С 200 год выпуска. Зенитно ракетный комплекс ЗРК C200

Зенитная ракетная система большой дальности С-200 (шифр «Ангара») была разработана в ЦКБ "Алмаз" в начале 1960-х годов. ЗРС С-200 создавалась в одно время с ЗРС "Даль" и имела сходные параметры зоны поражения, но была одноканальной. ЗРС С-200 (шифр «Ангара») была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. В последующем были модернизации этой зенитной ракетной системы: 1970 г. - С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. - С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы (с 150 км до 300 км) и высота поражения (с 20 до 41 км).

Зенитная ракетная система С-200 предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения. ЗРС С-200 обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, в том числе воздушных командных пунктов, самолетов ДРЛОиУ, постановщиков помех и другими пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. С-200 всепогодная система и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

Основными элементами зенитной ракетной системы С-200В являются зенитные ракетные дивизионы (ЗРДН) и зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 5В28. Каждый дивизион включает радиолокатор подсветки цели и стартовую батарею. Радиолокатор подсветки цели представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели и вырабатывает информацию для пуска ракеты. Кроме этого, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты.

Стартовая батарея имеет шесть пусковых установок 5П72В. На них осуществляется хранение, предстартовая подготовка и старт зенитных ракет.

Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем "Сенеж-М", "Байкал-М".

Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя трейгольными крыльями большого удлинения.

Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ РАКЕТНОЙ СИСТЕМЫ С-200А/В/Д.

Дальность поражения целей, км:
- максимальная

150/240/300

- минимальная
Высота поражаемых целей, км:
- максимальная

40,8/35/н.д.

- минимальная

0,3/0,05/н.д.

Скорость поражаемых целей, м/с:
- максимальная
- минимальная
Число каналов по цели
Число каналов по ракете
Количество зенитных дивизионов, шт
Количество ЗУР в дивизионе, шт
Время готовности к стрельбе, мин
Длина ракеты, мм

10800

Калибр ракеты (маршевой ступени), мм

860

Стартовая масса ракеты, кг

7100/8000/н.д.

Масса БЧ, кг

СОСТАВ ЗРК С-200В

Зенитный ракетный дивизион:

  • Антенный пост К1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В
  • Аппаратная кабина К2В
  • Кабина подготовки старта К3В
  • Командный пункт К9М
  • Контрольная вышка К7
  • Распределительная кабина К21М
  • Дизельная электростанция 5Е97
  • Стартовая позиция 5Ж51В в составе:
    • Шести пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28
    • Транспортно-заряжающая машина 5Ю24М

ЭКСПОРТ

Зенитный ракетный комплекс С-200В поставлялся за рубеж под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" с начала 1980-х годов в следующие страны:

  • ГДР - после объединения с ФРГ все комплексы были переданы СССР или сняты с вооружения;
  • Польша - на вооружении находится одна зенитная ракетная бригада, предполагается провести модернизацию собственными силами;
  • Словакия - получила ЗРК С-200ВЭ после разделения Чехословакии;
  • Болгария;
  • КНДР;
  • Ливия;
  • Сирия;
  • Иран - ЗРК С-200ВЭ был приобретен в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

МКБ "Факел"

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Зенитный ракетный комплекс С-200 принимал участие в локальных военных конфликтах и отдельных боевых столкновениях - например, по некоторым данным ракетой ЗРК С-200ВЭ сирийские военные сбили изральский самолет АВАКС E-2C "Hawkeye", а также ливийские комплексы С-200 принимали участие в отражении налета американских бомбардировщиков FB-111 и, возможно, сбили один бомбардировщик. Советские комплексы

РАЗРАБОТЧИК

ЦКБ "Алмаз" - комплекс в целом

МКБ "Факел" - зенитная ракета 5В21, 5В28, 5В28М.
__________________________________________________
1 - систему нельзя назвать полностью мобильной, которой является система С-300П. На самом деле система стационарная с возможностью передислокации, которая может длиться несколько суток.
2 - комплекс С-200 В целом система разрабатывалась для отражения массированных налетов стратегической авиации с применением специальных ядерных БЧ, поражения воздушных командных пуктов и самолетов системы АВАКС, а также стратегических самолетов-разведчиков типа SR-71. Соответственно комплексы С-200 были целями номер один при нанесении вероятным противником упреждающего удара.

Источники информации

Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.

Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ "Алмаз" в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. Практически, все важнейшие объекты страны находились под ее защитой. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. — С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. — С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей. В систему С-200Д введена модифицированная ракета 5В28М с большой дальностью и возможностью стрельбы по удаляющимся целям "вдогон", а также работы в условиях активных помех. Зенитные ракеты 5В21, 5В28, 5В28М, входящие в состав этих комплексов, разрабатывались в ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") под руководством генерального конструктора П.Д. Грушина., комплекс средств обнаружения и наведения в СКБ-1 "Алмаз" (генеральный конструктор Расплетин Александр Андреевич - основоположник советской школы по разработке управляемого зенитно-ракетного оружия, в 50-х-60-х годах ХХ века осуществлявший научно-техническое руководство по разработкам зенитно-ракетных систем и комплексов С-25, С-75, С-125, С-200 и их модификаций, а также работами по созданию системы противокосмической обороны), пусковые установки 5П72В - в КБ специального машиностороения.

ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" в ГДР, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном. Экспортный вариант системы отличался от С-200В измененным составом аппаратуры ПУ и кабины управления.

В 1989-1990 г.г. проводилась модернизация системы С-200В с целью создания "Вынесенной зенитной ракетной батареи" (ВЗРБ), предназначенной для обеспечения пуска ракет по целям, сопровождаемым радиолокатором РПЦ, при удалении стартовой позиции на расстояние до 140 км. Для связи с командным пунктом ВЗРБ придавалась промежуточная кабина сопряжения. К средствам ВЗРБ были предъявлены дополнительные требования по сокращению времени развертывания из походного положения, замене части аппаратуры, сокращению количества кабельных связей и др. Однако в дальнейшем практического продолжения работы по ВЗРБ не имели.

На западе комплекс получил обозначение SA-5 "Gammon"

Состав

ЗРК С-200В - одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.

Состав ЗРК С-200В:

    Общесистемные средства:

    • пункт управления и целеуказания К-9М

      дизельная электростанция 5Е97

      распределительная кабина К21М

      контрольная вышка К7

    Зенитный ракетный дивизион

    • антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В (см.фото в боевом положении , в походном положении )

      аппаратная кабина К-2В (см. фото в походном положении , внутри )

      кабина подготовки старта К-3В

      распределительная кабина К21М

      дизельная электростанция 5Е97

    стартовая позиция 5Ж51В (5Ж51) составе:

    • шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 (5В21) (см.компоновочную схему )

      заряжающая машина 5Ю24

      транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М) на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260

      Автопоезд - 5Т23 (5Т23М),транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83

Стартовые позиции 5Ж51В и 5Ж51 для систем С-200В и С-200, соответственно, были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград), и предназначены для предстартовой подготовки и пуска ракет 5В21В и 5В21А. Стартовые позиции представляли собой систему стартовых площадок для ПУ и ЗМ (заряжающей машины) с центральной площадкой для кабины подготовки старта, электростанции и систему дорог, обеспечивающих автоматический подвоз ракет и заряжание ПУ на безопасном расстоянии. Кроме того была разработана документация на техническую позицию (ТП) 5Ж61, которая являлась составной частью зенитных ракетных систем С-200, С-200В и предназначалась для хранения ракет 5В21В, 5В21А, подготовки их к боевому использованию и пополнению ракетами стартовых позиций огневого комплекса. В состав комплекса ТП входили несколько десятков машин и устройств, обеспечивающих все работы при эксплуатации ракет.

Комплекс оборудования стартовой позиции включал в себя пусковые установки 5П72, 5П72Б, 5П72В, которые предназначались для проведения предстартовой подготовки, наведения и пуска ракет, заряжающую машину 5Ю24, предназначенную для автоматического заряжания ПУ (см.фото ), ряд машин технической позиции - автопоезд 5Т53 (5Т53М) , транспортно-перегрузочную машину (ТПМ) 5Т83 (5Т83М), транспорто-заряжающую машину (ТЗМ) 5Т82 (5Т82М), механизированный стеллаж 5Я83 и другие машины.

Техническая позиция, скомплектованная и развернутая на полигоне Сары-Шаган для опытной проверки, обеспечивала совместные испытания системы С-200 в 1964-1966гг.

ПУ 5П72 представляла собой очень сложную автоматизированную машину и обеспечивала предстартовую подготовку, наведение и пуск ракеты. ПУ оснащена электрическим приводом механизма наведения по азимуту, позволяющим за 35с перебросить на 179° стрелу с ракетой, электрогидравлическим приводом подъемного механизма, который поднимал качающуюся часть с ракетой за 35с на угол возвышения 48°, и электрогидравлическим приводом механизма электровоздухоразъема. Управление работой механизмов ПУ осуществляется по командам из кабины подготовки старта. После пуска ракеты ПУ автоматически пристыковывалась к одной из двух заряжающих машин 5Ю24, на которой имелась ракета, и в автоматическом режиме производилось заряжание.

Заряжающая машина 5Ю24 представляла собой раму на рельсовом ходу с передней и задней опорами для ракеты, механизмами и приводами передвижения ЗМ по рельсам, механизмами сцепления с ПУ 5П72 и досылки ракеты, обеспечивающими автоматический цикл заряжания, включая подъезд к ПУ и возвращение в исходное положение. Рама с устройствами опиралась на двухосные тележки.

В 1981 г. по Постановлению СМ от 16.03.81 г. №277-85 в КБСМ под руководством Главного конструктора Трофимова Н.А. были развернуты работы по созданию стартовой 5Ж51Д и технической 5Ж61Д позиций, пусковой установки 5П72Д и другого оборудования системы С-200Д (Дубна) большой дальности с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Стартовая позиция (СП) 5Ж51Д состояла из шести ПУ 5П72Д, двенадцати ЗМ 5Ю24М, кабины управления КЗД, объединенных в стрельбовой канал. Электропитание средств осуществлялось от дизель-электростанции.

СП оборудована сборно-разборными фундаментами для ПУ, рельсовыми путями для ЗМ и включала площадку для размещения кабины и дизель-электростанции. Средства СП -перевозимые. Время развертывания - с марша 24 часа. ПУ 5П72Д с постоянным положением качающейся части при старте, следящим электроприводом наведения по азимуту, обеспечивала дистанционную автоматическую предстартовую подготовку, отслеживание цели и пуск ракеты. Автоматизированное заряжание (разряжание) ПУ осуществлялось ЗМ 5Ю24М за минимальное время. Также было предусмотрено полуавтоматическое заряжание с помощью ТЗМ 5Т82М из состава ТП 5Ж61Д. Стартовая позиция, пусковая установка, претерпели целый ряд изменений для обеспечения уплотненного по времени графика предстартовой подготовки, стрельбы в «догон», помехозащищенности. Решена задача значительного уменьшения объема технического обслуживания и увеличения его периодичности. На ПУ переработана и заменена большая часть аппаратуры, в т.ч. аппаратура стартовой автоматики.

Техническая позиция (ТП) 5Ж61Д предназначена для хранения, подготовки к боевому использованию и пополнению ракетами 5В28М стартовых позиций. ТП представляет собой технологический поток, обеспечивающий сборку ракет, их снаряжение, контроль, заправку топливом и окислителем, транспортировку окончательно собранных ракет на СП. При введении модернизированной ракеты 5В28М часть средств оборудования технической позиции 5Ж61Д подвергалась конструктивным переработкам, т.к. ракета 5В28М изменилась по массе и расположению центра тяжести и получила увеличенный слой теплозащитного покрытия.

Конструкторская документация на СП 5Ж51Д, ТП 5Ж61Д, ПУ 5П72Д и другие средства разработана в 1981-1983 г.г. Ленинградский завод "Большевик" изготовил опытные образцы ПУ 5П72Д для проведения стыковки со средствами СП, отработки стрельбового канала и проведения пусков ракет 5В28М (5В28, 5В21А) на полигоне Сары-Шаган. Комплексные заводские и Государственные испытания СП 5Ж51Д и ТП 5Ж61Д, проведенные в 1980-1983 г.г. на полигоне Сары-Шаган (пл. 7,35), дали положительные результаты, подтвердили выполнение требований ТЗ, а СП и ТП были рекомендованы для принятия в эксплуатацию. Серийное производство ПУ 5П72Д проводилось на Киевском заводе «Большевик». а заряжающей машины 5Ю24М - на Донецком заводе «Точмаш».

Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места - он же аппроксимированная высота цели, - азимут, скорость), а ФКМ - по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает "нормальную" форму "свернутого сигнала" и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска - величины одного порядка.

Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем 5Д67 с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс.штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН ). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

Предстартовая подготовка ракеты, включает:

    передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;

    подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;

    установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели;

    перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе - 1.5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда "максимально вверх". Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем "Сенеж-М", "Байкал-М". Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

Испытания и эксплуатация

Первое боевое применение ЗРС С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО E-2C "Hawkeye", после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана. Ливийские комплексы С-200 принимали участие в отражении налета американских бомбардировщиков FB-111 и, возможно, сбили один бомбардировщик.

О боевом применении ЗРС С-200ВЭ 24 марта 1986г. над заливом Сирта - см. статью С.Тимофеева "Ливийская премьера ЗРС С-200В" .

На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод"для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). Выбор этой ракеты обуславливался тем, что параметры траектории ее полета были близкими к необходимым для летных испытаний ГПВРД. Немаловажным считалось и то, что эта ракета снималась с вооружения, и ее стоимость была низкой. Боевая часть ракеты была заменена головными отсеками ГЛЛ "Холод", в которых размещались система управления полетом, емкость для жидкого водорода с системой вытеснения, система регулирования расхода водорода с измерительными устройствами и, наконец, экспериментальный ГПВРД Э-57 осесимметричной конфигурации.

Предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов средств воздушного нападения, имеющих эффективную площадь рассеяния более 0,3 м2 , летящих со скоростями до 1200 м/с в условиях интенсивного радиопротиводействия.

При разработке системы были впервые решены следующие задачи:

Разработаны принципы построения радиолокационных средств зенитного ракетного комплекса (радиолокатора подсвета цели и полуактивной головки самонаведения ракеты) и требования к их аппаратуре, обеспечивающие сочетание высоких точностей измерений скорости и угловых координат цели и разрешающих способностей по скорости и дальности;

Реализован принцип полуактивного самонаведения ракеты на цель на основе использования системы управления полетом от старта до точки встречи в бортовой аппаратуре ракеты;

Реализованы специальные методы помехозащиты в РПЦ и ГСН ЗУР, позволяющие обеспечить высокую эффективность стрельбы как по целям в условиях интенсивных помех прикрытия, так и по постановщикам активных помех различных видов.

Экспортный вариант этой системы был поставлен в ряд зарубежных стран.

В состав зенитной ракетной системы (ЗРС) входят:

Общесистемные средства 5Ж53ВЭ:

Командный пункт К9М;
- контрольная вышка К7;
- изделие К21М;
- электростанции 5Е97.

Стрельбовый канал 5Ж52ВЭ:

Радиолокатор подсвета цели 5Н62ВЭ:

Антенный пост К1В;
- аппаратная кабина К2В;
- распределительная кабина K21M;

Стартовая позиция 5Ж51ВЭ:

Кабина подготовки старта КЗВ;
- пусковые установки 5П72ВЭ;
- заряжающие машины 5Ю24МЭ;
- электростанция 5Е97;

Зенитные управляемые ракеты 5В28Э.

Техническая позиция 5Ж61Э:

технологическое оборудование по подготовке, заправке, перегрузке и перевозке ракеты.

АКИПС 5К43Э.

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) - высокопотенциальная радиолокационная станция непрерывного излучения с частотной и фазокодовой модуляцией (манипуляцией) сигнала для селекции целей по дальности. Состоит из антенного поста и аппаратной кабины.

РПЦ осуществляет по данным целеуказания поиск, обнаружение, захват, сопровождение и подсвет цели высокочастотным сигналом, обеспечивает вычисление координат точки встречи ракеты с целью и пуск ракет.

Аппаратная кабина содержит устройства индикации, наведения и сопровождения цели, аппаратуру управления боевыми действиями зенитного ракетного дивизиона, рабочие места операторов.

Стартовая позиция (батарея) включает шесть пусковых установок с фиксированным углом старта ракеты и обеспечивает предстартовую подготовку и старт зенитных ракет в пределах 360 градусов по азимуту. Управление работой стартовой позиции (батареи) осуществляется из кабины подготовки старта, где находится аппаратура включения и контроля под-готовки ракет и устройства наведения следящих систем головки самонаведения (ГСН) ракет на сигнал, отраженный от цели, сопровождаемой РПЦ.

Стартовая позиция (батарея) может оснащаться заряжающими машинами для автоматического заряжания пусковых установок (по две на каждую).

В системе применяется двухступенчатая зенитная управляемая ракета с четырьмя ракетными двигателями твердого топлива (ускоритель I ступени), и жидкостным маршевым двигателем II ступени.

При наведении ракеты на цель используется метод полуактивного самонаведения.

Ракета имеет осколочную боевую часть большой мощности, подрываемую неконтактным радиовзрывателем, функционально связанным с головкой самонаведения. Большие скорости полета и располагаемые перегрузки в сочетании с высоким энергетическим потенциалом канала полуактивного самонаведения обеспечивают эффективное поражение целей, в том числе маневрирующих в условиях интенсивного радиопротиводействия и на больших дальностях. Управление работой нескольких зенитных ракетных дивизионов централизовано и осуществляется с командного пункта (КП). Два или три (до пяти) зенитных ракетных дивизионов (ЗРДН), управляемых КП, образуют огневой комплекс. Командный пункт оборудован аппаратурой индикации, сигнализации и связи для приема информации целеуказания, распределения целей по ЗРДН и контроля боевых действий.

Огневой комплекс имеет возможность сопряжения с автоматизированными системами управления (вышестоящими командными пунктами).

При автономном ведении боевых действий огневой комплекс получает информацию целеуказания от РЛС кругового обзора и ра-диовысотомера.

Средства системы размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах.

Электроснабжение средств системы - от передвижных дизель-электростанций или от промышленной сети.

С-200ВЭ – всепогодная система и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

В настоящее время в НПО "Алмаз" проработаны различные варианты модернизации системы.

Целями модернизации являются:

Продление сроков эксплуатации с учетом критерия "эффективность-стоимость" за счет:

Улучшения эксплуатационных характеристик путем внедрения современной цифровой элементной базы;
- обеспечения возможности сопряжения с современными радиолокационными станциями и автоматизированными системами управления;

Повышение тактико-технических характеристик (расширение зоны поражения, увеличение возможности уничтожения удаляющихся целей; повышение помехозащищенности системы по видам и мощности воздействия помех прикрытия и самоприкрытия; увеличение вероятности поражения целей; повышение эффективности борьбы с целями, выполненными по технологии "стелс", и быстролетящими малоразмерными целями) за счет использования современных технологий и новых алгоритмов режимов работы.

В целом модернизация учитывает и базируется на основных тенденциях, направлениях и перспективах создания зенитных ракетных средств ПВО нового поколения, и не повышает требований уровню и квалификации лиц боевого расчета.

Основные характеристики:

Дальность поражения целей, км

Высота поражения целей, км:

минимальная

максимальная

Скорость поражаемых целей, м/с

Число одновременно обстреливаемых целей

До 5 (по числу ЗРДН)

Число одновременно наводимых ракет на каждую цель

Время готовности к стрельбе, мин.

Метод наведения

Полуактивное самонаведение

Количество ракет в дивизионе, шт.

Его основными носителями до середины 60-х годов XX века являлись стратегические дальние бомбардировщики. В связи с быстрыми темпами роста лётных данных боевой реактивной авиации, в 50-е годы прогнозировалось появление в течение ближайшего десятилетия сверхзвуковых дальних бомбардировщиков. Работы над такими машинами активно велись как у нас, так и в США. Но в отличие от СССР, американцы могли также наносить ядерные удары с помощью бомбардировщиков, не обладавших межконтинентальной дальностью, действуя с многочисленных баз вдоль границ с Советским Союзом.

В данных условиях особую актуальность приобрела задача создания перевозимого зенитно-ракетного комплекса большой дальности, способного поражать высотные скоростные цели. Принятый на вооружение в конце 50-х ЗРК С-75 в своих первых модификациях имел дальность пуска немногим более 30 км. Создание рубежей обороны для защиты административно-промышленных и оборонных центров СССР с использованием этих комплексов являлось делом чрезвычайно затратным. Особенно острой была необходимость защиты с наиболее опасного северного направления, оно является кратчайшим маршрутом полета американских стратегических бомбардировщиков в случае принятия решения о нанесении ядерных ударов.

Север нашей страны всегда был малозаселённой территорией, с редкой сетью дорог и обширными пространствами почти непроходимых болот, тундры и лесов. Для контроля огромных пространств был необходим новый передвижной зенитный комплекс, с большим радиусом действия и досягаемостью по высоте. Перед специалистами ОКБ-2, занимавшимися созданием новой зенитной системы, в 1960 году была поставлена задача достижения дальности пуска при поражении сверхзвуковых целей - 110-120 км, а дозвуковых - 160-180 км.

На тот момент в США уже был принят на вооружение ЗРК MIM-14 «Найк-Геркулес» с дальностью пуска 130 км. «Найк-Геркулес» стал первым комплексом большой дальности с твердотопливной ракетой, что существенно облегчило и удешевило его эксплуатацию. Но в Советском Союзе в начале 60-х ещё не были разработаны эффективные рецептуры твёрдого топлива для зенитных управляемых ракет (ЗУР) большой дальности. Поэтому для новой советской дальнобойной зенитной ракеты решили применить жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) работающий на компонентах, ставших уже традиционными для отечественных ракетных комплексов первого поколения. В качестве горючего использовался - триэтиламинксилидин (ТГ-02), а в качестве окислителя - азотная кислота с добавкой четырехокиси азота. Старт ракеты осуществлялся с помощью четырёх сбрасываемых твердотопливных ускорителей.

В 1967 году на вооружение зенитно-ракетных войск ПВО СССР поступил ЗРК большой дальности С-200А (подробней здесь: ) с дальностью стрельбы 180 км и досягаемостью по высоте 20 км. В более совершенных модификациях: С-200В и С-200Д, дальность поражения целей были доведена до 240 и 300 км, а досягаемость по высоте составила 35 и 40 км. На такие показатели дальности и высоты поражения и сегодня могут равняться другие, гораздо более современные зенитные системы.

Рассказывая про С-200, стоит подробней остановиться на принципе наведения зенитных ракет данного комплекса. До этого во всех советских ЗРК применялось радиокомандное наведение ЗУР на цель. Достоинством радиокомандного наведения является относительная простота исполнения и невысокая стоимость аппаратуры наведения. Однако данная схема весьма уязвима для организованных помех, так же по мере увеличения дальности полёта зенитной ракеты от станции наведения – возрастает величина промаха. Именно по этой причине практически все ЗУР американского комплекса большой дальности MIM-14 «Найк-Геркулес» на территории США вооружались ядерными боевыми частями. При стрельбе на дальность близкую к максимальной, величина промаха радиокомандных ракет «Найк-Геркулес» достигала нескольких десятков метров, что не гарантировало поражения цели осколочной боевой частью. Реальная дальность поражения самолётов фронтовой авиации ракетами, не несущими ядерную БЧ, на средних и больших высотах составляла 60-70 км.

По многим причинам в СССР было невозможно вооружать все дальнобойные зенитные комплексы ракетами с атомными боеголовками. Понимая тупиковость этого пути, советские конструкторы разработали для ракет С-200 полуактивную систему самонаведения. В отличие от радиокомандных комплексов С-75 и С-125, в которых команды наведения выдавались станциями наведения ракет СНР-75 и СНР-125, в составе ЗРК С-200 применялся радиолокатор подсвета цели (РПЦ). РПЦ мог захватить цель и перейти на ее автосопровождение головкой самонаведения (ГСН) ЗУР на дальности до 400 км.

Отраженный от цели зондирующий сигнал РПЦ принимался головкой самонаведения ЗУР, после чего происходил её захват. С помощью РПЦ также определялась дальность до цели и зона поражения. С момента пуска ракеты РПЦ осуществлял непрерывную подсветку цели для ГСН зенитной ракеты. Контроль ЗУР на траектории вёлся с помощью контрольного ответчика, входящего в состав бортового оборудования. Подрыв боевой части ракеты в районе цели осуществлялся неконтактным полуактивным взрывателем. В составе оборудования ЗРК С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина ЦВМ "Пламя". На неё возлагались задача определения оптимального момента пуска и обмена координатной и командной информацией с вышестоящими командными пунктами. При ведении боевой работы комплекс получает целеуказания от РЛС кругового обзора и радиовысотомера.

Благодаря применению в составе ЗРК С-200 зенитных ракет с полуактивной ГСН против него стали неэффективны радиопомехи, применяемые ранее для ослепления С-75 и С-125. По источнику мощной шумовой помехе «двухсотке» работать было даже проще чем по цели. В этом случае возможен пуск ракеты в пассивном режиме при выключенном РПЦ. С учётом того, что ЗРК С-200 обычно входили в зенитно-ракетные бригады смешанного состава с радиокомандными С-75 и С-125, данное обстоятельство существенно расширяло спектр боевых возможностей огневых средств бригад. В мирное время комплексы С-200, С-75 и С-125 дополняли друг - друга, существенно затрудняя для противника задачи ведения разведки и радиоэлектронной борьбы. После начала массового развёртывания ЗРК С-200 войска ПВО страны обрели «длинную руку», заставившую авиацию США и НАТО уважительно относится к целостности наших воздушных границ. Как правило, взятие на сопровождение РПЦ самолёта-нарушителя заставляло его максимально быстро ретироваться.

Комплекс С-200 включал в себя стрельбовые каналы (РПЦ), командный пункт и дизельные электрогенераторы. Стрельбовой канал состоял из радиолокатора подсвета цели, стартовой позиции с системой стартовых площадок для шести пусковых установок, двенадцати заряжающих машин, кабины подготовки старта, электростанции и дорог для подвоза ракет и заряжания пусковых «пушек». Совокупность командного пункта и двух-трех стрельбовых каналов С-200 именовалась группой огневых дивизионов.

Хотя ЗРК С-200 считался возимым, смена огневых позиций для него была весьма сложным и трудоёмким делом. Для перебазирования комплекса требовалось несколько десятков прицепов, тягачей и тяжелых грузовиков повышенной проходимости. С-200, как правило, размещались на долгосрочной основе, на оборудованных в инженерном отношении позициях. Для размещения части боевых средств радиотехнической батареи на подготовленной стационарной позиции огневых дивизионов для защиты аппаратуры и личного состава строились бетонные сооружения с земляным насыпным укрытием.

Обслуживание, заправка, транспортировка и заряжание ракет на «пушки» было очень непростым делом. Использование в ракетах токсичного топлива и агрессивного окислителя подразумевало использование специальных средств защиты. Во время эксплуатации комплекса было необходимо тщательное соблюдение установленных правил и очень аккуратное обращение с ракетами. К сожалению, пренебрежение средствами защиты кожи и органов дыхания и нарушение методики заправки зачастую приводили к тяжелым последствиям. Ситуация усугублялась ещё и тем, что к работам на стартовых позициях и заправке ракет как правило привлекались срочники из среднеазиатских республик с низкой исполнительской дисциплиной. Не меньшую угрозу для здоровья представляло высокочастотное излучение аппаратной части комплекса. В этом отношении радиолокатор подсвета был куда более опасным по сравнению со станциями наведения СНР-75 и СНР-125.

Являясь одним из столпов войск ПВО страны, до самого развала СССР ЗРК С-200 регулярно проходили ремонт и модернизацию, а личный состав выезжал на контрольные стрельбы в Казахстан. По состоянию на 1990 год в СССР было построено более 200 ЗРК С-200А/В/Д (модификации «Ангара», «Вега», «Дубна»). Производить и содержать такое количество весьма дорогих комплексов, пусть и обладающих уникальными на тот момент характеристиками, строить для них капитальные огневые и технические позиции, могла только страна с планово-командной экономикой, где расход государственных средств жестко контролировался.

Начавшиеся реформы экономики и вооруженных сил России тяжелым катком прокатились по войскам ПВО страны. После объединения их с ВВС количество зенитных комплексов средней и большой дальности у нас сократилось примерно в 10 раз. В результате без зенитного прикрытия оказались целые регионы страны. В первую очередь это касается территории, находящейся за Уралом. Созданная в СССР стройная, многоуровневая система защиты от средств воздушного нападения фактически оказалась разрушенной. Помимо самих зенитных комплексов по всей стране безжалостно уничтожались: капитальные укреплённые позиции, командные пункты, узлы связи, ракетные арсеналы, казармы и жилые городки. В конце 90-х речь шла уже только об очаговой ПВО. До сих пор адекватно прикрыты только Московский промышленный район и отчасти Ленинградская область.

Можно однозначно сказать, что наши «реформаторы» поторопились со списанием и передачей «на хранение» дальнобойных С-200 последних вариантов. Если с отказом от старых ЗРК С-75 ещё можно согласиться, то роль «двухсоток» в неприкосновенности наших воздушных рубежей переоценить трудно. В особенности это относится к комплексам, которые были дислоцированы на европейском севере и Дальнем востоке. Последние С-200 в России, развёрнутые под Норильском и в Калининградской области, выведены из эксплуатации в конце 90-х, после чего они были переданы на «хранение». Думаю, не составляет особого секрета, как «хранилась» у нас сложная техника, в электронных блоках которой имелись радиодетали, содержащие драгметаллы. В течение нескольких лет большая часть законсервированных С-200 была безжалостно разграблена. Списание их на металлолом в период «сердюковщины» было, по сути, формальным подписанием «смертного приговора» давно «убитым» зенитным комплексам.

После распада Советского Союза ЗРК С-200 различных модификаций оказались в распоряжении многих бывших союзных республик. Но эксплуатировать их и поддерживать в рабочем состоянии, оказалось по плечу далеко не всем.


ЗУР комплекса С-200 на военном параде в Баку в 2010 году

Примерно до 2014 года четыре дивизиона несли боевое дежурство в Азербайджане, в Евлахском районе и восточней Баку. Решение о выводе их из эксплуатации было принято после того как азербайджанские военнослужащие освоили полученные из России в 2011 году три дивизиона ЗРС С-300ПМУ2.

В 2010 году в Белоруссии формально в строю ещё имелось четыре зрдн С-200. По состоянию на 2015 год все они выведены из эксплуатации. По всей видимости, последним несущим боевое дежурство белорусским С-200 был комплекс под Новополоцком.

Несколько комплексов С-200 до сих пор несут службу в Казахстане. В 2015 году зенитные ракеты комплекса С-200 были продемонстрированы на юбилейном параде Победы в Астане вместе с пусковыми установками ЗРС С-300П. Позиции для одного ЗРК С-200 не так давно оборудованы в районе Актау, ещё один развёрнутый дивизион имеется северо-западней Караганды.


Снимок Google earth: ЗРК С-200 в районе Караганды

Какие модификации С-200 до сих пор эксплуатируются в Казахстане неизвестно, но вполне возможно, что это наиболее современные С-200Д, оставшиеся на полигоне «Сары-Шаган» после распада Советского Союза. Испытания ЗРК С-200Д с ракетой 5В28М с дальней границей зоны поражения до 300 км завершились в 1987 году.

В Туркменистане в районе аэродрома Мары, на границе пустыни до сих пор можно наблюдать оборудованные позиции для двух зрдн. И хотя ракет на пусковых установках нет, вся инфраструктура зенитных комплексов сохранена и РПЦ поддерживаются в рабочем состоянии. Очищены от песка подъездные пути и технические позиции.

На проходящих в Ашхабаде военных парадах регулярно демонстрируются раскрашенные зенитные ракеты для С-200. Насколько они работоспособны неизвестно. Также непонятно зачем нужен Туркменистану этот достаточно сложный и дорогой в эксплуатации дальнобойный комплекс, и какую роль он играет в обеспечении обороноспособности страны.

До конца 2013 года ЗРК С-200 охраняли воздушное пространство Украины. Об украинских комплексах этого типа стоит рассказать подробней. Украине от СССР досталось огромное военное наследство. Одних только С-200 – больше 20 зрдн. Поначалу украинское руководство транжирило это богатство направо и налево, распродавая военное имущество, технику и вооружение по бросовым ценам. Однако в отличие от России Украина не производила ЗРК самостоятельно, а денег для закупки новых комплексов за рубежом хронически не хватало. В этой ситуации на предприятиях «Укроборонсервиса» была предпринята попытка организации восстановительного ремонта и модернизации С-200. Однако дальше декларации о намерениях и рекламных буклетов дело не продвинулось. В дальнейшем на Украине было решено сконцентрироваться на ремонте и модернизации ЗРС С-300ПТ/ПС.

4 октября 2001 во время проведения крупных учений украинских сил ПВО в Крыму произошел трагический инцидент. Ракетой украинского комплекса С-200, запущенной с мыса Опук, был непреднамеренно сбит российский Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив- Новосибирск. Все находившиеся на борту 12 членов экипажа и 66 пассажиров погибли. Несчастный случай произошел по причине плохой подготовки к учебно-контрольным стрельбам, не были приняты необходимые меры по освобождению воздушного пространства. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб зенитными ракетами большой дальности. Во времена СССР контрольно-учебные стрельбы ЗРК С-200 проводились только на полигонах «Сары-Шаган» и «Ашлук». Свою роль сыграли также невысокая квалификация украинских расчётов и нервозность, вызванная присутствием высшего украинского командования и иностранных гостей. После этого случая на Украине были запрещены все пуски зенитных ракет большой дальности, что крайне негативно отразилось на уровне боевой подготовки расчётов и способности сил ПВО выполнять поставленные задачи.

С середины 80-х годов ЗРК С-200В поставлялся за рубеж под индексом С-200ВЭ. Первые зарубежные поставки С-200 начались в 1984 году. После разгрома сирийской системы ПВО в ходе очередного конфликта с Израилем из СССР было отправлено 4 ЗРК С-200В. На первом этапе сирийские «двухсотки» управлялись и обслуживались советскими расчётами из зенитно-ракетных полков, развёрнутых под Тулой и Переславлем-Залесским. В случае начала боевых действий советские военнослужащие во взаимодействии с частями ПВО Сирии должны были отражать налёты израильской авиации. После того как ЗРК С-200В приступили к несению боевого дежурства, а РПЦ начали регулярно брать на сопровождение израильские самолёты, активность израильской авиации в зоне поражения комплексов резко сократилась.


Снимок Google earth: сирийский ЗРК С-200ВЭ в окрестностях Тартуса

В общей сложности с 1984 по 1988 год Сирийские силы ПВО получили 8 ЗРК С-200ВЭ (каналы) 4 технические позиции (ТП) и 144 ракеты В-880Э. Эти комплексы были развёрнуты на позициях в районе Хомса и Дамаска. Сколько их уцелело в ходе непрекращающейся уже несколько лет в Сирии гражданской войны сказать сложно. Система ПВО Сирии за последние несколько лет сильно пострадала. В результате диверсий и обстрелов значительная часть зенитных комплексов, развёрнутых на стационарных позициях, была уничтожена или повреждена. Пожалуй, громоздкий С-200 с его капитальными огневыми и техническими позициями является наиболее уязвимым для атак боевиков из всех имеющихся в Сирии зенитных систем.

Ещё более печальная участь постигла поставленные в Ливию 8 ЗРК С-200ВЭ. Эти дальнобойные комплексы были целями номер один при нанесении авиацией НАТО упреждающих ударов. На момент начала агрессии против Ливии коэффициент технической готовности ливийских противовоздушных комплексов был низким, а профессиональные навыки расчётов оставляли желать много лучшего. В итоге ливийская система ПВО была подавлена, не оказав никакого сопротивления средствам воздушного нападения.


Снимок Google earth: уничтоженная огневая позиция ливийского ЗРК С-200ВЭ в районе Каср Абу Хади

Нельзя сказать, что в Ливии совсем не предпринималось попыток улучшения боевых характеристик имевшихся С-200ВЭ. С учетом того, что мобильность С-200 всегда была его «ахиллесовой пятой», в начале 2000-х с участием иностранных специалистов был разработан мобильный вариант комплекса.

Для этого пусковую установку комплекса установили на большегрузное шасси повышенной проходимости МАЗ-543, поместив ракету между кабинами, по типу ОТР Р-17. Радиолокатор наведения также смонтировали на МАЗ-543. Средства технического и материального обеспечения были размещены на базе автопоездов КрАЗ-255Б. Однако дальнейшего развития данный проект не получил. Муаммар Каддафи предпочитал тратить деньги на подкуп и предвыборные компании европейских политиков, как ему казалось – лояльных по отношению к Ливии.

Во второй половине 80-х начались поставки ЗРК С-200ВЭ в страны Варшавского договора. Но в количественном отношении экспорт С-200 и ЗУР для них был весьма ограниченным. Так Болгария получила всего 2 ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 26 ракет В-880Э. Болгарские «двухсотки» были развёрнуты в 20 км северо-западней Софии, неподалёку от населённого пункта Градец и несли здесь боевое дежурство до начала 2000-х. Элементы комплексов С-200 до сих пор остаются в этом районе, но уже без ракет на пусковых установках.

В 1985 году 2 ЗРК С-200ВЭ (каналы) 1 ТП и 44 ракеты В-880Э так же получила Венгрия. Для С-200 были построены позиции недалеко от города Мезёфальва в центральной части страны. С этой точки благодаря большой дальности пуска ЗРК могли контролировать практически всю территорию Венгрии. Прослужив около 15 лет3 венгерские «Веги-Э» были выведены из эксплуатации и находились в этом районе до 2007 года, кроме С-200 на территориях огневой и технической позиций также складировались ЗРК С-75 и С-125.

В ГДР было поставлено 4 ЗРК С-200ВЭ (каналы) 2 ТП и 142 ракеты В-880Э. Прослужив около 5 лет, восточногерманские зенитные комплексы были сняты с боевого дежурства вскоре после объединения с ФРГ.


Снимок Google earth: ЗУР комплексов С-75, С-125 и С-200 в берлинском музее авиации

Немецкие С-200ВЭ стали первыми комплексами этого типа, к которым получили доступ американцы. Изучив РПЦ, они отметили его высокий энергетический потенциал, помехозащищённость и автоматизацию процессов боевой работы. Но большое количество используемых электровакуумных приборов в аппаратной части комплекса повергло их в шок.

В заключении по результатам обследования говорится, что перебазирование комплекса и оборудование огневых и технических позиций – весьма сложная задача и ЗРК С-200, по сути, является стационарным. При очень хороших показателях дальности и высотности ракет, их заправка и транспортировка в заправленном виде были сочтены неприемлемо сложными и опасными.

Практически одновременно с ГДР была осуществлена поставка двух ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 38 ракет В-880Э в Польшу. Поляки разместили две «Веги» в Западнопоморском воеводстве на побережье Балтийского моря. Вряд ли эти комплексы сейчас работоспособны, но радиолокаторы подсвета и пусковые установки без ракет находятся на позиции до сих пор.

Чехословакия стала последней страной, куда до развала «Восточного блока» успели поставить «двухсотки». Всего чехи получили 3 ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 36 ракет В-880Э. Вместе с ЗРС С-300ПС они защищали Прагу с западного направления. После «развода» со Словакией в 1993 году зенитные комплексы были переданы Словакии. Но до ввода их в строй в составе сил ПВО Словацкой Республики дело так и не дошло.

С-200ВЭ несут боевое дежурство в КНДР. Северная Корея обзавелась двумя ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 72 ЗУР В-880Э в 1987 году. В каком техническом состоянии находятся северокорейские «Веги» неизвестно, но в районах их размещения оборудованы многочисленные ложные позиции и дислоцированы батареи зенитной артиллерии. По сообщениям СМИ, излучение, характерное для работы РПЦ ЗРК С-200, зафиксировано южнокорейскими и американскими средствами радиотехнической разведки недалеко от линии разграничения. Будучи размещёнными в приграничных районах (линии фронта по северокорейской терминологии) С-200 способны поражать воздушные цели над большей частью территории Южной Кореи. Остаётся загадкой, в каком составе северокорейские зенитные комплексы перебазировались к границе. Возможно, что Ким Чен Ын блефует, решив просто нервировать южнокорейских и американских пилотов, перебросив к границе только станции подсвета цели, без зенитных ракет.

В 1992 году 3 ЗРК С-200ВЭ (каналы) и 48 ракет В-880Э были поставлены из России в Иран. Иранцы применили весьма необычную схему размещения на огневых позициях, на каждый РПЦ приходится всего две пусковых установки с ракетами.


Снимок Google earth: пусковые установки иранского ЗРК С-200ВЭ недалеко от города Исфахан

Иранские комплексы большой дальности, равномерно распределенные по всей территории страны, развёрнуты вблизи авиабаз и стратегически важных объектов. Иранское руководство придаёт большое значение поддержанию имеющихся С-200 в работоспособном состоянии.

Войска ПВО ИРИ регулярно проходят учения с практическими пусками ЗУР данных комплексов по воздушным мишеням. Западными разведслужбами неоднократно фиксировались попытки приобретения иранскими представителями зенитных ракет, запчастей и электрогенераторов для ЗРК С-200. Согласно опубликованной в иранских СМИ информации, в Иране налажен восстановительный ремонт и модернизация зенитных ракет большой дальности. Вполне вероятно, что речь идёт о бывших в употреблении ЗУР приобретенных за границей.

Несколько комплексов из стран Восточной Европы уплыли за океан. Конечно, о копировании советских ракетных технологий 60-х годов речь не идёт. На американских авиационных полигонах оказались радиолокаторы подсвета цели ЗРК С-200. Впрочем, не только они, там имеются станции наведения советских, китайских, европейских и американских комплексов, состоящих на вооружении в странах, не являющихся сателлитами США. Это также относится к аппаратуре наведения комплексов: «Кроталь», «Рапира», «Хок», HQ-2, С-125, С-75 и С-300.

Согласно принятой в США после окончания Вьетнамской войны методике подготовки боевых пилотов пока хоть один зенитный комплекс определённого типа имеется на территории потенциального ТВД – против него отрабатываются меры противодействия. Поэтому в ходе тренировок и разного рода учений специальные технические службы и подразделения ответственные за имитацию ПВО противника используют радиотехнические средства, не состоящие на вооружении в США.

Хотя ЗРК С-200 не получил такого большого распространения и боевого опыта как С-75 и С-125 и в зенитно-ракетных войсках России был быстро вытеснен более современными ЗРС семейства С-300П, он оставил заметный след войск ПВО страны. Судя по всему, в войсках ПВО ряда стран комплексы С-200 ещё будут эксплуатироваться в течении, как минимум, ближайших 10 лет.

По материалам:
http://www.rusarmy.com/pvo/pvo_vvs/zrs_s-200ve.html
http://bmpd.livejournal.com/257111.html
http://www.ausairpower.net/APA-S-200VE-Vega.html

По существу, это иранская разработка советской системы ПВО С-200. Данный комплекс в разных модификациях назывался «Ангара», «Вега» и «Дубна.

Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.

Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ "Алмаз" в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение ПВО Советского союза в 1963 г. Первые дивизионы С-200А были развернуты с 1963 по 1964 гг. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. - С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. - С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей.

C-200 входил в состав зенитно-ракетных бригад или полков смешанного состава, включащих дивизионы С-125 и средства непосредственного прикрытия.

В 1983г. ЗРК С-200В начал развертываться на территории стран Варшавского договора: в ГДР, Чехословакии, Болгарии и Венгрии, что явилось следствием начавшихся в 1982г. поставок в НАТО самолетов ДРЛО «АВАКС». ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" в Ливию, Сирию, Индию. В конце 1987г. С-200ВЭ были поставлены в КНДР. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном.

На западе комплекс получил обозначение SA-5 "Gammon".

ЗРК С-200В - одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.

В состав ЗРК С-200В входят:

Общесистемные средства, в том числе пункт управления и целеуказания, дизельная электростанция, распределительная кабина и контрольная вышкаЗенитный ракетный дивизион, в составе которого антенный с радиолокатором подсвета цели 5Н62В, аппаратная кабина, кабина подготовки старта, распределительная кабина и дизельная электростанция 5Е97стартовая батарея 5Ж51 в составе шести пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 и транспортно-заряжающей машины на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260.

Для раннего обнаружения воздушных целей ЗРК С-200 придается радиолокационная станция воздушной разведки типа П-35 и другие.

Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места - он же аппроксимированная высота цели, - азимут, скорость), а ФКМ - по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает "нормальную" форму "свернутого сигнала" и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска - величины одного порядка.

Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс.штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

Предстартовая подготовка ракеты включает:

передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели;перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе - 1.5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда "максимально вверх". Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем "Сенеж-М", "Байкал-М". Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

ЗРС С-200 может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

Характеристика С-200В

Число каналов по цели 1

Число каналов по ракете 2

Дальность действия, км 17-240

Высота полета цели,км 0.3-40

Длина ракеты, мм 10800

Калибр ракеты (маршевой ступени), мм 860

Стартовая масса ракеты, кг 7100

Масса БЧ, кг 217

Вероятность поражения цели одной ЗУР 0.66-0.99

После разгрома сирийской ПВО в долине Бекаа в Сирию были поставлены 4 ЗРК С-200, которые были развернуты в 40 км к востоку от Дамаска и на северо-востоке страны. Первоначально комплексы обслуживались советскими расчетами, а в 1985 г. их передали сирийскому командованию ПВО. Первое боевое применение ЗРК С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО E-2C "Hawkeye", после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана.

В Ливию первые комплексы С-200 были поставлены в 1985 г. В 1986 г. комплексы С-200, обслуживаемые ливийскими расчетами, принимали участие в отражении налета американских бомбардировщиков на Триполи и Бенгази и, возможно, сбили один бомбардировщик FB-111 (по ливийским данным, американцы потеряли еще несколько самолетов палубной авиации).



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...