основном, у детей и подростков. Они обусловлены нарушением питания того или иного участка костной системы, в результате этого омертвевает, размягчается и под действием нагрузки деформируется. Позже она заменяется здоровой костной тканью, но искривление остается. Примером таких заболеваний является сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие.

С воспалительных заболеваний чаще всего встречаются остеомиелит и туберкулез костей и суставов. Воспаление костной ткани может развиваться также, как осложнения перенесенных инфекционных заболеваний. Иногда они возникают при попадании возбудителей инфекции на обнаженную костную поверхность при открытых переломах.

Механические повреждения костной системы наблюдаются часто. К ним относят различные переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Удар - это повреждения мягких тканей, часто сопровождается кровоизлияниями под кожу. Признаками ударов является припухлость, боль, кровоизлияния под кожу. При ударах следует немедленно приложить что-то холодное, потом плотно забинтовать сустав и обратиться к врачу. Вывих - выход суставной головки из суставной впадины. Признаками вывихов является изменение формы сустава, боль. При оказании первой помощи сначала прикладывают холод, затем фиксируют сустав неподвижно и доставляют пострадавшего в больницу. Упражнения вывихов без врача не допускается. Перелом кости - это нарушение целостности костей. Различают переломы травматические и патологические:

травматические переломы - возникают вследствие неожиданной действия значительной механической силы на здоровую кость; делятся на закрытые (без поражения кожи) и открытые (наблюдается ранения кожи в зоне перелома)

патологические переломы - возникают в костях, ослабленные каким патологическим процессом, в случае незначительной травмы и даже спонтанно.

Для переломов характерны резкая боль, усиливающаяся при движениях и нагрузках, появление отека, патологическая подвижность костей, изменение их положения. По открытого перелома кости могут торчать из раны.

Заболевания мышц могут возникать в результате нарушений обмена веществ, воспалительных процессов, травм, при закупорке крупных артерий и др. Незначительная двигательная активность может приводить к атрофии мышц. К наиболее распространенных заболеваний мышечной системы принадлежит воспаление мышц - миозит. Повреждение мышц бывает и в виде ушибов и разрывов.

Кровь, нужно знать, это особый сок...

Филогенез двигательной функции лежит в основе прогрессивной эволюции животных. Поэтому уровень их организации в первую очередь зависит от характера двигательной активности, которая определяется особенностями организации опорно-двигательного аппарата, претерпевшего в типе Хордовые большие эволюционные преобразования в связи со сменой сред обитания и изменения форм локомоции. Действительно, водная среда у животных, не имеющих наружного скелета, предполагает однообразные движения за счет изгибов всего тела, в то время как жизнь на суше более способствует их перемещению с помощью конечностей.

Скелет. У хордовых скелет внутренний. По строению и функциям подразделяется на осевой, скелет конечностей и головы.

Осевой скелет. В подтипе Бесчерепные имеется только осевой скелет в виде хорды. Она построена из сильно вакуолизированных клеток, плотно прилегающих друг к другу и покрытых снаружи общими эластической и волокнистой оболочками. Упругость хорде придают тургорное давление ее клеток и прочность оболочек.

На протяжении всей жизни у позвоночных хорда сохраняется только у круглоротых и некоторых низших рыб. У всех остальных животных она редуцируется. У человека в постэмбриональном периоде сохраняются рудименты хорды в виде ядер межпозвоночных дисков. Сохранение избыточного количества хордального материала при нарушении его редукции чревато возможностью развития у человека опухолей - хордом, возникающих на его основе. У всех позвоночных хорда постепенно вытесняется позвонками, развивающимися из склеротомов сомитов, и функционально заменяется позвоночным столбом. Формирование позвонков в филогенезе начинается с развития их дуг, охватывающих нервную трубку и становящихся местами прикрепления мышц. Начиная с хрящевых рыб обнаруживается охрящевение оболочки хорды и разрастание оснований позвонковых дуг, в результате чего формируются тела позвонков. Срастание верхних позвонковых дуг над нервной трубкой образует остистые отростки и позвоночный канал, в который заключена нервная трубка. Замещение хорды позвоночным столбом - более мощным органом опоры, имеющим сегментарное строение,- позволяет увеличить общие размеры тела и активизирует двигательную функцию. Дальнейшие прогрессивные изменения позвоночного столба связаны с заменой хрящевой ткани на костную, что обнаруживается у костных рыб, а также с дифференцировкой его на отделы. У рыб только два отдела позвоночника: туловищный и хвостовой. Это связано с перемещением их в воде за счет изгибов тела. Земноводные приобретают также шейный и крестцовый отделы, представленные каждый одним позвонком. Первый обеспечивает большую подвижность головы, а второй - опору задним конечностям. У пресмыкающихся удлиняется шейный отдел позвоночника, первые два позвонка которого подвижно соединены с черепом и обеспечивают большую подвижность головы. Появляется поясничный отдел, еще слабо отграниченный от грудного, а крестец состоит уже из двух позвонков. Млекопитающие характеризуются стабильным количеством позвонков в шейном отделе, равным 7. Поясничный и грудной отделы четко отграничены друг от друга. У рыб все туловищные позвонки несут ребра, не срастающиеся друг с другом и с грудиной. У пресмыкающихся часть ребер грудного отдела срастается с грудиной, формируя грудную клетку, а у млекопитающих в состав грудной клетки входит 12-13 пар ребер.

Онтогенез осевого скелета человека рекапитулирует основные филогенетические стадии его становления: в периоде нейруляции закладывается хорда, заменяющаяся впоследствии хрящевым, а затем и костным позвоночником. На шейных, грудных и поясничных позвонках развивается по паре ребер, после чего шейные и поясничные ребра редуцируются, а грудные срастаются спереди друг с другом и с грудиной, формируя грудную клетку. Нарушение онтогенеза осевого скелета у человека может выразиться в таких атавистических пороках развития, как несрастание остистых отростков позвонков, в результате чего формируется дефект позвоночного канала. При этом часто через дефект выпячиваются мозговые оболочки и образуется спинномозговая грыжа. Нарушение редукции шейных и поясничных ребер лежит в основе их сохранения в постнатальном онтогенезе.

Скелет головы. Продолжением осевого скелета спереди является осевой, или мозговой, череп, служащий для защиты головного мозга и органов чувств. Рядом с ним развивается висцеральный, или лицевой череп, образующий опору передней части пищеварительной трубки. Обе части черепа развиваются по-разному и из разных зачатков. На ранних этапах эволюции и онтогенеза они не связаны между собой, но позже эта связь возникает. Филогенетически мозговой череп прошел три стадии развития: перепончатую, хрящевую и костную. У круглоротых он практически весь перепончатый и не имеет передней, несегментированной, части. Череп хрящевых рыб почти полностью хрящевой , причем включает в себя как заднюю, первично сегментированную, часть, так и переднюю. У костных рыб и остальных позвоночных осевой череп становится костным за счет процессов окостенения хряща в области его основания и за счет возникновения покровных костей в верхней его части. Широко известны у человека такие аномалии мозгового черепа, как наличие межтеменных, а также двух лобных костей с метопическим швом между ними. Никакими патологическими явлениями они не сопровождаются и обнаруживаются поэтому обычно случайно после смерти.

Висцеральный череп впервые появляется также у низших позвоночных. Он формируется из мезенхимы эктодермального происхождения, которая группируется в виде сгущений, имеющих форму дужек, в промежутках между жаберными щелями глотки. Первые две дужки получают особенно сильное развитие и дают начало челюстной и подъязычной дугам взрослых животных. У хрящевых рыб впереди челюстной дуги располагаются обычно еще 1-2 пары предчелюстных дуг, имеющих рудиментарный характер. Земноводные в связи с переходом к наземному существованию претерпели значительные изменения висцерального черепа. Жаберные дуги частично редуцируются, а частично, меняя функции, входят в состав хрящевого аппарата гортани. Нижняя челюсть млекопитающих сочленяется с височной костью сложным суставом, позволяющим не только захватывать пищу, но и совершать сложные жевательные движения.

Скелет конечностей . У хордовых выделяются непарные и парные конечности. Непарные являются основными органами передвижения у бесчерепных, рыб и в меньшей степени у хвостатых амфибий. У рыб возникают также парные конечности - грудные и брюшные плавники, на базе которых впоследствии развиваются парные конечности наземных четвероногих животных.

У современных земноводных количество пальцев в конечностях равно пяти или происходит их олигомеризация до четырех. Дальнейшее прогрессивное преобразование конечностей выражается в увеличении степени подвижности соединений костей, в уменьшении количества костей в запястье сначала до трех рядов у амфибий и затем до двух - у пресмыкающихся и млекопитающих. Параллельно уменьшается также и количество фаланг пальцев. Характерно также удлинение проксимальных отделов конечности и укорочение дистальных. В онтогенезе человека возможны многочисленные нарушения, ведущие к формированию врожденных пороков развития конечностей атавистического плана. Так, полидактилия, или увеличение количества пальцев, наследующаяся как аутосомно-доминантный признак, является результатом развития закладок дополнительных пальцев, характерных в норме для далеких предковых форм. Известен феномен полифалангии, характеризующийся увеличением числа фаланг обычно большого пальца кисти. Серьезным пороком развития является нарушение гетеротопии пояса верхних конечностей из шейной области на уровень 1-2-го грудных позвонков. Эту аномалию называют болезнью Шпренгеля или врожденным высоким стоянием лопатки. Она выражается в том, что плечевой пояс с одной либо с двух сторон находится выше нормального положения на несколько сантиметров.

Мышечная система . У представителей типа Хордовые мускулатура подразделяется по характеру развития и иннервации на соматическую и висцеральную. Соматическая мускулатура развивается из миотомов и иннервируется нервами, волокна которых выходят из спинного мозга в составе брюшных корешков спинномозговых нервов. Висцеральная мускулатура развивается из других участков мезодермы и иннервируется нервами вегетативной нервной системы. Вся соматическая мускулатура поперечно-полосата, а висцеральная может быть как поперечно-полосатой, так и гладкой

7-Б КЛАСС

Тип урока

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Основные понятия:

Формы р аботы с учащим ися

Методы обучения

Материалы и оборудование: GoogleChrome

Ход урока:

1.Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭД

2.Органицационный момент. Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга, т.е. партнера по плечу и партнера по лицу.

Кто любит танцевать;

Кто любит весну;

4.Актуализация знаний . Ребята, для того чтобы вспомнить,как передвигаются животные, выполним задание «Мы ползем, летим, плывем…»

(

    При помощи мускулистой ноги.

    Амебоидное движение.


5.Целеполагание и мотивация, объяснение нового материала.

Какой раздел мы изучаем?

(скелет)

2. беспозвоночные – хордовые

3. бесчерепные – позвоночные

2. беспозвоночные – хордовые

ВЫВОД:

3. бесчерепные – позвоночные

6.СТРУКТУРА ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ (

Благодарю за разминку, поблагодарите своего данного партнера и займите свои места.

Группа 1

Группа 2

Группа 3.

Челюсти без зубов

2.Биологическая задача:

Билетик на выход

1.Прочный наружный скелет характерен для:

А) червей;

Б) насекомых;

В) паукообразных;

Г) ракообразных.

2.Достоинствами внутреннего скелета являются:

А) способность к росту;

Б) образован соединительной тканью;

В) дополняет массу тела;

Г) обладает строением не мешающим движению.

3.Осевой скелет ланцетника представляет собой:

А) позвоночник;

Б) хитиновый покров;

В) хорду;

Г) наружный скелет,пропитанный известью.

4.Киль имеет грудина многих:

А) млекопитающих;

Б) пресмыкающихся;

В) земноводных;

Г) птиц.

5.Скелет различных представителей хордовых выполняет сходные функции:

А) опора тела;

Б) защита внутренних органов;

В) лучшее поступление воздуха в легкие;

Г) перемещение в пространстве.

6 . Внутренний скелет характерен для:

А) рыб;

Б) ракообразных;

В) млекопитающих;

Г) земноводных.

7.Существенными недостатками наружного скелета являются:

А) расположение на поверхности тела;

Б) неспособность к росту;

В) опорная функция для мышц;

Г) защита внутренних органов.

8. У рыб к позвоночнику прикреплены:

А) хвостовой плавник; Б) ребра; В) грудные плавники; Г) череп.

9. Пресмыкающиеся могут двигать головой благодаря подвижному соединению позвонков отдела:

А) крестцового; Б) грудного; В) шейного; Г) поясничного.

Учитель: Поварницина Т.А. МБОУ «Новошешминская гимназия»

13.03.2014

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Биология

Описание:

7-Б КЛАСС

Тема урока: Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель : изучить эволюцию строения ОДС животных.

Задачи:

Образовательные:

Выявление функций ОДС животных и причин эволюционных изменений ОДС;

Обоснование взаимосвязи строения и функций ОДС животных;

Сравнение строения ОДС животных разных систематических групп, выявление усложнений

(одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – хордовые, бесчерепные – позвоночные, разные классы позвоночных – круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

Объяснение причин различий и обоснование приспособленности ОДС животных к различным условиям среды обитания, местообитаний.

Развивающие:

Развитие умений работать с рисунками и текстами (учебник, слайды презентации, демонстрационные таблицы), образцами наружных и внутренних скелетов (анализировать их содержание, описывать строение скелетов, сравнивать скелеты различных организмов…)

Развитие умений приводить примеры животных (с различными типами скелетов);

Развитие способности понимать целесообразность эволюционных изменений;

Развитие мышления, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Воспитание чувств любви к природе, восхищения ее мудростью, целесообразностью;

Воспитание чувства ответственности за успешность своей учебы, стремления к самообразованию, саморазвитию.

Основные понятия:

«опорно-двигательная система», «наружный скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей», «кость», «сустав», «череп».

Формы работы с учащим ися : лекция с использованием презентационных иллюстраций, фронтальная, практикум, групповая работа с макетами.

Методы обучения : ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН; ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, браузер GoogleChrome для воспроизведения ЭОР Единой коллекции ЦОР, модели скелетов земноводных, птиц, млекопитающих, аппликации видов костей, раковины моллюсков, скелет рака, коллекция жуков.

Ход урока:

1.Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭД (инструмент для управления классом) распределяются в одной команде для организации эффективного учебного процесса.

2.Органицационный момент. Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга, т.е. партнера по плечу и партнерапо лицу.

3. ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН--«встать-сесть» (обучающая структура для получения информации о классе):

Встаньте, ребята, которые любят спорт;

Кто любит танцевать;

Кто любит играть на музыкальных инструментах;

Кто любит весну;

Кто выучил домашнее задание.

4.Актуализация знаний .Ребята, для тогочтобы вспомнить,как передвигаются животные, выполним задание«Мы ползем, летим, плывем…»

( учитель задает вопросы, ученики отвечают).

  1. Выталкивание воды из мантийной полости.
  2. Шагающие движения при помощи присосок.
  3. С помощью щетинок и сокращения продольных и поперечных мышц.
  4. За счет сокращения только продольных мышц.
  5. При помощи мускулистой ноги.
  6. Амебоидное движение.
  7. При помощи жгутиков и ресничек.
  8. За счет мышц хвоста и туловища.
  9. Прыгательные движения при помощи мышц конечностей.

10. Летательные движения при помощи мышц конечностей

2. «Ни мороз нам не страшен, ни жара!»
Перечислите все функции покровов тела.
1.Какое вещество необходимо для образования панцирей и раковин?

2.Как называется плотное неклеточное образование у членистоногих?

3.Из каких слоев состоит кожа у позвоночных?

5.Целеполагание и мотивация, объяснениенового материала.

Давайте определимся с темой сегодняшнего урока.

Какой «мостик» можно перебросить от прошлого урока к сегодняшнему?

Какая есть логика в последовательности изучения учебного материала нашего раздела?

Какой раздел мы изучаем?

Эволюция строения и функций органов и их систем.

От изучения внешних покровов переходим к изучению внутренних систем органов (образно говоря, рассмотрели животное внешне, теперь пытаемся заглянуть вглубь)

Я опору тела составляю, ходить, бегать, прыгать помогаю. (скелет)

Так как покровы часто являются частью ОДС (мы помним понятие «кожно-мускульный мешок», помним, что у членистоногих мышцы обычно крепятся к наружному скелету…), логично после их изучения перейти именно к этой теме

-Какова главная цель нашего урока?

(изучить эволюцию строения ОДС животных, систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп).

Докажите, что организму необходима ОДС (для передвижения, для защиты клеток, тканей, органов, для опоры и поддержания, сохранения постоянной формы тела…)

Почему скелет и мускулатура, такие разные структуры, объединяются в одну систему органов? (для успешной работы любого органа, выполняющего движение, ему нужна опора)

Объясните причины эволюции ОДС, изменений в ней с течением времени (освоение животными новых территорий, освоение новых видов пищи, необходимость, чтобы выжить, активнее искать пищу, лучше прятаться от врагов, постоянно совершенствовать свои приспособления к меняющимся условиям среды… таким образом, ОДС, изменяясь вместе с организмом, должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения)

Какие этапы, «ступеньки» в достижении главной цели урока (в изучении эволюции ОДС от одной группы животных к другой) мы можем выделить?

1. одноклеточные – многоклеточные

2. беспозвоночные – хордовые

3. бесчерепные – позвоночные

4. разные классы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

Давайте назовем основные опорно-двигательные структуры простейших и многоклеточных беспозвоночных и проследим эволюционные изменения

1. одноклеточные – многоклеточные беспозвоночные

Беседа с использование слайдов презентации

Какие опорные и двигательные структуры имеет тело простейших? (амеба – оболочка клетки, ложноножки, эвглена – жгутик как вырост на оболочке, инфузория – реснички как выросты на оболочке);

Какие опорные и двигательные структуры появляются у кишечнополостных? (эпителиально-мускульные клетки в эктодерме);

Какие изменения характерны для червей? (внешние растяжимые покровы тела, кожно-мускульный мешок, гидроскелет);

У моллюсков? (раковины у брюхоногих и двустворчатых);

У членистоногих? (наружный скелет в виде хитиновых покровов насекомых, паукообразных, в виде пропитанных известью покровов ракообразных, к которому прикрепляются мышцы);

А есть ли среди беспозвоночных животные с внутренним скелетом? (у головоногих моллюсков внутренний хрящевой скелет – головная капсула, защищающий мозг и глаза, но это, скорее, исключение, так как настоящий внутренний скелет появляется только у хордовых животных);

Давайте обратим внимание на эволюционные возможности внутреннего скелета, появившегося у хордовых животных

2. беспозвоночные – хордовые

Индивидуально-групповая работа по выявлению достоинств и недостатков наружного и внутреннего скелетов (учащиеся А готовятся назвать как можно больше достоинств наружного скелета, а учащиеся Б– внутреннего) с последующими обсуждением, выводами.

Наружного скелета – прочность, прикрепление мышц и обеспечение передвижения, освоения новых способов перемещения (прыжки, полет), расселения.

Наружного скелета – не растет вместе с животным, делает животное беззащитным во время линьки, ограничивает размеры тела (особенно у сухопутных животных).

Внутреннего скелета – растет вместе с животным, увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп.

ВЫВОД: более прогрессивным является внутренний скелет.

***Мы помним, что хордовые делятся на низших и высших. Каковы «минусы» ОДС низших хордовых и «плюсы» ОДС высших хордовых?

У низших – ланцетника – в течение всей жизни сохраняется хорда, а у высших она замещается в процессе развития позвоночником, который частично или полностью окостеневает

У высших – позвоночных - появляется череп

У позвоночных появляются скелеты конечностей и их поясов

У позвоночных более сложная мускулатура

3. бесчерепные – позвоночные

Скелет большинства позвоночных образован костями, хрящами, сухожилиями.

Кости состоят из органических и неорганических веществ и обладают большой прочностью.

Самостоятельная индивидуальная работа по выявлению типов соединения костей (последний абзац на стр. 194 учебника,) с последующим выводом о прогрессивном значении суставов.

Неподвижное (срастание костей) и подвижное (с помощью сустава) соединение.

Кости скелета позвоночных имеют специальные места для прикрепления мышц (прикрепляясь к двум костям скелета, соединенным через сустав, мышца приводит их в движение).

Скелет состоит из трех основных частей: осевой скелет, скелет конечностей и скелет головы – череп.

Осевой скелет бесчерепных представлен хордой, а позвоночных – позвоночником, состоящим из хрящевых или костных позвонков.

Самостоятельная индивидуальная работа с учебником по выявлению особенностей строения позвонка (рис. 147 учебника на стр. 195) с последующим выводом о прогрессивном значении появления позвонков в осевом скелете.

(состоит из тела, верхних и нижних дуг, концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг, к концам нижних дуг, направленных в стороны, прикрепляются ребра)

Появление позвонков – важная прогрессивная черта, так как они придают прочность и гибкость скелету, являются защитой для спинного мозга.

6.СТРУКТУРА ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ( все ребятагруппы А образуют внешний круг, а ребята группы Б находят партнеров по лицу и встают перед ним).

Вопрос 1. Какие виды соединения костей вы узнали? (ученики из внешнего круга отвечают своим партнерам, затем меняются ролями, отвечает внутренний круг).

Повернитесь налево и отсчитайте 3 человека, поприветствуйте нового партнера.

Вопрос2. Из скольких частей состоит скелет, назовите их? (отвечает внутренний круг, затем меняются ролями).

Повернитесь направо и отсчитайте 2 человек, поприветствуйте своего партнера.

Вопрос 3. Каковы функции внутреннего скелета? (отвечают те партнеры, которые выше, затем меняются ролями).

Благодарю за разминку,поблагодарите своего данного партнера и займите свои места.

Давайте проследим изменения скелетов у позвоночных разных систематических групп

4. разные систематические группы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

Групповая работа с учебником и карточкой

(3 группы выявляют особенности скелетов, земноводных, птиц, млекопитающих, выполняют соответствующие задания в карточках) с последующим обсуждением выводов об основных направлениях эволюции скелета позвоночных животных.

Эксперты внимательно прослушают выступления представителей всех трех групп и помогут нам сделать соответствующие выводы об основных направлениях эволюции скелета позвоночных.

Группа 1 . Задание: выявить особенности строения скелета земноводных.

Учебник – текст на стр. 195, 197-198, рис. 149 на стр. 196.

Усложнение позвоночника – шейный (1), туловищный (7 с ребрами, оканчивающимися свободно), крестцовый (1 с прикрепленными к нему костями таза) отделы + хвостовой отдел у хвостатых

Есть череп, скелет конечностей и их поясов

Группа 2 . Задание: выявить особенности строения скелета птиц.

Учебник – текст на стр. 197, 198, рис. 151 на стр. 197.

5 отделов позвоночника – шейный (9-25 позвонков, соединенных подвижно), грудной (сросшиеся грудные позвонки – 3-10 - и ребра, соединенные с грудиной, образуют грудную клетку; у многих есть киль), поясничный, крестцовый, хвостовой – 6-9 (последний грудной, поясничные, крестцовые и первый хвостовой позвонки срастаются, образуя мощный крестец для большей прочности, для опоры задних конечностей

Легкие кости (многие имеют полости внутри)

Есть череп, скелет конечностей и их поясов (скелет верхней конечности

(кисть) видоизменен в связи с развитием крыла - приспособления к полету)

Группа 3. Задание: выявить особенности строения скелета млекопитающих.

Учебник – текст на стр. 197-198, рис. 152 на стр. 198.

5 четко выделенных отделов позвоночника – шейный (7 позвонков за редким исключением), грудной (12-15 позвонков), поясничный (2-9 позвонков), крестцовый (обычно 4 сросшихся позвонка), хвостовой

Есть череп (мозговой и лицевой отделы), скелет конечностей и их поясов (плечевой и тазовый)

ВЫВОД О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СКЕЛЕТА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (ЭКСПЕРТЫ):

Дифференцировка осевого скелета – позвоночника

Подвижное соединение шейных позвонков

Появление и развитие грудной клетки

Дифференцировка черепа но мозговой и лицевой отделы, развитие мозгового отдела

Появление и развитие парных передних и задних конечностей и их поясов – плечевого и тазового

Появление и развитие частных приспособлений в связи с вторичной утратой конечностей у змей, в связи с полетом у птиц и т. п.

7 . Информирование о домашнем задании

(перед закреплением учебного материала темы и проверкой его усвоения давайте запишем в дневники домашнее задание, обратим внимание на дифференцированную его часть)

§ 37, понаблюдать за способами передвижения своих домашних животных (аквариумных рыб, птиц, хомяков, кошек, собак) подготовить небольшой устный рассказ о способах их передвижения, о том, способны ли они менять способ передвижения при изменении условий, например, при прикосновении.

8. Применение знаний (закрепление изученного материала)

1.Коллективное обсуждение биологических задач (ТВОРЧЕСКОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ С использованием ресурсов ИНТЕРНЕТ)

Задача 1. Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.

Могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно

Задача 2. В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных? (стр. 125-126 учебника – если учащиеся не ответят на вопрос))

В связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад

Задача 3. Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?

Кости тонкие, заполнены воздухом

Челюсти без зубов

Задача 4. Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?

Это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел

2.Биологическая задача:

О чем свидетельствует разное положение конечностей относительно туловища

у разных классов позвоночных?

Об эволюции конечностей от земноводных и пресмыкающихся – к птицам и млекопитающим; о том, что приподнятое над землей тело дает гораздо больше возможностей животным в плане активного передвижения в поисках пищи, защиты от врагов (у земноводных конечности упираются в землю по бокам тела; у пресмыкающихся - тоже, но тело более приподнято; лишь у птиц и млекопитающих конечности подпирают тело снизу)

3.Ответы на вопросы закрепления учебного материала

Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?

В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) соединениями частей и усложненной мускулатуры у представителей класса земноводных - первых наземных позвоночных.

Вопрос 2. О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?

Общий план строения скелетов разных позвоночных животных говорит об общности происхождения, эволюционном родстве. А наличие сходных частных образований - о том, что животные ведут сходный образ жизни в сходных условиях среды. Например, костный гребень (киль) на грудной кости имеется и у летающих птиц, и у летучих мышей.

Вопрос 3. Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?

Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

4.Проверка уровня усвоения учебного материала урока

Выполнение письменного тестового задания (билетик на выход)

Комментарий к оценкам за урок (каждый ученик получит оценку за выполненный тест, плюс те ребята, которые выполняли опережающие творческие задания к уроку, активно работали на уроке – отвечали, дополняли – получат дополнительную оценку, думаю, максимально высокую (эксперты мне помогут никого не забыть)

Билетик на выход

Ответьте на вопросы (возможны несколько ответов).

1.Прочный наружный скелет характерен для:

А) червей;

Б) насекомых;

В) паукообразных;

Г) ракообразных.

2.Достоинствами внутреннего скелета являются:

А) способность к росту;

Б) образован соединительной тканью;

В) дополняет массу тела;

Г) обладает строением не мешающим движению.

3.Осевой скелет ланцетника представляет собой:

А) позвоночник;

Б) хитиновый покров;

Г) наружный скелет,пропитанный известью.

4.Киль имеет грудина многих:

А) млекопитающих;

Б) пресмыкающихся;

В) земноводных;

5.Скелет различных представителей хордовых выполняет сходные функции:

А) опора тела;

Б) защита внутренних органов;

В) лучшее поступление воздуха в легкие;

Г) перемещение в пространстве.

6 . Внутренний скелет характерен для:

Б) ракообразных;

В) млекопитающих;

Г) земноводных.

7.Существенными недостатками наружного скелета являются:

А) расположение на поверхности тела;

Б) неспособность к росту;

В) опорная функция для мышц;

Г) защита внутренних органов.

8. У рыб к позвоночнику прикреплены:

А) хвостовой плавник;Б) ребра;В) грудные плавники;Г) череп.

9. Пресмыкающиеся могут двигать головой благодаря подвижному соединению позвонков отдела:

А) крестцового;Б) грудного;В) шейного;Г) поясничного.

9.Подведение итогов урока. Рефлексия

Вспомните ход урока; проанализируйте свою деятельность или деятельность товарищей; сформулируйте свои впечатления…

-Важным ли был наш урок по данной теме?

-Удовлетворены ли вы вашей работой на уроке? Работой ваших одноклассников?

Cлайд 1

ЭВОЛЮЦИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИИ ОДС: Движение тела, Опора и защита внутренних органов Задание по §37 1. Запишите органы ОДС у беспозвоночных животных. 2. У каких животных есть наружный скелет, каковы его недостатки? 3. У каких животных есть внутренний скелет, каковы его преимущества? 4.Из каких частей состоят скелеты Хордовых животных. Прочитайте текст «Знаете ли вы, что…»

Cлайд 2

ЭВОЛЮЦИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИИ ОДС: Движение тела, опора и защита внутренних органов Эволюция органов опоры и движения беспозвоночных Простейшие - клеточная оболочка, жгутики, реснички Кишечнополостные- кожно-мускульные клетки Плоские черви- КММ Круглые черви- КММ Кольчатые черви- КММ Тип Моллюски- мускулистые ноги Тип Членистоногие- наружный скелет – хитиновый покров. Мускулатура прикреплена изнутри к покрову. Наружный скелет разнообразил движения в различных средах обитания, но он не растяжим и ограничивает размеры тела.

Cлайд 3

Cлайд 4

ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ ИМЕЮТ ВНУТРЕННИЙ СКЕЛЕТ СКЕЛЕТ – СОВОКУПНОСТЬ КОСТЕЙ, ХРЯЩЕЙ, СВЯЗОК, СУСТАВОВ. К СКЕЛЕТУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ МЫШЦЫ. ЛАНЦЕТНИКИ – хорда + мускулатура РЫБЫ- череп + позвоночник из 2-х отделов + скелет плавников + мускулатура ЗЕМНОВОДНЫЕ - череп + позвоночник из 3-х отделов +скелет конечностей + мускулатура ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ПТИЦЫ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ - череп + позвоночник из 5 отделов + грудная клетка + скелеты конечностей + мускулатура.

Какова роль опорно-двигательной системы?

До какого возраста тело человека растёт?

Комплекс структур, образующий каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.

Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет.

Стр. 73

1. Как и когда завершается окостенение скелета? Каково значе¬ние правильного питания для роста и развития человека?

Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет. Нормальное развитие опорно-двигательной системы зависит от полноценного питания, наличия в пище витаминов и минеральных солей.

Стр. 74

2. Почему недостаток мышечной активности вреден для здоровья?

Недостаток движения, т. е. гиподинамия (букв.: снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение. Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

3. Как и при каких условиях возникает тренировочный эффект?

Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасходованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы. Это явление называется тренировочным эффектом. Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если работа слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет. Следовательно, тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы накопить много молекул АТФ и стимулировать синтез новых структур, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма. Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад. Вот почему для успешной тренировки затрачиваемые усилия должны быть достаточными, но не чрезмерными. Другое важное правило состоит в том, что после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое

4. Почему после состязаний спортсмены проходят допинг-контроль?

Сейчас медицине известны вещества, которые могут резко поднимать на короткое время нервную и мышечную силу, а также препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после действия нагрузок. Первая группа препаратов получила название допингов. (Впервые допинг стали давать лошадям, участвующим в скачках. Они действительно показывали большую резвость, но после скачек никогда не восстанавливали свою прежнюю форму, чаще всего их пристреливали.) В спорте применение этих веществ категорически запрещено. Спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед теми, кто его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, труда, а за счет приема препарата, к тому же допинг очень вредно действует на организм. За временным повышением работоспособности может последовать полная инвалидность.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...