Русские географические открытия. Великие русские путешественники и их открытия

« Российская цивилизация» , «особый путь»… Суть этих понятий открывается тем, кто окинет взором всю историю становления России, весь путь, пройденный от первых русских князей до современной России как субъекта глобальных мировых процессов.

Роль России в современном мире, оценка уникальности ее вклада в развитие мировой цивилизации, современного мира, является результатом труда многих поколений подвижников и патриотов своей земли, ученых и путешественников, людей, положивших на алтарь служения России не только свой труд и знания, но часто и жизнь, беззаветно преданных своему долгу и следующих своему предназначению, своей мечте, своей вере.

Благодаря этим людям и можно говорить о формировании «русского мира»: мира, объединяющего в себе не только и не столько людей русской национальности, но людей, объединённых причастностью к судьбе России и приверженностью к русскому языку и культуре вне зависимости от страны и континента.

Землепроходцам, первооткрывателям, путешественникам, мы обязаны приращению территории России, расширению ее границ и сфер влияния; людям, демонстрирующим всему миру пассионарность русского народа, потребность в расширении территории России, как задачи формировании единого экономического и политического пространства, как ответа на вызовы, диктуемые внешними и внутренними условиями.

Само понятие «российская цивилизация» объединяет не только 146 миллионов многонационального населения современной России, более 30 миллионов русскоговорящего населения других стран, но и десятки географических названий, территорий, открытых и освоенных российскими путешественниками, учеными и землепроходцами, а также государства, развитие и само существование которых стало возможным благодаря усилиям сотен и тысяч российских людей.

Разумеется, значительное количество экспедиций в течение всей истории человечества ставили своими целями захват новых территорий, приток богатств и товаров, расширение политического влияния. Безусловно, именно войны перекраивали политическую карту мира. Однако, именно пытливое стремление к поиску новых торговых путей, открытие, описание и картографическая съемка новых или присоединенных территорий, изыскания, имеющие, в том числе и чисто научный географический интерес, ввели в мировую историю целую плеяду российских путешественников.

Во многом это объясняется тем, что никогда за всю историю России приращение территории не шло по «западному» колониальному типу. Сила России всегда была в изначальном стремлении к интеграции народов и территорий в состав Российского государства, которая на разных этапах его развития претворялась в жизнь с той или иной степенью успеха. Это стремление в конечном итоге послужило развитию включенных в состав государства территорий и различных народов, сохранению их самобытности, этнической, культурной и языковой идентичности.

Зарождение «российской цивилизации», становления России как субъекта мировых цивилизационных процессов началось примерно с IX-XII века, когда по нынешней территории России прошел знаменитый путь «из варяг в греки» - первый большой трансконтинентальный торговый путь, соединяющий Балтику с Черноморским регионом. Первый крупный торговый путь, обеспечивающий не только поток товаров между двумя мирами, но и развитие русских городов вдоль всего пути следования.

До эпохи Великих географических открытий (XV-XVI века) изучение новых пространств и территорий было уделом одиночек и не носило систематического характера. Но вклад этих одиночек, их рассказы, «скаски», их наблюдения, повлияли на дальнейший ход развития истории. Так, например, «хождение за три моря» Афанасия Никитина (тверского купца, а может быть, даже исполнителя секретной княжеской миссии) было первым документально зафиксированным путешествием европейца в Индию (на 30 лет раньше португальцев). Это был также один из первых этнографических очерков, ядро той фактологической базы, включающей описание населения, быта, обычаев, природы, которые впоследствии легли в основу дальнейшего изучения региона.

Эпоха Великих географических открытий в Европе, когда на Земле стали исчезать «белые пятна», были открыты морские пути в Индию, Африку, открыта Америка, совпала с важнейшим для России периодом – освоением Сибири , Дальнего Востока и вод Северного Ледовитого и Тихого океанов русскими землепроходцами – «служилыми людьми», казаками, купцами, промысловиками и мореходами.

Известно, что русские первыми из европейцев плавали в Европу морем из устья Северной Двины в норвежский Тронхейм (1496 г., русский посланник Григорий Истома).

Поморы, с давних пор жившие на побережье Белого моря, на кочах, плоскодонных парусно-гребных судах, обследовали северные земли, реки, острова (в том числе Новую Землю, Шпицберген). Именно судостроители и мореплаватели Руси первые проникли в полярные моря. Это были достаточно хаотичные и индивидуальные «вылазки» с целью нахождения новых мест для рыбного и пушного промысла (охота за белым медведем, моржами, тюленями, китобойный промысел и т.д.).

Безусловно, масштабный процесс освоения бескрайних территорий Сибири и Дальнего Востока, был связан, прежде всего, с задачей защиты восточных рубежей. В XVI веке Русское государство смогло начать расширение своих границ на Восток. Выполнялись вполне прагматичные задачи поиска новых мест рыбного, пушного, лесного, соляного промыслов; сбор ясака (дани), общение с местными племенами, живущими на просторах Азии, их по возможности мирное подчинение и вовлечение в сферу Русского государства. Зачастую это делалось силами небольших «казачьих» отрядов под предводительством отважных, выносливых и авантюрных по своему духу людей: Ермака Тимофеевича, М. Стадухина, Д. Зыряна, С. Моторы, В. Пояркова, Е. Хабарова, В. Атласова, Ф. Попова, С. Дежнева и других, чьих имен история подчас не сохранила. Память о землепроходцах осталась в топонимике азиатского континента.

Всего с середины XVI до начала XVII века были присоединены территории Казанского ханства, земли Заволжья, Урала, покорено Сибирское ханство.

К началу XVII века благодаря усилиям землепроходцев к Российскому государству были присоединены значительная часть Западной Сибири, пройдены многочисленные сибирские реки, основаны новые поселения, которые в дальнейшем стали центрами освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока (Тобольск, Тюмень, Сургут, Мангазея, Обдорск, Тара и другие). Землепроходцам принадлежит основополагающая роль в становлении экономического развития регионов, освоению их природных богатств.

Перед отрядами землепроходцев ставилась задача вовлечения местных народов: вогулов (манси), остяков (ханты), ненцев, тунгусов (эвенков), бурят, алтайцев, якутов, коряков и многих других в сферу влияния Российского государства при строгом наказе не применять по отношению к ним физической силы.

К началу XVIII века были собраны относительно точные данные о гидрографии и рельефе на колоссальной территории азиатского континента. К этому же времени была также пройдена значительная береговая часть Северной Азии.

Таким образом, формировалось пространство Российского государства: в сложнейших климатических условиях на гигантских таежных и тундровых просторах, горных областях Северной Азии, несмотря на все невзгоды природного, климатического, человеческого и иного характера.

Следующим важнейшим этапом в развитии географических знаний в России является середина 18 века, когда были осуществлены Первая Камчатская (1725-1730 гг.) и Великая Северная экспедиции (Вторая Камчатская) (1733-1743 гг.). В это время Англия, Франция и Голландия делят колониальное наследие Испании и Португалии, а Россия становится Империей. Ею одержаны выдающиеся победы в Северной войне и Персидском походе.

Идея регулярного судоходства по Северному Ледовитому океану с запада на восток возникла на Руси еще в 16 веке. Но именно при Петре I развитие науки и техники получает огромный импульс, потребность в географических знаниях и картографическом описании молодой российской империи увеличивается в геометрической прогрессии. Это делает возможным комплексное исследование региона.

Задачей Первой Камчатской экспедиции было выяснить, соединяются ли севере два континента: Азия и Америка, описать и нанести на карту все открытые острова и земли. Начальником экспедиции был назначен Витус Беринг, датчанин, более 20 лет состоявший на российской службе. В составе экспедиции были помощники Беринга Алексей Чириков и Мартин Шпанберг, геодезист Михаил Гвоздёв.

В результате экспедиции был вторично пройден пролив между Азией и Америкой (впервые пролив, названный впоследствии Беринговым, был пройден казаком Семеном Дежневым в 1648 г.), открыто несколько островов, составлена карта побережья северо-восточной Азии, хотя основная задача - достичь берегов Америки - не была решена.

После оценки результатов Первой Камчатской экспедиции была снаряжена Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743 гг). Она получила также название Великой Северной, в силу своего размаха (было пройдено все побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Печоры до мыса Большой Баранов Камень - Мыс Семена Дежнева) и в силу больших задач, которые перед ней стояли. Начальником экспедиции был опять назначен Беринг, его помощником – Чириков. Масштабы экспедиции впечатляют: несмотря на тяжелейшие условия, сложную ледовую обстановку, большие человеческие потери, в рамках экспедиции было нанесено на карту 13 тысяч км. берега, собран большой массив информации о климате, гидрологии и океанологии региона. Навсегда в историю и географические карты вошли имена Дмитрия и Харитона Лаптевых, Чирикова и самого командора Беринга, погибшего во время зимовки на Командорских островах. Было достигнуто побережье Америки, доказано существование пролива между Америкой и Азией.

Вскоре начинается новый этап развития России – колонизация и освоение побережья Северной Америки («Русская Америка»: Аляска, поселение в Калифорнии - крепость Росс).

Именно в рамках этой задачи в 1803-1806 годах было задумано и осуществлено Первое российское кругосветное путешествие. Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» осуществили кругосветное путешествие, доказав возможность сообщения с Русской Америкой морем. Огромный географический, богатый этнографический материал, первый официальный контакт с правительством Японии – результат этой экспедиции. Кроме того, прекрасная организация перехода, включая комплектацию команды и снабжения экспедиции на долгие годы становится эталоном для всех судов: на всем протяжении пути потери в команде из-за болезней были минимальны, что для того времени было просто чудом.

Уже в первой половине XIX века было совершено около 20 кругосветных плаваний российских судов, больше, чем английских и французских кругосветок, вместе взятых. Некоторые российские мореходы совершают кругосветные путешествия дважды и трижды. Василий Михайлович Головнин, под командованием которого совершено кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», на шлюпе «Камчатка» совершает кругосветное путешествие в 1817-1819 годах. На этом шлюпе мичманом служит 19-летний мичман Федор Литке; в 1826-1829 годах уже в чине капитана-лейтенанта на шлюпе «Сенявин» Федор Петрович Литке совершает свое второе кругосветное путешествие с востока на запад, в результате которого было исследовано азиатское побережье Берингового пролива, собраны богатейшие научные материалы, открыты новые острова, были проведены многочисленные геофизические наблюдения.

Кроме того, начало XIX века ознаменовалось важнейшим открытием мирового значения, честь которого принадлежит именно российским морякам: в 1819-1821 годов шлюпы «Восток» и «Мирный» под управлением Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева совершили кругосветное путешествие в высоких южных широтах. Был открыт самый южный материк - Антарктида. Помимо открытия Антарктиды были описаны и нанесены на карту новые острова, проведен целый ряд метеорологических и океанографических исследований. Таким образом, был решен давнишний вопрос о существовании Южной «терра инкогнита», долгое время будораживший воображение человечества.

Ухудшение отношений России с Англией и Францией во второй половине XIX века, (особенно после Крымской войны 1853-1856 гг.), привело к смене парадигмы во внешней политике России и росту интереса к развитию экономических и политических связей со странами Азии. Для расширения влияния России в регионе, закрепления достигнутых новых рубежей на Юге были необходимы в том числе и новые географические данные о регионе, в ту пору мало изученном. С этой задачей блестяще справился Петр Петрович Семенов, впоследствии за свои заслуги получивший приставку к своей фамилии– Тян-Шанский, и ставший главой Русского географического общества. В 1856-1857 г. он совершил путешествие на Северный Тянь-Шань, составил его орографическую схему, выявил ряд геологических особенностей региона, в частности, опроверг гипотезу о вулканическом происхождении этой горной системы.

С 1870 по 1888 год, несмотря на клубок сложнейших политических взаимоотношений на огромной азиатской территории активно вел свои исследования Николай Михайлович Пржевальский, русский военный географ. В обстановке постоянно возникающих восстаний местного населения, сложных отношений с Циньской династией, волнений среди уйгуров и дунган Николаем Михайловичем были пройдены, изучены и нанесены на карту тысячи километров территории Восточного Тянь-Шаня, пустыни Гоби, Тибета, исследованы истоки Хуанхэ, открыты озера (Лобнор) и горные хребты, найдено несколько новых видов животных.

Этот регион неоднократоно исследовался на рубеже XIX и XX веков; масса уникальных данных была собрана в рамках активной деятельности М.Н.Певцова, (заменившего Пржевальского после его смерти), Г.Н. Потанина, путешественника и этнографа, В.А. Обручева, геолога и путешественника, учениками Пржевальского В.И. Роборовского и П.К. Козлова, военных географов. Они занимались изучением геологии, орографии Центральной Азии, природы Центральной Азии, проводились зоологические, энтомологические, а также археологические, этнографические исследования региона.

Значительный вклад в исследования Центральной Азии в XX веке внес ученый, художник, путешественник и философ, Николай Константинович Рерих, получивший мировую известность и признание. Своими работами и общественной деятельностью Рерих способствовал поиску общности и духовного единства между Востоком и Западом.

В это же время по-прежнему волнует умы ученых и общественных деятелей мысль об освоении побережья «русской Арктики» и плавания по Северному морскому пути. Активная исследовательская и практическая работа велась С. О. Макаровым, выдающимся флотоводцем и ученым. Он стал идеологом использования ледоколов в Северном Ледовитом океане, предложив концепцию использования мощных ледоколов для осуществления полярных исследований, а также для практических целей - транспортных перевозок в высоких широтах. При активном участии Макарова был построен первый в мире ледокол «Ермак», переживший своего создателя на многие десятки лет.

Идеи Макарова об использовании кораблей ледокольного типа были поддержаны другим выдающимся российским ученым Д.И.Менделеевым. Однако наиболее полное и практическое развитие они получили уже в Советской России, когда ледоколы (в том числе позже - атомные) стали активно использоваться для изучения Полярного региона и проводки грузов вдоль Арктического побережья России. В 20-х годах 20-го столетия стали совершаться на регулярной основе Карские и Северо-Восточные экспедиции. В 1932 году, советский ученый-полярник Отто Юльевич Шмидт впервые совершил переход по Северному морскому пути от Архангельска до Петропавловск-Камчатского за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», открыв новые возможности для освоения и развития северных территорий России.

Кроме того, именно Шмидт, развив идею ученого-полярника В.Д.Визе, был одним из авторов проекта создания дрейфующих станций, позволяющих получать регулярную информацию о метеорологической и ледовой обстановке региона. Проект дрейфующей станции «Северный полюс – 1» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина был осуществлен в 1937-1938 гг. За уникальными работой, дрейфом на льдине и спасением знаменитых «папанинцев» советским ледоколом «Таймыр» следила вся страна.

Результаты экспедиции легли в основу программы, продолжавшейся до 1991 года («Северный полюс-31»). В 2003 году прерванная программа дрейфующих станций возобновила свою работу. В 2013 г. проведена работа дрейфующей станции «Северный полюс-40».

Идет второе десятилетие XXI века, человечество продолжает осваивать космос, обживает морские глубины, изучает и использует природные недра. Но история географических открытий, осуществленных российскими землепроходцами, путешественниками, исследователями, продолжается. В 2012 г. Российская экспедиция достигла поверхности подледного озера Восток в самом сердце Антарктиды. В 2013 г. в архипелаге Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане был открыт остров Яя.

Открытия продолжаются!

Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.
Условно делится на две части:
испано-португальские открытия конца ХV-го век и весь ХVI век, в перечень которых входит открытие Америки, открытие морского пути в Индию, тихоокеанские экспедиции, первое кругосветное плавание
англо-голландско-русские открытия конца ХVI века до середины XVII века, в который входят английские и французские открытия в Северной Америки, голландские экспедиции в Индийский и Тихий океаны, русские открытия всей Северной Азии

    Географическим открытием называется посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши

Почему наступила эпоха великих географических открытий?

  • Рост европейских городов в XV веке
  • Активное развитие торговли
  • Активное развитие ремесел
  • Истощение европейских рудников благородных металлов — золота и серебра
  • Открытие книгопечатания, приведшее к распростарнению новых технических наук и знаний античности
  • Распространение и улучшение огнестрельного оружия
  • Открытия в навигации, появление компаса и астролябии
  • Успехи картографии
  • Завоевание турками-османами Константинополя, что прервало экономические и торговые связи Южной Европы с Индией и Китаем

Географические знания до начала эпохи Великих географических открытий

В средневековье норманами были открыты Исландия и берега Северной Америки, европейскими путешественниками Марко Поло, Рубруком, Андре из Лонжюмо, Вениамином Тудельским, Афанасием Никитиным, Карпини и другими установлены сухопутные связи со странми дальней Азии и Ближнего Востока, арабами исследованы южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берга Индийского океана, определены дороги, связывающие Восточную Европу через Среднюю Азию, Кавказ, Иранское нагорье — с Индией

Начало эпохи Великих географических открытий

    Началом эпохи Великих географических открытий можно считать деятельность португальских мореплавателей ХV века и вдохновителя их свершений принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 — 13.11.1460)

В начале ХV века географическая наука христиан находилась в плачевном состоянии. Знания великих учёных античности утрачены. Впечатления от путешествий одиночек: Марко Поло, Карпини, Рубрука – не стали достоянием общественности да и содержали множество преувеличений. Географы и картографы в изготовлении атласов и карт пользовались слухами; открытия, производимые случайно, забывались; найденные в океане земли, терялись снова. То же относилось к искусству мореплавания. У шкиперов не было карт, приборов, знаний навигации, они панически боялись открытого моря, жались к берегам.

В 1415 году принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — могущественной и богатой организации. На её средства на перешейке мыса Сагреш Генрих построил цитадель, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг, создал навигаторскую школу, привлёк лучших математиков, астрономов из арабов и евреев, собирал сведения где и откуда только мог о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, народах и берегах, начал строить более совершенные и крупные корабли. Капитаны выходили на них в море, не только вдохновлённые на поиски новых земель, но и хорошо подготовленные теоретически.

Португальские открытия ХV века

  • остров Мадейра
  • Азорские острова
  • весь западный берг Африки
  • устье реки Конго
  • Острова Зеленого мыса
  • Мыс Доброй Надежды

    Мыс Доброй Надежды, крайняя южная точка Африки был открыт экспедицией Барталомеу Диаша в январе 1488 года

Великие географические открытия. Кратко

  • 1492 —
  • 1498 — открытие Васко да Гамой морского пути в Индию вокруг Африки
  • 1499-1502 — испанские открытия в Новом Свете
  • 1497 — открытие Джоном Каботом Ньюфаунленда и полуострова Лабрадор
  • 1500 — открытие устья Амазонки Висенте Пинсоном
  • 1519-1522 — первое кругосветное плавание Магеллана, открытие Магелланова пролива, Марианских, Филиппинских, Молуккских островов
  • 1513 — открытие Тихого океана Васко Нуньесом де Бальбоа
  • 1513 — Открытие Флориды и течения Гольфстрим
  • 1519-1553 — открытия и завоевания в Южной Америке Кортесом, Писарро, Альмагро, Орельяной
  • 1528-1543 — испанские открытия внутренних областей Северной Америки
  • 1596 — открытие Виллемом Баренцем острова Шпицберген
  • 1526-1598 — испанские открытия Соломоновых, Каролинских, Маркизских, Маршаловых островов, острова Новая Гвинея
  • 1577-1580 — второе кругосветное плавание англичанина Ф. Дрейка, открытие пролива Дрейка
  • 1582 — поход в Сибирь Ермака
  • 1576-1585 — поиски англичанами север-западного прохода в Индию и открытия в северной Атлантике
  • 1586-1629 — походы русских в Сибирь
  • 1633-1649 — открытие русскими землепроходцами Восточносибирских рек до Колымы
  • 1638-1648 — открытие русскими землепроходцами Забайкалья и озера Байкал
  • 1639-1640 — исследование Иваном Москвиным побережья Охотского моря
  • Последняя четверть ХVI — первая треть XVII века — освоение англичанами и французами восточных берегов Северной Америки
  • 1603-1638 — исследования французами внутренних областей Канады, открытие Великих озер
  • 1606 — независимо друг от друга открытие испанцем Киросом голландцем Янсоном северного берега Австралии
  • 1612-1632 — открытия англичанами северо-восточного побережья Северной Америки
  • 1616 — открытие Схаутеном и Ле-Мером мыса Горн
  • 1642 — открытие Тасманом острова Тасмании
  • 1643 — открытие Тасманом Новой Зеландии
  • 1648 — открытие Дежневым пролива между Америкой и Азией (Берингова пролива)
  • 1648 — открытие Федором Поповым Камчатки

Корабли эпохи великих географических открытий

В средние века борта кораблей обшивали досками внакрой — верхний ряд досок перекрывал нижний. Эта прочная обшивка. но корабли от этого тяжелеют, а кромки поясов обшивки создают лишнее сопротивление корпуса. В начале ХV века французский судостроитель Жульен предложил обшивать корабли встык. Доски приклепывали к шпангоутам медными нержавеющими заклепками. Стыки проклеивали смолой. Эта обшивка получила название «каравеель», а корабли стали называться каравеллами. Каравеллы — главные корабли эпохи Великих географических открытий строили на всех верфях мира ещё двести лет после смерти их конструктора.

В начале ХVII века в Голландии был изобретен флейт. «Флиите» по-голландски значит «струиться, струящийся». Эти корабли не мог захлестнуть ни один самый большой вал. Они, словно пробки, взлетали на волну. Верхние части бортов флейта загибались внутрь, мачты были очень высоки: в полтора раза превосходили длину корпуса, реи — короткие, паруса от того узкие, удобные в обслуживании, что позволило сократить количество матросов в экипаже. И, главное, флейты были четырежды более в длину, нежели в ширину, что делало их очень быстроходными. Во флейтах тоже устанавливали борта встык, мачты составляли из нескольких элементов. Флейты были значительно вместительнее каравелл. С 1600 по 1660 год были построены и бороздили океаны 15000 флейтов, вытеснивших каравеллы

Мореплаватели эпохи Великих географических открытий

  • Альвизе Кадамосто (Португалия, Венеция, 1432-1488) — Острова зеленого мыса
  • Диего Кан (Португалия, 1440 - 1486) — Западное побережье Африки
  • Барталомеу Диаш (Португалия, 1450-1500) — мыс Доброй Надежды
  • Васко да Гама (Португалия, 1460-1524) — путь в Индию вокруг Африки
  • Педро Кабрал (Португалия, 1467-1526) — Бразилия
  • Христофор Колумб (Генуя, Испания, 1451-1506) — Америка
  • Нуньес де Бальбоа (Испания, 1475-1519) — Тихий океан
  • Франсиско де Орельяна (Испания, 1511-1546) — река Амазонка
  • Фернандо Магеллан (Португалия, Испания (1480-1521) — первое кругосветное плавание
  • Джон Кабот (Генуя, Англия, 1450-1498) — Лабрадор, Ньюфаунленд
  • Жан картье (Франция, 1491-1557) восточное побережье Канады
  • Мартин Фробишер (Англия, 1535-1594) — полярные моря Канады
  • Альваро Менданья (Испания, 1541-1595) — Соломоновы острова
  • Педро де Кирос (Испания, 1565-1614) — архипелаг Туамоту, Новые Гибриды
  • Луис де Торрес (Испания, 1560-1614) — остров Новая Гвинея, пролив, отделяющий этот остров от Австралии
  • Френсис Дрейк (Англия, 1540-1596) — второе кругосветное плавание
  • Виллем Баренц (Нидерланды, 1550-1597) — первый полярный мореплаватель
  • Генри Гудзон (Англия, 1550-1611) — исследователь северной Атлантики
  • Виллем Схаутен (Голландия, 1567-1625) — мыс Горн
  • Абель Тасман (Голландия, 1603-1659) — остров Тасмания, Новая Зеландия
  • Виллем Янсзон (Голландия, 1570-1632) — Австралия
  • Семен Дежнев (Россия, 1605-1673) — река Колыма, пролив между Азией и Америкой

Русские путешественники внесли огромный вклад в историю географических открытий и исследования земного шара. В честь них названы многие географические объекты Земли. Это мыс Дежнёва, мыс Челюскин, море , море, пролив Крузенштерна, остров Лисянского, хребет Пржевальского, море Беллинсгаузена, берег Миклухо-Маклая, вулкан Обручева, ледник Семёнова и многие другие. Научные исследования русских первооткрывателей, составленные ими точные подробные карты имели большое значение для развития географии всего мира.

Экспедиция Дежнёва вышла из устья сибирской реки Колымы на восток 20 июня 1648 года. Перед ней стояла задача: открыть новые земли, изучить гидрографическую сеть Дальнего Северо-Востока и побережье Северного Ледовитого океана. Проплыв вокруг , в сентябре экспедиция обогнула мыс Большой Каменный Нос (ныне он назван именем Дежнёва). Результаты превзошли все ожидания: Семён Дежнёв не только совершил новые , но и доставил на родину карты-чертежи новых территорий. Впоследствии его именем были названы одна из бухт Берингова моря, горный хребет и посёлок на реке Амур.

В 1697-1699 годах русский первопроходец Владимир Атласов (ок. 1661/64 - 1711) открыл новые земли . Тогда же там было основано и первое русское поселение.

В 1711 и 1713 годах на Курильских островах побывал Иван Козыревский (родился около 1680 года - год смерти неизвестен).

Русские географические открытия в XVI - XVII веках

Период: XVI Век.

Русский народ внёс в великие географические открытия XVI - первой половины XVII в. значительный вклад. Русские путешественники и мореплаватели совершили ряд открытий (преимущественно на северо-востоке Азии), обогативших мировую науку.

Причиной усиленного внимания русских к географическим открытиям являлось дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране и связанный с этим процесс складывания всероссийского рынка, а также постепенное включение России в мировой рынок. В указанный период отчётливо наметились два основных направления: северо-восточное (Сибирь и Дальний Восток) и юго-восточное (Средняя Азия, Монголия, Китай), по которым двигались русские путешественники и мореходы.

Большое познавательное значение для современников имели торгово-дипломатические поездки русских людей в XVI-XVII вв. в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и с Китаем.

К середине XVII в. русскими были основательно изучены и описаны пути в Среднюю Азию. Обстоятельные и ценные сведения этого рода содержали посольские отчёты («статейные списки») русских послов И. Д.Хохлова (1620-1622 гг.), Анисима Грибова (1641-1643 и 1646-1647 гг.) и др.

Пристальное внимание вызывал у русских людей далёкий Китай. Ещё в 1525г., будучи в Риме, русский посол Дмитрий Герасимов сообщил писателю Павлу Иовию о том, что из Европы в Китай можно проехать водным путём через северные моря. Таким образом, Герасимов высказал смелую мысль об освоении Северного пути из Европы в Азию. Эта идея благодаря Иовию, опубликовавшему специальную книгу о Московии и посольстве Герасимова, стала широко известной в Западной Европе и была воспринята с живейшим интересом. Возможно, что организация экспедиций Уиллоуби и Баренца была вызвана сообщениями русского посла. Во всяком случае поиски Северного морского пути на восток уже в середине XVI в. привели к установлению непосредственных морских связей между Западной Европой и Россией.

Первым достоверным свидетельством о путешествии в Китай являются сведения о посольстве казака Ивана Петлина в 1618-1619 гг. Петлин из Томска через территорию Монголии прошёл в Китай и побывал в Пекине. Вернувшись на родину, он представил в Москве «чертёж и роспись про Китайскую область». Собранные в результате поездки Петлина сведения о путях в Китай, о природных богатствах и экономике Монголии и Китая способствовали расширению географического кругозора современников.

Большое значение в истории географических открытий той эпохи имело обследование огромных пространств севера и северо-востока Азии от Уральского хребта до побережья Ледовитого и Тихого океанов, т.е. всей Сибири.

В середине XVI века Московское царство завоевало Казанское и Астраханское татарские ханства, таким образом присоединив к своим владениям Поволжье и открыв себе путь к Уральским горам. Колонизация новых восточных земель и дальнейшее продвижение России на восток непосредственно организовывались богатыми купцами Строгановыми. Царь Иван Грозный предоставил огромные владения на Урале и налоговые привилегии Аникею Строганову, который организовал крупномасштабное переселение людей на эти земли. Строгановы развивали сельское хозяйство, охотничьи промыслы, солеварение, рыбную ловлю и добычу полезных ископаемых на Урале, а также установил торговые отношения с сибирскими народами.

Завоевание Сибирского ханства

Около 1577 года Семён Строганов и другие сыновья Аникея Строганова пригласили на службу казачьего атамана Ермака для защиты своих земель от нападений сибирского хана Кучума. В 1580 году Строгановы и Ермак подготовили военную экспедицию в Сибирь с целью вести войну с Кучумом на его собственной территории. В 1581 году Ермак начал свой поход вглубь Сибири. После нескольких побед над армией хана Ермак окончательно разгромил силы Кучума на реке Иртыш в трёхдневной битве на Чувашевом мысу в 1582 году. Остатки ханской армии отступили в степи, и Ермак завоевал всё Сибирское ханство, включая столицу Кашлык рядом с современным Тобольском. Однако казаки несли большие потери, а в 1585 году Кучум внезапно напал на Ермака, уничтожив почти весь его отряд. В этом бою Ермак погиб. Казаки были вынуждены уйти из Сибири, однако благодаря Ермаку были изучены главные речные пути Западной Сибири, и русские войска всего несколько лет спустя успешно продолжили покорение Сибири.

Ещё в середине XVI в. упоминаются плавания русских полярных мореходов из европейской части страны в Обскую губу и к устью Енисея. Они продвигались вдоль побережья Ледовитого океана на небольших килевых парусных судах - коч, хорошо приспособленных к плаваниям во льдах Арктики благодаря яйцевидной форме корпуса, уменьшавшей опасность ледового сжатия. Пользовались русские мореходы XVI-XVII вв. компасом («маткой») и картами. В первые два десятилетия XVII в. уже существовало довольно регулярное водное сообщение западносибирских городов с Мангазеей по Оби, Обской губе и Ледовитому океану (так называемый «Мангазейский ход»). Такое же сообщение поддерживалось между Архангельском и Мангазеей. По свидетельству современников, из Архангельска в «Мангазею по вся годы ходят кочами многие торговые и промышленные люди со всякими немецкими (т.е. иностранными, западноевропейскими) товары и с хлебом». Чрезвычайно важным было установление того факта, что Енисей впадает в то самое «Студёное море», по которому из Западной Европы плавают к Архангельску. Это открытие принадлежит русскому торговому человеку Кондратию Курочкину, который первым обследовал фарватер нижнего Енисея вплоть до устья.

Серьёзный удар «Мангазейскому ходу» был нанесён правительственными запрещениями 1619-1620 гг. пользоваться морским путём в Мангазею, преследовавшими цель предотвратить проникновение туда иностранцев.

Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские открыли одну из крупнейших рек Азии - Лену. Среди северных экспедиций на Лену выделяется поход Пенды (до 1630 г.). Начав свой путь с 40 сподвижниками из Туруханска, он прошёл по всей Нижней Тунгуске, перевалил через волок и достиг Лены. Спустившись по Лене в центральные районы Якутии, Пенда затем проплыл по той же реке в обратном направлении почти до верховьев. Отсюда, пройдя бурятскими степями, он попал на Ангару (Верхнюю Тунгуску), первым из русских проплыл вниз по всей Ангаре, преодолев её знаменитые пороги, после чего вышел на Енисей, а по Енисею вернулся в исходный пункт-Туру-ханск. Пенда и его спутники совершили беспримерное круговое путешествие протяжённостью в несколько тысяч километров по труднодоступной местности.

В 1639 году отряд первопроходцев Ивана Москвитина вышел к Тихому океану и открыл Охотское море, после чего разбил лагерь в устье реки Улья. Казаки узнали от местных жителей о большой реке Амур далеко на юге. В 1640 году они отплыли на юг и исследовали юго-восточное побережье Охотского моря, возможно, достигнув устья Амура и, вероятно, на обратном пути открыв Шантарские острова. На основании записей Москвитина Курбат Иванов в 1642 году нарисовал первую русскую карту Дальнего Востока.

В 1643 году Василий Поярков пересёк Становой хребет и дошёл до верхнего течения Зеи в Даурии, народ которой, дауры, платил дань манчжурским завоевателям Китая. После зимовки в 1644 году Поярков спустился вниз по Зее и стал первым русским, достигшим Амура. Затем они спустились вниз по Амуру и открыли местоположение устья этой большой реки с суши. Так как у казаков сложились враждебные отношения с местными жителями ранее, Поярков избрал другой путь назад. Они построили лодки и в 1645 году поплыли вдоль берега Охотского моря до реки Улья и провели следующую зиму в хижинах, построенных Иваном Москвитиным шестью годами ранее. В 1646 году экспедиция вернулась в Якутск.

В 1644 Михаил Стадухин открыл реку Колыма и основал Среднеколымск. Купец Федот Попов стал организатором последующих экспедиций на восток, и Семён Дежнёв стал капитаном одного из кочей. В 1648 году они выплыли из Среднеколымска вниз к Северному Ледовитому океану, затем через некоторое время обогнули мыс Дежнёва, став первыми, кто прошёл через Берингов пролив, и открыли Чукотку и Берингово море. Все их кочи большая часть отряда (в том числе сам Попов) погибли в штормах и стычках с местными жителями. Небольшая группа во главе с Дежнёвым достигла устья реки Анадырь и поднялись по ней в 1649 году, построив новые лодки из материалов старых. Они основали острог Анадырск и оставались здесь до тех пор, пока их не нашёл Стадухин на обратном пути с Колымы. Впоследствии Стадухин отправился на юг и в 1651 открыл Пенжинскую губу на северном побережье Охотского моря. Кроме того, он исследовал западное побережье Камчатки.

В 1649-50 годах Ерофей Хабаров стал вторым русским исследователем Амура. Через Олёкму, Тунгир и Шилку он добрался до Амура (в Даурию), возвратился в Якутск, а затем в 1650-53 вернулся на Амур с большим отрядом. В этот раз он был готов к боевым действиям. Он построил зимнюю резиденцию в Албазинее, а затем ниже по Амуру основал Ачанск, нанеся поражения или уклонившись от большой армии даурских манчжуров Китая и корейцев на своём пути. Он создал Чертёж реке Амуру, первую европейскую систематическую карту Приамурья. В дальнейшем русские удерживали Приамурье до 1689, когда был подписан Нерчинский договор и эти земли были переданы Китаю (впоследствии были возвращены в 1858 году по Айгунский договор).

В 1659-65 годах Курбат Иванов стал следующим начальником Анадырским острогом после Семёна Дежнёва. В 1660 году он отплыл из Анадырского залива к мысу Дежнёва. Кроме своих ранних карт, Иванов взялся за создание первой картыЧукотки и Берингова пролива, на которых на основании данных, собранных у чукотских аборигенов, впервые появились (очень схематично) ещё неоткрытые остров Врангеля, оба острова Диомида и Аляска.

Итак, на протяжении сравнительно короткого исторического периода (с 80-х годов XVI в. до 40-х годов XVII в.) русские люди прошли по степям, тайге, тундре через всю Сибирь, проплыли по морям Арктики и совершили ряд выдающихся географических открытий.

Таким образом, в середине XVII века Россия установила свои границы близко к современному их состоянию и исследовала большую часть Сибири, кроме восточной Камчатки и нескольких регионов за полярным кругом. Завоевание Камчатки осуществлялось в начале 1700-х годов Владимиром Атласовым, а исследование арктического побережья и Аляски было завершено Второй Камчатской экспедицией в 1733-1743 годах.

Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами. Основным видом хозяйственной деятельности было земледелие, которое носило «подсечный» характер. Так как большие пространства занимали леса, необходимо было вырубать деревья, сжигать их и на этом месте возделывать землю. Такая земля служила не более двух-трех лет. Восстановление плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Поэтому славянам приходилось осваивать новые пространства.

Морской коч XVI века. Рис. В.Дыгало и Н.Нарбекова


Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

Первый - путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

Второй – знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.
Третий - Волжский торговый путь к Каспийскому морю.

Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу.

В 936 г. русские ладьи в составе византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. В 961 г. подобный визит был нанесен на остров Крит. Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.

Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община.

Самым известным путешествием XIV в. является путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Летом 1466 г. купцы из Твери решили отправиться торговать на берега Каспийского моря. Главой каравана из двух судов избрали купца Афанасия Никитина. Он с первых же дней путешествия стал вести дневник. Караван благополучно добрался до Нижнего Новгорода. Для того чтобы плыть дальше беспрепятственно по Волге, купцам пришлось присоединиться к каравану ширванского посольства во главе с Хасан-беком. Вместе с ним они миновали Казань, свободно проехали Орду, Сарай. Но в устье Волги на них напали татары астраханского хана. Здесь путешественники потеряли два судна, которые сели на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен всех, кто там находился.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. В Каспийском море суда попали в шторм. Одно из судов было выброшено на берег близ города Тархы (ныне Махачкала). Жители побережья разграбили товар, а людей захватили в плен. Афанасий Никитин вместе с десятью оставшимися купцами на посольском судне добрался до Дербента. Там он провел почти год.

Афанасий Никитин не мог вернуться обратно с пустыми руками, так как, отправляясь торговать, он взял у других купцов товары в долг. Афанасию Никитину ничего не оставалось делать, кроме того, как идти дальше на юг. Он добрался до Баку, где устроился работать на одну из нефтяных скважин. Заработав необходимую сумму, в сентябре 1468 г. Афанасий Никитин отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран. Там он провел более восьми месяцев, затем, перейдя через Эльбрус, двинулся на юг. Маршрут его пролегал по караванному пути, объединявшему юго-восточное побережье Каспия с внутренними районами Персии.

Весной 1469 г. Афанасий Никитин дошел до Ормуза – большого порта при входе из Аравийского моря в Персидский залив, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Афанасий Никитин пробыл здесь месяц. Он узнал, что главным товаром вывоза из Персии и Аравии в Индию были лошади. В Индии лошадей не разводили, так как они не выдерживали жаркого и влажного климата и быстро погибали. Тверской купец, вложив все свои средства, купил хорошего коня, чтобы затем в Индии выгодно продать.


Карта путешествия Афанасия Никитина


В апреле 1471 г., Афанасий Никитин под именем Хаджи Юсуфа отправился в Индию и в июне этого же года отправился в глубь Индии на восток, а оттуда на северо-запад в Джуннар (Джунейр). Там Афанасий Никитин провел два месяца, в ожидании, когда просохнут дороги после сезона дождей. Всюду Афанасий Никитин водил за собой коня, которого он никак не мог продать. Афанасий Никитин отправился в Алланд, где открывалась большая ярмарка. Но и там не удалось продать коня, так как на ярмарке собралось более двадцати тысяч коней. Через четыре месяца ему, наконец, удается выгодно продать коня.

Путешествуя по Индии, Афанасий Никитин вел наблюдения и записи. Проведя более трех лет в Индии, тверской купец пришел к заключению о бесперспективности торговли с Индией. Истомившись в Индии, Афанасий Никитин отправился в обратный путь, описанный им очень кратко.

В Каллуре Никитин провел пять месяцев, закупил драгоценных камней и направился в город Дабул (Довбыль), расположенный на западном побережье Индии. Там он сел на корабль, который шел через Аравийское море к берегам Эфиопии. От Эфиопии судно повернуло на северо-запад и, обогнув Аравийский полуостров, достигло Маската. Конечным пунктом плавания был Ормуз. Из Ормуза Афанасий Никитин дошел по уже знакомому пути к городу Рей. Дальше ему предстояло перейти через Эльбрус, чтобы попасть на южное побережье Каспийского моря.

Далее Афанасий Никитин переправился через Черное море и достиг Балаклавы, а затем Феодосии. Там Афанасий Никитин встретился с русскими купцами и весной 1475 г. по Днепру отправился на север. Он остановился в Киеве, пошел дальше, но, не дойдя до Смоленска, умер. Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии. Путь его так и не был повторен.

В начале сентября 1581 г. отряд Ермака (около 600 человек) вышел из селения Кергедан (в настоящее время там находится Камское водохранилище). Затем в составе нескольких десятков кораблей казаки отплыли по реке Чусовой. После этого казаки переправились через Уральские горы и достигли реки Тагил, а затем реки Тура. Пройдя по этой реке около 100 километров, отряд Ермака встретил первое сопротивление в районе селения Епанчин-городок (ныне Туринск). Без труда преодолев сопротивление, корабли пошли дальше вниз по Туре. Но татары, бежавшие из-под Епанчина предупредили хана Кучума о приближении флотилии Ермака.

В октябре 1582 г. корабли Ермака достигли реки Иртыш и сделали стоянку в Тобольске. Оттуда казаки пошли вверх по Иртышу с целью захвата Искеры. Казаки обратили в бегство татар и Искер был взят, а Кучум бежал. Здесь казаки зазимовали. Зимой 1583 г. десятитысячное войско татар двинулось на Искер. Ермак не стал ждать осады, а внезапно атаковал колонну татар в 15 километрах к югу от Искеры. В результате тяжелого боя татарское войско отступило.

Весной Ермак отправил отряд атамана Богдана Брязги вниз по Иртышу с целью разведать путь на Обь. Идя вниз по Иртышу, флотилия Брязги достигла Белогория (место впадения Иртыша в Обь) и вернулась назад. Не дождавшись подкрепления ни зимой 1583 г., ни летом 1584 г., Ермак решил вернуться назад во владения Строгановых, следуя по течению реки Тавды. По реке Тавда Ермак подошел к столице Пелымского княжества городу Пелым- укрепленной крепости с гарнизоном более 700 воинов. Чтобы уберечь свою дружину, Ермак не стал штурмовать эту крепость и повернул назад в Искер.

К тому времени подошло подкрепление в составе 300 стрельцов во главе с воеводой Волховским. Воеводе Волховскому был дан приказ взять управление Сибирью в свои руки, а Ермака отправить в Москву. Приказ этот осуществить не удалось, так как воевода вскоре умер. Ермаку пришлось провести еще одну зиму в Искере.

С начала весны 1585 г. отряды хана Карачи целый месяц держали Искер в осаде, рассчитывая уморить оставшихся казаков голодом. Не имея возможности вступать в открытое противостояние, Ермак, под покровом ночи, с отрядом казаков пробрался в ставку Карачи и разгромил ее. Самому хану удалось избежать гибели, но его войска отошли от Искера.

Летом 1585 г. казаки предприняли поход в южные районы ханства, куда отступили отряды Карачи. После нескольких мелких столкновений с татарами Ермак достиг хорошо укрепленной крепости Кулары. Через пять дней безуспешного штурма казаки, оставив крепость, двинулись дальше к Ташатканскому городку, откуда Ермак ушел на Шиш-реку, где проходили рубежи Сибирского ханства. После этого казаки решили вернуться обратно в Искер.

В это время хан Кучум объединил свои силы с ханом Карачи и решил заманить отряд Ермака в западню. Когда казаки проходили мимо крепости Кулар, татары распространили слух о том, что в устье реки Вагай задержан караван из Бухары. Отряд Ермака поспешил на помощь каравану. В начале августа 1585 г. у города Вагай казаки остановились на ночлег и были атакованы многочисленными отрядами татар. С тяжелыми потерями казакам удалось вырваться из окружения и на кораблях добраться до Искера. Но в этом бою Ермак погиб. Лишившись атамана, остатки отряда вышли из Искера, спустились по Иртышу на Обь, а оттуда пошли печорским путем на родину. В Россию смогли вернулись 25% отряда.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций. Через несколько лет русские войска взяли Пелым, покорили Пелымское княжество и разгромили остатки Сибирского ханства. Тогда были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие чем тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. В Сибирь двинулись землепроходцы, которых ждали новые открытия. Позже эти земли стали наполняться ратными людьми, промышленниками и крестьянами-переселенцами.

В 1610 г. Кондратий Курочкин первым обследовал фарватер нижнего Енисея от Туруханска до устья этой реки. Он установил, что Енисей впадает в Карское море. Продвигаясь на восток, в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские землепроходцы открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену. Из Якутска русские землепроходцы продвигались вверх по Лене, а затем по ее притокам – Олёкме и Витиму. Далее путешественники переходили через водораздельные хребты и достигали берегов Амура. Первым, кто проник в бассейн Амура, был Василий Данилович Поярков.


В июле 1643 г. была снаряжена экспедиция с целью выяснения природных богатств юго-восточной Сибири. Сначала Поярков по Лене дошел до реки Алдан, затем он поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учур и Гонам. Осенью Поярков с отрядом в 90 человек пошел на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брятны, впадающей в реку Зею. Через 10 дней отряд достиг левого притока Зеи. Там Поярков потребовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю. Разграбив одно из селений, Поярков послал отряд из 50 казаков в другое селение. Но дауры, собрав конный отряд, разбили казаков.

В мае 1644 г. к Пояркову подошли люди, зимовавшие на реке Гонам. Экспедиция отправилась дальше. В конце июня 1644 г. отряд Пояркова вышел на Амур в районе устья Зеи. Часть отряда вместе с Поярковым решили двигаться вверх по Амуру, на реку Шилку – для поиска серебряных руд. Другая часть – отправилась на разведку вниз по Амуру. Через три дня разведчики вернулись, так как выяснили, что море далеко, а местное население враждебно. Через несколько месяцев экспедиция достигла устья Амура, и там устроили вторую зимовку.

В конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, и повернул на север. Морское плавание на речных лодках продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море.

Первым из европейцев открыл Охотского море и обследовал его берега Иван Юрьевич Москвин в 1639 г. Он же открыл Сахалинский залив. В начале сентября 1645 г. Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ – эвенков и остались на третью зимовку. Весной 1646 г. отряд двинулся на нартах вверх по Улье и вышел к реке Мае, бассейна Лены. Здесь путешественники выдолбили лодки и через три недели дошли до Якутска.

Во время этой трехлетней экспедиции Поярков прошел около 8 тыс. километров, в том числе по течению Амура до его устья – 2 тыс. километров. Он прошел новым путем от Лены на Амур, открыв реки Учур, Гонам, Зея, а также Амурско-Зейскую и Зейско-Бурейскую равнины. От устья Зеи он первым спустился по Амуру, дойдя до Амурского лимана, первым совершил плавание вдоль берегов Охотского моря, открыл Сахалинский залив и собрал некоторые сведения о Сахалине. Поярков также собрал сведения о народах, живущих по Амуру.

Наиболее известным первооткрывателем был Семен Дежнев из Великого Устюга. Он служил рядовым казаком в Тобольске, Енисейске, Якутске, занимался пушным промыслом. С 1640 г. участвовал в походах за ясаком. В 1642 г. проводил сбор дани в районе реки Оймякон. В 1643 г. Дежнев в составе отряда казачьего десятника и купца Михаила Стадухина прошел на кочах из Оймякона вниз по Индигирке, вошел в Восточно-Сибирскоре море и зашел до устья Колымы. Здесь было заложено Нижнекамское зимовье.

В 1648 г. Дежнев в составе экспедиции Исая Игнатьева из Нижнеколымска отправился из устья Колымы на восток. На шести кочах они вышли в Восточно-Сибирское море, и пошли на восток вдоль берега. Целью экспедиции были поиск развития запасов и добыча моржового клыка. Экспедиция вышла в Чукотское море. Дежнев строго придерживался береговой линии. В октябре 1649 г. Дежнев обогнул Чукотский полуостров и продолжал следовать на юг. В Анадырском заливе во время шторма Дежнев потерял одно судно. У мыса Наварин затонуло другое. На оставшемся судне Дежнев дотянул до бухты в устье реки Укэлаят (ныне эта бухта называется «бухта Дежнева»). Около Олюторского полуострова затонуло его последнее судно. Высадившись на берег, Дежнев повернул на север вдоль берега Камчатки. Через три месяца отряд Дежнева дошел к Устью реки Анадырь.

В 1659 г. Дежнев отправился по реке Белая и достиг Колымы. В 1661 г. он прибыл в Оймякон на реке Индигирка. Далее он достиг реки Алдан и из нее попал в Лену. В 1662 г. Дежнев прибыл в Якутск. Оттуда его послали в Москву с большой партией моржовых клыков. Благополучно добравшись до Москвы и сдав груз, Дежнев неожиданно заболел и умер.
Открытие Дежневым пролива между Азией и Америкой тогда никто не принял во внимание. Лишь в 1898 г., в честь 250-летия плавания Дежнева, крайняя восточная точка Азии была названа мысом Дежнева.

Таким образом, к концу XVII в. благодаря путешествиям и открытиям русских землепроходцев образовалось крупнейшее в мире государство, простирающееся с запада на восток от Белого моря до Камчатки и Тихого океана. Южные границы России были еще неопределены. Эта задача решалась во время дальнейших походов.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...