Самые большие орудия на кораблях. Главный калибр

С незапамятных времён решающей силой на море считались суда, имеющие корабельные пушки. При этом немаловажную роль играл их калибр: чем большим он был, тем более значительный наносился урон противнику.

Однако уже в 20 веке корабельная артиллерия незаметно была оттеснена на второй план новым видом оружия - управляемыми ракетами. Но до списания корабельной артиллерии дело все же не дошло. Мало того, она стала модернизироваться под современные условия ведения военных действий на море.

Зарождение морской артиллерии

Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя - таран, механизмы для повреждения корпуса и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

Морская артиллерия 17 века

В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.

К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука - баллистика.

Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.

В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.

Вооружение корабля 18 века

Корабельная пушка 18 века уже имела При этом вес ее почти не изменился с прошлого века и составлял 12, 24 и 48 фунтов. Конечно были пушки и других калибров, но они не получили широкого распространения.

Пушки располагались по всему кораблю: на носу, корме, верхней и нижней палубах. При этом на нижней палубе находились самые тяжелые орудия.

Стоит отметить, что корабельные орудия больших калибров устанавливались на лафете с колесиками. Под эти колесики в палубе делались специальные пазы. После выстрела пушка откатывалась назад энергией отдачи и снова была готова к заряжанию. Процесс заряжания корабельных пушек был довольно сложным и рискованным для расчета делом.

Эффективность стрельбы таких пушек находилась в пределах 300 м, хотя снаряды долетали до 1500 м. Дело в том, что с расстоянием снаряд терял кинетическую энергию. Если в 17 веке фрегат уничтожался 24-фунтовыми снарядами, то в 18 веке линкор не боялся и 48-фунтовых. Чтобы решить эту проблему, в Англии корабли стали вооружаться 60-108-фунтовыми пушками калибром до 280 мм.

Почему пушки на кораблях не были списаны историей в утиль?

На первый взгляд, ракетное вооружение 20 века должно было заменить классическую артиллерию, в том числе и на флоте, однако этого не произошло. Ракеты не смогли полностью заменить корабельные пушки. Причина кроется в том, что артиллерийскому снаряду не страшны любые виды пассивных и активных помех. Он менее зависим от метеоусловий, чем управляемые ракеты. Залп морских пушек неотвратимо достигал своей цели в отличие от своих современных собратьев - крылатых ракет.

Немаловажно то, что морские пушки имеют большую скорострельность и более значительный боекомплект, нежели ракетные установки. При этом надо отметить, что и себестоимость корабельных пушек гораздо ниже ракетного оружия.

Поэтому сегодня с учетом этих особенностей уделяется особое внимание разработке корабельных артиллерийских установок. Работа ведется в условиях строжайшей секретности.

И все же сегодня артиллерийская установка на корабле при всех её плюсах играет больше вспомогательную роль в морском сражении, нежели решающую.

Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях

20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.

Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения - управляемых ракет. Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.

Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.

Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.

Корабельные автоматические артиллерийские системы

В 1954 году в СССР начинают разрабатываться автоматические системы калибра 76,2 мм, а в 1967 году приступили к разработке и выпуску автоматических артиллерийских систем калибров 100 и 130 мм. Итогом работы стала первая автоматическая корабельная пушка (57 мм) двухствольной артустановки АК-725. Позже ей на смену была принята на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176.

Одновременно с АК-176 была создана 30-мм скорострельная установка АК-630, имеющая вращающийся блок из шести стволов. В 80-х годах на флот поступила автоматическая установка АК-130, которая и сегодня стоит на вооружении кораблей.

АК-130 и ее характеристики

130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка - 98 т, система управления (СУ) - 12 т, механизированный арсенальный погреб - 40 т).

В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

Прежде всего это в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

АК-630 и ее характеристики

Скорострельная корабельная пушка АК-630 предназначена для защиты корабля от авиации и легких кораблей противника.

Имеет длину ствола 54 калибра. Дальность стрельбы орудия зависит от категории цели: воздушные цели поражаются на расстоянии до 4 км, легкие надводные суда - до 5 км.

Скорострельность установки достигает 4000-5000 тысяч выстрелов в минуту. При этом длина очереди может составить 400 выстрелов, после чего требуется перерыв в 5 секунд для охлаждения стволов орудий. После очереди из 200 выстрелов достаточно перерыва в 1 секунду.

Боекомплект АК-630 состоит из двух типов выстрелов: осколочно-фугасного зажигательного снаряда ОФ-84 и осколочно-трассирующего снаряда ОР-84.

Артиллерия флота США

На флоте США также были изменены приоритеты в вооружении. Широко внедрялось ракетное вооружение, артиллерия была задвинута на второй план. Однако в последние годы американцы стали обращать внимание на малокалиберную артиллерию, которая оказалась очень эффективной против низколетящих самолетов и ракет.

Уделяется внимание прежде всего автоматическим 20-35 мм и 100-127 мм. Корабельная автоматическая пушка занимает достойное место в вооружении корабля.

Средний калибр предназначен для поражения всех целей, кроме подводных. Конструктивно установки исполняются из легких металлов и армированного стеклопластика.

Также ведется разработка активно-реактивных выстрелов для 127- и 203-мм артустановок.

В настоящее время универсальная установка Мк45 127-го калибра считается типовой установкой для кораблей США.

Из малокалиберного вооружения стоит отметить шестиствольный «Вулкан-Фаланкс».

В 1983 году в СССР появился проект невиданного корабельного орудия, внешне напоминающего дымовую трубу парохода 19-20 столетия диаметром 406 мм, но с той лишь разницей, что из нее могли вылететь… управляемый зенитный или обычный снаряд, крылатая ракета или глубинная бомба с ядерной начинкой. Скорострельность столь универсального орудия зависела от типа выстрела. Например, для управляемых ракет это 10 выстрелов в минуту, а для обычного снаряда - 15-20.

Интересно, что подобный «монстр» мог легко устанавливаться даже на малых судах (2-3 тыс. т водоизмещением). Однако командование ВМФ не знало подобного калибра, поэтому проекту не суждено было реализоваться.

Современные требования к корабельной артиллерии

По мнению начальника 19-го испытательного полигона Александра Тозика, сегодняшние требования к корабельным пушкам частично остаются прежними - это надежность и точность выстрела.

Помимо этого, современные корабельные пушки должны быть достаточно легкими, чтобы была возможность их установки на легкие боевые корабли. Также требуется сделать орудие малозаметным для РЛС врага. Ожидается новое поколение боеприпасов, имеющих более высокую поражающую способность и увеличенную дальность стрельбы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ «Каштан»,зенитный ракетно артиллерийский комплекс по классификации НАТО - CADS N 1 Kashtan

    ✪ Корабельные супер пушки ВулканСША, ДуэтРоссия

    ✪ 100 мм★корабельная автоматическая пушка

    ✪ 100-мм корабельная автоматическая установка А190-01

    ✪ Парусный флот XVII-XVIII вв.: артиллерия и личный состав

    Субтитры

История развития

Гладкоствольная корабельная артиллерия (XIV-XIX века)

Огнестрельные орудия на суше существовали по крайней мере к 1327 году .

Появление первых орудий на кораблях отмечается в -1338 годах . Одно из первых упоминаний говорит о некоей пушке, стрелявшей миниатюрными ядрами или арбалетными стрелами, которая была установлена на английском королевском судне «Когг Всех Святых» .

Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году во время битвы при Слёйсе , которое, впрочем, было безрезультативным .

Не только в XIV, но и на протяжении XV века артиллерия на флоте представляла собой редкое и малоиспытанное оружие. Так, на крупнейшем судне того времени, английской каракке «Грейс Дью » было установлено всего 3 пушки .

Предположительно в 1500 году на каракке «Шарант» (фр. "La Charente" ) французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты .

Вслед за этим событием, в первой четверти XVI века в Англии появляются большие каракки - «Питер Помигрэнит» (1510), «Мэри Роуз » (1511), «Генри Грейс э"Дью (англ.) русск. » (фр. Henry Grace à Dieu - «Милость Божья Генриха», 1514). Последний был крупнейшим из них и нёс 43 пушки и 141 небольшое поворотное орудие класса ручных кулеврин.

До конца XVI века на кораблях ещё применялись катапульты и баллисты . Первым корабельным артиллерийским орудием стала бомбарда . С середины XV века в артиллерии начинают применять чугунные ядра, а также стали использовать раскаленные ядра для поджога кораблей противника.

В XIX веке задачи корабельной артиллерии меняются - теперь главная цель не экипаж, а сам корабль. Для решения таких задач было призвано введение на флоте бомбических орудий - это короткие пушки большого калибра, стреляющие сравнительно тяжелыми разрывными снарядами. Демонстрация пушек Пексана коммодором Перри во время его экспедиции в Японию в г. убедила власти Японии в необходимости принять неравноправный торговый договор с Америкой и покончить с политикой изоляции государства.

С введением этих орудий заметно изменилось бортовое вооружение кораблей, а также началось их бронирование. К XIX веку развитие гладкоствольной корабельной артиллерии достигло высочайшего уровня. Усовершенствования коснулись не только самих орудий, но и станков, принадлежностей, пороховых зарядов, боеприпасов, а также методов и способов стрельбы. Вместе с бронированием кораблей вводится башенная система размещения орудий и увеличение калибра. Вес установок достигал 100 тонн. Для управления такими тяжелыми и мощными орудиями стали применять паровой , гидравлические и, позже, электрический приводы. Но революцию в корабельной артиллерии произвело введение во второй половине XIX века нарезных орудий .

Нарезная корабельная артиллерия (с середины XIX века)

С принятием на вооружение нарезной артиллерии гладкоствольная ещё продолжала использоваться на кораблях и даже совершенствоваться. Однако, вскоре гладкоствольные орудия все же были полностью вытеснены нарезными из-за их очевидных преимуществ:

  • повышенная точность за счёт гироскопической стабилизации снаряда в полёте;
  • увеличенная эффективная дальность (максимальную дальность стрельбы же при прочих равных нарезное орудие будет иметь меньшую из-за сопротивления нарезов движению снаряда при выстреле);
  • боеприпасы продолговатой формы, более тяжёлые, несущие больший заряд взрывчатого вещества и лучше пробивающие броню;

Одним из самых значимых технических новшеств послевоенного периода стало применение в корабельной артиллерии автоматизированного радарного наведения на цель, что позволило повысить эффективность огня ночью и в плохую видимость. Кроме того, внедрялось принудительное охлаждение стволов (что повышало их живучесть), увеличивались темп и кучность стрельбы , проводилась унификация корабельной артиллерии с береговой.

К середине 1960-х разрабатывается только зенитная артиллерия калибров 30 и 76,2 мм, прекращается проектирование и изготовление артиллерийских систем крупного калибра. С 1954 года принимается решение о разработке автоматических систем калибра 76,2 мм, а с 1967 года начинаются работы по проектированию и изготовлению автоматических артсистем калибров 100 и 130 мм, а также продолжаются работы по проектированию автомата с вращающимся блоком стволов . В итоге в 60-х годах приняты на вооружение 30-мм двухствольная АК-230 , а также первая полностью автоматическая 57-мм двухствольная артиллерийская установка АК-725 и одновременно с ней 76,2-мм АК-726 . Производство их закончилось в конце 1980-х. В 1970-х годах приняты на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176 (на замену АК-726), 100-мм АК-100 и скорострельная 30-мм шестиствольная установка с вращающимся блоком стволов АК-630 .

В 1980-х годах после длительных испытаний принята двухствольная 130-мм артустановка АК-130 . Эти образцы до сих пор состоят на вооружении кораблей Российского ВМФ .

Такие очевидные преимущества ракет , как дальность и точность стрельбы, стали причиной отказа от крупных калибров и лишили артиллерию роли главного оружия корабля. Поэтому основная задача современной корабельной артиллерии - противо-воздушная оборона совместно с зенитно-ракетными комплексами . Исключение составляют лишь случаи применения оружия по плавсредству без вооружения - например, в береговой охране (погранслужба ФСБ РФ) .

Особенности

Использование корабельной артиллерии происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идёт по движущимся целям. Эти особенности корабельной артиллерии потребовали создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий. Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции артиллерии сухопутных войск, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30 калибров (пушки) .

Наибольший калибр (18") имели орудия японских сверхлинкоров «Мусаси » и «Ямато ».

Основные тактические свойства корабельной артиллерии:

Достоинства:

  • возможность применения как по морским, так и по береговым и воздушным целям;
  • длительность стрельбы;
  • высокая скорость реагирования;
  • почти полное отсутствие мертвых зон (артиллерия способна бить прямой наводкой);
  • сравнительная дешевизна артиллерийских снарядов;
  • возможность иметь очень большой бортовой боекомплект;

отрицательные

  • довольно большая масса артиллерийских установок, из-за чего крупнокалиберные орудия может нести только корабли довольно большого водоизмещения;
  • ограниченная живучесть ствола;
  • сравнительно малая максимальная дальность эффективной стрельбы (до 40-45 км у лучших существующих крупнокалиберных артсистем);

Классификация

По назначению

  • Главный калибр ru en (исторический) - для применения по надводным целям, то есть для решения основного предназначения корабля. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск или десантов с моря. Потерял свою актуальность с развитием ракетного оружия
  • Противоминная артиллерия (историческая)
  • Универсальная артиллерия - применяется по морским, береговым и воздушным целям. Основной вид современной корабельной артиллерии. Главной задачей универсальной артиллерии являются воздушные цели, а второстепенной - морские и береговые.
  • Зенитная артиллерия - применяется по воздушным целям. Зенитная артиллерия ранее делилась на крупнокалиберную (100 мм и более), среднекалиберную (57 - 88 мм) и малокалиберную (менее 57 мм).

В современном понятии зенитная - это малокалиберная зенитная артиллерия, то есть скорострельные автоматы 20-30 мм (на вооружении некоторых государств остались 40-мм установки). Средний и малый калибр ушли в универсальную артиллерию, а орудия калибром более 152 мм не производятся.

  • Реактивная артиллерия - установки неуправляемого ракетного оружия.

По калибру

с 1860 до 1946 года с 1946 года
  • Крупный калибр - 180 мм и более.
  • Средний калибр - от 100 до 179 мм.
  • Малый калибр - менее 100 мм.

По виду артиллерийских установок

  • Башенного типа - орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки.

Боевые отделения защищены замкнутой бронёй , установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию. Начиная с 1980-х гг все артустановки, производимые для кораблей ВМФ СССР, только башенные.

  • Палубно-башенного типа - часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). До середины 1950-х годов были обычны в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии на эсминцах и в качестве универсальной артиллерии на крейсерах и линкорах. Боевое отделение защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной бронёй, является вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки по сравнению с палубными улучшают условия использования артиллерии и лучше защищают личный состав и механизмы. Сегодня несколько типов кораблей имеют зенитные артустановки этого типа.
  • Палубного типа (открытая артиллерия) - орудие и обслуживающие его системы полностью раздельны. Не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имеют небольшие габариты и массу. В современном ВМФ России остался единственный образец артиллерии этого типа - салютная пушка 21-К .

По способу стрельбы

  • Автоматические установки - процесс наведения, заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требует непосредственного участия человека.
  • Полуавтоматические установки - в таких необходимо участие в процессе стрельбы артиллерийского расчета (обычно только на заряжании, выстреле и перезарядке, а остальные операции автоматизированы).
  • Неавтоматические установки - заряжание, выстрел, подача боезапаса, перезарядка и наводка производится при помощи механизмов подачи и заряжания, непосредственно приводимых в действие человеком.

Боеприпасы

Боеприпасами корабельной артиллерии являются: снаряды , взрыватели , заряды , средства воспламенения , гильзы , полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел .

Эволюция боеприпасов

С началом развития артиллерии существовало только два вида боеприпасов: поражающий элемент в виде ядра и метательный заряд - порох из древесного угля, селитры и серы. Позже появились книпели , картечь и то, что уже можно было назвать снарядом - гранаты и бомбы , снаряженные взрывчатым веществом. Порох, помимо совершенствования химического состава, претерпел изменения и в методе использования - появились картузы . С принятием на вооружение нарезных орудий форма снаряда изменилась на продолговатую, порох стали упаковывать в гильзы . Результатом постоянного стремления к повышению скорострельности и безопасности эксплуатации артиллерии стало появление

Корабельная артиллерия являлась частью морской артиллерии, которая устанавливалась на кораблях и судах и предназначалась для поражения надводных, береговых и воздушных целей. Корабельные орудия классифицировались по таким основным критериям: назначению, калибру, виду артиллерийских установок и способу стрельбы.

По назначению орудия корабельной артиллерии подразделялись на артиллерию главного калибра, универсальную и зенитную артиллерию. Кроме того, в состав вооружения надводных кораблей входили корабельные бомбометы (газодинамические и реактивные) и установки неуправляемого ракетного оружия. Главный калибр — орудия наибольшего калибра предназначенные для выполнения основных задач, присущих данному классу кораблей. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск или десантов с моря. Универсальные орудия предназначались для ведения огня по воздушным, морским и наземным (береговым) целям. Их калибр также зависел от класса корабля. Зенитные орудия использовались для противовоздушной обороны или для поражения мелких скоростных надводных целей. Как правило, корабельные зенитные орудия относились к среднему (76-100 мм) и малому калибру (20-75 мм). Крупнокалиберные зенитные орудия чаще всего являлись универсальными орудиями.

По калибру корабельная артиллерия подразделялась на крупный калибр — 190 мм и более; средний калибр — от 100 до 190 мм и малый калибр — менее 100 мм. Артиллерийские системы крупного и среднего калибра были достаточно эффективны в борьбе с надводными кораблями, а также при огневой поддержке морских десантов и сухопутных войск. Наиболее распространенными являлись орудия калибра 406-мм, 203-мм, 130-мм, 127-мм, 120-мм и 100-мм. Артиллерийские установки малого калибра предназначались для борьбы со средствами нападения с воздуха, а также быстроходными малоразмерными морскими целями. Управление стрельбой этих установок зачастую осуществлялось с помощью приборов управления огнем. Наиболее широкое распространение получили артиллерийские установки калибра 76-мм, 57-мм, 40-мм, 35-мм, 30-мм и 20-мм.

По виду артиллерийских установок орудия могли быть башенными, палубно-башенные (со щитовым прикрытием) и палубные (открытые).

В артустановках башенного типа орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки. Боевые отделения защищены замкнутой броней, установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию.

В палубно-башенного артустановках часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Они не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). Боевое отделение было защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной броней и являлось вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки применялись на эсминцах в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии, а на крейсерах и линкорах — в качестве универсальной артиллерии.

В артустановках палубного типа орудие и обслуживающие его системы полностью раздельные. Они не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имели небольшие габариты и массу.

По способу стрельбы артустановки делились на автоматические, полуавтоматические и не автоматические установки. В автоматических установках процесс наведения, заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требовал непосредственного участия человека. В полуавтоматических установках расчет обеспечивал заряжание, выстрел и перезарядку. В неавтоматических установках все процессы производились при помощи механизмов, непосредственно приводимых в действие человеком.

Управления стрельбой каждого из калибров артустановок осуществлялось с помощью приборов управления огнем, которые состояли из вычислительных аппаратов, работающих во взаимосвязи между аналогичными приборами, а также со средствами обнаружения и с системой дистанционного управления наведением постов и артустановок. Приборы управления могли располагаться в различных постах корабля в соответствии с назначением и функциями. По степени точности и полноте решения задач стрельбы приборы управления стрельбой подразделялись на полные (решающие задачу стрельбы автоматически по данным приборов с учетом баллистических и метеорологических поправок) и упрощенные (с учетом только части поправок и данных). К основным прибора системы управления стрельбой относились: приборы обнаружения и целеуказания (радиолокационные станции, оптические визиры, пеленгаторы); приборы наблюдения и определения текущих координат (радиолокаторы, стереоскопические дальномеры и другие приборы командно-дальномерных постов); приборы выработки данных стрельбы; приборы наводки; приборы цепи стрельбы.

Артиллерия главного калибра линейных кораблей размещалась в башнях по 2-3 орудия в каждой (всего

8 — 12 орудий). Башни располагались в диаметральной плоскости корабля в одну линию или с возвышением друг над другом. Дальность стрельбы достигала 37 — 45 км. Толщина брони башен, как правило, соответствовала калибру орудий.

Артиллерия главного калибра тяжелых крейсеров состояла из 203 — 305-мм орудий, а легких крейсеров — из 152 — 180-мм, устанавливаемых, как правило, в трехорудийных башнях. В средней части корабля, побортно, в одно- или двухорудийных башнях, устанавливалась 76 — 127-мм универсальная артиллерия (12 — 20 стволов) и значительная часть зенитной артиллерии малых калибров (40 — 50 стволов). Универсальная артиллерия на крейсерах (10 — 20 стволов) представляла собой одно- и двухорудийные установки калибром до 127 мм. Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена большим числом многоствольных установок.

Артиллерийское вооружение эскадренных миноносцев состояло из четырех — шести орудий калибра 102 — 130 мм и малокалиберных зенитных установок (10 — 20 стволов).

Сторожевые корабли имели два — четыре орудия калибром 76 — 120 мм и несколько зенитных автоматических артиллерийских установок малого калибра.

Корабельная артиллерия имела свои отличительные особенности. Ее использование происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идет по движущимся целям. Это потребовало создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий. Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции наземной артиллерии, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30 калибров.

К положительным тактическим свойствам корабельной артиллерии можно отнести возможность использования, как по морским, так и по береговым и воздушным целям; скорострельность и длительность стрельбы; высокая степень реагирования; почти полное отсутствие мертвых зон. К отрицательным: довольно большая масса артиллерийских установок и боеприпасов; ограниченная живучесть ствола.

Боеприпасами корабельной артиллерии являлись: снаряды, взрыватели, заряды, средства воспламенения, гильзы, полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел. Для орудий малых и средних калибров применялся унитарный выстрел, где комплект боеприпасов для производства выстрела был объединен в одно изделие. Для орудий крупных калибров использовалось картузное или раздельное заряжение.

Анализ вооружения кораблей стран, принимавших участие в войне показывает, что почти все орудия крупного калибра были построены до Первой мировой войны и немного в межвоенный период. Проводимая их модернизация заключалась в установке систем управления огнем. Орудия среднего калибра в большей своей части были выпущены в межвоенный период и были немного обновлены к концу войны. В тоже время зенитные орудия и системы управления их огнем только за время войны обновлялись несколько раз.

В межвоенный период совершенствование корабельной артиллерии было направлено на повышение живучести стволов всех калибров, улучшение их баллистических качеств, увеличение скорострельности за счет автоматизации процессов заряжания, создание универсальной артиллерии калибром 76 — 127 мм, способной поражать воздушные, морские и береговые цели, и малокалиберной (20 — 45 мм) зенитной автоматической артиллерии. Корабельные радиолокационные станции, управляющие огнем, позволили вести прицельную стрельбу из орудий в любое время суток, независимо от метеорологических условий. Помимо этого, радиолокация использовалась и как средство дальнего наблюдения и опознавания целей, что позволяло быстро оценивать обстановку. Число артиллерийских установок, способных вести огонь по воздушным целям, значительно возросло: на больших кораблях — в результате замены устаревшей противоминной артиллерии универсальными артиллерийскими установками, на средних и малых кораблях — за счет универсализации всех артиллерийских установок.

В истории Второй мировой войны практиковалось использование устаревших орудий с разоруженных или недостроенных кораблей для обороны береговых укреплений, которые приносили там ощутимую пользу.

Ориентировочное минимальное количество корабельных орудий, находящихся на вооружении некоторых стран (без переданных/полученных) в период войны

Страна

Малый калибр Среднего калибра Большого калибра

Всего

Великобритания 7 807 665
Германия 1 306 382
Италия 1 445 165

Универсальная скорострельная пушка, одно из самых мощных современных орудий российского флота.

К началу 1960-х годов в Советском Союзе были свернуты практически все работы по корабельной артиллерии калибром свыше 76 мм. Это объяснялось увлечением новыми возможностями, которые давало стремительно прогрессировавшее ракетное оружие.

Однако к середине 1960-х годов наметилось отставание от ведущих стран Запада, активно внедрявших на флот современные артсистемы калибром от 100 мм и выше. В связи с этим в 1967 году были запущены работы по созданию скорострельных артсистем двух калибров (100 мм и 130 мм), который в дальнейшем легли в основу корабельных артустановок АК-100 и АК-130 .

Установка АК-130 создавалась с начала 1970-х годов на базе одноорудийной артустановки ЗИФ-92 (А-217) калибра 130 мм. Разработчик — КБ ленинградского завода «Арсенал», опытное производство велось в Волгограде на заводе «Баррикады», серийное — на Юргинском машиностроительном заводе.

Первый опытный образец был изготовлен в 1976 году. После пяти лет опытной эксплуатации и доводки на головном эсминце проекта 956 была официально принята на вооружение в ноябре 1985 года.

Артустановка представляет собой двухорудийную башню с автоматическим заряжанием. Артиллерийская часть состоит из двух 130-мм автоматических орудий, охлаждаемых при стрельбе забортной водой. Длина ствола 54 калибра (около 7 метров). Максимальная техническая скорострельность — 45 выстрелов в минуту на ствол (90 на установку), реальные значения составляют около 20−35 выстрелов в минуту на установку. Дальность стрельбы (по разным данным) от 22−23 до 28 км. Начальная скорость снаряда 850 м/с.

Установка управляется радиолокационной системой управления огнем МР-184 «Лев-218» , включающей в себя двухдиапазонный радар сопровождения цели (может одновременно работать по двум целям), визир телевизионной системы, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, а также аппаратуру селекции целей и защиты от помех. Инструментальная дальность комплекса 75 км, дальность взятия на сопровождение 40 км.

Боекомплект размещается в подпалубном пространстве в трех барабанах (боезапас 180 снарядов на одну установку). Барабаны снаряжаются тремя типами боеприпасов: фугасными снарядами Ф-44 с донным взрывателем и двумя типами зенитных снарядов — ЗС-44 (с дистанционным механическим взрывателем) и ЗС-44Р (с радиолокационным взрывателем АР-32). Последние гарантируют поражение целей с промахом не более 8 метров по крылатым ракетам и до 15 метров по самолетам. Снаряды имеют одинаковые параметры: массу 33,4 кг и массу взрывчатого вещества 3,56 кг.

Установки АК-130 внедрялись на флот на эсминцах проекта 956 «Сарыч». Изначально этот проект создавался как корабль поддержки десанта и нес мощное артиллерийское вооружение (две такие установки). Впоследствии АК-130 появились на ракетных крейсерах

Эпизод Трафальгарского сражения 21 октября 1805 года: упорно сражающийся французский флагман - 80-пушечный линейный корабль «Буцентавр» (слева) и британский 98-пушечный линейный корабль 2-го класса «Темерейр», добивающий противника (справа)


Когда-то военные флоты являли собой большие десантно-транспортные отряды, использовавшиеся преимущественно для перевозки морем сухопутных армий и снабжения их в дальних походах. И если корабли таких флотов вступали в противоборство, то просто становились борт о борт и решали дело рукопашными схватками. Однако с развитием морской артиллерии корабли все реже шли на абордаж и все чаще ограничивались огневым контактом.

Корабельное вооружение долгое время было представлено только образцами ближнего боя - тараном и различными механическими приспособлениями для разрушения весел, мачт, бортов и днища. Средства ведения сухопутной войны развивались более стремительно, и вскоре противоборствующие армии стали осыпать друг друга огромными камнями, булыжниками, бревнами, стрелами, выпущенными петроболами, баллистами и катапультами.

Стратеги того времени быстро оценили возможности разнообразных метательных машин и стали активно применять их и в борьбе с флотом противника: вначале массированный обстрел с установленных на берегу и на стенах крепостей орудий был призван воспрепятствовать высадке войск с кораблей на берег. Позже катапульты и баллисты стали ставить и на сами корабли - их огонь должен был удерживать флот врага на расстоянии, не давая ему приблизиться для тарана и абордажного боя. Так в 414-413 годах до н. э. при осаде афинянами Сиракуз метательные машины были применены и флотом против берега, а первый случай использования боевых метательных машин на кораблях в морском бою был документально зафиксирован в 406 году до н. э. в ходе Пелопоннесской войны.

Новый шаг в применении метательных машин в морском бою сделал Деметрий I Полиокрет (ок. 337-283 годов до н. э.) - македонский царь из династии Антигонидов. Именно он начал строить огромные боевые корабли, которые вооружал метательными машинами. Деметрий кардинально пересмотрел тактику морского боя, в которой тогда ставка делалась на скорость и маневренность, таранные удары и скоротечный абордажный бой. В битве возглавляемой им фригийской флотилии с флотом Птолемея I при Саламине Кипрском в 306 году до н. э. Деметрий, введя в строй свои «дредноуты», впервые добился победы в морском сражении только с помощью «артиллерии»: плавучие батареи - десять шестирядных и семь семирядных судов - не дали египетскому флоту выйти на таранный удар, оттеснили его к берегу и уничтожили. Численность египетской флотилии достигала нескольких сот кораблей. Уже после этой битвы Деметрий I построил несколько «левиафанов-катамаранов» с экипажем около 4000 человек каждый. На соединявшей корпуса катамаранов платформе умещалось большое количество метательных машин и солдат. После поражения Деметрия I его корабли-гиганты еще долгие годы «ходили по рукам», властвуя на просторах Средиземноморья и неся смерть и разрушения.

Примерно в это же время на смену триерам пришли более крупные корабли с боевыми площадками на носу и даже с целыми боевыми башнями, на которых устанавливались метательные машины - катапульты (или станковые луки). Для стрельбы из них использовались стрелы длиной 44-185 сантиметров и весом до 1,5 килограмма. Максимальная дальность стрельбы достигала 300-400 метров, но наиболее эффективно огонь велся на расстоянии до 150 метров. А в III веке до н. э. по указанию правителя Сиракуз был построен огромный 8-башенный корабль с мощной катапультой, метавшей большие ядра и огромные копья. Техническое оснащение этого корабля проводилось под непосредственным руководством знаменитого Архимеда.

Здравствуй, порох


Римский «скорпион» образца примерно 50 года до н. э. Древние римляне активно использовали подобные метательные машины на своих кораблях


С изобретением и распространением пороха корабли получили новое, очень мощное по тем временам вооружение. Первой «прописалась» на флоте бомбарда (от лат. bombus - «громовой» и ardere - «гореть»), представлявшая собой крупнокалиберное артиллерийское орудие с цилиндрическим каналом, конструктивно состоявшее из двух отдельных частей: ствола в виде толстой и гладкой внутри трубы одинаковой по всей длине толщины, имевшей составную структуру (продольные кованые железные полосы сваривались вместе в длину и скреплялись набитыми на них тяжелыми железными обручами, натянутыми в горячем виде), и каморы - небольшой трубы меньшего, чем ствол, диаметра, имевшей глухое дно.

Ствол крепился железными обручами к деревянной колоде, в задней части которой, позади ствола, имелось углубление для каморы. Порох закладывался в камору, после чего она закрывалась деревянной пробкой, а затем вставлялась передним концом в ствол. Причем во избежание прорыва пороховых газов соединение каморы и ствола замазывалось глиной. Снаряды - каменные ядра - вкладывались в ствол с казенной части. Интересно, что камням круглую форму придавали не обтесыванием, а за счет обматывания их веревками. Для того чтобы поджечь порох, в каморе сверху имелось отверстие, называвшееся запалом. Оно заполнялось порохом, поджигавшимся раскаленным железным прутом (в больших бомбардах) либо специальным фитилем (в малых бомбардах). Никаких прицелов, конечно, в этих орудиях еще не было.

Впрочем, моряки поначалу приняли новое оружие с неохотой - порох отсыревал в морских условиях и часто не воспламенялся. Приходилось дублировать «недоразвитую» пороховую артиллерию более надежной допороховой - метательными машинами, которые после установки металлических пружинных механизмов стали стрелять намного дальше. «Золотой период» корабельных бомбард пришелся на XIV-XV века, когда флоты состояли преимущественно из галер и парусных неуклюжих нефов: чаще всего бомбарды ставили на носу корабля, а с 1493 года из них стали стрелять уже чугунными ядрами. Вооружение типовой галеры того времени включало три-пять орудий на носу - в середине стояло 36-фунтовое орудие, а по бокам и сзади - два 8-фунтовых и пара 4-фунтовых. Дополнительно на галере находились еще и камнеметы для метания на близкой дистанции камней весом 13,6-36,3 килограмма - пороховая артиллерия была еще не слишком надежна и давала «осечки», что в ближнем бою могло сослужить плохую службу.

Техническая революция

В конце XV - начале XVI века, с одной стороны, начался быстрый рост производительных сил в Нидерландах, Англии и Франции, а с другой - в активную фазу вошел процесс создания крупных колониальных империй. В «большую игру» сначала включились Испания и Португалия, а затем и те же Франция, Англия и Нидерланды, что привело к постепенному усилению роли военного флота в обеспечении национальных интересов государства, в том числе связанных с нарушением торгового мореплавания противника и обороной своих морских путей и побережья.

Усовершенствование техники металлургического производства позволило улучшить качество отливки орудий. Бронза и чугун заменили железо, из которого раньше делали бомбарды. Появилась возможность уменьшить вес орудий и улучшить их баллистические свойства. Наибольших успехов в развитии артиллерии в конце XV - начале XVI века добились французы, которые изменили саму конструкцию орудия и стали отливать ствол цельным, отказавшись от его подвижной казенной части. Появились примитивные прицельные приспособления и клиновые устройства для изменения угла возвышения орудийного ствола.


Передвижная палубная бомбарда-мортира. Моряки плохо приняли первые бомбарды, но впоследствии широкое распространение на кораблях получили бомбарды-мортиры


Большое значение имела отливка чугунных ядер, заменивших каменные. Применение чугунного ядра позволило увеличить длину ствола до 20 калибров. Возросли масса боеприпаса и скорость его полета. К середине XVI века повысилось и качество пороха: вместо неудобной и даже опасной мякоти, прилипавшей к стенкам канала ствола, его стали изготавливать в виде зерен, что позволило улучшить баллистические качества орудий и перейти к новым, более совершенным конструкциям артиллерийских стволов. Все это привело к оптимизации баллистических свойств орудий и эффективности стрельбы. В обращение вошли также зажигательные и разрывные чугунные ядра.

Корабельная артиллерия начала играть все более заметную роль и в войне на приморских направлениях. Так, исход Гравелинского сражения 13 июля 1558 года, произошедшего между французской (маршал де Терма) и испанской (граф Эгмонт) армиями на побережье Па-де-Кале, во многом был предрешен неожиданным появлением 10 английских кораблей. Артиллерийский удар с моря внес смятение в ряды мужественно дравшихся французов, которые не выдержали последовавшей атаки и обратились в бегство.

Но классическим примером успешного и массового применения артиллерии в морском бою является, безусловно, сражение у Лепанто (средневековое название города Нафтактос, Греция) в заливе Патраикос между турецким гребным флотом (276 галер и галиотов) и соединенным флотом Священной лиги в составе Венеции, Ватикана, Генуи, Испании, Мальты, Сицилии и других (199 галер и 6 галеасов). Это случилось 7 октября 1571 года. Лига применила тогда свое «чудо-оружие» - плавучие батареи, галеасы, чем в первые же минуты боя повергла турок в замешательство.

Парусно-гребной галеас (от итальянского galeazza - «большая галера»), ставший промежуточным типом военного корабля между гребной галерой и испанским парусным кораблем - галеоном, появился в результате стремительного развития артиллерии. Как только последняя стала приобретать серьезное значение на сухопутных полях сражений, венецианские корабелы сообразили создать и мощные плавучие батареи.

Увеличить численность артиллерии на легких галерах или установить на них орудия более тяжелого калибра было невозможно. Поэтому и начали строить, сохранив насколько было возможно прежний чертеж (но изменив пропорции), более длинные, широкие и высокие, а вследствие того и гораздо более тяжелые корабли (водоизмещением в 800-1000 тонн) с высокими баком и шканцами и с бойницами для стрельбы из аркебуз. Длина таких кораблей возросла до 57 метров при отношении длины к ширине 6:1. Галеасы были намного неповоротливее галер, двигались большей частью под парусами и только в бою шли на веслах.

Вооружение галеаса было распределено на носу и корме, причем нос вооружали больше: самое сильное орудие, 50-80-фунтовое, стояло именно там, оно откатывалось до самой фок-мачты, для чего посередине палубы был оставлен свободный проход. Позже на галеасах ставили до 10 тяжелых носовых орудий (в два яруса) и 8 кормовых, даже между гребцами устанавливалось множество легких пушек, так что общее число орудий доходило до 72. В сражении у Лепанто артиллерийское вооружение галеасов настолько превосходило вооружение галер, что командир каждого галеаса обязывался вести бой с пятью галерами. Отныне главным в морском бою становилось уничтожение корабля противника с помощью корабельной артиллерии или же нанесение ему сильных повреждений и только после этого взятие на абордаж.

Артиллерия Ивана Грозного


Одна из первых использовавшихся на кораблях бомбард. Камора выполнена съемной: после снаряжания ее порохом она вкладывалась в деревянную колоду, а соединение каморы со стволом обмазывалось глиной


В России попытки использовать корабельную артиллерию предпринимались еще в допетровскую эпоху.

Так, Летопись Авраамки сообщает о сражении в 1447 году на реке Нарова между ливонцами и новгородцами, в котором обеими сторонами была применена корабельная артиллерия. В 1911 году из реки подняли железное кованое казнозарядное орудие, датированное серединой ХV века и относящееся к распространенному в то время типу казнозарядных орудий со сменными зарядными каморами. Калибр орудия - 43 миллиметра (или 3/4 гривенки), длина - 112 сантиметров, вес - 34 килограмма. Ствол выполнен в виде железной трубы, внешняя поверхность которой была усилена наваренными кольцами. В казенной части крепилась железная рама для установки зарядной каморы, а металлический дугообразный запорный клин соединялся с орудием цепочкой. Зарядная камора - цилиндрическая, кованая, в передней части немного сужалась на конус, а в задней ее части располагалось запальное отверстие. Тело орудия при помощи железных обручей с гвоздями было закреплено в деревянной колоде длиной 226 миллиметров, причем в средней части колоды находилось поперечное отверстие для съемной цапфы. Скорее всего, именно оно и было применено здесь в 1447 году.

Первый же настоящий боевой корабль, вооруженный артиллерией, появился на Руси еще в правление Ивана Грозного во время борьбы с Ливонией за побережье Балтийского моря. Именно тогда московский царь решил создать наемный каперский флот, задачей которого стала защита нарвского торгового пути и борьба с вражеской морской торговлей.

В начале 1570 года, за год до знаменитого сражения у Лепанто, царь Иван IV выдал датчанину Карстену Роде «жалованную грамоту» на организацию каперской флотилии. Первое судно новоявленный флотоводец вооружил тремя литыми чугунными пушками, десятью пушками малого калибра - «барсами», а также восемью мелкими дробовыми пушками, называвшимися пищалями. Действия корабля были настолько успешными, что вскоре Роде располагал уже тремя вооруженными судами (с 33 пушками), а к началу августа 1570 года он смог захватить 17 неприятельских торговых судов. Однако неудачная попытка взять Ревель послужила причиной распада каперского флота московского царя - кораблям просто негде было базироваться.

Век паруса

Так принято называть период с 1571 по 1863 год - время, когда большие, хорошо вооруженные многочисленной артиллерией парусные корабли безраздельно властвовали над морскими просторами. Соответственно, для этого периода была разработана своя уникальная военно-морская тактика - тактика парусного флота. Но для ее создания адмиралам потребовалось довольно много времени.

Как писал в своем знаменитом труде «История войн на море» Альфред Штенцель, основную причину такого положения дел следовало бы искать «в главном оружии корабля, в артиллерии, которая тогда еще была очень несовершенна: о бое на дальних расстояниях в середине XVII столетия не могло быть и речи. Флоты сходились как можно ближе, чтобы быть в состоянии драться». Адмиралы были вынуждены сводить свои эскадры вплотную, и корабли, быстро обменявшись орудийными залпами, в конечном итоге все равно «сваливались» в абордажные схватки уже на первом этапе боя. Во всех морских странах появился даже устойчивый термин «свалка», вошедший в труды военных теоретиков и в наставления по военно-морским флотам.

Но постепенно суда и их артиллерийское вооружение приводились к единообразию, стандартизировались. Это упрощало и их производство, и снабжение флотов боевыми и иными припасами. Англичане первыми стали строить боевые корабли исходя из их предназначения для решения отдельных тактических заданий, например, линейные корабли - для артиллерийского боя в кильватерной колонне. Они же первыми ввели массово на флоте трехдечные (трехпалубные) линейные корабли, вооруженные очень мощными крупнокалиберными пушками, стоявшими на нижней батарейной палубе и наносившими сильные повреждения. В первом же бою очередной англо-голландской войны трехдечные гиганты британцев продемонстрировали свою огромную разрушительную силу - их преимущества в сомкнутом строю стали очевидны после первых же залпов.

Количество орудий на кораблях стало постоянно увеличиваться. Так, в 1610 году в боевой состав британского флота входит 64-пушечный флагман «Принс Ройял», имевший длину 35 метров и водоизмещение 1400 тонн, построенный в Вулвиче выдающимся инженером-кораблестроителем того времени Финеасом Петтом. Корабль считался родоначальником нового класса - парусных линейных кораблей. Французы в 1635 году под руководством корабельного мастера Ш. Морье построили 72-пушечный галеон «Ла Корона» водоизмещением 2100 тонн и длиной 50,7 метра. Он на протяжении почти 200 лет оставался эталоном большого парусного боевого корабля. А еще через три года британский флот получил своего «левиафана» - 104-пушечный линейный корабль «Соверин оф Сиз», построенный корабелом Питером Петтом и после полувека исправной службы сгоревший дотла в 1696 году от забытой кем-то простой восковой свечи. Французы построили аналогичный, первый в своем флоте трехдечный линейный корабль только в 1670 году. Им стал 70-пушечный «Солей Ройяль», созданный уже на основе первых технических правил, введенных Адмиралтейством Франции. Кстати, тот же Петт построил для английских моряков в 1646 году новый 32-пушечный «Констант Уорвик» - первый корабль класса «фрегат», предназначенный для ведения разведки и защиты морских торговых путей. И, наконец, в 1690 году на воду спустился британский 112-пушечный линейный корабль 1-го ранга «Ройяль Луи», долгое время считавшийся лучшим кораблем в своем классе - корабль водоизмещением 2130 тонн прослужил на флоте более 90 лет (!). Для сравнения: в России в начале следующего века был построен самый крупный боевой корабль в 64 пушки - линкор «Ингерманланд», флагман Петра Великого в годы Северной войны.


Схема установки каронады на верхней батарейной палубе британского боевого корабля. Конец XVIII - начало XIX века:
1 - каронада, 2 - трос для открытия пушечного порта, 3 - крышка пушечного порта, 4 - крепление рымов для тросов, 5 - трос, закрывающий пушечный порт, 6 - ворот для наведения каронады на цель по высоте, 7 - ползунковый станок, 8 и 9 - пушечные тали, 10 - брюк (британский вариант), 11 - крепление орудия к станку (проушина и вставленная в нее ось)

Горим, братцы!

Наряду с совершенствованием тактики и орудий шло развитие и боеприпасов корабельной артиллерии. В XVII веке широкое применение на флотах получили разрывные и зажигательные снаряды, состоявшие из двух стянутых болтами полусфер, наполняемых либо взрывчатым веществом, либо же веществом горючим, дающим при разрыве много огня, дыма и смрада. Зажигательные снаряды - брандскугели - заменили собой на флоте каленые ядра, применение которых было сопряжено с большим количеством проблем. В России, кстати, каленые ядра применялись еще задолго до времен Ивана Грозного - их называли «расженые».

Новые боеприпасы оказались в морском бою очень эффективны - они наносили деревянным кораблям колоссальные повреждения и буквально «косили» экипажи и морскую пехоту на палубах. Это вызвало даже стремление запретить такое «негуманное» оружие - намного раньше желания запретить применение противопехотных мин в наше время.

Впервые разрывные снаряды - бомбы - были применены русскими артиллеристами в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Стрельба бомбами производилась из коротких орудий. Из длинных - делать это было трудно: оружейники еще не умели изготавливать прочные полые снаряды, пригодные для стрельбы из длинноствольных орудий. Результат - малая дальность стрельбы такими боеприпасами.

Однако в 1756 году в России артиллерийские офицеры М.В. Данилов и М.Г. Мартынов изобретают новое орудие гаубичного типа, названное «единорогом», способное стрелять любыми снарядами: бомбами, ядрами, картечью, брандскугелями и «светящимися» боеприпасами. Уже в следующем году русская армия получила пять вариантов «единорогов», а вскоре они появились и на флоте. Высокие качества нового орудия достигались за счет выгодной длины ствола (промежуточный вариант между длинными корабельными пушками длиной 18-25 калибров и гаубицами длиной 6-8 калибров) и каморы конической формы.

Интересен случай, произошедший во время Гогландского сражения 6 июля 1788 года между русским и шведским флотами в ходе Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Русские комендоры буквально «засыпали» шведские корабли пустотелыми снарядами, наполненными горючим веществом - следы от таких боеприпасов шведы нашли даже на шканцах своего флагманского корабля, откуда руководил сражением генерал-адмирал герцог Карл Зюдерманландский.

Шведы же, потерпев в бою поражение и укрывшись в Свеаборге, через парламентеров указали адмиралу Самуилу Карловичу Грейгу на то, что «такие снаряды уже не употребляются цивилизованными народами». Командующий русской эскадрой вежливо ответил через посланца, что стрельба зажигательными снарядами была произведена с его кораблей только после того, как сами шведы начали стрелять такими же боеприпасами. В качестве доказательства Грейг передал шведскому командованию такой найденный его подчиненными шведский снаряд, снабженный железным крючком. Шведы этим не удовлетворились и в ответ заявили, что снаряд этот - русский, поскольку такие же были найдены ими на захваченном русском линейном корабле. Сами шведы предположили, впрочем, что это были гранаты, предназначенные для действия против турок (незадолго перед этим в Чесменском сражении русская эскадра, используя преимущественно брандскугели, сожгла дотла мощный турецкий флот; кстати, командовал русскими тогда тоже С.К. Грейг), но все равно «обиделись» на «коварных русских». Как тут не вспомнить поговорку: после драки кулаками не машут.

Кстати, в той войне шведы попытались ввести малокалиберные орудия нового типа (не более 3-фунтового калибра), устанавливавшиеся на палубе на вертикальную ось, которые на флоте не прижились. Так как они предназначались для боя на близкой дистанции, то в них в качестве снарядов применялись картечь или камни. А разработаны они были специально для так называемых «шхерных» кораблей, использовавшихся для действия в мелководных прибрежных районах. Ставились они обычно на полубаке, над носовыми орудиями, или же на полуюте.

Пушечные порты и артиллерийские палубы


Русский «единорог» однофунтового калибра (диаметр ствола - 50,8 мм), установленный на корабельном станке. Ствол отлит в 1843 году и украшен традиционным изображением мифического единорога


Одним из главных посылов к дальнейшему совершенствованию корабельной артиллерии стало изобретение такой на первый взгляд простой конструкции, как пушечный порт. Казалось бы, чего проще - проруби в борту корабля дыру и сделай к ней поднимающуюся крышку. Однако появились первые пушечные порты только около 1500 года.

Есть и предполагаемый автор изобретения - французский кораблестроитель Дешарж из Бреста. Считается, что именно он впервые применил такую конструкцию на большом военном корабле «Шарент», построенном в годы правления Людовика XII. Причем корабль имел, кроме малых пушек, еще и 14 больших орудий, установленных на мощных колесных лафетах. Вскоре к нему присоединился однотипный корабль, названный «Ла Кордельер».

Пушечный (орудийный) порт - это отверстие, имевшее квадратную (или близкую к таковой) форму и вырубавшееся в бортах кораблей, а также в носовой и кормовой частях. В последние обычно ставили орудия, снятые с ближних бортовых портов той же артиллерийской палубы. Делали пушечные порты и в фальшборте - для стрельбы из орудий, размещаемых на верхней, открытой, палубе, но в этом случае они могли быть без крышек и именовались полупортами.

Порты наглухо закрывались крышками, которые изготавливались из толстых досок, обшивавшихся поперечно более тонкими. Каждая крышка подвешивалась на шарнирах, располагавшихся в верхней ее части, и открывалась изнутри при помощи тросов, концы которых закреплялись в рымах на внешней ее стороне. Закрывалась же крышка при помощи других тросов, прикрепленных к рымам на ее внутренней стороне.

Размеры портов и расстояние между соседними портами на одной артиллерийской палубе определялись исходя из диаметра ядра: обычно ширина порта равнялась примерно 6 диаметрам ядра, а расстояние между осями соседних портов - порядка 20-25 диаметров оного. Естественно, что расстояние между портами зависело от калибра самых больших орудий, расположенных на нижней палубе. Пушечные порты на остальных артиллерийских палубах делали, условно говоря, в шахматном порядке.

Отныне на кораблях стали сооружать специальные артиллерийские палубы, получившие название «дек» (от английского deck - «палуба»). Соответственно, корабли с несколькими артиллерийскими палубами стали именоваться двух- и трехдечными. Причем верхняя, открытая, палуба, на которой устанавливались орудия так называемой открытой батареи, в расчет не бралась. Таким образом, двухдечный боевой корабль - это корабль, имевший две артиллерийские палубы, расположенные ниже верхней палубы.

Каждая артиллерийская палуба носила свое собственное название: самая нижняя именовалась гондек (она была на всех без исключения боевых кораблях), над ней снизу вверх шли мидельдек и опердек и только затем уже открытая палуба. На двухдечном корабле отсутствовал опердек, а на фрегатах, корветах и бригах уже не было ни мидельдека, ни опердека. Кроме того, в отличие от фрегата, на более «мелких» корветах и бригах уже не было и орлопдека (самая нижняя палуба на больших кораблях, над трюмом) и расположенного на нем кубрика - помещения, где на ночь развешивались подвесные койки и отдыхала команда.


Виды боеприпасов артиллерии парусного флота: 1. бомба 2. картечный заряд (в корпусе) раннего типа для обычных пушек 3. сверху вниз: книппель с цепью, книппель со стержнем, картечный заряд с вязаной картечью для стрельбы из длинноствольных орудий (на Западе использовался термин «виноградный выстрел») 4. сверху вниз: «ножницы», использовавшиеся для нанесения более сильного ущерба такелажу, палубным конструкциям и личному составу, а также еще одна разновидность книппеля - после выстрела стержни, связанные кольцом, раскрывались, разводя две половинки полого ядра в стороны 5. цепной заряд

Убойная каронада

К началу XVIII века корабельные пушки, стрелявшие большей частью обычными ядрами или небольшими зарядами картечи, уже не могли наносить сильного вреда крупным боевым кораблям, отличавшимся большим водоизмещением, крепкими и толстыми бортами и надстройками. Кроме того, постоянное стремление добиться увеличения дальности стрельбы и массы снаряда (ядра) привело к тому, что вес и размеры корабельных орудий оказались просто гигантскими - их становилось все труднее наводить и заряжать. В итоге ухудшились и другие важные составляющие успешного морского боя - скорострельность орудий и точность их стрельбы. А уж стрельба разрывными (зажигательными) боеприпасами (бомбами) из таких орудий вообще была невозможной либо малоэффективной и небезопасной.

Оценив ситуацию, британский генерал-лейтенант Роберт Мелвилл в 1759 году предложил идею более легкого, но более крупнокалиберного корабельного орудия. Идея вызвала интерес у военных и промышленников, и в 1769-1779 годах на заводе «Каррон» (Фолкирк, Шотландия) под руководством инженера Чарлза Гаскойна была осуществлена окончательная разработка и изготовлены первые, как сейчас говорят - опытные, образцы нового орудия, получившего сначала названия мелвиллада и гасконада и только потом - каронада.

Конструктивно каронада представляла собой короткоствольное чугунное (затем бронзовое) тонкостенное орудие калибром 12, 18, 24, 32, 42, 68 и даже 96 фунтов, имевшее пороховую камору меньшего диаметра, а потому заряжавшееся небольшим количеством пороха. Именно поэтому скорость полета ядра была невысокой - обычное ядро наносило ущерб не за счет скорости, а благодаря своему большому калибру и массе. Зато новое орудие было относительно легким: например, 32-фунтовая каронада весила менее тонны. А обычная пушка такого калибра весила более трех тонн. Такая каронада была даже легче 12-фунтовой обычной пушки. Она могла стрелять ядрами, бомбами и целым рядом других боеприпасов.

Именно в большом калибре и вариативности в вопросе боеприпасов состояли главные преимущества каронады, оказавшие влияние на характер и цели морского боя. Ведь в тот период абордаж все еще оставался основным средством быстрого и окончательного вывода из строя кораблей противника, особенно крупных. Обстреливать друг друга ядрами, даже калеными, можно было долго и все равно не добиться результата.

Наиболее показателен здесь пример русского линейного корабля «Азов» (капитан 1-го ранга М.П. Лазарев), который в Наваринском сражении 1827 года получил 153 пробоины в корпусе от использовавшихся в турецком флоте обычных ядер, но сохранил способность вести бой и за три часа пустил своей артиллерией на дно бухты два фрегата и корвет, заставил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль и еще один - флагман противника - уничтожил вместе с англичанами. Причем семь пробоин корабль получил в подводной части.

Огонь же с близкой дистанции из крупнокалиберных каронад с применением бомб и других боеприпасов позволял быстро вывести вражеский корабль из строя, принудить его спустить флаг или вовсе уничтожить его. Особенно сильный эффект был от использования бомб и картечных зарядов: в легендарном Трафальгарском сражении с линейного корабля «Виктори» (под флагом вице-адмирала Горацио Нельсона), стремительно прорезавшего линию эскадры противника, по французскому флагману «Буцентавр» был дан залп из двух установленных на полубаке 68-фунтовых каронад. Стрельба выполнялась картечными зарядами через кормовые окна французского линейного корабля - по корме и батарейной палубе. Каждый заряд включал 500 мушкетных пуль, которые буквально изрешетили все на своем пути. Было убито 197 человек и еще 85 ранены, в том числе и командир корабля Жан-Жак Маженди. Этот залп из двух каронад нанес экипажу невосполнимые потери и нарушил его строй, после чего, повоевав еще три часа, флагман вице-адмирал Пьер Вильнев сдался английским морским пехотинцам с «Конкэрора».

Бомба же большого калибра, разрывающаяся внутри корабля, наносила огромный ущерб корабельным конструкциям и разрывала находившихся там моряков. Кроме того, огонь быстро вызывал детонацию пороховых зарядов на артиллерийских палубах и зачастую в корабельных погребах. Да и обычное ядро, выпущенное из каронады, благодаря относительно малой скорости полета на коротких дистанциях буквально проламывало борт неприятельского корабля и даже расшатывало сам корабельный набор.

Крепление каронад на кораблях было несколько отличным: их устанавливали на ползунковых станках, а не на колесных. А наведение каронады на цель осуществлялось вращением воротка, как в полевой артиллерии (не с помощью деревянного клина, как у обычных корабельных пушек). Каронада крепилась к станку при помощи проушины (внизу ствола) и вставленной в нее оси, а не с помощью цапф, расположенных по бокам обычной пушки.

В первых же боях орудия наглядно продемонстрировали свои преимущества. Их эффективность настолько впечатлила адмиралов, что в Европе началась, можно сказать, гонка вооружений. Английский флот стал «первопроходцем» - каронада там стала применяться уже в 1779 году. Она получила эффектное прозвище smasher - что-то вроде «уничтожитель» или «сметающая все на своем пути». Новое орудие стало настолько модным, что появились корабли, артиллерийское вооружение которых состояло только из каронад; таким стал британский 56-пушечный линейный корабль «Глэттон».

Русский флот принял ее на вооружение в 1787 году - сначала это были образцы английского производства, но затем на флот пришли уже российские каронады, изготовленные непосредственно самим разработчиком - Чарлзом Гаскойном. Получив указание императрицы Екатерины II, российские дипломаты сделали все возможное для того, чтобы переманить шотландца на работу в Россию, где он с 1786 по 1806 год возглавлял производство на Александровском пушечнолитейном заводе в Петрозаводске; тамошние каронады маркировались словами «Гаскойн» и «Алекс. Звд.», имели номер орудия и год выпуска.

С вооружения каронаду стали снимать только в середине XIX века. Например, англичане сделали это только в 1850 году - после введения на флоте стальных орудий системы Уильяма Джорджа Армстронга. Наступала эра броненосных кораблей и нарезных орудий.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...