Северокорейские самолеты. Ввс и пво кндр: противоречивые сигналы

5 июня 1950 в 15 часов по средне корейскому времени пара истребителей Як-9П с опознавательными знаками северокорейских ВВС появилась над аэродромом Кимпхо вблизи Сеула, где лихорадочными темпами велась эвакуация американцев в предвидении скорого захвата южнокорейской столицы наземными поисками КНДР. "Яки" обстреляли вышку КДП, уничтожили топливную цистерну, а затем повредили стоявший на земле военно- транспортный самолет С-54, принадлежавший ВВС США. Одновременно звено "яков" повредили 7 самолетов ВВС ЮКА в аэропорту Сеула. В 19:00 "Яки" вновь штурмовали Кимпхо - добили С-54. Это был первый боевой эпизод войны в Корее и дебют северокорейских ВВС.

Формирование ВВС Северной Кореи началось гораздо раньше описываемых выше событий. Не прошло и трех месяцев после окончания Второй мировой войны, а великий вождь корейского народа Ким Ир Сен уже произнес речь "Создадим ВВС Новой Кореи" (29 ноября 1945 г.). Создавать авиацию, как и армию в целом, пришлось фактически па голом месте -те авиабазы и авиаремонтные предприятия, которые остались на территории Кореи от японцев, были сосредоточены, в основном, на юге полуострова и достались американцам, а потом Южной Корее. Подготовка кадров ВВС "новой Кореи" началась (по опыту "великого северного соседа") с организации авиаклубов в Пхеньяне, Синджу, Чхонджине - там, где базировались авиационные части советских оккупационных войск. Советскими же были инструкторы, программы и самолеты: По-2, УТ-2, Як-18 (возможно, имелись также Як-9У, Ла-7, Як-11). Серьезной проблемой был подбор летно-технических кадров. Тех корейцев, которые служили в японских ВВС в годы войны объявили "врагами народа" - их полагалось отлавливать и судить. Интеллигенция, буржуазия и другие наиболее грамотные представители корейского общества после прихода советских войск в большинстве своем бежали в американскую зону оккупации, предугадывая, наверное, чем в реальности может стать "светлое царство социализма "по-корейски". С другой стороны, основу корейского населения составляли малограмотные крестьяне, имевшие весьма смутные представления об авиации. Простого "пахаря-рисовода" можно было сравнительно легко обучить стрелять из ППШ или мосинской винтовки, вдолбив предварительно в его голову несколько тезисов из "Программы Временного народного комитета Северной Кореи", но сделать из него летчика являлось достаточно сложной задачей.

Отчасти эту проблему решили за счет перешедших на службу Ким Ир Сену военных специалистов из Советской Армии (из числа подходящих, в прямом и переносном смысле, лиц - советских китайцев, корейцев, бурят и пр.) В остальном в авиаклубы и созданные чуть позже военно-авиационные училища коммунисты старались привлекать наиболее грамотную молодежь, и в первую очередь, из числа студентов, причем как юношей так и девушек. "Первой ласточкой" новых ВВС на севере Кореи стали начавшиеся и конце 1917 года регулярные рейсы военно-транспортных самолетов Ли-2 и С-47 из Пхеньяна в Советское Приморье (Владивосток, Хабаровск) и Китай (Харбин). Полеты выполняли смешанные советско-корейские экипажи. Главной задачей этих полетов было поддержание регулярной связи между "Временным комитетом", а затем и правительством КНДР с "братскими партиями".

В 1948 году Корейский полуостров покинули войска СССР и США. Практически сразу же "Временный народный комитет Северной Кореи" объявил о создании Корейской народной армии - КНА и лишь спустя полгода была образована Корейская народно-демократическая республика - такая нетрадиционная последовательность позволила Пхеньяну уже к концу 1948 года иметь довольно мощную армию из нескольких дивизий, оснащенную советским вооружением.

Разумеется, во всех штабах сидели советские (иногда - китайские) военные советники. Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен и его советник полковник Петрачев. Официально под их управлением находилась к середине 1950 г. одна смешанная авиадивизия, но численность ее значительно превосходила советскую. По оценкам американцев КНДР имела на вооружении 132 боевых самолетов, том числе 70 истребителей Як-3, Як-7Б, Як-9 и Ла-7, а также 62 штурмовика Ил-10. Точную численность представляют советские военные советники: 1 АД (1 ШАП - 93 Ил-10, 1 ИАП - 79 Як-9. 1 УчАП - 67 учебных самолетов и самолетов связи), 2 авиатехнических батальона. Итого - 2829 человек. Костяк ВС составляли как бывшие советские авиаспециалисты, так и летно- технический персонал, прошедший в 1946-50 гг. обучение в СССР, Китае и непосредственно на территории КНДР.

Так, в донесениях американских пилотов первых недель войны есть упоминания о встречах н воздухе с северокорейскими реактивными истребителями "реданной" схемы (Як-17, Як-23 или даже Як-15), из чего американские историки делают вывод о том, что ВВС КНДР накануне войны начали осваивать реактивную технику. Подтверждений этому в советских источниках нет, хотя известно, что китайцы в это время (т.е. при обучении на МиГ-15, а МиГ-15УТИ тогда еще не было) тренировались на Як-17УТИ. Эти самолеты имелись, в частности, в Мукдене. Впрочем, американским пилотам в небе Кореи мерещились северокорейские и китайские Ла-5. Пе-2, Як-7, Ил-2 и даже "Аэрокобры" !

Разговор о причинах и ходе Корейской войны выходит за рамки данного повествования, поэтому мы коснемся этих событий вкратце. Нас интересует эта война постольку, поскольку се события так или иначе сказались на становлении ВВС Северной Кореи. Первоначально боевые действия шли удачно для Пхеньяна; танковые колонны почти беспрепятственно продвигались вперед, а "яки" и "илы" обеспечивали им поддержку с воздуха. За "бои" в районе Сеула и Тэчжона некоторые части Корейской народной армии получили даже гвардейские звания. Среди них были четыре пехотных и одна танковая бригада,четыре пехотных и два зенитно-артиллерийских полка, отряд торпедных катеров. В числе прочих звания "Гвардейский Тэчжонский" удостоился и истребительный полк ВВС КНДР. По сей день этот часть является единственной гвардейской среди северокорейских ВВС.

Итак, на начальном этапе успех был на стороне Северной Кореи. Так продолжалось до тех пор, пока и войну не вмешались США. Как результат, уже к началу августа 1950 г. авиация северян была разгромлена и перестала оказывать сколь-нибудь существенное сопротивление войскам ООН. Остатки ВВС перелетели на китайскую территорию. Непрерывные атаки американской авиации вынудили наземные части КНА перейти к ночным боевым действиям. Но после высадки 15 сентября 1950 г в тылу войск КНДР в районе Инчхона морского десанта войск ООН и одновременного начала контрнаступления американцев с Пусанского плацдарма Корейская народная армия вынуждена была начать "временное стратегическое отступление" (в переводе на русский - драпанула на север). Как итог к концу октября 1951 г. северокорейцы потеряли 90% территории, а их армия была почти полностью разбита.

Положение выправил ввод в Корею "Корпуса китайских народных добровольцев" маршала Пэн Дехуая под прикрытием советского 64-го истребительного авиакорпуса ПВО, оснащенного самолетами МиГ-15. Китайские добровольцы отбросили американцев и их союзников за 38-ю параллель, но были остановлены на этих рубежах. Что касается ВВС КНДР, то зимой 1950-51 гг. активно действовали только широко описываемый в литературе полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 н Як-l8. Но, как это не покажется странным, реальная ценность от их боевой работы была. Недаром янки серьезно обсуждали "проблему По-2". Кроме того, что "чокнутые китайские будильники", как называли их американцы, постоянно давили ни психику противника, они наносили и ощутимый урон. Впоследствии к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские авиачасти - те и другие в основном летали на Ла-9/11!. В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии (ОВА). Доминировали в ней китайцы, командовал ОВА также китайский генерал Лю Чжень. На 10 июня 1951 г. в ВВС КНА имелось 136 самолетов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА (к концу 1952г. их число было доведено до трех).

Однако активность корейской авиации оставляла желать лучшего. Основную тяжесть борьбы с авиацией противника несли ИА и ЗА 64ИАК, так что основой ПВО КНДР были советские части, а корейцы и китайцы играли на протяжении большей части войны вспомогательную роль. И их ПВО хоть и была, но была в соответствующем состоянии.

Чуть ли не единственными подразделениями ПВО оставались группы "стрелков-охотников за самолетами", созданные по приказу Ким Ир Сена от 2.12.1950 г. Смысл этого "великого почина" сводился к тому, что в каждом стрелковом полку выделялся взвод, начинавший борьбу с вражескими самолетами при помощи подручных средств - от станковых и ручных пулеметов до тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок. По утверждениям северокорейской пропаганды, некоторые группы (например, расчет Героя КНДР Ю Ги Хо) ухитрились таким образом насбивать по 3-5 вражеских самолетов! Даже если считать эти сведения преувеличенными, то остается фактом, что "стрелки-охотники" стали на фронте массовым явлением и попортили ооновским летчикам немало крови.

В день подписания перемирия 27 июня 1953 г. северокорейская авиация была еще малобоеспособной, но количественно уже превышала довоенную. Разные эксперты оценивают ее численность в этот период в 350-400 самолетов, в том числе не менее 200 МиГ-15. Все они базировались на китайской территории, поскольку довоенные аэродромы в Северной Корее были разрушены и в ходе войны не восстанавливались. К концу 1953 г. Корпус китайских добровольцев был выведен с территории КНДР и позиции на 38-й параллели перешли под контроль частей КНА. Началась глубокая реорганизация всех родов войск северокорейской армии, сопровождавшаяся обширными поставками из СССР новой военной техники.

Для ВВС ударными темпами строился десяток авиабаз, создавалась единая система ПВО вдоль 38-й параллели с радиолокационными станциями, постами ВНОС, линиями связи. "Линия фронта" (так в КНДР до сих пор именуют полосу разъединения войск) и крупные города были плотно прикрыты зенитной артиллерией. В 1953 г. начался и полный переход ВВС КНДР ни реактивную технику: последующие три года из СССР и Китая были получены большие партии МиГ-15. Еще до конца войны поступили первые реактивные бомбардировщики Ил-28, десять из них приняли участие в "Параде победы" 28 июля 1953 г. над Пхеньяном.

В военной авиации произошли и крупные организационные изменения - из состава ВВС были выделены: командование ПВО, морская и армейская авиация.
В подчинение штаба ПВО вошли система обнаружения воздушных целей, зенитная артиллерия и истребительная авиация. Морская авиация включала несколько истребительных эскадрилий, прикрывавших крупные порты, и небольшое количество Ил-28, предназначенных для разведки и атаки морских целей. Армейская авиация с 1953 г. вела и все гражданские авиаперевозки внутри КНДР, особенно велик был их объем в первые послевоенные годы, пока мосты, шоссейные и железные дороги оставались не восстановленными. Кроме старых По-2 и Ли-2 армейская авиация получила Ан-2, Ил-12 и Як-12. По непроверенным данным, именно в 1953-54 гг. северокорейцы начали авиационную заброску своей агентуры на Юг. При этом самолеты армейской авиации не только выбрасывали парашютистов, но и совершали тайные посадки на территории Южной Кореи. Один из Ан-2, целиком покрашенный в черный цвет, был во время подобной операции захвачен южнокорейской службой безопасности и до сих пор демонстрируется в военном музее. Впрочем, южнокорейские ВВС также весьма активно занимались засылкой шпионов в КНДР. Одной из их успешных операций, осуществленных совместно с американцами, стала "Охота за Мигом": 21 сентября 1953 г. старший лейтенант северокорейских ВВС Ким Сок Но, привлеченный обещанием награды в 100 тысяч долларов, угнал МиГ-15бис ни Юг. Это позволило американцам, до тех пор располагавшим лишь обломками сбитых "мигов", провести всесторонние испытания самолета сначала на Окинаве, затем в США.

Вообще, нарушения демаркационной линии на земле, на море и в воздухе, как и взаимные неспровоцированные обстрелы, происходили начиная с 50-х годов сотни раз. Наиболее часто упоминается в литературе один из эпизодов, происшедших 2 февраля 1955 г. над Японским морем. Тогда восьмерка северокорейских МиГ-15 безуспешно пыталась перехватить американский разведывательный самолет RB-45 Tornado, фотографировавший побережье КНДР под прикрытием истребителей F-86 Sabre ВВС США. В результате воздушного боя были сбиты два "мига", американцы потерь не имели. 7 ноября 1955 г. произошел еще один скандальный инцидент, когда вблизи 38-й параллели разбился совершавший официальный облет демилитаризованной зоны ооновский самолет Ан-2 с польскими наблюдателями на борту. Есть основания полагать, что его но ошибке сбила южнокорейская ПВО.

В 1956 г. XX съезд КПСС ввел в международный лексикон понятие "культ личности". В мировом коммунистическом движении образовалась глубокая трещина между сторонниками н противниками сталинизма. В КНДР съезд Трудовой партии Кореи с неодобрением отнесся к "кульминации происков антипартийных контрреволюционных фракционеров и ревизионистов" и начал грандиозную чистку партийных рядов. В это время впервые был употреблен термин "чучхе" ("помощь самому себе", в смысле построения социализма в отдельно взятой Корее, да еще и с опорой исключительно на собственные силы). В Северной Корее недостаточно выдержанными в идейном плане теперь считали не только советское, но даже китайское руководство. Впрочем, это не мешало продолжать оснащение армии новейшим оружием из СССР и КНР, одновременно подвергая репрессиям наиболее грамотных военных и технических специалистов из числа обучавшихся в социалистических странах.

Усиление вооруженных сил в 1956 г. шло полным ходом: был сформирован военно-морской флот, закончено организационное строительство ВВС, началась модернизация армии. На вооружение поступили несколько десятков истребителей МиГ-17Ф, вертолеты Ми-4 и Ми-4ПЛ. В 1958-ом корейцы получили из СССР истребители-перехватчики МиГ-17ПФ. 6 марта 1958 г. пара американских тренировочных самолетов Т-6А, нарушивших "линию фронта", была обстреляна зенитной артиллерией, а затем атакована "мигами". Один из "Тексанов" удалось сбить, его экипаж погиб. Северокорейцы заявили, что американцы "совершили разведывательный полет"...

В 1959 г. Ким Ир Сен торжественно объявил о "победе чучхевского социализма" и вознамерился вести корейский народ прямиком к коммунизму! А в Южной Корее к этому времени местные "левые" при поддержке северной агентуры довели прежнее лисымановское правительство до полной потери владения ситуацией. Положение в I960 г. спасли южнокорейские генералы, которые, отбросив "идеалы демократии", произвели при полном одобрении США военный переворот, жестко подивив в стране организованную оппозицию и обеспечив тем самым условия для последующего "экономического чуда". Американские войска в Южной Корее получили тактическое ядерное оружие и средства его доставки - ракеты "Сержант", "Онест Джон" и "Лэнс", а несколько позднее - "Першинг". Южнокорейская армия, совместно с дислоцированной на Юге 7-й пехотной дивизией на учениях отрабатывала применение оружия массового поражения. В начале 60-х годов южнокорейцы возвели вдоль 38-й параллели сооружения так называемой "железобетонной стены" (цепи укреплений, усиленной не только обычными минными полями, но и, по некоторым данным, ядерными фугасами), ставшей предметом постоянной резкой критики со стороны КНДР. Впрочем, северо-корейцы под этот шум построили на линии перемирия полосу гораздо более мощных и тщательно замаскированных укреплений.





В 1961 г. был подписан Договор о взаимопомощи и оборонном сотрудничестве между СССР и КНДР с массой дополнительных секретных протоколов, которые до сих нор не рассекречены. В соответствии с ними ВВС КНДР получили в 1961-62 гг. сверхзвуковые истребители МиГ-19С и зенитно-ракетные системы С-25 "Беркут".

KHA получила авиационные и артиллерийские химические боеприпасы, личный состав приступил к тренировкам по ведению боев в условиях химического и радиационного заражения. После 1965 года на вооружении северокорейской авиации появились истребители МиГ-21Ф и зенитно- ракетные комплексы С-75 "Двина".

В декабре 1962 г. Ким Ир Сен па V пленуме ЦК ТПК объявил новый курс на "параллельное ведение экономического и оборонного строительства". Предложенные им меры предусматривали полную милитаризацию экономики, превращение всей страны в крепость, вооружение всего народа (т. е. все население - кадровые военные), модернизацию всей армии. Этот "новый курс" определяет всю жизнь и политику КНДР до настоящего времени; северная Корея тратит на свои вооруженные силы до 25% валового национального продукта.

Шестидесятые - семидесятые годы для ВВС КНДР стали временем многочисленных пограничных конфликтов:
- 17 мая 1963 г. наземные средства ПВО обстреляли американский вертолет OH-23, совершивший после этого вынужденную посадку на территории КНДР;
- 19 января 1967 г. южнокорейское сторожевое судно "56" было атаковано северокорейскими кораблями, затем его добили самолеты МиГ-21;
- 23 января 1968 г. северные самолет и вертолеты атаковали вспомогательное судно ВМФ США "Пуэбло", а затем навели на него свои корабли и катера; судно было захвачено и отбуксировано в одну из военно-морских баз КНДР;
- 15 апреля 1969 г. ракетчики ПВО сбили четырехмоторный разведывательный самолет ВВС США типа ЕС-121;
- 17 нюня 1977 г. самолеты МиГ-21 сбили американский вертолет СН-47 Chinook;
- 17 декабря 194 северокорейской наземной ПВО был сбит американский вертолет OH-58D, один пилот вертолета при этом погиб, а второй пленен.

Во всех случаях северокорейцы утверждали, что атакованные самолеты, вертолеты и корабли преднамеренно вторгались в воздушное и морское пространство КНДР со шпионскими целями, а южнокорейцы и американцы это отрицали. Если учесть, что в те же годы южнокорейские самолеты неоднократно нарушали границы СССР (вспомним "боинги", сбитые вблизи Архангельска и над Сахалином), то позиция КНДР представляется более-менее правдоподобной.

В свою очередь южнокорейцы в этот период потопили пару северокорейских судов (теперь уже КНДР кричала об "акте вандализма" в отношении "беззащитных траулеров"), а также неоднократно отмечали нарушение своего воздушного пространства самолетами и вертолетами Северной Кореи. В восьмидесятые годы надежды Пхеньяна на возникновение крупномасштабного военного конфликта между НАТО и странами Варшавского договора, под прикрытием которого и КНДР смогла бы одержать победу над Южной Кореей, не оправдались. Напротив, конец XX века стал временем массового краха коммунистических режимов в некогда "дружественных СССР" странах. Впрочем, нет уже и самого СССР, а такие "апологеты коммунизма", как Албания и Румыния, обанкротились куда раньше "больших братьев". На Дальнем Востоке Китай и Вьетнам тоже медленно, но верно отходят от марксистской идеологии. Не считая Кубы и некоторых африканских стран, которые и рады бы договориться с Западом, да пока не знают как это сделать, к началу 90-х годов единственным оплотом коммунизма остается по сути лишь КНДР. Несмотря на потерю практически всех союзников и усиливающееся давление со стороны "свободного мира", правящие круги Северной Кореи все еще полны веры в окончательную победу коммунизма в их отдельно взятой стране.

Их уверенность поддерживает то обстоятельство, что КНА до сих пор остается одной из самых мощных армий в мире. Правда, полная закрытость Северной Кореи позволяет зарубежным военным аналитикам делать лишь самые приблизительные оценки относительно общего состояния страны, и в особенности - технического оснащения ее вооруженных сил. В самой же КНДР о Корейской народной армии пишут немного и весьма однобоко: можно сказать, что северокорейцы превзошли своих советских и китайских друзей в области показухи и секретности. Разумеется, государственная пропаганда постоянно утверждает, что КНА непобедима, а ее непревзойдённые бойцы и командиры готовы воевать "один на сто". С этим отчасти соглашаются и американские эксперты, считающие, что "у северокорейцев устаревшее оружие и боевая техника, но боевой дух исключительно высок, это хорошо обученные, приученные к железной дисциплине солдаты". Что впрочем не мешало "великому полководцу" Ким Ир Сену на всех партийных съездах регулярно делать своим маршалам выволочку за "потерю бдительности, отсутствие боевого духа и мирные настроения в войсках". Основу боевой мощи Корейской народной армии составляют десятки тысяч стволов артиллерии и до 7 тысяч единиц бронетехники, от устаревших советских танков Т-55 и Т-62, китайских Т-59 до полученных в конце 80-х годов более современных Т-72М, БМП-2, БТР-70. Часть западных экспертов излишне оптимистично считает, что противотанковые средства, имеющиеся у южнокорейцев и дислоцирующихся а Корее войск США способны "превратить северокорейскую танковую армаду в самую большую в мире свалку металлолома".

Не менее бодро американцы пишут и о северокорейской военной авиации, утверждая, что "ВВС КНДР находятся в худшем техническом состоянии, чем ВВС Ирака. Самолеты настолько старые, что их первые летчики уже стали дедушками. Сегодняшние пилоты плохо подготовлены, их годовой налет исчисляется не более чем семью часами. Если же им и удастся поднять в воздух свои рыдваны, то скорее всего они полетят в южном направлении и в традициях камикадзе направят свои самолеты на первый же встреченный наземный объект".

Вряд ли можно стопроцентно полагаться на такие утверждения, хотя абсолютно ясно, что техника советско-китайского производства, находящаяся на вооружении ВВС КНДР, и основном представлена устаревшими образцами и мало приспособлена современным условиям войны, а летный состав, обучающийся по устаревшим методикам и в условиях острого дефицита топлива, действительно имеет мало опыта. Но зато северокорейские самолеты надежно укрыты в подземных ангарах, а взлетно-посадочных полос для них имеется с избытком. При полном отсутствии частного легкового автотранспорта и малом количество грузового, в КНДР построена масса шоссе с бетонным покрытием и арочными железобетонными туннелями (например, автострада Пхеньян-Вонсан), которые в случае войны несомненно будут использоваться в качестве военных аэродромов. Исходя из этого можно утверждать, что "отключить" северокорейскую авиацию первым ударом вряд ли удастся, особенно учитывая мощную систему ПВО, которую американская разведка считает "самой плотной системой противоракетной и противосамолетной обороны в мире".

В ПВО КНДР, по мнению западных аналитиков, развернуто на огневых позициях более 9 тысяч зенитных артсистем: от легких зенитно-пулеметных установок до самых мощных в мире 100-мм зенитных орудий, а также самоходные зенитные установки ЗСУ-57 и ЗСУ-23-4 "Шилка". Кроме того, имеется несколько тысяч пусковых установок зенитных ракет - от стационарных комплексов С-25, С-75, С-125 и мобильных "Куб" и "Стрела-10" до переносных установок, "расчеты которых не знают слова страх". В качественном отношении ВВС КНДР также отнюдь не являются сплошным сборищем ржавых жестянок. Правда, даже к началу 90-х годов в них оставалось еще более 150 МиГ-17 и 100 МиГ-19 (включая их китайские варианты Shenyang F-4 и F-6 соответственно), а также 50 бомбардировщиков Harbin H-5 (китайский вариант советского Ил-28) и 10 истребителей-бомбардировщиков Су-7БМК. Но уже к началу 80-х годов военная авиация приступила к новому этапу модернизации: в дополнение к имевшимся ранее 150 МиГ-21 из СССР была получена партия в 60 истребителей-перехватчиков МиГ-23П и фронтовых истребителей МиГ-23МЛ, а из КНР - 150 штурмовиков Q-5 Phanlan. Армейская авиация, имевшая лишь дна десятка вертолетов Ми-4, получила 10 Ми-2 и 50 Ми-24. В мае-июне 1988 г. в КНДР поступили первые шесть МиГ-29, к концу года завершилась передача всей партии из 30 самолетов этого типа и еще 20 штурмовиков Су-25К. Неожиданным пополнением ВВС стали в конце 80-х годов два десятка американских вертолетов Hughes 500, приобретенные окольными путями через третьи страны; они не имеют вооружения и используются для связи и воздушного наблюдения.

Устаревшая авиатехника (МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19) в те же годы передавалась "братским странам, ведущим бои против мирового империализма" - в, первую очередь Албании, а также Гвинее, Заиру, Сомали. Уганде, Эфиопии. Ираку в 1983 г. были переданы 30 истребителей МиГ-19, использовавшихся в ходе войны с Ираном. Эти же самолеты, расставленные на иракских аэродромах в качестве ложных целей, приняли на себя удар авиации многонациональных сил во время операции "Буря в пустыне".

Надо отметить, что гражданской авиации как таковой у КНДР не имеется. Любые полеты, будь то доставка продуктов и медикаментов в отдаленные районы, внутренние пассажирские рейсы или химобработка полей, выполняются самолетами и вертолетами, несущими опознавательные знаки ВВС. Основу парка этой "военно-гражданской" авиации составляют до настоящего времени около 200 Ан-2 и их китайских аналогов Y-5. До начала 70-х годов полеты в "братские страны" выполнялись на пяти Ил-14 и четырех Ил-18, затем авиапарк КНДР пополнился 12 Ан-24 (по другим данным, часть из них относится к типу Ан-32), тремя Ту154Б и "президентским" Ил-62, на котором Ким Ир Сен "свершил ряд официальных зарубежных визитов. После развала СССР воздушный флот Северной Кореи пополнился некоторым количеством гражданских самолетов, скупленных по дешевке у эсэнговских "независимых авиакомпаний"; самыми крупными из них стали несколько Ил-76. В начале 1995 г. КНДР подписала международный договор об открытии своего воздушного пространства для пассажирских рейсов иностранных авиакомпаний. В связи с этим северокорейские самолеты, совершавшие рейсы за рубеж, получили гражданскую маркировку вновь образованной авиакомпании "Чосонминхан", но управлять ими продолжают военные экипажи.

Для обучения летного состава к началу 90-х годов имелось более 100 поршневых самолетов CJ-5 и CJ-6 (китайская модификация Як-18), 12 реактивных L-39 чехословацкого производства, а также несколько десятков учебно-боевых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. Вполне естественно предположить, что подготовка пилотов для самолетов более современных типов значительно превосходит средний уровень "семи летных часов в год". К ним относятся, в первую очередь, летчики элитных 50-го гвардейского и 57-го истребительных авиаполков, вооруженных самолетами МиГ-23 и МиГ-29; они базируются вблизи Пхеньяна и осуществляют прикрытие столицы КНДР с воздуха. Немалый опыт накопили и инструкторы, обучавшие авиаспециалистов по многих странах "третьего мира". Не следует забывать и о наличии у КНДР ракет класса "земля-земля" разных типов, многие из которых выпускаются на собственных заводах. Как раз северокорейскими "Скадами" Саддам Хуссейн пугал США и Израиль во время конфликта в Персидском заливе. Тогда американцам удалось сбить своими новейшими зенитными комплексами "Пэтриот" не более 10 процентов запущенных Ираком ракет, не смотря на то, что эти пуски производились с весьма малой интенсивностью.

Так что ВВС Северной Кореи на сегодняшний все еще представляют собой довольно внушительную силу, с которой вынуждены считаться американцы.

Эта статья о ВВС Северной Кореи, см. также статью о ВВС Южной Кореи.

один из видов Вооружённых сил КНДР. Были сформированы 20 августа 1947 года. Первое боевое применение произошло 25 июня 1950 года. Самолёты Северной Кореи участвовали в Корейской войне. Основу технического парка составляют советские самолёты и вертолёты, в основном, 50-х — 70-х годов выпуска. Однако на вооружении находятся и более современные самолёты, такие как МиГ-29.

КНДР обладает около 1100 военными самолётоми и вертолётами.

История

Флаг ВВС КНДР

Формирование северокорейских военно-воздушных сил началось через несколько месяцев после освобождения Кореи от японских оккупационных войск. Этот процесс осложнялся тем, что авиабазы и авиаремонтные предприятия японской авиации располагались в основном в Южной Корее, а служившие в ВВС Японии корейцы рассматривались как изменники родины. Таким образом, подготовка кадров для авиации проводилась на базе авиаклубов в Пхеньяне, Синджу, Чхонджине. Техническое оснащение авиаклубов и инструкторов для них предоставляли советские войска, располагавшиеся после войны на территории северной Кореи. Первыми самолётами, на которых обучались корейские лётчики, были По-2, УТ-2, Як-18. Проблема квалифицированных кадров решалась также за счёт перешедших в корейскую армию офицеров-корейцев Советской армии. В авиаклубы и созданные позже военно-авиационные училища коммунисты старались привлекать наиболее грамотных юношей и девушек молодежь, в первую очередь, из числа студентов. Позднее летно-технический персонал обучался в СССР и Китае.

Деятельность новых ВВС на севере Кореи началась в конце 1947 года, когда смешанные советско-корейские экипажи стали совершаться регулярные рейсы военно-транспортных самолётов Ли-2 и C-47 из Пхеньяна в СССР и Китай.

После создания в 1948 году Корейской народной армии и образования Корейской народно-демократической республики численность ВВС стала быстро расти. К середине 1950 года военную авиацию КНДР составляла одна смешанная авиадивизия — 93 Ил-10, 1 истребительный — 79 Як-9. 1 учебный — 67 учебных самолётов и самолётов связи) и 2 авиатехнических батальона. В каждом полку было по три, четыре эскадрильи, в учебном была эскадрилья двухместных Як-11. 56-м ИАП командовал известный северокорейский летчик Ли Дон Гю, ставший во время войны асом. Транспортная авиация, скорее всего, состояла из одной эскадрильи Ли-2 и C-47. Общая численность ВВС составила 2829 человек. Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен, его советником был полковник Советской армии Петрачев.

Памятник корейским лётчикам — участникам войны 1950-1953 гг.

После начала Корейской войны ВВС КНДР обеспечивали поддержку с воздуха наступающих на юг танковых и пехотных соединений. За бои в районе Тэджона звания «Гвардейский Тэджонский» удостоился и истребительный полк ВВС КНДР. Однако после вмешательства в войну армии США и их союзников большая часть авиации КНДР была уничтожена, а остатки ВВС перелетели на территорию Китая. К 21 августа 1950 года авиация КНА все ещё имела в своём составе 21 боеготовый самолёт, из которых 20 были штурмовики и 1 истребитель. Зимой 1950-51 годов активно действовали полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 и Як-18, наносившие американцам достаточно серьёзные удары. Позднее к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские, летавшие в основном на Ла-9/Ла-11.

В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии под командованием под командованием китайского генерала Лю Чжэня. На 10 июня 1951 года в ВВС КНА имелось 136 самолётов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА. Авиация передовой линии базировалась на аэродромах Аньдун, затем к июлю 1951 года — Мяогоу и в 1952 году — Дапу, а также в Дагушань.

Основой противовоздушной обороны КНДР были советские лётчики-«добровольцы». В разное время истребительными соединениями командовали прославленные советские летчики И. Кожедуб, А. Алелюхин, А. Куманичкин, А. Шевцов и др. Основным самолётом советской истребительной авиации был тогда реактивный МиГ-15. Также по приказу Ким Ир Сена от 2 декабря 1950 года в стрелковых полках КНА в массовом порядке создавались группы «стрелков-охотников за самолётами», ведшие борьбу с самолётами противника с помощью станковых и ручных пулеметов, а также тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок.

Во время войны в Корее произошли первые воздушные бои между реактивными истребителями.

По официальным данным, ВВС КНДР сбили за войну 164 самолёта противника. Некоторые пилоты КНДР добились значительных успехов в воздушных боях:

Ким Гин Ок — 17 побед.
Ли Дон Чу — 9 побед.
Кан Ден Дек — 8 побед.
Ким Ди Сан — 6 побед.

Были среди северокорейских лётчиков и женщины-пилоты. Одна из них, командир эскадрильи Тхя Сен Хи, стала Героем КНДР.

На момент подписания перемирия 27 июля 1953 года авиация КНА количественно уже превышала довоенную и составляла порядка 350-400 самолётов, в том числе не менее 200 МиГ-15. В силу того, что аэродрому и прочая инфраструктура КНДР была разрушена бомбардировками, корейская авиация базировалась на китайской территории. Ещё до конца войны поступили первые реактивные бомбардировщики Ил-28, десять из них приняли участие в Параде победы 28 июля 1953 года над Пхеньяном.

Транспотрный Ан-2 ВВС КНДР

Началась глубокая реорганизация ВВС, сопровождавшаяся обширными поставками из СССР новой военной техники. Началось строительство десятков авиабаз, вдоль демаркационной линии с Южной Кореей создавалась единая система ПВО, зенитной артиллерией закрывались крупные города. В 1953 году начался полный переход ВВС КНДР ни реактивную технику.

Организационные изменения прошли в военной авиации. Из состава ВВС были выделены: командование ПВО, морская и армейская авиация. В подчинение штаба ПВО вошли система обнаружения воздушных целей, зенитная артиллерия и истребительная авиация. Морская авиация включала несколько истребительных эскадрилий, прикрывавших крупные порты, и небольшое количество Ил-28, предназначенных для разведки и атаки морских целей. Армейская авиация с 1953 г. вела и все гражданские авиаперевозки внутри КНДР, особенно в первые послевоенные годы. Армейская авиация получила Ан-2, Ил-12 и Як-12.

После окончания войны авиации как Северной, так и Южной Кореи участвовали в разведывательно-диверсионных операциях стран друг против друга. Авиация КНДР играла важную роль в снабжении и связи с многочисленными партизанскими отрядами, действовавшими в Южной Корее. Разведывательная деятельность и нарушение авиацией сторон демаркационной границы имели место в течение всего послевоенного периода.

МиГ-17 ВВС КНДР

После 1956 г. на вооружение ВВС поступили несколько десятков истребителей МиГ-17Ф, вертолёты Ми-4 и Ми-4ПЛ. В 1958 году корейцы получили из СССР истребители-перехватчики МиГ-17ПФ, после подписания Договора о взаимопомощи и оборонном сотрудничестве между СССР и КНДР ВВС КНДР получили в 1961-62 годах сверхзвуковые истребители МиГ-19С и зенитно-ракетные системы С-25 «Беркут», после 1965 года — истребители МиГ-21Ф и зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина».

Шестидесятые — семидесятые годы для ВВС КНДР стали временем многочисленных пограничных инцидентов с участием ВВС:

  • 17 мая 1963 г. наземными средствами ПВО над территорией КНДР был сбит американский вертолёт OH-23 8-й армии. Оба пилота были взяты в плен и были освобождены через год.
  • 19 января 1967 г. сторожевое судно Tang Po ВМС Южной Кореи было атаковано северокорейскими кораблями севернее демаркационной зоны, и затем потоплено истребителями МиГ-21.
  • 23 января 1968 г. авиация КНДР участвовала в задержании разведывательного судна ВМФ США «Пуэбло». Судно было захвачено северокорейскими моряками и отбуксировано в порт Вонсан.
  • 15 апреля 1969 г. два МиГ-17 ВВС КНДР сбили самолёт дальнего радиолокационного обнаружения ЕС-121 ВМС США. Самолёт с 31 военнослужащими на борту упал в Японское море.
  • 14 июля 1977 г. самолёты МиГ-21 сбили американский вертолёт СН-47 Chinook в воздушном пространстве КНДР. Через два дня выжившего пилота и тела трёх других членов экипажа выдали США.
  • 17 декабря 1994 г. из ПЗРК «Wha-Sung» был сбит американский вертолёт OH-58D, углубившийся на 4 мили в воздушное пространство КНДР. Один пилот погиб, второй был взят в плен и освобождён через 13 дней.

К началу 80-х годов произошла очередная модернизация ВВС. В дополнение к имевшимся ранее 150 МиГ-21, на боевую службу вступают 60 истребителей-перехватчиков МиГ-23П и фронтовых истребителей МиГ-23МЛ, а из КНР — 150 штурмовиков Q-5 Nanchang. Пополнился список вертолётов: ещё 10 Ми-2 и 50 Ми-24. В мае-июне 1988 года в КНДР поступили первые шесть МиГ-29, к концу года завершилась передача всей партии из 30 самолётов и ещё 20 штурмовиков Су-25К. В конце 80-х через третьи страны были приобретены 87 американских вертолётов Hughes MD-500, из них как минимум 60 были переделаны в боевые.

МиГ-29 ВВС КНДР

С развалом социалистического лагеря в конце 1980-х — начале 1990-х годов военная авиация КНДР стала испытывать значительные затруднения. Самолёты советского и китайского производства, находящаяся на вооружении ВВС КНДР, в своей массе физически и морально устарели, а их экипажи, обучающиеся по устаревшим методикам и в условиях острого дефицита топлива, действительно имеют мало опыта. Вместе с тем, северокорейские самолёты надёжно укрыты в подземных ангарах, а взлетно-посадочных полос для них имеется с избытком. В КНДР построены многокилометровые шоссе с бетонным покрытием и арочными железобетонными туннелями, которые в случае войны могут использоваться в качестве военных аэродромов. Исходя из этого, можно утверждать, что уничтожить северокорейскую авиацию первым ударом вряд ли удастся. Мощная система ПВО, которую американская разведка считает «самой плотной системой противоракетной и противосамолётной обороны в мире», насчитывает более 9 тысяч зенитных артсистем: от лёгких зенитно-пулеметных установок до самых мощных в мире 100-мм зенитных орудий, а также самоходные зенитные установки ЗСУ-57 и ЗСУ-23-4 «Шилка». Имеется несколько тысяч пусковых установок зенитных ракет — от стационарных комплексов С-25, С-75, С-125 и мобильных «Куб» и «Стрела-10» до переносных установок. Для обучения летного состава к началу 90-х годов имелось более 100 поршневых самолётов CJ-5 и CJ-6, 12 реактивных L-39 чехословацкого производства, а также несколько десятков учебно-боевых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. На них, в первую очередь, летают летчики элитных 50-го гвардейского и 57-го истребительных авиаполков, вооружённых самолётами МиГ-23 и МиГ-29; они базируются вблизи Пхеньяна и осуществляют прикрытие столицы КНДР с воздуха. Немалый опыт накопили и инструкторы, обучавшие авиаспециалистов во многих странах «третьего мира». ВВС Северной Кореи на сегодняшний день представляют собой довольно внушительную силу, с которой вынуждены считаться вероятные противники.

Более полувека назад закончился один из самых кровопролитных военных конфликтов второй половины прошлого века — война на Корейском полуострове. Она продолжалась более трех лет и унесла сотни тысяч жизней. После нее разрушенными оказались 80% транспортной и промышленной инфраструктуры обеих корейских государств, миллионы корейцев лишились домов или стали беженцами. Юридически эта война продолжалась еще многие десятилетия, поскольку договор о примирении и ненападении между Южной Кореей и КНДР был подписан только в 1991 году.

С тех пор Корейский полуостров остается постоянным очагом напряжения. Ситуация в этом регионе то успокаивается, то опять накаляется до опасного градуса, угрожая перерасти во Вторую Корейскую войну, в которую неминуемо окажутся втянуты соседние страны, включая США и Китай. Ситуация еще более ухудшилась после того как Пхеньян получил ядерное оружие. Теперь каждое ракетное или ядерное испытание, которое проводит Корейская народно-демократическая республика, вызывает нешуточный международный ажиотаж. В последнее время подобные обострения происходят с периодичностью раз в один-два года.

В 2019 году очередной корейский кризис совпал с началом работы на своем посту нового президента США Дональда Трампа, который еще во время избирательной компании обещал американцам раз и навсегда решить проблему КНДР. Однако несмотря на воинственную риторику и значительное наращивание ударных сил в регионе, американцы так и не отважились начать крупномасштабную войну на полуострове. В чем причина? Почему американская армия – безусловно, самая сильная на планете сегодня – так и не решилась начать военные действия?

Ответ очень прост. За шестьдесят с лишним лет северные корейцы сумели создать одну из сильнейших и самых многочисленных армий в мире , схватка с которой станет серьезным испытанием для любого противника. Сегодня КНДР имеет под ружьем миллион человек, многочисленные военно-воздушные силы, баллистические ракеты и внушительный подводный флот.

Северная Корея – последнее коммунистическое тоталитарное государство на планете, по строгости режима она даже превосходит СССР сталинского периода. Здесь до сих пор действует плановая экономика, время от времени случается голод, несогласных отправляют в концлагеря, а публичные расстрелы для северных корейцев – это обычное дело.

КНДР закрытая страна, иностранцы редко посещают ее, и сведения о состоянии северокорейской экономики засекречены. Еще сложнее получить информацию об армии Северной Кореи, ее численности и вооружении.

По мнению экспертов, армия КНДР сегодня занимает четвертое место (некоторые говорят о пятом) в мире по численности. Парад армии КНДР – это действительно впечатляющее зрелище, переносящее зрителя в прошлое столетие. Северная Корея давно находится под международными санкциями, которые периодически усиливают после проведения Пхеньяном очередного ракетного запуска или ядерного взрыва.

Военный бюджет Северной Кореи небольшой по причине бедственного экономического положения этой страны. В 2013 году он составлял всего лишь 5 млрд долларов. Однако за последние десятилетия КНДР превращена в один огромный военный лагерь, постоянно ожидающий нападения со стороны Южной Кореи или США.

Итак, какими силами располагает нынешнее руководство КНДР, что представляют собой вооруженные силы этой страны, каков ядерный потенциал Пхеньяна? Однако прежде чем перейти к рассмотрению современного состояния вооруженных сил Северной Кореи, следует сказать несколько слов об их истории.

История армии КНДР

Первые корейские военизированные формирования были созданы еще в начале 30-х годов прошлого столетия на территории Китая. Ими руководили коммунисты и сражались корейцы против японских оккупантов. К концу Второй Мировой войны Корейская народная армия имела численность 188 тыс. человек. Одним из командиров армии был Ким Ир Сен – фактический создатель КНДР и первый из династии Кимов, правящей без малого полвека.

После окончания войны Корея была разделена на две половины – северную, которая находилась под контролем СССР, и южную, фактически оккупированную американскими войсками. 25 июня 1950 года северокорейские войска, имея значительное превосходство в живой силе и технике, перешли 38-ю параллель и двинулись на юг. Первоначально кампания складывалась для Севера очень удачно: через три дня пал Сеул, а вскоре вооруженные силы коммунистов захватили до 90% территории Южной Кореи.

Под контролем южнокорейского правительства оставалась лишь небольшая территория, известная под названием Пусанский периметр. Однако северянам не удалось молниеносно разгромить противника, и вскоре на помощь южным корейцам пришли западные союзники.

В сентябре 1950 года в войну вмешались американцы, в считанные недели окружив и разгромив северокорейскую армию. Спасти КНДР от полного поражения могло только чудо, и оно случилось. В конце 1950 года многотысячная армия китайцев перешла границу Северной Кореи и отбросила американцев и южных корейцев далеко на юг. Сеул и Пхеньян вернулись под контроль Севера.

Боевые действия с переменным успехом продолжались до 1953 года, к этому времени линия фронта более-менее стабилизировалась около старой границы двух Корей – 38-й параллели. Поворотным моментом войны стала смерть Сталина, вскоре после которой Советский Союз принял решение выйти из конфликта. Китай, оставшись один на один с западной коалицией, согласился на перемирие. Но мирный договор, обычно завершающий любой вооруженный конфликт, между КНДР и Республикой Корея не подписан до сих пор.

На протяжении последующих десятилетий Северная Корея продолжала строить коммунизм, основными ее союзниками были Советский Союз и Китай. Все это время северные корейцы вкладывали значительные средства в развитие вооруженных сил и военно-промышленного комплекса. Ситуация в КНДР значительно ухудшилась после крушения социалистического лагеря и введения против страны западных санкций. В 2013 году во время очередного обострения руководство КНДР разорвало все договоры о ненападении со своим южным соседом, а также аннулировало договор о денуклеаризации полуострова.

Согласно разным оценкам, в настоящее время численность армии КНДР составляет от 850 тыс. до 1,2 млн человек. Еще 4 млн человек находятся в непосредственном резерве, всего же к воинской службе пригодны 10 млн человек. Население КНДР насчитывает 24,7 млн человек. То есть, в северокорейских вооруженных силах проходит службу 4-5% населения, что можно назвать настоящим мировым рекордом.

Армия Северной Кореи призывная, служат в ней и мужчины, и женщины. Срок службы составляет от 5 до 12 лет. Призывной возраст – 17 лет.

Общее руководство силовой и оборонной сферой Северной Кореи, согласно конституции страны, осуществляет Государственный комитет обороны (ГКО), главой которого является современный лидер страны Ким Чен Ын. ГКО контролирует работу Министерства народных вооруженных сил, а также других силовых ведомств. Именно Комитет обороны может объявлять в стране военное положение, проводить мобилизацию и демобилизацию, управлять резервами и ВПК. В состав военного министерства входят несколько отделов: Политический, Оперативный и отдел тылового обеспечения. Непосредственное оперативное управление вооруженными силами КНДР осуществляет Генеральный штаб.

Вооруженные силы КНДР состоят из:

Кроме того, свои войска имеются у Министерства охраны госбезопасности и Министерства общественной безопасности. Существует также и другие военизированное формирование: Рабоче-крестьянская Красная гвардия, Молодежная Красная гвардия, различные народные дружины.

Большая (и лучшая) часть вооруженных сил страны развернута в непосредственной близости от демилитаризованной зоны.

Северная Корея имеет весьма развитый военно-промышленный комплекс. Он способен обеспечить вооруженные силы страны практически всей номенклатурой оружия и боеприпасов, за исключением боевых и транспортных самолетов.

Сухопутные войска

Основу вооруженных сил КНДР составляют сухопутные силы. Основными структурными объединениями сухопутных войск являются бригада, дивизия, корпус и армия. В настоящее время в состав северокорейской армии входит 20 корпусов, среди которых 4 механизированных, 12 пехотных, один бронетанковый, 2 артиллерийских и корпус, обеспечивающий оборону столицы.

Цифры относительно количества боевой техники, находящейся на вооружении сухопутных сил армии КНДР, сильно разнятся. В случае войны северокорейские генералы смогут рассчитывать на 4,2 тыс. танков (легких, средних и основных), на 2,5 тыс. бронетранспортеров и на 10 тыс. артиллерийских орудий и минометов (по другим данным 8,8 тыс.).

Кроме того, на вооружении сухопутных сил КНДР находится большое количество реактивных систем залпового огня (от 2,5 тыс. до 5,5 тыс. единиц). Располагают ВС Северной Кореи и оперативно-тактическими, а также тактическими ракетными комплексами, общее их количество составляет 50-60 единиц. На вооружении армии КНДР находятся более 10 тыс. зенитных артиллерийских установок и примерно столько же ПЗРК.

Если говорить о бронетехнике, то большая ее часть представлена устаревшими советскими образцами или их китайскими копиями: танки Т-55 , ПТ-85, «Покпхунхо» (местная модификация ), БМП-1 , БТР-60 и БТР-80 , БТР-40 (несколько сотен штук) и VTT-323, созданных на базе китайского БМП VTT-323. Есть информация, что Корейская народная армия до сих пор использует даже советские Т-34-85 , сохранившиеся со времен Корейской войны.

Северокорейские сухопутные войска располагают большим количеством различных противотанковых ракетных комплексов, большинство из них – это старые советские образцы: «Малютка », «Шмель », « », « ».

Военно-воздушные силы

Численность ВВС Корейской народной армии составляет примерно 100 тыс. человек. Срок службы в ВВС и войсках ПВО составляет 3-4 года.

ВВС КНДР состоит из четырех командований, каждое из которых отвечает за собственное направление, и шести авиационных дивизий. На вооружении военно-воздушных сил страны находится 1,1 тыс. самолетов и вертолетов, что делает их одними из самых многочисленных в мире. ВВС Северной Кореи располагает 11 авиационными базами, большинство из которых расположено рядом с южнокорейской границей.

Основу авиационного парка ВВС составляют устаревшие самолеты советского или китайского производства: МиГ-17 , МиГ-19 , МиГ-21 , а также Су-25 и МиГ-29 . То же самое можно сказать и о боевых вертолетах, подавляющее большинство из них – это советские машины , Ми-4 , Ми-8 и Ми-24 . Есть еще и 80 вертолетов «Хьюз-500Д».

Северная Корея имеет довольно мощную систему ПВО, в состав которой входит около 9 тыс. различных артиллерийских зенитных систем. Правда, все северокорейские ЗРК – это советские комплексы 60-х или 70-х годов прошлого столетия: С-75, С-125, С-200, ЗРК «Куб». При этом следует отметить, что этих комплексов у КНДР много (около тысячи единиц).

Военно-морские силы

Военно-морской флот Северной Кореи имеет численность примерно 60 тыс. человек (на 2012 год). Он разделен на две составные части: Флот восточного моря (действует в Японском море) и Флот западного моря (предназначен для решения боевых задач в Корейском заливе и Желтом море).

Сегодня в состав ВМС Северной Кореи входит примерно 650 кораблей, их суммарное водоизмещение превышает 100 тыс. тонн. КНДР имеет достаточно мощный подводный флот. В его состав входят около ста субмарин разного типа и водоизмещения. Подводный флот КНДР способен нести баллистические ракеты с ядерной боевой частью.

Большая часть корабельного состава ВМС КНДР представлена катерами различных видов: ракетными, торпедными, артиллерийскими и десантными. Однако есть и более крупные суда: пять корветов с управляемыми ракетами, почти два десятка малых противолодочных кораблей. Основная задача военно-морских сил Северной Кореи – прикрытие побережья и прибрежной зоны.

Силы специальных операций

Вероятно, КНДР имеет наиболее многочисленные Силы специальных операций в мире. Различные источники оценивают их численность от 80 до 125 тыс. военнослужащих. В задачи сил входят разведывательные и диверсионные операции, противодействие спецподразделениям США и Южной Кореи, организация партизанского движения в тылу противника.

В состав ССО КНДР входят разведывательные подразделения, легкая пехота и снайперские части.

Ракетные войска

В 2005 году КНДР официально объявила о создании собственного ядерного оружия. С тех пор одним из приоритетов военно-промышленного комплекса страны является создание ракет, способных нести ядерную боевую часть.

Часть ракетного вооружение ВС КНДР – старые советские ракеты или их копии. Например, «Хвасон-11» или «Токса» - тактическая ракета, копия советской «Точки-У » с дальностью полета 100 км или «Хвасон-5» - аналог советской ракеты Р-17 с дальностью полета 300 км.

Однако большинство северокорейских ракет — собственной разработки. КНДР изготавливает баллистические ракеты не только для нужд своей армии, но и активно экспортирует их. Зарубежные эксперты считают, что за последние 20 лет Пхеньян продал около 1,2 тыс. баллистических ракет различных типов. Среди его покупателей Египет, Пакистан, Иран, ОАЭ, Сирия и Йемен.

Сегодня на вооружении ВС КНДР находятся:

  • Ракета малой дальности «Хвасон-6», принятая в эксплуатацию в 1990 году. Она представляет собой улучшенную модификацию ракеты «Хвасон-5» с дальностью полета до 700 км. Считается, что в настоящее время на вооружении находится от 300 до 600 таких ракет;
  • Ракета средней дальности «Хвасон-7». Принята на вооружение в 1997 году, может поражать цели на дистанции в 1300 км;
  • Ракета средней дальности «Но-Донг-2», она была принята на вооружение в 2004 году, дальность ее полета – 2 тыс. км;
  • Баллистическая ракета средней дальности «Хвасон-10». Находится на вооружении с 2009 года, дальность полета – до 4,5 тыс. км. Считается, что сегодня Пхеньян может иметь до 200 таких ракет;
  • Межконтинентальная баллистическая ракета «Хвасон-13» с дальностью полета до 7,5 тыс. км. Впервые была показана на параде в 2012 году. «Хвасон-13» может достигать территории США, что, естественно, вызывает большую озабоченность у американцев. Также следует отметить, что КНДР входит в клуб космических государств. Еще в конце 2012 года на земную орбиту был выведен искусственный спутник «Кванмёнсон-3».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В наше время КНДР частенько сравнивают с великим и страшным Мордором. Как и о последнем, о Корее практически ничего не известно, но все знают, как тяжело и страшно там жить. Между тем хотя и уступает по Республике Корея, значительно превосходит по этому показателю ту же Индию, Пакистан, да и некоторые страны Восточной Европы. Кроме того, КНДР являются одними из наиболее мощных, пусть и вооружены они далеко не самым современным оружием.

Нет помощи и нет надежды?

Как и вся экономика этого закрытого государства, ее ВС строятся по весьма неглупому принципу. На русский он переводится как «опора на собственные силы». Конечно, эта страна в свое время получала военную помощь от СССР и Китая. Вот только сейчас «лафа» закончилась: Пхеньяну попросту нечем платить России за новую технику, а КНР не в восторге от «идей чучхе», хоть официально их поддерживает. Впрочем, есть одна страна, которая действительно помогает КНДР. Речь идет об Иране. Подозревают, в частности, что именно от КНДР получили технологии, позволившие создать ядерное оружие.

Таким образом, не стоит недооценивать корейцев. Страна имеет мощный промышленный комплекс, который может производить с нуля практически все типы более-менее современного вооружения. Не могут корейцы делать только самолеты и вертолеты, но легко занимаются их отверточной сборкой при условии наличия импортных комплектующих. Так как КНДР - государство крайне закрытое, точных сведений об имеющихся там войсках и технике нет, вся информация приблизительная, основанная на оценках аналитиков.

Но не стоит недооценивать их работу и работу разведки: в последние годы мы узнали немало секретов, которые хранит армия КНДР. Численность войск чучхе, кстати, составляет около 1,2 млн человек! У нашей страны размер армии примерно такой же, но вот если сравнивать размеры государств… Считается, что у северян служит едва ли не каждый третий взрослый мужчина и женщина. Но! КНДР значительно уступает таковому показателю у Юга. Преимущество КНДР в том, что практически все взрослое и дееспособное население страны так или иначе имеет отношение к армии, а вот в РК ситуация с этим намного плачевнее. Так что силы противников примерно равны.

В настоящее время министр Вооруженных сил КНДР - Хён Ён Чхоль. Кстати, не так давно в прессе РК и мировых СМИ старательно муссировались слухи о том, что его расстреляли… Вот только «невинно убиенный» министр вскоре после этого появился на экранах и наглядно продемонстрировал, что слухи о его смерти были несколько преувеличены.

Ракетные войска

Известно, что северяне имеют немало ядерных ракет с приличной дальностью. Есть сведения о трех дивизионах «Нодон-1». Каждая такая ракета может нести ядерную боеголовку на расстояние не менее 1,3 тысячи километров. Имеется также целый «выводок» оружия, созданного на базе советской модели Р-17. Среди них - ракеты «Хвасонг-5» (дальность не менее 300 километров). Несколько лучше модель «Хвасонг-6» (дальность действия - до 500 километров). Не обошли вниманием корейцы и ракету «Точка-У», создав на ее основе KN-02. Есть на вооружении КНДР и настоящий антиквариат в виде модели «Луна-М».

В последние годы поступали также сведения о том, что в стране полным ходом идет разработка межконтинентальных ракет модели «Тэпходон». Практически все специалисты сходятся во мнении, что Вооруженные силы КНДР не имеют специалистов, способных создавать ядерные боеголовки для них. Дело в том, что такие боевые части ракет имеют чрезвычайно жесткие требования к надежности и устойчивости к перегрузкам, а таких технологий нет даже у того же Ирана.

Два эшелона обороны

Сразу заметим, что костяком корейской эшелонированной обороны являются спецвойска, причем в таких количествах, которые другим странам даже не снились. Известно, что в силах специальных операций северян числятся до 90 тысяч человек, так что они вполне могут опережать по этому показателю даже США. Есть как сухопутный, так и морской спецназ. Конечно, и другие войска у северян имеются в избытке. Вот так в общих чертах устроены Вооруженные силы КНДР, состав которых более подробно будет рассмотрен далее.

Первый эшелон их располагается на границе с Южной Кореей и состоит из пехотных и артиллерийских формирований. В случае если первой в войну вступит именно Северная Корея, Вооруженные силы КНДР должны будут приступать к прорыву пограничных укреплений южан. Если же войну начнут последние, этот же эшелон станет преградой, препятствующей проникновению в глубь страны войск противника. В первом эшелоне числятся четыре пехотных и один артиллерийский корпус. В состав пехотных подразделений входят танковые и авиационные полки, а также отделения самоходных артиллерийских установок.

Во втором эшелоне находятся наиболее мощные танковые и прочие моторизированные подразделения. Его задача при вступлении в войну КНДР первой - развить прорыв и уничтожать те группы противника, которые будут оказывать сопротивление. В случае если на северян нападут южане, танковые соединения должны будут ликвидировать прорвавшиеся войска врага, которым удастся пройти сквозь первый эшелон. В состав этих подразделений входят не только танковые и самоходные полки, но и отделения РСЗО.

Третий и четвертый эшелоны

В этом случае армия КНДР не только должна защищать сам Пхеньян, но и является учебной базой. В состав входит пять пехотных и один артиллерийский корпус. Имеются танковые, мотопехотные полки, несколько отделений РСЗО и ПРО. Четвертый эшелон располагается на границе с КНР и Россией. Сюда относятся отделения танкистов, самоходчиков, зенитчиков, артиллеристов, легкой пехоты. Как и третий, четвертый эшелон является учебным и резервным.

Броня крепка

Считается, что армия КНДР имеет не менее пяти тысяч ОБТ и около полутысячи легких танков. Костяк составляет около трех тысяч Т-55 и их китайских клонов (Тип-59). Также имеется около тысячи Т-62. Они послужили основой для создания собственной корейской модели «Чонма». Скорее всего, этих машин в войсках насчитывается значительно меньше тысячи единиц.

Не стоит считать, что на вооружении корейцев стоит только «антиквариат». Есть более-менее современная разновидность ОБТ, называемая «Покпун-хо». Этот танк также ведет свою родословную от старичка Т-62, но при его создании использовались технологии, лежащие в основе значительно более современных Т-72 и Т-80.

В качестве вспомогательного вооружения представлен КПВТ, оснащенный мощной 125-миллиметровой пушкой. Отступая от темы, скажем, что данный пулемет у северян вообще пользуется непередаваемым почетом. Для превентивной защиты от вражеской бронетехники может быть использован ПУ ПТРК «Балсо-3» (не что иное, как наш «Корнет») и ПЗРК «Хва Сон Чон» (абсолютный аналог «Иглы-1»). Сложно сказать, как все это поведет себя в бою, но больше ни один танк в мире такого вооружения не имеет в принципе. Предположительно, армия КНДР имеет не более 200-300 танков «Сонгун-915».

Легкая броня

На вооружении страны имеется около 500 легких советских ПТ-76, а также около сотни ПТ-85 «Шиньхэнь» (созданный на базе советского плавающий танк, оснащенный 85-миллиметровым орудием). Сколько у корейцев БМП-1, неизвестно, но наверняка много. Не меньше и БТР. Предполагается, что у КНДР есть не менее тысячи совсем уж антикварных БТР-40 и БТР-152. Но все же имеется около 150 аналогов советского БТР-80А (как советских машин, так и собственных разработок).

Боги войны

На вооружении армия КНДР имеет не менее пяти тысяч САУ, около четырех тысяч буксируемых орудий, примерно восемь тысяч минометов различных конструкций, примерно столько же - систем РСЗО. Настоящая гордость северян - М-1973/83 «Чучхе-по» (170 мм). Эти стволы позволяют легко доставать до территории южан из глубокого тыла.

Таким образом, по уровню оснащенности армия КНДР, вооружение которой мы рассматриваем, находится на довольно высоком уровне. Все бы хорошо, но вся эта техника (по большей части) очень сильно устарела. Но не стоит презрительно морщиться. По количеству артиллерийских орудий КНДР находится на втором месте в мире, уступая эту честь только НОАК. Даже если войска РК при поддержке США и двинутся в бой, эти пушки способны создать в прифронтовой полосе настоящее море огня. Здесь не поможет даже американская авиация. Подавить все это можно только направленным ядерным ударом, а на такое вряд ли кто-то пойдет.

Авиация «на подхвате»

Вооруженные силы КНДР, фото которых неоднократно встречаются в статье, оснащены сравнительно неплохо, но вот с авиацией у северян настоящая беда. Всего на вооружении Севера имеется не более 700 самолетов. Все бомбардировщики и штурмовики очень старые, практически ровесники века. В качестве истребителей используются уж совсем допотопные МиГ-21... и даже МиГ-17. Понятно, что ни с одним современным самолетом этого класса им невозможно тягаться чисто физически. Но все же имеются данные, что в КНДР есть некоторое количество МиГ-29. Но никаких точных сведений о числе и базировании этих самолетов нет.

Транспортников Вооруженные силы Корейской Народно-Демократической Республики не имеют вовсе. Как ни странно, в стране есть некоторое количество Ил-76, Ту-154 и подобных самолетов, но все они предназначаются исключительно для перевозки высокопоставленных государственных лиц, а также для экстренных перебросок каких-то особенно нужных грузов. Известно, что у северян имеется около 300 Ан-2 («кукурузников»), а также некоторое количество их китайских копий. Самолеты эти предназначены для скрытной переброски групп спецназа. Кроме того, ВВС корейцев насчитывают что-то около 350 многоцелевых и ударных вертолетов. Среди них есть не только советские Ми-24, но и несколько американских моделей, для приобретения которых пришлось задействовать целую цепочку посредников.

ПВО

Итак, чем же закрывает небо армия КНДР? Вооружение ПВО принадлежит ВВС (даже наземные части). В составе имеются действительно антикварные модели, включая ЗРС С-75, С-125. Наиболее современным является комплекс ЗРС С-200. Впрочем, на вооружении стоит также KN-06, который представляет собой местную вариацию российской С-300. Имеется также не менее шести тысяч ПЗРК (в основном «Иглы»), а также до 11 тысяч разного рода зенитных орудий и ЗСУ.

В отличие от сухопутных войск, устаревшая техника которых более-менее может справляться с поставленными перед ней задачами, в авиации все плохо. Практически все машины являются очень старыми, они совершенно не приспособлены для современных условий ведения боя. Опять-таки даже фактор количества здесь практически не играет никакой роли, потому как даже устаревших самолетов у корейцев попросту мало. Впрочем, совсем сбрасывать авиацию со счетов попросту глупо: большое количество гор, сложный ландшафт и прочие факторы позволят в случае необходимости с высокой эффективностью использовать даже этот «зоопарк» технического антиквариата.

Так что армия КНДР, численность которой указана выше, в случае начала полномасштабных боевых действий наверняка доставит много проблем противникам.

Южная Корея

Войска южан обучены американцами, да и вооружены их же оружием. Принято считать, что армия РК намного меньше, нежели чем у ее воинственного северного соседа, но это совсем не так: да, численность постоянно мобилизованных не превышает 650 тысяч, но в резерве есть еще 4,5 миллиона человек. Словом, силы по человеческому ресурсу практически равны. Кроме того, на территории РК постоянно дислоцированы подразделения американской армии. А потому неудивительно, что сама структура войск южан заметно отличается от привычного нам советского построения. Так что Вооруженные силы КНДР и РК представляют собой два антипода: северяне обладают многочисленным, но устаревшим оружием, тогда как юг имеет меньше «средств демократизации», но качество вооружения у них много лучше.

Наиболее многочисленными являются сухопутные войска, в рядах которых служит до 560 тысяч человек. Их классификация весьма сложна, в состав «сухопутки» входят бронетанковые, химические, артиллерийские соединения, части радиологической защиты, ПВО, прочие разновидности войск. Итак, чтобы провести сравнение Вооруженных сил КНДР и Южной Кореи, нам будет небесполезно узнать о тех ресурсах, которыми обладает Юг.

Основные сведения по вооружению

Танков у южан имеется не менее двух тысяч единиц. Артиллерийских стволов - порядка 12 тысяч. Противотанковая артиллерия, включая ПТРК, - также около 12 тысяч. Имеется около тысячи зенитных комплексов. Также одной из основных ударных сил являются около полутора тысяч БМП различных модификаций. К сухопутным же войскам приписано не менее 500 боевых ударных вертолетов.

Всего насчитывается 22 дивизии. Они поделены на три армии, руководство которых является одновременно начальством над всеми учебными заведениями, в которых готовятся молодые кадры для армии. Заметим, что именно сухопутные войска являются ядром системы общей безопасности РК и США, причем командование объединенными корейскими и американскими силами осуществляется посредством общего командного центра, работают в котором офицеры обеих стран.

Взаимодействие армий

Конечно, Вооруженные силы КНДР и Южной Кореи в равной степени понимают важность взаимодействия между различными в бою, но южане подошли к этому вопросу с большим старанием. Практически постоянно проводятся учения, на которых отрабатывается практика взаимодействия между армиями и войсковыми подразделениями, причем работа ведется не только с США, но также Японией и прочими союзниками РК в данном регионе.

Ставка на современность

Южане опираются на самые новые разработки в области военной науки и технологий. Особое внимание уделяется совершенствованию войсковой разведки и связи. Причем упор делается не только на собственные разработки, но и на те образчики, которые были приобретены у США в виде готовых изделий или технологий. Именно у американцев были куплены пусковые комплексы ПУ М270 и М270А1, с которых можно запускать американские же ракеты ATACMS первой модификации и ATACMS модификации 1А. В первом случае дальность огня - 190 километров, во втором - 300 километров.

Проще говоря, Вооруженные силы КНДР и Республики Корея в этом плане полностью равнозначны: они могут достать столицы противника со своей территории, не прикладывая к тому особенно много усилий. Северянам для этой цели приходится модернизировать старинные советские разработки, тогда как правительство Юга предпочитает просто покупать все обходимое у своих союзников. Шаг, впрочем, весьма спорный.

Армия РК не слишком любит раскрывать сведения о своем вооружения. Известно лишь, что южане имеют не менее 250 пусковых установок обеих модификаций. Кроме того, имеются сведения о ведущихся разработках в области создания собственного ракетного оружия.

Новая броня

Все наиболее мощные армии в регионе, то есть армия КНДР и Южной Кореи, придают огромное значение созданию и развитию мощных бронетанковых войск. Но если у северян нет ресурсов для создания собственных танков с нуля, то у РК такие возможности имеются. Именно так была создана модель К1А1 («Черная пантера»). Предшественником нового танка послужила старая модификация KI. Заметим, что оставшиеся 200 единиц этих танков в настоящее время проходят модернизацию до уровня «Пантер». Гордостью южан являются 155-миллиметровые самоходные гаубицы К-9 их собственной разработки, отличающиеся прекрасной скорострельностью и точностью стрельбы.

Кроме того, сейчас ведутся работы по созданию южнокорейских боевых машин "Пихо" и ЗРК "Чхонма". Ранее созданные корейцами БМП К200А1 продолжают сравнительно активно поставляться в войска. Парк боевой авиации также продолжает обновляться: в частности, недавно стало известно о полной модернизации парка ударных вертолетов. Кроме капитального ремонта имеющихся машин руководство РК намерено закупить за границей новые. Также южане всерьез хотят избавиться от допотопных UH-1 "Ирокез" и "Хьюз" 500MD, а потому одновременно начали вестись работы по созданию нового многоцелевого вертолета военного и гражданского назначения.

Беспилотная авиация

Еще в 2001 году РК совместно с Израилем создала БПЛА модели "Найт Ингрудср". Это многофункциональный аппарат, который может использоваться в военных и мирных целях, в том числе для разведки, нанесения ударов по локальным целям, метеорологических исследований и т. д. В 2010 году были сформированы несколько батальонов БПЛА, в каждом из которых имеется по 18-24 дрона и до 64 единиц транспортной и коммуникационной техники. Все эти меры позволили резко улучшить взаимодействие между различными родами войск за счет прекрасно поставленной разведки.

В конце сентября в КНДР прошло первое авиашоу "Авиационный фестиваль дружбы народов" в городе Вонсан на восточном побережье страны на базе нового аэропорта Калма. Мне удалось посетить это мероприятие, вот несколько снимков.



2. Подобные мероприятия в облегченном формате проводятся в Северной Корее регулярно, туристы со всего мира приезжают посмотреть на классическую советскую гражданскую авиацию. Это единственное место на земле где турист может полетать на Ил-62М, Ту-154Б, Ту-134, Ил-18.


3. На авиашоу впервые публично была продемонстрированна военная авиация КНДР. Хозяева показали самые современные образцы техники находящиеся на вооружении, истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25. Для любителей авиации настоящим подарком стали легендарные МиГ-21бис.


4. Местные жители на фестивале.


5. После церемонии открытия фестиваля в небе появились Хьюзы.


6. Hughes 369E вертолеты американского производства, были приобретены в США окольными путями в середине восьмидесятых годов.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13. Без преувеличения, интерес местных жителей к авиашоу был огромным. Кроме специально выделеных площадей, для посетителей на территории аэродрома, народ наблюдал за происходящим с окресных сопок. Прямо как у нас на МАКСе, наверняка там шашлычки жарили, корейцы тоже любят шашлычки:)


14. Илюшин Ил-62М, регистрационный номер Р-885, серийный номер 3933913. По данным ресурса russianplanes, самолет построен 1979 году Казанским авиационным производственным объединением им. Горбунова (КАПО).


15. За самолетом возвышаются очертания горного участка Кымгансан, сразу за которым начинается Корея Южная где в эти дни также проходило авиашоу. "Совпадение? Не думаю" (с)


16. Ил-62 первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, флагман Аэрофлота, ныне корейской авиакомпании Air Koryo.


17.


18.


19. Ан-24


20.


21. Местная пресса. Также на фестивале была аккредитована масса иностранных журналистов, заметил Рейтерс, Франс Пресс. Россию представлял корреспондент ТАСС Юрий Сидоров, который живет в КНДР не первый год, объему знаний об этой стране позавидует любой кореевед. Еще были наши дипломаты с семьями, видимо приехали отдохнуть.


22. Местные фотографы поголовно сидят на Никонах. Это те самые ребята чьи фото/видео материалы мы так любим рассматривать.


23.


24. Экипаж транспортника Ил-76


25.


26.


27.


28. Штурмовик Су-25 "Грач". На красных табличках написано что технику лично осматривал глава государства. Заголовник оформлен очень самобытно, в Азии такое любят. Пушка хромированна, фонарь зачихляется бархатом. Красиво!


29.


30.


31. Вся "техничка" на русском языке.


23. Поскольку русская цивилизация больше не оказывает влияние на этот регион, знание русского языка постепенно уходит.


33.


34. Военная авиация недавно получила модный серенький камуфляж, раньше самолеты носили зеленую "термоядерную" окраску.


35.


36. Посадка, выход тормозного парашюта.


37.


38. Иностранные споттеры возбудились на Ми-8, как мало надо людям для счастья.


39. Ми-8, контрольное висение.

Восьмерка безусловно машина интересная и заслуженная, но теплилась надежда что хозяева покажут Ми-4, этот вертолет произвел бы настоящий фурор. В стране эксплуатируются машины которых в рабочем "живом" состоянии больше нигде в мире не осталось: Ил-28, Су-7, МиГ-15. Думаю, было бы не плохо передать нам в парк "Патриот" один экземпляр МиГ-15 с бортовым номером 325, например.


40. Р-750 XSTOL из Новой Зеландии.


41. Илюшин Ил-18Д, P-835, серийный номер 188011205. Построен на Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» в 1969 году.


42.


43. МиГ-29, истребители поставлялись в КНДР в конце 80-х годов.


44.


45.


46.


47.


48. Опознавательный знак ВВС КНДР на МиГ-29. "Трубины" чтож поделать!?


49. Ан-2


50. На шильдике прикрепленном к двигателю обозначения на русском языке, т.е. это не "китаец".


51. Пролет на фоне сооружения с которого командование наблюдает за проведением воздушных парадов и учений, с обратной стороны которого открывается замечательный вид на Японское море.


52. На "Кукурузниках" так же как и на гражданских бортах активно катали всех желающих.


53.


54.


55. Ту-154Б, летает с 1976 года. Говорят, это старейший летающий Ту-154!


56.


57.


58. Хедлайнеры фестиваля МиГ-21бис.


59.


60.


61.


62.


63. МиГ-21 — советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Так же надо заметить что у соседей, Южной Кореи и Японии, на вооружении стоит ровесник Мига американский F-4 Phantom II.



64.


65.


66.


67. На посадке девушка допустила ошибку и ударила гребнем о бетонку, но все обошлось благополучно. Это был единственный инцидент на авиашоу.


68. 21-е Миги покрыты множеством слоев краски, зачем так сделано непонятно, в результате после полета краска начинает отваливаться кусками, см. подфезюляжный гребень.


69. Честно говоря, перед началом фестиваля, ожидал увидеть МиГ-21 в неокрашеном виде.
Миг должен "Греметь огнем, сверкая блеском стали" как на картинке


70. Данная эмблема вероятно имеет значение такое же как наш знак "Гвардия". На красном флаге изображен символ правящей партии ТПК и гора Пэктусан.


71. Выход к прессе.


72.


73.


74. Самое интересное место можно было наблюдать только издалека. 92-й борт был резервным у мигарей, видимо.


75. УАЗик "Таблетка" и МиГ-21, классика.


Видеосюжет местного Первого канала.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...